Принцип неотвратимости административного наказания

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Принцип неотвратимости административного наказания". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Статья 2.8. Принцип неотвратимости административной ответственности

Статья 2.8. Принцип неотвратимости административной ответственности

1. Суд, орган, должностное лицо, осуществляющее производство по делам об административных правонарушениях, обеспечивает неотвратимость административной ответственности.

2. Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административного наказания в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом.

>
Принцип недопустимости повторного административного наказания за одно и то же административное правонарушение
Содержание
Проект федерального закона N 703192-6 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Общая часть)».

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 3.1. Цели административного наказания

Статья 3.1. Цели административного наказания

1. Часть 1 ст. 3.1 дает легальное определение административного наказания. Оно:

а) представляет собой меру ответственности. Это означает, что лицо, подвергнутое административному наказанию, должно претерпеть определенные неблагоприятные для себя правовые последствия (например, лишиться части своих денежных средств при уплате административного штрафа, лишиться права занимать определенные должности при дисквалификации);

б) устанавливается государством (т.е. Российской Федерацией или ее субъектами). При этом нужно учесть, что:

— Российская Федерация устанавливает административное наказание исключительно в нормах самого КоАП (что и сделано в ст. 3.2, см. коммент. к ней), но не других федеральных законах;

— некоторые виды административного наказания могут быть установлены и в законах субъектов Российской Федерации (такие, как предупреждение и административный штраф), но не в иных правовых актах субъектов Российской Федерации. Например, в г. Москве виды административных наказаний и порядок зачисления административных штрафов в бюджет г. Москвы — предусмотрены в ст. 1.2 и 1.3 КоАП Москвы;

в) назначается только при совершении лицом административного правонарушения (см. об этом понятии коммент. к ст. 2.1).

2. В правилах ч. 1 ст. 3.1 указаны также цели административного наказания, а именно предупредить (т.е. не допустить совершения) административное правонарушение. При этом различается:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

— общее предупреждение. Суть его состоит в том, что все должны видеть бескомпромиссную борьбу государства с административными правонарушениями. Это создает в стране обстановку уважения к закону и институтам власти, способствует укреплению общественного порядка. Не последнюю роль при этом играет и страх перед неотвратимостью административного наказания;

— специальное предупреждение. Сущность его состоит в том, что лицо, подвергнутое административному наказанию, во-первых, лишается возможности совершить новое административное правонарушение (например, если у него конфисковали орудие административного правонарушения), во-вторых, получает возможность обдумать свое поведение, дать ему объективную оценку, в-третьих, претерпев неблагоприятные правовые последствия, в будущем (когда будет стоять перед выбором: совершить ли новое административное правонарушение) оно может и отказаться от своих противоправных намерений, боясь неотвратимости административного наказания.

3. Важное значение для характеристики административного наказания имеют правила ч. 2 ст. 3.1, устанавливающие, что:

1) целью административного наказания не являются:

а) унижение достоинства физического лица. При этом нужно знать, что честь и достоинство физического лица — важные нематериальные блага личности. Честь как правовая ценность — это положительная оценка нравственных, этических, деловых, профессиональных и т.п. качеств гражданина. Достоинство гражданина — категория, тесно связанная с честью. Оно представляет собой отражение в сознании физического лица места, занимаемого им в системе социально значимых связей, общественных отношений, в т.ч. и охраняемых мерами административно-правового характера.

В практике возникает вопрос: является ли целью административного наказания подрыв деловой репутации физического лица (например, индивидуального предпринимателя)? Нет, не является: дело в том, что к физическим лицам, осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность, подлежат применению нормы ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц (а именно — коммерческих организаций), если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения, а это означает, что целью административного правонарушения не может быть подрыв деловой репутации не только юридического лица, но и индивидуального предпринимателя;

б) причинение физических страданий (например, путем нанесения побоев, причинения боли, пыток, насилия над личностью). С другой стороны, любому лицу, привлекаемому к юридической ответственности (в т.ч. и к административной, дисциплинарной, уголовной, имущественной и т.д.), нравственные страдания причиняются (поэтому законодатель не указал в ст. 3.1, что назначение административного наказания исключает причинение нравственных страданий);

2) учитывая, что субъектами административного правонарушения являются также юридические лица (см. коммент. к ч. 2 ст. 2.1), законодатель предусмотрел, что целью административного наказания не является также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. При этом необходимо учесть, что:

а) деловая репутация юридического лица имеет важное значение не только для коммерческих организаций, но также и для некоммерческих организаций. Устойчивая, стабильная, деловая репутация юридического лица основана обычно исключительно на добросовестном и правомерном поведении этого лица не только на рынке, но также во взаимоотношениях с государственными органами, потребителями, другими юридическими и физическими лицами;

б) закон не ставит перед собой целью подрыв деловой репутации юридических лиц, ибо не заинтересован в нарушении стабильного спроса на производимые ими товары, оказываемые услуги, выполняемые работы и т.п. С другой стороны, применение к юридическому лицу того или иного вида административного наказания дает возможность руководителям юридических лиц извлечь соответствующие уроки, переосмыслить свое отношение к соблюдению требований КоАП, законов субъектов Российской Федерации, ибо неправомерные действия, нарушение норм права не способствуют укреплению деловой репутации этих лиц.

Читайте так же:  Срок отбытия административного наказания

Статья 3.1. Цели административного наказания

СТ 3.1 КоАП РФ

1. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

2. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Комментарий к Ст. 3.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В ч. 1 комментируемой статьи законодателем дано легальное определение административного наказания, которое:

— устанавливается государством, т.е. Российской Федерацией исключительно в самом КоАП РФ, а также субъектами РФ в соответствующих законах либо кодексах об административных правонарушениях;

— является мерой административной ответственности, вследствие применения которой лицо, подвергнутое административному наказанию, претерпевает определенные неблагоприятные для себя правовые последствия. Например, физическое и юридическое лицо лишаются части денежных средств при уплате административного штрафа; при назначении административного наказания в виде дисквалификации физическое лицо лишается на срок от шести месяцев до трех лет права занимать определенные должности; лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица при назначении им административного наказания в виде административного приостановления деятельности претерпевают обязанность временно прекратить свою деятельность;

— назначается за совершение административного правонарушения (см. комментарий к ст. 2.1 КоАП РФ);

— применяется в превентивных целях, т.е. для предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция). В ряде случаев может иметь место и специальная превенция, в частности, посредством лишения возможности совершения лицом нового административного правонарушения в результате конфискации у него орудия ранее совершенного административного правонарушения. В числе прочих факторов (активность специально уполномоченных на то органов по выявлению административных правонарушений; индивидуализация административного наказания и его соразмерность совершенному противоправному деянию; устранение условий совершения административных правонарушений и др.) степень достижения целей, т.е. эффективность предупреждения административных правонарушений, напрямую зависит от действия принципа неотвратимости наказания.

2. Часть 2 комментируемой статьи основывается на общепризнанных международных принципах, в частности на принципе гуманизма, действие которого основано на положениях Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года, в соответствии с которыми административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

3. В законодательстве об административных правонарушениях достоинство следует рассматривать по аналогии с тем, как это принято в гражданском праве, относящем его к одному из нематериальных благ (ст. 150 ГК РФ), которое принадлежит человеку от рождения и которое неотчуждаемо и непередаваемо.

Унижение чести и человеческого достоинства физического лица при назначении ему административного наказания, если только оно не было выражено в неприличной форме, которое надлежит квалифицировать как оскорбление, влекущее привлечение к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.61 КоАП РФ, относится к морально-нравственной категории.

4. В отличие от уголовного законодательства, признающего причинение физических или психологических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями преступлением (ст. 117 УК РФ), в ч. 2 ст. 3.1 КоАП РФ разграничиваются физические и психологические, нравственные страдания. Не исключая возможность того, что административное наказание может причинить физическому лицу психологические, нравственные страдания, анализируемая статья регламентирует недопустимость того, чтобы назначение административного наказания имело своей целью причинение физических страданий (см. также комментарий к ст. 1.6 КоАП РФ).

5. Защита деловой репутации юридического лица, в том числе путем запрета на нанесение ей вреда при назначении юридическому лицу административного наказания, обусловлена тем, что деловая репутация юридического лица представляет собой нематериальный актив, оказывающий непосредственное влияние на успешность его деятельности. Следует иметь в виду, что в отличие от деловой репутации гражданина деловая репутация юридического лица обладает признаком передаваемости (п. 2 ст. 1027 и п. 1 ст. 1042 ГК РФ), а в сфере предпринимательской деятельности и признаком отчуждаемости (в случае отчуждения предприятия как имущественного комплекса либо вместе с отчуждением товарного знака).

Статья 7. Принцип неотвратимости ответственности

Статья 7. Принцип неотвратимости ответственности

(1) Лицо, совершившее преступление, подлежит наказанию или иным мерам воздействия, предусмотренным Уголовным кодексом.

(2) Освобождение от уголовной ответственности и наказания возможно только при наличии оснований и условий, предусмотренных законом.

>
Принцип личной виновной ответственности
Содержание
Модельный Уголовный кодекс для государств — участников СНГ (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств -.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Принципы административной ответственности

Административная ответственность может служить не только це­лям укрепления законности и защиты нарушенных прав и сво­бод граждан и иных лиц.

Читайте так же:  Запрет на курение на лестничных клетках

Государство, его органы, пытаясь искоренить право­нарушения, создать стабильный правопорядок в некоторых слу­чаях используют такие методы борьбы, что сами превращаются в правонарушителей и преступников. Для того чтобы административная ответственность не превраща­лась в свою противоположность, юридическая наука и практика выработали ряд принципов, соблюдая которые государство действует в рамках законности и не переходит той грани, за ко­торой реакция на правонарушение предстает новым правона­рушением . В числе основных принципов административной законно­сти чаще всего называют следующие принципы:

4) неотвратимости административной ответственности;

5) презумпции невиновности;

6) права на защиту лица, привлеченного к ответственности;

7) недопустимости привлечения к ответственности за одно и то же правонарушение два и более раз.

Принцип законности административной ответственности означа­ет, что деятельность государственных органов и должностных лиц по ее применению ответственности ведется в полном соответствии с требованиями действующего законода­тельства и не выходит за пределы его требований, смысла и це­лей.

Ответственность применяется только за совершенное право­нарушение, т.е. виновное противоправное деяние деликтоспособного лица. Никакие иные факты и обстоятельства не могут служить основанием для применения санкций. Ответственность применяется компетентным органом или должностным лицом. При этом значитель­ная часть административных проступков рассматриваются только судами. Важной гарантией защиты прав и свобод чело­века является закрепленный ст. 47 Конституции РФ принцип, согласно которому никто не может быть лишен права на рас­смотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности кото­рых оно отнесено законом.

Избранная мера ответственности правонарушителя ограни­чивается пределами санкции нарушенной нормы. При опреде­ленных условиях она может назначаться и ниже низшего преде­ла.

Принцип обоснованности ответственности понимается как всестороннее, полное и объективное рассмотрение обстоя­тельств дела. Реализация данного принципа означает, что:

1) собранные по делу обстоятельства соответствуют действи­тельности;

2) противоправное деяние и связанные с ним обстоя­тельства раскрыты полно, а привлекаемое лицо изобличено в совершении правонарушения;

3) по делу выявлены обстоятель­ства как отягчающие, так и смягчающие вину правонарушителя.

Важной гарантией обоснованности ответственности высту­пает закрепленное Конституцией РФ положение, согласно кото­рому запрещается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Справедливость административной ответственности означает одобрение и поддержку населением, иными институтами граж­данского общества меры, примененной государственными орга­нами к правонарушителю. Решение по делу может признаваться справедливым при непременном соблюдении принципов закон­ности и обоснованности. Если мера ответственности была при­менена с нарушением закона или без выяснения всех обстоя­тельств дела, установления истины, то она не может призна­ваться справедливой потому, что нарушены ее основы в процес­се правоприменительной деятельности. Однако соблюдение названных принципов не гарантирует справедливости вынесенно­го решения. Ибо возможны решения, которые основываются на законе и соответствуют ему, но по существу представляют собой типичное беззаконие. Поэтому принцип справедливости административной ответственности имеет самостоятельное значение.

Справедливость административной ответственности, в частности, означает, что:

1) нельзя назначать меры уголовного наказания за административные проступки;

2) административную ответственность должен нести тот, кто совершил правонарушение;

3) наказание должно соответствовать, быть соразмерным тяже­сти совершенного правонарушения. Нарушение этого требова­ния справедливости означает и незаконность самого решения.

Конечно, в обществе, характеризующемся противоречивыми интересами и правовыми взглядами, принцип справедливости может пониматься и применяться различным образом. Решение, которое одной частью населения может признаваться справед­ливым, порой оценивается прямо противоположным образом другой частью населения. Поэтому критерием справедливости должны выступать не столько моральные нормы, разделяемые той или иной частью населения, сколько нормы, основанные на общечеловеческих ценностях и отражающие интересы всего об­щества или большинства его членов.

Принцип неотвратимости ответственности означает, что лю­бое лицо независимо от своего служебного ли материального положения, иных обстоятельств подлежит заслуженному нака­занию за совершенное им правонарушение. Содеянное должно получить публичную огласку и подвергнуться государственному осуждению со стороны компетентных органов государства. Во­прос о наказании правонарушителя решается индивидуально. Действующее законодательство разрешает не применять мер государственного принуждения, если по обстоятельствам делам их применение признается нецелесообразным.

Осуществление принципа неотвратимости наказания являет­ся необходимым условием эффективности административной ответ­ственности, обеспечения действенности ее функций. Неотврати­мость ответственности обеспечивается деятельностью милиции, прокуратуры, иных правоохранительных органов, которые должны оперативно выявлять лиц, совершивших административные проступки, изобличать их в противоправ­ных деяниях. Суды в свою очередь должны выносить справед­ливые решения. Однако реализовать надлежащим образом этот принцип не удается ни одному современному государству.

Все ситуации, когда правонарушитель не несет заслуженной ответственности, негативно сказываются на правосознании гражданского общества. Резко падает престиж действующих законов. В сознании населения усиливается действие негатив­ных оценок, как действующего законодательства, так и власти, неспособной последовательно и полно провести принцип неот­вратимости наказания.

Действие принципа неотвратимости наказания не должно нарушать другого принципа ответственности — презумпции невиновности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Презумпция невиновности распространяется на сферу ад­министративных проступков, обязанность выявления и пресечения которых лежит на органах государства и должностных лицах. Ибо каждый граждан, иное лицо не мо­жет признаваться виновным в совершении проступков ранее, чем это будет доказано компетентными органами и установлено принятыми ими решениями. Граждане также освобождаются от обязанности доказывать свою невиновность в совершении ад­министративного проступка.

Важнейшим принципом административной ответственности, при­званным обеспечивать реальное действие презумпции невинов­ности, является право на защиту и квалифицированную юриди­ческую помощь.

Право на защиту выражается в виде процессуальных прав привлеченного к ответственности знать суть обвинения, приво­дить доказательства своей невиновности, обжаловать действия и решения правоприминителя в вышестоящие органы или в суд. Кроме того, привлеченный к ответственности может пользо­ваться квалифицированной юридической помощью.

Важнейшим принципом административной ответственности, на­правленным на защиту прав лиц, совершивших противоправное деяние, является принцип, согласно которому никто не может быть повторно привлечен к ответственности за одно и то же правонарушение. Принцип известен со времен Древнего Рима в форме изречения — «не дважды за одно». Суть принципа выра­жается в том, что дело не может быть заведено (возбуждено) по факту правонарушения, в отношении которого имеется всту­пившее в силу решение компетентного правоприминительного органа или должностного лица.

Читайте так же:  Административный штраф за безбилетный проезд в автобусе

Этот принцип не применяется в случаях, когда одно и то же противоправное деяние выступает основанием для привлечения к разным видам ответственности. Например, лицо, пригово­ренное к лишению свободы за кражу, одновременно обязуется возместить материальный ущерб потерпевшему. В данном слу­чае применяются два вида санкций: штрафная – в виде лишения свободы и правовосстановительная – в виде обязанности воз­местить материальный ущерб. Примером противоправного дея­ния, за совершение которого могут применяться два вида штрафных санкций, служит мелкая кража, совершенная лицом по месту работы. Применение к лицу мер административного взыскания дает основание работодателю уволить работника с работы.

Принцип неотвратимости административного наказания

Опубликовано: 24-05-2013, 14:35

«Только в свободном и справедливом обществе каждый законопослушный гражданин вправе требовать для себя надежных правовых гарантий и государственной защиты. При этом любой, преступивший закон, должен знать, что наказание неотвратимо».

(Из послания Президента РФ В.Путина)

Принцип неотвратимости наказания означает, что всякое лицо, совершившее правонарушение, подлежит наказанию, предусмотренное законом.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, которое применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, как установлено в ст.3.1 КоАП РФ. Административное наказание выступает как мера административной ответственности, применяемая уполномоченными органами, должностными лицами ( гл. 22 КоАП РФ), в установленном порядке (гл.24 КоАП РФ), при оформлении обязательных процессуальных документов (гл. 28 КоАП РФ). Применение административного наказания представляет собой государственное принуждение, т.е. не просто необходимость и обязанность отвечать за противоправное действие (бездействие), а принудительную (под воздействием государства) обязанность. Содержание административных наказаний состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются.

Административный штраф является самой популярной административной санкцией и выполняет сразу несколько функций: карательную, превентивную и компенсационную. Однако в нашей стране обязанные лица зачастую злостно уклоняются от уплаты штрафа.

Неуплата административного штрафа не относится к длящимся правонарушениям, в связи с чем деяние считается совершенным и оконченным на следующий же день по истечении установленного срока. После этого суд или правоохранительный орган, вынесший постановление за 1-е правонарушение, направляют соответствующие материалы судебному приставу – исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в принудительном порядке. Кроме того, дополнительно составляется протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ – «Неуплата административного в установленный срок» в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Решение по данному делу принимает только суд! Таким образом, должник, не уплативший в установленный срок административный штраф, попадает под юрисдикцию судебного пристава – исполнителя. Должник имеет шанс получить штраф в двойном размере или оказаться изолированным от общества на срок до 15 суток, не говоря уже об аресте счета, автомобиля и другого имущества и др. меры по погашению задолженности.

А теперь подумайте, что целесообразнее?

1. Забывчивость или нежелание уплаты штрафа в установленный срок, когда может постигнуть другая мера наказания в том числе принудительное взыскание судебными приставами – исполнителями, наложение ареста на имущество или арест на 15 суток, когда отсутствие на работе при отбывании ареста может негативно сказаться как на вашем бюджете, так и может повлечь более серьезные негативные последствия, вплоть до увольнения, ведь отсутствие на рабочем месте (из-за нахождения в местах отбытия наказания в виде ареста) не является уважительной причиной отсутствия на работе.

2. Уплата штрафа за совершенное правонарушение в установленный срок.

Выбираете Вы!

Узнать о наличии обязанности уплаты штрафа Вы можете по адресу: г.Мирный, ул. Дзержинского, д.36 ОМВД России по ЗАТО Мирный, кабинет 32 или по телефону 5-11-87.

Квитанцию об оплате штрафа необходимо предоставлять в ОМВД России по ЗАТО Мирный в кабинет 32 либо оперативному дежурному.

капитан полиции Распопова Е.В.,
инспектор по исполнению административного законодательства ОМВД России по ЗАТО Мирный

Неотвратимость наказания в административном праве

Иными словами, основанием для привлечения лица к административной ответственности могут служить только его противоправные действия (или в ряде случаев — бездействие). Так, например, само по себе намерение лица-участника внешнеэкономической деятельности без надлежащих на то законных оснований ввезти в страну или вывезти из нее какие-либо товары и не влечет за собой административной ответственности, а вот предоставление этим лицом в таможенный орган документов, содержащих недостоверные сведения, дающие ему право на перемещение через таможенную границу таких товаров, либо перемещение этих товаров через таможенную границу помимо таможенного контроля (т.е. совершение им конкретных действий по реализации своего намерения) уже влекут за собой ответственность, предусмотренную ст.

Неотвратимость наказания в коап рф

Однако в нашей стране обязанные лица зачастую злостно уклоняются от уплаты штрафа.

Неуплата административного штрафа не относится к длящимся правонарушениям, в связи с чем деяние считается совершенным и оконченным на следующий же день по истечении установленного срока. После этого суд или правоохранительный орган, вынесший постановление за 1-е правонарушение, направляют соответствующие материалы судебному приставу – исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в принудительном порядке. Кроме того, дополнительно составляется протокол об административном правонарушении по ч.
1 ст. 20.25 КоАП РФ – «Неуплата административного в установленный срок» в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Читайте так же:  Экологическая оценка загрязнения окружающей среды

Не могут рассматриваться как не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других процессуальных или иных официальных документах, для обжалования и оспаривания которых предусмотрен иной установленный законами судебный порядок. При необходимости детального анализа см. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц».

Неотвратимость наказания в административном праве

Они применяются при определенных условиях, например, при стихийных бедствиях, проведении массовых мероприятий и не связаны с совершением конкретного правонарушения. Цель их применения — предотвращение и предупреждение правонарушений;

меры административного пресечения (требование прекратить противоправное деяние, административное задержание, приостановление работы предприятий, прекращение эксплуатации транспортных средств, применение работниками милиции физической силы и технических средств, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства и др.).

Основанием возникновения спора при нанесении вреда деловой репутации юридического лица являются наличие в совокупности факта распространения ответчиком сведений о юридическом лице, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности.

Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.

Принцип неотвратимости наказания в административном праве

Оно применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Таким образом, административное наказание, выражая отрицательную оценку государством совершенного правонарушения, тем не менее содержит в себе предупредительную и профилактическую направленность. Это относится и к тем лицам, к которым наказание не применялось. При этом воспитание лица, совершившего административное правонарушение (в отличие от прежнего закона), не провозглашается целью наказания, хотя и предполагает позитивные изменения, направленные на соблюдение законов и правопорядка.

Степень достижения целей зависит от экономических, социальных, психологических и иных факторов и находит свое выражение в комплексе мер со стороны как государства, так и общества в целом.

Другой комментарий к Ст.

3.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

УК РФ («Контрабанда»). То есть, правонарушение по сути, казалось бы, одно, а субъектов ответственности может быть два.

Справедливость как принцип юридической ответственности выражается в том, что мера административной ответственности должна быть соразмерна с тяжестью совершенного административного правонарушения. При привлечении лица к ответственности за совершение того или иного административного правонарушения правоприменитель должен учесть все обстоятельства совершенного правонарушения и с учетом всех этих обстоятельств определить меру ответственности в пределах санкции соответствующей правовой нормы Особенной части КоАП РФ или принятых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Индивидуализация наказания — непременное условие его результативности.

КоАП РФ), в установленном порядке (гл.24 КоАП РФ), при оформлении обязательных процессуальных документов (гл. 28 КоАП РФ). Применение административного наказания представляет собой государственное принуждение, т.е. не просто необходимость и обязанность отвечать за противоправное действие (бездействие), а принудительную (под воздействием государства) обязанность. Содержание административных наказаний состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются.

Административный штраф является самой популярной административной санкцией и выполняет сразу несколько функций: карательную, превентивную и компенсационную.

КоАП РФ и пр.), так и норм процессуальных (например, процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении по существу, сбора, фиксирования и исследования доказательств, обжалования вынесенного по делу постановления и пр.).

Наряду с законностью иногда в качестве самостоятельного принципа юридической ответственности выделяют и принцип поп bis in idет («не дважды за одно»), согласно которому никто недолжен дважды нести уголовную, административную или иную ответственность за одно и то же правонарушение. Этот принцип относится к применению штрафных (карательных) санкций и не противоречит тому, что к правонарушителю, подвергнутому административной ответственности (карательной санкции, например, штрафу), применяются и восстановительные санкции. Например, хулиган, разбивший витрину магазина, не только подвергается штрафу по ст.

Индивидуализация административной ответственности является частью принципа ее справедливости и означает, что каждый правонарушитель должен быть подвергнут принудительному воздействию со стороны государства лишь за те противоправные деяния, которые он непосредственно совершил (с учетом всех вышеперечисленных обстоятельств). Иными словами, если административное правонарушение совершено в соучастии, то при назначении административного наказания правоприменителем должны быть учтены степень и характер вины каждого из соучастников в совершении данного правонарушения.

Своевременность как принцип юридической ответственности означает возможность привлечения правонарушителя к ответственности лишь в течение так называемого «срока давности привлечения к ответственности», т.е. периода времени, не слишком отдаленного от факта правонарушения.

Для административных правонарушений, в частности, такой срок определен в ст. 4.5 КоАП РФ и по общему правилу составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения либо при совершении длящихся проступков — два месяца с их обнаружения (по отдельным категориям административных правонарушений этот срок составляет один год). Сроком давности ограничено также исполнение постановления о наложении административного наказания — один год со дня его вступления в законную силу (ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ).

Читайте так же:  Административное правонарушение сколько штраф

Целесообразность как принцип юридической ответственноти — это соответствие избираемой в отношении правонарушителя меры государственного принуждения его социальным качествам.

Хабаровска в течение 2010 года совершил три административных правонарушения по ч.2 ст. 20.20 КоАП РФ «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача в общественных местах». По истечению срока на добровольную оплату данный гражданин был доставлен в отдел милиции № 9, где и выразил протест о задержании, выраженный в отрицании личной подписи в протоколах. При сравнении документов, включая паспорт РФ, подпись оказалась идентичной.

Учитывая характер совершенных административных правонарушений, личность виновного, его имущественное положение, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, суд постановил признать данного гражданина виновным и подверг его административному наказанию в виде административного ареста сроком на 10 суток.

41. Принципы и условия административной ответственности.

Административную ответственность следует отличать от иных видов юридической ответственности, поскольку она обладает специфическими чертами.

Административная ответственность имеет собственную нормативную базу.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение (уголовной – преступление, дисциплинарной – дисциплинарный проступок, материальной – причинение материального вреда – ущерба).

Административные проступки менее вредны, чем преступления. За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания (за преступления – уголовные наказания, за дисциплинарные проступки – дисциплинарные взыскания, материальная ответственность выражается в имущественных санкциях).

Административная ответственность устанавливается либо законами, подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях (уголовная ответственность устанавливается только законами, дисциплинарная – законодательством о труде, а также различными законами, уставами и другими подзаконными актами, материальная ответственность – законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях – нормами административного права).

В установлении административной ответственности имеется еще одна существенная особенность, не известная другим видам юридической ответственности. Эта особенность состоит в том, что участие в установлении административной ответственности по некоторым видам правонарушений принимают местные Советы депутатов и исполкомы. К административной ответственности привлекают несколько десятков органов (должностных лиц), которым такое право предоставлено законодательством. Все они являются субъектами функциональной власти, реализуя которую, налагают административные взыскания на виновных. Субъектами административной юрисдикции могут быть также суды (судьи) (ст.3.1. ПИКоАП).

Административная ответственность основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, виновной ответственности, справедливости и гуманизма.

Принцип законности выражается в том, что привлечение и освобождение от административной ответственности осуществляются не иначе как по постановлению (решению) компетентного органа (должностного лица) и на основании КоАП РБ.

Согласно принципу равенства физические лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица, привлекаемые к административной ответственности, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств.

Принцип неотвратимости ответственности выражается в том, что каждое физическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, а также юридическое лицо, вина которого по отношению к совершенному административному правонарушению установлена, подлежат привлечению к административной ответственности.

По принципу виновной ответственности лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Административная ответственность должна быть справедливой и гуманной, то есть административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, личности физического лица, совершившего административное правонарушение. Физическому лицу, совершившему административное правонарушение, должно быть назначено административное взыскание, необходимое и достаточное для его воспитания. Административное взыскание не имеет своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, не имеет целью причинение вреда их деловой репутации.

Более того, КоАП РБ содержит указание на обстоятельства, смягчающие административную ответственность. В их числе:

– чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;

– предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;

– добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;

– наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка;

– совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;

– совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

– совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет;

– совершение административного правонарушения беременной женщиной;

– иные обстоятельства, признанные смягчающими административную ответственность судом или органом, ведущим административный процесс.

Видео (кликните для воспроизведения).

При наличии обстоятельств, признанных смягчающими органом, ведущим административный процесс, в случае добровольного возмещения или устранения причиненного вреда либо исполнения возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание, равно как и в случае совершения административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств, административные взыскания за административные правонарушения против порядка налогообложения (стст. 13.1–13.11 КоАП РБ), налагаются в размере, уменьшенном в два раза, либо в пределах установленных в указанных статьях минимальных и максимальных размеров, уменьшенных в два раза.

Источники

Принцип неотвратимости административного наказания
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here