Причины привлечения к административной ответственности

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Причины привлечения к административной ответственности". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Порядок привлечения к административной ответственности

Сотрудники органов власти обязаны соблюдать порядок привлечения к административной ответственности. А его нарушение вполне может привести к отмене административного наказания. И самой административной ответственности. Конечно, для этого правонарушитель должен обнаружить факт нарушения порядка и подать жалобу в государственный орган (вышестоящий). А в ряде случаев – в суд. Последний способ, кстати, гораздо эффективнее, но обычно более длительный.

Начало процедуры привлечения к административной ответственности по КоАП РФ

Конечно, любое производство начинается с фиксации факта совершения административного правонарушения. То есть совершения (или не совершения) действий, которые устанавливает Особенная часть КоАП РФ (раздел II). В некоторых случаях – закон субъекта РФ. Который в любом случае не может противоречить КоАП РФ. Подробная информация о том, как именно проходит возбуждение дела об административном правонарушении, на сайте представлена. Повод для возбуждения дела и начинает процедуру привлечения к административной ответственности.

На начальной стадии правонарушитель (пока только предполагаемый) должен обратить внимание на полномочия лица, которое оформляет процессуальный документ. Кстати, самый распространенный документ, который фиксирует возбуждение дела – протокол. Редко – сразу выносят постановление о привлечении к ответственности. Могут быть и иные документы. Итак, кто именно составляет документ?

В России огромное количество органов власти. И в составе их есть разные по должности (званию) сотрудники. Во-первых, сначала следует обратиться к ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. И главе 23 Кодекса. И убедиться, что сотрудник уполномочен составлять документы и начинать дело. Во-вторых, уже на этой стадии должны быть разъяснены права (право на защитника или представителя возникает сразу). В-третьих, если не согласны – пишите несогласии и делайте соответствующие отметки в документах.

Суть административной ответственности

Выписка из статьи 2.1 КоАП РФ

Необходимо понимать, что такое административная ответственность и чем она отличается от уголовной. Основное отличие – это отсутствие тюремного заключения и запрета на занятие определенных должностей. Основные санкции сводятся к начислению штрафа за правонарушение. То есть, в КоАП собраны мелкие нарушения, за которые наказывают штрафом, арестом или принудительными работами.

Стоит отметить, что наказание предусмотрено по отношению к физическим и юридическим лицам. Отдельно выделяются должностные лица. Для компаний и должностных лиц наказание наиболее суровое, тогда как для физических лиц оно незначительное.

Стоит рассмотреть отличительные особенности этого вида ответственности:

  1. Это внесудебный вид привлечения к наказанию в большинстве случаев. Это значит, что должностные лица привлекают к ней. Если же дело доходит до суда, то им занимаются мировые судьи.
  2. Административные наказания налагаются лицами при исполнении, у которых есть подтверждающие их полномочия удостоверения.
  3. Данный вид ответственности не влечет за собой судимости.
  4. Некоторые наказания могут отличаться в разных регионах, так как виды ответственности регламентируются региональными правовыми актами.

Это основные особенности административной ответственности. Стоит понимать, что тот же штраф от сотрудника ГИБДД попадает под этот вид наказания. Таким образом, каждый день приходится сталкиваться с подобными нарушениями. Однако существует определенный список лиц, которые могут их выписывать, а также есть порядок наложения штрафа или иного вида ответственности.

Видео — Административное правонарушение: понятие, состав

Меры обеспечения и порядок привлечения к административной ответственности

Иногда сотрудник органа власти не составляет протокол об административном правонарушении. А осуществляет мероприятия, которые в той или иной мере ограничивают свободу. Это доставление и даже задержание. Или за нарушение ПДД – отстранение от управления транспортным средством. Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. И так далее. И многие граждане полагают, что на этой стадии привлечение к административной ответственности еще не началось. Никакого защитника и никаких особенных прав нет. Но это не так.

Первый протокол о применении любой из мер обеспечения – это уже возбуждение дела. И каждое такое действие сотрудник должен задокументировать. Либо отдельным протоколом. Либо в некоторых случаях сделать отметку в протоколе об административном правонарушении (о доставлении, к примеру). Подробную информацию про каждый вид меры обеспечения излагает глава 27 КоАП РФ.

И поскольку все эти меры означают, что дело об административном правонарушении возбуждено, значит, и права возникают сразу. А если уполномоченные сотрудники этого не понимают – пишите письменное ходатайство, делайте записи в протоколе о нарушениях. Это может пригодиться при обжаловании.

Вместо принятия мер обеспечения может быть начато административное расследование. Но об этом информацию мы разместили отдельно.

Порядок рассмотрения дела по КоАП РФ и привлечения к административной ответственности

Между составлением протокола об административном правонарушении и рассмотрением дела еще есть подготовка. Материалы поступают лицу, которое уполномочено рассматривать дело. Иногда – это только суд. И уже это лицо решает, вправе ли он рассматривать дело. Есть ли основания для отвода. Верно ли составлен протокол, есть ли основания прекращения дела (ст. 24.5). Наполненность материалов, доказательства. Он рассматривает ходатайства и разрешает их.

Административная ответственность в РФ

Административное правонарушение предполагает штрафные санкции

Согласно действующему законодательству, дела по административным нарушениям, которые дошли до суда, рассматривают мировые судьи. Если вопросов не возникает, то уполномоченные лица могут сами выписать штраф. Однако необходимо понимать, что в Уголовном кодексе РФ наказание действует на всей территории РФ. По КоАПу регионы сами могут принимать размер штрафа, исходя из особенностей развития субъекта РФ. Поэтому в Москве и Санкт-Петербурге размер многих штрафов выше.

Допускается создание штрафов, которых нет в КоАП. Однако они будут действовать на территории определенного региона. Практика показывает, что штрафы, которые оплачивают нарушители по КоАП РФ, идут для пополнения регионального бюджета. То есть, эти деньги можно использовать на благоустройство населенных пунктов и развитие различных отраслей экономики.

Важно. За многие нарушения предусмотрена скидка при оплате штрафа в течение определенного времени. Тогда можно заплатить только 50% от необходимой суммы. При этом будет считаться, что задолженности у гражданина нет. Но при оплате 100% никто не вернет излишки. Дело в том, что гражданин оплатил полную сумму и решил не использовать свое право на скидку. То есть, он осознал свою вину и захотел загладить ее перед муниципалитетом путем полной оплаты штрафных санкций.

Социальная роль административной ответственности

Административное наказание делает людей социально ответственными индивидуумами

Читайте так же:  Права защитника по административному делу

Роль административного наказания заключается в том, что она позволяет контролировать общество и не позволять отдельным личностям выходить за рамки положенного. Любое правонарушение карается различными способами. При этом необходимо иметь доказательства вины человека. Не важно, гражданин РФ или иностранец совершил правонарушение, от ответственности уйти не получится.

Важно понимать, что благодаря КоАП РФ решается следующее:

  • осуществление контроля за общественным порядком;
  • пополнение государственного бюджета;
  • вынесение решений о наказании за незначительные общественные проступки.

Не всех можно привлечь к наказанию за административный проступок. Закон предусматривает категории граждан, которые обладают неприкосновенностью. Это судьи, депутаты, некоторые чиновники. Также членов избирательных комиссий не всегда можно привлечь к административной ответственности. Они обладают неприкосновенностью во время проведения избирательной кампании. То есть, в некоторых случаях они могут нарушать некоторые правила, которые предусмотрены КоАП РФ, если это выполняется в интересах закона о выборах и для обеспечения деятельности избирательного участка. Пример – остановка около участкового избирательного участка, несмотря на запрещающий знак, когда привозятся бюллетени для голосования. В этом случае ФЗ «О выборах» требует от председателя УИК подъехать максимально близко к крыльцу, чтобы быстро перенести бюллетени в помещение для голосования и поместить их под охрану сотрудника полиции.

Если сотрудник полиции решит привлечь за нарушение правил, достаточно предоставить удостоверение члена избирательной комиссии, мандат депутата, удостоверение судьи или другой документ, который дает право на неприкосновенность.

Как происходит привлечение к административной ответственности – пошагово

Вопрос о том, как назначают штраф за превышение скорости, считается стандартным. Тут нет никаких нюансов. Сотрудник ГИБДД выписывает штраф, а водитель его оплачивает. Если не платит вовремя, то размер штрафа увеличивается. Не платит три года – задолженность аннулируется. Гораздо интереснее рассмотреть вопрос о рассмотрении дела в суд. Это позволит понять все особенности, чтобы представлять, в каком порядке требуется действовать. Нарушение процессуальных норм считается грубым нарушением. Если получится их выявить, то придется обвинителю отказаться от предполагаемых санкций.

Шаг 1. Выявление правонарушения сотрудниками правоохранительных органов. Они должны пресечь дальнейшие беспорядки. После этого требуется составить протокол. Если нарушитель согласен с ним, то подписывает. Нельзя подписывать протоколы, которые заполняются карандашом. Всегда нужно использовать ручку. При этом можно подписать, указав, что обвиняемая сторона не согласна с изложенным.

Выявление правонарушения сотрудниками органов правопорядка

Шаг 2. Сбор доказательной базы и подача дела в суд. Необходимо обращаться в мировой суд по месту регистрации ответчика. Однако, если он проживает в другом регионе, то допускается обратиться по месту регистрации истца. В данном случае речь идет о месте нахождения отделения полиции, где составлялся протокол на нарушителя.

Собираются доказательства и на основании этого дело передается в суд

Шаг 3. Предоставление позиции на суде. Если у ответчика есть сомнения по поводу того, как выстроить свою линию защиты, то допускается обратиться к юристу. Он поможет представлять интересы клиента, юридически обосновав все его действия. Возможно, у юриста получится переквалифицировать статью, чтобы снизить наказание. Это важно, когда обвинитель пытается перевести дело в плоскость Уголовного кодекса РФ.

Акт судебного разбирательства

Шаг 4. Получение судебного решения. Если сторона не согласна с ним, то может подать апелляцию. Ее будет рассматривать вышестоящая инстанция. Однако нужно обладать весомыми основаниями, чтобы подавать жалобу. Если руководствоваться только желанием пересмотреть иск, то возможно применение более суровых санкций.

Вынесение судебного решения

Это стандартная схема рассмотрения дела через суд. Если наказание – это штраф (что бывает часто), то необходимо его оплатить в течение 10 дней с момента вступления решения в силу. Сделать это можно в любом отделении банка по указанным в решении реквизитам. Также допускается использовать онлайн банк и электронные кошельки. Важно понимать, что разные способы оплаты предполагают комиссию. Чтобы полностью исполнить свои обязательства по судебному решению, нужно оплачивать с учетом комиссии.

Важно. Все судебные расходы тоже ложатся на проигравшую сторону, поэтому дополнительно придется оплатить их.

Если проигравший не исполняет свои обязанности в установленные законом сроки, то дело передается сотрудникам ФССП. Они имеют право осуществлять взыскание всеми законными способами. При этом дополнительно начисляется исполнительный сбор 7% от суммы взыскания. Из этих процентов складывается зарплата сотрудников ФССП. Поэтому, чтобы сэкономить, рекомендуется самостоятельно и добровольно выполнять решение судьи.

Когда административная ответственность становится уголовной

В зависимости от ущерба, административная ответственность может перейти в уголовную

Согласно действующим законам, по некоторым статьям административная ответственность может перейти в уголовную. Чтобы судили по Уголовному кодексу РФ за мошенничество, потерпевший должен потерять более 2 тысяч рублей. Но есть статьи, при которых переквалифицировать в УК РФ можно при нанесении ущерба в 5 000 рублей и более 10 000 рублей.

Для обвиняемого играет решающую роль, по какой статье его будут судить. Когда речь идет об Уголовном кодексе РФ, то наказание намного строже. Есть вероятность тюремного заключения, а размер штрафа выше. Поэтому рекомендуется нанимать адвоката, когда обвинитель пытается вывести дело на статью УК РФ.

Согласно действующим законам, суды в России носят состязательный характер. То есть, у каждой стороны есть возможность доказать свою линию. Для этого необходимо предоставить соответствующую доказательную базу. При этом нужно юридически обосновать свои требования. В противном случае выиграет дело другая сторона.

Рассмотрение дела об административном правонарушении

Государственный орган или суд извещают участника дела о дате и времени его рассмотрения. Если лицо по какой-то причине не может явиться, подайте ходатайство об отложении. Обязательно в письменном виде и до даты заседания.

Лицо, которого привлекают к административной ответственности, по закону не должно доказывать свою невиновность. Это должен был сделать сотрудник на стадии до рассмотрения дела. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу. Но в любом случае не лишним будет не только давать объяснения, но и представлять свои доказательства. Права участника производства перечисляет ст. 25.1 КоАП РФ.

Гражданин или организация вправе заявить отвод. Основания – ст. 25.12, 25.13 КоАП РФ.

Результатом рассмотрения дела станет вынесение постановления. И назначение административного наказания. Но никто не считается виновным в совершении правонарушения, пока эти документы не вступят в силу. А это 10 дней. Которыми лицо, признанное виновным, может воспользоваться для подачи жалобы.

Читайте так же:  Не подписано постановление о назначении административного наказания

Таким образом, порядок привлечения к административной ответственности выглядит следующим образом:

  • возбуждение дела: применение мер обеспечения, вынесение протокола об административном правонарушении, вынесение определения о возбуждении дела и проведении расследования, вынесения постановления на месте.
  • подготовка дела (направление материалов уполномоченным органам власти, проверка материалов)
  • рассмотрение дела после получения извещения о дате и времени заседания.
  • вынесение постановления
  • производство по жалобе на постановление о привлечении к административной ответственности.

Привлечение к административной ответственности: порядок привлечения, основания

Согласно действующему законодательству, привлечение к административной ответственности должно происходить в соответствии с требованиями ГПК РФ. Обычно необходимо, чтобы мировой судья назначал штраф. Именно к его функциям относится назначение наказания за административные правонарушения. Однако также допускается выписывание штрафа уполномоченными лицами. Стоит понимать, что от административного до уголовного правонарушения часто отделяет немного, поэтому необходимо внимательно следить, что инкриминируют обвиняемому и по какой статье.

Признаки административного правонарушения

Выписка из статьи 4.1 КоАП РФ

Существует несколько признаков конкретно взятого правонарушения, при наличии которых допускается назначение штрафа или привлечение к иному виду ответственности, согласно положениям КоАП РФ. Стоит рассмотреть их подробнее.

  1. Противоправность предполагает совершение деяния, наказание за которое предусмотрено законом. Стоит понимать, что КоАП РФ постоянно дополняется. Периодически возникают вопросы, как наказать человека, который совершил общественно опасный поступок, но о котором нет информации в кодексе. В этом случае невозможно привлечь виновного к ответственности.
  2. Антиобщественный характер значит, что деяние должно нарушать права и свободы одного или нескольких лиц.
  3. Виновность, о чем говорилось в первом пункте. Важно, чтобы за определенное действие было предусмотрено наказание кодексом.

Существует несколько видов наказания, которые предусмотрены КоАП РФ.

Таблица 1. Виды наказаний за правонарушения по КоАП РФ

Это все виды ответственности, которые сегодня предусмотрены за совершение правонарушения, предусмотренного КоАП.

Срок исковой давности по административным правонарушениям

Срок исковой давности по административным правонарушениям составляет 3 года

По закону существует срок исковой давности по административным правонарушениям. Можно обращаться в суд или взыскивать штрафы любым доступным способом в течение 3 лет с момента вынесения судьей решения или выписывания штрафа.

Взыскание штрафа допускается через сотрудника ФССП. Он может выполнять следующие действия:

  • арестовывать банковские счета;
  • арестовывать имущество должника и реализовывать его через аукцион;
  • накладывать запрет на выезд за границу;
  • изымать водительское удостоверение.

Стоит отметить, что судебные приставы могут передать дело в суд за злостное уклонение от оплаты, если размер задолженности превысить 30 000 рублей. А для юридических и должностных лиц часто такая сумма – это средний размер штрафа.

Таким образом, наказание за административное правонарушение происходит согласно ГПК РФ. Если существуют нарушения процессуальных норм, можно заявить об этом. Тогда вопрос о том, чтобы назначить наказание, будет стоять открытым. Если получится доказать нарушение требований ГПК РФ, то нарушителя нельзя привлечь к ответственности.

Если есть основания, чтобы оспорить штраф, выписанные уполномоченным лицом, необходимо обращаться в мировой суд. Дело рассматривается после предоставления полного пакета документов. Когда нет доказательной базы, чтобы обосновать незаконность штрафа или иного вида наказания, приходится с ним мириться. При этом административное взыскание (даже через суд) не предполагает судимость. То есть, все конституционные права и свободы за гражданином сохраняются.

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

ГАРАНТ:

См. справку о сроках давности привлечения к административной ответственности

См. комментарии к статье 4.5 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 18 марта 2019 г. — Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 27-ФЗ

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле части 1 статьи 4.5 настоящего Кодекса см. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 2019 г. N 3-П

2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 26 июля 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 220-ФЗ

3. Если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, за административные правонарушения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, — со дня вынесения решения, указанного в части 6 настоящей статьи, а при длящемся административном правонарушении — не позднее одного года со дня его обнаружения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 316-ФЗ часть 4 статьи 4.5 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении — со дня его обнаружения).

5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 413-ФЗ статья 4.5 настоящего Кодекса дополнена частью 5.1

5.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 6.18 настоящего Кодекса, в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 250-ФЗ (в редакции Федерального закона от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ) в часть 6 статьи 4.5 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте так же:  Мелкое хулиганство уголовная ответственность

6. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 264-ФЗ статья 4.5 настоящего Кодекса дополнена частью 6.1

6.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 июня 2012 г. N 51-ФЗ статья 4.5 настоящего Кодекса дополнена частью 7

7. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

1. Правила ч. 1 ст. 4.5 устанавливают сроки давности привлечения к административному правонарушению:

1) общие. Предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня, когда было совершено административное правонарушение. При этом:

— речь идет о календарных месяцах;

— отсчет срока начинается со следующего дня (после дня совершения противоправного деяния);

2) специальные. При этом нужно учесть, что такие сроки применяются лишь в случаях, прямо и исчерпывающим образом указанных в ч. 1 ст. 4.5.

Важно знать, что днем совершения административного правонарушения считается день, когда то или иное противоправное деяние (исходя из анализа его объективной стороны) окончено.

Например, днем подделки документов, удостоверяющих личность, является день, когда правонарушитель подделал этот документ (см. коммент. к ст. 19.23). Начиная со следующего дня, следует отсчитывать срок давности по этому административному правонарушению.

Следует учитывать что вступили в силу изменения, внесенные в ч. 1 ст. 4.5:

— Законом N 130 — с 02.11.02 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма);

— Законом N 94 — с 18.07.03 (годичный срок давности был установлен за нарушения законодательства о референдумах);

— Федеральным законом N 138 от 11.11.2003 «О лотереях» — с 01.01.04 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о лотереях);

— Законом N 118 — с 01.10.04 (годичный срок давности был установлен за нарушение актов органов валютного регулирования);

— Законом N 214 — с 01.04.2005 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов);

— Законом от 27.12.05 — с 09.01.2006 (годичный срок давности был установлен за нарушение патентного законодательства, а также законодательства об авторском праве и смежных правах»);

— Законом от 02.02.06 — с 09.02.06 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о размещении заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд);

— Федеральным законом N 65 от 08.05.06 «О внесении изменений в КоАП» — с 22.05.06 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об экспортном контроле);

— Федеральным законом N 139 от 27.07.06 «О внесении изменений в КоАП РФ» — с 09.08.06 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве);

— Федеральным законом N 189 от 05.11.06 «О внесении изменений в КоАП РФ (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства» — с 09.11.06 (и при совершении этих правонарушений был установлен годичный срок давности);

— Федеральным законом N 262 от 29.12.06 «О внесении изменений в ст. 4.5 КоАП РФ» — с 21.01.07 (годичный срок давности был установлен за нарушение иммиграционных правил, а также правил пребывания (проживания) в РФ и правил привлечения иностранных работников);

Видео (кликните для воспроизведения).

— Федеральным законом N 19 от 09.02.07 «О внесении изменения в ст. 4.5 КоАП РФ» — с 25.02.07 (годичный срок давности был установлен за нарушение бюджетного законодательства);

— Законом N 141 от 19.07.07 — с 01.01.08 (годичный срок давности был установлен за нарушение правил организации деятельности по продаже товаров на розничных рынках);

— Законом N 210 от 24.07.07 — с 01.07.08 (годичный срок давности был установлен за нарушение ПДД повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего).

— Законом N 280 от 25.12.08 — с 10.01.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о противодействии коррупции);

— Законом N 281 от 25.12.08 — с 30.12.08 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса);

— Законом N 9 от 09.02.09 — с 13.04.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об АО, ООО, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах);

— Законом N 160 от 17.07.07 — с 22.08.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об электроэнергетике). Этим же Законом ст. 4.5 дополнена ч. 6. С 22.08.09 установлено, что срок давности привлечения к ответственности за правонарушения в области ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке (они предусмотрены в ст. 14.9, 14.31-14.33 КоАП, см. комментарий к ним) — начинает исчисляться со дня следующего за датой вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа.

— Законом N 261 от 23.11.09 — с 23.05.2010 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности;

— Законом N 380 от 28.12.09 — с 28.03.10 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия);

2. Специфика правил ч. 2 ст. 4.5 состоит в том, что:

1) они посвящены давности привлечения к ответственности при длящемся административном правонарушении (примером может служить непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения, переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли, см. коммент. к ст. 10.14);

2) по таким административным наказаниям сроки давности (как общие, так и специальные), указанные в ч. 1 ст. 4.5, необходимо исчислять со дня обнаружения административного правонарушения. Речь идет не только о фактическом обнаружении, но и о составлении соответствующих документов (см. например, коммент. к ст. 28.1-28.3), скажем, протокола об административном правонарушении.

Читайте так же:  Группы загрязнения окружающей среды

3. Особенности правил ч. 3 ст. 4.5 состоят в том, что они:

1) касаются лишь таких административных правонарушений, которые влекут назначение такого вида административного наказания, как дисквалификация (последняя заключается в лишении физических лиц прав занимать руководящие должности в исполнительном органе ЮЛ, входить в состав совета директоров (наблюдательного совета), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению ЮЛ в иных случаях, см. коммент. к ст. 3.11);

2) устанавливают, что физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее:

— одного календарного года со дня совершения административного правонарушения (если административное правонарушение не относится к длящимся);

— одного календарного года со дня обнаружения (если административное правонарушение относится к длящимся).

4. Правила ч. 4 ст. 4.5 подлежат применению, поскольку:

1) против лица (совершившего административное правонарушение) было возбуждено уголовное дело, но впоследствии его прекратили (по любому из обстоятельств, предусмотренных в нормах УПК);

2) в возбуждении уголовного дела было отказано в порядке, предусмотренном нормами УПК.

В соответствии с ними сроки давности (как общие, так и специальные) привлечения к административной ответственности исчисляются, начиная со дня принятия постановления:

— об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела;

— о прекращении уголовного дела, уголовного преследования;

— о прекращении уголовного дела, уголовного преследования в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения. Все указанные постановления должны соответствовать (по содержанию и форме) приложениям к УПК.

5. Применяя правила ч. 5 ст. 4.5, нужно учесть, что:

1) ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (упомянутое в ч. 5 ст. 4.5):

а) может быть подано как в устной форме, так и в виде письменного заявления;

б) должно быть отражено в протоколе об административном правонарушении, в протоколе судебного заседания и т.п. документах, ведение которых необходимо по закону при производстве дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 29.8);

в) подается лишь постольку, поскольку дело об административном правонарушении рассматривается вне места жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу (при этом место жительства определяется по правилам ст. 20 ГК);

2) они предписывают приостановить течение срока давности (как общего, так и специального по данному делу):

а) с момента удовлетворения упомянутого ходатайства судьей, органом, должностным лицом (о чем выносится соответствующее определение);

б) до момента поступления материалов дела судье (в орган, должностному лицу) по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Момент этот определяется исходя из данных, указанных в постановлениях и определениях, составляемых (выносимых) при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 29.9).

6. Верховный Суд (в п. 14 Пост. N 5) обратил внимание на следующие особенности применения ст. 4.5:

1) сроки давности указанные в ст. 4.5:

являются безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении. При этом не может быть удовлетворено ходатайство лица, в отношении которого составлен протокол по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по существу;

исчисляются по общим правилам исчисления сроков — со дня следующего за днем совершения деяния (за днем обнаружения правонарушения). Если правонарушение выразилось в бездействии — со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности;

начинают течь с момента наступления указанного в нормативном акте срока (если обязанность не была выполнена к установленному этим актом сроку);

текут без приостановления. Единственный случай их приостановления предусмотрен в ч. 5 ст. 4.5. При этом, удовлетворяя ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства лица, судья не должен выносить процессуальный документ о приостановлении течения срока давности;

1) длящимся является такое административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающимся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением;

2) днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения;

3) КоАП не предусматривает возможности перерыва срока давности привлечения к административной ответственности.

О практике арбитражных судов по применению ст. 4.5 (а также ст. 24.5) см. пункты 18-20 Пост. N 2 и п. 21 Пост. N 10.

Основания и условия административной ответственности

Существуют три тесно взаимосвязанных основания административной ответственности отсутствие любого, исключает саму постановку вопроса о привлечении того или иного субъекта к административной ответственности: юридическое, фактическое и процессуальное.

Юридическое основание административной ответственности – это система норм административного права, регулирующих ответственность;

Фактическое основание административной ответственности – это конкретное в полном составе составляющих его элементов административное правонарушение, совершенное соответствующим субъектом.

Процессуальное основание административно ответственности – составленный уполномоченным должностным лицом органа государственной исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершенным данным субъектом.

Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три основания и именно в такой последовательности.

При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесения постановления (решения).

Условия привлечения к административной ответственности:

Условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими её) является наличие или, соответственно, отсутствие следующих обстоятельств:

1) умышленная или неосторожная вина (ст. 2.2 КоАП РФ);

— Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

— Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

— Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Читайте так же:  Штраф за отсутствие прописки несовершеннолетнего ребенка

2) возраст, по достижении которого наступает административная ответственность (ст. 2.3 КоАП РФ);

— административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

— с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Порядок образования комиссий и осуществления ими полномочий определяется законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В настоящее время названные комиссии действуют на основе ФЗ от 24 июня 1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Административные наказания, назначаемые несовершеннолетнему комиссией, носят воспитательный, профилактический характер.

3) соблюдение давностных сроков привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ):

— постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, патентного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, о несостоятельности (банкротстве), о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

— при длящемся административном правонарушении сроки, перечисленные выше, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

— за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения.

— в случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки давности привлечения к административной ответственности, начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

— в случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

4) состояние крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ);

— не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

5) невменяемость правонарушителя (ст. 2.8 КоАП РФ);

— не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

6) смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства (ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ);

обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

1.1) добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

— судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Вышеперечисленные обстоятельства, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9062 — | 7684 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники

Причины привлечения к административной ответственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here