Пресечении массовых нарушений общественного порядка

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Пресечении массовых нарушений общественного порядка". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Причины и условия, порождающие групповые нарушения общественного порядка, массовые беспорядки

Предупреждение, локализация и ликвидация групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков, восстановление нормальной жизнедеятельности общества яв­ляются важнейшими задачами, выполнение которых возложе­но на органы внутренних дел. Эти виды преступлений значи­тельно отличаются от других видов преступной деятельности. Они, как правило, возникают внезапно, характеризуются быстрым развитием событий, резко осложняют оперативную обстановку. Поэтому обычные организационные формы, силы и средства, а также тактические приемы обеспечения общест­венного порядка и безопасности в этих условиях оказываются малоэффективными.

Для успешной работы в этих экстремальных условиях орга­ны внутренних дел должны знать причины и условия, порожда­ющие такие эксцессы.

Анализ имевших место в стране нарушений общественного порядка и массовых беспорядков позволяет сделать вывод, что причинами их явились:

— проявление значительными группами граждан недоволь­ства недостатками в решении экономических, социальных и политических проблем, действиями органов власти, местного самоуправления;

— рост преступных посягательств на жизнь, здоровье и собственность граждан;

— обострение межнациональных и межрелигиозных отно­шений и возникновение конфликтов, сопряженных с насили­ем, между группами граждан разной национальности, вероис­поведания;

— ухудшение экологической обстановки;

— некомпетентность администрации спортивных и иных зрелищных сооружений;

— низкий профессиональный и культурный уровень ра­ботников правоохранительных органов.

— слабую оперативную осведомленность органов внутрен­них дел в назревающих конфликтах;

— недостаточное внимание к выявлению антиобществен­ных и националистических настроений отдельных групп насе­ления;

— недооценка разъяснительной и профилактической рабо­ты, в том числе и с использованием средств массовой инфор­мации;

— слабая информированность о лицах, способных стать подстрекателями или организаторами групповых нарушений;

— недостаточное взаимодействие с органами власти и уп­равления;

— низкая исполнительская и правовая культура работни­ков органов внутренних дел;

— необоснованное задержание граждан, грубое обращение сотрудников полиции с гражданами, применение физической силы и специальных средств к гражданам, совершившим не­значительные правонарушения, особенно в местах массового пребывания людей и т. д.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Сами по себе названные причины и условия не всегда при­водят к возникновению массовых групповых нарушений об­щественного порядка. Непосредственное их возникновение вызывается определенным стечением обстоятельств в каждой конфликтной ситуации.

Важное место в развитии конфликтной ситуации занимает механизм формирования толпы, особенности поведения ее участников[12]. Гражданам, образующим толпу, присуща опреде­ленная мера психического взаимодействия и сопереживания, обусловленных наличием общего интереса к происходящему.

Толпа – это группы людей (внешне не организованные), отличающиеся высокой степенью приспособления к склады­вающимся ситуациям, некритичным восприятием и подража­нием действиям других лиц, а также проявлением крайней эмоциональности и единодушием в своих действиях. Форми­руясь под влиянием различных ситуаций, они не имеют зара­нее обозначенных и организационно оформленных взаимосвя­зей, предварительно распределенных между участниками ро­лей[13].

В литературе описываются следующие виды толпы: про­стая, конкурирующая, экспрессивная.

Простая толпа представляет собой скопление людей, же­лающих получить информацию о каком-либо необычном со­бытии или явлении, очевидцами, которых они стали благода­ря случайному стечению обстоятельств. Образование этого вида толпы характерно для таких массовых мероприятий, как об­щественно-политические и культурно-зрелищные.

Конкурирующая толпа –это контактная группа, в составе которой каждый из лидеров соперничает с другим ее участни­ком, стремясь к удовлетворению аналогичного интереса. По­водами к формированию таких групп могут быть общественно полезные цели, но чаще всего ими являются индивидуально-личностные интересы. Такие группы создаются обычно при выходе с территории проведения массового мероприятия.

Экспрессивная толпа возникает и формируется в основном во время спортивных и культурно-массовых мероприятий, а также митингов и демонстраций (шествий).

Значительную часть такой толпы составляют любители «ост­рых» ощущений, которые всегда готовы спровоцировать груп­повые нарушения общественного порядка и массовые беспо­рядки.

http://mylektsii.ru/6-172142.html

Тактика предупреждения и пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков

1. Понятие групповых нарушений общественного порядка и
массовых беспорядков. Причины их возникновения.

Групповые нарушения общественного порядка (ГНОП)

,есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка.

ГНОП относятся к преступлениям против общественной безопасности и общественного порядка и квалифицируются в соответствии с частью 2 статьи 213 УК Российской Федерации – «Хулиганство».

ГНОП признаются совершенными группой лиц, если в их совершении совместно участвовали два или более исполнителя без предварительного сговора.

ГНОП признается совершенными группой лиц по предварительному сговору, если в них участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.

ГНОП признаются совершенными организованной группой, если они совершены устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Следует иметь в виду, что предварительная договоренность должна быть достигнута не только о совершении ГНОП, но и о применении оружия или предметов, используемых в качестве оружия, либо о совершении таких действий по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы любым из соучастников. При этом не имеет значения, всеми ли лицами, договорившимися о совершении такого преступления, применялись оружие или предметы, используемые в качестве оружия.

К противоправным действиям, связанным с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, относятся действия правонарушителей в том случае, когда сопротивление оказано непосредственно во время совершения ГНОП.

К лицам, исполняющим обязанности по охране общественного порядка, относятся сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие, лица, осуществляющие частную детективную и охранную деятельность, привлекаемые к охране общественной безопасности и общественного порядка, должностные лица органов местного самоуправления, которые по специальному полномочию органа местного самоуправления осуществляют функции по охране общественного порядка.

Читайте так же:  Уплата половины административного штрафа

Общественная опасность ГНОП заключается в том, что они могут перерастать в более тяжкое преступление – массовые беспорядки.

Массовые беспорядки

–тяжкое преступления против общественной безопасности, сопровождающееся насилием, погромами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителям власти (ст. 212 УК РФ).

Общественная опасность массовых беспорядков заключается в том, что преступление совершается большой группой людей (толпой), сопровождается уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, погромами, поджогами, насилием над гражданами, оказанием вооруженного сопротивления представителям власти, может привести к массовым человеческим жертвам, парализацией функционирования органов власти и управления, работы организаций, предприятий, учреждений, транспорта, связи, серьезному экономическому ущербу, моральному вреду как для отдельных граждан, так общества и государства в целом.

Рис. 1. Массовые беспорядки в г. Москве (декабрь 2012 г.)

Под насилием при совершении преступления понимается физическое и психическое насилие, которое может выражаться в причинении побоев, истязании (ст. ст. 116, 117 УК РФ) или угрозе таких действий, так как в законе не говорится о причинении вреда здоровью. Поэтому причинение вреда здоровью или другие преступления, совершенные при массовых беспорядках, квалифицируются по совокупности с такими преступлениями в зависимости от обстоятельств конкретного дела.

Под погромами понимаются разрушение и повреждение жилых и иных помещений, транспорта, средств коммуникаций, разграбление магазинов, складов с продовольствием и т. д.

Под поджогами понимаются действия, приведшие к пожарам зданий, сооружений, транспорта, бензозаправок, нефтехранилищ, газопроводов и т.д.

Под уничтожением имущества понимается приведение его в полную негодность.

Под применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств понимается использование их для причинения вреда здоровью человека, гибели людей, уничтожения имущества, а также использование при угрозе совершения таких действий.

Под оказанием вооруженного сопротивления представителю власти понимается непосредственное применение или угроза применения огнестрельного, холодного или иного оружия к лицу, являющемуся представителем власти, выполняющему свои обязанности, пресекающему массовые беспорядки, в целях воспрепятствования ему восстановлению порядка. Если при совершении массовых беспорядков было совершено посягательство на жизнь работника правоохранительного органа или военнослужащего, то действия виновного лица подлежат дополнительной квалификации по ст. 317 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Основные причины

возникновения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков кроются в проблемах внешнего и внутреннего характера.

К основным внешним проблемам относятся факторы, оказывающие негативное влияние на социально-экономическое и общественно-политическое положение в стране:

замедление темпов роста экономики и сохранение высокого уровня инфляции, в том числе связанные с последствиями мирового финансового кризиса;

значительные масштабы коррупции и излишние административные барьеры;

высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации населения;

недостаточность уровня правового сознания граждан и развития институтов гражданского общества.

Наряду с недостаточным уровнем ресурсного обеспечения системы МВД России к внутренним факторам относятся проблемы, связанные с недостаточной эффективностью деятельности подразделений полиции по:

раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений, направленных против жизни, здоровья и собственности граждан;

противодействию коррупции и организованной преступности, пресечению преступлений экономической направленности тяжкой и особо тяжкой категории, совершенных в крупном или особо крупном размере, возмещению причиненного ими материального ущерба;

противодействию экстремизму, пресечению и раскрытию преступлений экстремистской направленности;

обеспечению общественного порядка и безопасности граждан в общественных местах и повышению оперативности реагирования сил и средств, задействованных в системе единой дислокации;

снижению уровня криминализации подростковой среды;

профилактике правонарушений участковыми уполномоченными полиции;

созданию действенной системы обеспечения безопасности при подготовке и проведении значимых общественно-политических мероприятий;

повышению уровня готовности подразделений специального назначения и авиации к выполнению поставленных задач;

ужесточению контроля за легальным оборотом оружия и деятельностью частных охранных предприятий;

непрерывному сбору, обработке и передаче информации дежурными частями органов внутренних дел Российской Федерации, управлению имеющимися силами и средствами, приему и регистрации поступивших сообщений и заявлений о происшествиях и преступлениях, незамедлительному принятию мер реагирования по их пресечению и раскрытию, минимизации последствий чрезвычайных обстоятельств и происшествий, осуществлению разбирательства с задержанными и доставленными гражданами;

обеспечению правопорядка и безопасности на объектах транспортного комплекса;

повышению качества непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и уровня научного обеспечения их деятельности.

С большой вероятностью повысятся качественные характеристики совершаемых преступлений и тяжесть вызванных ими последствий. Возможен рост числа особо тяжких преступлений корыстно-насильственной направленности, связанных с разбойными нападениями на объекты кредитно-финансовой сферы, организации, предприятия и частные домовладения граждан.

Можно ожидать увеличения числа пресеченных фактов коррупции и объемов установленного материального ущерба по выявленным преступлениям экономической направленности.

При этом сохранится вероятность возникновения очагов социальной напряженности, вызванных попытками экстремистских организаций дестабилизировать обстановку в обществе. Возможен рост числа несанкционированных митингов и протестных акций, а также количества их участников.

К характерным признакам начала массовых беспорядков следует отнести:

увеличение числа сообщений в полицию о нарушениях общественного порядка, носящих групповой характер;

столкновения и конфликты между группами граждан;

разрастание слухов и домыслов негативного характера;

появление неформальных лидеров и попытки с их стороны организовать сборища граждан;

возникновение инцидентов с работниками полиции, пребывающих на место происшествия;

заметное снижение активности в оказание помощи работникам полиции при выполнении ими своих обязанностей;

нападения на сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

http://cyberpedia.su/8×8087.html

Групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков

Основными задачами деятельности органов внутренних дел в условиях массовых беспорядков являются:

Читайте так же:  Срок давности арбитраж

— объективное и своевременное информирование;

— предупреждение дальнейшего развития группового на­рушения;

— пресечение группового нарушения;

— документирование противоправных действий участников и раскрытие преступлений по горячим следам;

— усиление охраны особо важных объектов;

— устранение причин и условий, порождающих конфликт­ную ситуацию.

В целях обеспечения выполнения задач по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков, обеспечения высокой боевой готов­ности, оперативности и организованности действий служеб­ных нарядов в этот период в органах внутренних дел разраба­тываются планы проведения специальных операций.

Такой план должен быть конкретным, четко определять задачи нарядов и ответственных должностных лиц, реально учитывать наличие всех сил и средств, которые могут быть задействованы в этой операции, порядок взаимодействия и связи служб и подразделений, время и место сбора личного состава по тревоге, закрепление личного состава по группам, четкое знание сотрудниками своих функциональных обязан­ностей в той или иной группе, местные условия и особеннос­ти. В плане обязательно указывается порядок его ввода в дейст­вие. К нему прилагается план-схема города (района) с нане­сенными основными объектами, подлежащими охране.

В связи с тем, что местами наиболее вероятного возникно­вения групповых нарушений являются площади, парки, ста­дионы, места сбора различных неформальных группировок, в плане целесообразно предусмотреть различные варианты воз­никновения и развития эксцессов и расчет сил и средств про­изводить с учетом вышеперечисленных факторов.

Органам внутренних дел необходимо постоянно поддержи­вать готовность к действиям по предупреждению и пресече­нию групповых нарушений общественного порядка и массо­вых беспорядков. С этой целью в органах внутренних дел пе­риодически проводятся тренировки и обучение личного соста­ва по отработке необходимых умений и навыков, составляют­ся специальные планы и при необходимости осуществляется их корректировка, проводится рекогносцировка на местнос­ти, где намечаются массовые мероприятия, проводятся совмест­ные учения всех задействованных сил органов внутренних дел, внутренних войск и других подразделений, на которых отра­батывается организация, тактика и взаимодействие этих подразделений и служб в ходе предупреждения и пресечения групповых нарушений общественного порядка, систематичес­ки проверяется готовность специальных и материально-техни­ческих средств, а также функционирование системы оповеще­ния и связи. Личный состав обучается умению ориентировать­ся в сложных, критических ситуациях, принимать правиль­ные решения при строгом соблюдении законности.

Особое внимание следует обращать на тактику действий нарядов полиции при предупреждении и пресечении группо­вых нарушений в начальный период их возникновения. В этих целях наряды полиции при несении службы в местах скопле­ния людей должны изучать обстановку, контингент лиц, там находящихся, фиксировать обстоятельства, способные спро­воцировать конфликтную ситуацию, при необходимости – своевременно информировать дежурного по органу внутрен­них дел и принимать меры к устранению инцидента на месте[14]. Опыт работы ОВД свидетельствует о том, что наиболее дейст­венными формами пресечения указанного противоправного по­ведения участников конфликта в условиях толпы являются:

— быстрое реагирование на складывающуюся конфликт­ную ситуацию, изоляция организаторов и подстрекателей;

— ведение гласной видео- и фотосъемки событий с целью последующего документирования неправомерного поведения участников, создающих толпу;

— активное проведение разъяснительной работы среди граж­дан, втянутых в конфликт;

— тактически грамотные действия работников полиции при обострении конфликта и одновременное сосредоточение необ­ходимых сил и средств с целью предупреждения беспорядков.

В связи с тем, что значительная часть инцидентов, перера­стающих в массовые беспорядки, возникает в местах массово­го скопления населения, этим местам при организации обес­печения общественного порядка необходимо уделять самое пристальное внимание и назначать для несения службы самых опытных, профессионально подготовленных сотрудников.

Однако эти требования не всегда выполняются, что зачас­тую приводит к негативным последствиям. Слабо подготов­ленные наряды не всегда умело выбирают момент для задер­жания правонарушителей, не учитывают настроение окружа­ющих граждан и их возможную реакцию, не стараются скло­нить их на свою сторону, заручиться их поддержкой и помо­щью. Иногда нарушители не сразу отправляются с места проис­шествия в орган внутренних дел, что нередко приводит к по­пыткам освободить их и в дальнейшем – к противостоянию и развитию конфликтной ситуации.

Особенно негативную реакцию у окружающих вызывает неумелое, неправомерное применение физической силы, спе­циальных средств и оружия, используемых работниками по­лиции при задержании правонарушителя. Поэтому для слу­жебных нарядов исключительно важно хорошо знать свои обя­занности и права, грамотно и умело их применять, исключи­тельно вежливо и культурно обращаться с гражданами, не допускать нарушений законности, неуважения к правам чело­века.

В случае возникновения серьезной конфликтной ситуации, могущей перерасти в групповые нарушения общественного порядка или массовые беспорядки, наряды полиции обязаны, используя все средства связи, немедленно проинформировать об этом дежурного по органу внутренних дел, соблюдая ре­жим секретности. Доклад должен в обязательном порядке со­держать следующую информацию:

— характер, место и время возникновения инцидента;

— причины и повод возникновения;

— контингент и количество участников;

— количество собравшихся граждан и их отношение к ин­циденту.

Об обстановке, которая может вызвать групповые нару­шения общественного порядка, начальник органа внутрен­них дел информирует администрацию, федеральную службу безопасности, прокурора, а также военного коменданта и на­чальника гарнизона, одновременно обеспечивает выезд на место происшествия усиленной оперативной группы, ориен­тирует и направляет наряды полиции, несущие патрульно-постовую службу на прилегающей территории, к месту груп­пового конфликта. После этого он сам прибывает на место происшествия, оценивает оперативную обстановку и отдает соответствующие команды.

Прежде всего, осуществляется сбор и сосредоточение лич­ного состава и техники в условленном месте. Затем осуществ­ляется блокирование и локализация на месте конфликта. Про­изводится усиление охраны важных объектов, затем соответ­ствующие группы сотрудников приступают к осуществлению своих функциональных обязанностей, которые они должны выполнять в случае введения специальной операции. Осуще­ствляется выявление организаторов, подстрекателей и актив­ных участников групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков, документирование их преступной де­ятельности. Специальной группой сотрудников проводится разъяснительная работа среди участников конфликта об ис­тинных причинах инцидента, принимаемых органами внут­ренних дел мерах. Одновременно участники предупреждают­ся об установленной законом ответственности[15].

В целях усиления охраны важных объектов вводятся уста­новленные законом временные режимные ограничения или запрещения на движение транспорта и пешеходов.

Перечень важных объектов, подлежащих усиленной охране при возникновении массовых беспорядков, заблаговременно составляется органом внутренних дел.

Читайте так же:  Срок исковой давности для физических лиц

Режимные ограничения включают воспрепятствование:

— сосредоточению граждан на подступах к району прове­дения операции путем оцепления (блокирования) участков местности;

— проникновению граждан и проезду транспортных средств в район массовых беспорядков путем ограничения или запрещения движения транспорта и пешеходов, недопущения граждан на отдельные участки местности, объекты;

— перемещению толпы, активных участников беспоряд­ков между районами, населенными пунктами.

Если предупредительные меры не дали положительных ре­зультатов, и организаторам удалось спровоцировать толпу на массовые беспорядки, руководитель операции принимает ре­шение на проведение силовых действий.

Если вышеперечисленные действия не привели к остановке толпы, ее рассредоточению, руководитель операции принимает меры к контактному воздействию на толпу. В этих целях необ­ходимо использовать дополнительные транспортные средства для перекрытия направлений движения, резерв для закрытия образовавшихся разрывов в цепочках оцепления, для психи­ческого воздействия – специальные средства, создающие звуковой эффект, а также другие специальные средства (РП) в отношении групп лиц, оказывающих сопротивление, предва­рительно предупредив их об этом. При применении правонару­шителями огнестрельного оружия необходимо организовать за­щиту личного состава от поражения; в крайних, не терпящих отлагательств случаях, когда исчерпаны все другие возможнос­ти, организовать поражение лиц, применяющих оружие, при­цельным огнем снайперов. В ходе и по окончании операции организовать оказание медицинской помощи раненым, эвакуа­цию раненных и убитых в медицинские учреждения.

По окончании операции оперативный штаб обязан:

— создать условия для объективного расследования в воз­можно короткие сроки преступлений, связанных с массовыми беспорядками;

— разработать и организовать выполнение предупредитель­но-профилактических мероприятий для недопущения повто­рения массовых беспорядков;

— обеспечить ликвидацию последствий массовых беспорядков;

— проанализировать опыт действий органов внутренних дел, внутренних войск и учебных заведений МВД России по пре­дупреждению и пресечению массовых беспорядков.

Анализ действий органов внутренних дел в условиях груп­повых нарушений общественного порядка и массовых беспо­рядков показывает, что в этой деятельности органов внутрен­них дел имеются серьезные недостатки, которые сводятся к следующему:

— силы органов внутренних дел не всегда оказываются под­готовленными к действиям в рассматриваемых условиях, опо­вещение и сбор личного состава по тревоге зачастую прово­дится медленно. Это в результате приводит к массовым беспо­рядкам на значительной территории и сопровождается тяже­лыми последствиями;

— служебные наряды и дежурные по органам внутренних дел не всегда объективно оценивают возникающие ситуации, вовремя не информируют о них старших начальников, т. е. упускают время для принятия энергичных мер по пресечению беспорядков в начальный период;

— информация о возникновении и развитии беспорядков от нарядов и дежурных частей поступает в МВД, УМВД несвое­временно и нерегулярно;

— отсутствует должное взаимодействие между милици­ей, государственной противопожарной службой и подразделе­ниями войск МВД, бывает не отработана система связи и ин­формации, не установлен порядок использования сил общест­венности.

Некоторые руководители УМВД городов, областей при полу­чении сообщений о групповых нарушениях общественного по­рядка проявляют растерянность, пассивность, силы служеб­ных нарядов вводят нерешительно, мелкими группами (под­разделениями), которые рассеиваются толпой.

В управлении нарядами нарушалась связь, в силу чего они бездействовали в ожидании указаний. Технические и специ­альные средства в этих условиях применялись не всегда такти­чески грамотно или вовсе не использовались. Все это приводи­ло к серьезным негативным последствиям.

Поэтому планы мероприятий по предупреждению и пре­сечению групповых нарушений общественного порядка и мас­совых беспорядков должны составляться с учетом всех недо­статков, имевших место ранее, а также с использованием по­ложительного опыта действий служебных нарядов органов внут­ренних дел в экстремальных условиях.

http://mylektsii.ru/6-172144.html

Мероприятия по предупреждению и ликвидации групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков

Основные этапы возникновения и развития конфликтной ситуации можно подразделить на три этапа:

1. Начальный этап характеризуется появлением повода, ко­торым, как правило, является какое-то событие чрезвычайно­го характера. В этот период появляются и распространяются различные слухи провокационного характера. Начинают фор­мироваться группы людей, из которых впоследствии может образоваться толпа.

Толпа обычно не собирается сама по себе, всегда есть люди, которых можно назвать организаторами. Они, используя слу­хи, домыслы, какие-то факты, активно влияют на эмоцио­нальное возбуждение собравшихся, тем самым, подталкивая толпу на противоправные действия. Зачастую организаторы являются неформальными лидерами отдельных группировок, умеют убеж­дать и заводить толпу. Кроме организаторов в толпе, как пра­вило, действуют подстрекатели и провокаторы, которые, ис­пользуя эмоциональное состояние толпы, при помощи лож­ных слухов и дезинформации стараются спровоцировать неор­ганизованную массу народа на противоправные действия.

Зачастую в толпе формируются группы наиболее агрессив­но настроенных лиц, имеющих целью в обстановке общей неразберихи совершать преступления и другие опасные дей­ствия. Они чаще всего становятся во главе, первыми начинают погромы, поджоги и избиения представителей власти и уп­равления, их обычно называют исполнителями. Зачастую это антиобщественные элементы и бывшие уголовники. Основ­ную массу толпы составляют заблуждающиеся в оценке при­чин и поводов возникновения конфликта и просто любопыт­ные граждане, которые, в конечном счете, могут стать не толь­ко участниками массовых беспорядков, но и их жертвами, что чаще всего и происходит на практике.

2. Активный этап –толпа переходит к целеустремленным противоправный действиям, которые сопровождаются погро­мами, поджогами, грабежами; совершаются другие акты наси­лия, перекрывается движение транспорта, возводятся баррикады, оказывается активное сопротивление представителям влас­ти, в том числе и с применением различных видов оружия.

3. Заключительный этап –характеризуется локализацией и устранением конфликта посредством активного участия орга­нов правопорядка в пресечении и ликвидации группового на­рушения общественного порядка, массовых беспорядков, в выявлении лиц, виновных в их организации, погромах, раз­боях и разрушениях, и привлечении этих лиц к ответственно­сти. Наиболее трудная, но необходимая задача – выявить на этом этапе организаторов, подстрекателей, исполнителей, полно и объективно задокументировать их противоправную деятель­ность с тем, чтобы невиновные граждане не пострадали.

В связи с тем, что групповые нарушения общественного порядка, массовые беспорядки возникают, как правило, сти­хийно, имеют быстрое распространение, сопровождаются со­вершением тяжких преступлений и в них может участвовать значительное количество населения, органы внутренних дел должны находиться в постоянной готовности к пресечению и ликвидации подобных антиобщественных действий. В соответ­ствии с нормативными актами МВД России в органах внут­ренних дел разрабатываются специальные операции по прове­дению охранных мероприятий в этот период.

Читайте так же:  Срок взыскания штрафа за административное правонарушение

Организационные мероприятия по обеспечению подготов­ки, организации, управления силами и средствами, привле­каемыми к выполнению задач по предотвращению и пресече­нию групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков, осуществляет специально созданный для этого оперативный штаб.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основными функциями штаба являются:

1. Организация предупреждения массовых беспорядков:

— сбор, обобщение и оценка данных об оперативной об­становке, прогнозирование и разработка конкретных сценари­ев ее развития;

— разработка и организация профилактических мероприя­тий, использование возможностей средств массовой информа­ции, общественных формирований в работе с населением, тру­довыми коллективами по предупреждению массовых беспо­рядков;

— информирование органов государственной власти и уп­равления о нарастании социальной напряженности, межнациональных противоречий, их возможных последствиях, внесение предложений по устранению причин и условий, способствую­щих осложнению обстановки, оказание им содействия в реа­лизации предложений, относящихся к компетенции органов внутренних дел;

— постановка задач по локализации групповых антиобщест­венных проявлений и предотвращению массовых беспорядков, контроль и оказание помощи в их выполнении.

2. Обеспечение готовности сил и средств к действиям при массовых беспорядках.

3. Управление силами и средствами при пресечении массо­вых беспорядков:

— оповещение и сбор членов оперативного штаба и лично­го состава по установленным сигналам, выдача оружия, спе­циальных средств, средств связи, приведение в готовность транспортных средств;

— сбор и анализ информации о складывающейся обста­новке, ее обобщение и доклад руководителю оперативного штаба, внесение предложений по организации пресечения мас­совых беспорядков;

— подготовка расчетов по расстановке, выдвижению и раз­вертыванию группировки сил и средств;

— принятие решения о пресечении массовых беспорядков, постановка задач по использованию задействованных сил и средств, организация их взаимодействия;

— контроль за выполнением данной группировкой постав­ленных задач и оказание необходимой помощи в их решении;

— ведение журнала действий в операции, карт (схем) и другой оперативно-служебной документации.

4. Организация работы по ликвидации последствий массо­вых беспорядков:

— блокирование района проведения операции и обеспече­ние охраны особо важных объектов на период ликвидации последствий массовых беспорядков;

— сбор личного состава, проверка его наличия, оказание медицинской помощи пострадавшим;

— создание мобильных оперативных групп для воспрепят­ствования повторному сбору участников массовых беспорядков;

— организация охраны общественного порядка патрульными группами по усиленному варианту;

— регулирования дорожного движения ;

— пожаротушения и первоочередных аварийно-спасатель­ных работ;

— ликвидации угрозы взрывов;

— резерв – создается для выполнения внезапно воз­никающих в ходе операции задач. Численность резерва, его вооружение и оснащение определяются руководителем опера­тивного штаба в зависимости от складывающейся обстановки.

Общими целями операции являются:

— защита жизни и здоровья людей;

— предотвращение (снижение) ущерба государственному, общественному, личному (частному) имуществу;

— предупреждение и пресечение правонарушений и пре­ступлений, выявление виновных, их нейтрализация и привле­чение к ответственности.

К силам, привлекаемым к проведению специальной опера­ции, относятся:

— личный состав органов и учреждений внутренних дел;

— личный состав строевых подразделений полиции;

— слушатели и курсанты высших и средних учебных заве­дений МВД России;

— военнослужащие внутренних войск МВД России, кото­рые действуют как совместно с сотрудниками органов внут­ренних дел под единым руководством, так и самостоятельно.

К средствам, применяемым в специальных операциях, от­носятся:

— оружие и специальные средства;

— оперативная, криминалистическая и специальная тех­ника;

— боевая и специальная техника, специальные средства и средства инженерного вооружения МВД России.

http://mylektsii.ru/6-172143.html

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонапушений при проведении массовых мероприятий.

1.уточнение программы, места, количества участников и зрителей.

2.комиссионное обследование места проведения мероприятия, принятие мер по устранению недостатков.

3.изучение территории, маршрутов движения, места стоянки т.с. зазмещение людей и т.д.

4. Разрабатывание плана охраны общественного порядка и обеспечения безопасности

5. проводится предварительный инструктаж

6. перед проведением массового мероприятия место проведения осматривается кинологическими службами.

1.Ввод предусмотренных планом ограничения движения транспорта, пешеходов и работу организаций

2.Удаление из зоны оцепления неорганизованного населения

3. организация службы нарядов по ООП в районе проведения мероприятия и на прилегающих территориях

1. Организация работы нарядов по поддержанию правопорядка в местах рассредоточения участников мероприятия, обеспечить их безопасность

2. Произвести отвод сил и средств, принимавших участие в ООП

3.Возобновление нормального движения транспорта, пешеходов и работу организаций

4. проверка лс и подведение итогов.

Во время м.м. сторудники полиции обязаны:

1.Находиться в указанном месте и без разрешения не оставлять порученый участок.

2.Решительно пресекать нарушения общественного порядка

3.Не допускать в хону проведения лиц не имеющих билетов и пропусков(где необходимо)

4. Не допускать проноса запрещенных предметов и вещей

Понятие и виды грубых нарушений общественного порядка.

ГНОП есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка.

1. Групповое неповиновение — невыполнение собравшимися людьми законных требований сотрудника полиции

2. Групповое хулиганство – группированные драки, безмотивные акты буйства и вандализма, соврешаемые одновременно несколькими действующими лицами.

3. Случайные эксцессы – явление паники или хаотического перемещения неорганизованной толпы.

4. Массовые беспорядки – активные действия толпы, сопровождабщиеся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывных устройств, а так-же оказания вооруженного сопротивления представителям власти.

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.

1. Ранняя профилактика (через сми и т.д.)

2. Пресечение МБ на стадии формирования толпы и отдельных скоплений локального характера.

3. Пресечение МБ путем проведения спец. Операций

4. Выявление и устранение причин и условий возникновения беспорядков.

При обнаружении ГНОП обязаны:

1. Оценить события и степень их опасности

2. Доложить оперативному дежурному

3. Если сотр. Полиции могут справиться своими силами:

-Окружить дерущихся, используя команды свистком, усилители речи, требовать прекращения правонарушения

Читайте так же:  Обжалование административного постановления по месту

— Пресечь противоправные действия с применением спец. Средств

4. В первую очередь задержать наиболее активных, агресивных, вооруженных, применить наручники, произвести наружный досмотр, обеспечить охрану задержанных и оказать помощь пострадавшим.

5. Организовать меры по установлению очевидцев и охране места происшествия

6. По прибытии доп. Нарядов доставить задержанных, составить рапорт о доставлении.

Порядок проверки документов удостоверяющих личность. Меры личной безопасности при проверке документов.

Дата добавления: 2017-02-28 ; просмотров: 1120 | Нарушение авторских прав

http://lektsii.org/15-49828.html

Основные тактические приемы по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка

· тщательное наблюдение за контингентом лиц в местах массового скопления людей;

· пресечение торговли спиртными напитками в не установленных местах и в не установленное время;

· запрещение прохода в места проведения массовых мероприятий лиц, находящихся в состоянии опьянения;

· помощь администрации парков, стадионов, танцевальных площадок, зрелищных предприятий в соблюдении установленных норм продажи входных билетов;

· оказание помощи администрации в оповещении посетителей по радио или иным способом о порядке проведения мероприятий и возможных изменениях программы;

· своевременный доклад старшему наряда о всех случаях возникновения провокационных слухов, групповых хулиганствах, массовых беспорядках, распространителях провокационных слухов, организаторах, подстрекателях и активных участниках групповых хулиганств и массовых беспорядков;

· немедленное реагирование сотрудников полиции на факты хулиганских проявлений и сигналы граждан о возможных групповых нарушениях общественного порядка.

ДЕЙСТВИЯ НАРЯДОВ ПОЛИЦИИ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

ПОД ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМИ СИТУАЦИЯМИпонимаются события, происшедшие в социальной, техногенной сферах и природной среде, процессы и явле­ния, существенно влияющие на жизнедеятельность людей, общества и го­сударства, требующие понятия социальных мер по защите среды обита­ния, жизни, здоровья и прав и свобод граждан, материальных и иных цен­ностей от уничтожения, повреждения, хищения по восстановлению нор­мальной работы различных объектов жизнеобеспечения, обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, кото­рые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные мате­риальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

К ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА ОТНОСЯТСЯ:

— опасные географические явления — землетрясения, извержения вулканов;

— опасные геологические явления — оползни, сели, обвалы, лавины, просадка (провал) земной поверхности, эрозии, пыльные бури;

— метеорологические явления — бури, ураганы, смерчи, торнадо, шквалы, крупный град, ливневые дожди, сильный снегопад, сильный го­лолед, сильная метель, сильный мороз, сильная жара, сильный туман, за­суха, суховей;

— опасные гидрологические явления — наводнение, половодье, дож­девые паводки;

— опасные морские гидрологические явления — тайфуны, цунами, шторм (волнение моря 5 баллов и выше);

— природные пожары — лесные пожары, степные пожары, пожары хлебных массивов, торфяные пожары;

— эпидемии и панде­мии — массовые инфекционные заболевания людей;

— эпизоотии — инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных.

К ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА ОТНОСЯТСЯ:

· аварии — это событие, связанное с выходом из строя техниче­ских средств без гибели людей.

· катастрофы — это внезапное бедствие, повлекшее за собой чело­веческие жертвы, материальный ущерб и другие последствия.

К ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА ОТНОСЯТСЯ:

· блокирование транспортных коммуникаций.

В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОР­ГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧС ВОЗЛА­ГАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

· участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных фор­мирований;

· участие в пресечении деятельности банд;

· пресечение массовых беспорядков в населенных пунктах, пунктах временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев;

· розыск и задержание вооруженных особо опасных преступников (вооруженных дезертиров);

· пресечение захвата собственных объектов органов внутренних дел и внутренних войск, угрозы террористических актов на них;

· пресечение блокирований транспортных коммуникаций; участие в пресечении массовых беспорядков в учреждениях, испол­няющих уголовное наказание в виде лишения свободы и следственных изоляторах;

· участие в освобождении заложников в учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы и СИЗО;

· оказание содействия Пограничной службе ФСБ России в проведении мероприятий по защите Государственной границы Российской Федерации;

· участие в обеспечение действий по ликвидации последствий ЧС природного характера;

· участие в обеспечении действий по ликвидации последствий ЧС техногенного характера;

· участие в борьбе с терроризмом и обеспечение правового режима контртеррористической операции, в том числе в пресечении террористических актов (контртеррористических операциях), минимизация и ликви­дация их последствий.

Задачи нарядов полиции зависят от характера ЧС, объективно изменяющих обычный режим функционирования ОВД, вызывающих по­явления новых задач и увеличение объема повседневных служебных обя­занностей в обеспечении общественного порядка и безопасности в борьбе с преступностью.

К НАИБОЛЕЕ ОБЩИМ ЗАДАЧАМ ОТНОСЯТСЯ:

· отцепление и охрана места происшествия;

· проведение противопожарных и первоочередных спасательных ра­бот;

· обеспечение контрольно — пропускного режима;

· усиление охраны зданий органов государственной власти, объектов жизнеобеспечения;

· охрана имущества, ценности и документов, оставшихся без при­смотра;

· оповещение населения и участников движения о границах опасных

· проведение разъяснительной работы среди населения в целях пре­сечения паники и ложных слухов;

· организация учета граждан в зонах и пунктах размещения;

· осуществление надзора за соблюдением гражданами и должност­ными лицами правового режима, установленного для данной местности;

· оказание доврачебной медицинской помощи пострадавшим;

· учет потерь населения;

· оказание помощи подразделениям МЧС в проведении неотложных аварийно-восстановительных и спасательных работ.

К СПЕЦИАЛЬНЫМ ЗАДАЧАМ НАРЯДОВ ПОЛИЦИИ ОТНОСЯТСЯ:

· восстановление управленческих связей, нарушенных вследствие эвакуации из пораженной зоны;

· организация защиты личного состава от радиоактивного зараже­ния, поражения СДЯВ и дезактивация техники, вооружения и имущества;

· охрана водоисточников, продовольственных баз и складов;

· охрана противопожарной техники и рукавных линий;

· надзор за ведением дозиметрического контроля эвакуируемых лю­дей, вывозимого имущества;

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

Дата добавления: 2016-04-03 ; просмотров: 583 | Нарушение авторских прав

Видео (кликните для воспроизведения).

http://lektsii.org/5-76464.html

Пресечении массовых нарушений общественного порядка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here