Правовые акты ненормативного характера это

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Правовые акты ненормативного характера это". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

27 июня 2012 года в Высшем Арбитражном Суде РФ будут обсуждаться спорные вопросы, касающиеся определения понятий нормативного правового акта и ненормативного правового акта

Сообщается, в частности, что арбитражные суды определяют нормативный характер правового акта исходя из его содержания и направленности, полномочий принявшего его органа. Признаки, характеризующие содержание акта, являются приоритетными по отношению к тем, которые определяют его форму. Как отмечается в ряде постановлений Президиума ВАС РФ, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов суд не вправе ограничиваться формальным установлением соблюдения порядка и формы принятия обжалуемого акта, а должен выяснить, рассчитан ли оспариваемый акт на многократное применение, затрагивает ли права и законные интересы, соответствует ли закону; при этом вопрос о том, носит ли тот или иной акт нормативный характер, надлежит разрешать независимо от его формы, иных условий, например государственной регистрации, опубликования в официальном издании.

По мнению ВАС РФ, наиболее существенные признаки нормативного правового акта проявляются в его содержании:

— устанавливает новую норму права (правило поведения), изменяет или отменяет действующую норму права, тем самым регулируя общественные отношения;

— адресован неопределенному кругу лиц;

— рассчитан на многократное применение (причем он может носить временный характер, но не должен быть связан с регулированием конкретного правоотношения).

В представленной справке дается характеристика правового акта на примере лесохозяйственного регламента, а также рассматриваются вопросы, касающиеся полномочий суда вносить изменения в нормативный или ненормативный правовой акт.

Статья 24. Правовые акты ненормативного характера

Статья 24. Правовые акты ненормативного характера

1. Правовые акты ненормативного характера, как акты применения права, принимаются (издаются) уполномоченными на то нормотворческими органами, иными органами государственной власти Астраханской области во исполнение нормативных правовых актов и в точном соответствии с ними.

Информация об изменениях:

Законом Астраханской области от 5 марта 2015 г. N 5/2015-ОЗ в часть 2 статьи 24 настоящего Закона внесены изменения

2. В случае несоответствия (противоречия) правового акта ненормативного характера нормативному правовому акту, во исполнение которого он был принят, данный правовой акт ненормативного характера не применяется и подлежит отмене (признанию утратившим юридическую силу) либо немедленному приведению в соответствие с указанным нормативным правовым актом.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Информация об изменениях:

Законом Астраханской области от 5 марта 2015 г. N 5/2015-ОЗ часть 3 статьи 24 настоящего Закона изложена в новой редакции

3. Правовые акты ненормативного характера Думы Астраханской области принимаются в виде постановлений ненормативного характера. Правовые акты ненормативного характера иных уполномоченных на то нормотворческих органов, иных органов государственной власти Астраханской области принимаются в виде распоряжений, приказов.

>
Подготовка, внесение, рассмотрение и принятие правовых актов ненормативного характера
Содержание
Закон Астраханской области от 10 апреля 2012 г. N 18/2012-ОЗ «О нормотворческой деятельности, нормативных правовых актах.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Нормативные и ненормативные акты: понятие и отличия.

Нормативный правовой акт — это документ, который содержит обязательные правила поведения для неограниченного круга лиц и рассчитанные для неоднократного применения. А ненормативный правовой акт обязателен для исполнения только конкретными лицами, которые в нем же и указаны. Поэтому его зачастую называют правовым актом индивидуального характера. (назначения на должности, награждения и т.д.) Предметом судебного разбирательства при оспаривании ненормативных актов являются конфликты, возникающие в связи с отношениями субординации, т.е. власти и подчинения.

Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

1. Ненормативные акты не устанавливают общих норм поведения, носят индивидуальный, определенный характер. Они принимаются во исполнение закона или иных норм права, по организационно-распорядительным вопросам.

2. Властное предписание, содержащееся в ненормативном акте, направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц.

3. Обязательность исполнения властного предписания — один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта.

4. Ненормативные акты принимаются государственными органами в инициативном порядке, поэтому носят односторонний характер.

5. Форма ненормативного акта, как правило, определяется соответствующим нормативным актом, но может быть и не определена. В силу этого форма ненормативного правового акта не является необходимым признаком при его квалификации.

Индивидуальный характер ненормативного акта обусловлен его правоприменительным свойством, его действие направлено на конкретное лицо или группу лиц, акт принимается для урегулирования конкретного отношения.

Правовые акты ненормативного характера это

Правовая природа индивидуального правового (ненормативного) акта

Автор анализирует правовые особенности индивидуального правового (ненормативного) акта во времени. Особое внимание обращено на недопустимость принятия ненормативного акта с обратной силой. Под нормативным актом понимается закон в его сущностном, а не формальном смысле. Другими словами, нормативные акты включают в себя правовые акты более низкой категории, чем закон, в том числе и индивидуальные правовые (ненормативные) акты органов местного самоуправления.

Согласно общему правовому принципу действия нормативного правового акта (в том числе муниципального нормативного акта) во времени нормативный правовой акт распространяются на общественные отношения, которые возникли после его принятия, а правоотношения, возникшие до момента вступления в силу нормативного правового акта, его нормами не регулируются.

Читайте так же:  Административные дела по нарушениям пдд

Данный вывод согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда РФ о том, что ухудшение положения граждан, заключающееся в отмене права, приобретенного этими гражданами в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (части 2, 3) Конституции РФ, поскольку по смыслу указанных конституционных положений изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властью и будет реализовано (такой правовой подход был выражен Конституционным Судом РФ в постановлениях от 24.05.2001 № 8-П, от 29.01.2004 № 2-П, определении от 01.12.2005 № 460-О).

Принятие государственным органом нормативного правового акта — правообразующий факт. Возникающие затем правоотношения являются производными от первоначального, и к ним должно применяться законодательство, действовавшее на момент возникновения первоначального правоотношения (например, акты, связанные с выделением участнику правоотношений земельного участка). Только законодатель вправе придать закону обратную силу.

В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. При этом необходимо учитывать, что выраженный в данной норме принцип имеет общеправовое значение, и понятие «акты гражданского законодательства» толкуется в широком смысле — акты всех органов государства, содержащие любые разновидности гражданско-правовых норм.

Разъясним природу индивидуального правового (ненормативного) акта.

Таким образом, в индивидуальных правовых актах содержатся результаты действий по конкретным вопросам.

В Определении Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 № 419-О отмечается, что для признания незаконности индивидуального правового (ненормативного) акта необходимо и достаточно его несоответствия закону, поскольку основным доказательством нарушения прав и охраняемых законом интересов лица (в том числе издание ненормативного акта органа местного самоуправления) является само по себе нарушение изданным актом закона или иного нормативного правового акта.

Для признания не соответствующим закону ненормативного акта необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие такого акта закону и иным нормативным правовым актам и нарушение этим актом законных прав и интересов заинтересованного лица (сам факт его издания).

Данная позиция Конституционного Суда РФ корреспондирует с позицией Верховного Суда РФ: недействительным признается ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица. То есть признание нормативного акта недействительным в силу его несоответствия закону или иным правовым актам приравнивается в данном случае к признанию нормативного акта недействующим, без влечения последующих правовых последствий (Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 24.04.2002 № 84пв-01, Определение Верховного Суда РФ от 01.06.1998 № 43-Г98-4).

Поскольку индивидуальные правовые акты содержат гражданско-правовые нормы (например, акты, регулирующие порядок предоставления земельных участков), они относятся к актам гражданского законодательства. В соответствии со ст. 8 ГК РФ такие акты ненормативного характера (в том числе изданные органами местного самоуправления) являются основанием возникновения гражданских прав и обязанностей (определения Ленинградского областного суда от 11.07.2013 № 33-3113/2013, от 02.02.2011 № 33-501/2011).

Согласно мнению судьи Европейского Суда по правам человека Малинверни, к которому присоединились судьи Баррето и Шикута, принципы правовой определенности, верховенства права направлены на недопустимость придания обратной силы нормативному акту (любому акту, в том числе и индивидуального характера), который наносит ущерб стороне и о котором не было известно на момент совершения каких-либо действий (заключения договора гражданско-правового характера) (См. постановление Большой палаты ЕСПЧ по делу «Скоппола против Италии (№ 2)» от 17.09.2009). Кроме того, ЕСПЧ придерживается мнения, что применение норм гражданского права с обратной силой будет подрывать принцип правовой определенности и противоречить принципу верховенства права (Постановление ЕСПЧ от 28.03.2006 по делу «Мельник против Украины»).

Особо необходимо отметить, что под нормативным актом понимается закон в его сущностном, а не формальном смысле; нормативный акт включает в себя правовые акты более низкой категории, чем закон (в том числе индивидуальные правовые (ненормативные) акты органов местного самоуправления). (См. постановления ЕСПЧ от 18.06.1971 по делу «Де Вильде, Оомс и Версип против Бельгии», от 24.04.1990 по делу «Крюслен против Франции»).

Акты ненормативного характера (равно как и нормативные правовые акты), которые распространяют своей действия на гражданско-правовые отношения, возникшие до их принятия, являются незаконными, поскольку противоречат статье 4 ГК РФ (Определение Верховного Суда РФ от 16.12.2014 № 306-ЭС14-6320 по делу № А12-30954/2013, Определение ВАС РФ от 16.11.2012 № ВАС-14309/12 по делу № А51-20918/2011).

Недопустимо придание обратной силы новому регулированию, если оно ухудшает положение лица, ограничивает его права, уже существующие в конкретных правоотношениях (Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 № 20-П).

Придание обратной силы закону — исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений (Определение Конституционного Суда РФ от 15.04.2008 № 262-О-О). Причем акты ненормативного характера (с обратной силой) могут быть отменены во внесудебном порядке. Основанием для отмены является противоречие их действующему федеральному законодательству (ст. 4 ГК РФ (Информация прокуратуры Кировской области от 02.10.2008 «Практика прокурорского надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления»)).

Читайте так же:  Назначить административное наказание в виде предупреждения

Арбитражный суд Кемеровской области

О суде

«О рассмотрении арбитражным судом ненормативных правовых актов и документов, не вступивших в законную силу»

1. Вопрос: Обязательно ли рассмотрение по существу заявления о признании требования налогового органа об уплате налога налогоплательщиком недействительным, если в судебном заседании будет установлено, что оспариваемый ненормативный правовой акт отменен или утратил силу в связи с истечением срока его действия?

Ответ. Отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не лишает заявителя на реализацию права на защиту интересов, нарушенных в период действия этого правового акта.

Следовательно, суд обязан разрешить спор по существу заявленных требований.

В основе данного вывода лежит следующее.

Как следует из ст. 137 НК РФ, право на обжалование актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц возникает у лица в случае, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

В части 1 ст. 198 АПК РФ право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными сформулировано несколько иначе.

В частности, согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 6 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 01.07.1996 N 6/8 также разъяснялось, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Соответственно, при обращении в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным, решения или действий (бездействия) незаконными и при рассмотрении заявления судом налогоплательщику необходимо обосновывать одновременное наличие двух обстоятельств:

несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;

оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом не может быть препятствием к обращению в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, также как и для рассмотрения указанного заявления судом то обстоятельство, что оспариваемый ненормативный правовой акт отменен (налоговым органом, его издавшим, или вышестоящим налоговым органом).

Данное утверждение основывается на правовой позиции КС России, выраженной в Определении от 12.05.2005 N 244-О: положения п. 1 ч. 1 ст. 134 и ст. 220 во взаимосвязи со ст. 253 ГПК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего гражданского процессуального регулирования предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта, признанного по решению органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявшего данный нормативный правовой акт, утратившим силу после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.

Аналогичная правовая позиция изложена и в определении КС РФ от 20.10.2005 N 442-О: при рассмотрении подобных дел арбитражные суды обязаны выяснить, затрагивает ли оспариваемый ненормативный правовой акт права налогоплательщиков, соответствует ли актам законодательства о налогах и сборах, и в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав. Иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит ст. 46 Конституции РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, в п. 18 информационного письма Президиума ВАС России от 22.12.2005 N 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя. Как указал Президиум ВАС России, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт (отмененный или утративший силу в связи с истечением срока его действия) не нарушал законные права и интересы заявителя, арбитражный суд прекращает производство по делу в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ (как по делу, не подлежащему рассмотрению в арбитражном суде).

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования в том случае, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, во-первых, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и, во-вторых, не нарушает права и законные интересы заявителя.

Таким образом, исходя из смысла указанных норм, отмена оспариваемого ненормативного правового акта налоговым органом, его издавшим, либо вышестоящим налоговым органом сама по себе не является безусловным основанием для отказа заявителю в удовлетворении заявленных требований о признании данного акта недействительным. Не являются указанные обстоятельства и основанием для прекращения производства по делу на основании п.1 ч.1 ст. 150 АПК РФ.

Читайте так же:  Обжалование постановления о наложении ареста на имущество

Указанная правовая позиция была высказана Конституционным судом РФ, что отражено в определении от 12.07.2006 N 182-О. Так, в частности, КС РФ указал, что положения п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ во взаимосвязи со ст. 192 и ч. 5 ст. 195 данного Кодекса — по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования — предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный акт решением принявшего его органа или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.

Данный вывод Конституционный Суд РФ мотивировал следующим. Суд не может быть связан ходатайством органа или должностного лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт о прекращении производства по делу лишь на том основании, что в процессе рассмотрения дела этот акт утратил силу. Безусловное следование суда заявленному заинтересованным лицом (органом или должностным лицом, принявшим оспариваемый нормативный правовой акт) ходатайству, которое, как свидетельствует сложившаяся правоприменительная практика, может преследовать определенный процессуальный интерес — достижение в судебном процессе желаемого для себя (уполномоченного органа) исхода дела путем прекращения производства по нему, означало бы недопустимое ограничение самостоятельности суда как носителя судебной власти при осуществлении правосудия, независимости и подчинения судей только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 10, ч. ч. 1, 2 ст. 118, ст. 120 Конституции РФ). В силу принципа самостоятельности судебной власти суд не может быть лишен необходимых для осуществления правосудия дискреционных полномочий.

Прекращение производства по делу о признании недействующим нормативного правового акта на основании одного лишь факта утраты им юридической силы фактически приводило бы к отказу заявителю в судебной защите его прав и свобод, с нарушением которых он связывает свое обращение в суд, и не отвечало бы имеющей место в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, публичной потребности в разрешении спора о законности оспариваемого нормативного правового акта по существу, — утрата оспариваемым нормативным правовым актом силы имеет иные, отличные от признания его недействующим в судебном порядке, юридические последствия, вытекающие, в частности, из положений ч. ч. 4 и 5 ст. 195 АПК РФ, и не является основанием для восстановления нарушенных прав заинтересованного лица (ст. 13 ГК РФ). Поэтому суд, имея в виду, что в делах, возникающих из публичных правоотношений, приоритетные задачи судопроизводства определяются интересами законности, защиты прав и свобод граждан, при оценке значения факта утраты силы оспариваемым нормативным правовым актом для дальнейшего движения дела не может быть связан этим обстоятельством.

Выраженная Конституционным Судом РФ правовая позиция должна распространяться и на оспаривание ненормативных правовых актов и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, так как дела данной категории возникают из публичных правоотношений.

2. Вопрос: Вправе ли суд рассмотреть спор по существу заявленных требований если установит, что решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, законность которого (решения) оспаривается, не вступило в законную силу ?

Ответ: Поскольку не вступивший в законную силу документ (в частности, решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения) не приобрел статуса правового акта, порождающего правовые последствия, то, данный документ не отвечает тем требованиям, которые установлены законодателем в целях определения подведомственности экономических споров и других дел, вытекающих из публичных правоотношений.

Следовательно, суд обязан прекратить производство по делу.

В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны споры об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Исходя из требований части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого правового акта, решения или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый правовой акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Действующее законодательство не содержит определения, что понимается под ненормативным правовым актом.

Исходя из положений общей теории государства и права, под правовым актом ненормативного характера государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов государственной исполнительной власти понимается документ, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения прав или обязанностей в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Однако, обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения прав или обязанностей в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности возникают только после вступления в законную силу документа, содержащего данные предписания и распоряжения.

Следовательно, до вступления в силу данный документ юридических последствий не порождает, то есть, не содержит в полном объеме признаков, характерных для определения его в качестве правового акта ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде.

Читайте так же:  Порядок ведения административного дела

Согласно пункту 9 ст. 101 Налогового кодекса РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение, а в случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 101.2 Налогового кодекса РФ, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

В соответствии с п. 1 ст. 101.3 НК РФ решение налогового органа о привлечении лица к налоговой ответственности подлежит исполнению со дня вступления в законную силу.

Следовательно, налоговый орган, вынесший решение по результатам рассмотрения налоговой проверки, не вправе производить действия, связанные с исполнением решения, до дня вступления такого решения в силу.

Таким образом, поскольку не вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности не обладает статусом правового акта ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

К вопросу о моменте признания недействительным ненормативного правового акта

По общему правилу в случае признания нормативного акта противоречащим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу суд признаёт этот нормативный акт не действующим полностью или в части со дня его принятия (статья 215 КАС РФ). Хотя и с этим можно поспорить поскольку пункт 4 статьи 215 КАС РФ, предусматривает, что в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании нормативного акта должно содержаться указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу.

Аналогичное правило применяется к актам, обладающим нормативными свойствами, содержащим разъяснения, не соответствующие смыслу разъясняемых положений, которые признаются судом не действующими полностью или в части со дня их принятия, на что прямо указано в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Однако закон прямо не регулирует вопрос о том с какого момента считать недействительным ненормативный правовой акт, признанный таковым судом. Отсутствие прямого указания в законе даёт повод административным органам в досудебных спорах с предпринимателями утверждать, что недействительными их решения становятся со дня вступления в силу решения суда.

Опыт общения с государственными органами в подобной ситуации и необходимость каким-либо образом возражать против доводов: «в законе же не написано», привели к построению аргументации через обращение к судебной практике. Подборкой судебных актов делюсь в настоящей публикации.

Результат изучения судебной практики показал, что арбитражные суды придерживаются той позиции, что ненормативный правовой акт, не отвечающий требованиям закона, является незаконным (ничтожным) с момента его принятия, а не с момента вступления в силу решения суда о признании его недействительным, в частности изложенная позиция поддержана в следующих судебных актах:

  1. Постановление Верховного Суда РФ от 17.10.2016 №309-АД16-10395 по делу №А60-16466/2015;
  2. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.11.2018 №Ф01-5167/2018 по делу №А79-892/2018;
  3. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.06.2017 №Ф01-2485/2017 по делу №А31-10870/2015;
  4. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.10.2015 №Ф05-12462/2015 по делу №А40-168891/2014;
  5. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.09.2015 №Ф05-12468/2015 по делу №А40-168864/2014;
  6. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.08.2018 №Ф07-8443/2018 по делу №А56-75875/2017;
  7. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.09.2018 №Ф09-4666/18 по делу №А60-8458/2018.

Ненормативный правовой акт

Энциклопедия права . 2015 .

Смотреть что такое «Ненормативный правовой акт» в других словарях:

Ненормативный правовой акт — см. Индивидуальный правовой акт … Большой юридический словарь

Ненормативный правовой акт — документ, содержащий обязательные конкретно индивидуальные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия, а также действия (бездействие), предположительно нарушающие субъективные гражданские права и охраняемые законом интересы … Большой юридический словарь

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц — арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными — граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Решение представительного органа — нормативный или ненормативный правовой акт, принимаемый представительным органом в коллегиальном порядке … Большой юридический словарь

АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — решения, принимаемые Правительством в пределах своих конституционных полномочий. В А.П. РФ, издаваемых на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ, реализуются полномочия Правительства РФ.… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

защита гражданских прав — один из институтов гражданского законодательства, нормы которого определяют порядок и способы защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав. Согласно ГК РФ З.г.п. осуществляют суд, арбитражный суд или третейский суд, а в случаях,… … Большой юридический словарь

Защита гражданских прав — (англ. protection of civil rights) в РФ правовой институт, нормы которого предусматривают механизмы судебных и административных процедур защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав (см. Гражданские права и обязанности), а также иные способы … Энциклопедия права

Читайте так же:  Привлечение юрлица к административной ответственности

Ненормативный правовой акт в Москве

Ненормативный правовой акт — правовой акт, принимаемый (издаваемый) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанный на иное однократное применение. Он представляет собой одностороннее волевое действие госорганов исполнительной власти или их должностных лиц. Ненормативный акт призван вызывать, менять или прекращать конкретные правовые отношения, права и обязанности лиц, которые связаны с конкретными обстоятельствами.

Примерами ненормативно- правового акта могут служить решения органов власти об амнистии, приказы о выполнении профилактических прививок, решения налоговых органов о проверках и множество других.

В соответствии с положениями ст. 13 Гражданского кодекса РФ, признание незаконным ненормативного правового акта госоргана или органа местного самоуправления возможно в тех случаях, если он не соответствует действующему законодательству или другим правовым актам. Кроме того, такое действие может быть осуществлено тогда, когда ненормативный правовой акт нарушает гражданские права и интересы граждан, охраняемые законом.

Нормативные и ненормативные правовые акты: основные отличия

В отличие от нормативных правовых актов (документов, содержащих обязательные правила поведения для всех лиц и рассчитанных на неоднократное применение), ненормативные акты обязательны для исполнения исключительно определенной категорией лиц, которые там указаны. Как правило, такие решения называют правовыми актами индивидуального характера.

Персональные свойства ненормативных актов обусловлены их правоприменительными особенностями, поскольку действия направлены на определенное лицо или группу лиц, а также урегулирование конкретных отношений. Кроме того, действие такого ненормативно-правового акта исчерпывается после его исполнения. Ненормативные акты не содержат правовых норм.

Основные отличительные особенности рассматриваемой категории актов:

  • наличие властных предписаний;
  • отсутствие установления общих поведенческих норм;
  • индивидуальный характер;
  • направленность на исполнение законов, правовых норм или решения организационно-распорядительных вопросов;
  • обязательность выполнения;
  • односторонний характер.

Помимо этого, форма ненормативных правовых актов в большинстве случаев определяется соответствующими нормативными актами.

В связи с особенностями документов данной категории, часто происходит оспаривание ненормативных правовых актов. Это случается по причине конфликтов, возникших из-за нарушения субординации – системы власти и подчинения. При этом ненормативные правовые акты могут быть оспорены не только лицами, которым они были адресованы, но и теми, чьи права были нарушены (например, если заявитель считает, что акт возлагает какие-либо незаконные обязанности или создает препятствия для занятия той или иной деятельностью).

Оспаривание ненормативных правовых актов

Право на оспаривание ненормативного правового акта предусмотрено Гражданском, Гражданским процессуальным, Налоговым, Арбитражным процессуальным кодексами РФ.

В качестве предмета оспаривания выступают решения, действия или бездействия вышеуказанных государственных органов и должностных лиц. Помимо субъектов, принявших ненормативные акты или осуществивших оспариваемое действие (бездействие), важную роль при рассмотрении таких дел играет область общественных правоотношений, в которой и возникли конфликтные ситуации.

Как правило, в эту сферу входят экономические отношения, связанные с предпринимательской деятельностью или обеспечением доступа к ней. В качестве заявителя могут выступать юридические лица, образования граждан, прокурор и государственные органы.

Согасно ст. 198 Арбитражного-процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом . Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Прошение подает гражданин или организация исключительно в защиту собственных прав и интересов. При этом заявитель должен доказать такое нарушение. Заявление должно содержать следующие сведения:

  • наименование органа или лица, которое приняло оспариваемый ненормативный правовой акт или совершило оспариваемое действие (бездействие);
  • данные о решении – номер, дата, название;
  • время совершения действия или бездействия;
  • указание на нарушенные права и законные интересы;
  • ссылки на правовые акты, которые, по мнению заявителя, были нарушены;
  • требование признать акт недействительным.

Подобная категория дел рассматривается судьями первой инстанции единолично в сроки, не превышающие 90 дней со дня подачи заявления. В данный период включено как время на подготовку дела к проведению разбирательств, так и временные рамки на принятие решений. В исключительных случаях срок может быть продлен до 180 дней.

При этом за арбитражным судом закреплено право требовать документацию или другие доказательства, которые нужны при рассмотрении дела, если граждане или юридические лица не подают их самостоятельно. Вынося решение, суд указывает на соответствие закону ненормативно-правового акта, а также на нарушенные права и интересы.

В резолютивной части решения суда указываются о признании недействительным ненормативного правового акта законным/незаконным/законным в части и отражается объем удовлетворенных требований. Одновременно суд предписывает органам, осуществляющим публичные полномочия, устранить допущенные нарушения.

Решения арбитражного суда должны быть исполнены немедленно, если в постановлении не установлено иных сроков. При этом период, во время которого можно обжаловать акт, составляет 1 месяц.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для получения профессиональной юридической помощи по вопросам, связанным с оспариванием ненормативных правовых актов, обращайтесь к опытным адвокатам и юристам Компании «Правовое решение». Мы предоставим исчерпывающую информационно-консультационную поддержку и ответим на любые возникающие вопросы.

Источники

Правовые акты ненормативного характера это
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here