Права потерпевших от и охраняются законом

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Права потерпевших от и охраняются законом". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Статья 52 Конституции России

Текст Ст. 52 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Комментарий к Ст. 52 Конституции Российской Федерации

Потерпевшим является лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред (ст. 42 УПК РФ). Если в результате преступления или злоупотребления властью человеку причинен моральный, физический или имущественный вред, этот вред подлежит возмещению. Обеспечивать потерпевшим такую компенсацию призвано само государство.

Принимая на себя обязательства как участник Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. обеспечивать любому лицу правовую защиту его экономических, социальных, культурных и иных гражданских и политических прав и свобод в случае их нарушения, государство осуществляет меры по развитию системы правовой защиты этих прав в случае их нарушения.

Основной закон разделяет потерпевших, пострадавших от нарушения закона, на потерпевших от преступлений и ставших жертвами злоупотребления властью. Поэтому в эту категорию правонарушений входят как общественно опасные виновно совершенные деяния, запрещенные Уголовным кодексом РФ, так и действия, представляющие собой различные дисциплинарные и административные правонарушения*(245).

Под потерпевшими от преступлений и злоупотреблений властью понимаются лица, которым индивидуальными или коллективными действиями был причинен вред, включая телесные повреждения, моральный ущерб, психические страдания, материальный ущерб или существенно ущемлены основные права в результате нарушений уголовного закона.

Согласно ч. 1 ст. 285 УК РФ, использование должностным лицом*(246) своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло за собой существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Гражданин признается потерпевшим не только при оконченном преступном посягательстве. При фактическом причинении морального, физического или имущественного вреда признание потерпевшим должно производиться и по делам о приготовлении к преступлению или покушении на совершение преступления. Гражданин признается потерпевшим как по собственному заявлению, так и по инициативе должностного лица, осуществляющего расследование; при этом согласия лица о признании его потерпевшим не требуется.

«Обеспечение прав и законных интересов потерпевших – обязательная оставляющая досудебного производства по уголовным делам». Разъяснение основных положений уголовно-процессуального законодательства.

В статье 52 Конституции Российской Федерации указано, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, а государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Положения федерального законодательства, касающиеся прав и законных интересов граждан, пострадавших от преступлений, разъясняет старший прокурор отдела по надзору за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе старший советник юстиции Леонид Масалов:

Защита прав потерпевших в уголовном процессе

В Российской Федерации права потерпевших от преступлений охраняются законом, что установлено статьёй 52 Конституцией РФ. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного материального ущерба и морального вреда.

В соответствии со ст.ст. 22, 42 УПК РФ потерпевший, как самостоятельная фигура уголовного процесса обладает целым рядом прав: участвовать в уголовном преследовании обвиняемого, выдвигать и поддерживать обвинение в порядке частного обвинения, знать о предъявленном обвинении, давать показания, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, иметь представителя, участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя, знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием и подавать на них замечания, знакомиться с постановлением о назначением судебной экспертизы и заключением эксперта, знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами дела и получать копии материалов дела (в случаях предусмотренных законом на всех стадиях уголовного процесса).

Однако, необходимо признать тот факт, что приведенная уголовно-процессуальная норма не является в полной мере эффективной. Поскольку все эти права возникают у потерпевшего слишком поздно, только с того момента, когда дознаватель, следователь или суд вынесут постановление о признании его потерпевшим.

Признание лица потерпевшим должно осуществляться одновременно с возбуждением уголовного дела, если нет затруднений, в установлении потерпевшего.

Вот почему в таком случае стоит обратиться к адвокату. В соответствии с ч.1 ст. 45 УПК РФ представителями потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя могут быть адвокаты, так же в качестве представителя потерпевшего или гражданского истца могут быть допущены один из близких родственников потерпевшего или гражданского истца либо иное лицо, о допуске которого ходатайствует потерпевший или гражданский истец. Адвокат, как и практикующий юрист – представитель потерпевшего, не обладающий специальным статусом, но имеющий доверенность со всеми полномочиями в уголовном процессе наделены законом с одной стороны правами, с другой обязанностями.

Адвокат – представитель потерпевшего имеет определённые права и в соответствии со своим статусом требует от других участников процесса исполнения своих обязанностей. Потерпевший, пользуясь услугами адвоката, как своего представителя вместе с ним решает проблемы, возникшие с государственными чиновниками, в то время, как адвокат подозреваемого или обвиняемого защищает от произвола «правосудия». В этом и состоит специальное положение адвоката-представителя потерпевшего в уголовном судопроизводстве.

Адвокат-представитель потерпевшего, вступая в уголовное дело и пользуясь своим правовым статусом, обязывает других участников уголовного процесса (дознавателя, следователя, прокурора) выполнять свои должностные обязанности в строгом соответствии с законом.

В случае выявления нарушения закона должностными лицами при расследовании уголовного дела и «попирание» прав потерпевшего, адвокат в таких случаях может даже вынести вопрос о привлечении «чиновника» к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Порядок обжалования принятых решений должностных лиц при расследовании уголовного дела, предусмотрен ст.125 УПК РФ.

Бывают жизненные ситуации, что никто не может застраховать себя от посягательств уголовных преступлений. Вот почему, если возникает ситуация, в результате которой Вы можете стать потерпевшим, адвокат, обладающий большим практическим опытом и всеми необходимыми знаниями, может надёжно защитить Ваши права и интересы и решить создавшуюся проблему. Адвокат делает всё возможное, чтобы обеспечить максимальный положительный результат для каждого без исключения, обратившегося к нему гражданина.

Читайте так же:  Возражение на заявление о возмещении судебных расходов

Статья 52 Конституции РФ

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Комментарий к Статье 52 Конституции РФ

Понятие потерпевший в комментируемой статье не только и не столько означает известную процессуальную фигуру в уголовном правосудии, а восходит к более широкому международному правовому понятию жертвы. Под этим термином Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью*(673) понимает лиц, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб или существенные ущемления их основных прав.

Указанная Декларация выделяет, во-первых, жертв преступлений, права которых были нарушены в результате действия или бездействия, являющегося преступным по национальному уголовному законодательству, включая и преступное злоупотребление властью. При этом лицо может считаться «жертвой» независимо от того, был ли установлен, арестован, предан суду или осужден правонарушитель, а также независимо от родственных отношений между правонарушителем и жертвой. Термин «жертва» в соответствующих случаях включает близких родственников или иждивенцев непосредственной жертвы, а также лиц, которым был причинен ущерб при попытке оказать помощь жертвам, находящимся в бедственном положений, или предотвратить виктимацию.*(674)

Во-вторых, Декларация выделяет жертв злоупотребления властью в результате действия или бездействия, еще не представляющего собой нарушения национальных уголовных законов, но являющегося нарушением международно признанных норм, касающихся прав человека. Таким образом, под злоупотреблением здесь понимается не только виновное уголовно наказуемое деяние должностных лиц, но также любое злоупотребление политической или экономической властью государства в целом и его властных органов всех уровней, а также органов местного самоуправления, если в результате их решений, в том числе принятия нормативных актов, иных действий или бездействия были нарушены основные конституционные права граждан.

Декларация обязывает государство относиться к жертвам с состраданием и уважать их достоинство, гарантировать им доступ к правосудию, справедливую реституцию и скорейшую компенсацию за нанесенный ущерб, необходимую материальную медицинскую, психологическую и социальную помощь и поддержку.

В основе конституционного статуса потерпевшего — фундаментальное право на защиту достоинства личности (ч. 1 ст. 21 Конституции), поскольку жертва стала объектом произвола и насилия. Кроме комментируемой статьи этот статус составляют также положения ст. 45, 46, 53, ч. 3 ст. 123 Конституции. Применительно к личности потерпевшего эти конституционные предписания предполагают обязанность государства не только предотвращать и пресекать в установленном законом порядке какие бы то ни было посягательства, способные причинить вред и нравственные страдания личности, но и обеспечивать пострадавшему от преступления возможность отстаивать прежде всего в суде свои права и законные интересы любыми не запрещенными законом способами (см. Постановление КС РФ от 08.12.2003 N 18-П*(675)).

Судебная защита как эффективное восстановление в правах независимым судом на основе справедливого судебного разбирательства (п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод)предполагает обеспечение состязательности и равноправия сторон, в том числе предоставление им адекватных возможностей и достаточных процессуальных полномочий для защиты своих интересов.

В уголовном процессе потерпевший как лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред, имеет право участвовать в уголовном преследовании обвиняемого, а по уголовным делам частного обвинения — выдвигать и поддерживать обвинение (ст. 22 УПК РФ). Активное участие потерпевшего в уголовном преследовании обеспечивается предоставлением ему и реализацией широкого круга процессуальных прав. Наиболее важные среди них: давать показания, предъявлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, знакомиться с предъявленным обвинением и рядом других материалов предварительного следствия, участвовать в судебном разбирательстве на стороне обвинения, выступать в прениях, обжаловать приговор и судебные решения других инстанций (ст. 42 УПК РФ).

Потерпевший вправе также иметь своего представителя. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя, прокурора или суда. Вместе с тем, как отмечал Конституционный Суд РФ, правовой статус потерпевшего определяется из его фактического положения, независимо от формального признания (Определение от 18.01.2005 N 131-О*(676)).

В случае возможной угрозы жизни, здоровью, имуществу потерпевшего или его близкого потерпевший вправе требовать принятия соответствующих мер безопасности (ч. 3 ст. 11, п. «а» ч. 2 ст. 43 УПК). Такие меры предусмотрены, в частности, Федеральным законом от 20.08.2004 N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (в ред. от 24.07.2007). Потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, и расходов, понесенных в связи с участием в уголовном процессе, в том числе расходов на представителя (ч. 3 ст. 42 УПК). Он вправе предъявить гражданский иск в уголовном деле, включая требование возмещения морального вреда и ходатайствовать о принятии мер по обеспечению иска (ст. 230 УПК РФ). Основания и порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевшего, а также компенсации морального вреда предусмотрены гл. 59 ГК РФ.

Статус жертвы как лица потерпевшего нарушение конституционных прав требует обеспечения возмещения вреда и компенсации ущерба и в тех случаях, когда конкретный правонарушитель не установлен, или не привлечен к ответственности, или вред невозможно возместить в полном объеме, а также тогда, когда деликтные обязательства отсутствуют. Проблема справедливой компенсации возникает и в случаях массовых нарушений прав жертв политических репрессий, вооруженных конфликтов, терроризма, экологических или техногенных катастроф.

Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью обязывает государства принимать меры к предоставлению финансовой компенсации в тех случаях, когда ее невозможно получить в полном объеме от правонарушителя или из других источников. Аналогичное положение содержится в Европейской конвенции о возмещении вреда жертвам насильственных преступлений от 24.11.1983 ETS N 416, которая, хотя и не ратифицирована Российской Федерацией, однако содержит общепризнанные принципы международного права и в системной связи с другими международными нормами и требованиями ст. 52 и 53 Конституции определяет конституционное основание ответственности государства (Определение КС РФ от 27.12.2005 N 523-О*(681)). Государство при этом берет на себя компенсацию причиненного вреда не как должник по деликтному обязательству, а как орган, действующий в публичных интересах, преследующий цели поддержания социальных связей сохранения социума.

Статья 52 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 52 Конституции РФ гласит:

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Комментарий к Ст. 52 КРФ

29 ноября 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН на своем 96 пленарном заседании приняла Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (см.: Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия/ООН. Нью-Йорк, 1992. С. 242-244), назначение которой состояло в том, чтобы содействовать максимальной защите прав миллионов людей во всем мире, которым наносится ущерб в результате преступлений и злоупотреблений властью. Положения данной Декларации относятся к числу тех общепризнанных принципов, которыми надлежит руководствоваться как законодательным, так и правоприменительным органам, реализуя предписания ст. 52 Конституции и принятое на себя Россией обязательство обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты (подпункт «а» п. 3 ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах).

Читайте так же:  Формы административного выдворения

В соответствии с п. 1 разд. «А» Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью под жертвами преступлений понимаются «лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего действующие национальные уголовные законы, включая законы, запрещающие преступное злоупотребление властью». Лица, которым такой вред причинен в результате действия или бездействия, еще не представляющего собой нарушения национальных уголовных законов, но являющегося нарушением международно-правовых норм, касающихся прав человека, являются жертвами злоупотреблений властью (п. 18 разд. «B»).

Сходное определение потерпевшего от преступления содержится в ст. 42 УПК, согласно которой им является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. В этом определении, однако, есть и несколько отличительных черт, которые в ряде случаев могут стать причиной ограничения прав личности. В частности, указанная статья уголовно-процессуального закона содержит ограниченный перечень видов вреда, причинение которого дает основания считать лицо потерпевшим, хотя и Конституция, и международно-правовые акты предполагают необходимость защиты человека от любого вида вреда. Также эта статья, по буквальному ее смыслу, не предполагает возможности признания потерпевшим лица, которому реальный вред не был причинен, а создавалась только угроза его причинения, что противоречит как смыслу комментируемой статьи, так и правоприменительной практике, которая все же признает таких лиц потерпевшими.

В полном объеме процессуальным статусом потерпевшего лицо, которому преступлением причинен вред, наделяется только после того, как дознавателем, следователем, прокурором или судом будет вынесено постановление (определение) о признании его потерпевшим. Однако, как указал Конституционный Суд в постановлениях от 23 марта 1999 г. N 5-П (СЗ РФ. 1999. N 14. ст. 1749) и от 27 июня 2000 г. N 11-П (СЗ РФ. 2000. N 27. ст. 2882) и Определении от 22 января 2004 г. N 119-О (СЗ РФ. 2004. N 23. ст. 2333), это не исключает того, что гарантируемые Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина должны обеспечиваться лицу в уголовном судопроизводстве независимо от формального признания его участником производства по уголовному делу, исходя из наличия определенных сущностных признаков, характеризующих фактическое положение этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующего права.

Вместе с тем, как отметил Конституционный Суд в Постановлении от 24 апреля 2003 г. N 7-П, обязанность государства обеспечивать восстановление прав потерпевшего от преступления не предполагает наделения потерпевшего правом предопределять необходимость осуществления уголовного преследования в отношении того или иного лица, а также пределы возлагаемой на это лицо уголовной ответственности; такое право в силу публичного характера уголовно-правовых отношений может принадлежать только государству в лице его законодательных и правоприменительных органов. С учетом этого потерпевший не может предопределять необходимость возбуждения уголовного дела по факту совершенного в отношении него преступления (кроме дел частного обвинения), не может отказаться от выдвинутого следствием против лица обвинения, не может требовать прекращения дела (кроме предусмотренных статьей 25 УПК случаев прекращения за примирением уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести) и т.п.

Государство, обеспечивая потерпевшему доступ к правосудию и компенсацию причиненного вреда, не только детально регламентирует его права, связанные с подачей в компетентные органы заявлений о совершенном преступлении и с участием в проводимом по этим заявлениям разбирательстве, но и устанавливает обязанности соответствующих правоприменительных органов. Им, в частности, предписывается принимать и разрешать все заявления о преступлениях, принимать меры к розыску принадлежащих потерпевшему предметов и материальных ценностей, принимать меры к обеспечению гражданского иска, оказывать содействие частному обвинителю в собирании по делу частного обвинения таких доказательств, которые не могут быть получены им самостоятельно. Нужно сказать, что и в целом вся система уголовно-процессуальной деятельности, направленная на обеспечение раскрытия преступления и изобличение виновного, служит в конечном счете защите прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений.

Ущерб, причиненный лицу в результате преступления, подлежит возмещению согласно общим правилам ГК об обязательствах вследствие причинения вреда. Согласно п. 1 ст. 1064 ГК, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Как следует из ст. 15 ГК, при определении суммы материальных убытков, причиненных преступлением, необходимо иметь в виду расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно было произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Причем одновременно с возмещением материального вреда потерпевшим может быть поставлен вопрос о компенсации ему виновным и морального вреда (ст. 151 ГК).

Аналогичным образом должен решаться вопрос о возмещении вреда, причиненного злоупотреблениями властью, с той лишь разницей, что это возмещение должно осуществляться не непосредственно виновным должностным лицом или служащим, а Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16 ГК).

Обязанность государства обеспечить компенсацию причиненного вреда не означает, хотя и не исключает, принятия на себя государством материальной ответственности за совершаемые в стране преступления. Положение о том, что ущерб, нанесенный собственнику преступлением, возмещается государством по решению суда, ранее имелось в нашем законодательстве (ч. 3 ст. 30 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР»//Ведомости РСФСР. 1990. N 30. ст. 416), однако в силу его экономической и организационной необоснованности оно практически так и не применялось. Федеральным законом от 30 ноября 1994 г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (СЗ РФ. 1994. N 32, ст. 3302) Закон о собственности, включая и вышеприведенное положение, был отменен с 1 января 1995 г. Следует заметить, что законодательство зарубежных стран если и содержит нормы о выплате определенных компенсаций лицу, пострадавшему от преступления, то распространяет их лишь на случаи, когда в результате преступления наступила смерть потерпевшего или был причинен вред здоровью.

Таким образом, в настоящее время есть все основания говорить только о том, что государство в рамках выполнения своих обязанностей, вытекающих из рассматриваемой статьи, создает необходимые законодательные и правоприменительные механизмы, обеспечивающие розыск виновного, арест его имущества, доказывание вины в совершении преступления и другие условия, необходимые для принятия и исполнения решения о возмещении вреда виновным лицом.

Что же касается прямой компенсации ущерба за счет государства, то, как отмечалось выше, она предусматривается лишь в случаях, когда ущерб был причинен в результате злоупотребления властью.

Читайте так же:  Срок исковой давности вопросы

Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (п. 12-14) предусматривает более широкие государственные обязательства по компенсации вреда, причиненного преступлением, в связи с чем призывает государства в тех случаях, когда компенсацию невозможно получить в полном объеме от правонарушителя или из других источников, принимать меры к предоставлению финансовой компенсации жертвам, которые в результате тяжких преступлений получили значительные телесные повреждения или существенно подорвали свое физическое или психическое здоровье, а также семьям лиц, которые умерли или стали физически неполноценными либо недееспособными в результате преступления. Кроме того, потерпевшим должна оказываться необходимая материальная, медицинская, психологическая помощь по различным каналам. В этих целях государства должны содействовать созданию, укреплению и расширению различных национальных фондов для оказания помощи жертвам. Однако до тех пор, пока названные положения не стали составной частью российской правовой системы, они не могут иметь непосредственное регулятивное значение.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом

Согласно ст.52 Конституции РФ, права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом.

Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. В уголовном процессе это право реализуется в частности путем подачи гражданского иска, в котором могут быть изложены требования не только о возмещении причиненного преступлением имущественного ущерба, но также и о компенсации морального вреда.

В соответствии со ст.151 ГК РФ моральный вред – это физические или нравственные страдания, вызванные действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на другие нематериальные права.

Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо имущественные права гражданина.

Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.

Характер физических и нравственных страданий устанавливается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых причинен моральный вред, поведения подсудимого непосредственно после совершения преступления (например, оказание помощи), индивидуальные особенности потерпевшего (возраст, здоровье и т.д.) и других обстоятельств.

При этом в рамках уголовного судопроизводства право на компенсацию морального вреда имеют не только сами потерпевшие от преступлений, но и близкие родственники лица, смерть которого наступила в результате преступных действий, при условии причинения им нравственных страданий.

7. Право на защиту интересов пострадавших от нарушения закона

Эта норма развита в текущем законодательстве. В частности, уго­ловно-процессуальный закон предусматривает признание лица по­терпевшим от преступления специальным актом лица, ведущего доз­нание или следствие, прокурора либо суда (судьи). На этой основе че­ловек получает специальные возможности представления и защиты своих интересов.

Пострадать можно и от злоупотребления властью, не выражающе­гося в совершении преступления. Однако и в этом случае Конститу­ция РФ предполагает охрану прав потерпевших. В частности, гражда­нин вправе обжаловать в суде или по инстанции действия либо бездей­ствие должностных лиц, ограничивающие его права, не позволяющие реализовать право вообще либо в полном объеме.

В дополнение к этому ст. 53 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной вла­сти или их должностных лиц. По сути, в этой статье просматривается принцип ответственности государства за действия (бездействие) сво­их органов и должностных лиц. Государство как бы заявляет: я гаран­тирую, что они будут действовать в соответствии с законом и не при­чинят вам материального вреда, если же они нарушили закон и вы от этого понесли ущерб, тогда я — государство — возмещаю вам этот ущерб, вы не должны материально страдать, а с органами и должност­ными лицами мы разберемся.

Этот принцип ответственности развит в ГК РФ и даже расширен, поскольку там говорится, что возмещается вред, причиненный граж- данину или юридическому лицу незаконными действиями (бездейст­вием), включая издание актов, не только государственных органов и их должностных лиц, но также и органов местного самоуправления и их должностных лиц, — за счет казны соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.

Прокуроры об актуальном в законодательстве

Права потерпевшего в уголовном судопроизводстве

Разъясняет начальник уголовно-судебного управления Маргарита Сандровна Ерицян

Потерпевшим по уголовному делу является физическое лицо, которому совершенным преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред. Также потерпевшим по делу может быть и юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.

В соответствии со ст. 52 Конституции Российской Федерации права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Физическое или юридическое лицо признается потерпевшим с момента возбуждения уголовного дела. Указанное решение оформляется постановлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда.

Согласно ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации потерпевший вправе:

— знать о предъявленном обвиняемому обвинении;

Видео (кликните для воспроизведения).

— отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки);

— заявлять ходатайства и отводы;

— давать показания на родном языке или языке, которым он владеет;

— бесплатно пользоваться помощью переводчика;

— участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству или ходатайству его представителя;

— знакомится с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;

— знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта

— знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств. В случае, если в уголовном деле участвует несколько потерпевших, каждый из них вправе знакомиться с теми материалами уголовного дела, которые касаются вреда, причиненного данному потерпевшему;

— получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, признании его потерпевшим или об отказе в этом, о прекращении уголовного дела, приостановлении производства по уголовному делу, а также копии приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций;

Читайте так же:  Административный арест военнослужащего

— участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций;

— выступать в судебных прениях;

— знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;

— приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда;

— обжаловать приговор, определение, постановление суда;

— знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения;

— ходатайствовать о применении мер безопасности в соответствии с установленным порядком;

— осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

Федеральным законом от 28.12.2013 № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве»
с целью реализации принципа состязательности и равноправия сторон в уголовном судопроизводстве расширены ранее предусмотренные Уголовно-процессуальным законом процессуальные права потерпевших.

Потерпевший дополнительно наделен правами, которые соотносятся
с правами подозреваемого и обвиняемого: получать копии постановлений
о принятии дела к производству и о производстве следствия следственной группой;
о привлечении лица в качестве обвиняемого; об отказе в избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу; о прекращении уголовного дела, о направлении уголовного дела по подсудности, о назначении предварительного слушания, судебного заседания, а также копии иных процессуальных документов, затрагивающих его интересы, а также возражать против постановления приговора без проведения судебного разбирательства.

Расширен перечень лиц, к которым переходят права потерпевшего по уголовным делам о преступлениях, повлекшим смерть потерпевшего, что создаст дополнительные гарантии обеспечения прав:

— его близким родственникам;

— родственникам или близким лицам, которым смерть лица причинила имущественный или моральный вред и которые ходатайствуют о признании их потерпевшими.

Введена обязанность следователя предъявлять потерпевшему, его представителю заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение по любым процессуальным вопросам, а также протокол допроса эксперта, так как экспертиза является важным элементом формирования доказательной базы по уголовным делам.

Вопросы избрания меры пресечения и определения ее вида отнесены к числу особых, при решении которых должны быть соблюдены определенные условия. Вышеназванным законом установлен обязательный учет мнения потерпевшего при избрании той или иной меры пресечения и определении ее вида, что должно способствовать исключению оказания подозреваемым или обвиняемым давления на потерпевшего.

Предусмотрено право потерпевшего подавать заявление об установлении судом административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также получать письменное уведомление о прекращении административного надзора в день прекращения административного надзора.

В том случае, когда потерпевшим заявлено соответствующее волеизъявление после окончания прений сторон, суд принимает решение о наделении его правом получать в обязательном порядке информацию о прибытии осужденного к месту отбывания наказания и о времени освобождения осужденного из мест лишения свободы. Данное нововведение предоставляет дополнительные возможности в обеспечении безопасности потерпевшего, а также снижения рецидивной преступности. При наличии указанного определения или постановления суда об уведомлении потерпевшего администрация учреждения или исполняющий наказание орган обязаны не позднее чем за 30 дней до освобождения, а при досрочном освобождении осужденного — в день освобождения направить соответствующее уведомление потерпевшему или его законному представителю. Введена обязанность администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, направить уведомление потерпевшему о прибытии осужденного к месту отбывания наказания не позднее десяти дней со дня прибытия, а также уведомлять потерпевшего в письменной форме в случае выезда осужденного к месту жительства с указанием маршрута следования.

Установлены дополнительные гарантии прав потерпевшего, в силу которых в соответствии со статьей 73 Уголовного кодекса Российской Федерации суд, назначая условное осуждение, возлагает на условно осужденного с учетом его возраста, трудоспособности и состояния здоровья исполнение определенных обязанностей, к числу которых предлагается отнести также обязанность возместить вред, причиненный потерпевшему, и не общаться с определенным лицами. Суд, по представлению органа, указанного в части первой статьи 74 Уголовного кодекса Российской Федерации, если условно осужденный умышленно уклонялся от возмещения вреда (полностью или частично), причиненного преступлением, в размере, определенном решением суда, может продлить испытательный срок, но не более чем на один год, а также вынести решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда. При этом законопроектом предлагается также считать умышленным уклонение от возмещения вреда, причиненного преступлением, если условно осужденный не возмещает ущерб без уведомления уголовно-исполнительной инспекции о наличии уважительных причин, в силу которых возмещение вреда невозможно, либо не возобновляет возмещение вреда после того, как данные причины отпали.

Согласно требованиям действующего Уголовно-процессуального кодекса РФ потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя.

По иску потерпевшего о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда размер возмещения определяется судом при рассмотрении уголовного дела или в порядке гражданского судопроизводства.

Судебное разбирательство по уголовному делу происходит при участии потерпевшего и (или) его представителя. При неявке потерпевшего суд рассматривает уголовное дело в его отсутствие, за исключением случаев, когда явка потерпевшего признана судом обязательной.

По уголовным делам частного обвинения неявка потерпевшего без уважительных причин влечет за собой прекращение уголовного дела по основанию отсутствия в деянии состава преступления.

Потерпевший с разрешения председательствующего может давать показания в любой момент судебного следствия.

Уголовно-процессуальным законом предусмотрена обязательность участия потерпевшего, его законного представителя и (или) представителя в судебном заседании при рассмотрении уголовного дела и в суде апелляционной инстанции.

Федеральным законом № 432-ФЗ усовершенствован порядок рассмотрения уголовного дела и судом надзорной инстанции: участие в судебном заседании потерпевшего, его законного представителя и (или) представителя происходит без заявления ими ходатайства о том, что их интересы непосредственно затрагиваются жалобой и (или) представлением.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью

Согласно уголовно-процессуальному законодательству потерпевшим от преступления признается лицо, которому причинен моральный, физический или имущественный вред, в том числе вследствие общественно опасного деяния, совершенного невменяемым или несовершеннолетним.

О признании гражданина потерпевшим лицо, производящее дознание, следователь и судьи выносят постановление, а суд — определение.

Если потерпевший является несовершеннолетним или в установленном порядке признан недееспособным, то наряду с ним или вместо него в деле участвует его законный представитель.

Согласно ст. 52 Конституции РФ, потерпевший наделяется рядом процессуальных прав. Гражданин, признанный потерпевшим от преступления, вправе давать показания по делу. Потерпевший и его представитель имеют право представлять доказательства; заявлять ходатайства; знакомиться со всеми материалами дела с момента окончания предварительного следствия; участвовать в судебном разбирательстве и в заседаниях судов вышестоящих инстанций; приносить жалобы на действия лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда; знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него возражения; знать о принесенных по делу протестах и кассационных жалобах и подавать на них возражения; приносить жалобы на приговор, определение и постановления судьи.

Читайте так же:  Срок обжалования административного штрафа в суде

Закон устанавливает, что дела о преступлениях, предусмотренных ст. 112 УК (умышленное легкое телесное повреждение или побои), ч. 1 ст. 130 УК (клевета) и ст. 131 УК (оскорбление), возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего и подлежат прекращению в случае его примирения с обвиняемым. Но примирение допускается только до удаления суда в совещательную комнату для вынесения приговора.

Дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 117 УК (изнасилование), ст. 141 УК (нарушение авторских и изобретательских прав) возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего, но не подлежат прекращению в случае примирения потерпевшего с обвиняемым. В исключительных случаях, если дело о каком-либо преступлении, предусмотренном перечисленными статьями УК, имеет особое значение или если сам потерпевший в силу беспомощного состояния, зависимости от обвиняемого или по иным причинам не в состоянии защищать свои права и законные интересы, прокурор вправе возбудить такое дело и при отсутствии жалобы потерпевшего. Такое дело направляется для производства дознания или предварительного следствия и рассматривается в общем порядке. Оно не подлежит прекращению в случае примирения потерпевшего с обвиняемым. По указанным делам потерпевший имеет право в судебном разбирательстве лично или через своего представителя поддерживать обвинение. По делам о преступлениях, следствием которых явилась смерть потерпевшего, предусмотренные законом права потерпевшего переходят к его близким родственникам.

Лицо, понесшее материальный ущерб от преступления, вправе при производстве по уголовному делу предъявлять обвиняемому или лицам, несущим материальную ответственность за действия виновного, гражданский иск, который рассматривается вместе с уголовным делом. Гражданский иск потерпевшего в уголовном деле не облагается государственной пошлиной. При наличии достаточных данных о причинении материального ущерба потерпевшему орган дознания, следователь, прокурор и суд обязаны принять меры для обеспечения предъявленного или возможного в будущем гражданского иска.

Нарушения прав граждан должностными лицами, не являющиеся преступлениями, но представляющие собой злоупотребление властью, также могут быть предметом обращения гражданина в суд.

Если в отношении потерпевшего от злоупотреблений властью вынесен оправдательный приговор или определение суда, постановление следователя, прокурора, судьи о прекращении дела по предусмотренным законом основаниям, то потерпевший имеет право на возмещение имущественного и устранение последствий морального вреда, причиненного ему незаконным осуждением, содержанием под стражей, отстранением от должности. Размер и порядок возмещения имущественного вреда устанавливается законом.

Право на возмещение вреда

Возмещение причиненного ущерба является универсальным гражданско-правовым способом защиты нарушенных прав. Ст. 53 Конституции РФ провозгласила, что ущерб, причиненный гражданам незаконными действиями органов государственной власти и их должностных лиц, возмещается государством. В этой связи необходимо различать два возможных варианта ответственности государства.

При первом варианте потерпевший гражданин предъявляет требование о возмещении ущерба непосредственно к государству как таковому в лице его финансовых органов. Такая форма ответственности государства за незаконные действия органов государственной власти и их должностных лиц носит исключительный характер, она применяется лишь в случаях, специально предусмотренных законом.

В настоящее время государство непосредственно возмещает вред, причиненный гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Общим же правилом гражданско-правовой ответственности является второй вариант, при котором требования адресуются органам государственной власти, незаконными действиями которых или их должностных лиц причинен ущерб. Это ни в коей мере не означает отступления от провозглашенного принципа ответственности государства, поскольку органы государственной власти являются бюджетными учреждениями. Особенность ответственности бюджетных учреждений, предусмотренная ст. 15 Основ гражданского законодательства, состоит в том, что они отвечают находящимися в их распоряжении денежными средствами, однако при недостаточности таких средств дополнительную ответственность несет государство.

Необходимо подчеркнуть, что непосредственно к должностным лицам, незаконными действиями которых причинен ущерб, требования о возмещении ущерба предъявляться не должны. За такие действия отвечает соответствующий орган государственной власти. Сами же должностные лица могут нести материальную ответственность в виде возмещения органу по его требованию выплаченных за них сумм.

В статье подчеркивается, что возмещается ущерб, причиненный не только незаконными действиями, но и бездействием. Последнее предполагает невыполнение органами государственной власти (их должностными лицами) возложенных на них обязанностей, неосуществление тех действий, которые они в соответствии с законом обязаны были совершить.

Причиненный ущерб возмещается в полном объеме. Имеется в виду возмещение убытков, под которыми понимаются как реальный ущерб (произведенные расходы, стоимость утраченного или поврежденного имущества), так и упущенная выгода (неполученные доходы, которые потерпевший мог бы получить, если бы его права не были нарушены).

В настоящее время российское законодательство, как и в других странах, признало необходимым возмещать наряду с имущественным также и моральный вред. Речь идет об определенной денежной компенсации за перенесенные потерпевшим нравственные или физические страдания. Размер такой компенсации определяется судом. При этом в каждом конкретном случае учитываются характер правонарушения, значимость нарушенных прав, иные факторы.

Заключение

Права человека одна из основополагающих ценностей современной мировой цивилизации – понятие сложное и многогранное. Ему трудно дать одно единственное определение и однозначное толкование, ибо эта категория не только юридическая, но и философская, политическая, нравственная. Права человека появляются у человека в момент рождения не только как неотъемлемые (государство не вправе их отнимать) условия существования, которых требует природа человека для его выживания, и существенные возможности развития, но и как средство и цель жизни, вне зависимости от того, осознаются или нет.

Угрозу и опасность правам человека в настоящее время в мире несут: войны, насилие, голод, нищета, несправедливое распределение богатства (в мире и в каждой стране) агрессивный национализм, нетерпимость, расизм, религиозный фанатизм и фундаментализм, антисемитизм. Сколько бы не существовало человечество, перед будущими поколениями задачи защиты прав человека, несомненно разные по содержанию и размаху, будут стоять всегда.

Список использованной литературы

1. Баглай М.В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник по Конституционному праву. М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА* М, 1996.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Кудрявцев В.Ю. Комментарий к Конституции РФ. М.: Фонд правовой культуры, 1996.

4. Окуньков Л.А. Комментарий к Конституции РФ. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во БЕК, 1994.

5. Основы государства и права. Учебное пособие для поступающих в юридические ВУЗы. Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Юристъ, 1998.

Видео (кликните для воспроизведения).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

Источники

Права потерпевших от и охраняются законом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here