Постановление прокурора о возбуждении административного правонарушения

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Постановление прокурора о возбуждении административного правонарушения". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Постановление прокурора о возбуждении административного правонарушения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

В отношении должностного и юридического лиц прокурором возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 9.23 КоАП РФ. Каков порядок обжалования указанных постановлений?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает порядок обжалования постановлений прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и допускает обжалование только постановлений по делу об административном правонарушении и определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий

Ответ прошел контроль качества

13 декабря 2017 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Возбуждение прокурором дел об административных правонарушениях

Действующим федеральным законодательством прокурор наделен правом возбуждать дела об административных правонарушени ях и проводить административное расследование в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами ( п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Согласно ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ к исключительной компетенции прокурора относится возбуждение ряда дел об административных правонарушениях, посягающих на права граждан, на здоровье и общественную нравственность, в области охраны собственности, дорожного движения, связи и информации, предпринимательской деятельности, финансов, против порядка управления, а также посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.

Дела об указанных административных правонарушениях могут быть возбуждены прокурором как по результатам проверок в рамках осуществления надзорной деятельности, так и по поступившим в органы прокуратуры обращениям граждан и иных лиц.

Поводами для возбуждения дела об административном правонарушении, в частности, являются материалы, поступающие из правоохранительных органов, других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, а также сообщения и заявления физических и юридических лиц и сообщения в средствах массовой информации, когда эти материалы, сообщения и заявления содержат данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

С учетом исключительной компетенции прокурора обязанность рассмотрения обращений, содержащих данные о наличии событий таких административных правонарушений, возлагается именно на прокурора, который не вправе перепоручить это каким-либо иным органам или должностным лицам.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится немедленно после выявления административного правонарушения.

В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, постановление составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Согласно ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать следующие сведения, предусмотренные законодательством: дата и место вынесения постановления; должность, классный чин, фамилия и инициалы прокурора, вынесшего постановление; сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие; место, время совершения и событие административного правонарушения; статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за административное правонарушение; объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело; иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в постановлении. Копия постановления под расписку вручается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также потерпевшему.

В случае неявки лиц, если они были извещены в установленном порядке, постановление о возбуждении дела выносится в их отсутствие, а копия постановления в течение трех дней направляется лицу, в отношении которого оно вынесено.

В течение трех суток с момента вынесения постановление направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении.

Прокурор в пределах своих полномочий вправе участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

Читайте так же:  Обращение по несанкционированным свалкам

Статья 28.4. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором

Статья 28.4. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором

1. Применяя правила ч. 1 ст. 28.4, нужно учесть следующее:

1) упомянутые в ч. 1 ст. 28.4 дела могут быть возбуждены всеми прокурорами, указанными в ст. 25.11 (см. коммент. к ней);

2) в них неисчерпывающим образом перечислены дела об административных правонарушениях, которые могут быть возбуждены прокурором. При этом нужно помнить, что действующая редакция ч. 1 ст. 28.4 вступила в силу с 01.01.2010. В нее часто вносятся изменения (пока было внесено 9 изменений) и их следует отслеживать;

3) любое иное дело об административном правонарушении (помимо перечисленных в ч. 1 ст. 28.4) прокурор вправе возбудить лишь постольку, поскольку он выполняет такую свою функцию, как:

а) надзор за соблюдением положений Конституции РФ. ВС разъяснил, что закон не обязывает прокурора ссылаться на то, что постановление вынесено в порядке осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (п. 9 Обзора от 28.05.08);

б) надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов (т.е. не только федеральных законов, иных законов собственно Российской Федерации, но и законов Союза ССР, которые еще сохраняют свою силу на территории Российской Федерации, а также норм международного права);

4) прокурор возбуждает дело и в тех случаях, когда административное правонарушение предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.

2. Анализ правил ч. 2 ст. 28.4 позволяет сделать ряд выводов:

1) прокурор выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении;

2) протокол о возбуждении дела в данном случае не составляется;

3) в постановлении прокурора должны содержаться те же сведения, что и в протоколе о возбуждении дела об административном правонарушении. В практике возникает вопрос: вправе ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, давать объяснения (делать замечания) и должны ли они заноситься в постановление? Систематическое толкование ст. 28.4 и 28.2 (см. коммент. к ним) позволяет ответить на этот вопрос положительно: не случайно ст. 28.4 отсылает нас ко всем сведениям, предусмотренным в ст. 28.2;

4) о сроках принятия постановления прокурора см. коммент. к ст. 28.5.

Возбуждение прокурором производства об административном правонарушении

Согласно ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами.

Таким образом, в тех случаях, когда

    1. возникает необходимость привлечения виновных лиц за нарушения законов к административной ответственнос­ти,
    2. решение об этом не было принято соответствующим контролирующим органом,

прокурор выносит мотивиро­ванное постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

Такое по­становление может выноситься как в отношении должност­ных лиц, так и в отношении граждан и юридических лиц, если они являются субъектами выявленного прокурором в ходе проверки правонарушения.

Цель постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении — поставить перед компетентным органом вопрос о привлечении виновного в нарушении закона лица или нескольких лиц к административной ответственности. Тем самым прокурор привлекает внимание соответствую­щего органа или должностного лица к допущенному нару­шению закона, степени общественной опасности нарушения и к необходимости привлечения к административной ответ­ственности виновного в целях пресечения и предупрежде­ния в будущем противоправных действий.

Постановление содержит следующие реквизиты:

    • наиме­нование «постановление», дату и место его вынесения;
    • дол­жность и фамилию прокурора;
    • описание обстоятельств на­рушения со ссылкой на закон, который нарушен;
    • указание конкретного лица или лиц, которыми нарушен закон;
    • пред­ложение прокурора о наложении административного взыс­кания со ссылкой на ст. 28.4 КоАП РФ;
    • наименование органа, куда направляется постановление для принятия решения по существу;
    • ссылка на необходимость уведомления проку­рора о времени и месте рассмотрения дела об администра­тивном правонарушении;
    • должность, классный чин, фами­лию прокурора и его подпись.

Постановление прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении рассматривается в сроки, установленные ст. 28.5 КоАП РФ для конкретных составов административных пра­вонарушений.

Особенности возбуждение производства по делу об административном правонарушении при надзоре за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности

Прокурор правомочен возбудить производство об адми­нистративном нарушении или незамедлительно передать сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган (должностному лицу), который полномочен рассмат­ривать дела об административных правонарушениях.

При реализации права прокурора на возбуждение производства об административном правонарушении оперативным сотрудником требуют внимания два аспекта:

1) В оперативно-розыскной деятельно­сти принимают участие:

    • должностные лица органов, осуще­ствляющих оперативно-розыскную деятельность на гласной основе;
    • штатные негласные сотрудники этих органов;
    • лица, оказывающие содействие этим органам на конфиденциаль­ной основе;
    • лица, оказывающие содействие этим органам на неконфиденциальной основе.

Возбуждение производства об административном правонарушении в отношении тех, кто работает на негласной основе, конфиденциально, про­блематично, поскольку сведения о них прокурор может по­лучить лишь с их согласия.

2) Кодекс об адми­нистративных правонарушениях предусматривает, что военнослужащие несут ответственность за административ­ные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов несут ответственность за административные правонаруше­ния в соответствии с нормативными правовыми актами, рег­ламентирующими порядок прохождения службы в указан­ных органах.

Статья 28.4. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором

Статья 28.4. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 28.4 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 4 ноября 2019 г. N 361-ФЗ

Читайте так же:  К административным правонарушениям относятся ответ

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.6, 5.7, 5.21, 5.23 — 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 — 5.63.1, 6.19, 6.20, 7.24, частью 1 статьи 7.31, статьями 7.35, 8.32.2, частью 2 статьи 8.49, статьями 12.35, 13.14, 13.19.1, статьей 13.19.3 (за исключением административных правонарушений, совершенных застройщиком, должностными лицами застройщика), статьями 13.27, 13.28, частями 1 — 4.1, 6 и 7 статьи 14.13 (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими), частями 1 и 2 статьи 14.25, частью 6 статьи 14.28, статьями 14.35, 14.56, частью 1 статьи 15.10, частью 4 статьи 15.27, статьей 15.33.1, частью 3 статьи 19.4, статьей 19.6.1, статьей 19.8.1 (в части административных правонарушений, совершенных должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов), статьями 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.3.1, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.

>
Сроки составления протокола об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 28.4. КоАП РФ. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором

Ст 28.4 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.6, 5.7, 5.21, 5.23 — 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 — 5.63.1, 6.19, 6.20, 7.24, частью 1 статьи 7.31, статьями 7.35, 8.32.2, 12.35, 13.14, 13.19.1, статьей 13.19.3 (за исключением административных правонарушений, совершенных застройщиком, должностными лицами застройщика), статьями 13.27, 13.28, частями 1 — 4.1, 6 и 7 статьи 14.13 (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими), частями 1 и 2 статьи 14.25, частью 6 статьи 14.28, статьями 14.35, 14.56, частью 1 статьи 15.10, частью 4 статьи 15.27, статьей 15.33.1, частью 3 статьи 19.4, статьей 19.6.1, статьей 19.8.1 (в части административных правонарушений, совершенных должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов), статьями 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.3.1, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

2. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 28.4. КоАП РФ:

2. Статья 28.2 КоАП РФ обязывает любое должностное лицо, в том числе и прокурора, соблюдать предусмотренные в ней требования к содержанию протокола об административном правонарушении (см. комментарий к данной статье), поскольку постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении рассматривается как равнозначное по своим юридическим последствиям протоколу об административном правонарушении.

3. Сроки составления постановления прокурора определены в ст. 28.5 Кодекса (см. комментарий к этой статье). В качестве общего правила установлено, что постановление должно быть направлено немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Более длительные сроки установлены в связи с необходимостью выяснения ряда обстоятельств (до двух суток).

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Полномочия прокурора в сфере производства по делам об административных правонарушениях

Прокуратура края (Краснодарский край). 11 ноября 2019, 14:49

В соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ прокурор обладает полномочием возбуждать дело об административном правонарушении по отдельным составам, перечисленным в КоАП РФ, принимать участие при рассмотрении таких дел и обжаловать принимаемое решение. Кроме того, прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ.

Реализация полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях осуществляется путем:

возбуждения дела об административном правонарушении, проведения административного расследования;

участия в рассмотрении дела об административном правонарушении;

принесения протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление независимо от участия в деле, в том числе по результатам рассмотрения поступивших обращений;

совершения иных предусмотренных федеральным законодательством действий.

Таким образом, в сфере внимания прокуроров оказывается весь законодательный массив, устанавливающий ответственность за совершение административных правонарушений.

Однако надзорные функции, закрепленные за прокурором ст. 24.6 КоАП РФ, не распространяются на сферу производства по делам об административных правонарушениях в судах.

Часть 2 ст. 25.11 КоАП РФ говорит лишь о необходимости извещения прокурора о рассмотрении дела, возбужденного им самим или дела в отношении несовершеннолетнего. По таким делам прокурор вправе участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, предоставлять доказательства и пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством об административных правонарушениях (п. 2 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ).

Кроме того, прокуроры обязаны участвовать в рассмотрении судами дел в отношении, так называемых специальных субъектов (в отношении судей, членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, кандидатов в Президенты, в депутаты Государственной Думы РФ, в депутаты представительных органов власти субъектов РФ и высших должностных лиц муниципальных образований и др.), независимо от того, кем возбуждено дело.

Читайте так же:  Параметрические загрязнения окружающей среды

Исходя из анализа норм закона, а также организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, фактически на сегодняшний день к рассматриваемым судами делам, где допускается участие прокурора, относятся:

— во-первых, дела, возбужденные прокурором и пересматриваемые по инициативе самого прокурора или других участников процесса;

— во-вторых, дела, возбужденные иными органами, где инициатором пересмотра явился прокурор, принесший протест по результатам проведения проверки;

— в-третьих, дела в отношении лиц «с особым правовым статусом»;

— в-четвертых, дела в отношении несовершеннолетних.

Таким образом, участие прокурора в рассмотрении дел об административных правонарушениях в указанных формах вызвано необходимостью пресечения противоправных действий лицами их совершившими, несения ими соразмерной ответственности (в случае возбуждения прокурором дела об административном правонарушении), а также необходимостью обеспечения законности, достижения общественно значимых результатов, восстановления справедливости (в случае участия по делам в отношении несовершеннолетних, специальных субъектов, принесения протеста).

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Информационное письмо «О полномочиях прокуроров (заместителей прокуроров) по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.60 и ст. 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные акты Российской Федерации» преступления, предусмотренные ранее ст. 129 и 130 Уголовного кодекса Российской Федерации, декриминализированы. Указанные деяния исключены из числа уголовно наказуемых и включены в разряд административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.60 КоАП РФ (клевета) и 5.61 КоАП РФ (оскорбление), соответственно.

Согласно ст. 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.60 и 5.61 КоАП РФ, возбуждаются исключительно прокурором и в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ рассматриваются мировыми судьями.

О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится мотивированное постановление в сроки, установленные ст. 28.5 КоАП РФ. На практике нередко возникает необходимость дополнительного выяснения обстоятельств дела, дачи им правовой оценки, а также данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении.

Поскольку постановление прокурора рассматривается как равнозначное по своим юридическим последствиям протоколу об административном правонарушении, оно должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.

В информационном письме подчеркнуто, что прокурор обязан обеспечить полное, всестороннее, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств дела и процессуально подкрепить их при помощи доказательств.

В качестве доказательств КоАП РФ рассматривает любые данные, на основании которых прокурор, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении

В. Балакшин, начальник управления по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам прокуратуры Свердловской области.

Уяснение правовой природы постановления прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении имеет не только теоретическое, но и важное прикладное значение. Выработка научно обоснованной позиции по этому вопросу способствовала бы дальнейшему формированию административного законодательства и определению оптимального места прокурора в административном процессе.

Нарушения прав граждан в сфере административной юрисдикции продолжают иметь место. Известны основные причины такого положения: большое число должностных лиц и органов, наделенных правом рассматривать дела об административных правонарушениях; недостаточное знание правоприменителями действующего административного законодательства; игнорирование норм, предусматривающих право граждан на защиту; недостаточно четкая правовая регламентация отдельных процедурных вопросов, что на практике приводит к различному толкованию, пониманию и, следовательно, неединообразному применению действующих норм, нарушениям либо прав граждан и должностных лиц, либо интересов общества и государства.

Одним из проблемных обозначился вопрос о порядке привлечения граждан к административной ответственности на основании постановления прокурора о возбуждении административного производства. Автор настоящей статьи ранее уже обращался к данной проблеме, однако она далеко не исчерпана (См.: В. Балакшин. Производство об административном правонарушении // Законность. 1997. N 9). Более того, приобрела, как нам представляется, полемический характер. Сахалинский транспортный прокурор Ю. Денисов, не утруждая себя, к сожалению, стремлением глубже разобраться в сути указанной работы и в проблеме, которая в ней поднята, пришел к выводу, что никаких сложностей при рассмотрении постановления прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении не должно быть, если оно (постановление) будет составлено по образу и подобию протокола об административном правонарушении (ст. 239 КоАП РСФСР).

Между тем это упрощенный подход. Он уязвим как с точки зрения данных прокурорского надзора, так и с позиций более тщательного и всестороннего анализа действующего законодательства. До сих пор при подготовке и вынесении постановлений о возбуждении производства об административном правонарушении допускаются ошибки. Это обстоятельство получило отражение в протоколе заседания коллегии Генеральной прокуратуры РФ от 23 сентября 1998 г., на котором рассматривался вопрос о практике исполнения законных требований прокуроров. Вместе с тем нельзя не заметить, что большинство ошибок, которые прокуроры допускали при возбуждении административных производств, обусловлены объективными причинами. Основной из них, на наш взгляд, является несовершенство норм административного законодательства, регламентирующего эти вопросы.

В Законе РФ от 19 июля 1995 г. о внесении изменений и дополнений в КоАП не были учтены отдельные принципиальные положения, предусмотренные в принятом 17 ноября 1995 г. Законе о прокуратуре. В результате возникли коллизии между нормами административного законодательства и Закона о прокуратуре, который концептуально регламентирует деятельность прокуроров, в частности и по исследуемой проблеме.

Читайте так же:  Срок давности по квартплате

Анализ положений ст. ст. 1, 3, п. 2 ст. 22, ст. ст. 25, 26, 27, 54 Закона о прокуратуре дает основания для следующих выводов.

Первый. Прокурор, реализуя полномочия, предоставленные ему при осуществлении надзора за исполнением действующих на поднадзорной территории законов, вправе вынести постановления о возбуждении двух видов производств: уголовного производства и производства об административном правонарушении (п. 2 ст. 22, ст. 25). Авторы комментария к Закону о прокуратуре вообще считают, что в статьях говорится о двух видах постановлений, хотя в нынешних условиях допускается вынесение постановлений и в иных случаях. С последним трудно не согласиться, оговорившись, что в данном случае логичнее речь вести не о двух видах постановлений, а о двух видах производств. А еще точнее, о двух видах преследования — уголовном и административном.

Второй. В случаях, когда нарушения закона допущены должностным лицом, постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении вправе вынести, помимо Генерального прокурора, его заместителей, старших помощников и помощников, советников, все иные, перечисленные в ч. 1 ст. 54 Закона о прокуратуре, прокуроры. При этом формулировка Закона такова, что не предусматривает права прокурора без возбуждения административного производства сообщить о правонарушении и передать материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. В то же время предоставляет такое право прокурору, одновременно обделяя им его заместителей и помощников, если допущены нарушения прав и свобод человека и гражданина, носящие характер административного правонарушения (п. 3 ст. 27, ст. 54).

Третий. Прокурор, осуществляя надзорные функции, не вправе подменять своей деятельностью иные государственные органы и должностных лиц, в том числе и тех, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также уполномоченных применять меры административного воздействия.

Четвертый. Прокурор не формулирует в окончательном варианте, выражаясь терминологией уголовного процесса, обвинение в совершении лицом административного правонарушения и не вправе налагать на деликтанта административное взыскание. Последний вывод хотя и общепризнан, но требует пояснений в аспекте исследуемой проблемы.

Как в уголовном, так и в административном процессе прокурор, обнаружив признаки преступления либо административного правонарушения, должен исполнить одну из основных функций прокурорского надзора — в рамках Закона осуществить соответственно уголовное либо административное преследование лица, допустившего противоправные действия. С точки зрения процессуальной формы преследование начинается с момента вынесения одного из двух указанных в Законе постановлений. При этом Закон наделяет прокурора полномочиями, но вовсе не обязывает прокурора лично расследовать уголовное дело, привлекать лицо, совершившее преступление, в качестве обвиняемого, проводить административное расследование обстоятельств совершения правонарушения. Для этого существуют следственный аппарат и органы административной юрисдикции. Главная задача прокурора — после возбуждения уголовного либо административного производства обеспечить исполнение соответствующими органами и должностными лицами требований закона на последующих стадиях процесса (уголовного или административного).

Вопреки сформулированным в Законе о прокуратуре и устоявшимся положениям о сущности прокурорского надзора в приведенных ранее нормах КоАП РСФСР на прокурора фактически возлагается выполнение несвойственной для него функции: производство административного расследования и, более того, де-факто предъявление лицу обвинения в совершении административного правонарушения и составление (если проводить аналогию с уголовным процессом) обвинительного заключения, каковым по своей сути является протокол, а в нашей ситуации — постановление о совершении административного правонарушения.

Таким образом, все не так просто, как считает наш оппонент. Если подходить к проблеме комплексно и системно, а не только с позиций ст. 235 КоАП РСФСР, прокурор не должен отражать в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении все те обстоятельства и выполнять действия, которые предусмотрены в указанной статье. В противном случае это будет не мера прокурорского реагирования, не постановление прокурора о возбуждении административного преследования, а по цели и содержанию — протокол, который только фиксирует обстоятельства совершенного правонарушения, иные сведения, необходимые для разрешения дела по существу.

Кроме того, с точки зрения юридической техники, выработанной практикой прокурорского надзора, исследуемое постановление не должно содержать ряда моментов, предусмотренных ст. 235 КоАП. Например, фамилий и адресов свидетелей и потерпевших, объяснения правонарушителя, тем более изложенного собственноручно, на что он имеет право в случае составления протокола, либо отметки о том, что он отказался от подписания протокола, и некоторые другие. Все эти реквизиты и данные — для протокола, но не для такого строгого и в юридическом смысле жестко выдержанного документа прокурорского реагирования, как постановление прокурора. В этом смысле абсолютно правы авторы Комментария к Закону о прокуратуре, полагающие, что в названном постановлении «. приводятся данные, подтверждающие факт административного правонарушения, виновность конкретного лица в его совершении, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства, размер имущественного ущерба, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения постановления, статья административного Закона, устанавливающая ответственность за данное деяние», но не более.

Не вписывается постановление и в требования ст. 231 КоАП. С одной стороны, постановление прокурора (оно же — протокол об административном правонарушении) должно быть признано источником доказательств по делу об административном правонарушении, а с другой — постановление не названо таковым в этой норме. Причем по приведенной выше причине не отнесено к ним совершенно правильно. Не предусмотрено законом и вручение копии постановления, в то время как копия протокола об административном правонарушении после его составления немедленно должна вручаться под расписку лицу, совершившему административное правонарушение, а также потерпевшему, если он об этом просит (ст. 236.1 КоАП).

По общему правилу протокол об административном правонарушении должен быть составлен на месте совершения или обнаружения проступка (ст. ст. 238, 239 КоАП). При невозможности составить протокол на месте нарушитель может быть либо доставлен в милицию, либо задержан в административном порядке, о чем также необходимо составить соответствующий протокол. Эти действия производятся уполномоченными на то органами, должностными лицами (ст. ст. 238, 241 КоАП). Прокурор в свою очередь вправе возбудить производство о любом административном правонарушении. При этом не исключено, что возникнет необходимость либо доставления, либо административного задержания нарушителя. Здесь, однако, возникает вопрос: а вправе ли он осуществить доставление или административное задержание лично либо поручить это другому работнику прокуратуры? Положительный ответ будет означать как минимум то, что, поступив таким образом, прокурор, во-первых, выйдет за пределы предоставленных ему полномочий, а во-вторых, совершит действия, не свойственные прокурорскому надзору как виду государственной деятельности.

Читайте так же:  Прекращение дела об административном правонарушении по малозначительности

Приведенные доводы дают основания заключить, что изменения, внесенные по исследуемому вопросу в ст. 235 и другие статьи КоАП, не совсем удачны. Выполнение содержащихся в них требований без учета других норм права означает следующее. Во-первых, прокурор, установив факт административного проступка, должен не просто возбудить производство, а провести административное расследование в полном объеме, что Законом о прокуратуре не предусмотрено. Во-вторых, имеет место сужение полномочий заместителей и иных по должности прокуроров, так как в ст. 237 КоАП назван лишь прокурор. В-третьих, прокурор автоматически становится подконтрольным органу (должностному лицу), которому он направляет производство об административном правонарушении. Все это приводит к тому, что хочет того прокурор или нет, но он начинает подменять указанные органы (должностных лиц), выполняя их функции и отрешаясь от прямых функций по осуществлению прокурорского надзора.

Такое развитие событий приведет (если уже не приводит) к тому, что статус прокурора как представителя государственной власти, призванного выступать не в роли проводящего административное расследование и применяющего меры административного воздействия, а в роли представителя Генеральной прокуратуры РФ, осуществляющей от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением действующих на территории РФ законов, будет подорван. Более того, подвергнется выхолащиванию само содержание прокурорского надзора, который по своей сути будет основательно приближен к функциям контролирующих органов.

В связи с этим административное законодательство необходимо привести в соответствие с Конституцией РФ и Законом о прокуратуре, более четко определив полномочия прокурора по возбуждению производства об административном правонарушении и надзору за законностью принимаемых по ним решений; сократить число органов и должностных лиц, наделенных правом рассматривать административные дела, передав их полномочия мировым судьям; предусмотреть иные меры.

Статья 28.4. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором

СТ 28.4 КоАП РФ

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.6, 5.7, 5.21, 5.23 — 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 — 5.63.1, 6.19, 6.20, 7.24, частью 1 статьи 7.31, статьями 7.35, 8.32.2, 12.35, 13.14, 13.19.1, статьей 13.19.3 (за исключением административных правонарушений, совершенных застройщиком, должностными лицами застройщика), статьями 13.27, 13.28, частями 1 — 4.1, 6 и 7 статьи 14.13 (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими), частями 1 и 2 статьи 14.25, частью 6 статьи 14.28, статьями 14.35, 14.56, частью 1 статьи 15.10, частью 4 статьи 15.27, статьей 15.33.1, частью 3 статьи 19.4, статьей 19.6.1, статьей 19.8.1 (в части административных правонарушений, совершенных должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов), статьями 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.3.1, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

2. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 28.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В ч. 1 комментируемой статьи 28.4 КоАП РФ определены конкретные составы административных правонарушений, дела о которых возбуждаются исключительно прокурором. Помимо этого указывается, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом или законом субъекта РФ. Таким образом, прокурор вправе принять решение о возбуждении любого дела об административном правонарушении.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. В отличие от должностных лиц уполномоченных органов прокурор не составляет протокол об административном правонарушении, а выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Это положение закреплено в п. 1 ст. 25 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Кроме этого, в п. 2 ст. 25 названного Закона установлено, что постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. Однако это не означает, что прокурор после вынесения постановления о возбуждении производства об административном правонарушении в обязательном порядке направляет его для проведения дальнейшего производства по делу об административном правонарушении в уполномоченный орган или уполномоченному должностному лицу. Прокурор вправе самостоятельно собрать все доказательства по делу об административном правонарушении, после чего постановление и другие материалы дела направить на рассмотрение уполномоченному судье, органу, должностному лицу. Такое производство принято называть обычным непротокольным производством, поскольку при возбуждении дела выносится постановление.

Источники

Постановление прокурора о возбуждении административного правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here