Порядок рассмотрения административного дела в суде

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Порядок рассмотрения административного дела в суде". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении (ст.ст. 29.1 — 29.14)

Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении

>
Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 29.7 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в часть 1 статьи 29.7 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2008 г.

1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 175-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 29.7 настоящего Кодекса внесены изменения

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.

2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 29.7 КоАП РФ. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении (действующая редакция)

1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.

2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 29.7 КоАП РФ

1. Обязательное участие лица, в отношении которого ведется производство делу, предусмотрено при рассмотрении дел об административных правонарушениях, влекущих административный арест или административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (об административных правонарушениях, влекущих назначение указанных административных наказаний, см. соответственно комментарии к ст. 32.8, 32.9). При рассмотрении дела обязательно также участие законных представителей физического лица в случаях, предусмотренных ч. 1, 5 ст. 25.3 КоАП. В отсутствие потерпевшего дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются сведения о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Участие других лиц в рассмотрении дела может зависеть от осуществляемых по делу процессуальных действий, предусмотренных КоАП, например экспертизы, либо обусловлено решением судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело, которые вправе признать обязательным их присутствие.

2. О статусе законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя в производстве по делу об административном правонарушении см. соответственно комментарии к ст. 25.3 — 25.5.

В случаях отсутствия физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, в том числе и отсутствия, обусловленного неявкой без уважительной причины, дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие указанных лиц в тех случаях, если их отсутствие не препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела. В иных случаях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 КоАП, выносят определение о приводе указанных лиц.

Читайте так же:  Соседи громко слушают музыку ночью закон

3. О протоколе об административном правонарушении см. комментарий к ст. 28.2, об иных материалах дела см. п. 1 комментария к ст. 29.6. К иным доказательствам, которые исследуются при рассмотрении дела и не указаны в ч. 2 комментируемой статьи, относятся документы, в том числе и являющиеся вещественными доказательствами, а также показания специальных технических средств (см. комментарии к ст. 26.7, 26.8).

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении кратко

Правонарушения в нашем государстве совершаются гораздо чаще, чем преступления. Существует ли какой-то особый порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях? Ответ на этот вопрос будет предоставлен в статье.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в ГИБДД

Самая частая форма административного правонарушения связана с транспортом и правилами дорожного движения. Протоколы о нарушении составляются инспекторами ГАИ, после чего направляются либо в ГИБДД, либо в суд. Каков порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях по ПДД?

Составленный инспектором протокол передается в региональное отделение ГИБДД, где должностные лица проводят объективное расследование. По итогу на водителя накладываются санкции: это, как правило, штраф или лишение профессионального права (вождение автомобилем). Нередко дело передается в мировой суд. В этой инстанции может быть вынесено решение об исправительных работах или административном аресте.

О правилах общения с сотрудниками ГАИ и защите своих прав составлено немало материалов. ПДД — довольно обширный сборник, который является, к тому же, частью КоАП. Если водитель уверен в своей правоте и не желает получать санкции, то он может обратиться к специалисту в области права.

Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

СТ 29.7 КоАП РФ

1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.

2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Рассмотрение дела

При непосредственном рассмотрении дела наиболее полно и ярко раскрывается все содержание правоприменительной процедуры. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении обусловлен целенаправленностью задач и предметностью.

Что служит непосредственным предметом правоприменения в административном производстве? Согласно заключениям юристов, это конкретный случай. Здесь проявляется нормативно-правовая урегулированность общественных отношений и действенность юридических гарантий. Необходимо это для четкого и неукоснительного соблюдения законных интересов и прав граждан.

Что является целью рассмотрения дела? Согласно закону, это установление конкретных обстоятельств нарушения закона. Должны быть выяснены факты с последующим их оцениванием. В конечном итоге к виновному лицу применяются меры административного взыскания.

Согласно статьям 29.7-29.13 КоАП РФ, процессуальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях включает в себя слушание дела, установление явки субъектов производства, проведение экспертизы (судебно-медицинской, лингвистической или другой) и вынесение соответствующего определения.

Подготовка к рассмотрению дела

Рассмотрение дела о нарушении закона является основной стадией в судопроизводстве. Деятельность государственных органов носит здесь комплексный характер, который определяется необходимостью верно установить предмет административного нарушения. Подготовка к порядку рассмотрения дела об административном правонарушении фиксируется в статье 29.1 КоАП РФ. Эта статья содержит положения:

  • о компетенции суда, судьи, отдельного органа или должностного лица в установленной сфере;
  • о наличии обстоятельств, которые могли бы исключать сам факт рассмотрения дела судьей;
  • о правильности составленного административного протокола;
  • о наличии обстоятельств, смягчающих, отягчающих или исключающих производство;
  • о наличии отводов и ходатайств.

Здесь же могут быть выделены и многие другие обстоятельства по делу.

Процессуальные основания для рассмотрения дела

Процессуальная база для рассмотрения дела о правонарушении зафиксирована в статье 28.7 КоАП РФ. Основанием здесь является надлежащим образом оформленный протокол о нарушении права. Составляется такой документ уполномоченным должностным лицом. Выносится решение прокурора о возбуждении административного производства.

Прокурорский протокол направляется судье или другому лицу, в чьи обязанности входит рассмотрение дела. Максимальный срок передачи документа — трое суток.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении включает в себя судебное заключение. После передачи протокола в судебную инстанцию судья выносит решение об административном аресте, выдворении, штрафе или любом другом виде санкции.

О материалах дела

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в суде состоит из множества различных этапов. Каждый этап подлежит обязательной регламентации. Большую роль играет процедура разъяснения участникам производства их обязанностей и прав. Обязательному рассмотрению подлежат ходатайства и отводы, поданные различными заявителями.

Нередко в ходе судопроизводства принимается заявление об отводе или самоотводе. Речь идет о ситуациях, когда судья или иное должностное лицо решает приостановить производство на определенный срок. Надо сказать, что причины для отвода должны быть очень веские. В противном случае появится риск неправильного вынесения постановления.

Порядок рассмотрения судом дел об административных правонарушениях включает в себя огромный бюрократический пласт. Разные бумаги формируются и регистрируются почти на каждом этапе судопроизводства. Однако самую важную роль играет конечный документ. Именно о нем будет рассказано далее.

Постановление по делу

Согласно КоАП, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении завершается вынесением постановления. Это нормативный акт, который обладает высшей правовой силой для всех участников судопроизводства. Нормы постановления императивны, то есть обладают обязательным характером. Существуют две основные формы постановления:

  • о прекращении делопроизводства;
  • о назначении наказания в виде административной санкции.
Читайте так же:  Как реагировать на оскорбления мужчины

Постановление должно выноситься в следующих случаях:

  • появление исключающих вину факторов;
  • объявление устного замечания и освобождение привлеченного к ответственности лица;
  • передача дел прокурору, следственному органу, дознавателю или любому другому лицу, в чьи обязанности входит поиск признаков преступления.

По окончании делопроизводства постановление должно быть немедленно оглашено участникам судебного процесса. Копия документа передается ответчику.

Где рассматривается дело?

Предположим, что гражданин, официально проживающий в Московской области, совершает правонарушение в Калининграде. Где именно провинившегося гражданина будут судить? Согласно КоАП РФ, рассмотрение правонарушения допускается лишь в месте его совершения. Однако сам гражданин может подать ходатайство с прошением о проведении судебного заседания по месту жительства.

А что делать российским судам, если правонарушение совершил иностранный гражданин? В этом случае стоит руководствоваться международным договором, в котором указывается возможность рассматривать нарушения закона на территории чужого государства. Однако все представленные правила не распространяются на несовершеннолетних лиц. Об этом указано в статьях 20.22 и 6.10 административного Кодекса.

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрен специальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях. Началом рассмотрения дела судьей, органом или должностным лицом является выяснение обстоятельств, которые юридически значимы для корректного разрешения дела.

Затем следует огласить протокол об административном преступлении, а также другие материалы, если это необходимо. После необходимо произвести заслушивание объяснений физического лица или законного представителя юридического лица, по которым происходит производство по делу. Далее следует огласить показания иных участников производства, заслушать пояснения специалистов и заключения экспертов. Помимо этого важно помнить и об других доказательствах. Если в рассмотрении дела принимает участие прокурор, следует заслушать и его заключение.

Если дело рассматривается коллегиальным органом, то необходимо составить протокол. Требования к нему указаны в КоАП РФ.

После рассмотрения административного дела выносится постановление, которое отражается принятое решение по делу. Это может быть применение административного наказания или остановка рассмотрения дела. Вынести постановление о наложении административного наказания можно при нескольких условиях:

  • если при помощи материалов дела и во время слушаний по делу была доказана вину лица в совершении административного правонарушения;
  • при отсутствии обстоятельств, из которых не следует административная ответственность лица;
  • если нет оснований, позволяющих освободить лицо от административной ответственности.

Также есть несколько условий, позволяющих вынести постановление о прекращении производства по делу об административном преступлении:

  • если есть хотя бы одно обстоятельство, которое исключает производство по делу, которое предусмотрено в КоАП РФ;
  • если есть объявление устного замечания, предусмотренного КоАП РФ;
  • если действия или бездействия содержат признаки преступления, то прекращается производство по делу и материалы дела передаются в прокуратуру, орган дознания или орган предварительного следствия;
  • если совершенное административное правонарушение попадает под ряд статей КоАП РФ.

Продление срока изучения дела

Выше уже было указано, что срок административного правонарушения может быть продлен. Но какие на то должны быть причины? Закон говорит о случае, когда участники судопроизводство подают ходатайство о пересмотре дела. Это самый распространенный сценарий продления производства. Еще одна причина заключается в появлении новых обстоятельств. В таких случаях необходимо проведение дополнительного расследования сроком не более, чем на месяц.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, безосновательное продления сроков запрещается. В Российской Федерации действует презумпция невиновности, согласно которой человек, чья вина не доказана в судебном порядке, считается невиновным. А невиновному человеку не очень хочется пребывать в заточении. Поэтому обязательно должны быть основания для продления делопроизводства, и касаться они должны самого ответчика.

О сроках рассмотрения дела

Официально установленный срок административного делопроизводства — 15 суток. Отсчет этого срока начинается в момент получения судьей протокола по делу и дополнительных материалов.

Столь краткий порядок рассмотрения дела об административного правонарушения может быть продлен. Однако решение о продлении должен принять сам судья, но только при наличии действительно веских причин. Выносится мотивированное определение судебного органа, в котором указываются требования к продлению срока не более чем на месяц.

Существует конституционная норма (статья 22), в которой указывается срок задержания лица за административное нарушение. Так, до вынесения судебного постановления гражданин не может находиться под административным задержанием сроком более чем 48 часов.

Этапы и особенности рассмотрения административных дел

Выделяется несколько стадий рассмотрения дела об административном незаконном деянии. Речь идет:

  • об этапе, когда происходит подготовка к рассмотрению дела;
  • об этапе, на котором непосредственно происходит рассмотрение дела по существу;
  • об этапе, когда выносится и оглашается постановление по делу.

Во время подготовки дела к рассмотрению для судьи, органа или должностного лица важно выяснить ряд вопросов, которые важны в юридическом плане:

  • в их ли компетенции рассмотрение дела;
  • есть ли причины, по которым судья, член коллегиального органа, должностное лицо не могут рассмотреть дело;
  • корректно ли составлен протокол об административного незаконном деянии, а также ряд других протоколов, которые предусмотрены КОАП РФ. Помимо этого необходимо обратить внимание на то, как оформлены другие материалы дела;
  • есть ли место обстоятельствам, которые исключают производство дела;
  • в полной ли мере присутствуют материалы по делу, для того чтобы рассмотреть дело по существу;
  • определить наличие ходатайств и отводов.

Для ключевых лиц, которые рассматривают дело об административном правонарушении, не представляется возможным заниматься рассмотрением дела, при условии, что они или другие участники производства состоят в родственных связях. Помимо этого рассмотрение дела также не представляется возможным, если вышеупомянутые лица имеют прямую или косвенную заинтересованность в исходе дела. Если же присутствует хотя бы одно из вышеупомянутых обстоятельств, которые предусмотрены КоАП РФ, то судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом в обязательном порядке заявляется самоотвод. Среди органов, которым подается заявление о самоотводе, выделяются председатель соответствующего суда, руководство коллегиального органа или должностное лицо более высокого ранга.

Помимо этого заявить отвод лицам, которые занимаются рассмотрением дела об административном незаконном деянии, представляется возможным и для иных участников производства.

Рассмотреть заявление об отводе может судья, орган или должностное лицо, которые занимаются производством дела. После того как заявление о самоотводе или об отводе рассмотрено, компетентный орган выносит решение удовлетворяющее заявление или отказывающее в его удовлетворении.

Во время подготовки дела к рассмотрению необходимо разрешить ряд вопросов, которые служат основой в определенных ситуациях для вынесения определения:

  • определение времени и места рассмотрения дела;
  • вопросы касательно вызова важных для рассмотрения дела лиц, о запросе важных дополнительных материалов по делу, о назначение проведения экспертизы;
  • вопросы отложения производства дела;
  • вопрос передачи обратно протокола об административном правонарушении и других важных материалов относительно дела органам или должностным лицам, которые занимались составлением протокола, в ситуациях, когда он был составлен и оформлен неправомочными лицами или некорректном составлении или при неполном представлении материалов, которое невозможно восполнить во время рассмотрения дела;
  • в ситуациях, когда рассмотрение дела не находится в компетенции ключевых органов и лиц, которые получили на рассмотрение протокол об административном преступлении и иные материалы дела, или вынесли определение касательно отвода судьи, члена коллегиального органа или должностного лица, рассматриваются вопросы о передаче протокола об административном преступлении и иных материалов дела к рассмотрению по подведомственности. Если есть место обстоятельствам, которые исключают производство по делу и предусмотрены КоАП РФ, то необходимо вынести постановление об остановке производства по делу.
Читайте так же:  Уплата половины административного штрафа

Рассматривать дело об административном незаконном деянии необходимо по месту его совершения. При наличии ходатайства лица, по которому идет производство, представляется возможным рассмотреть дело по месту жительства указанного лица. Если по делу об административном незаконном деянии было осуществлено административное расследование, то его рассмотрение следует производить по месту нахождения органа, который занимался проведением данного расследования.

Если дело касается административного правонарушения несовершеннолетнего, родителей несовершеннолетнего и заменяющих их лиц, то такие дела следует рассматривать по месту жительства данных лиц.

Административные дела, после которых возможно применение мер в лишении прав управления транспортными средствами, следует рассматривать по местам, где было поставлено на учет данное транспортное средство.

В течение 15 дней со дня получения ключевых лиц и органов, которые имеют полномочия на рассмотрение дела, протокола об административном преступлении и иных материалов, необходимо провести рассмотрение дела об административном правонарушении.

В ситуациях, когда есть ходатайство от участников производства по делу или в ситуациях, когда необходимы дополнительные выяснения обстоятельств, время рассмотрения дела может продлить судья, орган или должностное лицо, которое рассматривает дело сроком на один месяц. Мотивированное определение – документ о продлении указанного срока, который выносится судьей, органом или должностным лицом, которые занимаются рассмотрение дела. В ситуациях, когда рассмотрению подлежат дела об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, рассмотреть дело необходимо в день получения протокола об административном преступлении и иных материалов.

Дела, которые касаются лиц, которые подвергнуты административному задержанию, необходимо рассмотреть не позже 4 часов с момента их задержания.

Комментарий к статье 29.7. КоАП РФ:

1. Рассмотрение дела об административном правонарушении начинается с объявления о том, кто рассматривает данное дело (при единоличном рассмотрении — должность, фамилия, при коллегиальном рассмотрении — наименование органа, фамилии председательствующего в заседании и членов данного органа), какое дело подлежит рассмотрению (о каком правонарушении), кто (фамилия, имя, отчество физического лица, наименование юридического лица) и на основании какого закона (статья Кодекса или закона субъекта РФ) привлекается к административной ответственности.

2. Далее устанавливается факт явки физического лица или его законного представителя, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.11). Для этого проверяются соответствующие документы, удостоверяющие личность каждого из участников производства по делу.

С 1 июля 2008 г. в качестве исключения из данного правила предусмотрены случаи выявления правонарушений в области дорожного движения (гл. 12 Кодекса), зафиксированные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств или средств фото- и киносъемки, видеозаписи. При этом постановление по делу выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело (см. комментарий к ст. 28.6).

3. Затем проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя.

Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом (см. комментарий к ст. 25.3). Полномочия законных представителей юридического лица, которыми являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица, подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное положение (см. комментарий к ст. 25.4).

Полномочия адвоката, выступающего в качестве защитника или представителя, удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, а полномочия иного лица, оказывающего в том же качестве юридическую помощь, — доверенностью, оформленной в соответствии с законом (см. комментарий к ст. 25.5).

4. После этого выясняется, извещены ли в установленном порядке участники производства по делу и каковы причины их неявки.

По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшего и некоторых иных лиц. В их отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении их о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступили ходатайства об отложении рассмотрения дела либо такие ходатайства оставлены без удовлетворения (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.4).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) отмечено, что поскольку Кодекс не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено путем использования любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации соответствующим лицом (имеются в виду судебная повестка, телеграмма, телефонограмма, факсимильная связь и т.п.). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным и в случае, когда с указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно фактически не проживает по этому адресу.

Следует также учесть, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, привлекаемого к ответственности, законного представителя несовершеннолетнего лица, совершившего правонарушение, и законного представителя юридического лица (см. комментарий к ст. ст. 25.1, 25.3 и 25.4). Более того, согласно ч. 3 ст. 25.1 при рассмотрении некоторых категорий дел присутствие привлекаемого к ответственности физического лица является обязательным.

На рассмотрение дела могут быть также вызваны свидетель, понятой, специалист, эксперт и переводчик (см. комментарий к ст. ст. 25.6 — 25.10).

С учетом изложенного принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие соответствующих лиц (если это допускается Кодексом) или решение об отложении рассмотрения дела, которое выносится в виде определения.

5. После принятия решения о продолжении рассмотрения дела лицам, участвующим в рассмотрении, разъясняются их процессуальные права и обязанности (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.10).

6. Затем рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. Участники производства по делу наделены правом заявлять различного рода отводы и ходатайства (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.5, 25.9, 25.11), которые подлежат рассмотрению в установленном порядке (см. комментарий к ст. 29.1).

7. Определение об отложении рассмотрения дела выносится в случае поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу. Отвод члена коллегиального органа может не повлиять на процедуру рассмотрения дела, если количество оставшихся членов является достаточным для признания заседания правомочным.

Аналогичное определение выносится при отводе специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу. В этих случаях под сомнение ставится достоверность формируемой доказательственной базы, которая необходима для выяснения обстоятельств по делу об административном правонарушении.

Читайте так же:  Курение в общественных местах днр

Определение об отложении рассмотрения дела выносится и при необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы. В этих ситуациях неполнота доказательственной базы не может быть восполнена, поэтому требуется осуществление необходимых процессуальных действий.

8. Если рассмотрение дела отложено в связи с неявкой без уважительных причин ранее упомянутых лиц, участие которых признается (или является) обязательным при рассмотрении дела (см. комментарий к ст. 29.4), то выносится определение о приводе указанных лиц (см. комментарий к ст. 27.15).

9. Согласно ч. 1 ст. 29.5 Кодекса дело об административном правонарушении по общему правилу рассматривается по месту его совершения. Однако по ходатайству привлекаемого к ответственности лица дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. В этом случае выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности иному субъекту (судье, органу, должностному лицу).

10. В случае продолжения рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 28.2), а при необходимости — и другие материалы дела (см. комментарий к ст. ст. 27.4, 27.7 — 27.10, 27.12 — 27.14, 27.16, 28.2).

Далее заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, привлекаемых к ответственности, показания других лиц, участвующих в производстве по делу (см. комментарий к ст. ст. 25.6 и 26.3).

Затем заслушиваются пояснения специалиста (см. комментарий к ст. 25.8) и заключение эксперта (см. комментарий к ст. ст. 25.9 и 26.4), если они были привлечены к участию в производстве по делу, исследуются иные доказательства (см. комментарий к ст. ст. 26.6 — 26.8).

В случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. Следует иметь в виду, что прокурор в обязательном порядке извещается о месте и времени рассмотрения дела о правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела, возбужденного по инициативе прокурора (см. комментарий к ст. 25.11).

11. При необходимости осуществляются другие процессуальные действия, предусмотренные Кодексом. Например, несовершеннолетнее лицо, привлекаемое к ответственности, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо (см. комментарий к ст. 25.1).

Этапы рассмотрения дела об административном правонарушении

Исключающие обстоятельства

Нередко судебные заседания заканчиваются вынесением постановления о самоотводе. Немалую роль в этом играют исключающие обстоятельства. Судья, члены коллегии, различные должностные лица не имеют возможности продолжить рассмотрение дела в случае обнаружения фактов следующего характера:

  • наличие косвенного, прямого или личного интереса в разрешении дела;
  • судья или какой-то работник судебного органа является родственником ответчика.

Как только представленные обстоятельства были обнаружены, дело передается в другую инстанцию. Сам судья или какое-то из должностных лиц принимают решение об отводе от дела.

О стадиях расследования

Каков порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях? Здесь все зависит от того, в какой общественной сфере было допущено нарушение закона и какая установлена степень тяжести. Решение о возбуждении делопроизводства принимается должностным лицом. Составляется протокол согласно статье 28.3 КоАП РФ. Исключение лишь составляют ситуации, когда дело возбуждается прокурором. В таком случае выносится постановление.

Сразу после возбуждения дела проводится расследование. Оно включает в себя экспертизу или иное процессуальное действие. Согласно закону, экспертиза реализуется далеко не всегда. В статье 28.7 КоАП РФ закреплены основные общественные сферы, в которых она необходима. Это экспортный надзор, валютное производство, охрана здоровья, налоговые или тарифные сборы, таможенное дело и многое другое.

Само расследование должно проводиться по месту совершения правонарушения. Максимальный срок расследования — один месяц. Все данные о проведенных работах вносятся в протокол, а в дальнейшем и в постановление.

Определение по делу

По результатам рассмотрения административного дела может быть вынесено определение. Это специальный документ, указывающий на некомпетентность судьи или иного должностного лица в отношении ответчика. Самый частый пример — порядок рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей. В процессе судопроизводства раскрывается все больше новых обстоятельств. Суд понимает, что ответчик совершил гораздо больше преступных деяний, чем указано в протоколе. Следовательно, и санкции за нарушения должны быть установлены более строгие. Компетенция представителей мирового суда не содержит вынесения наказания в виде ареста сроком более чем 3 года. Именно поэтому выносится определение — документ, указывающий на передачу делопроизводства другому органу. Нередко представленный документ выносится коллегиальным органом путем голосования. По итогу определение подписывается судьей.

Определение, постановление, протокол о нарушении — список итоговых судебных документов на этом не исчерпывается. Стоит также выделить представление — нормативный акт, в котором указываются условия и причины выявленного правонарушения. По сути, представление необходимо для дальнейшей профилактики преступлений закона. Часто документ выносится и при нарушении порядка рассмотрения дела об административном правонарушении.

Комментарий к Ст. 29.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Установленная КоАП РФ процедура рассмотрения дела представляет собой ряд последовательных действий (этапов), выполняемых судьей, коллегиальным органом или должностным лицом, в производстве которых находится соответствующее дело об административном правонарушении.

Все процедурные действия можно разделить на три этапа:

1) подготовка к слушанию дела;

2) рассмотрение дела по существу;

3) принятие решения по делу.

2. На первом этапе объявляется, кто рассматривает дело (если дело рассматривается коллегиальным органом, то объявляется состав коллегиального органа), какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности. Затем устанавливается факт явки лиц, участвующих в рассмотрении дела. Этот порядок не распространяется на случаи, установленные ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ.

После этого проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя в соответствии с представленными документами. Решение о допуске данных лиц для участия в рассмотрении дела может быть оформлено устным определением судьи, органа или должностного лица.

Следующим процессуальным действием будет являться выяснение причин неявки участников производства. Проверяются условия извещения неявившихся участников производства, выясняется фактическая возможность получения повестки или извещения в иной форме, изучаются доказательства надлежащего извещения.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте рассмотрения дела и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных Приказом ФГУП «Почта России» от 05.12.2014 N 423-п (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

Кроме этого, судья, коллегиальный орган, должностное лицо также рассматривают причины неявки (по представленным документам), чтобы определить, являются они уважительными или нет.

Рассмотрев эти причины, судья, коллегиальный орган, должностное лицо выслушивают мнение участников производства о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц. После чего принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Читайте так же:  Возраст привлечения к административной ответственности несовершеннолетних лиц

В случае продолжения разбирательства по делу судья, председательствующий коллегиального органа, должностное лицо разъясняют лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности.

Порядок разъяснения прав имеет свои особенности в зависимости от статуса участника производства. Так, процессуальные права и обязанности лицу, в отношении которого ведется производство, разъясняются отдельно от других участников производства. О разъяснении данному лицу его прав и обязанностей отбирается расписка либо делается соответствующая запись в протоколе о рассмотрении дела.

Далее должны разъясняться (с документальным подтверждением этого факта) права потерпевшим, законным представителям физического или юридического лица, а также защитникам, представителям и Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

Разъяснение прав и обязанностей свидетелям, экспертам, специалистам производится на этапе рассмотрения дела, т.е. перед началом их непосредственного допроса либо участия в процессуальном действии.

После разъяснения прав и обязанностей участникам производства заслушиваются поступившие от них отводы и ходатайства. Отводы должны быть заявлены и рассмотрены с учетом требований ст. ст. 29.2 и 29.3 КоАП РФ, а ходатайства — ст. ст. 24.4, 29.4 КоАП РФ.

Письменные отводы и ходатайства приобщаются к материалам дела, а устные заносятся в протокол рассмотрения дела. Если же протокол не ведется, то ходатайства и отводы должны быть заявлены только в письменном виде.

Пункт 7 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает вынесение определения об отложении рассмотрения дела. Выносимые определения должны соответствовать требованиям ст. 29.12 КоАП РФ и излагаться только в письменной форме. Отложение рассмотрения дела не должно нарушать сроков его рассмотрения, указанных в ст. 29.6 КоАП РФ.

На этапе подготовки к слушанию дела могут выноситься еще два вида определений:

1) о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности (подсудности) в соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ.

И в первом, и во втором случаях определение должно быть мотивированным и выноситься только в письменной форме.

3. После совершения всех вышеперечисленных действий и при отсутствии препятствий к дальнейшему рассмотрению дела судья, орган, должностное лицо переходят к следующему этапу — рассмотрению дела по существу.

Данный этап включает в себя процессуальные действия, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи. Последовательность этих действий законом не оговаривается, однако судья, орган, должностное лицо должны исходить из формальной логики и задач всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.

Вместе с тем ч. 2 ст. 29.7 КоАП РФ указывает на определенную последовательность исследования обстоятельств дела. Так, при продолжении рассмотрения дела (подготовки к рассмотрению дела — ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ) оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и другие материалы дела. Затем заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

4. Часть 3 устанавливает, что в случае необходимости могут осуществляться и другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.

5. Последним этапом рассмотрения дела является принятие решения по делу. Этот этап также отдельно не регламентируется, однако судья, орган, должностное лицо при вынесении постановления по делу должны руководствоваться положениями ст. ст. 29.9 — 29.13 КоАП РФ.

Статья 29.7. КоАП РФ. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Ст 29.7 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:

2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Состав постановления по делу об административном правонарушении

Ст. 29.10 КоАП РФ предусматривает требования к содержанию постановления по делу. В состав постановления по административному делу входит несколько блоков. Речь идет о вводной, описательной и резолютивной частях. Вводная часть содержит реквизиты постановления (речь идет о номере, дате, адресе его вынесения), должность, ФИО судьи или должностного лица, состав и название коллегиального органа, которые вынесли постановление, сведения о лицах, в отношении которых происходит рассмотрение дела.

Описательная часть постановления содержит обстоятельства, которые были установлены во время рассмотрения дела, сюда же входят анализ и оценка доказательств, которые были исследованы во время рассмотрения дела.

Помимо этого в описательную часть входит статья КоАП РФ или же закона субъекта РФ, которые предусматривают административную ответственность за совершение административного преступления, или же основания для прекращения производства по делу. Также в описательной части содержатся обстоятельства, которые могут смягчить или отягчить ответственность обвиняемого.

В состав резолютивной части постановления по административному делу входит мотивированное решение, признающее лицо, по которому ведется дело, виновным в совершении административного преступления. Далее указывается статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, согласно которым указанное лицо признается виновным, тип и размер административного наказания. После обязательно указывается время и правила обжалования постановления.

В ситуациях, когда назначенное судьей наказание предусматривает возмещение имущественного ущерба, то постановление должно содержать информацию о размере ущерба, который необходимо возместить, сроки и порядок его возмещения.

Важно отметить, что постановление должно объявляться сразу после того, как завершено рассмотрение дела.

Помимо этого есть ряд случаев, когда на основании результатов рассмотрения дела об административном преступлении выносится определение:

  • предполагающее передачу дела ключевым органам и лицам, которые имеют полномочия назначить административное наказание другого типа или размера или применить другие меры воздействия, основываясь на федеральном законодательстве. К примеру, согласно ст.2.5 КоАП РФ применение мер дисциплинарного воздействия;
  • предполагающее передачу дела на рассмотрение по подведомственности, в ситуациях, когда не установлен вопрос рассмотрения дела в рамках компетенции рассматривающих его судьи, должностного лица или органа. Речь об этом идет в ст. 29.9, ч.2.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ключевыми лицами и органами, которые рассматривали административное дело, во время установления причин административного преступления и условий, которые способствовали его совершению, вносится в необходимые организации и необходимым должностным лицам представление о принятии мер по предотвращению данных причин и условий. Для последних важно произвести рассмотрение представления об предотвращении причин и условий, которые способствовали осуществлению административных правонарушений, сроком в месяц со дня его получения. После они должны сообщить о мерах, которые приняты, судье, должностному лицу или органу, которые вынесли постановление. Речь об этом идет в ст.29.13.

Источники

Порядок рассмотрения административного дела в суде
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here