Порядок привлечения к административной ответственности иностранных граждан

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Порядок привлечения к административной ответственности иностранных граждан". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Административное нарушение иностранного гражданина

Советы юристов:

12.1. К сожалению нет возможности уменьшить штраф Он и так назначен по нижней вилке
Статья 18.9. Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства
[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 18] [Статья 18.9]
4. Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Административный штраф иностранному гражданину

Советы юристов:

4.1. Здравствуйте, уважаемый Посетитель!

Если сейчас проживаете по месту регистрации, то к Вам не может возникнуть никаких вопросов со стороны полиции.
Благодарим Вас за посещение нашего сайта и желаем Вам всего самого наилучшего.

27.1. К сожалению нет возможности уменьшить штраф Он и так назначен по нижней вилке
Статья 18.9. Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства
[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 18] [Статья 18.9]
4. Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

1. Анализ правил ч. 1 ст. 2.6 показывает, что:

1) они имеют характер общих правил: дело в том, что правила ч. 1 ст. 2.6 подлежат применению в той мере, в какой иное не установлено в ч. 2, 3 ст. 2.6 (см. ниже);

2) иностранные граждане (упомянутые в ст. 2.6) — физические лица, являющиеся гражданами любого иностранного государства (в т.ч. государств, ранее входивших в состав СССР) и при этом не являющиеся гражданами Российской Федерации;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

3) лица без гражданства (упомянутые в ст. 2.6) — лица, не принадлежащие к гражданам Российской Федерации и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого государства (ст. 1-5 Закона о гражданстве).

В практике возникает вопрос: относятся ли правила ст. 2.6 к т.н. беженцам и вынужденным переселенцам ? Нет, не относятся : беженцы, которым убежище предоставила Российская Федерация, подлежат административной ответственности наравне с гражданами Российской Федерации. Вынужденные переселенцы — это в основном граждане Российской Федерации. Вывод сделан на основе систематического толкования ст. 2.6, а также ст. 1 Закона о беженцах и ст. 1 Закона о переселенцах;

4) и иностранные граждане, и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях, т.е. так же как и граждане Российской Федерации (с учетом особенностей, указанных в ч. 2, 3 ст. 2.6);

5) иностранные юридические лица (упомянутые в ст. 2.6) это:

— организации, обладающие статусом юридического лица по законодательству любого иностранного государства. В практике возникает вопрос: относятся ли правила ст. 2.6 к филиалам, представительствам иностранных юридических лиц, созданным в установленном порядке в Российской Федерации ? Да, относятся , но только в том случае, когда филиал, представительство, иное обособленное подразделение иностранных юридических лиц наделены статусом юридического лица (что допускается законодательством некоторых иностранных государств);

— как коммерческие, так и некоммерческие организации. В практике возникает вопрос: имеются ли в виду в ст. 2.6 коммерческие организации, созданные иностранными гражданами на территории Российской Федерации ? Систематический анализ ст. 2.6 и ст. 1-6 Федерального закона от 09.07.99 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» не позволяет на этот вопрос дать утвердительный ответ: дело в том, что коммерческая организация, учрежденная на территории Российской Федерации иностранным гражданином, суть российское юридическое лицо;

— международные объединения и организации, в т.ч. осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации.

Все упомянутые выше иностранные юридические лица несут ответственность за совершение административного правонарушения на общих основаниях (если иное не установлено в ч. 2, 3 ст. 2.6).

2. Специфика правил ч. 2 ст. 2.6 состоит в том, что они:

1) относятся к случаям, когда административное правонарушение совершено:

а) иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами, лицами без гражданства;

б) в исключительной экономической зоне Российской Федерации. При этом необходимо исходить из норм ст. 1 Закона об исключительной экономической зоне, где исключительная экономическая зона Российской Федерации (далее также — исключительная экономическая зона) — морской район , находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее — территориальное море ) и прилегающий к нему, с особым правовым режимом , установленным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации» (выделено мной — А.Г.);

2) имеют приоритет перед правилами ч. 1 ст. 2.6 (т.е. содержат изъятие из этих правил);

3) устанавливают, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица на общих основаниях подлежат административной ответственности лишь при совершении административных правонарушений, предусмотренных в:

— ч. 2 ст. 8.16 (о невыполнении правил ведения судовых документов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, см. коммент. к ней);

Читайте так же:  Загрязнение окружающей среды пищевой промышленностью

— ст. 8.17 (о нарушении правил (стандартов, условий лицензирования, норм) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, см. коммент. к ней);

— ст. 8.18 (о нарушении правил проведения ресурсных и научных исследований в этих местах, см. коммент. к ней);

— ст. 8.19 (о нарушении правил захоронения отходов, других материалов в таких местах, см. коммент. к ней);

— ст. 8.20 (при незаконной передаче минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, см. коммент. к ней);

— ч. 2 ст. 19.4 (при невыполнении законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа Российской Федерации или органа охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации, см. коммент. к ней).

За совершение административных правонарушений, предусмотренных в других нормах гл. 8 и 19 КоАП, лица, упомянутые в ст. 2.6, несут административную ответственность по особым правилам, а не на общих основаниях.

3. Применяя правила ч. 3 ст. 2.6, нужно учесть, что они:

1) имеют приоритет перед общими правилами ч. 1 ст. 2.6;

2) применимы лишь в том случае, если:

а) административное правонарушение совершил иностранный гражданин (а не лицо без гражданства или иностранное юридическое лицо);

б) упомянутый иностранный гражданин имеет (пользуется) иммунитет (т.е. не подлежит привлечению к административной ответственности);

3) предусматривают (в полном соответствии со ст. 7 Конституции РФ и правилами ч. 2 ст. 1.1, см. коммент. к ней), что вопрос об административной ответственности таких иностранных граждан решается согласно международным договорам Российской Федерации и признаваемым Российской Федерацией принципам международного права.

Порядок привлечения к административной ответственности иностранных граждан

В целях профилактики нарушений в области миграции и предотвращения наступления ответственности за несоблюдение требований закона в этой сфере внимание иностранных граждан, лиц без гражданства и хозяйствующих субъектов, осуществляющих привлечение и использование иностранной рабочей силы и иных лиц, обращается на необходимость неукоснительного соблюдения требований миграционного законодательства.

За нарушение иностранными гражданами порядка осуществления ими трудовой деятельности предусмотрена административная ответственность по статье 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административная ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства предусмотрена статьей 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая тот факт, что последствием незаконного привлечения к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства является наложение значительных по своей сумме административных штрафов либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, актуальность данной темы не вызывает сомнений.

Согласно ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у них разрешения на работу либо патента влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 250 тысяч до 800 тысяч рублей, либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Следует пояснить, что ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ предусматривает ответственность как за отсутствие патента (разрешения на работу), так и за работу вне пределов субъекта, на который выдан патент. Иначе говоря, иностранный гражданин с патентом, выданным в Управлении по вопросам миграции УМВД России по Псковской области (60 регион на лицевой части патента), на территории города Санкт-Петербурга работать не может. Учитывая, что для граждан, прибывших в безвизовом режиме с 1 января 2015 года, патент фактически заменил разрешение на работу, многие работодатели ошибочно полагают, что иностранный гражданин, имеющий патент в Псковской области, может быть командирован в другой регион (так было с разрешениями на работу). Это не так. Для работы в каждом субъекте Российской Федерации должен быть свой патент.

Законодательство требует также осуществлять трудовую деятельность по должности, специальности или виду трудовой деятельности, указанной в патенте или разрешении на работу. Работодателю следует понимать, что иностранный гражданин с должностью «каменщик», выявленный как работник в заведении общепита, является правонарушителем. Таким образом, залогом четкого исполнения действующего законодательства является максимальное соответствие записей в патенте, трудовом договоре фактически исполняемой работе.

Административная ответственность за нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления компетентных органов о привлечении иностранных граждан к трудовой деятельности на территории России предусмотрена ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

Ранее законодательством напрямую устанавливалась ответственность только за факт неуведомления компетентных органов, то есть несвоевременное уведомление не являлось основанием для привлечения к ответственности. Сейчас в качестве состава административного правонарушения рассматривается нарушение срока, порядка и (или) формы соответствующего уведомления.

Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Общий порядок привлечения к административной ответственности

Законодательство, регулирующее основания и порядок привлечения к административной ответственности

Основной правовой акт, в котором детально прописаны основания и порядок привлечения к административной ответственности — это КоАП РФ. Он состоит из общей и особенной частей.

Общая часть посвящена порядку рассмотрения дел, а особенная содержит составы различных правонарушений, сгруппированные по объектам посягательства (например, против воинского учета, против порядка управления и т. д.).

Кроме того, на региональном уровне могут приниматься законы субъектов, устанавливающие свои составы нарушений. Однако содержание таких актов не может противоречить КоАП РФ. В противном случае привлечение к ответственности будет признано незаконным. При этом регионы не могут устанавливать новые виды наказаний, поскольку меры ответственности закрепляет исключительно федеральный законодатель.

Могут ли привлечь к административной ответственности беременных женщин, военнослужащих, пенсионеров, инвалидов

Правила привлечения перечисленных категорий лиц к ответственности общие. Такие лица могут привлекаться к административной ответственности, однако не ко всем видам наказания.

  1. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам с детьми до 14 лет, инвалидам групп I и II, военнослужащим и призванным на военные сборы.
  2. Обязательные работы не могут быть назначены беременным, женщинам с детьми до 3 лет, инвалидам групп I и II, военнослужащим и призванным на военные сборы.
  3. Наказание в виде лишения водительского удостоверения не может назначаться инвалидам групп I и II (существуют статьи-исключения, например, если водитель ездит пьяным, его могут лишить прав).
Читайте так же:  Средства защиты против загрязнения окружающей среды

Пенсионный возраст не является основанием для освобождения от наказания. Дополнительно следует отметить, что несовершеннолетие, беременность, наличие малолетнего ребенка — смягчающие административную ответственность обстоятельства.

Таким образом, порядок привлечения к ответственности подробно регламентирован в положениях КоАП РФ. Привлекать имеют право как должностные лица гос. органов, так и комиссии по делам несовершеннолетних и судьи.

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.

Административная ответственность иностранных граждан: правовые основы и порядок привлечения

Несмотря на то, что административная ответственность является разновидностью юридической ответственности, она обладает и своими специфическими особенностями. Так, например, одним из ее отличительных признаков является возможность применения как в судебном, так и во внесудебном порядке.

Кроме того, для административной ответственности присуща множественность субъектов административной юрисдикции.

В настоящей статье рассматриваются общие вопросы административной ответственности субъектов, занимающих особое место среди субъектов российского административного права, а именно – иностранных граждан.

Так на фоне активного развития международных отношений и заметно возросшей популярности нашей страны, как туристической, а также в условиях увеличения числа так называемых «трудовых мигрантов», прибывающих на территорию Российской Федерации в поисках трудоустройства, особую актуальность приобретает вопрос влияния иностранных граждан на складывающуюся оперативную обстановку, выраженную в потенциальном приросте преступности и правонарушений, совершаемых с участием иностранцев.

В настоящее время основной порядок осуществления контрольно-надзорных полномочий в сфере миграции, а также правовой статус иностранных граждан, находящихся на территории России, определяется международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Федеральными законами от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон о правовом положении иностранных граждан), от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Так в соответствии со статьей 2 Закона о правовом положении иностранных граждан иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и при этом не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства, согласно положениям той же статьи, признается лицом без гражданства.

Статьей 2.6 КоАП РФ определен национальный режим привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства. Это значит, что иностранные граждане, а также лица без гражданства, совершившие на территории Российской Федерации административное правонарушение, подлежат административной ответственности на общих основаниях и соответственно привлекаются к такой ответственности в соответствии с законодательно закрепленным процессуальным порядком ее реализации – производством по делам об административных правонарушениях.

При этом, необходимо обратить внимание на норму части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, однако, за исключением случаев, установленных федеральными законами, международными договорами и соглашениями Российской Федерации. То есть вопрос об административной ответственности иностранных граждан, которые согласно действующему закону и международным договорам, пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, разрешается исключительно дипломатическим путем.

Статьей 24.2 КоАП РФ установлен язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации. По общим правилам – это государственный язык, то есть русский. Однако, при этом, частью 2 указанной статьи определено следующее: лицам, участвующим в производстве по такому делу и не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке, либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

В качестве переводчика, в соответствии с положениями статьи 25.10 КоАП РФ, может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (осуществляющее сурдоперевод или тифлосурдоперевод), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

Переводчик назначается непосредственно судьей, органом или должностным лицом, в производстве которых находится дело о конкретном административном правонарушении.

Глава 18 КоАП РФ содержит ряд составов административных правонарушений, касающихся непосредственно нарушений миграционных правил иностранными гражданами:

нарушение режима Государственной границы Российской Федерации;

нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы;

проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации;

Видео (кликните для воспроизведения).

уклонение от выезда по истечении определенного срока пребывания;

несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства;

нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;

нарушение иммиграционных правил;

нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства обязательных правил, связанных с исполнением принятого в отношении их решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации, либо правил, связанных с реализацией международного договора Российской Федерации о реадмиссии, неосуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства, в отношении которых принято решение о прекращении процедуры реадмиссии, добровольного выезда из Российской Федерации в установленный срок;

нарушение правил уведомления уполномоченных государственных органов об обучении или о прекращении обучения иностранных граждан и лиц без гражданства в образовательных организациях;

нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства срока обращения за выдачей патента.

Рассмотрение вышеуказанных правонарушений, согласно норме статьи 23.3 КоАП РФ, отнесено к компетенции органов внутренних дел Российской Федерации (далее – ОВД).

Читайте так же:  Привлечение налоговой инспекции к административной ответственности

Так непосредственно рассматривать дела об административных правонарушениях от имени этих органов вправе:

начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместители, заместители начальников полиции (по охране общественного порядка), начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместители;

руководитель подразделения центрального аппарата МВД России по вопросам миграции и его заместители;

руководители структурных подразделений по вопросам миграции территориальных органов, их заместители.

Согласно приказу МВД России от 15 апреля 2016 г. № 192 «Об утверждении Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации» данное управление выполняет функции головного подразделения МВД России в сфере обеспечения, в том числе, осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции.

Подводя итог, можно сказать, что система правовых норм, регулирующих вопросы привлечения к административной ответственности иностранных граждан, а также механизм реализации этих норм в законодательстве нашей страны проработаны и в целом не отличаются от

механизма привлечения к административной ответственности граждан Российской Федерации и иных субъектов административной юрисдикции.

Нюансы привлечения к административной ответственности иностранных граждан

Основания для возбуждения производства по делу об административном правонарушении

Процедура привлечения к административной ответственности начинается с возбуждения дела. Процесс производства детально прописан в разделе IV КоАП РФ, а процедура возбуждения дел — в главе 28 (одна из глав данного раздела).

Производство может быть начато в одном из следующих случаев:

  1. Обнаружение лицом, которое имеет право привлекать к ответственности, данных, указывающих на то, что правонарушение совершено.
  2. Поступление в адрес уполномоченного привлекать к ответственности лица информации от гос. органов и общественных организаций, указывающей на то, что было совершено нарушение.
  3. Поступление в адрес лица, которое обладает правом возбудить дело, сообщений от граждан или организаций о совершенном кем-либо деянии.
  4. Фиксация нарушения на автоматическую камеру.
  5. Подтверждение заявления собственника машины о том, что он не совершал нарушение, снятое на автоматическую камеру, поскольку не управлял авто.

Виды решений, которые выносятся по результатам рассмотрения дела

Предусмотрено два вида постановлений, которые могут быть приняты после разрешения дел (ст. 29.9 КоАП РФ). Один из самых распространенных исходов — привлекаемое лицо признается виновным и ему назначается наказание. Основание для привлечения к административной ответственности — наличие состава административного правонарушения (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона).

В случае если имеется хотя бы одно основание, прописанное в ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу должно быть прекращено. В частности, производство прекращается, если нет состава нарушения либо истек срок давности. Прекращение производства по делу предполагает полное завершение процедуры. Наказание в этом случае не назначается.

Кто может возбудить дело

В России существует огромное количество гос. органов: различные подразделения полиции, антимонопольная служба, пожарная служба, госинспекция труда и т. д. Каждый орган может начать производство только по отдельным статьям КоАП РФ, ему подведомственным. Это логично, что пожарный не может остановить водителя и привлечь его за нарушение правил дорожного движения.

По общему правилу, которое отражено в ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, кто рассматривает дела, тот их и возбуждает. Информация о том, кто рассматривает дела, содержится в гл. 23 КоАП РФ. Поскольку видов государственных органов, рассматривающих дела, и статей КоАП РФ очень много, перечислять их нецелесообразно — достаточно ознакомиться с указанной главой.

Судьи вправе лишь рассматривать, но не возбуждать дела.

В различных частях ст. 28.3 КоАП РФ законодатель дополнительно перечислил гос. органы, которые могут возбуждать дела, но не всегда наделены правом рассматривать их. Это обусловлено, в частности, тем, что по некоторым статьям КоАП РФ дела может рассматривать исключительно судья, в то время как возбуждаются они другими органами.

Порядок привлечения должностных лиц к ответственности, предусмотренной КоАП РФ

Процессуальный порядок и сроки привлечения должностных лиц к административной ответственности общие, каких-либо специальных процедур административный закон не предусматривает. Аналогичны и сроки давности для назначения наказаний (ст. 4.5 КоАП РФ).

Пошаговая процедура выглядит следующим образом:

  1. Возбуждение производства. Перечень поводов для этого перечислен в ст. 28.1 КоАП РФ. По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, при возбуждении процедуры оформляется протокол (исключения составляют случаи, когда дело возбуждает прокурор, осуществляется автоматическая съемка нарушения и в некоторых других случаях).
  2. Протокол передается на рассмотрение.
  3. Дело рассматривается, по результатам выносится постановление о привлечении к ответственности либо о прекращении производства.

Об общем порядке привлечения к административной ответственности, применяемом ко всем нарушителям вне зависимости от их статуса, можно прочесть здесь.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Определение о назначении дела к рассмотрению принимается, когда дело полностью подготовлено. Процедура рассмотрения общая для любых субъектов, уполномоченных назначать наказания, и регламентирована ст. 29.7 КоАП РФ.

  1. Объявляется, кем будет рассмотрено дело и какое; озвучивается статья, по которой привлекается лицо.
  2. Проверяется, явилось ли привлекаемое лицо на процесс.
  3. Проверяется, могут ли защитники и законные представители представлять интересы доверителя или родственника.
  4. Выясняется, извещены ли участники процесса.
  5. Разъясняются права и обязанности прибывших лиц.
  6. Разрешаются ходатайства и отводы.
  7. Оглашается протокол о привлечении к административной ответственности.
  8. Заслушиваются объяснения явившихся лиц.
  9. Исследуются доказательства.
  10. Выносится постановление.

Особенности мер административного наказания, которые могут применяться к должностным лицам

В п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ перечислены виды наказаний. При этом КоАП РФ не устанавливает каких-либо правил относительно того, что определенные виды наказаний не могут быть применены к должностным лицам.

Однако в КоАП РФ отсутствуют статьи, предусматривающие определенные меры ответственности для должностных лиц, а именно наказания в виде:

  • лишения прав;
  • ареста;
  • выдворения;
  • приостановления деятельности;
  • обязательных работ;
  • запрета посещать места, где проводятся соревнования.

Наиболее частые виды наказаний, которым подвергается рассматриваемая категория лиц, — предупреждение, штраф, дисквалификация. Это связано с характером совершаемых должностными лицами нарушений, а также с санкциями статей особенной части КоАП РФ.

Подробнее обо всех видах административных наказаний можно прочесть в статье «Понятие и виды административной ответственности».

Особенности привлечения к административной ответственности иностранных граждан

Иностранными гражданами признаются любые лица, которые, во-первых, не являются гражданами России, а во-вторых, имеют гражданство иного государства.

Читайте так же:  Как получить лицензию на ношение травматического оружия

Данное определение содержится в ст. 3 закона «О гражданстве…» от 31.05.2002 № 62-ФЗ. Таким образом, с точки зрения КоАП РФ иностранец — любой гражданин Украины, Польши, США, Таджикистана и любой другой страны (за исключением РФ).

Что касается компаний, то иностранными организациями являются любые фирмы, которые зарегистрированы в соответствии с законодательством одной из зарубежных стран (не в России).

В силу ст. 62 Конституции РФ иностранцы имеют аналогичные права, что и граждане РФ, должны нести те же обязанности (если другое не установлено законами или международными договорами).

Особенности привлечения иностранцев и иностранных компаний к ответственности отражены в ст. 2.6 КоАП РФ. Согласно ч. 1 данной нормы иностранцы, а также иностранные фирмы могут быть привлечены к ответственности по общим основаниям.

Ч. 2 ст. 2.6 КоАП РФ уточняет, что иностранцы, которые совершили правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, также отвечают перед российским государством по общим правилам.

Особенность установлена лишь в отношении иностранцев, которые имеют иммунитет от административной юрисдикции России. Они подлежат ответственности в соответствии с нормами международного права. К ним относятся, например, дипломатические агенты (ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18.04.1961), консульские служащие (ч. 1 ст. 43 этой же конвенции).

Кто имеет право рассматривать административное дело

После того как протокол подписан, дело назначается к рассмотрению, а лица, указанные в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ извещаются об этом. Рассмотрение дела без извещения — основание для отмены постановления (что подтверждается судебной практикой, например постановлением ВС РФ от 22.12.2016 № 19-АД16-16).

Перечень органов, которые могут рассмотреть дело, как уже упоминалось, содержится в гл. 23 КоАП РФ. Их можно условно разделить на следующие категории:

  1. Судьи. Рассматривают дела о наиболее общественно опасных нарушениях.
  2. Комиссии по делам несовершеннолетних. Привлекают к ответственности не достигших 18-летнего возраста (подробнее об ответственности несовершеннолетних можно прочесть здесь и здесь).
  3. Сотрудники различных государственных органов. Например, сотрудники полиции, которые рассматривают большинство дел по гл. 12 КоАП РФ (в сфере безопасности дорожного движения).

Самый простой способ понять, кто имеет право рассматривать дело, — посмотреть наказание за нарушение.

Если могут назначить арест, приостановление деятельности, выдворение или дисквалификацию, дело всегда рассматривают судьи. Они же рассматривают дела в случае, если проводилось административное расследование либо когда нарушение совершено не в России. Если признаков, которые свидетельствуют о том, что дело рассматривает только судья, нет, необходимо открыть гл. 23 КоАП РФ и найти в ней информацию о том, кто конкретно имеет право вынести постановление.

Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних

Несовершеннолетние могут быть привлечены к ответственности с учетом некоторых особенностей:

  1. Привлекаются только в том случае, если им исполнилось 16 лет (подробнее — в статье «С какого возраста могут привлечь к административной ответственности»).
  2. Дела рассматривает специальный орган — комиссия по делам несовершеннолетних.
  3. Наказание в виде административного ареста не назначается.
  4. Наказание в виде штрафа с несовершеннолетних назначается, только если у них есть заработок. В противном случае штраф уплачивают родители.
  5. Несовершеннолетие — это обстоятельство, смягчающее административную ответственность.
  6. Дело рассматривается с участием законных представителей и прокурора.

Порядок привлечения к административной ответственности иностранных граждан

Процедура привлечения к ответственности иностранцев общая, состоит из следующих этапов:

  1. Выявление правонарушения.
  2. Возбуждение производства по делу.
  3. Рассмотрение дела.
  4. Вынесение итогового акта — о назначении наказания либо прекращении производства.

Особенностью процедуры привлечения к ответственности иностранцев является то, что некоторые из них не знают русского языка, соответственно, им должен быть назначен переводчик.

Иностранец обладает правом на судебное разбирательство на родном языке. Соответственно, переводчик переводит как устную речь на заседаниях, так и письменные процессуальные документы (например, протокол по делу, итоговое постановление).

Непривлечение переводчика в случае, когда иностранец не знает русского, — существенное процессуальное нарушение, влекущее отмену принятого постановления.

Кроме того, исключительно иностранцам может быть назначен такой вид наказания, как административное выдворение (например, за нарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ). Суть наказания в том, что иностранец должен покинуть РФ. Выдворение может быть как самостоятельным (иностранец сам решает, как уехать из России, и оплачивает проезд), так и принудительным (под конвоем, за счет российского государства). Выдворение влечет невозможность въезда в Россию для иностранца в течение 5 лет после принятия такого решения.

Таким образом, основной особенностью административной ответственности иностранцев является то, что им может быть назначено выдворение за пределы РФ. Кроме того, некоторые статьи КоАП РФ предусматривают ответственность исключительно для иностранцев. В ходе производства по делу в отношении не русскоговорящих иностранных граждан необходимо участие переводчика.

Административная ответственность должностных лиц

Когда лицо считается привлеченным к административной ответственности

Человек считается привлеченным к ответственности не в момент оглашения ему постановления, а лишь после вступления данного постановления в законную силу.

У привлеченного лица есть 10 суток с момента получения копии постановления на его обжалование. В этот период постановление считается не вступившим в законную силу, то есть не исполняется и не порождает юридических последствий для привлеченного лица (если наказание не исполняется немедленно, например, арест).

После того как постановление вступило в силу, оно подлежит исполнению. Порядок исполнения зависит от вида наказания. Например, штраф должен быть уплачен в течение 60 суток с момента вступления в силу постановления. В противном случае неплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 20.25 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении как основание для дальнейшего производства по делу

Факт возбуждения дела должен быть отражен в процессуальном документе. Наиболее часто в качестве него выступает протокол, порядок составления которого определен ст. 28.2 КоАП РФ.

Протокол включает информацию о том:

  1. Когда и где совершено нарушение.
  2. Кто является составителем документа.
  3. Какие граждане признаны свидетелями, а какие — потерпевшими.
  4. По какой статье привлекается нарушитель.

Кроме того, в протоколе описывается объективная сторона нарушения, а также присутствует графа для объяснений подозреваемого в совершении нарушения. Допускается также внесение иных данных.

ВАЖНО! Протокол обязательно составляется либо в присутствии подозреваемого в совершении нарушения лица, либо с его надлежащим извещением. Если эти правила не соблюдены, это безусловное нарушение порядка привлечения к административной ответственности и основание для отмены постановления.

Читайте так же:  Конституционные права потерпевшего

Образец жалобы на протокол об административном правонарушении, а также порядок ее составления можно найти здесь.

Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц

Несмотря на неспецифичный порядок привлечения к административной ответственности должностных лиц, особенности имеются. Формально являясь физлицами, рассматриваемые субъекты наделены особым правовым статусом, наличие которого говорит о большей общественной опасности совершенного ими нарушения и необходимости применения более строгой меры ответственности.

К особенностям административной ответственности должностных лиц можно отнести:

  1. Необходимость доказывания их статуса, например факта работы в компании, наличия определенных обязанностей, которые не выполнены надлежащим образом.
  2. Обязательность наличия в санкции указания на то, что к ответственности по ней может привлекаться именно должностное лицо. Например, в санкции ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ прямо указано, что нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, влечет штраф для рассматриваемой категории лиц в размере 25 000 рублей.
  3. Ограниченный перечень мер наказания (подробнее этот момент осветим далее).
  4. Невозможность привлечения к ответственности, если должностное лицо надлежащим образом выполняло свои обязанности. Соответственно, правоприменителям всегда требуется проверять конкретные полномочия, должностные инструкции и т. д. и соответствие действий должностных лиц их требованиям.

Процедура подготовки к рассмотрению дела

После того как протокол составлен, тот, кто будет рассматривать дело, должен разрешить следующие вопросы:

  1. Имеет ли право конкретный субъект рассмотреть дело (или оно будет передано по подведомственности).
  2. Существуют ли причины, по которым дело не может быть рассмотрено (например, когда судья — родственник нарушителя).
  3. Насколько верно с точки зрения закона составлен протокол.
  4. Есть ли основания прекратить производство по делу (весь список таких обстоятельств можно найти в ст. 24.5 КоАП РФ).
  5. Хватает ли собранных материалов, чтобы рассмотреть дело.
  6. Заявлены ли ходатайства, требующие разрешения; имеются ли отводы, требующие рассмотрения.

Как только все эти вопросы разрешены, правоприменитель переходит к рассмотрению дела.

Какие категории граждан считаются должностными лицами

Содержание рассматриваемого термина определено в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ. Во-первых, это представитель власти, который наделен правом давать распоряжения людям, не находящимся в служебной зависимости от него. Можно сделать вывод, что законодатель имел в виду лиц, работающих в гос. органах, имеющих определенный объем полномочий.

Во-вторых, должностное лицо — это гражданин, имеющий организационные и распорядительные, административные и хозяйственные полномочия в различных гос. органах, муниципалитетах, армии.

В правовой практике не возникало бы сомнений относительно того, какие категории граждан подпадают под рассматриваемую категорию, если бы законодатель в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ не приравнял определенных субъектов к должностным лицам. Перечислим их далее.

Граждане, которые не являются должностными лицами, но несут такую же административную ответственность

К гражданам, несущим аналогичную ответственность, относятся:

  1. Руководители и работники компаний, совершившие нарушения при осуществлении организационных и распорядительных, административных и хозяйственных полномочий.
  2. Арбитражные управляющие.
  3. Члены советов директоров организаций, коллегиальных органов, счетных и ревизионных комиссий, комиссий по упразднению юрлиц, а также учредители компаний (только по некоторым составам правонарушений, например по ст. 19.7.12 КоАП РФ).
  4. Члены комиссий при осуществлении госзакупок, контрактные управляющие (только по некоторым составам КоАП РФ, например по ст. 19.7.2).
  5. Организаторы госзакупок, лица, их проводящие, а также члены комиссий по закупкам (только по некоторым статьям, например ст. 7.32.3 КоАП РФ).
  6. Члены комиссий по лицензированию деятельности (только по ст. 19.6.2 КоАП РФ).
  7. ИП, если специальными законодательными нормами не установлены иные правила.
  8. Работники ИП, допустившие наказуемые деяния в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением должностных обязанностей (п. 14 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах…» от 24.10.2006 № 18).
  9. Организаторы торгов, а также лица, проводящие торги (только по ст. 7.32.4 КоАП РФ).

Статьи КоАП РФ со специальным субъектом — иностранцем, а также статьи, по которым иностранца привлечь нельзя

Некоторые статьи КоАП РФ предусматривают ответственность, которую могут нести исключительно граждане РФ. Как правило, это нормы о порядке воинского учета.

В частности, иностранцы не могут привлекаться по следующим статьям КоАП РФ:

  • ст. 21.5 — неисполнение обязанностей по воинскому учету;
  • ст. 21.6 — уклонение от медобследования для воинского учета;
  • ст. 21.7 — порча или утрата документов воинского учета.

Кроме того, некоторые нормы КоАП РФ предусматривают исключительную административную ответственность иностранных граждан или лиц без гражданства.

Примерами таких норм являются:

  • ст. 18.8 — нарушение правил прибытия в РФ или режима пребывания (проживания);
  • ст. 18.9 — нарушение правил нахождения в РФ;
  • ст. 18.10 — незаконный труд в РФ;
  • ст. 18.11 — нарушение иммиграционных правил;
  • ст. 18.12 — нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил пребывания или проживания в РФ;
  • ст. 18.18 — нарушение правил, связанных с исполнением решения об административном выдворении или депортации;
  • ст. 18.19 — нарушение правил уведомления госорганов об обучении или прекращении обучения в образовательных организациях РФ;
  • ст. 18.20 — нарушение срока обращения за выдачей патента.

Могут ли привлечь к административной ответственности должностное лицо после увольнения со службы (уволенное на момент рассмотрения дела)

Любой человек может уволиться или перейти на другую должность. Возможно ли привлечение к административной ответственности уволенного должностного лица, если во время рассмотрения дела оно уже утратило соответствующий статус?

Ответ на этот вопрос дан в Обзоре практики ВС РФ от 27.09.2006 (вопрос 10). Верховным судом сделан вывод о том, что увольнение не освобождает от ответственности, так как нарушение было допущено в период исполнения обязанностей. На момент совершения деяния имелись все признаки состава нарушения, соответственно, должностное лицо должно нести ответственность.

Таким образом, должностные лица — специальные субъекты административной ответственности, которые привлекаются к ней в общем порядке, однако с некоторыми особенностями, предусмотренными КоАП РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.

Источники

Порядок привлечения к административной ответственности иностранных граждан
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here