Понятие административного задержания и административного ареста

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Понятие административного задержания и административного ареста". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Статья 3.9. Административный арест

1. Правила ч. 1 ст. 3.9 посвящены административному аресту. Этот вид административного наказания:

1) представляет собой изоляцию лица от общества;

2) выражается в том, что лицо, изолированное от общества, должно содержаться в определенных условиях. Места содержания лиц, подвергнутых административному аресту, должны соответствовать надлежащим условиям для жизни лица (т.е. отвечать санитарно-гигиеническим условиям, должны быть снабжены местами для сна, приема пищи и т.п.). Положение о порядке отбывания административного ареста утверждено пост. Правительства РФ N 726 от 02.10.02;

3) назначается как исключительная мера на срок, не превышающий 15 календарных дней (только в случаях, когда лицо нарушило правовой режим чрезвычайного положения (установленный в соответствии с Законом о чрезвычайном положении), а также режим, установленный в зоне проведения антитеррористической операции, срок ареста — до 30 суток). При этом лицо, подвергнутое административному аресту, может привлекаться к физическому труду;

4) назначается судьей. Ни один другой орган, а равно должностное лицо не вправе назначить административный арест.

Административный арест может сочетаться с одним из дополнительных видов административного наказания (см. об этом коммент. к ст. 3.3).

2. Применяя правила ч. 2 ст. 3.9, необходимо обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

1) административный арест назначается только в исключительных случаях. Например, за:

а) нарушение требований правового режима чрезвычайного положения (за исключением нарушения правил комендантского часа) — до 30 суток (см. коммент. к ст. 20.5);

б) организацию либо проведение несанкционированных собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирования при обстоятельствах, указанных в ч. 3 ст. 20.2 (см. коммент. к ней), — до 15 суток;

в) неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего, сотрудника органов уголовно-исполнительной системы — до 15 суток (см. коммент. к ст. 19.3) и др.;

2) административный арест не может быть назначен в соответствии с законами субъектов Российской Федерации: он назначается исключительно нормами Особенной части КоАП (вывод основан на систематическом толковании ч. 2 комментируемой статьи и ч. 3 ст. 3.2, см. коммент. к ней);

3) в любом случае административный арест не назначается:

а) беременным женщинам (речь идет о том, что беременность имеет место именно в момент назначения наказания);

б) женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет. Речь идет о женщинах, которые:

— являются матерями детей до 14 лет включительно;

— воспитывают таких детей (например, оставшихся без матери, в качестве опекуна);

в) лицам, не достигшим (к моменту назначения наказания) возраста 18 лет;

г) инвалидам I и II групп;

д) военнослужащим, гражданам призванным на военные сборы, имеющим специальные звания сотрудникам МВД, учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы; Госнаркоконтроля, таможенных органов (данное положение введено в ст. 3.9 Законом N 203 от 04.12.06 и вступило в силу с 01.01.07).

3. В соответствии с правилами ч. 3 ст. 3.9:

1) административный арест следует отличать от административного задержания. Последнее представляет собой кратковременное ограничение свободы, применяемое в исключительных случаях с целью обеспечить своевременное и правильное рассмотрение дела об административном правонарушении или исполнить постановление по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять органы и должностные лица, указанные в ст. 27.3 (см. коммент. к ней);

2) срок административного задержания (не более 3, а в случаях, указанных в ст. 27.5, — не более 48 часов) включается в срок административного ареста (см. коммент. к ст. 27.5).

4. Верховный Суд обратил внимание (в п. 23 Пост. N 5) на то, что:

1) арест может быть назначен лишь в исключительных случаях, когда с учетом характера деяния и личности нарушителя применение иных видов наказания не обеспечит реализации задач административной ответственности;

2) судья при назначении ареста должен проверять наличие всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.9;

3) судье следует указать (в постановлении о назначении административного ареста) момент с которого подлежит исчислению срок ареста. При этом необходимо иметь в виду ч. 4 ст. 27.5, согласно которой срок административного задержания исчисляется с момента доставления в соответствии со ст. 27.2, а лица, находящегося в состоянии опьянения — со времени его вытрезвления.

United Traditions. Unique Tradеmark. UniTra

Особенности административного задержания.

К юристам компании «ЮниТра» часто обращаются как граждане, так и юридические лица по вопросам правомерности административных задержаний органами правопорядка. В ходе оказания юридической помощи клиентам выясняется, что многие не знают: кто и в каких случаях может произвести задержание за то или иное правонарушение, как вести себя в данном случае, какие сроки задержания и т.д.

Но самое главное, как показывает практика, люди обращаются к нам уже по факту их задержания, уже тогда, когда принято или принимается решение правоохранительными органами по существу совершенного правонарушения, с чем, как правило, клиенты не согласны, а также не согласны с тем, что длительное время были задержаны.

В данной статье Вы найдете ответы на поставленные вопросы.

Первое. Административное задержание – это обеспечительная мера.

В статье 27.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, далее КоАП, изложены все меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, куда и входит административное задержание.

Для чего это делают сотрудники правоохранительных органов? Отвечаем. «В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения…».

Не будем забывать, что задержанию предшествует доставление, а затем личный досмотр, досмотр вещей и их изъятие на время задержания.

Здесь мы должны знать, личный досмотр производится только в присутствии понятых. А также, Вы должны знать, что если личный досмотр был произведен без понятых – это незаконно ! А если это было, то задержанный, если он и совершил правонарушение, освобождается от ответственности.

Второе. Уясним для себя понятие административного задержания.

В статье 27.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях законодатель четко определил понятие задержания.

«Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении».

Как видите, ограничение свободы может быть применено в «исключительных случаях». Какие особенности задержания?

Читайте так же:  Основными административными наказаниями являются

Административное задержание применяется с целью прекращения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия (устное требование, распоряжение) в отношении нарушителя.

Ну, а если гражданин законопослушен, исполняет все, что от него потребовали, но все равно тащат в ОВД, Вы должны знать, что это перебор.

Любой адвокат спокойно может доказать, что ограничение Вашей свободы в данном случае не было необходимостью.

Также важно, что административное задержание, как правило, применяется как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Это может быть: установление личности нарушителя, составление протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел об административных правонарушениях и исполнения постановлений по ним.

Третье. Составление протокола.

Статья 27.4. КоАП РФ (Протокол об административном задержании) говорит о следующем: при административном задержании «…составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе».

Вот здесь важно знать особенности составления протокола об административном задержании.

Вы должны помнить и знать, что административное задержание по протоколу начинается не с того времени, когда он составляется должностным лицом ОВД, а с момента совершения правонарушения . Ведь в жизни как получается, что отдельные сотрудники умышленно по своим понятным соображениям факт совершения правонарушения по времени сдвигают на более позднее время, о чем в присутствии понятых фиксируют в протоколе. На эти вещи необходимо обращать внимание. И когда Вы получаете копию протокола, а ее просить обязательно необходимо, это Ваша гарантия, что не будет подтасовок. Но если будет установлено, что время или дата совершения правонарушения изменена – это незаконно и при рассмотрении дела, когда будет вскрыт указанный факт, материал должен быть прекращен из-за допущенных юридических ошибок.

Конечно, Вы можете задать вопрос, какими документами может быть подтверждено время совершения административного правонарушения?

Главные и основные подтверждающие документы – это рапорт должностного лица и показания свидетелей. Здесь должно все сходиться по дате и по времени.

Есть прекрасная передача для интеллектуалов. «Что. Где. Когда». Тоже самое касается и доказательной базы по административному задержанию.

Часто получается так, правонарушение совершено, к примеру, в 17 часов, протокол составили в 19 и указали тоже время совершения административного правонарушения, а это значит, что Вы будете задержаны не до трех часов, как говорит Закон, а на более длительный период.

Кроме того, административное задержание на срок, превышающий три часа, могут быть подвергнуты лица, помещенные с санкции прокурора в центры социальной реабилитации органов внутренних дел для выяснения личности и оказания им социальной, медицинской и иной помощи (не свыше 10 суток). Безнадзорные дети (заблудившиеся, потерявшиеся, убежавшие из дому и т.п.), несовершеннолетние правонарушители могут содержаться до 30 суток в центрах временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 г. № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав»).

Заключение.

В указанной статье мы поговорили об особенностях административного задержания в соответствии с действующим законодательством России.

Предусмотреть все практически невозможно, но те моменты, которые в статье обозначены должны знать граждане и от этого будет им же польза.

Статья 27.5. Сроки административного задержания

Статья 27.5. Сроки административного задержания

1. Анализ правил ч. 1 и 4 ст. 27.5 позволяет сделать ряд выводов:

1) по общему правилу срок административного задержания не должен превышать 3 часа. Это означает, что он может быть и меньшим, но никак не большим;

2) упомянутый срок исчисляется с момента доставления в место (помещение), указанное в ст. 27.2 (см. коммент. к ней), а не с момента, например, когда лицо было остановлено милицейским патрулем на улице;

3) срок административного задержания лиц, находящихся в состоянии опьянения (в т.ч. алкогольного, наркотического), исчисляется не с момента доставления, а с момента, когда наступило вытрезвление (он устанавливается в порядке, предусмотренном соответствующими правовыми актами Минздравсоцразвития России и МВД России, например, действующими в медвытрезвителях). Степень опьянения в данном случае роли не играет.

2. Из указанного общего правила есть ряд изъятий (предусмотренных в ч. 2, 3 ст. 27.5), когда срок административного задержания может превышать 3 часа:

1) если в отношении лица ведется дело об административном правонарушении, которое может повлечь такое административное наказание, как административный арест, срок административного задержания не может превышать 48 часов (например, если лицо совершило мелкое хулиганство, см. коммент. к ст. 20.1);

2) если лицо совершило административное правонарушение, направленное на установленный режим Государственной границы РФ (в иных случаях, прямо указанных в ч. 2 ст. 27.3), срок административного задержания также не может превышать 48 часов.

И в данных случаях срок административного задержания исчисляется с момента доставления (вытрезвления). Срок административного задержания включается в срок административного ареста (см. коммент. к ст. 3.9). О том, что ч. 3 ст. 27.5 не противоречит Конституции РФ см. постановление КС от 16.06.09 N 9-П.

Статья 27.3. Административное задержание

1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 27.3 позволяет сделать ряд выводов:

1) в них дается легальное (но только для целей КоАП) определение административного задержания — самостоятельного вида мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

2) административное задержание представляет собой кратковременное (по общему правилу не более 3 часов, см. об этом коммент. к ст. 27.5) ограничение свободы физического лица (т.е. оно применяется против воли задержанного), достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность (см. коммент. к ст. 2.3);

3) цели административного задержания — обеспечить:

правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 29.1-29.11);

исполнение постановления об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 31.1-32.1).

В иных целях (например, в профилактических) применять административное задержание недопустимо. В практике возникает вопрос: не противоречат ли правила ч. 1 ст. 27.3 (о целях административного задержания) правилам ч. 1 ст. 27.1 (о том, что целями мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении являются также пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя)? Безусловно, противоречие налицо. Конечно, в ходе административного задержания прежде всего устанавливается личность правонарушителя (см. также коммент. к ст. 27.5);

Читайте так же:  Административное наказание за мусор

4) административное задержание — исключительная мера обеспечения производства по делу. Оно может быть применено лишь в случаях, прямо указанных в ч. 2 ст. 27.3. Лицо, допустившее незаконное задержание, должно быть привлечено к ответственности (вплоть до уголовной — по ст. 301 УК, см. об этом в книге: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 5-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006);

5) административное задержание вправе осуществить лишь должностное лицо (а в ряде случаев и иные уполномоченные лица, например, рядовые сотрудники, служащие) органов, прямо указанных в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3 (см. об их отличиях от должностных лиц коммент. к ст. 2.4, 2.5). Примером таких уполномоченных лиц могут служить военнослужащие (в т.ч. рядовые) пограничных органов, а также (с 01.07.2003) должностные лица органов Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Нужно учитывать, что п. 9 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 57 от 29.04.06 и вступил в силу с 15.05.06; п. 10 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 78 от 03.06.07 (в ред. от 02.10.07) и вступил в силу с 19.06.06 (с 06.10.07 — в отношении задержания судебными приставами лиц, совершивших АП, предусмотренные в ст. 17.9, 17.14, 17.15);

6) перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание (из числа являющихся сотрудниками органов, упомянутых в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3), устанавливается только федеральными законами (например, Законом о милиции, Законом об ОРД, Законом о границе, Законом о ФСБ) и изданными в соответствии с ними правовыми актами ФОИВ. См. например, о перечнях таких лиц: приказ МВД от 02.06.05 N 444 (в ред. от 16.06.08); приказ ФСБ от 06.09.07 N 453; приказ ФТС от 15.03.05 N 198 (в ред. 23.04.07), приказ ФСКН от 07.02.06 N 44; о том, что ч. 1 ст. 27.3 не противоречит Конституции РФ см. постановление КС от 16.06.09 N 9-П.

2. Применяя правила ч. 3-5 ст. 27.3, нужно обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

1) по просьбе задержанного (в т.ч. и по устной) о его задержании необходимо уведомить (по телефону, через посыльного, повесткой, телеграммой и т.п.) одного из родственников (круг их указан в Примечании к ст. 25.6), администрацию (либо иного работодателя, например, индивидуального предпринимателя) по месту его работы либо учебы, а также защитника (см. о том, кто может быть защитником для целей КоАП, коммент. к ст. 25.5);

Видео (кликните для воспроизведения).

2) об административном задержании несовершеннолетнего (т.е. лица, не достигшего 18 лет, ст. 21 ГК) в обязательном порядке (даже если задержанный об этом не просит) уведомляются родители, иные законные представители (опекун, попечитель и т.п.);

3) должностное (иное уполномоченное) лицо обязано разъяснить задержанному его права и обязанности, предусмотренные в КоАП, о чем делается запись в протоколе об административном задержании (см. коммент. к ст. 27.4);

4) часть 4.1 введена в ст. 27.3 Законом N 203 от 04.12.06 и вступила в силу с 01.01.07.

О задержании транспортного средства см. коммент. к ст. 27.13. Как отмечалось выше различные федеральные органы исполнительной власти издали нормативные правовые акты в целях правильного применения ст. 27.3 (см. например, приказы МВД от 02.06.05 N 444 «О полномочиях должностных лиц МВД РФ и ФМС РФ по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию»; ФТС от 15.03.05 N 198 «О должностных лицах таможенных органов РФ уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»; Росатома от 13.04.06 N 168 «О реализации отдельных положений КоАП» и др.). Эти акты подлежат применению поскольку не противоречат нормам КоАП.

Характеристика конкретных мер обеспечения административного задержания

Исходя из содержания ч.1 ст.8.2. ПИКоАП, административное задержание –это кратковременное ограничение свободы физического лица, применяемое в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела о правонарушении и исполнения принятого постановления.

Доставление

– это принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте его выявления, а составление протокола является обязательным. К примеру, доставление может осуществляться должностным лицом органов внутренних дел (милиции) при выявлении административных правонарушений, по которым они составляют протокол об административном правонарушении или рассматривают дело, также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих правонарушениях.

Правом доставления обладают также военнослужащие внутренних войск МВД Республики Беларусь, осуществляющие охрану общественного порядка и безопасности; должностные лица ведомственной или вневедомственной охраны. Правом доставлять правонарушителя наделены должностные лица органов, осуществляющих надзор и контроль за использованием транспорта и др.

В ПИКоАП не оговорен срок доставления, но оно должно быть осуществлено в возможно короткий срок. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Наиболее распространенной и чаще всего применяемой органами внутренних дел и другими правоохранительными органами мерой пресечения является личное административное задержание. По своей правовой природе эта мера пресечения является составной частью административного задержания.

Целью данной меры принудительного воздействия является пресечение противоправной деятельности; установление личности; составление протокола; пресечение сокрытия или уничтожения доказательств.

Важной представляется позиция законодателя о том, что задержание может применяться только при наличии правонарушения. В случае отсутствия состава правонарушения физическое лицо не может быть задержано. Исключение составляет задержание психически больных и малолетних лиц, нахождение которых в общественных местах представляет опасность для окружающих либо для них самих.

В целях соблюдения прав и свобод человека и гражданина по просьбе задержанного в течение трех часов уведомляются родственники, администрация по месту работы или учебы, а также защитник. Важно знать, что пользоваться услугами адвоката или защитника лицо вправе уже с момента административного задержания. Ему разъясняются его права и обязанности, о чем делается запись в протоколе об административном задержании.

Административное задержание несовершеннолетнего, кроме безотлагательных ситуаций, осуществляется в дневное время. В обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. Указанные лица вправе обжаловать вышестоящему органу (должностному лицу) или прокурору задержание несовершеннолетнего. Заметим, что особенностью правового статуса задержанного несовершеннолетнего лица заключается еще и в том, что его содержание осуществляется отдельно от взрослых.

Административному задержанию не подлежат: дипломаты; лица, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь; депутаты; судьи; народные заседатели (ст.8.2 ПИКоАП).

Читайте так же:  Административные дела это какие дела

Как правило, административному задержанию не подлежат и военнослужащие, за исключением случаев совершения ими серьезных административных правонарушений для дальнейшего их препровождения, а также передачи материалов дела военным комендантам, командирам соответствующей части или военкоматам. Административное задержание проводится должностными лицами, уполномоченными в пределах своей компетенции осуществлять данное действие. Перечень таких лиц закреплен в ст.8.3 ПИКоАП.

Срок административного задержания закреплен в ст.8.4 ПИКоАП и может длиться не более трех часов с момента доставления для составления протокола и до момента освобождения. В то же время данная статья предусматривает и более длительные сроки. До 72 часов могут быть задержаны: физическое лицо, совершившее административное правонарушение, за которое в качестве административного взыскания предусмотрены административный арест, депортация; находящееся в состоянии опьянения – до вытрезвления; военнослужащие – до передачи военному коменданту; физическое лицо, имеющее признаки выраженного психического расстройства – до передачи его в организацию здравоохранения; нарушители пограничного режима или Государственной границы Республики Беларусь – до установления личности; при невозможности установить личность физического лица в течение 72 часов оно может быть задержано на срок до десяти суток с санкции прокурора. Законодательство предусматривает и иные, специальные сроки административного задержания.

Административное задержание граждан нередко связано с применением такой меры принуждения, как личный обыск задержанного (ст.8.6 ПИКоАП). Он представляет собой обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, в целях обнаружения орудий и средств правонарушения, предметов, документов и ценностей, имеющих значение для административного процесса.

Особенностью применения данной меры является ограничение конституционных прав граждан на личную неприкосновенность и права владения, пользования и распоряжения имуществом. В связи с этим в ст.8.6 ПИКоАП закрепляется ряд условий, направленных на обеспечение законности при осуществлении личного обыска. Во-первых, личный обыск производится только в случае необходимости, при наличии факта правонарушения и в целях, предусмотренных законом. Во-вторых, личный обыск вправе осуществлять должностные лица тех же органов, которые вправе осуществлять доставление и административное задержание физического лица. В-третьих, личный обыск производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Только в исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц, личный обыск может быть произведен без понятых.

О личном обыске задержанного составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе административного задержания физического лица.

Наложение ареста на имущество

производится в целях исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации или взыскания стоимости предмета административного правонарушения.

Эта мера заключается в составлении описи имущества и объявлении его собственнику или лицу, у которого имущество находится, запрета на распоряжение им, а в необходимых случаях – и на пользование. Имущество может быть изъято и передано на хранение иному лицу, которое должно быть предупреждено об ответственности за его сохранность, о чем берется подписка.

Арест имущества проводится в присутствии собственника или лица, у которого имущество находится, а при их отсутствии – в присутствии двух понятых. О применении данной меры выносится постановление и составляется протокол описи арестованного имущества. При этом может участвовать специалист, определяющий его стоимость.

Стоимость имущества, в целях обеспечения исполнения постановления о наложении взыскания в виде штрафа, не должна превышать максимального размера штрафа, предусмотренного санкцией статьи КоАП. Стоимость имущества может превышать этот размер, если имущество относится к неделимым вещам или нет другого имущества.

При наложении ареста на денежные средства расходные операции по данным счетам прекращаются в пределах сумм, на которые наложен арест. Наложение ареста во всех случаях отменяется постановлением.

Изъятие вещей и документов

, обнаруженных при задержании, личном обыске, осмотре. Документы, орудия или средства совершения правонарушения, вещи, изъятые из оборота, имущество или доходы, полученные вследствие совершения правонарушения, а также предметы правонарушения, за совершение которого предусмотрена конфискация, изымаются должностным лицом, ведущим процесс, на срок до вступления в силу постановления по делу о правонарушении.

При совершении административного правонарушения, влекущего взыскание в виде штрафа или лишения права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя изымается водительское удостоверение на срок до исполнения взыскания и взамен выдается временное разрешение на управление транспортным средством. В случае принятия решения о лишении права управления водительское удостоверение хранится в ГАИ до исполнения взыскания. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении, о личном обыске или задержании.

Задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства

и доставление его на охраняемую стоянку предусмотрены ст.18.16 (Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования) и 18.19 (Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления) КоАП при отсутствии иной возможности доставить транспортное средство к месту хранения. При совершении водителем правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.22 (Нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства, а также иных правил дорожного движения), в результате которого создано препятствие для дорожного движения или возникла угроза безопасности граждан, работники ГАИ вправе произвести принудительную отбуксировку таких средств на охраняемую стоянку, о чем составляется протокол в трех экземплярах.

О принудительной эвакуации машины, а также о месте ее нахождения информируется дежурная служба территориального органа внутренних дел, которая ставит в известность владельца. Все затраты возмещаются лицом, совершившим правонарушение.

Отстранение от управления транспортным средством

. Название статьи указывает на применение двух мер обеспечения административного процесса: отстранение от управления и медицинское освидетельствование. Основанием применения этой меры воздействия является совершение физическим лицом следующих противоправных деяний, предусматривающих:

· управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления и регистрационных документов на него (ст.19.18);

· управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой, рулевым управлением (ст.18.12);

· управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления (ст.18.19);

· управление транспортным средством водителем, лишенным права управления;

· управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения (ст. 18.16).

Причиной для применения не только меры отстранения от управления транспортным средством, но и направления на медицинское освидетельствование является наличие признаков, дающих основание полагать, что лицо находится в состоянии опьянения. В ПИКоАП не разъясняется, какие факторы внешнего вида и поведения относятся к признакам, характеризующим состояние опьянения. Тем не менее, в медицинской литературе мы находим такие признаки: запах алкоголя, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев, изменение окраски кожных покровов, поведение, не соответствующее обстановке, характер движения транспортного средства. Достаточным основанием полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, следует считать и сообщения граждан, а также признание самого водителя.

Читайте так же:  Цепь загрязнения окружающей среды 3 класс определение

Освидетельствование проводится должностным лицом ГАИ, а при необходимости – с участием врача или другого специалиста. В случае отказа водителя от освидетельствования он может быть освидетельствован в принудительном порядке.

Одной из процессуальных мер обеспечения процесса является привод (ст.8.12 ПИКоАП). Он состоит в принудительном доставлении физического лица – потерпевшего, свидетеля, привлекаемого к административной ответственности с целью выполнения ими процессуальных действий, которые нельзя выполнить заочно. Он не может производиться в ночное время. Привод осуществляется милицией на основании постановления. О невозможности привода делается запись.

За нарушение порядка при рассмотрении дела о правонарушении, неподчинение распоряжениям судьи или соответствующего должностного лица участник административного процесса может быть удален из помещения. Удаление может быть применено и в отношении защитника. Несовершеннолетний может быть удален из помещения, если обсуждение может отрицательно повлиять на него.

Административный арест

Административный арест, как вид административного наказания, «заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток »

Как и другие виды административных наказаний, назначение административного ареста выполняет превентивную функцию, т.е. воздерживать как самого правонарушителя, так и любое другое лицо от совершения новых административных правонарушений. Но эта функция полностью действует лишь в тот момент времени когда лицо, помещенное в специальное место находится там. А после того как лицо освобождается от административного ареста гарантий того что он не будет совершать административное правонарушение вновь, нет ни каких.

Применяется только в качестве основного наказания. Таким образом, КоАП РФ исключает возможность назначения с административным арестом какого-либо иного признаваемого в качестве основного вида административного наказания.

Срок административного задержания входит в срок административного ареста. Таким образом, если гражданина задержали и поместили, в специально отведенное для таких дел, место и он там пробыл 3 дня, то по назначению судьи административного ареста, этот гражданин пробудет 12 дней в изоляции от общества (или до 27 в зависимости от вида административного правонарушения).

Лица, которые подверглись административному аресту, содержатся в предназначенных для этой цели учреждениях. К таким учреждениям относятся специальные приемники органов внутренних дел для содержания лиц, подвергнутых административному аресту.

Административный арест не может применяться к:

· женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет,

· лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет,

· инвалидам I и II групп,

· гражданам, призванным на военные сборы,

· гражданам, имеющим специальные звания, сотрудникам СК РФ,ОВД, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9063 — | 7686 — или читать все.

Административный арест: когда и за что?

Административный арест рассматривается как исключительный вид санкций, который назначается в строго ограниченных случаях. Исполнение указанного вида наказания связано с временной изоляцией от общества. В этой статье разберем, кем назначается арест административного характера, и к кому может применяться указанная санкция.

Что это такое

Основным видом наказания по КоАП РФ (“Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”) является штраф в виде денежной суммы. Поэтому арест, как вид административного наказания, является исключительной мерой воздействия – он может применяться только по отдельным составам проступков. Выделим ключевые характеристики ареста, зафиксированные в ст. 3.9 КоАП РФ:

  • арест заключается в изоляции правонарушителя от общества – исполнение наказания происходит путем помещения виновного лица в спецучреждение под надзор правоохранительных органов;
  • указанная санкция может назначаться только в судебном порядке – если наказание по статье КоАП РФ назначается должностными лицами уполномоченных ведомств, санкция в виде ареста не применяется;
  • законом определен круг лиц, к которым не может применяться изоляция от общества;
  • в стандартных условиях арест применяется на срок до 15 суток, а по отдельным составам проступков он может составить до 30 суток.

Задержание может применяться на срок до 48 часов, если рассматриваемый состав проступка может повлечь арест. Срок задержания будет включен в продолжительность административного ареста, если суд назначит такую меру наказания. Для задержания не требуется вынесения судебного акта – такое решение может принимать должностное лицо, составляющее протокол о правонарушении.

Где отбывается наказание в виде ареста?

Конкретное место содержания арестованных лиц определяет орган МВД в соответствие с Федеральным законом № 63-ФЗ, Постановлением Правительства РФ № 627 и приказом МВД 83. Для размещения указанных лиц используются спецприемники МВД. Выделим ключевые правила содержания граждан под административным арестом:

  • изоляция от общества заключается в помещении правонарушителя в общем помещении или помещении одиночного содержания;
  • органы МВД обязаны обеспечить раздельное размещение мужчин и женщин, а при наличии возможности и курящих/некурящих граждан;
  • отдельно размещаются лица, страдающие инфекционными заболеваниями, либо нуждающиеся в наблюдении медицинскими специалистами;
  • на законодательном уровне утверждены нормы обеспечения арестованных питанием, спальными местами и постельными принадлежностями;
  • у арестованного лица изымается паспорт или иной документ. удостоверяющий личность (изъятые вещи и документы помещаются на ответственное хранение у администрации спецприемника МВД);
  • арестованные лица обязаны подчиняться режиму дня и отдыха, совершения прогулок;
  • на период изоляции устраняется возможность телефонной или компьютерной связи.

В период нахождения под арестом гражданин имеет право на общение и консультации с защитником (адвокатом). Такие встречи проводятся на территории спецприемника МВД с соблюдением режима отбывания наказания. Адвокат вправе подавать жалобы на неправомерный отказ от встречи с клиентом, либо по факту нарушения прав гражданина при отбывании наказания.

По факту помещения под арест будут направлены сведения по месту работы гражданина. Незамедлительно после истечения срока ареста происходит освобождение из спецприемника. Исключение составляют случаи, когда лицу назначено аналогичное наказание за самовольное оставление места отбывания ареста. Об освобождении из-под ареста выдается справка, которую можно предъявить по месту работы, либо в иные инстанции.

Читайте так же:  Основание платежа административный штраф

Порядок назначения санкции в виде ареста

Согласно статье 3.9 КоАП РФ арест, как мера наказания, устанавливается только по отдельным составам административных правонарушений:

  • оставление водителем места ДТП в нарушение Правил дорожного движения (наказание не последует, если водитель действовал в рамках закона – например, доставлял пострадавшего в больницу);
  • отказ подчиниться законному требованию или распоряжению представителя власти (сотрудника МВД, УИК или ВС РФ);
  • мелкое хулиганство;
  • невыполнение обязанностей, предусмотренных законом для граждан, освобожденных от отбывания тюремного заключения;
  • нарушение правил организации и проведения митингов или иных публичных мероприятий;
  • нарушение режима ЧС, введенного государственными властями;
  • самовольное оставление места отбывания административного ареста, либо неуплата ранее назначенного штрафа (арест за неуплату штрафа применяется только в случае, если правонарушитель уклонялся от внесения денежных средств без уважительных причин)..

Каждый из перечисленных составов КоАП РФ содержит предельный срок ареста. Конкретную продолжительность наказания определит суд при рассмотрении дела. Для этого учитывается характер выявленного нарушения, личные характеристики нарушителя, общественная опасность проступка и иные факторы.

Порядок назначения санкции выглядит следующим образом:

  • по факту выявленного правонарушения составляется протокол – полномочия по составлению протокола принадлежат должностным лицам, указанным в КоАП РФ;
  • если на период рассмотрения дела применяется задержание, этот факт также оформляется в виде протокола – срок задержания исчисляется с момента доставления в дежурную часть МВД или иное государственное учреждения;
  • на период задержания гражданин помещается в специзолятор МВД, где за ним устанавливает надзор до момента рассмотрения дела по существу;
  • административный материал направляется в суд, а рассмотрение дела происходит в течение суток с момента поступления протокола;
  • рассмотрение дел, по которым может назначаться арест, происходит только с участием правонарушителя – в 2012 году Верховный суд РФ установил запрет на заочное назначение административного ареста;
  • после вынесения судебного постановления правонарушитель незамедлительно направляется к месту отбывания наказания – срок ареста начинается немедленно после оглашения постановления, даже если оно не вступило в силу.

Если статья КоАП РФ, по которой составлен протокол, содержит санкцию в виде временного ограничения свободы, материалы направляются в суд немедленно, т.е. в тот же день. Суд обязан рассмотреть дело в день получения процессуальных документов, а если потенциальный нарушитель был задержан – не позднее 48 часов с момента начала задержания.

При рассмотрении дела и назначении наказания суд вправе выбрать одну из предусмотренных санкций. В каждой статье КоАП РФ, допускающей назначение ареста, предусмотрена альтернативная санкция – денежный штраф. Если правонарушитель подпадает под категорию лиц, которым не может назначаться арест, суд выносит постановление о наложении штрафа. Не допускается временное ограничение свободы, если такой вид санкций отсутствует в статье КоАП РФ.

Обжалование судебных актов с назначенным арестом проходит по общим правилам КоАП РФ. Подать жалобу можно в пределах 7 суток после вручения нарушителю постановления суда. Если для рассмотрения жалобы необходимо личное участие арестованного гражданина, его доставку обеспечивают сотрудники МВД.

На весь период обжалования нарушитель содержится под арестом. Поэтому может сложиться ситуация, когда к моменту рассмотрения жалобы по существу срок ареста уже будет завершен. При отмене постановления и полном оправдании, гражданин сможет взыскать денежную компенсацию за неправомерное ограничение свободы.

К кому применяется арест

В ст. 3.9 КоАП РФ зафиксирован круг лиц, которым не может быть назначена указанная санкция. По судебному постановлению арест может применяться к любым правонарушителям, за исключением:

  • беременных женщин, а также женщин с детьми до 14 лет;
  • несовершеннолетним гражданам, т.е. не достигшим возраста 18 лет;
  • лицам, имеющим инвалидность I или II групп;
  • гражданам, проходящим военную службу в ВС РФ, либо призванным на военные сборы;
  • сотрудникам государственных ведомств, имеющим спецзвания – Следственный комитет РФ, МВД, Нацгвардия, УИК и т.д.

На практике, возможны ситуации, когда уже при фактическом отбывании наказания выявляются указанные выше основания. Например, арестованная женщина может получить справку о беременности после помещения в спецприемник МВД. В этом случае следует незамедлительное освобождение от отбывания назначенного наказания.

Подтверждение указанного статуса происходит при составлении протокола о правонарушении, а также в судебном процессе. Для этого используются следующие документы:

  • справка о беременности, выданная женской консультацией или иным медучреждением;
  • свидетельство о рождении;
  • справка об установлении инвалидности I или II групп – этот документ выдают учреждения МСЭК;
  • военный билет или документ о привлечении граждан на военные сборы;
  • документ, подтверждающий наличие звания в специальных государственных ведомствах.

Если судом будет назначен арест для перечисленных категорий граждан, постановление будет отменено по жалобе правонарушителя или на основании протеста прокурора.

Как исполняется наказание в виде ареста

Сразу после оглашения судебного акта о назначении наказания, гражданин помещается под арест. Исчисление сроков отбывания наказания происходит по следующим правилам:

  • если на период рассмотрения дела гражданин был задержан, в срок ареста включается все время задержания (начиная с момента доставления в служебное помещение уполномоченного органа);
  • если лицо не подвергалось задержанию, срок наказания начинает течь с момента провозглашения вердикта и взятия под арест;
  • исчисление сроков ареста происходит не только в сутках, но и в часах;
  • если в процессе отбывания наказания происходит отмена или изменение постановления, гражданин немедленно освобождается из-под ареста.

Последствия ареста

Видео (кликните для воспроизведения).

Арест по нормам КоАП РФ является только ограничением, а не лишением свободы. Назначение указанной санкции не влечет судимости и связанных с ней негативных последствий. Выделим наиболее важные последствия, которые влечет применение временного ограничения свободы:

  • помещение под административный арест не рассматривается как основанием для увольнения с места постоянной или временной работы – после полного отбытия наказания гражданин должен представить по месту работы соответствующую справку, подтверждающую причины отсутствия на рабочем месте;
  • на период содержания под арестом прекращается начисление зарплаты по основному или временному месту трудоустройства, однако рабочее место сохраняется;
  • факт отбывания наказания в виде ареста не влечет автоматического увеличения аналогичной санкции при последующих правонарушениях.

Источники

Понятие административного задержания и административного ареста
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here