Положение административных наказаний

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Положение административных наказаний". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Правила назначения административных наказаний

Правила назначения административных наказаний закреплены в главе 4 КоАП РФ и представляют собой основополагающие начала, которыми должны руководствоваться государственные органы и должностные лица, уполномоченные привлекать к административной ответственности за совершение административного правонарушения.

К ним относятся следующие положения:

1. Административное наказание налагается в пределах, установленных в санкции нормы Особенной части КоАП РФ, устанавливающей конкретный вид и размер наказания, а также возможность применения как основного, так и дополнительного наказания. Государственный орган или должностное лицо, назначающий наказание не вправе назначить наказание ниже низшего или выше высшего предела размера или срока наказания, предусмотренного санкцией соответствующей статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта Федерации.

2. При назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения (способ и мотивы совершения правонарушения, формы вины, квалифицирующие признаки, социальная значимость охраняемых общественных отношений), личность виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ признаются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение административного правонарушения несовершеннолетним; совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Указанный перечень не является исчерпывающим. Законы субъектов Федерации могут признавать в качестве смягчающих и иные обстоятельства. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, напрямую не указанные в законодательстве об административной ответственности.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является закрытым. Более того, судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

В соответствии со ст. 4.3. КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются следующие: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, на протяжении которого лицо считается подвергшемся административному наказанию; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение административного правонарушения группой лиц; совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

В случае, когда указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения, они не учитываются как отягчающие.

3. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Исключение могут составлять административное выдворение за пределы Российской Федерации (когда иностранный гражданин или лицо без гражданства в связи с нахождением на территории другой государства не может исполнить обязанность, за неисполнение которой был привлечен к административной ответственности), а также дисквалификация (должностное лицо не может исполнить соответствующую обязанность в связи с тем, что он уже не занимает должность, по которой эта обязанность должна исполняться).

4. В случаях фиксирования правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами в соответствии с ч. 3 ст. 28.6 Кодекса, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса.

5. За одно и то же административное правонарушение никто не может нести административную ответственность дважды.

6. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, а в случае, когда рассмотрение дел о данных административных правонарушениях подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение правонарушителю более строгого административного наказания (ст. 4.4 КоАП РФ).

7. При назначении административного наказания должно соблюдаться правило исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП).

8. Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП РФ). Это в последующем может послужить обстоятельством, отягчающим административную ответственность, при повторном совершении лицом однородного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП).

Дата добавления: 2014-12-27 ; Просмотров: 377 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Общие правила назначения административных наказаний.

Общие правила наложения административного наказания (Статья 4.1.КоАП РФ)

1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП.

2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Читайте так же:  Оказание неповиновения сотруднику полиции

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

1. раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2. предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

3. совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

4. совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах субъектов РФ (принцип целесообразности).

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

1. продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2. повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному взысканию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП;

3. вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4. совершение административного правонарушения группой лиц;

5. совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6. совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, налагающие административное взыскание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10363 — | 7648 — или читать все.

Общие положения назначения административного наказания

Административное наказание всегда назначается за совершение административного правонарушения в пределах, которые установлены законом РФ. Наказание физическому и юридическому лицу назначается с учетом общих и специальных обстоятельств.

К общим относится:

1. Характер, совершенного ими правонарушения

2. Имущественное положение

3. Обстоятельство, смягчающие или отягчающие административную ответственность

К специальным для физического лица относится:

1. Характеристика личности – Для физического лица

2. Для юридического лица – финансовое положение.

К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, относится (ст.4.2 КоАП):

1. Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2. Добровольное сообщение лицом о совершенным им административном правонарушении.

3. Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, последствий своего неправомерного деяния, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда.

4. Совершение административного правонарушения в состоянии аффекта, либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств.

5. Совершение административного правонарушения несовершеннолетним (с 16-18 лет)

6. Совершение административного правонарушения беременной женщиной либо женщиной имеющей малолетнего ребёнка.

7. Смягчающими могут быть признаны и иные обстоятельства.

В статье 4.3 приводятся обстоятельства, отягчающие административную ответственность. К таковым относятся (перечень исчерпывающий):

1. Продолжение противоправного поведения, несмотря на требования уполномоченных на то лиц, прекратить его.

2. Повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок в 1 год. В п.16 постановления Пленума Верховного Суда от 24.03.05 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП от 11.11.09 года» говорится, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства.

3. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения.

4. Совершение административного правонарушения группой лиц.

5. Совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других ЧО.

6. Совершение правонарушения в состоянии опьянения (3 разновидности опьянение).

Компетентное лицо, назначающий административное наказание, в зависимости от характера правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим. При решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания, необходимо учитывать, что КоАП допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах, установленных санкцией. Поэтому не может назначаться наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией, либо не предусмотренное КоАП. По общему правилу, при совершении лицом 2 и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушений, однако при совершении лицом 1 действия или бездействия, содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена 2мя и более статьями (их частям) и рассмотрение дел которых подведомственно одному и тому же субъекту, административное наказание назначается в пределах санкции более строгого административного наказания.

В ч.3 ст.4.4 КоАП говорится, что административное наказание назначается:

1. В пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из санкций предусматривается назначение предупреждения.

2. В пределах санкции, при применении которой назначается наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение наказания в виде штрафа.

Важное значение при назначении административного наказания имеют срокидавности в пределах которых допускается привлечение правонарушителя к административной ответственности. Давность привлечения определяется периодами времени.

2) специальные сроки

Их применения определяется из характера особенностей фактического состава правонарушения. По общему правилу постановление по делу не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня его совершения. Эти сроки не распространяются на нарушения законодательство об экспортном контроле. Внутренних морских водах, таможенного, патентного, антимонопольного. Как правило его исчисления начинается со дня совершения правонарушение. Если правонарушение носит длящиёся характер, то сроки исчисляются со дня его обнаружения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение отдельных правил антимонопольного законодательства начинают исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа. Которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства.

При отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии признаков административного правонарушения, сроки начинают исчисляться со дня принятия соответствующего решения.

При применении дисквалификации её назначении осуществляется не позднее 1ого года со дня совершения правонарушения. По мнению Лепатова, Чанова, срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков, т.е. со дня следующего за днём совершения или обнаружения правонарушения.

Допускается приостановление течения срока давности. Это допускается в случае удовлетворения ходатайства лица о рассмотрении дел об административном правонарушении по мест его жительства. В этом случае срок приостанавливается с момента удовлетворения его ходатайства, до момента поступления материалов, уполномоченному субъекту по месту его жительства.

Читайте так же:  Минимальный срок административного ареста составляет

Срок в течении которого лицо считается подвергнутым административному наказанию составляет 1 год со дня окончания исполнения постановления о его назначении. Повторное совершения административного правонарушения в состоянии «административной наказанности» может повлечь более суровое наказание.

При применении административного наказания исчисляемого определённым сроком день окончания исполнения наказания указывается в постановлении о его назначениях.

Судья вправе, при отсутствии спора о возмещении ущерба одновременно с назначением административного наказания, самостоятельно решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Иные субъекты (не судьи) не вправе принимать подобных решений.

До недавнего времени квалифицирующими признаками позволяющими отграничить административное правонарушении от преступления служили:

3) Систематичность совершения административных правонарушений, при условий назначения ха них административных наказаний

В УК содержалось значительное количество составов преступлений с так называемой «административной преюдицией». Однако УК 1996 года больше не содержит таких составов и повтороне, неоднократное, злостно или систематическое совершения административного правонарушения не может «превратить» его в преступление и повлечь за собой уголовную ответственность. В этом смысле понимание административной преюдицией законодателем исключается.

В рамках арбитражных актов ст. 69 АПК, закреплены правила процессуальной преюдицальности на рассмотрении дел об административных правонарушениях. В этом смысле преюдиция рассматривается как предрешённость некоторых фактов, которые не надо вновь доказывать.

ВАС РФ в постановлении пленума № 13 2006 года отмечает, что преюдициарное значение имеет фактов решениями судов первой инстанции, а также постановлениями апелляционной и надзорной инстанции. Которыми принято решение по существу дела. Факты установленные по ранее рассмотренному делу не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Дата добавления: 2013-12-13 ; Просмотров: 347 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания

Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания

1. Согласно правилам ч. 1 ст. 4.1 административное наказание должно назначаться судьей, органом, должностным лицом в пределах, установленных:

1) нормами Особенной части КоАП (например, ст. 5.1 предусматривает наложение штрафа в размере от 1000 до 15 рублей, т.е. устанавливает верхний и нижний пределы административного наказания);

2) законами субъектов Российской Федерации (напомним, что в соответствии со ст. 1.1 и 3.2 они могут устанавливать только такие виды административного наказания, как предупреждение и административный штраф). При этом законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать КоАП.

Судья, орган, должностное лицо должны четко установить вид административного наказания, его конкретную меру, предусмотренную нормой закона, пределы административной ответственности и, наконец, соответствие тяжести правонарушения и назначенного наказания (в указанных выше пределах).

2. Анализ правил ч. 2 ст. 4.1 позволяет сделать ряд выводов:

1) они императивны. Иначе говоря, судья, орган, должностное лицо обязаны (а не вправе) учитывать обстоятельства, прямо указанные в ч. 2 ст. 4.1. При этом в мотивировочной части постановления по делу об административном правонарушении необходимо указать мотивы отклонения (или, наоборот, учета) тех или иных (из числа указанных) обстоятельств;

2) они применимы, когда наказание назначается физическому лицу: нет оснований руководствоваться правилами ч. 2 ст. 4.1, назначая административное наказание организации.

В практике возникает вопрос: учитываются ли обстоятельства, указанные в ч. 2 ст. 4.1, когда административное наказание назначается должностному лицу? Безусловно, учитываются;

3) они устанавливают, что при назначении административного наказания должны учитываться:

а) характер совершенного физическим лицом административного правонарушения (т.е. относится ли оно к малозначительным или нет, причинило ли оно существенный вред или иные неблагоприятные последствия, посягает ли административное правонарушение на такие важнейшие блага, как жизнь, здоровье, имущество и т.п.);

б) личность виновного (склонен ли он к совершению административного правонарушения или это явилось для него делом случайным, занимается ли трудом или ведет антиобщественный образ жизни и т.п.);

в) имущественное положение правонарушителя (работает ли он, имеет ли средства к существованию);

г) обстоятельства, смягчающие административную ответственность (см. коммент. к ст. 4.2);

д) обстоятельства, отягчающие административную ответственность (см. коммент. к ст. 4.3). При этом в отличие от смягчающих обстоятельств (перечень которых закон оставил открытым) какие-либо иные обстоятельства (прямо не упомянутые в ст. 4.3) судья, орган, должностное лицо признавать отягчающими не могут.

3. Специфика правил ч. 3 ст. 4.1 состоит в том, что они:

1) касаются только юридических лиц (в т.ч. и иностранных);

2) не обязывают судью, орган, должностное лицо учитывать (при назначении административного наказания) личность виновного, поскольку это понятие неприменимо к юридическим лицам;

3) предписывают учитывать не только имущественное, но и финансовое положение юридического лица. Речь идет о том, имеет ли оно необходимые денежные средства (на счетах в банках, наличными), в т.ч. и в иностранной валюте, для того, чтобы исполнить административное наказание; о том, не повлечет ли административное наказание ликвидацию ЮЛ, неуплату налогов и сборов, невыплату зарплаты работникам и т.п. последствия.

4. Часть 3.1 введена в ст. 4.1 Законом N 210 от 24.07.07 и вступила в силу с 1 июля 2008 г. Она устанавливает, что при назначении административного наказания без составления протокола (см. об этом коммент. к ст. 28.6) может быть назначен лишь административный штраф (а не арест, не лишение специального права и т.д.). При этом назначается штраф в наименьшем размере (в пределах, предусмотренных соответствующей статьей КоАП).

Видео (кликните для воспроизведения).

5. Характеризуя правила ч. 4 и 5 ст. 4.1, нужно обратить внимание на то, что:

1) назначение административного наказания (с учетом положений ч. 1-3 ст. 4.1) само по себе не освобождает лицо от необходимости исполнить те обязанности, за неисполнение которых оно было подвергнуто административному наказанию. Речь идет как о физическом лице, так и о юридическом;

Читайте так же:  Административное задержание сотрудника полиции

2) закон императивно запрещает привлекать лицо (в т.ч. и юридическое) к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение. Иначе говоря, если лицо уже было привлечено к административной ответственности за данное административное правонарушение, то повторно (второй, третий, пятый раз и т.п.) нельзя его привлекать к административной ответственности.

От этой ситуации следует отличать:

а) возможность применения к лицу наряду с основным административным наказанием также и дополнительное (см. коммент. к ст. 3.3);

б) административное наказание, которое наступает при совершении нескольких самостоятельных административных правонарушений (см. коммент. к ст. 4.4).

6. О судебной практике см. п. 18, 19 Пост. N 10; п. 21 Пост. N 5.

Административное наказание

Административное наказание: понятие, виды и характеристика

Административное наказание имеет преимущественно профилактические цели, и поэтому ранее используемый термин «административное взыскание» больше отвечал своему предназначению.

Административное наказание – это мера юридической ответственности, назначаемая государством или от имени государства за совершенное административное правонарушение, которая применяется прежде всего в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения прав и свобод других лиц и правопорядка в целом. Оно выполняет также функцию предупреждения совершения правонарушения как лицом, привлекающимся к административной ответственности, так и другими лицами.

Цель административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП).

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Эта особенность основана на конституционном положении, закрепленном в ч. 2 ст. 21 Конституции РФ.

Виды административных наказаний:

  1. предупреждение;
  2. административный штраф;
  3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  6. административный арест;
  7. административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
  8. дисквалификация;
  9. административное приостановление деятельности.

Административные наказания, перечисленные в п. 3–9, устанавливаются только КоАП.

Основные и дополнительные административные наказания:

1. Предупреждение, администртивный штраф, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных взысканий.

2. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или предметом административного правонарушения, конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

3. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи КоАП или закона субъекта РФ об административной ответственности.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства

Смягчающие обстоятельства установлены в КоАП. В соответствии с ним приняты факторы и условия, с учетом которых к виновному применяются менее строгие меры административной ответственности.

К смягчающим обстоятельствам относится:

  • раскаяние;
  • добровольная явка с повинной;
  • добровольная компенсация или устранение причиненного ущерба;
  • профилактика последствий;
  • невменяемое состояние, трудная личная или семейная ситуация;
  • несовершеннолетие;
  • беременность или уход за малолетним ребенком.

Данный список является открытым, поскольку судебный орган может признать смягчающими факторы, не прописанные в действующем законодательстве. В любом случае обстоятельства, признанные смягчающими, будут соответствовать КоАП.

Отягчающими обстоятельствами являются факторы и условия, при которых назначается более строгое наказание за административное правонарушение. Так происходит, если данные условия не являются квалифицированным признаком нарушения административного законодательства.

Они представляют собой законодательно закрепленный список, который не подлежит расширительному толкованию:

  • лицо продолжает совершать противоправные действия, несмотря на требования должностных лиц прекратить их;
  • лицо совершает повторное нарушение, за которое оно уже подвергалось административному наказанию до истечения срока;
  • нарушитель вовлек несовершеннолетнего в незаконную деятельность;
  • противоправные действия совершены группой лиц;
  • административное правонарушение совершено в условиях чрезвычайной ситуации;
  • правонарушение, совершенное в состоянии алкогольного опьянения.

В отдельных случаях КоАП предусматривает другие обстоятельства, которые отягчают вину нарушителя. Тогда наказание назначается с учетом всех обстоятельств произошедшего.

Общие правила наложения административного наказания

1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП.

2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

  1. раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  2. предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
  3. совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  4. совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах субъектов РФ (принцип целесообразности).

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

  1. продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  2. повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному взысканию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП;
  3. вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  4. совершение административного правонарушения группой лиц;
  5. совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  6. совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
Читайте так же:  Нарушение общественного порядка статья административного кодекса

Судья, орган, должностное лицо, налагающие административное взыскание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Статья 5.4. Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа

Статья 5.4. Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа

1. Размер административного штрафа определяется с учетом характера противоправного действия (бездействия), имущественного положения физического лица, привлекаемого к административной ответственности, и его семьи, наличия у физического лица, привлекаемого к административной ответственности, заработной платы или иного дохода, имущественного и финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.

2. За совершение грубого административного правонарушения, за которое настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа, при отсутствии обстоятельств, смягчающих административную ответственность или отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

3. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 5.2 настоящего Кодекса, административный штраф назначается в минимальном размере, предусмотренном за совершение соответствующего административного правонарушения.

4. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 5.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

5. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

6. Величина административного штрафа, определенного в соответствии с частями 2, 4 и 5 настоящей статьи, может быть уменьшена с учетом обстоятельств, указанных в части 3 статьи 5.1 настоящей статьи. Решение об уменьшении размера административного штрафа должно быть мотивированным.

7. При назначении административного наказания в виде административного штрафа лицу, являющемуся в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» субъектом малого и среднего предпринимательства, с учетом обстоятельств, указанных в части 3 статьи 5.1 настоящего Кодекса, административный штраф может быть назначен ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей (частью статьи) Раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с частью 3 статьи 2.7 настоящего Кодекса.

8. С учетом обстоятельств, указанных в части 1 настоящей статьи, административный штраф может быть назначен с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до трех лет либо с отсрочкой выплаты единовременно на срок до одного года.

>
Особенности назначения административного наказания в виде дисквалификации
Содержание
Проект федерального закона N 957581-6 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (внесен.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правила наложения административных наказаний

КоАП в главе 4 регламентирует правила наложения административных наказаний. К ним относятся:

1) общие принципы наложения наказаний;

2) обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

3) исчисление сроков при наложении наказаний.

Наказания за административные правонарушения налагаются в пределах, установленных нормативным актом. Общие правила наложения наказания конкретизируют принципы гуманизма, законности, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушений и личности правонарушителя. Законность при наложении наказания означает, что суд, орган или д/л м использовать только то наказание и в тех пределах, которые установлены в нормативном акте. При этом существует ряд гарантий:

1) в КоАП установлен исчерпывающий перечень наказаний;

2) в каждой правовой норме закрепляется вид и размер наказания;

3) при альтернативных наказаниях м б наложено только 1 основное или 1 основное и 1 дополнительное наказание.

Индивидуализация ответственности выражается в том, что при назначении наказаний физическому лицу учитываются:

1) характер правонарушения;

2) личность правонарушителя;

3) его имущественное положение;

4) смягчающие и отягчающие обстоятельства.

При назначении наказаний юр лицу учитываются:

1) характер правонарушения;

2) имущественное и финансовое положение;

3) отягчающие и смягчающие обстоятельства.

Орган, д/л или суд, определяя размер наказания не вправе превысить установленный предел или назначить его ниже минимума. Если же в ходе разбирательства орган, д/л или суд придет к выводу о нецелесообразности наложения наказаний на основании ст. 2.9 КоАП РФ освободить лицо от административной ответственности по малозначительности.

КоАП РФ устанавливает смягчающие обстоятельства:

2) добровольное сообщение о правонарушении;

3) предотвращение вредных последствий;

4) совершение правонарушения в состоянии аффекта или при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

5) несовершеннолетие при совершении правонарушения;

6) беременные женщины или женщины, имеющие малолетнего ребенка.

Перечень смягчающих обстоятельств является открытым.

1) продолжение противоправного поведения после предупреждения;

2) повторное в течение года совершение нового административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетних;

5) в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) в состоянии опьянения.

Перечень является закрытым.

Совершение правонарушения в состоянии опьянения м и не учитываться в качестве отягчающего обстоятельства.

Постановление по делу об административном правонарушении не м б вынесено по истечении 2х месяцев со дня совершения административного правонарушения. Исключения:

I. Срок давности привлечения к административной ответственности равен году за нарушение законодательства:

1) о внутренних морских водах;

2) континентальном шельфе;

3) о несостоятельности банкротства;

Читайте так же:  Сроки давности за газ

4) миграционных правил;

5) о защите прав потребителей;

6) и т.д. см. ч. 1 ст. 4.5.

II. Срок давности составляет год при применении дисквалификации.

III. При длящемся правонарушении срок давности составляет год.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела и при наличии состава правонарушения срок давности исчисляется со дня отказа в возбуждении уголовного дела.

Срок погашения административного наказания – 1 год. Лицо считается не привлекавшимся к административной ответственности если в течение года после исполнения наказания оно не б вновь привлечено к административной ответственности.

При совершении 1м лицом 2х и более административных правонарушений наказание налагается отдельно за каждое, однако кодекс устанавливает возможность поглощения административных наказаний: если 2 и более правонарушения рассматриваются 1м и тем же органом или д/л, наказание налагается в пределах санкции, предусматривающей ответственность за более серьезное правонарушение.

| следующая лекция ==>
Система административных наказаний | Административная ответственность юр лиц

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 459 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Административные наказания: общие правила назначения и особые условия их применения

Административные наказания назначают органы или должностные лица, которые имеют право рассматривать дела о нарушениях административного законодательства. Наказания назначаются в соответствии с установленными КоАП общими правилами.

Общие правила назначения административного наказания формулируются следующим образом:

Нормы федерального законодательства закрепляют факторы и условия, которые могут как смягчать или отягчать административную ответственность, так и освобождают от нее. Обстоятельства, которые исключают административную ответственность за совершение административного правонарушения также прописаны в КоАП.

Согласно ему от административной ответственности освобождаются:

  • несовершеннолетние, которым не исполнилось 16 лет;
  • психически больные лица или лица, которые действовали в невменяемом состоянии;
  • лица, которых нельзя привлечь к ответственности по сроку давности;
  • физические лица и юридические организации, которые устранили опасность, угрожавшей личности, группе лиц, обществу или государству. При этом вред должен быть незначителен по сравнению с предотвращенной опасностью. Например, проводить аварийные или спасательные работы без соответствующего разрешения;
  • юридические лица, нарушившие пункт закона, согласно которому за конкретное деяние может отвечать только физическое лицо.

В данных случаях нарушителям выносится устное замечание. Если совершенное нарушение незначительно, виновному лицу также делают устное замечание и освобождают от ответственности. Если правонарушение совершило лицо 16-18 лет, дело рассматривается комиссией по делам несовершеннолетних. От административной ответственности нарушитель освобождается, но к нему применяются меры воздействия, предусмотренные ФЗ о правах несовершеннолетних.

Особые обстоятельства применения административной ответственности

Особые обстоятельства устанавливает КоАП и принятые в соответствии с ним федеральные законы. Они определяют обстоятельства, с учетом которых меры административной ответственности применяются в особом порядке.

Должные лица наказываются, если они не исполняют свои обязанности. Или исполняют, но в ненадлежащем порядке. Речь идет о физическом лице, которое является представителем власти на постоянной или временной основе. Иными словами, данное лицо имеет право распоряжаться широким кругом лиц, которые не зависят от него в служебном отношении. Физическое лицо также может выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в гос. органах, органах местного самоуправления, гос. и муниципальных организациях. Оно также может осуществлять данную деятельность в Вооруженных Силах и воинских формированиях РФ.

Должностными лицами, которые несут административную ответственность, являются:

  • руководители и сотрудники организаций;
  • члены советов директоров (наблюдательные советы), коллегиальных исполнительных органов (правления и дирекции), счетных, ревизионных и ликвидационных комиссий;
  • лица, занятые в конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, которую создал гос. или муниципальный заказчик;
  • ИП.

Иностранцы, проживающие на территории РФ, могут быть привлечены к административной ответственности на основании норм международного права. Дисциплинарная ответственность лиц, занятых на военной службе и лиц, имеющих специальное звание (сотрудники ОВД) регулируется нормативно-правовой базой, которая регламентирует прохождение военной службы. В ряде случаев административный арест и штраф не применяется.

Речь идет о солдатах-срочниках, которые еще не перешли на контрактную службу, и курсантах военных училищ. Иностранцы не могут быть выдворены за границы РФ. Мера административного ареста не применяется к женщинам в положении и матерям, чьи дети не достигли 14 лет. Запрещается арестовывать несовершеннолетних, а также люди с ограниченными возможностями I и II групп. Лица, которые добывают средства к существованию благодаря охоте и рыболовству, не лишаются права охотиться и ловить рыбу. Дозволенные орудия для данных видов деятельности не подлежат изъятию и конфискации.

Инвалиды водительских прав не лишаются. Исключением являются случаи, если они сели за руль в состоянии опьянения, отказываются пройти на тест на алкоголь или покинули место ДТП. Допускается привлекать собственников автомобилей к ответственности на основе полученных записей с дорожной камеры, а также на основе фото- и видеоматериалов других участников дорожного движения. Исключением являются случаи, когда за рулем автомобиля был другой водитель, грубо нарушивший ПДД.

Порядок применения административной ответственности

К члену Совета Федерации, депутату Гос.Думы или депутату городского собрания субъекта РФ применяются особые меры ответственности за административные правонарушения. Прокурор привлекается к ответственности на основе проверки соответствующего органа прокуратуры. Действует определенный порядок по привлечению судьи к административной ответственности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Генеральный прокурор РФ назначает судебную комиссию, состоящую из трех судей. Ее состав различается, в зависимости от статуса судьи. Если предстоит вынести вердикт судье Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда, членами комиссии станут судьи Верховного Суда РФ. Если нужно возбудить дело в отношении судьи иного суда, привлекаются судьи верховного суда республики, краевого, областного суда. В любом случае, судья привлекается к ответственности в течение 10 дней. Мировые судьи пользуются статусом неприкосновенности.

Источники

Положение административных наказаний
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here