Отличие административного наказания от принуждения

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Отличие административного наказания от принуждения". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Понятие административного принуждения и его отличие от других видов государственного принуждения

Административное принуждение тесно связано с государственной властью. Являясь разновидностью государственного принуждения, оно используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т.е. выполняет, образно говоря, карательную функцию. Однако значение административного принуждения не исчерпывается только этим. Оно применяется для предупреждения и пресечения правонарушений.

В широком смысле административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах. Оно изменяется лишь тогда, когда исчерпаны средства убеждения.

Административное принуждение характеризуется рядом специфических черт:

1.Оно применяется в государственном управлении, в сфере охраны складывающихся в этой сфере общественных отношений, регулируемых, как правило, нормами административного права.

2.Применение административного принуждения -результат реализации государственно-властных полномочий. Оно является исключительной прерогативой государственного управления и только в отдельных, строго установленных в законе случаях. Лицо, применяющей административное принуждение, должно быть наделено государственно-властными полномочиями, поскольку применение административно-принудительных мер невозможно внутри той или иной ведомственной системы управления. Оно должно обладать соответствующими полномочиями вне своего органа управления, в отношениях с «внешней средой». Закон строго определяет круг лиц, имеющих подобные полномочия.

3.Административное принуждение состоит в понуждении к исполнению гражданами и должностными лицами установленных правовыми нормами юридических обязанностей.

4.Административное принуждение применяется с целью:

а) прекращения противоправных действий;

б) привлечения к ответственности нарушителей в административном порядке;

в) обеспечения общественной безопасности, когда наступление экстраординарных условий определяет необходимость принудительных мер в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий, их локализации.

5.Характерной чертой административного принуждения является специфическая юридическая природа оснований его применения.

Основаниями применения административного принуждения являются:

1) совершение административного правонарушения,

2) наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой (например, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера, эпидемий и других чрезвычайных обстоятельств). В данных случаях меры административного принуждения используются при отсутствии правонарушения и вины человека. Это является главным отличием оснований административного принуждения от оснований иных видов государственного принуждения, в частности уголовного наказания, в качестве которого может выступать только совершение преступления.

Административное принуждение осуществляется, как правило, в рамках административно-процессуальных отношений. Таким образом, административное принуждение представляет собой средство психологического, физического, материального или организационного воздействия, квалифицированное на нормах административного права. Психическое принуждение воздействует на психику путем применения насилия или иных мер воздействия, влекущих невыгодные для ее последствия (например, требование прекратить противоправные деяния).

Физическое принуждение выражается в непосредственном воздействии на личность, ограничивая свободу ее действий (применение физической силы и специальных средств, задержание правонарушителя).

Материальное воздействие заключается в ограничении владения и пользования имуществом, а также в лишении определенных материальных благ (например, взыскание с правонарушителя штрафа).

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; Нарушение авторского права страницы

http://infopedia.su/16x18af.html

ЛЕКЦИЯ 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ

ТЕМА 5: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ.

1. Понятие, цели и основание административного принуждения, его отличие от других видов государственного принуждения.

2. Виды мер административного принуждения, их классификация и содержание.

1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Административное принуждение — разновидность государ­ственного принуждения, оно используется как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т.е. выполняет карательную функцию; применяет­ся и для предупреждения правонарушений, и для их пресечения.

Административное принуждение характеризуется рядом спе­цифических черт.

1. Применяется в государственном управлении для охраны складывающихся в этой сфере общественных отношений, регу­лируемых, как правило, нормами административного права.

2. Применение административного принуждения — резуль­тат реализации государственно-властных полномочий. Оно яв­ляется исключительной прерогативой государственного управ­ления, и только в отдельных, строго установленных в законе случаях меры административного принуждения применяются судами (судьями). Важно подчеркнуть в этой связи, что лицо, применяющее административное принуждение, должно иметь статус представителя власти, ибо применение административно-принудительных мер невозможно внутри той или иной ведом­ственной системы управления. Оно должно обладать соответ­ствующими полномочиями вне своего органа управления, в от­ношениях с внешней средой, с лицами, непосредственно не под­чиненными ему по службе. Закон четко определяет круг лиц, имеющих подобные права.

3. Состоит в понуждении к исполнению гражданами и дол­жностными лицами установленных правовыми нормами юриди­ческих обязанностей.

4. Применяется с целью:

а) прекращения противоправных действий;

б) наказания нарушителей в административном порядке;

в) обеспечения общественной безопасности, когда наступление экстраординарных условий определяет необходимость при­нудительных мер в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий, их локализации.

5. Характерная черта административного принуждения — специфическая юридическая природа оснований его примене­ния.

Основание применения административного принуждения:

1) совершение административного правонарушения;

2) наступление особых условий, предусмотренных правовой нор­мой (например, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера, эпидемий и других чрезвычайных обстоятельств).

6. Административное принуждение осуществляется, как пра­вило, в рамках административно-процессуальных норм.

Таким образом, административное принуждение представ­ляет собой средство психологического, физического, материаль­ного или организационного воздействия, основанное на нормах административного права, применяемое специально уполномо­ченным субъектом в определенных процессуальных формах с целью обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Психическое принуждение воздействует на психику лично­сти путем применения насилия или других мер воздействия, влекущих невыгодные для ее последствия (например, требова­ние прекратить противоправные деяния). Физическое принуж­дение выражается в непосредственном воздействии на личность, ограничивая свободу ее действий (например, применение физи­ческой силы и специальных средств, задержание правонаруши­теля). Материальное принуждение заключается в ограничении владения и пользования имуществом, в лишении некоторых материальных благ (например, взыскание с правонарушителя штрафа).

2. ВИДЫ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ИХ КЛАСИФИКАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

Читайте так же:  Заявление о возмещении судебных расходов апк

Меры административного принуждения многочисленны и разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и поряд­ку применения.

Виды мер административного принужденияделятся на три группы:

• меры административного пресечения;

• меры административной ответственности (взыскания).

Можно выделить еще меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Отдельные авторы выделяют административно-восстанови­тельные меры, применяемые с целью восстановления нарушен­ного права.

Административно-предупредительные меры — способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, угрожающих жизни и безо­пасности граждан или нормальной деятельности государствен­ных органов, предприятий и организаций.

Основания применения административно-предупредительных мер: наступление особых условий как связанных, так и не свя­занных с действием человека (несчастные случаи, стихийные бедствия и т.д.).

Несмотря на ярко выраженный профилактический харак­тер, меры подобного рода осуществляются в принудительном порядке, т.е. в процессе односторонней реализации юридически властных полномочий компетентных исполнительных органов (должностных лиц). Выражаются они в виде определенных ог­раничений и запретов, что и характеризует их принудительную природу.

Можно выделить четыре группы административно-предуп­редительных мер:

1)меры, применяемые в целях предотвращения угрозы на­ступления возможных вредных, опасных, а также тяжких по­следствий (введение карантина и т.д.);

2)меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только административных проступков, но и преступ­лений (таможенный досмотр и т.д.);

3) меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (постановка на спе­циальный учет и т.д.);

4) лечебно-предупредительные меры (ограничение действий и лечение инфекционных больных, наркоманов и т.д.).

Наиболее типичные административно-предупредительные меры:

1) проверка документов;

2) прекращение движения транспорта и пешеходов при возник­новении угрозы общественной безопасности;

3) регистрация транспортных средств, регистрация и перерегис­трация оружия;

4) надзор за техническим состоянием транспортных средств;

5) досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажи­ров гражданских воздушных судов;

6) постановка на специальный учет;

7) надзор за соблюдением правил дорожного движения;

8) надзор за соблюдением правил пожарной безопасности;

9) вызов для регистрации и официального предостережения;

10) посещение и осмотр подконтрольных объектов;

11) выселение из домов, грозящих обвалом;

12) введение карантина (при эпидемиях и эпизоотиях);

13) реквизиция имущества;

14) закрытие участков государственной границы и т.д.

Неподчинение лиц или невыполнение ими определенных тре­бований, предъявляемых при проведении названных мер адми­нистративного принуждения, влечет различные правовые послед­ствия.

Меры административного пресечения — способы и сред­ства принудительного воздействия, применяемые в целях пре­кращения противоправных действий и предотвращения наступ­ления общественно опасных последствий.

Суть подобных мер — в принудительном прекращении про­тивоправных действий (деятельности) граждан, должност­ных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок.

Среди средств административного принуждения меры адми­нистративного пресечения наиболее многочисленны и разнооб­разны, их можно сгруппировать в несколько видов:

• меры, применяемые непосредственно к личности правонару­шителя;

• меры имущественного характера;

• меры технического характера;

• меры финансово-юридического характера;

• меры медико-санитарного характера;

• меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной деятельности;

• меры специального или исключительного назначения.

В зависимости от цели и способа воздействия все меры пре­сечения делятся на обычные и специальные.

Обычные меры пресечения:

• требование прекратить противоправное деяние;

• превентивное задержание: помещение в медицинский вы­трезвитель, приемник-распределитель; неотложная принуди­тельная госпитализация лица, нуждающегося в психиатри­ческом лечении; задержание нарушителей комендантского часа и др.;

• принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опас­ными для окружающих; временное отстранение от работы инфекционных больных;

• запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;

• запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по общественной безопасности;

• приостановление работы объектов разрешительной системы;

• снос самовольно возведенных строений;

• изъятие в доход государства сумм, полученных предприяти­ем, учреждением или организацией в результате нарушения финансовой дисциплины;

• запрещение эксплуатации предприятий торговли или обще­ственного питания из-за их антисанитарного состояния и др.

Специальные меры пресечения:

• меры административно-процессуального пресечения заключа­ются в принудительном ограничении свободы передвижения лица, совершившего правонарушение, в целях пресечения на­рушения и обеспечения выполнения им и лицом, осуществ­ляющим меру пресечения, процессуальных обязанностей (доставление правонарушителя, административное задержание, привод);

• меры, направленные на получение доказательств, создающие условия для установления факта правонарушения и личнос­ти нарушителя, обнаружения и исследования доказательств, необходимых для всестороннего, полного и объективного вы­яснения обстоятельств дела (проверка документов у граждан, должностных лиц, водителей транспортных средств и у лиц, сопровождающих грузы; личный досмотр, досмотр вещей, на­ходящихся при физическом лице, и транспортных средств, изъятие вещей и документов; осмотр служебных помеще­ний; медицинское освидетельствование водителей, находящих­ся в состоянии алкогольного опьянения, лиц, допустивших немедикаментозное потребление наркотических или других средств, лиц, направляемых в лечебно-трудовые профилакто­рии, граждан, в отношении которых имеются достаточные ос­нования считать, что они имеют венерические заболевания или больны туберкулезом с бактериовыделением и др.);

• процессуальные меры исполнения административных взыс­каний выполняются органами, осуществляющими исполне­ние вынесенных ими постановлений по делам об админист­ративных правонарушениях, а также постановлений судей, наделенными правом совершения принудительных действий
по реализации предписаний, содержащихся в этих актах, приуклонении лица, привлеченного к административной ответ­ственности, от исполнения взыскания.

Специальными мерами административного пресечения яв­ляется применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Применение их в основном регламен­тировано Законом Республики Беларусь «Об органах внутрен­них дел Республики Беларусь».

При применении специальных мер пресечения могут исполь­зоваться:

• средства простого физического воздействия (боевые приемы борьбы, использование служебных собак);

• технические средства (наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуко­вые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений и принудительной остановки транс­порта, водометы, бронемашины и другие специальные и транс­портные средства);

Применению специальных мер административного пресече­ния, когда это возможно, должны предшествовать предупрежде­ния о намерении их использовать либо применить (огнестрель­ное оружие). Специальные средства и огнестрельное оружие не применяется против женщин с видимыми признаками беремен­ности, малолетних, а также инвалидов с явными признаками инвалидности, за исключением случаев совершения ими воору­женного нападения или иных действий, угрожающих жизни и здоровью людей.

Читайте так же:  Решение судьи по административному делу коап

Во всех случаях, когда избежать применения физической силы, специальных средств и оружия невозможно, работники милиции обязаны стремиться причинить наименьший вред здо­ровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также обеспе­чить предоставление пострадавшим медицинской и иной помощи.

Применение специальных мер административного пресече­ния в случаях и порядке, противоречащих Закону «Об органах внутренних дел», влечет ответственность, установленную действу­ющим законодательством.

Меры административной ответственности (взыскания) ана­лизируются в специальном разделе. Их специфика состоит в том, что они применяются в случае совершения административ­ного правонарушения.

Применение мер административного принуждения во всех вариантах усиливается в условиях специальных администра­тивно-правовых режимов. Органы, осуществляющие управление в этих условиях, наделяются чрезвычайными полномочиями. Так, возможно временное выселение граждан из районов, опас­ных для проживания; введение особого режима въезда и выезда граждан; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; запрещение проведения забастовок; введение особых правил пользования связью; введение комен­дантского часа; приостановление деятельности политических партий, общественных организаций, массовых движений; при­остановление полномочий местных представительных органов власти; использование ресурсов предприятий, учреждений и орга­низаций для предотвращения и ликвидации последствий чрез­вычайных обстоятельств и т.д.

Дата добавления: 2014-12-16 ; Просмотров: 1720 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/13_142506_lektsiya—administrativnoe-prinuzhdenie.html

34. Понятие уголовного наказания и его признаки. Отличие наказания от других мер государственного принуждения.

Понятие наказания определяется в ч. 1 ст. 43 УК РФ: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.»

Можно выделить несколько специфических признаков, сочетание которых и образует понятие наказания.

а) наказание — это особая мера государственного принужде­ния, которая отличается от мер принуждения административно-правового, гражданско-правового характера;

б) наказание применяется только судом от имени государства (именем Российской Федерации) путем вынесения обвинительного приговора;

в) наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении преступления; этот признак наказания является реальным вопло­щением принципа вины;

г) наказание есть причинение осужденному определенных ли­шений или ограничений прав и свобод, вид и пределы которых предусмотрены санкциями статей Особенной части УК РФ;

д) наказание носит личный характер, нет ни коллективной, ни долевой ответственности; этот признак наказания предопределяет строгую индивидуализацию его назначения;

е) наказание влечет за собой особое правовое последствие — су­димость.

2. Часть 2 ст. 43 УК определяет цели наказания, руководству­ясь при этом принципами уголовного права: а) восстановление со­циальной справедливости; б) исправление осужденного; в) предуп­реждение совершения новых преступлений.

Восстановление социальной справедливости есть восстановле­ние нарушенных преступлением прав и свобод потерпевшего, ин­тересов государства и общества. Естественно, можно возместить материальный ущерб, но нельзя восстановить жизнь убитого. Од­нако и в этом случае восстанавливается социальная справедли­вость путем назначения самого строгого наказания.

Исправление осужденного как цель наказания достигается путем воздействия на сознание осужденного, используя при этом меры убеждения и принуждения. Результат, на достижение кото­рого направлены усилия исправительной системы, заключается в том, чтобы убедить и заставить осужденного не нарушать уголов­ный закон хотя бы под страхом наказания.

Предупреждение совершения новых преступлений (как самим осужденным, так и иными лицами) — это удержание от соверше­ния преступления под угрозой наказания. Применяя к виновному лицу наказание, суд как бы предупреждает неустойчивых членов общества от участи, которая их ожидает в случае совершения пре­ступления.

Отличие уголовного наказания от других мер государственного принуждения:

1) Уголовное наказание влечёт судимость – это главное отличие

2) Основанием наказания явл. Преступление. Основание иных правовых санкций служат соответствующие непреступные правонарушения.

35. Цели наказания и их характеристика — 2.

Определение целей наказания — один из наиболее принципиальных вопросов уголовного права. Цели наказания влияют на существо кары и определяют направленность наказания, главное его назначение. Определяя цели наказания, законодатель указывает на оптимально возможный и желаемый результат выраженной в законе угрозы наказанием и практики его применения в борьбе с преступностью. Для правоохранительных органов, применяющих и исполняющих уголовное наказание, они становятся ориентиром эффективности их практической деятельности.

УК определяет цели наказания в ч. 2 ст. 43: «Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений».

1. Восстановление социальной справедливости.

2. Исправление осужденного.

В свое время авторы проекта УК отмечали, что «единственным указанием на критерии исправления является положение, содержащееся в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 19 октября 1971 г. «О судебной практике условно-досрочного освобождения осужденных от наказания и замены неотбытой части наказания более мягким». В п. 2 этого Постановления говорится, что «доказательствами исправления осужденных служат примерное поведение и честное отношение к труду, а для несовершеннолетних — и к обучению».

Цель исправления заключается в том, чтобы осужденный стал законопослушным, добропорядочным гражданином общества, уважающим труд и правила общежития.

Видео (кликните для воспроизведения).

Однако требует уточнения суть исправления применительно к таким видам наказания, как пожизненное заключение или смертная казнь.

3. Предупреждение совершения новых преступлений.

Буквальное толкование текста ч. 2 ст. 43 УК свидетельствует о том, что законодатель не сделал разграничения на уровне закона на специальное и общее предупреждение. Однако представляется, что их наличие подразумевалось изначально. Общее предупреждение обращено к обществу, специальное — к индивиду. Институт наказания реализует функцию социального контроля с точки зрения как общей, так и частной превенции.

Общее предупреждение как функция уголовного наказания осуществляется уже с момента опубликования закона. Считается, что угроза уголовного наказания, содержащаяся в законе, оказывает предупредительное воздействие на неустойчивых граждан и в то же время воспитывает всех членов общества в духе непримиримости к преступным посягательствам. А конкретные факты наказания преступников, становясь достоянием публики, с еще большей убедительностью ориентируют население на соблюдение закона.

Применительно к общему предупреждению существенное значение имеет фактор устрашения. Категории лиц, которым адресован этот фактор, различны:

Читайте так же:  Предупреждение мелкого хулиганства

— первую категорию составляют люди, для которых устрашение не имеет мотивирующего значения, так как они не совершают преступлений в силу сознательности или других обстоятельств, вообще не связанных с уголовным запретом;

— вторую категорию составляют лица, для которых устрашение не имеет мотивирующего значения, так как они совершают преступления, несмотря на угрозу неблагоприятных уголовно-правовых последствий;

— третью категорию составляют лица, для которых устрашение имеет мотивирующее значение, так как они не совершают преступления из страха перед неблагоприятными уголовно-правовыми последствиями. Они-то и представляют главный объект превенции.

Механизм специального предупреждения у разных видов наказания неодинаков. Некоторые устраняют саму существующую для осужденного возможность нарушения им в будущем уголовно-правового запрета: устраняют вообще (смертная казнь и пожизненное лишение свободы) или на время (лишение свободы на определенный срок, содержание в дисциплинарной воинской части, арест, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).

Касаясь существа цели, надо отметить, что механизм ее достижения заключается в карательном содержании наказания и испытании его осужденным. Если же впоследствии осужденного удерживает от совершения преступления опыт пережитого наказания, то это свидетельствует о частном предупреждении.

http://studfile.net/preview/5912981/page:32/

Отличие уголовного наказания от иных мер воздействия — административных, гражданско-правовых, дисциплинарных — можно провести по следующим признакам

1. Уголовное наказание применяется в соответствии с уголовным законодательством. Меры административного, гражданско-правового и дисциплинарного воздействия реализуются в соответствии с нормативными правовыми актами иной отраслевой принадлежности.

2. Основанием применения уголовного наказания является совершение преступления, другие меры выступают в качестве последствия менее опасных правонарушений.

3. Уголовное наказание назначается только судом от имени государства. Иные виды принуждения могут применяться не только судьей, но и государственным органом или должностным лицом.

4. Процессуальной формой применения наказания является обвинительный приговор суда. Другие меры воздействия назначаются иными актами (решением суда, административного органа, должностного лица).

5. Содержание наказания отличается наибольшей, по сравнению с другими мерами воздействия, степенью карательного воздействия.

6. Только уголовное наказание имеет в качестве правового последствия судимость.

§ 2. Цели наказания

Целями наказания являются те социальные результаты, которых стремится добиться государство путем применения уголовного наказания.

В соответствии с ч. 2 ст. 43 УК целями наказания являются: 1) восстановление социальной справедливости; 2) исправление осужденного; 3) предупреждение совершения новых преступлений.

Восстановление социальной справедливости как цель наказания впервые появилась в законе в УК 1996 г. Восстановление социальной справедливости — это морально-этическая категория, которая характеризует соотношение явлений с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости. Уголовное законодательство не ставит перед собой целью восстановление нарушенного права. Восстановление социальной справедливости не предполагает восстановления нарушенных преступлением интересов личности, общества, государства. Так, назначение штрафа в случае причинения преступлением материального ущерба не является возмещением этого ущерба, а представляет собой реакцию государства в форме ограничения имущественных прав виновного как результат совершенного им преступления и взыскивается в доход государства.

Цель восстановления социальной справедливости тесно связана с принципом справедливости, который закреплен в ст. 6 УК. Можно говорить о восстановлении социальной справедливости, если как в общественном сознании, так и в сознании лица, совершившего преступление, назначенное наказание представляется соответствующим характеру и степени общественной опасности преступления, а также обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Определение исправления сформулировано в ч. 1 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Под ним понимают формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Исходя из этого определения, исправление можно подразделить на моральное (изменение внутреннего социально-психологического облика осужденного) и юридическое (несовершение в будущем преступлений).

Приведенное определение исправления правомерно для уголовно-исполнительного законодательства. Для целей уголовного законодательства моральное исправление осужденного следует воспринимать как программу-максимум, как средство для достижения юридического исправления.

Цели уголовного наказания должны корреспондировать с задачами, стоящими перед уголовным законодательством, которыми являются охрана защищаемых уголовным законом общественных отношений и предупреждение совершения новых преступлений (ч. 1 ст. 2 УК). Законодатель, определяя исправление как цель наказания, имел в виду юридическое, а не моральное исправление виновного. Не случайно Уголовный кодекс 1996 г. не содержит такую цель, как перевоспитание осужденного, которая имела место в Уголовном кодексе 1960 г. Цели, стоящие перед уголовным наказанием, должны быть достижимы именно методами уголовного права, поэтому если лицо не совершает преступление из страха перед возможным наказанием, цель исправления можно считать достигнутой.

Предупреждение (превенция) преступлений в науке классифицируется на общую и специальную (частную) превенцию. Представляется, что, по смыслу ст. 43 УК, законодатель имел в виду оба эти вида предупреждения совершения новых преступлений.

Специальное предупреждение обращено к лицу, совершившему преступление. Достижение этой цели предполагает предупреждение совершения новых преступлений со стороны осужденного. Реализация цели специальной превенции достигается тем, что осужденный испытывает на себе карательное воздействие наказания, состоящее в лишении и ограничении его прав и свобод. Способами достижения этой цели являются, во-первых, лишение или ограничение возможности лица совершить новое преступление, во-вторых, его устрашение.

Механизм реализации цели специальной превенции дифференцируется в зависимости от вида наказания. Смертная казнь вообще лишает лицо возможности совершать преступления. Само место лишения свободы исключает для осужденного возможность совершения многих преступлений, хотя и не всех. При назначении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью виновный не может совершать преступления, связанные с занятием этой должности или с занятием этой деятельностью.

Устрашение наказанием означает, что оно должно вызывать у осужденного нежелание вновь ему подвергнуться. Наказание в соответствии с ч. 2 ст. 7 УК не может иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства, однако большая часть правоограничений, составляющих содержание наказания, направлено именно на устрашение осужденного.

Рассмотрение вопроса о содержании юридического исправления и специального предупреждения позволяет прийти к выводу, что юридическое исправление, по сути, является специальной превенцией.

Читайте так же:  Административное наказание за нарушение правил охоты

Цель общего предупреждения означает предупреждение совершения новых преступлений не осужденным, а иными, т.е. обращено к неопределенному кругу лиц. Общепредупредительное влияние наказания достигается, во-первых, самим фактом существования уголовного закона, предусматривающего определенную систему уголовных наказаний, которые могут быть применены в случае совершения лицом преступления. Таким образом, цель общего предупреждения начинает осуществляться уже с момента опубликования закона. Во-вторых, общепредупредительное влияние имеют факты конкретного применения наказания определенного вида к совершившему конкретное преступление.

В науке в целях выявления основного адресата цели общего предупреждения принято выделять три категории лиц, по-разному воспринимающих устрашающую роль наказания.

К первой группе относятся те, для которых устрашение не является мотивирующим фактором поведения, поскольку они не совершают преступлений в силу своих убеждений, мировоззрения, являясь законопослушными людьми.

Ко второй группе относятся лица, для которых устрашение также не мотивирует поведение, поскольку они совершают преступления вне зависимости от угрозы возникновения неблагоприятных последствий, связанных с фактом назначения наказания.

Основным адресатом цели общего предупреждения является третья группа лиц, которые не совершают преступления из страха перед наказанием. Устрашающая сторона наказания, которая имеет существенное значение для достижении цели общего предупреждения, направлена в большей мере на тех, для которых она имеет мотивирующее значение.

Следует отметить, что реальность содержащейся в уголовном законе угрозы наказания проявляется при соблюдении принципа неотвратимости ответственности, т.е. только при фактическом применении уголовного наказания. Лишь в таком случае оно воспринимается неустойчивыми как неизбежное следствие преступления. Для повышения общепредупредительного влияния наказания большое значение имеет широкое информирование населения о конкретных фактах привлечения лиц, совершивших преступления, к уголовной ответственности и назначения им наказания.

Показателем достижения цели специального предупреждения является несовершение осужденным новых преступлений. Показателем же достижения цели общего предупреждения выступает динамика общего уровня преступности в стране.

Контрольные вопросы и задания

1. Покажите соотношение уголовной ответственности и уголовного наказания.

2. Что понимают под содержанием наказания и его сущностью?

3. Каково соотношение цели исправления и цели специального предупреждения?

Дата добавления: 2015-05-08 ; просмотров: 1609 | Нарушение авторских прав

http://lektsii.org/1-42356.html

ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Административное принуждение — разновидность государ­ственного принуждения, оно используется как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т.е. выполняет карательную функцию; применяет­ся и для предупреждения правонарушений, и для их пресечения.

Административное принуждение характеризуется рядом спе­цифических черт.

1. Применяется в государственном управлении для охраны складывающихся в этой сфере общественных отношений, регу­лируемых, как правило, нормами административного права.

2. Применение административного принуждения — резуль­тат реализации государственно-властных полномочий. Оно яв­ляется исключительной прерогативой государственного управ­ления, и только в отдельных, строго установленных в законе случаях меры административного принуждения применяются судами (судьями). Важно подчеркнуть в этой связи, что лицо, применяющее административное принуждение, должно иметь статус представителя власти, ибо применение административно-принудительных мер невозможно внутри той или иной ведом­ственной системы управления. Оно должно обладать соответ­ствующими полномочиями вне своего органа управления, в от­ношениях с внешней средой, с лицами, непосредственно не под­чиненными ему по службе. Закон четко определяет круг лиц, имеющих подобные права.

3. Состоит в понуждении к исполнению гражданами и дол­жностными лицами установленных правовыми нормами юриди­ческих обязанностей.

4. Применяется с целью:

а) прекращения противоправных действий;

б) наказания нарушителей в административном порядке;

в) обеспечения общественной безопасности, когда наступление экстраординарных условий определяет необходимость при­нудительных мер в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий, их локализации.

5. Характерная черта административного принуждения -специфическая юридическая природа оснований его примене­ния.

Основание применения административного принуждения:

1) совершение административного правонарушения;

2) наступление особых условий, предусмотренных правовой нор­мой (например, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера, эпидемий и других чрезвычайных обстоятельств).

6. Административное принуждение осуществляется, как пра­вило, в рамках административно-процессуальных норм.

Таким образом, административное принуждение представ­ляет собой средство психологического, физического, материаль­ного или организационного воздействия, основанное на нормах административного права, применяемое специально уполномо­ченным субъектом в определенных процессуальных формах с целью обеспечения общественного порядка и общественной бе­зопасности.

Психическое принуждение

воздействует на психику лично­сти путем применения насилия или других мер воздействия, влекущих невыгодные для ее последствия (например, требова­ние прекратить противоправные деяния). Физическое принуж­дение выражается в непосредственном воздействии на личность, ограничивая свободу ее действий (например, применение физи­ческой силы и специальных средств, задержание правонаруши­теля). Материальное принуждение заключается в ограничении владения и пользования имуществом, в лишении некоторых материальных благ (например, взыскание с правонарушителя штрафа).

ВИДЫ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

Меры административного принуждения многочисленны и разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и поряд­ку применения.

Виды мер административного принужденияделятся на три группы:

• меры административного пресечения;

• меры административной ответственности (взыскания).

Можно выделить еще меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Отдельные авторы выделяют административно-восстанови­тельные меры, применяемые с целью восстановления нарушен­ного права.

Административно-предупредительные меры способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, угрожающих жизни и безо­пасности граждан или нормальной деятельности государствен­ных органов, предприятий и организаций.

Основания применения административно-предупредительных мер: наступление особых условий как связанных, так и не свя­занных с действием человека (несчастные случаи, стихийные бедствия и т.д.).

Несмотря на ярко выраженный профилактический харак­тер, меры подобного рода осуществляются в принудительном порядке, т.е. в процессе односторонней реализации юридически властных полномочий компетентных исполнительных органов (должностных лиц). Выражаются они в виде определенных ог­раничений и запретов, что и характеризует их принудительную природу.

Можно выделить четыре группы административно-предуп­редительных мер:

1) меры, применяемые в целях предотвращения угрозы на­ступления возможных вредных, опасных, а также тяжких по­следствий (введение карантина и т.д.);

2) меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только административных проступков, но и преступ­лений (таможенный досмотр и т.д.);

3) меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (постановка на спе­циальный учет и т.д.);

Читайте так же:  Разрешение на торговлю шаурмой

4) лечебно-предупредительные меры (ограничение действий и лечение инфекционных больных, наркоманов и т.д.).

Наиболее типичные административно-предупредительные меры:

• прекращение движения транспорта и пешеходов при возник­новении угрозы общественной безопасности;

• регистрация транспортных средств, регистрация и перерегис­трация оружия;

• надзор за техническим состоянием транспортных средств;

• досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажи­ров гражданских воздушных судов;

• постановка на специальный учет;

• надзор за соблюдением правил дорожного движения;

• надзор за соблюдением правил пожарной безопасности;

• вызов для регистрации и официального предостережения;

• посещение и осмотр подконтрольных объектов;

• выселение из домов, грозящих обвалом;

• введение карантина (при эпидемиях и эпизоотиях);

• закрытие участков государственной границы и т.д.

Неподчинение лиц или невыполнение ими определенных тре­бований, предъявляемых при проведении названных мер адми­нистративного принуждения, влечет различные правовые послед­ствия.

Меры административного пресечения — способы и сред­ства принудительного воздействия, применяемые в целях пре­кращения противоправных действий и предотвращения наступ­ления общественно опасных последствий.

Суть подобных мер — в принудительном прекращении про­тивоправных действий (деятельности) граждан, должност­ных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок.

Среди средств административного принуждения меры адми­нистративного пресечения наиболее многочисленны и разнооб­разны, их можно сгруппировать в несколько видов:

• меры, применяемые непосредственно к личности правонару­шителя;

• меры имущественного характера;

• меры технического характера;

• меры финансово-юридического характера;

• меры медико-санитарного характера;

• меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной деятельности;

• меры специального или исключительного назначения.

В зависимости от цели и способа воздействия все меры пре­сечения делятся на обычные и специальные.

Обычные меры пресечения:

• требование прекратить противоправное деяние;

• превентивное задержание: помещение в медицинский вы­трезвитель, приемник-распределитель; неотложная принуди­тельная госпитализация лица, нуждающегося в психиатри­ческом лечении; задержание нарушителей комендантского часа и др.;

• принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опас­ными для окружающих; временное отстранение от работы инфекционных больных;

• запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;

• запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по общественной безопасности;

• приостановление работы объектов разрешительной системы;

• снос самовольно возведенных строений;

• изъятие в доход государства сумм, полученных предприяти­ем, учреждением или организацией в результате нарушения финансовой дисциплины;

• запрещение эксплуатации предприятий торговли или обще­ственного питания из-за их антисанитарного состояния и др.

Специальные меры пресечения:

• меры административно-процессуального пресечения заключа­ются в принудительном ограничении свободы передвижения лица, совершившего правонарушение, в целях пресечения на­рушения и обеспечения выполнения им и лицом, осуществ­ляющим меру пресечения, процессуальных обязанностей (до­ставление правонарушителя, административное задержание, привод);

• меры, направленные на получение доказательств, создающие условия для установления факта правонарушения и личнос­ти нарушителя, обнаружения и исследования доказательств, необходимых для всестороннего, полного и объективного вы­яснения обстоятельств дела (проверка документов у граждан, должностных лиц, водителей транспортных средств и у лиц, сопровождающих грузы; личный досмотр, досмотр вещей, на­ходящихся при физическом лице, и транспортных средств, изъятие вещей и документов; осмотр служебных помеще­ний; медицинское освидетельствование водителей, находящих­ся в состоянии алкогольного опьянения, лиц, допустивших немедикаментозное потребление наркотических или других средств, лиц, направляемых в лечебно-трудовые профилакто­рии, граждан, в отношении которых имеются достаточные ос­нования считать, что они имеют венерические заболевания или больны туберкулезом с бактериовыделением и др.);

• процессуальные меры исполнения административных взыс­каний выполняются органами, осуществляющими исполне­ние вынесенных ими постановлений по делам об админист­ративных правонарушениях, а также постановлений судей, наделенными правом совершения принудительных действий по реализации предписаний, содержащихся в этих актах, при уклонении лица, привлеченного к административной ответ­ственности, от исполнения взыскания.

Специальными мерами административного пресечения яв­ляется применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Применение их в основном регламен­тировано Законом Республики Беларусь «Об органах внутрен­них дел Республики Беларусь».

При применении специальных мер пресечения могут исполь­зоваться:

• средства простого физического воздействия (боевые приемы борьбы, использование служебных собак);

• технические средства (наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуко­вые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений и принудительной остановки транс­порта, водометы, бронемашины и другие специальные и транс­портные средства);

Применению специальных мер административного пресече­ния, когда это возможно, должны предшествовать предупрежде­ния о намерении их использовать либо применить (огнестрель­ное оружие). Специальные средства и огнестрельное оружие не применяется против женщин с видимыми признаками беремен­ности, малолетних, а также инвалидов с явными признаками инвалидности, за исключением случаев совершения ими воору­женного нападения или иных действий, угрожающих жизни и здоровью людей.

Во всех случаях, когда избежать применения физической силы, специальных средств и оружия невозможно, работники милиции обязаны стремиться причинить наименьший вред здо­ровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также обеспе­чить предоставление пострадавшим медицинской и иной помощи.

Применение специальных мер административного пресече­ния в случаях и порядке, противоречащих Закону «Об органах внутренних дел», влечет ответственность, установленную действу­ющим законодательством.

Меры административной ответственности (взыскания) ана­лизируются в специальном разделе. Их специфика состоит в том, что они применяются в случае совершения административ­ного правонарушения.

Применение мер административного принуждения во всех вариантах усиливается в условиях специальных администра­тивно-правовых режимов. Органы, осуществляющие управление в этих условиях, наделяются чрезвычайными полномочиями. Так, возможно временное выселение граждан из районов, опас­ных для проживания; введение особого режима въезда и выезда граждан; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; запрещение проведения забастовок; введение особых правил пользования связью; введение комен­дантского часа; приостановление деятельности политических партий, общественных организаций, массовых движений; при­остановление полномочий местных представительных органов власти; использование ресурсов предприятий, учреждений и орга­низаций для предотвращения и ликвидации последствий чрез­вычайных обстоятельств и т.д.

Дата добавления: 2015-05-08 ; просмотров: 4917 | Нарушение авторских прав

Видео (кликните для воспроизведения).

http://lektsii.org/1-34263.html

Отличие административного наказания от принуждения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here