Особенности привлечения к административной ответственности иностранных граждан

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Особенности привлечения к административной ответственности иностранных граждан". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Содержание

Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства

Ин. граждане, лица без гражданства и ин. юридические лица, совершившие на территории РФ адм. правонарушения, подлежат адм. ответственности на общих основаниях.

Не подлежат адм. ответственности иностранные граждане, совершившие на территории РФ адм. правонарушение, но пользующиеся иммунитетом от адм. юрисдикции РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ. Иммунитет от адм. юрисдикции распространяется на глав дипломатических представительств, членов дипломатического персонала, членов их семей, глав консульских представительств и некоторых консульских должностных лиц, а также членов государственных делегаций, осуществляющих официальные визиты в Российскую Федерацию. Вопрос об адм. ответственности вышеперечисленных лиц разрешается в соответствии с нормами международного права.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8630 — | 7462 — или читать все.

Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

1. Анализ правил ч. 1 ст. 2.6 показывает, что:

1) они имеют характер общих правил: дело в том, что правила ч. 1 ст. 2.6 подлежат применению в той мере, в какой иное не установлено в ч. 2, 3 ст. 2.6 (см. ниже);

2) иностранные граждане (упомянутые в ст. 2.6) — физические лица, являющиеся гражданами любого иностранного государства (в т.ч. государств, ранее входивших в состав СССР) и при этом не являющиеся гражданами Российской Федерации;

3) лица без гражданства (упомянутые в ст. 2.6) — лица, не принадлежащие к гражданам Российской Федерации и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого государства (ст. 1-5 Закона о гражданстве).

В практике возникает вопрос: относятся ли правила ст. 2.6 к т.н. беженцам и вынужденным переселенцам ? Нет, не относятся : беженцы, которым убежище предоставила Российская Федерация, подлежат административной ответственности наравне с гражданами Российской Федерации. Вынужденные переселенцы — это в основном граждане Российской Федерации. Вывод сделан на основе систематического толкования ст. 2.6, а также ст. 1 Закона о беженцах и ст. 1 Закона о переселенцах;

4) и иностранные граждане, и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях, т.е. так же как и граждане Российской Федерации (с учетом особенностей, указанных в ч. 2, 3 ст. 2.6);

5) иностранные юридические лица (упомянутые в ст. 2.6) это:

— организации, обладающие статусом юридического лица по законодательству любого иностранного государства. В практике возникает вопрос: относятся ли правила ст. 2.6 к филиалам, представительствам иностранных юридических лиц, созданным в установленном порядке в Российской Федерации ? Да, относятся , но только в том случае, когда филиал, представительство, иное обособленное подразделение иностранных юридических лиц наделены статусом юридического лица (что допускается законодательством некоторых иностранных государств);

— как коммерческие, так и некоммерческие организации. В практике возникает вопрос: имеются ли в виду в ст. 2.6 коммерческие организации, созданные иностранными гражданами на территории Российской Федерации ? Систематический анализ ст. 2.6 и ст. 1-6 Федерального закона от 09.07.99 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» не позволяет на этот вопрос дать утвердительный ответ: дело в том, что коммерческая организация, учрежденная на территории Российской Федерации иностранным гражданином, суть российское юридическое лицо;

— международные объединения и организации, в т.ч. осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации.

Все упомянутые выше иностранные юридические лица несут ответственность за совершение административного правонарушения на общих основаниях (если иное не установлено в ч. 2, 3 ст. 2.6).

2. Специфика правил ч. 2 ст. 2.6 состоит в том, что они:

1) относятся к случаям, когда административное правонарушение совершено:

а) иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами, лицами без гражданства;

б) в исключительной экономической зоне Российской Федерации. При этом необходимо исходить из норм ст. 1 Закона об исключительной экономической зоне, где исключительная экономическая зона Российской Федерации (далее также — исключительная экономическая зона) — морской район , находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее — территориальное море ) и прилегающий к нему, с особым правовым режимом , установленным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации» (выделено мной — А.Г.);

2) имеют приоритет перед правилами ч. 1 ст. 2.6 (т.е. содержат изъятие из этих правил);

3) устанавливают, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица на общих основаниях подлежат административной ответственности лишь при совершении административных правонарушений, предусмотренных в:

— ч. 2 ст. 8.16 (о невыполнении правил ведения судовых документов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, см. коммент. к ней);

— ст. 8.17 (о нарушении правил (стандартов, условий лицензирования, норм) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, см. коммент. к ней);

— ст. 8.18 (о нарушении правил проведения ресурсных и научных исследований в этих местах, см. коммент. к ней);

Читайте так же:  Порядок ведения административного дела

— ст. 8.19 (о нарушении правил захоронения отходов, других материалов в таких местах, см. коммент. к ней);

— ст. 8.20 (при незаконной передаче минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, см. коммент. к ней);

— ч. 2 ст. 19.4 (при невыполнении законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа Российской Федерации или органа охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации, см. коммент. к ней).

За совершение административных правонарушений, предусмотренных в других нормах гл. 8 и 19 КоАП, лица, упомянутые в ст. 2.6, несут административную ответственность по особым правилам, а не на общих основаниях.

3. Применяя правила ч. 3 ст. 2.6, нужно учесть, что они:

1) имеют приоритет перед общими правилами ч. 1 ст. 2.6;

2) применимы лишь в том случае, если:

а) административное правонарушение совершил иностранный гражданин (а не лицо без гражданства или иностранное юридическое лицо);

б) упомянутый иностранный гражданин имеет (пользуется) иммунитет (т.е. не подлежит привлечению к административной ответственности);

3) предусматривают (в полном соответствии со ст. 7 Конституции РФ и правилами ч. 2 ст. 1.1, см. коммент. к ней), что вопрос об административной ответственности таких иностранных граждан решается согласно международным договорам Российской Федерации и признаваемым Российской Федерацией принципам международного права.

КоАП РФ Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

1. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

2. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные частью 2 статьи 8.16, статьями 8.17 — 8.20, 11.7.1, частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Иностранное юридическое лицо, совершившее за пределами Российской Федерации административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 настоящего Кодекса и направленное против интересов Российской Федерации, подлежит административной ответственности на общих основаниях.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 09.03.2016 N 64-ФЗ)

3. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

КоАП РФ Статья 2.6.1. Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств

(введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

1. К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

(в ред. Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8630 — | 7462 — или читать все.

62. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

1. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

2. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные частью 2 статьи 8.16, статьями 8.17 — 8.20, частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

3. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Комментарий к коап:

1. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»:

гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;

иное гражданство — гражданство (подданство) иностранного государства;

двойное гражданство — наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства;

иностранный гражданин — лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;

лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

При истолковании понятий «иностранный гражданин», «лицо без гражданства» применительно к ч. 1 комментируемой статьи следует учитывать их различное определение в законодательстве РФ. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; под лицом без гражданства подразумевается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

По смыслу комментируемой статьи к иностранным физическим лицам относятся не только упомянутые в ее ч. 1 иностранные граждане и лица без гражданства, но и лица с двойным или множественным гражданством, а также подданные в монархиях.

В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. о дипломатических сношениях, в которой участвует и Российская Федерация, предоставление дипломатического иммунитета означает предоставление личной неприкосновенности членам дипломатического персонала и их семей, в том числе и иммунитета от административной юрисдикции.

Читайте так же:  Обязательные общественные работы административное наказание

Административной ответственности на общих основаниях с гражданами Российской Федерации подлежат только те иностранные физические лица, которые не пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства РФ, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в РФ, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных, создаваемый в соответствии со ст. 26 указанного Федерального закона.

Об административном наказании в виде административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства см. комментарий к ст. 3.10.

3. Административной ответственности на общих основаниях подлежат также и иностранные юридические лица, причем согласно ч. 3 данной статьи иммунитет от административной юрисдикции Российской Федерации распространяется только на иностранных физических лиц.

Особенности привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства

В соответствии со ст. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации[26], также подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Для иностранных граждан и лиц без гражданства ст. 3.10 КоАП РФ предусмотрено специальное административное наказание – административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Такое наказание заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие административные правонарушения за пределами Российской Федерации, согласно ч.2 ст. 1.8 КоАП РФ подлежат административной ответственности в соответствии с КоАП РФ в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9063 — | 7686 — или читать все.

Особенности привлечения к административной ответственности физических лиц

Когда наступает административная ответственность физического лица

Статья 2.1 КоАП РФ определяет, что правонарушение — это обладающее признаками противоправности и виновности деяние, за которое кодексом предусмотрена ответственность. Для привлечения любого субъекта к ответственности необходимо, чтобы после рассмотрения дела было доказано наличие состава нарушения. Он состоит из нескольких элементов, одним из которых является субъект нарушения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Субъектами могут быть физические лица, должностные лица, юридические лица, ИП. Привлечение каждого из упомянутых субъектов к ответственности характеризуется определенной процедурой и особенностями.

Административная ответственность физического лица может наступить в случае достижения им 16 лет. При этом могут назначаться различные наказания, предусмотренные статьей 3.2 КоАП РФ. Целью наказаний является предупреждение совершения новых нарушений.

Нарушения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности, в форме действия либо бездействия. Составы нарушений содержатся в особенной части КоАП РФ (раздел II). Наказание назначается в пределах, которые указаны в конкретной статье данного кодекса.

Для наступления ответственности помимо установления субъекта нарушения подлежат выяснению остальные элементы его состава, а именно: объект, субъективная сторона, объективная сторона. Если все четыре элемента имеют место, это основание для того, чтобы сделать вывод о виновности нарушителя и назначить ему наказание.

Особенности привлечения к ответственности физлиц

Физлица обладают особым статусом, наличие которого предполагает их особое психическое отношение к совершенному деянию, наличие специальных видов ответственности, которые могут быть наложены только на граждан.

Приведем основные особенности привлечения физлиц к ответственности:

Таким образом, административная ответственность физического лица достаточно специфична. Наличие особенностей обусловлено специальным правовым статусом граждан, иностранцев, лиц без гражданства, что отличает их от должностных лиц и организаций.

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.

Привлечение иностранных граждан к уголовной и административной ответственности

Исключения из принципа равной ответственности согласно Конституции РФ могут устанавливаться только федеральными законами или международными договорами. Самые известные из них касаются юридической ответственности лиц, обладающих дипломатическими или консульскими иммунитетами. В этом случае действуют нормы Конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18.04.1961), а также Конвенции о консульских сношениях (Вена, 24.04.1963). Так, дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной, административной и гражданской юрисдикции государства пребывания. Исключения касаются лишь случаев гражданско-правовой ответственности в отношении деятельности, не относящейся к исполнению дипломатических функций:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций. Данное правило распространяется на членов семьи дипломатического агента, если у них отсутствует гражданство государства пребывания.

Нужно учитывать, что равная ответственность иностранных и российских граждан прежде всего означает одинаковые правила привлечения к ответственности. Ее реализация также оформляется идентичными для всех субъектов правонарушения процессуальными документами. В таком контексте следует воспринимать правовую позицию Конституционного Суда РФ, по которой «на общих основаниях с гражданами Российской Федерации иностранные граждане подлежат административной ответственности, что соответствует принципам и нормам международного права». При этом ее нормативные основания могут отличаться. Данное утверждение обусловлено тем, что иностранцы обладают собственным правовым статусом. Это значит, что помимо общих с россиянами юридических обязанностей у них имеются и особые обязанности, которые могут быть связаны, к примеру, с необходимостью встать на миграционный учет, получить разрешение на право осуществления трудовой деятельности, покинуть российскую территорию. Кроме этого, для лиц, не обладающих российским гражданством, предусматривается особая мера ответственности — административное выдворение за пределы Российской Федерации. Конституция запрещает высылать лишь собственных граждан, на остальных субъектов данная норма не распространяется.

Читайте так же:  Протокол нарушения общественного порядка

В остальных случаях иностранцы, совершившие преступления за пределами российской территории, могут выдаваться соответствующему иностранному государству. Основания и порядок выдачи предусматриваются международными договорами (ч. 2 ст. 13 УК РФ).

§ 6. Особенности административной ответственности иностранных граждан.

В соответствии со ст. 2.6 КоАП иностранные граждане, лица без гражданства совершившие административные правонарушения на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные ч. 2 ст. 8.16, ст. 8.17 — 8.20, ч. 2 ст. 19.4 КоАП РФ, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Понятия «иностранного гражданина» и «лица без гражданства» раскрываются в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 11 . Так, в ст. 2 данного закона под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, под лицом без гражданства понимается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Иностранные граждане, пользующиеся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, не подлежат административной ответственности. Иммунитет от административной юрисдикции предоставлен членам дипломатического персонала и их семьям. Вопрос об административной ответственности таких граждан, совершивших на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Наряду с другими административными наказаниями КоАП РФ предусматривает применение к иностранным гражданам и лицам без гражданства специфической меры административного наказания – административного выдворения за пределы РФ.

Особенности привлечения к административной ответственности иностранных граждан

Иностранными гражданами признаются любые лица, которые, во-первых, не являются гражданами России, а во-вторых, имеют гражданство иного государства.

Данное определение содержится в ст. 3 закона «О гражданстве…» от 31.05.2002 № 62-ФЗ. Таким образом, с точки зрения КоАП РФ иностранец — любой гражданин Украины, Польши, США, Таджикистана и любой другой страны (за исключением РФ).

Что касается компаний, то иностранными организациями являются любые фирмы, которые зарегистрированы в соответствии с законодательством одной из зарубежных стран (не в России).

В силу ст. 62 Конституции РФ иностранцы имеют аналогичные права, что и граждане РФ, должны нести те же обязанности (если другое не установлено законами или международными договорами).

Особенности привлечения иностранцев и иностранных компаний к ответственности отражены в ст. 2.6 КоАП РФ. Согласно ч. 1 данной нормы иностранцы, а также иностранные фирмы могут быть привлечены к ответственности по общим основаниям.

Ч. 2 ст. 2.6 КоАП РФ уточняет, что иностранцы, которые совершили правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, также отвечают перед российским государством по общим правилам.

Особенность установлена лишь в отношении иностранцев, которые имеют иммунитет от административной юрисдикции России. Они подлежат ответственности в соответствии с нормами международного права. К ним относятся, например, дипломатические агенты (ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18.04.1961), консульские служащие (ч. 1 ст. 43 этой же конвенции).

§1. Понятие и цели административных наказаний

Административные наказания являются установленными государством мерами административной ответственности, применяемыми к виновным физическим и юридическим лицам, совершившим административное правонарушение, в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В КоАП РФ меры административной ответственности впервые названы административными наказаниями. Ранее действовавший КоАП РСФСР именовал данную группу мер административного принуждения «административными взысканиями», что придавало им характер исключительно имущественных санкций.

Административными наказаниями признаются меры административной ответственности, которые установлены ст.ст. 3.2—3.12 КоАП РФ. Иные меры административного принуждения, включая отзыв лицензии, запрещение деятельности, принудительная ликвидация юридических лиц и ряд иных принудительных действий, предусмотренных различными актами и применяемых в административном порядке, не являются административными наказаниями. Порядок их применения регулируется не нормами КоАП РФ, а положениями иных нормативных актов. Целью указанных мер является пресечение противоправного деяния, либо восстановление ранее существовавшего положения вещей.

Административные наказания применяются за нарушение норм административного, конституционного, гражданского, трудового, финансового, налогового и других отраслей права. Их назначение влечет за собой причинение виновному негативных последствий морального, личного, имущественного, организационного характера, а также временно ухудшает его правовое положение.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Т. е. у совершившего правонарушение лица появляется так называемое «состояние наказанности», которое исчезает, если лицо в течение года не совершило другого административного правонарушения.

Целью административного наказания выступает предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ). В КоАП РФ не нашла своего закрепления воспитательная цель административных наказаний, тем не менее, это не исключает воспитательную функцию административной ответственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.1 КоАП, административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Нюансы привлечения к административной ответственности иностранных граждан

Статьи КоАП РФ со специальным субъектом — иностранцем, а также статьи, по которым иностранца привлечь нельзя

Некоторые статьи КоАП РФ предусматривают ответственность, которую могут нести исключительно граждане РФ. Как правило, это нормы о порядке воинского учета.

Читайте так же:  Увольнение за мелкое хищение

В частности, иностранцы не могут привлекаться по следующим статьям КоАП РФ:

  • ст. 21.5 — неисполнение обязанностей по воинскому учету;
  • ст. 21.6 — уклонение от медобследования для воинского учета;
  • ст. 21.7 — порча или утрата документов воинского учета.

Кроме того, некоторые нормы КоАП РФ предусматривают исключительную административную ответственность иностранных граждан или лиц без гражданства.

Примерами таких норм являются:

  • ст. 18.8 — нарушение правил прибытия в РФ или режима пребывания (проживания);
  • ст. 18.9 — нарушение правил нахождения в РФ;
  • ст. 18.10 — незаконный труд в РФ;
  • ст. 18.11 — нарушение иммиграционных правил;
  • ст. 18.12 — нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил пребывания или проживания в РФ;
  • ст. 18.18 — нарушение правил, связанных с исполнением решения об административном выдворении или депортации;
  • ст. 18.19 — нарушение правил уведомления госорганов об обучении или прекращении обучения в образовательных организациях РФ;
  • ст. 18.20 — нарушение срока обращения за выдачей патента.

Тема 5. Административные наказания

Порядок привлечения к административной ответственности иностранных граждан

Процедура привлечения к ответственности иностранцев общая, состоит из следующих этапов:

  1. Выявление правонарушения.
  2. Возбуждение производства по делу.
  3. Рассмотрение дела.
  4. Вынесение итогового акта — о назначении наказания либо прекращении производства.

Особенностью процедуры привлечения к ответственности иностранцев является то, что некоторые из них не знают русского языка, соответственно, им должен быть назначен переводчик.

Иностранец обладает правом на судебное разбирательство на родном языке. Соответственно, переводчик переводит как устную речь на заседаниях, так и письменные процессуальные документы (например, протокол по делу, итоговое постановление).

Непривлечение переводчика в случае, когда иностранец не знает русского, — существенное процессуальное нарушение, влекущее отмену принятого постановления.

Кроме того, исключительно иностранцам может быть назначен такой вид наказания, как административное выдворение (например, за нарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ). Суть наказания в том, что иностранец должен покинуть РФ. Выдворение может быть как самостоятельным (иностранец сам решает, как уехать из России, и оплачивает проезд), так и принудительным (под конвоем, за счет российского государства). Выдворение влечет невозможность въезда в Россию для иностранца в течение 5 лет после принятия такого решения.

Таким образом, основной особенностью административной ответственности иностранцев является то, что им может быть назначено выдворение за пределы РФ. Кроме того, некоторые статьи КоАП РФ предусматривают ответственность исключительно для иностранцев. В ходе производства по делу в отношении не русскоговорящих иностранных граждан необходимо участие переводчика.

Дерков Кирилл Андреевич, Зедгенизова Ирина Ивановна, Мельник Дарья Александровна Особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства

Особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства

Features of administrative responsibility of foreign citizens and stateless persons

Дерков Кирилл Андреевич

Derkov Kirill Andreevich

Студент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

Зедгенизова Ирина Ивановна

к.э.н., доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

Мельник Дарья Александровна

Mel’nyk Darya Alexandrovna

Студентка ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности административной ответственности для иностранных граждан и лиц без гражданства согласно административному законодательству в Российской Федерации в сфере миграции, а также на основании административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, их прав и обязанностей.

Annotation. This article examines the specifics of administrative responsibility for foreign citizens and stateless persons in accordance with the administrative legislation in the Russian Federation in the field of migration, as well as on the basis of the administrative and legal status of foreign citizens and stateless persons, their rights and obligations.

Ключевые слова: административное право, административная ответственность, сфера миграции, иностранные граждане, лица без гражданства, административно-правовой статус.

Keywords: administrative law, administrative responsibility, migration sphere, foreign citizens, stateless persons, administrative and legal status.

На иностранных граждан и лиц без гражданства распространяются определённые режимы пребывания в Российской Федерации (далее – РФ). Соответственно, в зависимости от того, какой режим пребывания вводится государством в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, будут отличаться порядок въезда в РФ и выезда из неё, а также порядок трудовой деятельности и проживания на территории страны. [5]

Прежде чем раскрыть вопрос о некоторых из особенностей административной ответственности для иностранных граждан и лиц без гражданства, нужно разобраться в их административно-правовом статусе.

Административно-правовой статус можно определить как комплекс прав и обязанностей, а также гарантии их осуществления, закреплённые нормами административного права. Статья 62 часть 3 Конституции РФ (далее – КРФ) гласит о том, что иностранные граждане и лица без гражданства несут равные обязанности с гражданами РФ, а также пользуются правами (за исключением случаев, которые устанавливают федеральные законы (далее – ФЗ) и международные договоры). Но объём прав и обязанностей неграждан (назовём их так) также зависит от сроков и целей пребывания на территории РФ. [4]

Сразу стоит сказать и о том, что граждане РФ, которые имеют иностранное гражданство, не будут считаться иностранными гражданами и соответственно субъектами административных правонарушений, коих мы определили ранее. Об этом гласит статья 6 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года. [7]

Стоит отметить, что в РФ за нарушение миграционного законодательства ежегодно привлекается к административной ответственности большое количество иностранных граждан и лиц без гражданства. Только по показателям 2007 года к ответственности был привлечено 170 тысяч иностранных граждан, а выдворено за пределы РФ около 22 тысяч. Стоит учитывать, что в сфере миграции наблюдается рост числа иностранных граждан, которые незаконно въезжают на территорию РФ, тем самым увеличивая показатель привлеченных неграждан к административной ответственности.

Согласно статье 2.6 части 1 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП) иностранные граждане и лица без гражданства несут ответственность за совершение административных правонарушений на территории РФ. [2]

Но тут же стоит отметить одну из особенностей административной ответственности в виде части 3 всё той же статьи 2.6 КоАП, в которой говорится о том, что дипломаты и консулы подвергаются ответственности в соответствии с нормами международного права.

Читайте так же:  Как ответить на оскорбление красиво фразы

Так же к особенным чертам административной ответственности, налагаемой на иностранных граждан и лиц без гражданства, можно отнести следующее.

Административное выдворение за пределы РФ – административное наказание, применяемое лишь в отношении иностранных граждан. Данное наказание отличается ещё и тем, что его последствия могут распространяться не только на самих иностранных граждан, но и на лиц, ответственных за соблюдение этим иностранным гражданином законодательства РФ. Это наказание играет роль некоторой профилактики, как бы полагаясь на правосознательность иностранного гражданина и самой страны.

Наказание путём выдворения за пределы РФ не распространяется на военнослужащих иностранцев. Связано это с тем, что иностранные граждане отбывают военную службу по контракту, который даёт им право нахождения на территории РФ. На военнослужащих иностранных граждан, так же, как и в случае с дипломатами и консулами, распространяются нормы международного права.

Немалую роль в привлечении к административной ответственности играют нормы международного права. Приведём такой пример: судебная коллегия по административным делам дала рекомендацию, чтобы, при рассмотрении вопроса о запрете въезда иностранного гражданина на территорию РФ, учитывались обстоятельства, связанные конкретно с личностью иностранца, условиями его жизни, его семьёй и т.п. [6]

С одной стороны, согласно статьи 55 части 3 КРФ и положениям конвенции о защите прав человека и основных свобод, любые права и свободы человека могут быть ограничены только на основании ФЗ с целью защиты общества, обеспечения государственной безопасности. Несоблюдение данных положений будет являться фактом нарушения прав и свобод человека и гражданина, которые защищаются судом в установленном законом порядке.

То есть из этого следует, что необходимость ограничения иностранного гражданина в его правах и свободах, в случае привлечения к административной ответственности, должна быть достаточно обоснованной. Можно сказать, что Судебная коллегия под административным делам призвала найти баланс между правами и свободами иностранного гражданина (прежде всего человека) и законными интересами общества и государства.

В положениях статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод указано, что каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни. То есть, вмешательство со стороны властей в личную жизнь человека не допускается, за исключением некоторых случаев, предусмотренных данной статьёй. [3]

Даже если иностранный гражданин или лицо без гражданство неоднократно привлекались к административной ответственности, это всё лишь предполагает отказ на въезд в РФ, а не говорит о безусловном отказе (согласно статьи 26 подпункта 4 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года).

Но такая рекомендация не вполне уместна, так как данные критерии не могут быть рассмотрены миграционными подразделениями при вынесении решения о запрете на въезд в РФ. Такие решения выносятся, как правило, в отсутствии иностранного гражданина или лица без гражданства и, соответственно, без его объяснений по поводу сложившейся ситуации.

Но привлечение к административной ответственности иностранного гражданина или лица без гражданства может повлечь собой нарушение прав и законных интересов гражданина РФ, который состоит в родстве с данным иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Если у иностранного гражданина есть родственник с гражданством РФ, то этот факт не говорит о том, что к иностранному гражданину не может быть применено административное наказание, связанное с запретом нахождения на территории РФ. Но, обычно, в правоотношениях граждан РФ факт родства, особенного близкого, имеет большое юридическое значение. Когда речь заходит об иностранных гражданах, этот круг гораздо шире.

Ещё одной из особенностей административной ответственности, но только уже конкретно с объективной стороны, являются так называемые длящиеся правонарушения, т.е. такие административные правонарушения, которые в длительном невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на правонарушителя обязанностей. КоАП в статьях 18.8 части 1, 18.9, 18.10, 18.11, 18.15, 18.16, 18.17 содержит длящиеся административные правонарушения. Можно сказать, что все административные правонарушения являются длящимися. Чаще они описываются такими терминами как «невыполнение», «уклонение» и т.п. [1]

Видео (кликните для воспроизведения).

За совершенные на территории РФ административные правонарушения иностранными гражданами и лицами без гражданства соответственно следует административная ответственность. Но, проанализировав некоторые данные в статье, мы приходим к выводу, что административная ответственность для неграждан имеет ряд особенностей. На данный момент миграционное законодательство непрерывно развивается, следствием этого является расширение института административной ответственности. Именно поэтому существует резкая необходимость в изучении и систематизации материала, касающегося сферы миграции, в т.ч. особенности административной ответственности для иностранных граждан и лиц без гражданства.

Библиографический список:

  1. Бахрах Д.Н., Котельникова Е.В. Длящиеся административные правонарушения: вопросы правоприменительной практики // Административное право и процесс. 2005. № 3. С. 7.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ// СПС Консультант Плюс.
  3. Конвенции о защите прав человека и основных свобод (вместе с «Протоколом (№ 1)» (Подписан в г. Париже 20 марта 1952 г.), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 г.), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22 ноября 1984 г.)) // СПС Консультант Плюс.
  4. Конституции РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СПС Консультант Плюс.
  5. Муравенкова М.В. Административная ответственность в сфере миграционной политики в Российской Федерации // Молодой ученый. 2015. № 10. С. 921—926.
  6. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации. 2016. № 2 (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 6 июля 2016 г.) // СПС Консультант Плюс.
  7. О гражданстве Российской Федерации ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ // СПС Консультант Плюс.

Источники

Особенности привлечения к административной ответственности иностранных граждан
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here