Особенности административного задержания несовершеннолетних

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Особенности административного задержания несовершеннолетних". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Административное задержание несовершеннолетних

Административное задержание несовершеннолетних.

В ­гут быть дос­тав­ле­ны не­со­вер­шен­но­лет­ние:

1. со­вер­шив­шие об­ще­ст­вен­но опас­ные дея­ния ли­бо иные пра­во­на­ру­ше­ния до дос­ти­же­ния воз­рас­та, с ко­то­ро­го на­сту­па­ет уго­лов­ная или ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная от­вет­ст­вен­ность.

2. со­вер­шив­шие пра­во­на­ру­ше­ния, вле­ку­щие ме­ры ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го взы­ска­ния или со­вер­шив­шие ан­ти­об­ще­ст­вен­ные дей­ст­вия.

Также в быть доставлены без­над­зор­ные и бес­при­зор­ные, ну­ж­даю­щие­ся в по­мо­щи го­су­дар­ст­ва, для по­сле­дую­ще­го на­прав­ле­ния их в спе­циа­ли­зи­ро­ван­ные уч­ре­ж­де­ния для не­со­вер­шен­но­лет­них, ну­ж­даю­щих­ся в со­ци­аль­ной реа­би­ли­та­ции, или в уч­ре­ж­де­ния ор­га­нов здра­во­охра­не­ния, в том чис­ле:

— ос­тав­шие­ся без по­пе­че­ния ро­ди­те­лей или за­кон­ных пред­ста­ви­те­лей, са­мо­воль­но ос­та­вив­шие се­мью, ушед­шие из об­ра­зо­ва­тель­ных уч­ре­ж­де­ний для де­тей-си­рот и де­тей, ос­тав­ших­ся без по­пе­че­ния ро­ди­те­лей, или дру­гих дет­ских уч­ре­ж­де­ний, не имею­щие мес­та жи­тель­ст­ва, мес­та пре­бы­ва­ния и(или) средств к су­ще­ст­во­ва­нию.

— за­блу­див­шие­ся и под­ки­ну­тые.

В со­от­вет­ст­вии со ст. 27.1 Ко­АП РФ в це­лях пре­се­че­ния ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния, ус­та­нов­ле­ния лич­но­сти на­ру­ши­те­ля, со­став­ле­ния про­то­ко­ла об ад­ми­ни­ст­ра­тив­ном пра­во­на­ру­ше­нии при не­воз­мож­но­сти его со­став­ле­ния на мес­те вы­яв­ле­ния ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния, обес­пе­че­ния пра­виль­но­го и свое­вре­мен­но­го рас­смот­ре­ния де­ла и ис­пол­не­ния при­ня­то­го по де­лу по­ста­нов­ле­ния упол­но­мо­чен­ное ли­цо впра­ве в пре­де­лах сво­их пол­но­мо­чий при­ме­нять ме­ры обес­пе­че­ния про­из­вод­ст­ва по де­лу об ад­ми­ни­ст­ра­тив­ном пра­во­на­ру­ше­нии. В от­но­ше­нии не­со­вер­шен­но­лет­них та­ки­ми ме­ра­ми яв­ля­ют­ся:

— лич­ный дос­мотр, дос­мотр ве­щей, дос­мотр транс­порт­но­го сред­ст­ва, на­хо­дя­щих­ся при фи­зи­че­ском ли­це;

— изъ­я­тие ве­щей и до­ку­мен­тов;

— от­стра­не­ние от управ­ле­ния транс­порт­ным сред­ст­вом;

— ме­ди­цин­ское ос­ви­де­тель­ст­во­ва­ние на со­стоя­ние опь­я­не­ния;

— за­дер­жа­ние транс­порт­но­го сред­ст­ва, за­пре­ще­ние его экс­плуа­та­ции;

— арест то­ва­ров, транс­порт­ных средств и иных ве­щей;

Дос­тав­ле­ние, т. е. при­ну­ди­тель­ное со­про­во­ж­де­ние фи­зи­че­ско­го ли­ца в це­лях со­став­ле­ния про­то­ко­ла осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в том слу­чае, ес­ли про­то­кол об ад­ми­ни­ст­ра­тив­ном пра­во­на­ру­ше­нии не­воз­мож­но со­ста­вить на мес­те вы­яв­ле­ния ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния. Как пра­ви­ло, дос­тав­ле­ние осу­ще­ст­в­ля­ет­ся со­труд­ни­ка­ми ор­га­нов внут­рен­них дел в де­жур­ные час­ти тер­ри­то­ри­аль­ных от­де­лов ми­ли­ции, об­ще­ст­вен­ные пунк­ты ох­ра­ны по­ряд­ка, по­ме­ще­ния под­раз­де­ле­ний по де­лам не­со­вер­шен­но­лет­них, рас­по­ло­жен­ных вне по­ме­ще­ний тер­ри­то­ри­аль­ных от­де­лов ми­ли­ции.

Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное за­дер­жа­ние — крат­ко­вре­мен­ное ог­ра­ни­че­ние сво­бо­ды фи­зи­че­ско­го ли­ца при­ме­ня­ет­ся в ис­клю­чи­тель­ных слу­ча­ях, ес­ли это не­об­хо­ди­мо для обес­пе­че­ния пра­виль­но­го и свое­вре­мен­но­го рас­смот­ре­ния де­ла об ад­ми­ни­ст­ра­тив­ном пра­во­на­ру­ше­нии, ис­пол­не­ния по­ста­нов­ле­ния по де­лу об ад­ми­ни­ст­ра­тив­ном пра­во­на­ру­ше­нии. Об ад­ми­ни­ст­ра­тив­ном за­дер­жа­нии не­со­вер­шен­но­лет­не­го в обя­за­тель­ном по­ряд­ке уве­дом­ля­ют­ся его ро­ди­те­ли или иные за­кон­ные пред­ста­ви­те­ли. Не­со­вер­шен­но­лет­ние, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­не­но ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное за­дер­жа­ние, со­дер­жат­ся от­дель­но от взрос­лых.

Долж­но­ст­ные ли­ца, осу­ще­ст­вив­шие дос­тав­ле­ние или ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное за­дер­жа­ние, в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти в це­лях об­на­ру­же­ния ору­дий со­вер­ше­ния ли­бо пред­ме­тов ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния про­во­дят лич­ный дос­мотр, дос­мотр ве­щей, на­хо­дя­щих­ся при фи­зи­че­ском ли­це. Лич­ный дос­мотр про­из­во­дит­ся ли­цом од­но­го по­ла с дос­мат­ри­вае­мым в при­сут­ст­вии двух по­ня­тых то­го же по­ла. О лич­ном дос­мот­ре, а так­же дос­мот­ре ве­щей, на­хо­дя­щих­ся при фи­зи­че­ском ли­це, со­став­ля­ет­ся про­то­кол ли­бо де­ла­ет­ся со­от­вет­ст­вую­щая за­пись в про­то­ко­ле о дос­тав­ле­нии или в про­то­ко­ле об ад­ми­ни­ст­ра­тив­ном за­дер­жа­нии.

В от­но­ше­нии не­со­вер­шен­но­лет­не­го, со­вер­шив­ше­го ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное пра­во­на­ру­ше­ние, мо­жет быть про­ве­де­но ме­ди­цин­ское ос­ви­де­тель­ст­во­ва­ние на со­стоя­ние опь­я­не­ния.

Стать­ей 2.3 Ко­АП РФ ус­та­нов­лен воз­раст 16 лет, по дос­ти­же­нии ко­то­ро­го ли­цо под­ле­жит ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной от­вет­ст­вен­но­сти.

Административный арест лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, не допускается.

Особенности задержания несовершеннолетних

Малолетние нарушители, которые еще не достигли 18-летнего возраста, тоже могут быть задержаны полицией. Процесс задержания подразумевает ограничение свободы на короткий промежуток времени. Однако порядок и меры законного ограничения свободы, а также то, какие дополнительные права имеет несовершеннолетний при задержании, несколько отличаются от той же процедуры со взрослым человеком.

Задержание несовершеннолетнего ребенка полицией

Несовершеннолетние попадают под особую категорию граждан. Однако это вовсе не означает, что при совершении ими правонарушений они не могут быть задержаны.

Полиция, как и раньше милиция, также вправе задержать подростка в подозрительной ситуации до прояснения ситуации.

По административному делу

Порядок исполнения наказания по административным нарушениям в Российской Федерации регулируется соответствующим кодексом (КоАП).

Однако задерживать по административным нарушениям можно совершеннолетних лиц и подростков старше 16 лет.

По уголовному делу

Уголовные преступления и порядок наказания за них в нашей стране регулируется Уголовным кодексом (УПК РФ). Уголовное деяние — это тяжкое преступление, поэтому порядок задержания подростка и взрослого человека в этом случае не имеет различий.

Основания те же:

  • подросток на месте уличен в совершении преступления;
  • другие лица указали, что преступником является несовершеннолетний;
  • подросток попал под подозрение из-за указывающих на него улик.

Исключением в отношении подростков является законное нарушение тайны задержания.

Если взрослый человек имеет право потребовать оставить в тайне факт своего задержания или ареста, то при ограничении свободы подроста правоохранительные органы тут же уведомляют его родителей или опекунов.

Порядок проведения задержания

Формально нарушение порядка при задержании является основанием для освобождения гражданина, поэтому важно тщательно следить за действиями сотрудника органа правопорядка. Ситуация осложняется тем, что процессуального единства в проведении задержания нет. Каждое ведомство руководствуется собственными нормативными актами.

Однако можно выделить обязательные процедурные элементы, которые должны соблюдаться при применении данной меры. Во-первых, сотрудник правоохранительного органа обязан представиться и разъяснить, в силу каких обстоятельств он производит задержание. После этого происходит доставление лица в полицию. При необходимости может быть произведен осмотр личных вещей гражданина.

По результатам допроса и обыска составляется протокол. Задержанный направляется в камеру предварительного заключения, после чего препровождается в суд, где рассматривается его дело. Следующий этап зависит от принятого судьей решения. Если оно было обвинительным, осужденный может в десятидневный срок с момента получения копии постановления обжаловать его в вышестоящей инстанции.

Составление протокола

В основе законности дальнейших процедур лежит правильно составленный протокол об административном задержании. Во многих случаях на основании сведений, зафиксированных в этом документе, судья выносит решение. Поэтому содержащаяся в нем информация должна быть точной, полной и достоверной.

Стандартные формы протокола разработаны ведомствами, сотрудники которых могут проводить задержание. Следует различать протокол об административном задержании и протокол об административном правонарушении. В последнем фиксируется информация о совершенном деянии и его обстоятельствах. В протоколе о задержании эти сведения не дублируются. Полицейский указывает статью КоАП, согласно которой задерживает гражданина.

Протокол об административном задержании считается действительным, если в нем указаны:

  • место составления документа и точная дата;
  • ФИО сотрудника ведомства, составившего документ, а также его должность;
  • имя задержанного и адрес его проживания (в некоторых случаях в документе фиксируют место работы и должность гражданина на основании документальных подтверждений);
  • обоснование мотивов ограничения свободы гражданина;
  • время проведения задержания с точностью до минут;
  • отметка об уведомлении родственников о задержании;
  • пояснения задерживаемого о совершенном им правонарушении;
  • сведения о психологическом и физическом состоянии гражданина на момент задержания;
  • замечания задержанного о содержании протокола (может удостоверить правильность внесенных в него сведений или выразить протест, а также указать свидетелей, которых можно опросить в ходе судебного разбирательства);
  • подписи составителя протокола и задержанного (только добровольная; принуждение к подписанию документа не допускается).
Читайте так же:  Характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды

При отсутствии одного из этих элементов судья может признать незаконным факт задержания гражданина. Исключение — отказ лица подписать документ. Об этом делается отметка в протоколе.

Особенно внимательно суд относится к указанию точного времени ареста, так как без этой информации невозможно установить верхний предел пребывания задержанного в камере. Основанием для признания протокола недействительным может стать отсутствие сообщения о случившемся родственникам или адвокату и разъяснения причин ограничения свободы гражданина. В этих случаях речь идет о нарушении конституционного права человека на свободу, и к сотруднику полиции могут быть применены санкции.

Ответственность детей и их родителей за правонарушение

Родители полностью ответственны за своего ребенка. Если в силу возраста юношу или девушку нельзя привлечь к наказанию за совершенное им правонарушение, то по закону за его действия отвечают родители или лица, являющиеся опекунами.

Если ребенок во время правонарушения находился в медицинском учреждении, то ответственность за него несет медицинский персонал, в школе — учителя, в детском саду — воспитатели и т. д.

За административное нарушение взрослые получают за ребенка выговор, могут быть поставлены на контроль социальных служб. Если есть материальный ущерб, то взрослые обязаны его возместить.

При уголовном нарушении взрослые привлекаются к ответственности, если ребенок младше 14 лет. В зависимости от тяжести преступления они возмещают моральный вред, приговариваются к исправительным работам, могут быть лишены родительских прав.

Ребенок может быть направлен на принудительное лечение или оставлен на перевоспитание под контролем родителей на длительный срок. Лишиться свободы вместо ребенка могут и родители. За тяжкое преступление ребенка суд вправе лишить взрослого свободы сроком до трех лет.

Порядок проведения административного задержания

Статья 27.3 КоАП РФ определяет административное задержание как временное ограничение свободы гражданина, применяемое либо для обеспечения надлежащего рассмотрения дела по совершенному правонарушению, либо во исполнение постановления по уже рассмотренному делу. Хотя такая мера влечет за собой менее тяжкие последствия, чем уголовное задержание, требования по соблюдению процедуры достаточно жесткие.

Основания и условия

В законе прописаны основания, по которым полиция может задержать подростка. Это непосредственное уличение в преступном деянии или подозрение на совершение оного.

К нарушениям или сомнительным ситуациям, которые могут вызвать у правоохранительных органов подозрение в правонарушении со стороны подростка, относятся:

  • несоблюдение комендантского часа;
  • распитие алкогольных напитков, употребление запрещенных веществ;
  • попытка уклонения от задержания;
  • проникновение на запретную территорию;
  • подозрение на совершение преступного действия.

Основания для административного задержания

Административное задержание представляет собой ограничение закрепленных в Конституции РФ прав гражданина на личную свободу и свободу передвижения.

Поэтому эта мера применяется в отдельных случаях:

  • с целью предотвращения возможного преступления;
  • для возможности рассмотрения дела в установленный срок;
  • для составления административного протокола;
  • с целью исполнения вынесенного решения суда.

По закону нельзя задержать гражданина, совершившего правонарушение, если наказанием за деяние являются штраф или устное предупреждение. Полицейский может ограничить свободу гражданина для оформления протокола, если это невозможно сделать на месте совершения проступка.

Кто имеет право задерживать?

Должностное лицо, имеющее право на осуществление административного задержания, определяется характером совершенного правонарушения. Например, если гражданин уличен в мелком хулиганстве или в нетрезвом состоянии появился в общественном месте, задержать нарушителя должен сотрудник полиции.

Если было установлено хищение имущества с ведомственного склада, задержание осуществляет руководитель специального охранного отряда или подразделения национальной гвардии. Закон разрешает задержать гражданина, проникшего на охраняемую зону, без необходимых на это прав и полномочий.

Среди наиболее распространенных административных правонарушений — незаконное пересечение границы Российской Федерации и нарушение таможенных процедур. В первом случае задержание выполняют должностные лица пограничной службы, а во втором — таможенной.

Особая ситуация — административный арест за нарушение судебного порядка. Осуществляя контроль над исполнением постановления судьи, приставы имеют право задержать осужденного. Происходит это в отношении тех лиц, которые уклоняются от исполнения постановления или препятствуют проведению необходимых процедур.

Закон не устанавливает строгого соответствия между должностными лицами того или иного ведомства и областью правонарушений, где они могут применять административный арест. Имеют место отсылки к другим нормативным актам, в частности, к приказу МВД «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов и административному задержанию».

Кого не имеют право задерживать?

Административное задержание не может быть применено к отдельным категориям лиц. В первую очередь, это высшие должностные лица РФ: президент и члены правительства. Представители органов законодательной власти (депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации) и судьи всех уровней тоже обладают неприкосновенностью.

Читайте так же:  Три административных штрафа на должностное лицо

Меры по ограничению свободы не подлежат применению в отношении прокуроров и уполномоченных по правам человека. Иностранцы — обладатели дипломатического паспорта — не могут быть арестованы. При этом полной неприкосновенностью обладает лишь президент. К остальным перечисленным категориям данная административная мера может быть применена при выполнении некоторых условий.

Во-первых, такое лицо нужно застать на месте преступления. Во-вторых, уполномоченный орган должен дать письменное разрешение на задержание. Например, если речь идет о нарушении закона омбудсменом, то необходимый документ может выдать Госдума.

Порядок проведения

Законом прописан строгий порядок задержания несовершеннолетнего. При нарушении полицейскими этого порядка задержание будет считаться незаконным.

При задержании подростка представители правоохранительных органов обязаны представиться, показать свои документы, обозначить место работы.Сразу же оглашается причина задержания, разъясняются права задержанного.

К обязательным правам ребенка при ограничении его свободы относятся такие действия со стороны отдела МВД, как оповещение и вызов родителей или опекунов в отделение, предоставление юридической помощи и при необходимости услуги переводчика.

После полицейскими составляется протокол задержания. Все основания и подробности процедуры должны быть ясно прописаны.

Обстоятельства дела, указанные со слов потерпевшего, тоже записываются с соответствующей пометкой. Копия протокола обязательно вручается родителям или опекунам ребенка.

Сроки задержания

При подозрении на административное нарушение подросток может быть задержан не более чем на 3 часа. Закон разрешает ограничивать свободу несовершеннолетних при задержании до 48 часов, если подросток подозревается или уличен в совершении уголовного преступления. Задержание на более долгий срок возможно только при вынесении соответствующего решения суда.

Задержание подростков полицией: как оно проходит в действительности

Главное условие задержания — это наличие соответствующих оснований для применения такой меры. Но часто сотрудники правоохранительных органов превышают свои полномочия при задержании подростков, рассчитывая на их правовую безграмотность и слабую психику ввиду несовершеннолетнего возраста.

Видео (кликните для воспроизведения).

Показательный пример — нашумевшая история «Арбатского мальчика», задержанного полицией в процессе чтения стихов. Как следует из новостных выпусков ведущих СМИ столицы, 26 мая 2017 года стражи порядка задержали десятилетнего ребенка, силой погрузили в служебный автомобиль и доставили в ОВД «Арбат». Как заявили полицейские, действия ребенка были расценены ими как попрошайничество, поскольку он перемещался от машины к машине, был один и нес с собой сумку, предположительно предназначавшуюся для сбора денег. В отношении отца мальчика возбуждено административное дело по ст.5.35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение им своих родительских обязанностей, а в отношении его мачехи — уголовное дело по ст.318 УК РФ за применение насилия в отношении представителя власти.

Первое нарушение, которое было допущено полицейскими, исходя из описанного в прессе, — это неправильная квалификация действий мальчика. Стражи порядка не поинтересовались у несовершеннолетнего, чем он занимается и где его родители, сразу решив, что ребенок безнадзорный и занимается попрошайничеством. Второе нарушение связано с применением физической силы. Ст.18 ФЗ «О полиции» дает право сотрудникам правоохранительных органов применять физическую силу, но перед этим сотрудник должен представиться, сообщить о своих намерениях и предоставить возможность добровольно выполнить его требования. В описанной истории служащие полиции без каких-либо предварительных действий (со слов мальчика и его мачехи) начали насильно уводить ребенка в служебную машину.

В соответствии с ФЗ «О полиции» и Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ребенок должен был быть доставлен в отдел полиции, где оперативный дежурный должен был передать его сотрудникам полиции по делам несовершеннолетних , чего не было сделано. Также должны были быть незамедлительные меры для уведомления законных представителей (родителей, опекунов) о доставлении ребёнка в отдел полиции. Отец мальчика узнал о его задержании не от сотрудников полиции, а от своей жены — мачехи ребенка, что является еще одним нарушением.

Согласно Наставлениям о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утверждённым Приказом МВД РФ от 30.04.2012 гола N 389, выяснение обстоятельств факта задержания и доставления осуществляется оперативным дежурным незамедлительно. По результатам выяснения указанных обстоятельств в отношении несовершеннолетних принимается решение о передаче органу дознания или следствия, сотруднику подразделения по делам несовершеннолетних, родителям или иным законным представителям, должностным лицам образовательных или учебно-воспитательных учреждений или учреждений здравоохранения. Согласно п. 20.3 Наставлений о задержании несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются его законные представители.

Как видно из данного случая, задержание подростков часто оборачивается нарушением их прав. К сожалению, такие истории в настоящее время случаются все чаще. Еще один пример полицейского беззакония — избиение подростка Грегори Хилла во время его задержания из-за отказа показать документы.

Следует различать задержание (административное или уголовное) и доставление, то есть принудительное препровождение лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, если составление протокола является обязательным. Полагаю, что в вышеописанной ситуации с «арбатским мальчиком» полицейские не задерживали несовершеннолетнего, а именно доставили его в отдел полиции. Согласно действующему законодательству о доставлении составляется отдельный протокол либо делается пометка в протоколе административного задержания.

В соответствие со ст. 20 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции вправе применять физическую силу (как лично, так и в составе группы) для доставления в отдел полиции лиц, совершивших административное правонарушение или преступление, в том числе доя задержания указанных лиц. Единственное ограничение закон содержит в отношении малолетних: в отношении лиц, не достигших 14 лет, запрещается применять специальные средства, за исключением случаев оказания малолетними вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции, также в случаях, когда применение специальных средств необходимо доя освобождения заложников, для пресечения побега, для задержания лиц, застигнутых при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

Читайте так же:  Исполнение административного наказания в виде конфискации

Как следует из изложенного, действующее законодательство хоть и содержит определенные дополнительные требования в целях обеспечения прав несовершеннолетних, однако эти исключения довольно-таки незначительны и сводятся к необходимости уведомления законных представителей о всех случаях применения принудительных мер к несовершеннолетним, а также к установлению минимального возраста в 16 лет, по достижении которого допускается задержание, законодательно пониженного до 14 лет при подозрении подростка в совершении отдельных наиболее тяжких и распространённых преступлений, перечисленных в законе (при подозрении в совершении убийства, кражи, разбоя, вымогательства, захвата заложников и др.)

Особенности допроса

Полицейские могут вести разговор с задержанным подростком, однако допрос под протокол проводится только в присутствии адвоката, педагога и одного из родителей, если ребенок не достиг возраста 14 лет.Подростки, которые старше этого возраста, допрашиваются в присутствии адвоката и педагога.

Обязательно участие психолога, если задержанный имеет психические отклонения. По требованию правоохранительных органов на любом допросе психолог может также присутствовать.

Присутствующие на допросе имеют право задавать интересующие вопросы по рассматриваемому правонарушению, уточнять информацию. Взрослые участники допроса информируются и расписываются об ответственности за ложное свидетельствование. Подписи несовершеннолетнего полицейский не имеет права требовать.

Однако он разъясняет задержанному последствия за ложные свидетельствования. По закону допрос подростка не должен длиться дольше двух часов.

Срок административного задержания

Гражданина можно лишить свободы на срок от 3 до 48 часов. Верхний предел превышать нельзя. Столь длительное удерживание человека применяется при особо тяжких правонарушениях. К таковым, например, относится нарушение государственной границы или режима пребывания в РФ. Представители соответствующих органов могут задерживать граждан за нарушение закона в особых зонах страны, например, во внутренних водах или на континентальном шельфе.

Лишиться свободы на 2 суток могут также лица, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении. Задержание осуществляется, если судья вынес постановление, предусматривающее в качестве наказания лишение свободы.

К числу спорных вопросов законодательства относится проблема определения выхода из наркотического или алкогольного опьянения. По закону срок задержания начинается с момента вытрезвления, но при этом не указаны критерии такого состояния и способы определения. На практике сотрудники полиции выжидают 6 часов, пока задержанный придет в состояние адекватно воспринимать происходящее. Но порядок применения этого принципа никак не регламентируется, что вызывает сомнения в его законности.

Права задержанного лица

Права гражданина, задержанного в административном порядке, определяются Конституцией РФ. Так как никто не может лишиться свободы в произвольном порядке, гражданин вправе требовать от сотрудника полиции разъяснения, на основании чего к нему применяется такая мера. Сообщения о номере статьи кодекса будет недостаточно: гражданин имеет право знать содержание обвинения.

Гражданин может потребовать от полицейского сообщить о произошедшем его родственникам и адвокату (при наличии). Задержанному следует воспользоваться законным правом на получение копии протокола: сотрудники правоохранительных органов не обязаны предоставлять этот документ, если гражданин сам не потребовал.

Важным правом гражданина является требование о проведении прокурорской проверки. Оно заявляется во время задержания в устной или письменной форме. По закону полицейский не может проигнорировать такое требование и должен незамедлительно сообщить в прокуратуру. Поскольку это соблюдается далеко не всегда, лучше подстраховаться и направить письменное прошение.

Все действия полиции в момент задержания и препровождения в камеру предварительного заключения при наличии достаточных оснований могут быть обжалованы. Особенно это касается случаев, когда сотрудники полиции не предоставляют задержанному возможность пользоваться телефоном. В законе нет запрета на применение мобильной связи.

Особенности производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Несовершеннолетний является особым субъектом административной ответственности, так как производство по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних имеет существенные особенности. Статья 2.3 Кодекса об административных правонарушениях, введенного в действие с 1 июля 2002 г., закрепляет, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

В случаях совершения административного правонарушения несовершеннолетний может быть доставлен для составления протокола об административном правонарушении в специальные помещения. О доставлении несовершеннолетнего либо составляется протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

Если несовершеннолетний имеет при себе документы, удостоверяющие его личность; совершенное им деяние не требует дополнительного выяснения обстоятельств; не находится в состоянии, алкогольного или наркотического опьянения, то в данном случае он должен быть отпущен сразу после составления протокола об административном правонарушении.

КоАП РФ предполагает и закрепляет возможность и порядок административного задержания несовершеннолетних правонарушителей. Административное задержание является принудительной мерой, ограничивающей свободу лица, и согласно ст. 27.3 КоАП РФ может быть применено в исключительных случаях: если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и в связи с исполнением постановления по делу об административном правонарушении.

Несовершеннолетний правонарушитель может быть задержан на срок не более трех часов, а в случае если несовершеннолетний правонарушитель находится в состоянии алкогольного опьянения, срок административного задержания начинает исчисляться согласно ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ с момента вытрезвления несовершеннолетнего.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители (ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ).

Читайте так же:  Протокол об административном правонарушении земельного участка

Несовершеннолетний, подвергнутый административному задержанию, вправе обратиться за помощью к защитнику, который должен быть допущен к участию в производстве по делу с момента административного задержания согласно ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ.

Административные правонарушения могут совершаться также несовершеннолетними, которые еще не достигли возраста административной ответственности, например в возрасте 12-14 лет. Также есть случаи, когда по каким-то причинам несовершеннолетний отказывается называть должностному лицу

(участковому инспектору, инспектору по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и другим), осуществляющему опрос, свои имя, фамилию, координаты своих родителей, а также адрес своего проживания. В данном случае помимо решения вопроса о привлечении несовершеннолетних к административной ответственности ( а в некоторых случаях и их родителей) также может быть решен вопрос о помещении их в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел куда они могут быть направлены либо на основании постановления руководителя органов внутренних дел или уполномоченного сотрудника органов внутренних дел ( на срок не более 48 часов), либо на основании постановления судьи (на срок более 48 часов).

В соответствии со ст. 23.2 органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (по месту жительства несовершеннолетнего). Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) являются специальными органами, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, целью деятельности которых является осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних и др.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием несовершеннолетнего, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и по общему правилу — с участием его законных представителей. Родитель, явившийся в заседание КДН и ЗП для защиты интересов несовершеннолетнего, должен иметь при себе документы, удостоверяющие его личность, а также не должен быть лишен родительских прав или ограничен в родительских правах. Опекуны или попечители несовершеннолетнего, представляющие интересы несовершеннолетнего, должны иметь соответствующие документы, подтверждающие, что они таковыми являются.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может принять решение об удалении несовершеннолетнего, в отношении которого ведется дело, на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать на него отрицательное влияние (ч. 4 ст. 25.1 КоАП РФ).

Не все административные наказания, которые предусмотрены КоАП РФ для совершеннолетних правонарушителей, могут применяться к несовершеннолетним. Так, к несовершеннолетним, совершившим административное правонарушение, не может применяться административный арест. Решая вопрос о привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности в виде штрафа, КДН и ЗП должна выяснить, есть ли у него самостоятельный заработок, так как при отсутствии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

Необходимо учитывать, что заработок — это вознаграждение, которое работодатель обязан выплачивать работнику в соответствии с качеством его труда по установленным нормам или в соответствии с заключенным трудовым договором.

Например, пенсия или стипендия, получаемая несовершеннолетним, заработком не является.

Родителям и иным законным представителям необходимо учитывать, что несовершеннолетний, совершивший административное правонарушение, сразу же попадает в поле зрения должностных лиц подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, которые решают вопрос о постановке на учет несовершеннолетних правонарушителей на основании постановления КДН и ЗП в случае совершения ими правонарушения, повлекшего применение меры административного наказания.

На несовершеннолетних, в отношении которых КДН и ЗП вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, заводятся учетно-профилактические карточки. При заведении учетно-профилактической карточки должностные лица ПДН проводить беседу с несовершеннолетним, его родителями или законными представителями, разъяснять им основания постановки на учет и снятия с учета, а также должны проводить регистрацию поставленных на учет в журнале регистрации лиц, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Родителям и иным законным представителям необходимо знать, что в случае однократного совершения несовершеннолетним малозначительного правонарушения, при наличии соответствующих данных об особенностях его личности, условиях жизни и воспитания, родителях или лицах, их замещающих, должностные лица ПДН могут внести предложения о нецелесообразности постановки этого несовершеннолетнего на учет.

Анализ административной практики в отношении несовершеннолетних показывает, что, как правило, подростки привлекаются к административной ответственности по ст. ст. 20.1 (мелкое хулиганство), 20.20 (употребление спиртных напитков, наркотических средств и психотропных препаратов), 20.21 (появление в общественных местах в состоянии опьянения), 7.27 (мелкое хищение) КоАП РФ.

Нагатинская межрайонная прокуратура осуществляет надзор за соблюдением и исполнением административного законодательства в отношении несовершеннолетних. Прокуратурой ежемесячно проверяется деятельность районных КДН и ЗП по рассмотрению административных протоколов, составленных в отношении несовершеннолетних и привлечению их к административной ответственности, а в законность составления таких протоколов. По выявленным нарушениям закона вносятся представления, а также приносятся протесты на незаконные постановления КДН и ЗП. За 9 месяцев 2008 года прокуратурой опротестовано 5 постановлений КДН и ЗП, которые рассмотрены и отменены Нагатинским районным судом г. Москвы. Кроме того, в поднадзорные ОВД и КДН и ЗП внесено 10 представлений с требованиями по устранению выявленных нарушений административного законодательства в отношении несовершеннолетних.

При каких административных правонарушениях производится задержание несовершеннолетнего? Правовые консультации

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители .

По общему основанию, срок административного задержания не должен превышать три часа.

Читайте так же:  Не является правом потерпевшего

Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц.

Особенности задержания несовершеннолетних

Задержание представляет собой меру государственного принуждения, суть которой заключается в лишении свободы и личной неприкосновенности на короткий промежуток времени. Различают уголовное и административное задержание, которым присущи свои характерные особенности. Рассмотрим их подробнее.

1. Задержание несовершеннолетнего подозреваемого по уголовному делу.

Задержание несовершеннолетнего по подозрению в совершении преступления регламентируется главой 12 УПК РФ с учётом особенностей, указанных в ст. 423 УПК РФ. Основания задержания несовершеннолетнего подозреваемого ничем не отличаются от оснований для задержания совершеннолетнего гражданина. Так, орган дознания, дознаватель и следователь вправе задержать несовершеннолетнего при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • Подросток застигнут в момент совершения преступного деяния или сразу после него.
  • Потерпевшие или свидетели указали на подростка как на лицо, совершившее преступление.
  • На лице, одежде или в квартире подростка обнаружены следы преступления.

Кроме того, даже при отсутствии перечисленных оснований несовершеннолетний гражданин может быть задержан , если он хотел скрыться, у него нет постоянной регистрации, его личность установить не удалось, либо если в отношении него направлено ходатайство о заключении под стражу. Однако задержать можно по подозрению в совершении только того преступления, за которое предусмотрено лишение свободы.

В ст.423 УПК РФ говорится о том, что в случае задержания подростка его родители, опекуны и прочие законные представители немедленно извещаются. При этом если в отношении совершеннолетних задержанных в интересах следствия допускается сохранение в тайне факта задержания, то в отношении несовершеннолетних задержанных уведомление законных представителей осуществляется всегда в обязательном порядке без каких-либо исключений.

Протокол задержания составляется не позднее 3 часов после доставления подростка к следователю или дознавателю с указанием фактического времени задержания.

Срок задержания по подозрению в совершении преступления составляет не более 48 часов. При рассмотрении судом ходатайства об избрании в отношении задержанного меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста данный срок может быть продлён судом на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения о продлении срока задержания при условии признания судом задержания законным и обоснованным. Продление допускается по ходатайству одной из сторон для представлению ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности заключения под стражу.

Таким образом, максимальный срок задержания подозреваемого, в том числе несовершеннолетнего подозреваемого по уголовному делу составляет 120 часов или 5 суток. При этом решение о задержании до 48 часов принимается следователем или дознавателем, а дальнейшее продление ещё до 72 часов допускается исключительно на основании решения суда.

2. Административное задержание несовершеннолетнего (по делу об административном правонарушении).

Административное задержание проводится в соответствии со ст.ст.27.3—27.6 КоАП РФ. В указанных статьях говорится, что административное задержание проводится только в исключительных случаях, когда без этого невозможно правильно разрешить дело об административном правонарушении. Как и в случае уголовного задержания, при административном задержании подростков в обязательном порядке уведомляются их родители или иные законные представители.

Следует отметить, что применять административное задержание к подросткам можно с 16 лет. Задержание несовершеннолетнего в рамках расследования уголовного дела по общему правилу применяется также с 16 лет, хотя по подозрению в совершении отдельных преступлений, по которым законодательно установлен пониженный возраст уголовной ответственности (умышленное убийство, кража, разбой, вымогательство и др.), ребенок может быть задержан с 14 лет. Если ребенок не достиг указанного возраста, процедура регламентируется ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Срок административного задержания составляет 3 часа. По делам об административных правонарушениях, посягающих на режим Государственной границы и порядок пребывания на территории РФ, о правонарушениях, совершенных в территориальном море, внутренних водах, в исключительной экономической зоне РФ, о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств правонарушения, также по делам, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или выдворение за пределы РФ, срок задержания может составить не более 48 часов.

Срок административного задержания исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Права несовершеннолетнего ребенка при задержании

несовершеннолетнему Полицейский обязан известить опекунов или родителей в случае временного ограничения свободы ребенка. Это право несовершеннолетнего. Причем подросток сам имеет право сделать звонок родителям или другим родственникам.

Права самостоятельности лишаются только несовершеннолетние, имеющие психические отклонения.

Ребенок имеет право не отвечать на вопросы полицейских, не разговаривать, сделать отказ от объяснений и ничего не подписывать до прибытия адвоката и родителей.

Если к ребенку была применена физическая сила со стороны полицейских, то он может потребовать врача для освидетельствования и снятия побоев.

Что делать, если произошло задержание подростков полицией?

Видео (кликните для воспроизведения).

Если произошло задержание, то родителям или другим законным представителям следует немедленно явиться к сотрудникам полиции. Сильно взволнованные родители, к тому же не сталкивавшиеся ранее с правоохранительными органами, объективно не могут руководить ситуацией, и поэтому лучшим выходом может стать помощь специалиста. Срочный выезд адвоката может быть осуществлен и в дневное, и в ночное время, следовательно, вам не придется оставаться со своей проблемой один на один. Адвокат при задержании несовершеннолетнего сделает все возможное, чтобы ребенок как можно скорее оказался на свободе.

Источники

Особенности административного задержания несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here