Основные стадии административного производства по делу

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Основные стадии административного производства по делу". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Понятие и стадии административного судопроизводства

Административное судопроизводство, будучи важнейшим административно-правовым инструментом для обеспечения и защиты общественных интересов, все еще не имеет нормативного определения. Так или иначе это является причиной постоянных споров и двусмысленности в теории. В данной статье рассмотрим понятие и стадии административного судопроизводства, а также иные немаловажные аспекты темы.

Понятие административного судопроизводства

Развитие на протяжении последние лет на территории Российской Федерации процессуального законодательства и права заставляет исследователей в очередной раз задуматься над понятием административного судопроизводства, которое определено в части 2 статьи 118 Конституции. Рассмотрим наиболее распространенный в настоящее время термин. Так, под административным судопроизводством следует понимать средство ознакомления с жалобами физических и юридических лиц на конкретные действия органов власти, а также инструмент для разрешения споров, возникающих между административными управленческими структурами и обществом, куда включаются как граждане, так и организации.

Особенности этапа возбуждения дела

Следует знать, что этап возбуждения дела административной природы в некоторых случаях предполагает осуществление административного расследования после определения правонарушения в сфере антимонопольного законодательства, валютного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства в области налоговых выплат и сборов, о защите потребительских прав, в сфере охраны природы, производства и последующего оборота спирта, а также алкоголя и спиртосодержащего продукта, пожарной безопасности, движения на дорогах. Так, актуальной становится экспертиза и другие действия процессуального характера.

Стоит уточнить, что названная стадия административного судопроизводства предполагает реализацию в процессе расследования таких процессуальных действий, как сбор и последующая фиксация доказательств, решение вопроса касательно прекращения или приостановления производства, оформление протокола в отношении возбуждения дела. Веское основание для возбуждения рассматриваемого типа дел – это реализация административного проступка, а также наличие норматива, предусматривающего ответственность, в соответствии с которым и формируется протокол.

Заключение

Итак, мы в полной мере рассмотрели понятие и существующие на сегодняшний день этапы административного судопроизводства, подробным образом охарактеризовали основные из них. Стоит отметить, что существуют также дополнительные стадии административного судопроизводства РФ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В заключение следует отметить, что различие производств состоит в мере административного наказания, которое налагается. К примеру, постановление касательно административного ареста выносит судья, однако в исполнение его приводят структуры внутренних дел. При управлении появляется немало конфликтов и споров между сторонами отношений административно-правового характера. Именно поэтому на сегодняшний день актуальной является задача, связанная с разработкой нормативного порядка по разрешению споров и урегулированию разногласий между органами исполнительного типа власти и иными субъектами административной отрасли права.

Стадии административных производств

В структуре каждого из административных производств есть возможность отделить относительно самостоятельные элементы: стадии, этапы и процессуальные действия.

Стадии административного производства — это последовательно сменяющие друг друга операции, которые логично связаны между собой и направлены на обеспечение осуществления административного производства.

Стадиям административного процесса присущи такие признаки:

а) они осуществляются последовательно, то есть одна операция сменяет другую, образовывая своеобразную цепь действий;

б) расположение операций в этой цепи имеет неслучайный характер. Их последовательность логично определена. Так, вынесение постановления по делу не может предшествовать такой операции, как составление протокола об административном правонарушении;

в) разным видам административных производств присущи разные по характеру и назначению операции. Отличаются они и по степени урегулированности административно процессуальными нормами;

г) осуществление той или иной операции в том или ином производстве определяется административно процессуальными нормами и выступает как момент реализации материальных норм административного права.

Выделяют пять стадий административного производства

.

1. Возбуждение производства в административном деле. В его процессе осуществляется сбор фактических данных, по которым оценивается перспектива последующего движения дела. Результатом завершения стадии анализа ситуации является подготовка одного или нескольких вариантов решения (правовой регуляции) ситуации. Примером стадии заведения производства по делу по жалобе гражданина является факт предоставления самой жалобы, после чего соответствующий орган публичной администрации, руководство предприятия, учреждения, организации должно провести определенные действия в рамках возбуждения соответствующего производства.

2. Рассмотрение административного дела — фактически центральная стадия административногопроизводства, во время которой осуществляются мероприятия, направленные на изучение всех обстоятельств дела. Если за пример взять нормотворческое производство, то в рамках заседания правительства происходит обсуждение проекта с возможностью высказаться всем заинтересованным сторонам.

3. Принятие решения по делу. В процессе этой стадии оформляется решение уполномоченного органа (должностного лица) относительно административного дела. Скажем, одним из вариантов принятия решения по делу, в случае рассмотрения дела в административном суде, является постановление — судебное решение, которым суд решает спор по сути.

4. Выполнение решения. Во время этой стадии завершается административное производство, которое свидетельствует об особенной важности стадии. По сути, все предыдущие стадии любого производства существуют ради обеспечения выполнения решения. Для примера можно привести практику привлечения лица к административной ответственности. Стадия выполнения решения указанного вида производства, в случае наличия постановления о наложении административного взыскания, сводится к обязательности ее выполнения государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

5. Обжалование решения по делу. Указанная стадия, в отличие от других, имеет факультативный характер.

Также, существует еще такое понятие, как процессуальные этапы.

Процессуальные этапы — совокупность действий, необходимых для достижения внутристадийной промежуточной цели.Например, на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении имеют место такие процессуальные этапы, как подготовка дела к рассмотрению, анализ фактических материалов, оценивание доказательств и тому подобное.

Читайте так же:  Размер штрафа за ложный вызов полиции

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Стадии административного производства

В каждом административном производстве можно выделить определенные стадии в виде последовательно совершаемых процессуальных действий. Стадии делят на этапы, а их в свою очередь — на действия.

К стадиям относятся: возбуждение административного дела и направление его по подведомственности; рассмотрение административного дела компетентным органом и принятие соответствующего решения; пересмотр вынесенного решения (является факультативной, т.е. неосновной); исполнение решения, вынесенного по административному делу.

Рассмотрим характерные черты каждой из перечисленных стадий административного производства.

Возбуждение административного дела производится уполномоченным органом либо должностным лицом в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством.

Возбуждение дела может производиться по инициативе государственного органа, общественной организации, должностного лица, а также граждан. Например, дело об административном проступке возбуждается на основании протокола о правонарушении, составленного уполномоченным на то должностным лицом. Дело по жалобе на административный акт либо на другие юридически значимые действия должностного лица возбуждается по инициативе лица, подающего жалобу.

В стадии возбуждения административного дела совершается ряд процессуальных действий: собирание и фиксирование доказательств, оформление протокола (акта) о возбуждении дела, решение вопроса об условиях и основаниях приостановления или прекращения производства по делу, в частности установление факта дееспособности данного лица, решение вопроса о том, не пропущен ли установленный законом срок давности для возбуждения некоторых видов дел, и т.д.

Рассмотрение административного дела — одна из решающих стадий административного производства. В соответствии с требованиями законности орган, разрешающий дело, обязан обеспечить объективное его рассмотрение и правильное разрешение по существу, а также активное участие в нем всех заинтересованных лиц. Особое значение здесь имеют такие принципы, как публичность и гласность процесса. В стадии рассмотрения административных дел государственные органы наделяются рядом процессуальных полномочий: установить подведомственность дела; потребовать от органа, направившего дело, а также от других участников административного процесса предоставления необходимых дополнительных материалов и документов; отложить рассмотрение дела при нарушении административно-процессуальных норм, а также при неявке одной из сторон.

В то же время на государственный орган, рассматривающий дело, возлагаются определенные обязанности: ознакомиться с объяснениями гражданина или другого участника административного дела; установить определенный срок для проверки всех обстоятельств дела; обеспечить проведение проверки компетентным лицом, лично не заинтересованным в разрешении данного административного дела; применить в случае нарушения должностными лицами тех или иных требований процесса соответствующие санкции дисциплинарного или иного характера.

Характерной чертой российского административного процесса является возложение именно на государственный орган, рассматривающий административное дело, обязанности обеспечить установление объективной истины по каждому делу.

На этой стадии действуют процессуальные правила, регулирующие порядок рассмотрения дела коллегиальными и единоначальными органами исполнительной власти, а также судьями. Так, если административное дело рассматривается коллегиальным органом исполнительной власти, то обязательно ведется протокол заседания этого органа. Естественно, необходимым условием правомерности коллегиального рассмотрения (и последующего решения) должно быть наличие кворума.

В стадии рассмотрения дела решающим юридическим фактом является вынесение решения по делу. Срок рассмотрения дела и принятия по нему решения зависит от вида дела (процедурное или юрисдикционное) и субъекта, его разрешающего (орган управления или суд). Например, по общему правилу срок рассмотрения письменного обращения (заявления) гражданина в органы государства и местного самоуправления установлен в 30 дней (ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»). В случае оспаривания гражданином действий и решений органов власти и управления, их должностных лиц ч. 1 ст. 154 ГПК РФ срок рассмотрения заявления в суде определен до истечения двух месяцев со дня поступления его в суд.

Решение органа государственного управления по административному делу по своей сути является индивидуальным актом управления и поэтому должно отвечать всем требованиям законности, предъявляемым к актам государственного управления.

При этом следует иметь в виду, что термин «решение» является юридически обобщенным выражением конкретного правового акта, который обязательно принимается по данному делу.

Форма (содержание) решения по делу, порядок и сроки его вручения заинтересованным лицам также зависят от вида субъекта правоприменения и рассмотренного дела. Например, содержание постановления по делу об административном правонарушении, порядок его объявления и направления закреплены статьями 29.10 и 29.11 КоАП РФ.

Исполнение решения в случае нормального хода процесса является завершающей стадией административного производства.

Принимаемые решения разнообразны по своим юридическим свойствам. В конечном счете они образуют две основные группы. Первую группу составляют юридические решения, которые, несмотря на их различное наименование, объединяет общее свойство — это решения нормативные, содержащие общие правила поведения, т.е. правовые нормы.

Вторую группу юридических решений, рождающихся в результате осуществления правонаделительных и правоприменительных производств в административном процессе, составляют акты различного наименования (постановления, решения, приказы, распоряжения), объединенные общим свойством, — это индивидуальные правовые акты, адресованные конкретным субъектам. Поэтому в исполнении этого рода актов определяющая роль принадлежит субъектам, которым эти акты адресованы.

Действующее законодательство при помощи административно-процессуальных норм определяет и регулирует основные стороны процедуры исполнения юридических решений, принимаемых посредством правонаделительных и правоохранительных производств, входящих в административный процесс .

Административно-процессуальное право: курс лекций / Под ред. А.И. Каплунова. М.: ЦОКР МВД России, 2009. С. 27.

В целях обеспечения законности, охраны интересов граждан закон предусматривает возможность пересмотра принятого уполномоченным органом решения.

Так, например, в соответствии с ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ обжаловать постановление по делу об административном правонарушении вправе лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, защитник и представитель, законные представители физического и юридического лица.

Читайте так же:  Безбилетный проезд штраф отзывы

Решение по административному делу может быть пересмотрено по протесту прокурора, что предусмотрено ст. 23 Федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации».

Гарантией для граждан выступает возможность подачи жалобы в административном порядке согласно положениям Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Указанным Законом предусмотрена обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц по приему, регистрации и рассмотрению обращений граждан.

Однако для большинства административных производств пересмотр принятого решения не является их стадией. Возможность пересмотра только обозначена нормами, предусматривающими обжалование или оспаривание принятого решения, однако детально порядок пересмотра не урегулирован.

Фактически пересмотр принятого решения осуществляется в рамках самостоятельного производства, к примеру производства по рассмотрению такого обращения, как жалоба, либо в порядке гражданского судопроизводства. Так, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в гл. 24 закрепил «Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части». Этим самым ГПК РФ предусмотрел возможность пересмотра нормативных актов государственного управления по заявлению гражданина, организации, а также прокурора в пределах его компетенции. Аналогичным образом Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов (гл. 23 АПК).

Э.Л.Лещина, А.Д.Магденко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия
«Административно-процессуальное право»

Вопрос 37: Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях предусматривает последовательное осуществление процессуальных действий на определенных стадиях. Каждая стадия завершается принятием по делу соответствующего акта, ей присущи свой круг участников, свои процессуальные документы.

Различают следующие стадии производства по делам об административных правонарушениях:

1. Возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28 КоАП РФ), его этапы не так четко различаются, как на последующих стадиях производства. На данной стадии количество этапов зависит от формы производства: упрощенной, общей, особой. Эти формы различаются по полноте процессуальных действий. Для каждой из них присущ этап возбуждения административного дела; составление протокола об административном правонарушении отсутствует при упрощенной форме производства; административное расследование характерно для особой формы производства.

2. Рассмотрение административного дела компетентным органом и принятие соответствующего решения (гл. 29 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:

— подготовка к рассмотрению дела;

— анализ обстоятельств дела и его правовая оценка;

— принятие и оформление решения (постановления) по делу;

— доведение принятого решения до сведения.

3. Пересмотр постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях (гл. 30 КоАП РФ), этапы данной стадии:

— обжалование, опротестование постановления;

— подготовка к рассмотрению жалобы (протеста прокурора) на постановление;

— рассмотрение жалобы (протеста);

— решение по жалобе (протесту) и его оглашение;

— пересмотр решения, вынесенного по жалобе (протесту) на постановление по делу.

4. Исполнение постановления (гл. 31 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:

— обращение постановления к исполнению;

— реальное исполнение наказания, установленного постановлением (решением);

— окончание производства по исполнению постановления (решения).

Особенности постановления

Видео (кликните для воспроизведения).

Обычно постановление, относящееся к делу о правонарушении, может быть обжаловано физическим (юридическим) лицом, в отношении которого оно было вынесено, или потерпевшим в судебном порядке или же в вышестоящую структуру исполнительной власти. Необходимо знать, что обратиться с обжалованием можно в прокуратуру. Как правило, подача жалобы и последующее принесение протеста со стороны прокурора на некоторое время приостанавливает реализацию постановления до протеста или рассмотрения жалобы.

В тридцатой главе представлен порядок пересмотра постановлений и, соответственно, решений в отношении дел о правонарушениях административного характера. Следует заметить, что жалоба на постановление должна быть подана в течение десяти суток и рассмотрена в течение десяти дней. Однако жалоба касательно административного ареста обычно рассматривается в течение одних суток после ее подачи.

Регулирование административного судопроизводства

Далее целесообразно разобрать нормативные акты, которые регулируют административное судопроизводство как стадию административного процесса. Как выяснилось, ключевым нормативом в делах административного характера является КАС. Споры, которые не определены в Кодексе, рассматриваются судьями в помощью учета норм Гражданско-процессуального кодекса. Помимо этого, в зависимости от конкретных характеристик дела могут использоваться особые законы федерального уровня. В частности, обжалование действий структуры власти регламентировано соответствующим законодательным актом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Необходимо дополнить, что обращения в судебные органы конституционного разряда разбираются в порядке, который предусматривается законом «О Конституционном Суде РФ».

Возбуждение дела как этап административного судопроизводства

Как выяснилось, первой стадией административного судопроизводства является возбуждение дела касательно правонарушения административной природы. Она наделена специфическим процессуальным оформлением посредством протокола о соответствующем правонарушении в соответствии с главой 28 КоАП РФ. Стоит отметить, что возбуждение дела согласно юридическому значению выступает и действием процессуального характера, и фактом юридической природы в отношении появления административно-процессуальных отношений. Названная стадия административного судопроизводства может протекать как по инициативе уполномоченного должностного лица или органа, так и по желанию гражданина, к примеру, в результате его жалобы.

Специфика судопроизводства

Особенностью всех стадий административного судопроизводства служит то, что судебные органы проверяют лишь законность актов властного характера, бездействий или действий структур власти. Если судебными органами устанавливается, что обжалуемое действие является незаконным, так или иначе он должен удовлетворить требования заявителя и восстановить его права, которые были нарушены. Если – в соответствии с мнением суда – обжалуемое действие является законным, не нарушающим прав истца, то речь пойдет уже об отказе в удовлетворении жалобы.

Одним из принципов административного судопроизводства считается наличие ответственности за правонарушения административного характера. Стоит отметить, что эта ответственность подразумевает признание недействительности или изменение конкретного правового акта, исполнение исковых требований, а зачастую – санкции к должностному лицу. Нередко дело заканчивается смещением его с занимаемой должности.

Читайте так же:  Не пропускать срок исковой давности

Этап рассмотрения дела

Важно знать, что рассмотрение дела касательно правонарушения административной природы является ключевой стадией судопроизводства, в пределах которой актуально проявление свойств административно-процессуальной работы. В соответствии с каждым делом законодательным образом определяется подготовительная процедура, а также порядок и период реализации этапа. Необходимо иметь в виду, что дела касательно административных правонарушений изучаются по подведомственности и обычно и присутствии нарушителя. После рассмотрения того или иного дела должностное лицо или соответствующий орган должен вынести или постановление, связанное с наложением наказания административного характера, или постановление о прекращении дела. Стоит дополнить, что принятый документ так или иначе является управленческим актом, носящим индивидуальный характер.

Меры обеспечения административного судопроизводства

В настоящее время утверждены определенные меры обеспечения судопроизводства по делам. Среди них важно отметить следующие:

  • Задержание в административном порядке.
  • Личный досмотр, а также досмотр вещей подозреваемого.
  • Изъятие личных вещей и документации.
  • Отстранение от управления транспортом.
  • Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

Вопрос 38: Возбуждение и расследование дела об административном правонарушении.

Возбуждение административного дела – первоначальная стадия административного производства. Следует различать его поводы и основания.

Поводами к возбуждению дела являются: непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения; материалы, поступающие из правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений; сообщения и заявления физических и юридических лиц; сообщения в средствах массовой информации.

Основанием для возбуждения дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о его совершении или вынесении прокурором постановления о возбуждении административного производства.

Протокол об административном правонарушении – процессуальный документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния (конечно, предположительно). Его составляют уполномоченные должностные лица – представители тех органов, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях (например, должностные лица милиции, контрольно-надзорных органов и т.п.).

Установлены реквизиты протокола: дата и место составления; данные о его составителе; сведения о личности нарушителя; место, время совершения и его существо; нормативный акт, предусматривающий административную ответственность за данное правонарушение; данные о потерпевших и свидетелях; объяснения нарушителя и иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица должны быть разъяснены их права и обязанности.

Протокол составляется сразу же после выявления факта совершения административного правонарушения. Если же требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, в том числе данных о. личности или сведений о юридическом лице, протокол составляется в течение суток с момента выявления правонарушения.

Затем протокол направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело, в течение суток с момента его составления. Если правонарушение влечет за собой административный арест, протокол передается судье немедленно после его составления.

При невозможности составить протокол на месте совершения административного правонарушения, хотя его составление обязательно, нарушитель может быть доставлен в полицию.

Расследование дела, являясь начальной стадией производства по делам об административных нарушениях, представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств нарушения, их фиксирование и квалификацию деликта. В этой стадии создаются предпосылки для объективного и быстрого рассмотрения дела, применения к деликвенту предусмотренных законом мер воздействия.

Основанием возбуждения административного дела и производства расследования является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного нарушения.

Началу административного расследования предшествует получение информации о деянии, имеющем признаки нарушения, т. е. наличие повода, ибо не обнаруженное нарушение нормы не вызывает административно-процессуальных отношений. Правовое значение повода к возбуждению и расследованию дела состоит в том, что он вызывает публичную деятельность полномочных органов, требует, чтобы они соответствующим образом реагировали на сигнал об административном нарушении.

Поводами к возбуждению и расследованию административных дел могут быть заявления граждан, сообщения представителей общественности, учреждений, предприятий и организаций, печати и иных средств массовой информации, а также непосредственное обнаружение неправомерного деяния управомоченным лицом.

Исследование фактических обстоятельств может осуществляться и с помощью материальных носителей информации (вещественных доказательств и документов), получаемых в результате задержания деликвента, личного досмотра и досмотра вещей, изъятия предметов.

Процессуальным документом, фиксирующим окончание расследования по административному делу, является протокол, который составляется о каждом нарушении, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством.

Завершающим этапом первой стадии производства по делам об административных правонарушениях является направление материалов расследования на рассмотрение. Очевидно, что он имеет место лишь тогда, когда лицо, закончившее расследование и составившее протокол, само не вправе решить дело по существу или считает необходимым передать его в другие государственные органы.

Дело, по которому проведено расследование, направляется:

органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать соответствующую категорию административных нарушений;

в орган внутренних дел, прокуратуру, если будут выявлены признаки преступления;

на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива;

командиру воинской части, ректору вуза, соответствующему органу для решения вопроса о привлечении лица, совершившего административный проступок, к дисциплинарной ответственности.

Административное производство. Понятие, стадии.

Административное производство — это процедура рассмотрения должностными лицами или уполномоченными органами дел об административных правонарушениях. К принципам административного производства относятся: срочность разбирательства, гласность разбирательства, точное установление участников процедуры; организационные и правовые гарантии законности (право жалобы, приостановление исполнения наложенного административного наказания).

Стадии административного производства:

1. Возбуждение административного дела. На данной стадии устанавливается факт правонарушения, определяется подведомственность. Основанием возбуждения административного дела является совершение административного правонарушения, а также наличие достаточных данных, указывающих на нарушение. На данной стадии составляется протокол об административном правонарушении (в нём указываются дата, место его составления, должность лица, составившего протокол, сведения о нарушителе, место, время совершения нарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное нарушение, объяснения нарушителя). Протокол направляется органу, уполномоченному рассматривать дело.

Читайте так же:  Срок давности залога

2. Рассмотрение административного дела. Это центральная стадия административного производства, на которой осуществляется подготовка к рассмотрению дела, решается вопрос о применении к нарушителю административного наказания. Дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту их совершения, по месту нахождения органа, проводившего расследование, либо по месту жительства нарушителя. Срок рассмотрения дела составляет пятнадцать дней со дня получения судьёй протокола об административном правонарушении, в результате рассмотрения выносится постановление о назначении наказания либо о прекращении производства по делу. Постановление должно содержать наименование органа, вынесшего постановление, дату рассмотрения дела, сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело, нормативный акт, предусматривающий ответственность за нарушение, а также принятое решение. Не подлежит исполнению постановление о наложении административного наказания, если оно не было обращено к исполнению в течение трёх месяцев со дня его вынесения.

3. Обжалование, опротестование постановления по делу. Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим, в вышестоящий орган либо в суд, либо опротестовано прокурором. Жалоба на постановление по делу может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления и должна быть рассмотрена в течение десяти дне

4. Исполнение постановления по делу. Постановление обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Существуют различные виды преступлений. Однако следует обратить внимание на то, что подразумевается под административными правонарушениями. Признаком такого нарушения является общественный вред, незаконность, вина, наказание. В случае общественного вреда это означает, что вред вызван определенным видом общественных отношений, защищенных правовыми нормами. Преступление обусловлено нарушением правил, которые являются обязательными для всех. Такие нарушения могут быть выражены незаконными действиями (когда акт запрещен законом) или бездействием (когда никаких действий не предпринимается). В таком случае, когда есть факт наличия повинности согласно КОААП, дело, связанное с административными нарушениями, подлежит нескольким этапам производства. Этапы производства называются комплексом действий, которые относительно независимы и направлены на решение определенных проблем.

Стадии административного судопроизводства

КАС РФ, функционирующий в настоящее время, предполагает наличие определенных этапов в административном судопроизводстве. Необходимо заметить, что под стадией, как правило, понимают самостоятельную часть процессуальных операций или действий, который совершаются последовательно. По сравнению с задачами общего плана она наделена своими особенностями, которые касаются сторон соответствующего процесса, их обязанностей и прав, конкретных действий, процессуальных сроков, а также характера оформляемой процессуальной документации. Так, к стадиям административного судопроизводства по КАС относятся следующе пункты:

  • Возбуждение дела административной природы.
  • Расследование данного дела и направление информации по подведомственности. Стоит отметить, что значение стадии судебного разбирательства в административном судопроизводстве достаточно велико, ведь она является кульминационной.
  • Рассмотрение дела компетентным должностным лицом или органом, а в дальнейшем – принятие соответствующего постановления.
  • Факультативная стадия. Необходимо знать, что по-другому она называется стадией доказывания в административном судопроизводстве. Сюда входит обжалование и опротестование постановления, а также его пересмотр.
  • Исполнение постановления, которое вынесено по делу, в обязательном порядке.

Особенности административного судопроизводства

Из актуального понятия и стадий административного судопроизводства вытекает целый ряд нюансов и особенностей, которые и служат предметом непрерывных юридических споров. Именно поэтому в 2015 году соответствующая законодательная структура приняла решение касательно введения отдельного норматива об административном судопроизводстве. Он называется Кодексом Административного Судопроизводства РФ (сокращенно – КАС).

Так, данный Кодекс начал свое действие с 15.09.2015. Он был весьма долгожданным, ведь документ способен существенно облегчить труд юристов. КАС – это единый систематизированный законодательный акт, регламентирующий порядок реализации административного судопроизводства судебными органами разной юрисдикции административных разбирательств. Стоит отметить, что отдельные судьи и судебная власть нашей страны в целом является формально независимой от исполнительного звена власти. Так, обращение в судебные органы против произвола чиновников – это традиционная процедура защиты прав. Необходимо знать, что именно в результате разбирательства в суде может быть исправлен или вовсе отменен неправомерный административный акт.

Этапы

Существует четыре этапа производства, каждый из которых является независимым друг от друга. Различия между каждым этапом заключаются в количестве участников производства, выполнении действий разных типов, разработке соответствующих документов на каждом этапе. Рассмотрим все существующие стадии производства по делам об административных правонарушениях и раскроем особенности каждой из них.

Существуют следующие этапы:

  • возбуждение дела;
  • разбор;
  • рассмотрение решения и постановлений;
  • исполнение решений.

Стоит рассмотреть особенности каждого этапа.

Возбуждение дела

Эти стадия рассмотрения дела об административном правонарушении определяется наличием такого рода нарушений, и при каких обстоятельствах было совершено преступление. Затем собираются данные о преступнике, составляется протокол. Стоит отметить, что составление протокола возможно только уполномоченным органом или представителем общественной организации. Протокол, который будет составлен по факту правонарушения согласно КОААП, указывает на то, что есть все основания для нарушения административного дела.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

В протоколе указывается следующая информация:

  • дата и место составления протокола;
  • данные о лице, составившем отчет (ФИО и должность);
  • информация о преступнике;
  • данные о повинности (когда и где оно было совершено);
  • нормативный акт;
  • данные о свидетелях жертвах, если таковые имеются;
  • признание с объяснениями правонарушителя и т. д.

Как только протокол будет составлен, он должен быть подписан уполномоченным лицом, создающим его, а также правонарушителем. Если есть свидетели и жертвы, они также ставят свои подписи. Если виновник отказывается подписывать, он фиксируется. Преступник должен дать свое признание объяснениям. И в случае отказа от подписи он должен объяснить свои мотивы, по которым он отказывается подписывать протокол, и при наличии ошибок в документе указывать на них.

Читайте так же:  Глобальные экологические проблемы загрязнение окружающей среды

Обратите внимание! Бывают ситуации, когда протокол о правонарушении не составляется, они указаны в ст. 258 КОААП. В противном случае протокол составляется в соответствии с кодексом.

Первый этап будет завершен после того, как протокол будет отправлен в орган, который обладает всеми полномочиями для проведения судебного разбирательства. В протокол должны быть добавлены другие материалы, касающиеся преступления, которые указывают на необходимость инициирования дела.

Разбор дела

Следующий этап заключается в том, что компетентный человек рассматривает все материалы и может окончательно постановить заключение, предварительно оценивая действия виновника.

Рассмотрение происходит в открытой форме и, как правило, по месту его совершения. При рассмотрении дела уполномоченное лицо определяет, действительно ли было совершено административное правонарушение, виновен ли обвиняемый, а также решает ряд других вопросов.

После разбирательства правонарушения, уполномоченный орган должен постановить заключение по делу. Содержание резолюции и его форма регулируются в ст. 283 КОААП. В постановлении должна содержаться следующая информация:

  • Данные об уполномоченном лице;
  • Дата проведения судебного разбирательства;
  • Информация о виновнике;
  • Обстоятельства, установленные во время судебного процесса;
  • Нормативный акт, предусматривающий ответственность за правонарушение;
  • Вердикт по итогам судебного разбирательства.

Если одновременно с рассмотрением вопроса о наложении штрафов рассматривается вопрос о возмещении вреда, в результате распоряжения также должна быть указана сумма ущерба, подлежащего возмещению, а также порядок и сроки возмещения.

Рассмотрение судебного процесса компетентным органом и принятие соответствующего постановления состоит из нескольких этапов, а именно:

  • подготовка к рассмотрению дела;
  • анализ обстоятельств и правовая оценка;
  • принятие и оформление постановления;
  • доведение принятого постановления до сведения.

После завершения судебного процесса принимается одно из решений:

  • Наложить штраф.
  • Принять меры воздействия, в соответствии, предусмотренными в ст. 241 Кодекса АП.
  • Завершается делопроизводство.

Указ о прекращении судебного процесса может быть принят в случае, предусмотренном по ст. 247 КоаАП. К таким обстоятельствам можно отнести:

  • отсутствие правонарушения согласно КОААП;
  • если нарушитель на момент начала судебного разбирательства не достиг 16 лет;
  • если злоумышленник находился в невменяемом состоянии;
  • если действие было осуществлено в чрезвычайных ситуациях или для обороны;
  • в случае смерти лица, в отношении которого было возбуждено дело и тому подобное.

Если было принято заключение, оно немедленно изымается после завершения дела. Копия постановленного заключения по делу должна быть выдана нарушителю в течение трех дней. В то же время копия постановления может быть выдана потерпевшей стороне по его просьбе. После того, как объявлено постановление, данный этап закончится делопроизводством по административным правонарушениям.

Рассмотрение решений и постановлений по делу

До третьего этапа не всегда доходит, но он является гарантией прав лица, несущего ответственность. Стоит отметить, что решение по делу может быть обжаловано виновной стороной или потерпевшей стороной, в этом случае назначается дополнительное слушание.

Порядок рассмотрения и обжалования постановлений по делу регулируется ст. 288 Административного кодекса. Но есть судебные постановления, которые при определенных обстоятельствах могут быть обжалованы.

Как правило, жалоба может быть подана соответствующим органам в течение 3 дней. При подаче жалобы в указанное время и в случае, когда прокурор вынес протест, исполнение решения о наложении общеадминистративных взысканий может быть приостановлено до рассмотрения жалобы или протеста. За исключением случаев, когда решается принять меры по выкупу в форме предупреждения или административного ареста и в случае наложения штрафа.

Обратите внимание! Определение «административный арест» имеет несколько трактовок. Простыми словами, это удержание правонарушителя в условиях изоляции от общества. Стоит отметить, что срок ареста устанавливается до пятнадцати суток

Компетентный орган власти, который получил жалобу на постановленное заключение, должен проверить его законность и обоснованность. Он проверяет, существовал ли факт правонарушения, а также правильность оформления документов по делопроизводству и не нарушило должностное лицо в судебном процессе.

Тогда уполномоченный орган, который рассматривает жалобу или протест, может постановить следующее:

  • Оставить все без изменений;
  • Отменить решение и отправить дело для рассмотрения в товарищеский суд/остановить дело;
  • Определить суммы штрафов в пределах, установленных нормативным актом об ответственности.

Важно! Слушание в товарищеском суде назначается компетентным органом.

Если прокурор считает, что вердикт является незаконным, он может обжаловать его. Отмена вердикта одновременно прекращает дело и влечет за собой возврат денежных штрафов, конфискованных предметов и отмены некоторых ограничений, связанных с этим решением.

Выполнение решений

Это заключительный этап, который состоит в практической реализации административных наказаний, назначенных преступнику на основе результатов решения. К нарушениям можно отнести ограничения личного, морального или материального характера вследствие совершения административного правонарушения, установленного на законодательном уровне. В зависимости от последовательности принятия решения о взыскании и о том, в какой степени дело было прекращено, будет определен уровень эффективности борьбы с правонарушениями и тому подобное.

Постановление по делу

Данная стадия состоит из такой последовательности действий:

  • обращение постановления к исполнению;
  • реальное исполнение наказания, установленного постановлением;
  • окончание производства по исполнению постановления.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, каждая стадия имеет определенные особенности и специфику. На каждой из них рассматриваются разные вопросы в присутствии уполномоченных органов. При особых обстоятельствах, процесс может быть приостановлен.

Источники

Основные стадии административного производства по делу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here