Основания порядок привлечения и виды административной ответственности

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Основания порядок привлечения и виды административной ответственности". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

68. Основания, порядок привлечения и виды административной ответственности.

Административная ответственность — административное принуждение в виде применения уполномоченным органом (должностным лицом) административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Для административной ответственности характерна множественность правовых норм, которыми регулируются разнообразные аспекты деятельности органов государственного управления в различных отраслях и сферах. Административной ответственности присущ всеобщий характер, т. е. нормы и правила обязательны для всех без исключения.

Административная ответственность как правовой институт организуется на принципах:

равенства перед законом;

неотвратимости наказания в случае привлечения к ответственности;

индивидуализации мер ответственности;

Особенности административной ответственности:

регулируется нормами института административной ответственности, которые содержатся в законах и подзаконных актах;

основанием является административное правонарушение;

субъектами административной ответственности могут быть физические (с 16 лет) и юридические лица;

за административные правонарушения применяются административные наказания:

предупреждение – оформляется в письменном виде, носит моральный характер;

штраф – денежное взыскание, определяются размером МРОТ или в соотношении к должностному окладу;

возмездное изъятие предмета – орудия правонарушения посредством реализации гос-вом данного предмета бывшему собственнику;

конфискация – безвозмездное изъятие (нарушение таможенных правил, правил рыболовства);

лишение специального права – например, права управления транспортом за грубое иили систематическое нарушение (срок – не менее 15 дней, предельный – до 3-х лет);

исправительные работы – до 2-х месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы и удержанием 20% заработка в пользу гос-ва (назначается только лицам с постоянным местом работы);

административный арест – до 15 суток, назначается только судом, не применяется к беременным женщинам, женщинам с детьми до 12 лет, несовершеннолетним, инвалидам;

выдворение за пределы РФ – мера административного пресечения

дополнительные: конфискация, выдворение за пределы РФ

административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами;

применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы — лицо, к которому оно применено, считается подвергнутым административному наказанию в течение определенного срока.

Порядок привлечения к административной ответственности:

Составление протокола при наличии документов, подтверждающих личность (при отсутствии – задержание для выяснения личности на срок до 3-х часов);

Разбирательство – рассмотрение дела (административные комиссии, ОВД, инспекции, суды, судьи, комиссии по делам несовершеннолетних);

Вынесение постановления – с указанием сроков исполнения (штраф до 15 дней);

Возможное обжалование в течение 10 дней в вышестоящем органе.

Билет 53. Административная ответственность. Понятие административного правонарушения. Основания привлечения к административной ответственности. Виды административных взысканий и порядок их наложения.

Кодекс об административных правонарушениях принят 30 декабря 2001 г.

Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности.

Административная ответственность – это применение в установленном порядке уполномоченным на то органом (судьей, должностным лицом) административных наказаний к виновным в совершении правонарушения гражданам и юридическим лицам.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее 16 лет. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившим административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите из прав несовершеннолетний может быть освобожден от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Освобождение от административной ответственности может также проявлятся в замене ее другим видом ответственности (например, дисциплинарной).

Мерой административной ответственности или выражением этих неблагоприятных последствий является административное наказание, которое применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Неблагоприятные последствия для правонарушителей могут наступать в виде лишений или ограничений морального (предупреждение), материального (административный штраф, возмездное изъятие, конфискация) или физического характера (административный арест).

Административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность (ст.2.1 КоАП РФ).

Признаки административного правонарушения:

антиобщественность. Она заключается в том, что административные правонарушения наносят вред охраняемым общественным отношениям;

противоправность. Она заключается в том, что субъект совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом;

виновность. Правонарушение совершено виновно, умышлено или по неосторожности. Деяние совершено сознательно, с присутствием воли. Или лицо не отдает отчета о своих действиях, не руководит ими в момент совершения правонарушения, так как оно находилось в состоянии невменяемости;

наказуемость. Только то деяние, за которое действующим законодательством установлена административная ответственность, может быть признано административным правонарушением.

Данные признаки присущи не только административному проступку, но и другим правонарушениям. Их отличает друг от друга степень общественной опасности, то есть характер и тяжесть причиненного вреда, объект посягательства, виды наказания, круг лиц, правомочных их применять, и юридические последствия для правонарушителя.

Состав административного правонарушения – это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение, за которое наступает административная ответственность.

Объект административного правонарушения – это совокупность общественных отношений, охраняемых административным правом.

Для привлечения к административной ответственности необходимо:

наличие правового (юридического) основания, то есть правовой нормы, устанавливающей правовое поведение;

наличие фактического основания: должна быть нарушена норма, то есть совершено административное правонарушение.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания (ст.3.2 КоАП):

предупреждение – официально выраженная отрицательная оценка поведения нарушителя (физического или юридического лица) со стороны государства. Одновременно оно служит предостережением о недопустимости совершения противоправных действий в будущем. Обычно предупреждению подвергаются лица, впервые совершившие малозначительные правонарушения (предупреждение не следует путать с устным замечанием, сделанным на месте нарушения сотрудником милиции, например, при нарушении дорожного движения). Предупреждение тогда является административным наказанием, когда зафиксировано каким-либо способом. В большинстве случаев это оформление происходит путем издания соответствующего постановления. Предупреждение применяется в случаях, когда оно прямо предусмотрено в качестве меры принуждения, а не вместо другого административного наказания;

административный штраф – самый распространенный вид административного наказания. Это денежной взыскание, налагаемое за административные правонарушения. Он может выражаться в величине, кратной: минимальному размеру оплаты труда, стоимости предмета административного правонарушения, сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Законом установлены минимальный и максимальный размеры административных штрафов: он не может быть менее 1/10 минимального размера оплаты труда и более 25 минимальных размеров оплаты труда – для граждан, 50 МРОТ – для должностных лиц, 1000 МРОТ – для юридических лиц. Особые размеры штрафов предусматриваются для отдельных видов административных правонарушений (п.3 и 4 ст.3.5 КоАП РФ). В настоящее время расчет административных штрафов производится из базовой суммы, равной 100 рублям;

Читайте так же:  Какие наказания являются административными в торговле

возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения – принудительное изъятие указанных объектов. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Этот вид административного наказания назначается судьей и применяется крайне редко.

Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применятся к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию;

конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения — принудительное и безвозмездное изъятие имущества у нарушителя (орудие или предмет обращается в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ). Конфисковано может быть не любое имущество, а лишь предмет, являвшийся орудием административного правонарушения, который принадлежит нарушителю. Конфискация назначается судьей.

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применятся к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику, а также изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Конфискацию следует отличать от изъятия предмета как меры пресечения противоправного поведения и предотвращения опасных и иных нежелательных для общества последствий;

лишение специального права (права управления транспортным средством, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств). Лица, которые злоупотребляют предоставленными специальными правами и неправильно пользуются ими, могут быть лишена этого права только судьей на срок от одного месяца до двух лет. Ограничения применения этого вида административного наказания установлены п.3,4 ст.3.8 КоАП РФ;

административный арест – наиболее суровая мера административной ответственности. Это кратковременная изоляция правонарушителя от общества на срок не более 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – до 30 суток.

Административный арест применяется в исключительных случаях за совершение административных правонарушений, близких к преступлениям. Решение о назначении административного ареста принимается судьей. Административный арест не может применятся: к беременным женщинам; к женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; к лицам, не достигшим возраста 18 лет; к инвалидам I и II групп;

административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства – принудительное и контролируемое перемещение указанных лиц через Государственную границу России, за ее пределы, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — контролируемый самостоятельный выезд выдворяемых лиц из России. Административное выдворение может быть назначено судьей или соответствующими должностными лицами (если правонарушение совершено при въезде в РФ);

дисквалификация – лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, права входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Дисквалификация применяется только к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к индивидуальным предпринимателям, в том числе к арбитражным управляющим в судебном порядке на срок от шести до трех лет.

Административные наказания выражаются в моральном либо материальном воздействии на правонарушителя и в известной мере выполняют функцию предупреждения правонарушений и преступлений. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено.

Наказание за совершение административного правонарушения налагается в пределах и в точном соответствии с законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, т.е. не допускается применение наказания ниже низшего предела.

Административные наказания должны налагаться полномочным органом (должностным лицом) с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, последствий, распространенности деяния и состояния борьбы с ним) и обстоятельств, смягчающих (отягчающих) ответственность. Кроме того, если субъектом правонарушения выступает физическое лицо, учитывается также личность виновного, его имущественное положение, для юридических лиц – имущественное и финансовое положение.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за административные правонарушения, относятся (ст.4.2 КоАП РФ):

раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

предотвращение виновным вредных последствий правонарушения;

добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

совершение правонарушения несовершеннолетним;

совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка;

Орган (должностное лицо), решающий дело, вправе признать смягчающими и другие обстоятельства. Ими могут являться возраст, состояние здоровья и др.

К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относятся (ст.4.3 КоАП РФ):

продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек один год со дня окончания исполнения административного наказания;

вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

совершение правонарушения группой лиц;

совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

совершение правонарушения в состоянии опьянения (в зависимости от характера административного правонарушения данное обстоятельство может быть и не признано отягчающим).

Перечень отягчающих обстоятельств является исчерпывающим. При нескольких административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, административное наказание налагается за каждое правонарушение в отдельности.

В КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности. Административные наказания могут быть назначены:

не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении – двух месяцев со дня его обнаружения;

не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении – со дня обнаружения – за ряд административных правонарушений, указанных в законе (ст.4.5 КоАП РФ), например за нарушение законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, за совершение таможенных, налоговых и других правонарушений;

не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении – со дня обнаружения – при применении дисквалификации;

Читайте так же:  Течение срока исковой давности начинается со дня

в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении;

Сроки давности могут быть приостановлены до передачи материалов дела уполномоченному органу (должностному лицу) при удовлетворения ходатайства гражданина о рассмотрении дела по месту жительства.

Основания, порядок привлечения и виды административной ответственности.

Административная ответственность— административное принуждение в виде применения уполномоченным органом (должностным лицом) административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Для административной ответственности характерна множественность правовых норм, которыми регулируются разнообразные аспекты деятельности органов государственного управления в различных отраслях и сферах. Административной ответственности присущ всеобщий характер, т. е. нормы и правила обязательны для всех без исключения.

Административная ответственность как правовой институт организуется на принципах:

равенства перед законом;

неотвратимости наказания в случае привлечения к ответственности;

индивидуализации мер ответственности;

Особенности административной ответственности:

  • регулируется нормами института административной ответственности, которые содержатся в законах и подзаконных актах;
  • основанием является административное правонарушение;
  • субъектами административной ответственности могут быть физические (с 16 лет) и юридические лица;
  • за административные правонарушения применяются административные наказания:

ü предупреждение – оформляется в письменном виде, носит моральный характер;

ü штраф – денежное взыскание, определяются размером МРОТ или в соотношении к должностному окладу;

Видео (кликните для воспроизведения).

ü возмездное изъятие предмета – орудия правонарушения посредством реализации гос-вом данного предмета бывшему собственнику;

ü конфискация – безвозмездное изъятие (нарушение таможенных правил, правил рыболовства);

ü лишение специального права – например, права управления транспортом за грубое иили систематическое нарушение (срок – не менее 15 дней, предельный – до 3-х лет);

ü исправительные работы – до 2-х месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы и удержанием 20% заработка в пользу гос-ва (назначается только лицам с постоянным местом работы);

ü административный арест – до 15 суток, назначается только судом, не применяется к беременным женщинам, женщинам с детьми до 12 лет, несовершеннолетним, инвалидам;

ü выдворение за пределы РФ – мера административного пресечения

Ø дополнительные: конфискация, выдворение за пределы РФ

  • административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами;
  • применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы — лицо, к которому оно применено, считается подвергнутым административному наказанию в течение определенного срока.

Порядок привлечения к административной ответственности:

    1. Составление протокола при наличии документов, подтверждающих личность (при отсутствии – задержание для выяснения личности на срок до 3-х часов);
    2. Разбирательство – рассмотрение дела (административные комиссии, ОВД, инспекции, суды, судьи, комиссии по делам несовершеннолетних);
    3. Вынесение постановления – с указанием сроков исполнения (штраф до 15 дней);
    4. Возможное обжалование в течение 10 дней в вышестоящем органе.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9754 — | 7579 — или читать все.

    Порядок привлечения к административной ответственности

    Сотрудники органов власти обязаны соблюдать порядок привлечения к административной ответственности. А его нарушение вполне может привести к отмене административного наказания. И самой административной ответственности. Конечно, для этого правонарушитель должен обнаружить факт нарушения порядка и подать жалобу в государственный орган (вышестоящий). А в ряде случаев – в суд. Последний способ, кстати, гораздо эффективнее, но обычно более длительный.

    Начало процедуры привлечения к административной ответственности по КоАП РФ

    Конечно, любое производство начинается с фиксации факта совершения административного правонарушения. То есть совершения (или не совершения) действий, которые устанавливает Особенная часть КоАП РФ (раздел II). В некоторых случаях – закон субъекта РФ. Который в любом случае не может противоречить КоАП РФ. Подробная информация о том, как именно проходит возбуждение дела об административном правонарушении, на сайте представлена. Повод для возбуждения дела и начинает процедуру привлечения к административной ответственности.

    На начальной стадии правонарушитель (пока только предполагаемый) должен обратить внимание на полномочия лица, которое оформляет процессуальный документ. Кстати, самый распространенный документ, который фиксирует возбуждение дела – протокол. Редко – сразу выносят постановление о привлечении к ответственности. Могут быть и иные документы. Итак, кто именно составляет документ?

    В России огромное количество органов власти. И в составе их есть разные по должности (званию) сотрудники. Во-первых, сначала следует обратиться к ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. И главе 23 Кодекса. И убедиться, что сотрудник уполномочен составлять документы и начинать дело. Во-вторых, уже на этой стадии должны быть разъяснены права (право на защитника или представителя возникает сразу). В-третьих, если не согласны – пишите несогласии и делайте соответствующие отметки в документах.

    Какими правовыми нормами регулируется привлечение должностных лиц к ответственности

    Должностное лицо по своему статусу является физическим лицом, поэтому при привлечении его к ответственности нужно учитывать положения:

    • ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, которая содержит указание на то, что можно рассматривать в качестве административного правонарушения;
    • ст. 2.2 – содержащая указание на формы вины при совершении проступка;
    • ст. 2.8 – исключающая ответственность должностных лиц, которые совершили проступок в невменяемом состоянии.

    Также привлечение должностных лиц к ответственности регулируется:

    • положениями ст. 2.5 КоАП об особенностях административной ответственности должностных лиц;
    • положениями ст. 2.1 КоАП о том, что привлечение должностного лица к ответственности не освобождает от нее саму организацию;
    • ст. 2.9 о возможности должностного лица получить освобождение от административной ответственности, если правонарушение было незначительным.

    Рассмотрение дела об административном правонарушении

    Государственный орган или суд извещают участника дела о дате и времени его рассмотрения. Если лицо по какой-то причине не может явиться, подайте ходатайство об отложении. Обязательно в письменном виде и до даты заседания.

    Лицо, которого привлекают к административной ответственности, по закону не должно доказывать свою невиновность. Это должен был сделать сотрудник на стадии до рассмотрения дела. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу. Но в любом случае не лишним будет не только давать объяснения, но и представлять свои доказательства. Права участника производства перечисляет ст. 25.1 КоАП РФ.

    Гражданин или организация вправе заявить отвод. Основания – ст. 25.12, 25.13 КоАП РФ.

    Результатом рассмотрения дела станет вынесение постановления. И назначение административного наказания. Но никто не считается виновным в совершении правонарушения, пока эти документы не вступят в силу. А это 10 дней. Которыми лицо, признанное виновным, может воспользоваться для подачи жалобы.

    Читайте так же:  Ст мошенничество ук рф сроки давности

    Таким образом, порядок привлечения к административной ответственности выглядит следующим образом:

    • возбуждение дела: применение мер обеспечения, вынесение протокола об административном правонарушении, вынесение определения о возбуждении дела и проведении расследования, вынесения постановления на месте.
    • подготовка дела (направление материалов уполномоченным органам власти, проверка материалов)
    • рассмотрение дела после получения извещения о дате и времени заседания.
    • вынесение постановления
    • производство по жалобе на постановление о привлечении к административной ответственности.

    Порядок привлечения к административной ответственности

    Порядок привлечения к административной ответственности – это процедура привлечения физического либо юридического лица за совершение виновного противоправного деяния за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) предусмотрена ответственность.

    Многие, наверное, сталкивались с административным производством как на бытовом уровне, так и по работе в юридическом лице (особенно руководители).

    КоАП РФ сложный по структуре нормативно-правовой акт, совмещает в себе как статьи, за которые предусмотренная административная ответственность, так и процесс привлечения к ним.

    Мы (юристы сайты lawyers-law.ru) не увидели в Интернете понятной статьи объясняющий порядок привлечения к административной ответственности, в связи с чем решили максимально просто (где-то усечено) довести до сведения читателя данную информацию и подготовили статью.

    1.Возбуждение дела об административном правонарушении (ст. 28.1 КоАП РФ)

    При наличии поводов (указаны в статье административное расследование), должностное лицо возбуждает дело об административном правонарушении. Такое дело считается возбужденным с момента:

    • Составления протокола (об административном правонарушении; осмотра места совершения административного правонарушения; о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении).
    • Вынесения постановления (прокурором о возбуждении дела об административном правонарушении; по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 КоАП РФ).
    • Вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования.

    Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

    Требования к протоколу об административном правонарушении, должностные лица, сроки (статьи 28.2, 28.3, 28.5 КоАП РФ)

    В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

    Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях указаны в статье 28.3 КоАП РФ. В этой статье огромное количество должностных лиц с указанием конкретных статей КоАП РФ, по которым они могут составлять протокол об административном правонарушении.

    Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

    В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

    В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по его окончании (срок — 1 месяц, но возможно дальнейшее продление срока).

    2. Решения по административному делу:

    Если после выявления административного правонарушения в определенных областях деятельности необходимо проведении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, проводится административное расследование.

    Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

    2.2) Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение

    В статье 28.9 КоАП РФ указано, что при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 КоАП РФ, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 КоАП РФ.

    2.3) Направление протокола компетентному должностному лицу или судье для рассмотрения дела

    В соответствии со статьей 28.8 КоАП РФ протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

    В случае, если применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности, протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а также протокол о временном запрете деятельности передаются на рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, немедленно после их составления.

    Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, указаны в Главе 23 КоАП РФ.

    Протокол об административном правонарушении может составить должностное лицо, которое в дальнейшем не имеет право рассматривать дела об административном правонарушении и привлекать к административной ответственности. Поэтому такое должностное лицо обязано в установленном порядке направить его в тот орган, который имеет на это право.

    В указанной главе указаны конкретные органы и определенные статьи, за которые они могут привлечь к административной ответственности.

    При этом, в некоторых случаях должностное лицо может само рассматривать дело об административном правонарушении, а может его направить для рассмотрения судье. Таким образом, у должностного лица имеется альтернатива в решении этого вопроса.

    3.Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении (ст. 29.1 – 29.4 КоАП РФ)

    Возможно было не выделять эту стадию как самостоятельную, так как она касается больше должностных лиц, органов и судей, которые рассматривают дела об административных правонарушениях.

    Но необходимо обратить внимание на п. 6 ст. 29.1 КоАП РФ, в соответствии с которым лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении выясняет помимо прочего вопрос о том имеются ли ходатайства и отводы.

    Несмотря на то, что в других статьях на других сайтах упорно утверждается, что ходатайство можно заявить в любой момент по делу об административном производстве, на практике это не совсем правильное утверждение. Если на данной стадии (до начала этой стадии) не будет заявлено ходатайство, то это является формальным основанием для отказа в его удовлетворении.

    Читайте так же:  Неисполнение решения суда взыскание с должника

    4.Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении (статья 29.7. КоАП РФ)

    Полагаем, что это одна из самых важных стадий административного производства, потому что кроме общих вопросов (объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности и т.п.) рассматриваются и частные.

    Среди которых рассматриваются:

    • заявленные отводы и ходатайства (непосредственное рассмотрение ранее заявленных ходатайств);
    • может выносится определение об отложении рассмотрения дела;
    • оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела;
    • заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении;
    • показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта;
    • исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
    • в случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

    5.Результаты рассмотрения дела об административном правонарушении (выносится постановление или определение) ст. 29.9-29.12 КоАП РФ

    5.1. О назначении административного наказания (выносится постановление)

    5.2. О прекращении производства по делу об административном правонарушении (постановление).

    Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

    1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ;

    2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ;

    3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления;

    5.3. Другое: по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

    1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

    6.Обжалование принятого решения

    Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1 КоАП РФ:

    1) вынесенное судьей — в вышестоящий суд;

    2) вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

    3) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

    3.1) вынесенное должностным лицом, указанным в части 2 статьи 23.79, части 2 статьи 23.79.1 или части 2 статьи 23.79.2 КоАП РФ, — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в уполномоченный соответствующим нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или соглашением о передаче осуществления части полномочий федеральный орган исполнительной власти либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

    4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

    В каждой стадии есть свои сроки и правила, которые лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, систематически нарушаются. Но об этом в других материалах.

    Юристы сайта lawyers-law.ru надеются, что, прочитав данный материал, читатель сможет понять в общих чертах порядок привлечения к административной ответственности, принять предупредительные и другие меры, направленные на защиту своих прав и законных интересов.

    Благодарим за проявленный интерес к статье. Предлагаем ознакомиться с другими «Полезными статьями», а также более подробно узнать про оказание «Юридических услуг по административным делам».

    Вопросы, комментарии и отзывы просим оставлять в ниже приведенной форме, мы будем рады общению с Вами.

    Порядок, особенности и сроки привлечения должностных лиц к административной ответственности

    Административная ответственность является особой формой ответственности юрлиц. Должностные лица в Кодексе об административных правонарушениях выделяются в отдельную группу лиц, для которых установлена собственная степень ответственности.

    • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург
  • Порядок и сроки привлечения к административной ответственности

    Процессуальный порядок и сроки для привлечения должностных лиц к административной ответственности являются общими и специальных процедур в отношении них по закону не предусмотрено. Аналогичными являются и сроки давности для назначения должностным лицам наказания по ст. 4.5 КоАП.

    Пошагово процедуру привлечения должностных лиц к ответственности можно представить следующим образом:

    1. Возбуждается делопроизводство по административному делу. Перечень оснований для этого перечислен в ст. 28.1 КоАП. Согласно правилам, при возбуждении дела оформляется протокол об административном правонарушении (кроме ситуаций, когда дело возбуждается прокурором или при автоматической съемке нарушения). Согласно ст. 28.5 КоАП, протокол составляется незамедлительно после совершения должностным лицом проступка. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств происшествия, то протокол составляется в течение 2 суток после выявления правонарушения. В случае проведения расследования он готовится по факту его завершения.
    2. Должностному лицу разъясняются его права и возможность обжалования протокола и в обязательном порядке дают с ним ознакомиться.
    3. Протокол передается на рассмотрение в суд.
    4. По результатам рассмотрения выносится решение о привлечении лица к ответственности или о прекращении делопроизводства.

    В случае невыполнения указанной обязанности по уплате штрафа в отношении должностного лица составляется новый протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП.

    За неуплату административного штрафа в установленные сроки на нарушителя налагается ответственность в виде неуплаченного штрафа в двукратном размере. Минимальное значение такого штрафа составляет 1000 р. Также к лицу может быть применено наказание в виде обязательных работ до 50 часов или административного ареста на 15 суток.

    Постановления об административных проступках, которые не приобрели юридической силы, могут быть обжалованы в органах прокуратуры.

    Порядок рассмотрения дела по КоАП РФ и привлечения к административной ответственности

    Между составлением протокола об административном правонарушении и рассмотрением дела еще есть подготовка. Материалы поступают лицу, которое уполномочено рассматривать дело. Иногда – это только суд. И уже это лицо решает, вправе ли он рассматривать дело. Есть ли основания для отвода. Верно ли составлен протокол, есть ли основания прекращения дела (ст. 24.5). Наполненность материалов, доказательства. Он рассматривает ходатайства и разрешает их.

    Меры административного наказания

    Возможные виды административных взысканий для должностных лиц перечислены в п. 1 ст.3.2 КоАП РФ. При этом кодекс не содержит определенных правил относительно того, что определенное наказание допускается применять к должностным лицам. Все они распространяются и на юридических, и физических лиц, а также ИП.

    Читайте так же:  Административный штраф за мусор на прилегающей территории

    Чаще всего рассматриваемая категория правонарушителей привлекается к наказанию в виде предупреждения, штрафа или дисквалификацией. Это связано с характером совершаемых ими проступков.

    В ст. 1.5 КоАП указано, что лицо подлежит административному наказанию только за те правонарушения, в отношении которых была установлена его вина. По умолчанию лицо, которое привлекают к ответственности, не должно доказывать свою невиновность (за некоторым исключением: например, если правонарушение было совершено в области благоустройства территории).

    В ст. 24.5 КоАП приведен перечень обстоятельств, которые исключают производство по делу об административном правонарушении:

    • отсутствие состава нарушения;
    • невменяемость физлица;
    • истечение сроков давности;
    • действия лица были совершены в состоянии крайней необходимости;
    • объявленная амнистия;
    • смерть должностного лица;
    • прочие ситуации.

    Меры обеспечения и порядок привлечения к административной ответственности

    Иногда сотрудник органа власти не составляет протокол об административном правонарушении. А осуществляет мероприятия, которые в той или иной мере ограничивают свободу. Это доставление и даже задержание. Или за нарушение ПДД – отстранение от управления транспортным средством. Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. И так далее. И многие граждане полагают, что на этой стадии привлечение к административной ответственности еще не началось. Никакого защитника и никаких особенных прав нет. Но это не так.

    Первый протокол о применении любой из мер обеспечения – это уже возбуждение дела. И каждое такое действие сотрудник должен задокументировать. Либо отдельным протоколом. Либо в некоторых случаях сделать отметку в протоколе об административном правонарушении (о доставлении, к примеру). Подробную информацию про каждый вид меры обеспечения излагает глава 27 КоАП РФ.

    И поскольку все эти меры означают, что дело об административном правонарушении возбуждено, значит, и права возникают сразу. А если уполномоченные сотрудники этого не понимают – пишите письменное ходатайство, делайте записи в протоколе о нарушениях. Это может пригодиться при обжаловании.

    Вместо принятия мер обеспечения может быть начато административное расследование. Но об этом информацию мы разместили отдельно.

    Какие категории граждан считаются должностными лицами

    В примечании к ст. 2.4 КоАП приводится понятие термина должностное лицо. Согласно ему, под должностным лицом понимается лицо, которое наделено правом давать распоряжения людям, не находящимся в прямой служебной зависимости от него. С учетом данного определения можно сделать вывод, что под такими лицами законодатель понимал государственных служащих, которые имеют определенный объем полномочий.

    Указания и приказы должностного лица обязательны к исполнению другими гражданами, которые не находятся от него в служебной зависимости. Такие функции могут быть наложены на него законодательством: например, законом о госслужбе, ФСБ и пр.

    Согласно другому определению, должностное лицо – это гражданин, который обладает определенными организационными, распорядительными, административными и хозяйственными полномочиями в государственных инстанциях, органах местного самоуправления или в Вооруженных силах.

    В примечании к указанной статье КоАП приведен перечень граждан, которых допускается отнести к категории должностных лиц. В их числе такие:

    1. Руководители и работники компаний, которые нарушили выполнение организационных, распорядительных, хозяйственных и административных полномочий.
    2. Арбитражные управляющие (в делах о финансовой несостоятельности).
    3. Члены совета директоров организаций, счетных комиссий, ревизионных подразделений, созданных комиссий для ликвидации юрлица, учредители компаний (только по отдельным составам преступлений, например, по ст. 19.7.12 КоАП).
    4. Члены комиссий при осуществлении госзакупок, а также контрактные управляющие (например, по ст. 19.7.2 КоАП).
    5. Организаторы государственных закупок и лица, которые занимаются закупочной деятельностью (например, по ст. 7.32.3 КоАП).
    6. Члены комиссий в области лицензирования деятельности (исключительно по ст. 19.6.2 КоАП).
    7. Индивидуальные предприниматели, которые привлекают в своей деятельности наемный персонал либо работают без него (если иное не установлено в КоАП).
    8. Работники предпринимателей, которые совершили деяния из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения должностных обязанностей.
    9. Организаторы торгов и лица, которые занимаются проведением торгов (по ст. 7.32.4 КоАП).

    Приведенное в комментариях к ст. 2.4 КоАП определение должностного лица существенно отличается от того, которое содержится в Уголовном кодексе.

    К должностным лицам не приравниваются частные нотариусы, охранники и детективы (хотя по нормам ст. 11 НК эти лица по статусу приравниваются к предпринимателям).

    Свои полномочия должностное лицо может осуществлять постоянно или временно (например, на время нахождения руководителя в отпуске), а также в соответствии со спецполномочиями (например, по доверенности, специальному удостоверению, приказу, учредительному документу и пр.).

    Виды административной ответственности

    Нарушения, за которые должностные лица могут быть привлечены к ответственности, обычно связаны с предпринимательской и административно-хозяйственной жизнью предприятий. В частности, это нарушения, связанные:

    • с исполнением работниками трудовых обязанностей по главе 5 КоАП;
    • с исполнением правил природопользования по главе 8;
    • с промышленным строительством и сферой энергетики по главе 9;
    • с сельскохозяйственной и ветеринарной деятельностью по главе 10;
    • с информационной сферой по главе 13;
    • с правилами предпринимательской деятельности по главе 14;
    • со сферой воинского учета по главе 21;
    • с таможенной сферой по главе 16;
    • со сферой оборота ценных бумаг по главе 17;
    • со сферой порядка управления по главе 19.

    Особенности привлечения к ответственности

    Несмотря на то что привлечение должностных лиц к ответственности по нормам КоАП производится в штатном режиме, некоторые особенности при назначении им наказания имеются.

    Хотя должностные лица формально являются физлицами, но их особый правовой статус приводит к большей общественной опасности совершенного правонарушения и к необходимости применения более строгой ответственности к ним.

    Особенностями привлечения должностных лиц к ответственности являются:

    1. Необходимость доказывания их правового статуса должностного лица. Например, факта работы в определенной компании, наличие неисполненных должным образом обязанностей.
    2. В статье КоАП должно быть прямо указано на то, что к ответственности по ней допускается привлечение должностных лиц.
    3. К ним применяется ограниченный перечень наказаний.
    4. Невозможность привлечения к ответственности должностных лиц, которые должным образом исполняли свои обязанности. Соответственно, уполномоченные инстанции должны дополнительно проверять полномочия и должностные инструкции данной категории нарушителей, соответствие действий должностных лиц предъявляемым требованиям.

    Военнослужащие, сотрудники ОВД, уголовно-исполнительной системы несут административную ответственность по специальным правилам.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Таким образом, должностные лица выступают специальными субъектами административной ответственности, которых можно привлекать к ответственности в общем порядке, но с некоторыми особенностями по нормам КоАП.

    Источники

    Основания порядок привлечения и виды административной ответственности
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here