Оказание неповиновения сотруднику полиции

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Оказание неповиновения сотруднику полиции". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Содержание

  • Приказ МВД РФ от 15 августа 2012 г. N 795 «О порядке принесения извинений гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции»

    Приказ МВД РФ от 15 августа 2012 г. N 795
    «О порядке принесения извинений гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции»

    Установить, что в соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»*(1):

    1. Извинения гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину и лицу без гражданства*(2), права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, приносятся сотрудником полиции*(3), нарушившим права и свободы гражданина, или вышестоящим по отношению к этому сотруднику руководителем (начальником)*(4).

    2. Извинения гражданину приносятся при установлении (подтверждении) руководителем (начальником) факта нарушения сотрудником полиции прав и свобод гражданина по итогам рассмотрения (проверки) жалобы гражданина на действия (бездействие) сотрудника полиции, а также при вступлении в законную силу решения суда, признавшего незаконными действия (бездействие) сотрудника полиции.

    ГАРАНТ:

    Решением Верховного Суда РФ от 24 декабря 2012 г. N АКПИ12-1492, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 19 марта 2013 г. N АПЛ13-79, пункт 3 настоящего приказа признан не противоречащим действующему законодательству

    3. Извинения гражданину приносятся в возможно короткий срок, но не позднее одного месяца со дня установления (подтверждения) факта нарушения прав и свобод гражданина сотрудником полиции или вступления в законную силу решения суда, признавшего незаконными действия (бездействие) сотрудника полиции, если иное не установлено судом.

    4. Извинения приносятся гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями.

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 августа 2012 г.

    Регистрационный N 25339

    *(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900.

    *(2) Далее — «гражданин».

    *(3) Сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации (далее — сотрудник органов внутренних дел), имеющим специальное звание внутренней службы (юстиции), извинения приносятся гражданину в случае нарушения им его прав и свобод при исполнении в установленном порядке обязанностей по должности сотрудника полиции.

    *(4) В целях настоящего приказа под руководителем (начальником) понимаются руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместители, руководитель (начальник) структурного подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместители, руководитель (начальник) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместители, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместители, руководитель (начальник) подразделения, организации или службы и его заместители, сотрудник органов внутренних дел, наделенный в установленном порядке полномочиями по руководству другими сотрудниками, в том числе временно.

    Установлен порядок принесения извинений физлицу, права и свободы которого нарушил сотрудник полиции.

    Извинения приносит сотрудник либо вышестоящий по отношению к нему руководитель (начальник).

    Под сотрудником понимается работник органов внутренних дел, имеющий спецзвание внутренней службы (юстиции). Извинения приносятся в случае нарушения прав и свобод при исполнении обязанностей по должности сотрудника полиции.

    Под руководителем (начальником) понимаются руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители (начальники) территориальных органов, структурных подразделений, подразделений, организаций или служб, заместители данных лиц, сотрудники, наделенные полномочиями по руководству другими.

    Извинения приносятся при установлении (подтверждении) руководителем (начальником) факта нарушения по итогам рассмотрения (проверки) жалобы гражданина на действия (бездействие) сотрудника, а также при вступлении в законную силу решения суда, признавшего действия (бездействие) незаконными.

    Извинения приносятся в возможно короткий срок, но не позднее одного месяца, если иное не установлено судом. Это делается по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями.

    Приказ МВД РФ от 15 августа 2012 г. N 795 «О порядке принесения извинений гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции»

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 августа 2012 г.

    Регистрационный N 25339

    Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

    Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 5 сентября 2012 г. N 203

    Оказание неповиновения сотруднику полиции

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
    В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

    Постановление Верховного Суда РФ от 1 марта 2017 г. N 69-АД17-1 Вынесенные по делу об административном правонарушении судебные акты оставлены без изменения, поскольку факт совершения заявителем административного правонарушения в виде неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника полиции подтверждается материалами дела, порядок привлечения к ответственности соблюден

    Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,

    рассмотрев жалобу Кеберле О.И. на постановление судьи Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 09.01.2016, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 02.03.2016 N 12-117/2016 и постановление заместителя председателя суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 21.07.2016 N 4А-624/2016, вынесенные в отношении Кеберле О.И. (далее — Кеберле О.И.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:

    постановлением судьи Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 09.01.2016, оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 02.03.2016 N 12- 117/2016 и постановлением заместителя председателя суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 21.07.2016 N 4А-624/2016, Кеберле О.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

    В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Кеберле О.И. просит об отмене обжалуемых актов, вынесенных в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении.

    Читайте так же:  Экологический проект загрязнение окружающей среды

    Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

    Пунктом 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее — Правила дорожного движения), установлено, что водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки, в частности, водительское удостоверение; регистрационные документы на данное транспортное средство; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

    Согласно частям 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

    Пунктом 26 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185, определено, что документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки и приобщаемые к составленным материалам, принимаются сотрудниками без обложек.

    В соответствии с частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    Как следует из материалов дела, 08.01.2016 в 21 час 20 минут около дома 29 по улице Попова в городе Югорске Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Кеберле О.И. не выполнил законное требование сотрудников полиции передать для проверки перечисленные в пункте 2.1.1 Правил дорожного движения документы, тем самым оказал неповиновение законным требованиям сотрудников полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

    Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении (л.д. 5), рапортом инспектора ОВ ДПС ГИБДД ОМВД России по городу Югорску К., из которого следует, что Кеберле О.И. был остановлен в ходе рейдового мероприятия, на требование предъявить водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства и страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства Кеберле О.И. передал зажатые фиксатором закрепленные на цепочке документы, сложенные друг за другом, снять фиксатор отказался (л.д. 7, 8), фотоматериалом (л.д. 10), показаниями, данными в судебном заседании по рассмотрению дела судьей районного суда лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, возражавшим против привлечения его к административной ответственности, и сотрудником ОГИБДД ОМВД России по городу Югорску, подтвердившим обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Собранные по делу доказательства получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и обоснованно признаны судебными инстанциями достоверными относительно события правонарушения.

    Факт неповиновения законному требованию сотрудников полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и воспрепятствования исполнению ими служебных обязанностей объективно подтвержден совокупностью собранных по делу доказательств, и сомнений не вызывает. Следует учесть, что Кеберле О.И. при рассмотрении дела в судебном заседании не отрицал факт передачи документов с применением фиксатора и цепочки (л.д. 22).

    На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судебными инстанциями установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доводы жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами судов, не опровергают наличие в действиях Кеберле О.И. объективной стороны состава вменяемого ему административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений. Вышеописанные обстоятельства, послужившие основанием для привлечения названного лица к административной ответственности по настоящему делу, не свидетельствуют о том, что законное требование сотрудников ГИБДД о передаче документов для проверки привлекаемым лицом было выполнено.

    Таким образом, Кеберле О.И. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Постановление о привлечении Кеберле О.И. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

    Административное наказание назначено Кеберле О.И. в пределах санкции части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящих жалоб не установлено.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:

    постановление судьи Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 09.01.2016, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 02.03.2016 N 12-117/2016 и постановление заместителя председателя суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 21.07.2016 N 4А-624/2016, вынесенные в отношении Кеберле О.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Кеберле О.И. — без удовлетворения.

    Судья Верховного Суда Российской Федерации В.П. Меркулов

    Отличительные признаки неповиновения и сопротивления

    Основным различием между неповиновением и сопротивлением представителю власти, которым является сотрудник полиции, является мера ответственности. Тонкая грань в понимании того, когда одно противоправное действие перерастает в другое, существует и не всегда однозначно можно квалифицировать действия виновного.

    Под неповиновением понимают явное нежелание исполнить законные требования или игнорирование их в принципе, за которое предусмотрено наказание по административному законодательству.

    Статья 19.3 определяет случаи привлечения к ответственности. Особенностью таких неправомерных действий считается умышленный, намеренный характер, выраженный в повторяющемся отказе в грубой форме исполнить требование полиции, когда сотрудник исполняет служебные обязанности.

    Читайте так же:  Штраф гражданское право или административное

    Подтверждением того, что работник МВД находится на службе, являются: форма сотрудника полиции, нагрудный жетон, установленной формы, служебное удостоверение.

    Неподчинение требованию, основанному на законе, делится по видовому принципу:

    • активные проявления;
    • пассивные проявления;
    • групповое совершение;
    • открытые призывы;
    • распространение ложной информации, которая привела к дестабилизации в обществе.

    На практике неповиновение, предусмотренное административным законодательством, тесно связано с вытекающими из этого правонарушения уголовно наказуемыми последствиями в отношении работников правоохранительных органов.

    Основные условия привлечения виновных за невыполнение распоряжения работника полиции:

    1. Сотрудник заступил на службу с выполнением функций обеспечения установленного порядка в обществе.
    2. Предупреждение правонарушителя о последствиях невыполнения законных указаний, сказанных в убедительной форме.
    3. Субъект, отказывается выполнять и при этом знает, что распоряжение предъявляет представитель власти.

    При определении квалифицирующего признака обязательно устанавливается статус должностного лица, требования которого не исполняются. В соответствии с 25 статьёй Закона о полиции полицейским считается лицо, исполняющее служебные обязанности в должности сотрудника ОВД и имеющее специальное звание.

    Сопротивление характеризуется намеренными активными действиями, направленными на воспрепятствование деятельности правоохранительной деятельности полиции. Опасность состоит в том, что возникает угроза для общества и принижается авторитет представителей силовых структур. В таких проявлениях источником, подталкивающим к противоправным действиям, является антиобщественная, криминальная составляющая.

    Причинная составляющая силовому противодействию состоит из следующих моментов:

    • недостаточная практика привлечения к ответственности из-за неочевидности состава деяний;
    • наличие убеждения у виновного дозволенности активно сопротивляться полиции, не задумываясь о последствиях.

    Неповиновение и сопротивление являются следствием реализации желания, допустившего нарушение закона, избежать наказания за совершённые какие-либо другие противоправные действия или наличие при себе запрещённых предметов.

    Социальный и психологический статус лиц, совершающих эти действия, носит выраженный антиобщественный характер с маргинально-агрессивной формой личности, ориентированных на физическое решение конфликтов и неприязнь к сотрудникам полиции.

    Правовое регулирование неповиновения полиции

    Неповиновение законным требованиям сотрудников полиции в России рассматривается, в первую очередь, в качестве административного правонарушения. Так, основной статьёй, по которой квалифицируется таковое правонарушение, является ст. 19.3 КоАП РФ. При этом, применение таковой статьи учитывает множество дополнительных факторов, каковыми сопровождался акт неповиновения.

    Уголовный кодекс же рассматривает лишь ситуации, в которых неповиновение требованиям полицейских сопровождалось сопротивлением, насилием в их отношении, угрозами применения такового насилия по отношению к правоохранителям или членам их семей, либо оскорблениями самих работников МВД или их близких. Непосредственно сопротивление полиции рассматривается лишь как составляющая преступлений, предусмотренных ст. 212 и 213 УК РФ. Другие же нюансы оказания сопротивления работникам полиции при исполнении рассматриваются в контексте ст. 317-319 УК РФ.

    Любые санкции, касающиеся применения нормативов о неповиновении либо сопротивлении полиции применяются исключительно в ситуациях, когда требования полицейских служащих были законными. Повиноваться незаконным распоряжениям, приказам, требованиям правоохранителей граждане не обязаны.

    Ответственность согласно административному праву

    Если ваше нарушение признано административным, мерами пресечения могут быть штраф или арест — кстати, независимо от того, требования представителя какой силовой структуры не выполнены. Это могут быть не только сотрудники полиции, но и работники таких ведомств как система исполнения наказаний, Госнаркоконтроль, ФМС или ФСБ.

    Конкретные санкции налагаются не милицией, а судом, обычно это штраф в сумме 1000 рублей либо 15-суточный арест. Такие меры установлены частью 1 вышеупомянутой статьи 19.3 КОАП. Штраф может быть увеличен до 2500 рублей, если правонарушение отягощено мелким хулиганством (ст. 20.1 КоАП).

    Пункт 6 статьи 19.3 касается рецидива, когда нарушитель является организатором или участником массового мероприятия. В этом случае санкции следующие.

    Для граждан административный штраф составит 5000 руб., арест — до 30 суток. Должностному лицу грозит от 10 000 до 20 000 руб. штрафа, юридическому — от 50 000 до 100 000 руб.

    Судья учитывает и смягчающие (например, состояние аффекта), и отягчающие (такие как опьянение) обстоятельства. Когда неповиновение сотруднику милиции сопровождается оскорблением, штраф может возрасти в 40 раз либо до размера дохода нарушителя за 3 месяца.

    За отказ автомобилиста подчиниться требованию об остановке со стороны милиции следует наложение штрафа в размере от пяти до восьми сотен рублей. Отказ в предоставлении транспортного средства сотруднику полиции — до 500 руб.

    Отличия законного, незаконного и противоправного требования

    Суть требования соответствующего нормам права, которыми руководствуются работники правоохранительных органов, определяют такие требования законными. Рассматривая функции, исполняемые полицией, изначально необходимо считать соответствующими законодательству. Все действия представителей власти и высказываемые требования подкрепляются нормативными документами.

    Требования, нарушающие закон, считаются сделанными незаконно.

    Правовая основа таких требований:

    • или отсутствует;
    • или право применено ошибочно.

    Значимой характеристикой считается факт того, что при других обстоятельствах указания носили бы законный характер. Одним из вариантов незаконного указания может служить не основанное на законе действие.

    Полицейские при исполнении обязанностей по охране правопорядка, независимо от уровня своей профессиональной подготовки, попадают в положение, когда им оказывается противодействие. Возможность стать жертвой преступных посягательств зависит от знаний нормативной базы и опыта работы полицейского. Кроме этого, увеличивают вероятность стать объектом посягательств: необходимость выполнения функциональных обязанностей одному, неграмотные действий во время задержания нарушителя и при изменении обстановки.

    Противоправным может быть как требование, так и действие, нарушающее права, указанные в Конституции РФ. Наиболее распространённой формой является действие, которое ни при каких условиях не будет соответствовать действующему законодательству.

    Отличительным признаком незаконных требований (действий) является факт того, что их сотрудник совершает, исполняя обязанности по службе, и может ошибаться в правильном понимании отдельной нормы закона. Противоправный характер требования (действия) определяется стремлением получить какую-либо выгоду и полицейский, совершая их, знает о превышении должностных полномочий.

    Другим отличительным фактором сравнения является мера ответственности за ущерб, возникший в итоге. Незаконные действия будут характеризоваться ответственностью финансовых структур МВД, а за противоправные требования отвечает работник силового ведомства лично.

    Нет времени читать статью?

    Ответственность за неповиновение полиции

    Административная ответственность и её степень при неповиновении полицейским зависит от конкретной ситуации. В общих случаях, наказывается подобное правонарушение штрафом в размере от 500 до 1000 рублей либо административный арест длительностью до 15 суток. Однако в следующих ситуациях мера ответственности может изменяться:

    • При повторных нарушениях данной статьи КоАП РФ во время проведения массовых мероприятий, размер штрафа составляет 5000 рублей, а длительность ареста – 30 суток;
    • Должностные лица, связанные с вышеуказанными обстоятельствами, обязаны уплатить штраф от 10 до 20 тыс. рублей;
    • Юридические лица в вышеуказанной ситуации уплачивают штраф размерами от 50 до 100 тыс. рублей.

    ФЗ №3 «О полиции» разрешает применять спецсредства полицейскими с целью предотвращения правонарушений. Соответственно, так как неповиновение полиции является административным правонарушением, для его пресечения полицейскими может быть применена физическая сила, приемы борьбы, удары резиновой палкой, использование электрошокера, наручников и иных средств, обозначенных в вышеуказанном ФЗ. При этом работники полиции не будут нести ответственности за причинение вреда здоровью правонарушителя или его убийство, если таковые не будут в судебном правопорядке признаны превышением служебных полномочий.

    Читайте так же:  Перечислите административные правонарушения

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Уголовная же ответственность зависит от степени сопротивления либо неповиновения. Так, если сопротивление оказывалось в ходе совершения хулиганства, наказание за сопротивление полицейским будет предусматривать штраф от 500 тыс. до 1 млн. рублей либо от трёхлетнего до четырёхлетнего дохода такового гражданина. Также, возможным наказанием может выступать семилетнее отбывание срока в местах лишения свободы или же направление на принудительные работы вплоть до пятилетнего срока.

    Если же сопротивление оказывалось в ходе массовых беспорядков – единственно возможным наказанием за таковое тяжкое преступление является лишение свободы длительностью от восьми до пятнадцати лет. При этом применяться таковая санкция может лишь в случае вооруженного сопротивления. Однако вооружённым сопротивлением считается не только таковое, в котором применялось оружие, но и просто любые иные предметы, способные использоваться как оружие и нанести тяжкий либо смертельный вред здоровью.

    В случае, если при сопротивлении полиции лицо оскорбляло самого господина полицейского, его семью, близких ему лиц, то за данное преступление предусматривается ответственность в виде штрафа до 40 тыс. рублей или трехмесячного дохода. Также допускается направление на исправительные работы общей длительностью в один год либо на исполнение обязательных работ в 360-часовом объеме.

    Насильственные действия в отношении работника полиции, не связанные с угрозой его жизни либо здоровья, угроза применения такового насилия, в том числе и в отношении близких таковому правоохранителю лиц, наказывается штрафом вплоть до 200 тыс. рублей или полуторалетнего дохода, лишением свободы на пятилетний срок, шестимесячным арестом, пятилетними принудительными работами. А если таковое насилие составляло в себе опасность для здоровья или несло смертельную угрозу, единственно возможной санкцией является лишение свободы вплоть до десятилетнего периода.

    Наиболее тяжким вариантом при сопротивлении полиции является причинение смерти правоохранителю либо посягательство на его жизнь, либо жизнь его близких лиц. В таковом случае, закон предусматривает лишение свободы от 12 до 20 лет. Кроме того, допускается осуждение к пожизненному лишению свободы и даже смертная казнь. Последний вариант наказания не применяется в связи с действующим мораторием на данные действия.

    Меры наказания за неповиновение полиции

    Нормы ограничения гражданских свобод нарушителей общественного порядка регулирует Федеральный закон №3-ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 г.

    Данный нормативный акт определяет разницу между пассивным неповиновением, оскорблением и физическим сопротивлением сотруднику милиции. Второе и третье наказываются с большей суровостью.

    Различия между неповиновением, оскорблением и сопротивлением

    Законодатель строго разграничивает сопротивление, оскорбление и неповиновение работнику МВД. Неповиновение определяется как отказ от выполнения требований сотрудника правоохранительных органов.

    Оно относится к правонарушениям, подпадающим под действие административного законодательства (статья 19.3 КоАП, ссылка в конце статьи).

    Умышленное физическое воздействие с целью препятствовать исполнению сотрудником полиции служебного долга определяется как сопротивление. Ответственность за него регулируется уголовным правом (ст. 213 УК). Наказание за оскорбление работника внутренних дел устанавливает 319 статья УК.

    На практике основной сложностью становится проведение границы между этими нарушениями. В большинстве ситуаций задержанному трудно доказать, что он не переступал черту между пассивным неподчинением и оскорблением или активным противодействием по отношению к работнику МВД.

    К тому же, мера пресечения зависит и от должности сотрудника милиции, которому оказано неповиновение.

    Правовые признаки неповиновения

    Неповиновение распоряжению сотрудника органов полиции рассматривает ст. 19.3 Кодекса об Административных правонарушениях. С точки зрения закона, сущность данного деяния заключается в:

    • неподчинении законному требованию сотрудника правопорядка;
    • безразличном отношении к замечаниям сотрудника полиции;
    • демонстративном отказе выполнить распоряжение сотрудника полиции либо в пассивном игнорировании этого распоряжения, которое выразилось в продолжительном бездействии;
    • создании препятствий различного рода для осуществления сотрудником полиции своих должностных полномочий.

    Речь идет о неподчинении законным указаниям сотрудника полиции, который находится при исполнении должностных обязанностей, в установленной форме одежды, с нагрудным знаком и служебным удостоверением.

    Нарушитель же должен быть правоспособным лицом старше 16 лет, его действия либо бездействие должны быть умышленными. Они могут сочетаться со словесным унижением чести и достоинства сотрудника полиции в оскорбительной форме.

    Когда можно сопротивляться полиции

    Как уже говорилось выше, правонарушением является неисполнение лишь законных требований полиции. Соответственно представитель правоохранительных органов по требованию гражданина обязан обосновать таковые требования с точки зрения законодательства. И если таковые требования будут незаконными – исполнять их необязательно, равно как и недопустимо привлечение к ответственности за игнорирование таковых.

    Законодательство разрешает вести аудио и видеозапись общения граждан с сотрудниками правоохранительных органов, так как на них нераспространяется защита личной жизни во время несения рабочих обязанностей. Соответственно, если правоохранитель требует прекратить запись общения с ним – он либо не находится на службе, а значит исполнение его требований не обязательно, либо – предъявляет незаконные требования, не обязательные к исполнению.

    В случае, если действия полицейского несут угрозу жизни и здоровью окружающих и являются заведомо незаконными, любое лицо имеет право пресечения таковых попыток в рамках несения необходимой обороны. При этом согласно Постановлению Пленума ВС РФ №26 от 27.11.12, гражданам прямо разрешаются таковые действия и в отношении представителей власти.

    Чем отличается неповиновение сотруднику полиции от сопротивления согласно УК РФ

    Неповиновение сотруднику полиции статья особенная. Административное законодательство решает задачи, стоящие перед государством. Наличие процессуальной базы защищает работников МВД, исполняющих обязанности по охране установленного порядка взаимоотношений между субъектами общества и по противодействию противоправным проявлениям.

    Характеризующие признаки неповиновения

    Комментарий к статье 19.3 называет в качестве объекта определённые требования к управлению обществом.

    Объективность противоправных действий состоит:

    • в неподчинении, совершившего правонарушение, законному указанию сотрудника полиции;
    • из безразличного отношения к замечаниям блюстителя закона;
    • из демонстративного отказа исполнить распоряжение сотрудника или длящегося бездействия;
    • в препятствовании в любой форме исполнению работником полиции служебного долга.

    Статья определяет, что указания являются законными и отдаются представителем власти, который находится на службе, в предусмотренной нормативными документами для каждого случая форме.

    Субъектом являются лица шестнадцатилетнего возраста. Субъективность заключается в наличии умышленных действий виновного.

    Незаконные действия объекта (применение физического насилия, высказывания, унижающие достоинство, использование нецензурных выражений) приводят к совершению данного правонарушения субъектом. В любом случае субъект совершит свои противоправные деяния, если будет морально готов на оказание неповиновения.

    Читайте так же:  Ответственность фссп за неисполнение решения суда

    Правовые особенности

    Неповиновение сотруднику полиции имеет несколько особенностей. Для успешной защиты интересов государства у милиции должны быть значительные полномочия. Со своей стороны государство обязано адекватно защищать сотрудников полиции.

    Но при этом оно не может забывать о правах и интересах своих граждан. То есть необходимо рационально сочетать эти условия и в законодательной, и в правоприменительной практике. В том числе, в вопросах неповиновения сотруднику полиции.

    Понятие полномочий сотрудников полиции исходит из их прав и обязанностей. Полицейские имеют право:

    • при наличии подозрений в причастности человека к нарушению закона проводить проверку его документов;
    • при осуществлении человеком противоправных действий требовать их прекращения;
    • предложить человеку проследовать в отделение милиции для осуществления допроса или принудить его к этому в случае отказа;
    • получать необходимую для расследования документацию у граждан и организаций;
    • по прибытии на место происшествия требовать от посторонних его покинуть;
    • в процессе расследования посещать учреждения, в которых имеется необходимая документация;
    • в целях преодоления незаконного сопротивления (но не неповиновения), а равно для своей защиты допускать применение физического воздействия или спецсредств, включая табельное оружие.

    Кроме того, сотрудники полиции вправе производить любые процессуальные действия в рамках действующего законодательства.

    Это могут быть досмотр, обыск, получение объяснений, допрос и т.д. Кроме того, работники милиции имеют право доставить человека, находящегося под воздействием наркотических веществ или алкоголя, в медицинские учреждения.

    Ответственность за неповиновение сотруднику правоохранительных органов

    Российское законодательство, как и законы большинства иных мировых государств, предусматривает наказание за неисполнение требований работника правоохранительных органов. Данный вопрос строго регулируется положениями как административного, так и уголовного права, в зависимости от отдельных обстоятельств и факторов. При этом допускаются также и ситуации, в которых неповиновение полицейским не содержит в себе никаких признаков незаконных или преступных деяний.

    Применяемые наказания за неповиновение

    Нормы, предусмотренные законом «О полиции», дают право сотрудникам МВД ограничивать граждан, нарушающих закон. По разным причинам законные требования игнорируются, а чаще находят явное неуважение к представителю власти. В отдельных случаях неповиновение перерастает в открытое физическое сопротивление, за которое виновный подлежит более суровому наказанию.

    Закон предусматривает следующие меры ответственности:

    • неповиновение сотруднику полиции ст. 19.3 КоАП предусматривает штраф, не превышающий одной тысячи рублей либо арест сроком до пятнадцати суток;
    • неподчинение требованиям работника МВД во время противоправных действий, предусмотренных статьёй 20.1 КоАП, виновному грозит штраф, минимальный размер одна тысяча, максимальный – две с половиной тысячи рублей либо административное задержание до пятнадцати дней;
    • оказание сопротивления сотруднику полиции статья 213 уголовного законодательства сопряжённого с хулиганскими проявлениями лицо понесёт наказание в виде штрафа, минимальный размер пятьсот тысяч, максимальный – один миллион рублей, либо будет осуждено на семь лет;
    • применение к работнику правоохранительных органов физического насилия либо выразит намерения применить такое воздействие, наказывается по нормам первой части 318 статьи уголовного законодательства штрафом, не превышающим двухсот тысяч рублей, или осуждением на пять лет;
    • насилие, сопряжённое с опасностью для жизни полицейского, заслуживает наказания по второй части 318 статьи уголовного законодательства, которое составит десять лет тюремного заключения;
    • посягательство на жизнь представителя власти в соответствии с 317 статьёй УК грозит виновному пожизненным заключением.

    Очень редко требование представителя власти не является основанным на законе. Правильное понимание действий полиции исключает всякое неподчинение со стороны граждан. При этом виновный может использовать своё право установить законность таких требований работника МВД.

    Законность требований

    Задержание лиц, совершающих правонарушения такой направленности, связано с некоторыми особенностями правоприменительного характера:

    • действующей презумпцией;
    • предусмотренных законом требований полиции;
    • использованием конкретной формулировки;
    • существованием однотипных характеризующих факторов статей 20.1 и 19.3 административного кодекса;
    • отсутствием определённости понимания формулировок «сопротивляться», «не повиноваться», «препятствовать», «не выполнять»;
    • наличием оснований для применения к виновному норм уголовного закона.

    Административным законодательством за неповиновение сотруднику полиции предусмотрена ответственность по статье 19.3 КоАП Российской Федерации.

    Полицейский сегодня наделён полномочиями по защите гражданского общества от незаконных проявлений. Федеральный закон определил конкретные права работника МВД:

    1. Предъявлять законные требования физическим и иным лицам по недопущению незаконных проявлений.
    2. Осуществлять проверку удостоверяющих личность документов и документов наделяющих конкретных лиц какими-либо полномочиями.
    3. Пользоваться транспортом организаций и физических лиц для предупреждения преступных деяний, вывоза людей из опасной зоны или транспортировки в лечебные учреждения.
    4. Выдвигать требования виновным в совершении незаконных действий, не покидать место преступления, осуществлять задержание с последующим помещением таких лиц в отделы полиции.
    5. Использовать и применять имеющиеся на вооружении средства, а также физическую силу.

    Непростая ситуация возникает при наличии полномочий по пресечению противоправных действий, связанных с неподчинением требованиям работника полиции, исполняющего функции охраны порядка.

    Такое положение связано с определением соотношения количества гражданских прав и имеющихся обязанностей представителей власти. Уклон в сторону приведёт либо к злоупотреблению властью, либо к господству населения над органами правопорядка.

    Весь негатив проявлений неподчинения представителю силовых структур в первую очередь направлен в адрес работников МВД, ежедневно контактируют с гражданами на службе:

    • участковые полиции;
    • работники патрульной службы;
    • сотрудники ДПС.

    Из года в год количество неповиновений данным категориям не уменьшается. Осознанный характер силового неподчинения делает такие правонарушения опасными для общества.

    Обзор документа

    Согласно ПДД водитель обязан по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки определенные документы (водительское удостоверение; регистрационные документы на транспорт, полис ОСАГО).

    По Административному регламенту МВД России документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки, принимаются сотрудниками без обложек.

    Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, а равно воспрепятствование исполнению служебных обязанностей влечет штраф по КоАП РФ (или административный арест).

    Так, в рассматриваемом деле ВС РФ согласился с наличием оснований для подобного штрафа.

    Поводом для этого послужила следующая ситуация.

    Водитель был остановлен в ходе рейда. На требование предъявить водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспорта и полис ОСАГО он передал сотрудникам зажатые фиксатором, закрепленные на цепочке документы, сложенные друг за другом. При этом снять фиксатор он отказался.

    Как указал ВС РФ, подобные обстоятельства не свидетельствуют о том, что водителем было выполнено законное требование сотрудников ГИБДД о передаче документов для проверки.

    Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации

    Информация об изменениях:

    Федеральными законами от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ и N 305-ФЗ в наименование статьи 19.3 внесены изменения

    Читайте так же:  Дисквалификация или иное административное наказание

    Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 19.3 КоАП РФ

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ в часть 1 статьи 19.3 настоящего Кодекса внесены изменения

    1. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей —

    влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ статья 19.3 настоящего Кодекса дополнена частью 1.1

    1.1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органов внутренних дел, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в связи с исполнением им служебных обязанностей или воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей —

    влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    2. Неповиновение гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых) —

    влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    Информация об изменениях:

    4. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов федеральной службы безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ статья 19.3 настоящего Кодекса дополнена частью 5

    5. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов государственной охраны в связи с исполнением им служебных обязанностей по осуществлению государственной охраны и (или) поддержанию общественного порядка либо воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 258-ФЗ статья 19.3 настоящего Кодекса дополнена частью 6

    6. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 4 или 5 настоящей статьи, если оно совершено организатором или участником собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в связи с проведением указанного мероприятия, —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

    Примечание. Положения части 4 настоящей статьи не распространяются на граждан в случае применения в отношении их мер профилактики в соответствии с Федеральным законом «О федеральной службе безопасности».

    Что-то пошло не так

    Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

    Сделано в Санкт-Петербурге

    © 1997 — 2020 PPT.RU
    Полное или частичное
    копирование материалов запрещено,
    при согласованном копировании
    ссылка на ресурс обязательна

    Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
    его функционирования в рамках Политики в отношении
    обработки персональных данных. Если вы не согласны,
    пожалуйста, покиньте сайт.

    Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

    Ответственность за неповиновение сотруднику полиции

    Содержание:

    Ответственность за пассивное неповиновение отличается от ответственности за оскорбление или сопротивление сотрудникам полиции.

    Об ответственности за неповиновение расскажем подробнее. Также коснемся отличий его от сопротивления и оскорбления работника полиции.

    Если же вам требуется конкретная помощь в решении разногласий, возникших в результате неподчинения представителю власти, можно привлечь к делу соответствующего специалиста.

    Меры по профилактике неповиновений

    Выявление и профилактика таких преступлений в интересах общества служит показателем состояния власти в государстве.

    Меры предупредительного характера включают в себя следующие направления:

    • уменьшение числа граждан, способных оказывать сотрудникам ОВД какое-либо противодействие за счёт улучшения благосостояния населения;
    • профилактическая работа с лицами, ранее привлекаемыми к ответственности за такие проявления;
    • влияние на профессиональную деформацию работников полиции;
    • обеспечение мер неотвратимости наказания за такие правонарушения;
    • использование возможностей СМИ для доведения фактов наказания виновных в противодействии требованиям полиции.

    Большое значение в комплексе мероприятий профилактики противодействий работникам ОВД имеют социальные меры.

    Снижение числа сопротивлений и неповиновений происходит в случаях:

    • нормализации социальной составляющей общественной жизни;
    • ликвидации правовой неграмотности и культуры граждан;
    • сформированного позитивного мнения в обществе о деятельности полиции.

    Следует помнить о главных условиях возникновения неподчинений, которые лежат в области социального и духовно-культурного уровня общественного развития.

    Обстоятельства совершения рассматриваемых деяний тесно связаны с криминальной составляющей мер профилактики:

    • борьба с преступными проявлениями;
    • исключение отрицательных факторов при воспитании личности;
    • влияние на психологию субъекта совершающего такие правонарушения.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Как бы ни были устойчивы волевая составляющая характера, профессиональная готовность, обеспечение сотрудника полиции, разнообразие ситуаций в период службы не исключает вероятность случаев противодействия законным требованиям.

    Источники

    Оказание неповиновения сотруднику полиции
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here