Обжалование постановления районного суда по административному делу

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Обжалование постановления районного суда по административному делу". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 30.1 — 30.19)

Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

>
Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
Содержание
Гуев А.Н. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. — Специально для системы ГАРАНТ, 2010 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 30.1 — 30.19)

Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

ГАРАНТ:

См. схему «Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях»

>
Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Обжалование по административным делам

Отмена уже состоявшихся по итогам рассмотрения административного дела решений возможна применением процедуры – обжалование по административным делам.

Исполнение решения суда начинается после вступления его в силу. Поскольку административные дела связаны с нарушением прав вследствие осуществления властных полномочий (доказательства такого факта – одно из условий подготовки и подачи административного иска и принятия его судьей к производству), в большинстве случае следует ходатайствовать о немедленном исполнении решения суда. Например, по административным искам об оспаривании действий должностного лица важно признать их незаконными как можно скорее. Поэтому Кодекс административного судопроизводства по некоторым делам установил сокращенный срок для обжалования.

Апелляционное обжалование по административным делам

Решение суда по административному делу вступает в силу спустя 1 месяц (как правило), либо через 15 дней при упрощенном производстве по административному делу. Поэтому апелляционная жалоба подается до истечения указанных сроков с момента получения решения суда в окончательной части (не после оглашения в судебном заседании, а получения в письменной форме). Исключения: административный иск об оспаривании закона региона о роспуске представительного органа, правового акта о самороспуске, правовых актов по вопросу осуществления избирательных прав гражданами РФ, о помещении иностранца в специальное учреждение, госпитализации в психиатрическую больницу и др. (ст. 298 КАС РФ). Если срок апелляционного обжалования истек, вместе с жалобой подается ходатайство о восстановлении срока (или в тексте жалобы высказывается просьба об этом), иначе апелляционная жалоба будет возвращена.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Подавать апелляционную жалобу вправе лица, которые участвовали в деле, и их представители, а также все те, которые хоть в деле и не участвовали, но чьи права затронуты решением суда.

Апелляционная жалоба представляется в письменной форме в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции (можно подать и сразу в апелляционную инстанцию, но рассмотрение дела тогда будет длиться дольше). Подсудность определяется достаточно просто: это вышестоящая судебная инстанция. Если административный иск рассматривался районным судом, значит жалоба адресуется суду субъекта РФ. Если судом субъекта РФ, значит в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ, а если сразу в ВС РФ – в Апелляционную коллегию ВС РФ.

Апелляционная жалоба, помимо адресата, полного наименования сторон, должна содержать указание на то решение, которое обжалуется, основания его отмены и требование изменить или отменить решение, приложения. Подача апелляционной жалобы влечет незначительные судебные расходы в виде обязательной оплаты госпошлины в размере 150 руб. для граждан и 3000 руб. – для организаций.

Какие аргументы и требования приводить в апелляционной жалобе? Основания отмены решения суда установлены ст. 310 КАС РФ, при подготовке жалобы статью следует изучить и выбрать одно из оснований. Требование в жалобе должно быть сформулировано одним из следующих способов: отменить решение суда, изменить его полностью или в части или принять новое решение, направить на новое рассмотрение.

Апелляционная жалоба в случае принятия ее судом к производству будет рассмотрена по всем правилам судебного разбирательства, с извещением участвующих в деле лиц. Судебное разбирательство будет коллегиальным, ведется оно председательствующим судьей. Новые доказательства принимаются судом только при подтверждении факта объективной невозможности предоставления суду первой инстанции.

Особое производство

В особом производстве рассматриваются только конкретные категории дел:

  • установление юридических фактов;
  • усыновление (удочерение);
  • признание безвестно отсутствующим или умершим;
  • признании недееспособным, ограниченно дееспособным, установление имущественных ограничений в отношении несовершеннолетних;
  • эмансипация;
  • восстановление прав на ценные бумаги;
  • дела о бесхозяйном имуществе;
  • принудительное психиатрическое освидетельствование и помещение в стационар;
  • обжалование нотариальных действий;
  • восстановление судебного производства;
  • внесение изменений, исправлений в записи органов ЗАГС.

Как таковой специфики обжалования решений, принятых в рамках особого производства, нет. Но, учитывая особенности некоторых категорий дел, решение по ним может быть де-факто пересмотрено в случае исчезновения обстоятельств, которые послужили основанием для его принятия. Например, лишенный дееспособности или ограниченный в ней человек может быть полностью восстановлен в правах. Подлежат пересмотру путем заявления новых требований в суд и решения, касающиеся признания умершим, безвестно отсутствующим, если человека нашли или он сам объявился. Однако большинство дел обжалуются и пересматриваются в общем порядке – апелляция, кассация, надзор. И здесь специфики действий нет.

Привлечение к ответственности

После того, как в отношении правонарушителя был составлен протокол, он, вместе со всеми собранными по делу материалами передается в суд или должностному лицу, которое уполномочено рассматривать дела по административным правонарушениям. Вопрос о привлечении нарушителя к ответственности может решить:

  • — начальник подразделения МВД или его заместитель;
  • — судебный орган, который будет рассматривать дело по существу.

В первом случае дата и время рассмотрения вопроса начальником отдела полиции должны быть в обязательном порядке указаны в протоколе. При рассмотрении дела в суде нарушителю обязаны вручить повестку.

Читайте так же:  Голубев о несанкционированной торговле

Заочное производство

Заочные решения – решения, принятые в отсутствие ответчика, который не захотел явиться в суд или не смог этого сделать, но не сообщил об уважительных причинах неявки в суд. Такие решения принимаются очень часто и имеют некоторые особенности обжалования на первоначальных стадиях:

  1. В течение 7-дневного срока с момента вручения копии решения ответчик вправе отменить его, подав соответствующее заявление в районный суд, принявший оспариваемое решение. Основанием для отмены решения и возобновления, таким образом, производства по гражданскому делу, является совокупность условий:
  • ответчик не явился в суд по уважительным причинам;
  • ответчик не имел возможности своевременно сообщить суду о наличии уважительных причин неявки;
  • у ответчика есть обстоятельства и их подтверждения, которые способны повлиять на ход процесса и принятие решения, из-за чего, прежде всего, и необходимо возобновить разбирательство.
  1. Если возможность отмены заочного решения не была использована ответчиком или он получил отказ в просьбе, то заочное решение подлежит обжалованию в апелляции. Право на апелляцию имеет как ответчик, так и истец. На это отводится 1 месяц со дня истечения срока действия права ответчика на отмену решения или со дня вынесения определения об отказе в возобновлении производства.

Другие процедуры обжалования заочного решения – кассация, надзор, пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам – осуществляются по общим правилам и специфики не имеют.

Порядок обжалования водителем постановления об административном правонарушении и штрафа

Кодексом РФ об административных правонарушениях регулируются условия ответственности за совершение административных правонарушений, в том числе за нарушения правил дорожного движения. Водителя, которому ни разу не приходилось нарушать Правила дорожного движения встретить крайне сложно, поскольку не обязательно быть злостным нарушителем, на дороге могут возникать разные ситуации, в силу которых водитель может непроизвольно нарушить ПДД. Поэтому каждый участник дорожного движения должен знать, как оспорить постановление, вынесенное на основании протокола инспектора ГИБДД. Процедура осуществляется в несколько этапов:

  • — определяется лицо или орган, которые уполномочены рассматривать подобные жалобы;
  • — оформляется заявление в строгом соответствии с требованиями законодательства;
  • — жалоба подается в соответствующий орган.

Заявитель должен помнить, что при подобных обращениях оплачивать госпошлину не нужно. Документы в соответствующий орган могут подаваться лично, через представителя или отправляться по почте.

Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении

Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1 и 4 ст. 30.1 позволяет сделать ряд выводов:

1) обжалованы могут быть как постановления по делу об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 29.10), так и определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Обжалование иного рода определений нормами КоАП не предусмотрено. В связи с этим возник вопрос: нет ли противоречий между правилами ч. 4 ст. 30.1 (предусматривающими возможность обжалования лишь определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) и ст. 46 Конституции РФ (о том, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд)? Безусловно, такое противоречие налицо: в связи с этим необходимо руководствоваться нормами ст. 46 Конституции РФ (ибо она имеет прямое действие, ст. 15 Конституции РФ);

2) постановления по делу об административных правонарушениях вправе обжаловать:

а) лицо, по поводу которого ведется производство по делу об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 25.1);

б) потерпевшие (см. коммент. к ст. 25.2);

в) законные представители физического лица (см. коммент. к ст. 25.3);

г) законные представители юридического лица (см. коммент. к ст. 25.4);

д) защитники и представители (см. коммент. к ст. 25.5).

2. Обжаловано может быть постановление, вынесенное:

1) судьей (например, мировым судьей) — в вышестоящий суд (в нашем случае — в районный суд);

2) коллегиальным органом (например, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав) — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа. С 01.02.08 (после вступления в силу изменений, внесенных в ст. 30.1 Законом N 225 от 02.10.07) установлено, что в районный суд по месту нахождения судебного пристава можно обжаловать и постановление вынесенное судебным приставом-исполнителем;

3) должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу (например, если постановление было принято сотрудником ГИБДД, имеющим специальное звание (по делу об административном правонарушении, предусмотренном в ст. 12.1), оно обжалуется начальнику ГИБДД или его заместителю (см. коммент. к ст. 23.3) либо в районный суд по месту рассмотрения дела (оно определяется по правилам ст. 29.5, см. коммент. к ней). В практике возникает вопрос: кто решает, в какой орган (в суд или вышестоящий орган) подать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении? Лицо, подающее жалобу, самостоятельно в принятии решения по данному вопросу;

4) иным органом (т.е. не указанным в ст. 23.1-23.63), созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

3. Применяя правила ч. 2 и 3 ст. 30.1, нужно учесть следующее:

1) в случае, если жалоба по делу об административном правонарушении одновременно поступила и в суд, и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу (а право подать жалобу во все эти инстанции у лиц, упомянутых в ст. 25.1-25.5, есть), жалобу должен рассмотреть суд. О сроках ее рассмотрения см. коммент. к ст. 30.5;

2) по результатам рассмотрения жалобы:

а) судом выносится решение (оно должно отвечать не только требованиям КоАП, но и требованиям, предусмотренным в действующих ГПК и АПК);

б) вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом также принимается решение (но оно не является судебным актом);

3) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, обжалуется не в суды общей юрисдикции, а в арбитражные суды в порядке, предусмотренном действующим АПК (см. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Комментарий к АПК РФ. М.: Изд-во «Экзамен, 2006).

4. В письме от 20.08.03 N 1536-7/общ ВС разъяснил, что:

1) если дело рассматривалось несудебным органом (ДЛ), то его постановление может быть обжаловано в районный суд, а решение судьи — в вышестоящий суд. Подача и рассмотрение жалобы осуществляются в порядке установленном в ст. 30.2-30.9. Возможности обжалования решения судьи областного или другого соответствующего ему суда в таком же порядке — в КоАП не предусмотрено, следовательно, оно вступает в силу немедленно после вынесения;

Читайте так же:  Может ли уголовное наказание отменить административное

2) если дело рассматривалось мировым судьей или судьей районного суда то его постановление может быть обжаловано в порядке, установленном ст. 30.2-30.8 только в вышестоящий суд.

О судебной практике применения ст. 30.1 (а также ст. 30.2, 30.10) см. также пункты 30-35 Пост. N 5) и п. 11, 12 Пост. N 2. См. также письмо Верховного Суда РФ от 20.08.03 N 1536-7/общ «Разъяснения о порядке вступления в силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях в случаях их обжалования».

Алгоритм действий при обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл.30 КоАП РФ)

Название документа: Алгоритм действий при обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл.30 КоАП РФ)
Вид документа: Комментарий, разъяснение, статья Дата принятия: 19 декабря 2016

Настоящий комментарий не носит официального характера и может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.

Права на использование данного авторского материала принадлежат АО «Информационная компания «Кодекс». Без согласия автора или АО «Информационная компания «Кодекс» допускаются установленные частью IV Гражданского кодекса Российской Федерации правомерные способы использования данного материала.

Опубликование данного материала, а также изменение и (или) иная переработка его с целью опубликования осуществляется только с разрешения автора или обладателя права на использование данного материала — АО «Информационная компания «Кодекс».

Как обжаловать решение районного суда?

Обжалование решения районного суда, как процедура, зависит от того, какое именно решение нужно оспорить и в каком процессуальном порядке оно принято.

Районные суды – первая инстанция судов общей юрисдикции и апелляционная инстанция по отношению к мировым судьям. Они рассматривают гражданские, административные и уголовные дела по существу. Соответственно, для обжалования определенного решения необходимо будет применять соответствующие процессуальные нормы – ГПК, КоАП, КАС и УПК. Немаловажное значение, особенно в гражданском процессе, имеет порядок принятия решения: упрощенное, особое и заочное производства имеют свою специфику оспаривания принятых решений в рамках таких производств.

Кассационное обжалование по административному делу

Кассационному обжалованию подлежат уже вступившие в законную силу решения суда, прошедшие стадию апелляционного обжалования. Для инициирования указанного процесса в суд кассационной инстанции до истечения 6 месяцев после вступления решения суда первой инстанции в силу направляется кассационная жалоба. При пропуске срока либо в жалобе, либо в отдельном ходатайстве, заявитель должен высказать просьбу восстановить пропущенный по уважительным причинам срок.

Кассационная жалоба может быть подана одной из сторон административного дела, иными лицами (если решение затрагивает и нарушает их права), прокурор (если представитель этого органа участвовал в деле).

Заявитель обращается сразу в суд кассационной инстанции. Так как по правилам подсудности большинство административных дел рассматриваются районными судами, кассационная жалоба обычно подается в президиум суда субъекта РФ. Если в ходе апелляционного обжалования суд оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения, но при этом приводит новые мотивы в обоснование обжалуемого решения, а заявитель с ними не согласен – кассационная жалоба подается в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ.

Содержание кассационной жалобы идентично апелляционной. Однако при ее подготовке особое внимание следует уделить доказыванию существенного нарушения судами, рассматривавшими административное дело, норм материального или процессуального права. К жалобе в обязательном порядке прилагаются заверенные судом копии судебных актов, принятых по делу (их можно получить в канцелярии суда, который выносил соответствующий акт). Госпошлина рассчитывается аналогично, как при подаче апелляционной жалобы.

По итогам рассмотрения жалобы сначала принимается вопрос – передать ли ее на рассмотрение суда или отказать в такой передаче. Рассматривается жалоба в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле, коллегиальным составом суда. Решение принимается большинством голосов судей. Результат будет объявлен в день заседания.

Обжалование вышестоящему должностному лицу или органу

Как обжаловать решение по административному делу, если решение о привлечении к ответственности принималось должностным лицом правоохранительных органов? Ответ на этот вопрос интересует практически каждого, кто привлекался таким образом к административной ответственности.

В этом случае обжаловать решение можно:

  • — вышестоящему должностному лицу;
  • — в вышестоящий орган.
Видео (кликните для воспроизведения).

Законодательство позволяет при этом обратиться с заявлением также к лицу, первоначально рассматривающему данное дело.

Заявитель должен позаботиться о том, чтобы собрать все имеющиеся доказательства, необходимые для того чтобы оспорить вынесение постановления. На рассмотрение материалов дается 10 дней. Вышестоящий орган или лицо может отменить принятое ранее постановление, смягчить наказание, отправить дело на новое расследование или оставить решение без изменений.

Полученный отказ можно оспорить в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящую судебную инстанцию.

Процедура рассмотрения жалобы

Лицо, обратившееся с заявлением о пересмотре постановления о привлечении к административной ответственности, присутствует при его рассмотрении. Уполномоченный орган проверяет обоснованность и законность принятого решения, пересматривает материалы, заслушивает объяснения правонарушителя и свидетельские показания. В результате выносится решение, которое может:

  1. оставить постановление без изменений;
  2. изменить наказание (при этом не допускается применение более жесткой санкции, наказание можно только смягчить, что позволит получить, например, штраф меньшего размера или ограничиться предупреждением взамен штрафа);
  3. полностью отменить постановление;
  4. отменить ранее принятое решение и вернуть дело на повторное рассмотрение;
  5. направить дело на повторное рассмотрение по подведомственности, если выяснилось, что постановление вынесло лицо, орган или судья, которые не имели на это права.

В процессе рассмотрения жалобы стороны могут заявлять отводы и ходатайства, привлекать дополнительных свидетелей или просить суд истребовать документы, которые могут иметь отношение к делу, если стороны не имеют возможности получить их самостоятельно.

Упрощенное производство

Упрощенное производство совмещает в себе некоторые особенности приказного производства мировых судей, но осуществляется, в целом, по правилам искового производства, за рядом исключений.

Решения, принятые в упрощенном производстве, касаются исков до 100 тыс. рублей о взыскании денег, об истребовании имущества и о признании права собственности. Еще одна категория дел – иски, в которых требования основаны на документах о денежных обязательствах ответчиков, признаваемых последними, но не исполняемых, или на документах о долгах по договорам.

Не рассматриваются упрощенно административные дела, споры, затрагивающие права детей, дела особого или приказного производства, а также связанные с гостайной.

Упрощенный порядок производства предполагает вынесение судом решения только в виде его резолютивной части. И только по просьбе участников процесса или при подаче апелляционной жалобы решение составляется в полном объеме – мотивированное решение.

Читайте так же:  Кроме протокола об административном правонарушении

Специальных процедур оспаривания решений, принятых в упрощенном порядке, нет. Но есть специфика обращения в апелляцию. На это отводится 15 дней со дня принятия обжалуемого решения, а при составлении мотивированного решения – столько же, но со дня принятия решения в окончательном виде. На обращение за мотивированным решением дается 5 дней, столько же суд вправе его составлять. Эти сроки также нужно учитывать.

Кассация, надзор и пересмотр дел по вновь открывшимся обстоятельствам осуществляются в общем порядке и специфики в отношении решений, принятых в упрощенном производстве, не имеют.

Обращение в суд

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает, что правонарушитель, против которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, может подавать жалобу непосредственно в суд. Выбор органа зависит от того, кем было вынесено первоначальное постановление.

Так, например, если документ был вынесен начальником отделения полиции, обращаться с жалобой нужно в районный суд. Туда же следует направлять заявления об оспаривании постановлений мирового суда. Для того чтобы обжаловать решение районного суда, следует обращаться в вышестоящий орган, это может быть областной или другой суд субъекта. Для изучения материалов и вынесения решения судебный орган имеет 2 месяца с момента получения жалобы.

Гражданский процесс

Чтобы правильно обжаловать решение районного суда по гражданскому делу, необходимо сначала определить, в рамках какого производства принято решение, и есть ли в данном случае особенности обжалования вынесенных решений.

Районные суды в зависимости от категории и специфики гражданских дел вправе рассмотреть их в порядке:

  1. Искового производства.
  2. Заочного производства.
  3. Упрощенного производства.
  4. Особого производства.

Для искового производства действует общий порядок обжалования принятых районными судами решений. Он же применяется и к другим видам производств, но с учетом их специфики и, если установлено, по специальным правилам.

Общая схема:

  • Первая стадия – апелляция (Глава 39 ГПК).
  • Вторая и третьи стадии – первая и вторая кассация (Глава 41 ГПК).
  • Четвертая стадия – надзор (Глава 41.1 ГПК).
  • При наличии оснований (новые, вновь открывшиеся обстоятельства) допускается пересмотр судебных решений, что формально не является процедурой обжалования, но часто используется именно так.

Куда подать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении?

В соответствии с действующим законодательством РФ гражданин, по отношению к которому вынесено постановление об административном правонарушении имеет право его обжаловать. Подача жалобы происходит в установленном порядке.

Обжалование административных дел осуществляется:

  • — вышестоящему должностному лицу;
  • — в вышестоящий орган;
  • — в суд.

Порядок и сроки подачи жалобы предусматриваются статьей 30 КоАП РФ. Важно помнить, что обжаловать решение о привлечении к административной ответственности можно в течение 10 суток с момента его вручения или предоставления копии. Если по каким-либо причинам этот период был пропущен, сторона имеет право обратиться в суд или к должностному лицу с заявлением о его продлении. В документе нужно указать, что именно стало причиной нарушения данного требования. Если судья или должностное лицо сочтет аргументы вескими, будет принято решение о восстановлении срока для подачи жалобы.

Решить любые юридические проблемы можно легко с помощью юристов зарегистрированных на сайте — цену выполнения задания (проконсультировать, составить иск, подать жалобу и т.д) назначаете Вы сами, а юристы подают заявки на ваше задание, вам остается только выбрать лучшего. Оставить задание:

Конечно, гораздо проще, если жалобу на ранее принятое решение составит и подаст юрист. Но, если обращение к специалисту невозможно, справиться с данной задачей можно и самостоятельно. Содержание документа четко регламентируется законодательством, а если заявитель случайно ошибется в выборе адресата, в течение трех суток, жалоба будет перенаправлена в соответствии с подведомственностью.

Обжалование в порядке надзора по административному делу

При неудовлетворительном итоге апелляционного и кассационного обжалования судебного решения, заключительным способом отменить ранее вынесенное решение станет пересмотр в порядке надзора.

Надзорная жалоба подается непосредственно в Президиум ВС РФ лицами, участвующими в деле или теми, чьи права нарушены в результате принятия оспариваемого акта суда. Обратиться с жалобой можно в течение 3 месяцев со дня вынесения последнего судебного акта по делу (кассационного определения).

Помимо общих требований к содержанию надзорной жалобы, как наименование суда, сторон, реквизитов всех вынесенных по делу судебных актов, указывается одно из оснований для отмены таких актов (или все сразу). Это – нарушение прав человека и гражданина, которые закреплены Конституцией РФ, международными нормами и договорами, нарушение публичных интересов или прав неопределенного круга лиц, а также нарушение в единообразия толкования и применения правовых норм. Причем в последнем случае необходимо привести примеры конкретных судебных решений и постановлений высших судебных органов. Госпошлина определяется согласно требованиям НК РФ.

По итогам рассмотрения надзорной жалобы суд примет одно из следующих решений:

  • оставить в силу вынесенные по делу судебные акты, а надзорную жалобу без удовлетворения;
  • отменить судебные акты полностью или в части и направить административное дело на новое рассмотрение;
  • отменить и прекратить производство по административному делу;
  • изменить один из судебных актов или несколько;
  • оставить жалобу без рассмотрения по существу.

В дальнейшем изменить решение суда можно будет только в международных инстанциях или обратившись с заявлением о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Других способов обжалования по административным делам нет.

Уточняющие вопросы по теме

Если я не получу решение суда по административному иску в течении 30 дней, то вступит ли оно в законную силу?

Обжалование административных наказаний (штрафов)

Административное наказание – это самый часто используемый способ воздействия на граждан, совершивших противоправное действия. Главным отличием деяний, которые подходят под данную категорию являются то, что они не наносят существенного вреда обществу. Чаще всего против нарушителей используются такие виды наказаний, как предупреждение, штраф или административный арест. С этими понятиями хорошо знакомы автомобилисты и нарушители общественного порядка. Незнание закона не освобождает от ответственности, поэтому каждый гражданин должен знать, какие противоправные действия могут за собой повлечь такого рода наказание и как обжаловать решение суда по административному делу.

Административные дела

Прежде чем обжаловать решение районного суда по административному делу, нужно определить, в каком порядке оно принято. Административные дела – это, по сути, две большие категории дел. Одни (административные правонарушения и все, что с ними связано) рассматриваются по правилам КоАП РФ. Другие рассматриваются по правилам КАС РФ. К ним относятся дела, связанные с публичными административными правоотношениями – проще говоря, все, что касается оспаривания действий, бездействия, решений органов власти и должностных лиц.

Читайте так же:  Цели производства по делам об административных правонарушениях

Судебные решения (постановления) об административных правонарушениях оспариваются в вышестоящем суде – суде субъекта федерации. Жалоба должна быть подана в течение 10-дневного срока со дня вручения/получения копии обжалуемого решения. По делам, связанным с нарушением избирательного законодательства и прав, аналогичный срок сокращен до 5 суток. Срок рассмотрения жалобы и материалов дела – 2 месяца с момента поступления материалов в вышестоящий суд. Некоторые дела рассматриваются в ускоренном порядке (подробнее – ст. 30.5 КоАП).

КАС РФ предусматривает несколько иной порядок обжалования решений районных судов. Для начала нужно определить, есть ли какие-то особенности оспаривания решений по определенным категориям дел:

  • Для многих дел, учитывая их специфику, предусмотрен свой порядок производства. И хотя в большинстве случаев особенностей оспаривания решений районных судов не предусмотрено, нужно все равно учитывать вероятность наличия исключений из общих правил.
  • Есть нюансы обжалования решений, принятых в рамках упрощенного (письменного) производства. Срок подачи в апелляцию – 15 дней.

Общая схема обжалования:

  1. Апелляция в вышестоящем суде. Общий срок – 1 месяц со дня принятия обжалуемого решения в окончательной форме. Но существует очень много исключений: во-первых, нужно учитывать правила определения сроков, установленные ст. 298 КАС, во-вторых, в некоторых случаях другими статьями КАС также могут быть предусмотрены сроки, отличающиеся от стандартного одного месяца.
  2. Кассация (Глава 35 КАС).
  3. Надзор (Глава 36 КАС).
  4. Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам (Глава 37 КАС).

В целом же процедура обжалования решений районных судов достаточно схожа с гражданско-процессуальной (ГПК).

ВС разъяснил новый порядок обжалования процессуальных решений по гражданским и административным делам

9 июля Верховный Суд РФ принял Постановление «О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции».

Обжалование по новым правилам

В документе (п. 1) отмечается, что со дня начала функционирования указанных судов процессуальные решения по гражданским и административным делам подлежат обжалованию в соответствии с нормами ГПК РФ и КАС РФ, действующими в редакции Закона от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ. Вступившие в силу постановления по делам об административных правонарушениях, а также решения, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб, протестов, и определения, препятствующие дальнейшему движению таких дел, обжалуются согласно нормам КоАП РФ, действующим в редакции Закона от 12 ноября 2018 г. № 417-ФЗ.

При этом согласно ч. 7 и 8 ст. 7 Закона от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ о создании апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции процессуальные полномочия действующих судов апелляционных и кассационных инстанций по рассмотрению жалоб, поданных до дня начала деятельности вновь созданных судов, сохраняются. Такие жалобы и представления подлежат рассмотрению по правилам, действующим до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов (п. 2 постановления).

Там же указано, что, если до рассмотрения указанных жалоб после начала деятельности вновь созданных судов другим лицом, участвующим в деле, была подана апелляционная, частная либо кассационная жалоба на тот же судебный акт, она рассматривается судом, в производстве которого находится ранее поданная жалоба, по правилам, действующим до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов.

Апелляционные и частные жалобы, представления на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции мировыми судьями, районными судами и гарнизонными военными судами, которые были поданы до дня начала деятельности апелляционных судов, с началом их работы подлежат рассмотрению вышестоящими судами в качестве апелляционной инстанции в соответствии с нормами процессуального закона, действующими во время их рассмотрения.

Как отмечается в п. 3 постановления, кассационные жалобы на судебные акты, вступившие в силу до начала работы кассационных судов, со дня начала их работы должны подаваться в шестимесячный срок.

В п. 4 разъясняется, что заявление о восстановлении пропущенного срока обжалования, поданное до дня начала деятельности кассационных судов в суд первой инстанции и не рассмотренное до этого дня, со дня начала деятельности вновь созданных судов подлежит рассмотрению судом первой инстанции по правилам ст. 112 ГПК. Данный срок восстанавливается в случае признания причин пропуска уважительными. Со дня начала деятельности кассационных судов заявление о восстановлении срока обжалования решений, вступивших в силу до этого дня, подается во вновь созданный суд.

Лица, участвующие в деле, а также другие лица, чьи права и законные интересы были нарушены вступившим в силу судебным актом и обжаловавшие его в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, а также окружного (флотского) военного суда, со дня начала деятельности вновь созданных кассационных судов подают жалобу в судебную коллегию ВС РФ в шестимесячный срок.

При этом отмечается, что продолжительность и порядок исчисления срока кассационного обжалования решений по административным делам с началом деятельности кассационных судов не изменяются (п. 5 постановления).

Как указано в п. 6, при кассационном обжаловании определения суда, которым не оканчивается производство по гражданскому делу, в суд кассационной инстанции вместе с описью всех имеющихся в деле документов направляется сформированный по жалобе материал (оригинал жалобы и обжалуемого определения суда, а также копии необходимых для их рассмотрения документов, заверенные судом). При необходимости суд вправе истребовать как дополнительные материалы, так и дело полностью.

В п. 7 документа ВС отметил, что жалобы (протесты) на вступившие в силу постановления по делу об административном правонарушении и (или) решения, вынесенные по результатам рассмотрения таких жалоб (протестов), поданные со дня начала деятельности вновь созданных судов, подлежат рассмотрению кассационными судами и ВС РФ. При этом полномочия председателей судов кассационных инстанций и их заместителей по рассмотрению указанных жалоб, поданных в суды до начала деятельности вновь созданных судов, сохраняются.

В заключительном пункте разъяснено, что определение, вынесенное при разрешении вопроса о принятии к рассмотрению жалобы на не вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении и препятствующее дальнейшему движению данного дела (например, определение об отклонении ходатайства о восстановлении пропущенного срока), вступает в силу в порядке, аналогичном вступлению в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы.

Так, определение судьи районного суда, вынесенное при разрешении вопроса о принятии к производству жалобы на не вступившее в силу постановление мирового судьи, и определение судьи областного суда (окружного (флотского) военного суда), вынесенное при разрешении вопроса о принятии к производству жалобы на не вступившее в силу постановление судьи районного суда (гарнизонного военного суда), вступают в силу в день их вынесения и с началом деятельности вновь созданных судов подлежат обжалованию в установленном КоАП порядке.

Читайте так же:  Нарушение тишины ночью до скольки

Определение, вынесенное судьей районного суда (гарнизонного военного суда) при разрешении вопроса о принятии к производству жалобы на не вступившие в силу постановление должностного лица и (или) решение вышестоящего органа, должностного лица, постановление коллегиального органа, органа, созданного в соответствии с законом субъекта РФ, подлежит обжалованию (опротестованию) в вышестоящий суд в предусмотренном КоАП порядке (как не вступившее в силу). При этом решение судьи вышестоящего суда, вынесенное по результатам обжалования, вступает в силу немедленно.

Эксперты указали, какие вопросы остались неразъясненными

Комментируя «АГ» постановление, адвокат АК «Бородин и партнеры» Ольга Рогачёва отметила, что Пленум ВС вполне логично указал на сохранение процессуальных полномочий президиумов судов и судебных коллегий по рассмотрению жалоб и представлений, поданных до дня начала деятельности апелляционных и кассационных судов. «Следует отметить, что в постановлении отражены организационные вопросы правил рассмотрения поданных жалоб (представлений). Думаю, что с момента деятельности кассационных и апелляционных судов могут возникнуть вопросы, которые предстоит разрешить», – добавила она.

Старший партнер, руководитель группы практик юридической фирмы INTELLECT Роман Речкин отметил безусловную необходимость разъяснений ВС, поскольку Закон № 451-ФЗ содержит лаконичные, по мнению эксперта, переходные положения, недостаточные для разрешения всех вопросов, которые будут возникать в связи с созданием и началом функционирования четырнадцати новых судов.

«Например, разумным и значимым является разъяснение ситуации, когда жалоба подается после даты создания апелляционного (кассационного) суда лицом, участвующим в деле, при наличии ранее поданной другим лицом жалобы, принятой к производству “старым” судом. Такая жалоба подлежит рассмотрению судом, в производстве которого находится ранее поданная жалоба, по правилам, действующим до дня начала деятельности вновь созданных судов», – пояснил он. Данное правило, добавил эксперт, неочевидно, и из Закона № 451-ФЗ прямо не следует.

«К сожалению, постановление не является исчерпывающим, поскольку носит общий характер, без учета процедуры создания и начала деятельности конкретных судов, – добавил Роман Речкин. – Необходимо учитывать, что кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности этих судов принимает Пленум ВС, официально извещая об этом не позднее 1 октября 2019 г. То есть, исходя из этих правил, момент начала деятельности 14 судов не будет совпадать: видимо, они будут начинать функционировать группами, в разное время, до 1 октября».

Из-за того что вновь созданные суды будут формироваться неравномерно, возможна ситуация, полагает эксперт, когда на определенной территории апелляционный суд сформирован, а кассационный – еще нет. «Получается, что кассационная жалоба на судебный акт апелляционного суда должна рассматриваться в кассационном порядке президиумом суда субъекта РФ (то есть “старой” кассацией) – формально нижестоящим судом. Так это или нет, в постановлении не разъяснено», – резюмировал он.

По мнению управляющего партнера АБ «Бартолиус» Юлия Тая, принятие постановления следует приветствовать, «поскольку любое единообразие в практике всегда полезно и отвечает принципу равенства перед законом и нормативной определенности».

Данные разъяснения, добавил адвокат, имеют большую практическую значимость: «Действие процессуальных норм при любом переходном периоде – тем более, при такой глобальной судебной реформе, – имеет важное значение, – пояснил он. – КС неоднократно требовал от законодателя и ВС соблюдения принципа поддержания доверия граждан к поведению государства – то есть невозможности изменения правил игры. Другое дело, что ВС должен заботиться не только о функциональном удобстве судей и участников процесса, но и о некоем доктринальном единстве в применении норм о действии закона во времени».

По общему правилу, добавил Юлий Тай, процессуальные нормы действуют в той редакции, когда они применяются. «Так, в п. 2 постановления постулируется весьма спорное и, более того, противоречивое правило: после начала деятельности новых кассационных судов “старые” суды продолжают процедуру рассмотрения, причем в соответствии со “старым” процессуальным порядком, что нарушает вышеназванное правило. Понятно, что Пленум заботится об удобстве и уменьшении технических проволочек (проблем), связанных с передачей дел, определением новых судей и т.д. Но известно, куда ведет дорога, порождаемая благими идеями. По сути, будет некий период функционирования двух параллельных кассационных пересмотров. Никакого равенства перед законом и судом фактически существовать не будет, что не только неправильно, но и недопустимо», – подчеркнул он, при этом добавив, что в последнем абзаце данного пункта в отношении апелляционных инстанций предусмотрен противоположный механизм действия новых процессуальных норм.

Адвокат обратил внимание, что и в п. 4 постановления дано такое же различное толкование для процедуры восстановления срока. «Я не утверждаю, что эта позиция неправильная, – отметил он, – но, на мой взгляд, она не оптимальна».

Эксперт также обратил внимание на п. 5, в котором указано, что лица, воспользовавшиеся пересмотром в президиумах судов субъектов Федерации, не могут подать жалобы в новые кассационные суды, но могут обратиться в судебную коллегию ВС. «Это правильно, – считает эксперт. – Однако далее указано, что при этом будет применяться “старое” процессуальное законодательство, что нарушает правила о действии процессуального закона во времени».

Видео (кликните для воспроизведения).

Юлий Тай также считает, что разъяснения не являются исчерпывающими. «Как писал классик, “суха теория, мой друг, а древо жизни зеленеет”. Спрогнозировать все проблемы объективно невозможно, но, полагаю, ВС должен решить вопрос о сроках кассационного обжалования с учетом его изменения для тех дел, где апелляционная жалоба была рассмотрена до появления новых кассационных судов и лица, участвующие в деле, не реализовали право на обжалование по старым правилам, – то есть, допустим, апелляция изготовила определение 1 июля с. г., к 3 октября трехмесячный срок истек, а шестимесячный – нет», – резюмировал он.

Источники

Обжалование постановления районного суда по административному делу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here