Обжалование постановлений государственной инспекции труда

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Обжалование постановлений государственной инспекции труда". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Энциклопедия решений. Обжалование результатов проверки трудовой инспекции

Обжалование результатов проверки трудовой инспекции

Если работодатель не согласен с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, он вправе обжаловать эти документы в досудебном (внесудебном) порядке руководителю государственной инспекции труда или сразу в суд (ст. 361 ТК РФ, ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п.п. 63, 113 Регламента N 354н). Кроме того, если по результатам проверки работодатель привлечен к административной ответственности, то он также вправе обжаловать и постановление о назначении административного наказания (ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

Внимание

КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования протокола об административном правонарушении. Протокол согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ фиксирует лишь фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении, вследствие чего протокол отдельно от постановления о назначении административного наказания не обжалуется (определение Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 N 696-О).

Постановление о назначении административного наказания может быть обжаловано работодателем руководителю государственной инспекции труда, в вышестоящий орган (Роструд) или в суд (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

Подача работодателем руководителю трудовой инспекции возражений на содержание акта проверки и предписания в целом или их отдельных положений не ограничивает прав работодателя на обжалование действий (бездействия) и решений государственного инспектора труда в порядке, установленном разделом V Регламента N 354н (п. 63 Регламента N 354н).

В рамках досудебного (внесудебного) обжалования работодателем может быть подана жалоба на действия (бездействие) и решения государственного инспектора труда, проводившего проверку, предметом которой являются (п.п. 103, 104 Регламента N 354н):

— нарушение срока проведения проверки;

— требование у работодателя документов, не являющихся объектом проверки или не относящихся к предмету проверки;

— отказ принять от работодателя документы, относящиеся к предмету проверки;

— затребование с работодателя платы за проведение мероприятий по надзору (контролю) за соблюдением обязательных требований трудового законодательства;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

— отказ в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных по результатам проверки документах.

Жалоба работодателя на действия (бездействие) и решения инспектора труда, проводившего проверку, подается руководителю государственной инспекции труда в письменной форме на бумажном носителе по почте или при личном приеме, а также может быть подана в электронной форме, посредством электронной почты либо путем заполнения специальной формы на официальном сайте трудовой инспекции соответствующего субъекта РФ (п.п. 107, 113 Регламента N 354н).

Жалоба работодателя на решения, действия (бездействие) инспектора труда подлежит обязательной регистрации в срок не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Решение по поданной жалобе должно быть принято руководителем государственной инспекции труда в течение 30 дней со дня её регистрации (п.п. 115, 116 Регламента N 354н).

По результатам рассмотрения жалобы может быть принято одно из следующих решений (п. 117 Регламента N 354н):

— об удовлетворении жалобы в форме отмены обжалуемого решения, его изменения или вынесения нового решения;

— об удовлетворении жалобы и устранении опечатки;

— об удовлетворении жалобы и возвращении денежных средств.

На следующий день после принятия руководителем государственной инспекции труда соответствующего решения работодателю направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы (п. 118 Регламента N 354н).

В случае если по результатам рассмотрения жалобы будут установлены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.6.1 КоАП РФ, или признаки преступления, предусмотренного ст.ст. 285, 286, 292, 293 УК РФ, материалы направляются в соответствующие правоохранительные органы (п. 119 Регламента N 354н).

Энциклопедия решений. Обжалование постановления трудовой инспекции о назначении административного наказания

Обжалование постановления трудовой инспекции о назначении административного наказания

Постановление о назначении административного наказания может быть обжаловано работодателем в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления руководителю государственной инспекции труда, в вышестоящий орган (Роструд) либо непосредственно в суд (п. 3 ч. 1 ст. 30.1, ч. 3 ст. 30.2, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ст. 361 ТК РФ). В случае пропуска срока обжалования он по ходатайству работодателя может быть восстановлен судьей или должностным лицом, рассматривающим жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ). Об удовлетворении или отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления выносится мотивированное определение.

Внимание

Административным законодательством установлен альтернативный порядок обжалования вынесенного постановления о назначении административного наказания, который не предусматривает одновременного обращения во все органы. Если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд, в вышестоящий орган и вышестоящему должностному лицу, то жалобу рассматривает непосредственно суд (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Если постановление о назначении административного наказания обжалуется в порядке подчиненности руководителю государственной инспекции труда или в вышестоящий орган (Роструд), то жалоба на постановление должна быть рассмотрена соответствующим должностным лицом в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела (ч. 1 ст. 30.5 КоАП РФ). Если же постановление обжалуется непосредственно в суд, то срок рассмотрения жалобы составляет 2 месяца со дня её поступления (ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Внимание

Рассмотрение жалобы на постановление трудовой инспекции о назначении административного наказания за нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27, ст. 5.27.1 и ст.ст. 5.28-5.34 КоАП РФ) относится к подведомственности суда общей юрисдикции (Обзор судебной практики ВС РФ за I квартал 2010 года, постановление Девятого ААС от 02.02.2015 N 09АП-57533/14).

Жалоба на постановление направляется в районный суд по месту совершения правонарушения, то есть по месту нахождения работодателя, а не месту нахождения гострудинспекции (п. 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 20.05.2015 по делу N 21-442/2015, определение Астраханского областного суда от 30.01.2015 по делу N 21-20/2015, решение Пензенского областного суда от 22.01.2015 по делу N 7-7/2015).

Внимание

Подача жалобы на постановление о назначении административного наказания госпошлиной не облагается (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

По результатам рассмотрения жалобы на постановление соответствующим должностным лицом или судом выносится одно из следующих решений (ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ):

Читайте так же:  Убрать мелкое хищение

— об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

— об изменении постановления;

— об отмене постановления и о прекращении производства по делу;

— об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;

— об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Вместе с тем принятое решение по жалобе на постановление не является окончательным и, в свою очередь, также может быть обжаловано. Если жалоба на постановление рассматривалось соответствующим должностным лицом по подчиненности, то его решение может быть обжаловано в районный суд, а принятое по жалобе решение судьи районного суда — в вышестоящий суд (ч. 1 и ч. 2 ст. 30.9 КоАП РФ).

Обжалуем решение инспектора по труду

Все могут ошибаться, в том числе инспекторы по труду. В частности, проверяя организацию, они могут неправильно применить нормы законодательства или нарушить процедуру привлечения к ответственности. Возможно, работодатель просто не согласится с мнением инспектора и воспользуется своим правом на обжалование его решения. О том, как правильно это сделать, в какой орган обратиться и в какие сроки, вы узнаете из статьи.

Полномочия инспектора по труду

В силу ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (далее — Положение).

По результатам проверки государственной инспекцией труда (ГИТ) юридическое лицо, а также руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, определенных ТК РФ и прочими федеральными законами.

Осуществляющие проверки инспекторы по труду имеют довольно много прав, установленных п. 13 Положения: право беспрепятственно в любое время суток посещать работодателей в целях их проверки, запрашивать у них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций, и т.д. В случае обнаружения при проверке нарушений законодательства о труде и об охране труда инспектор может привлечь организацию или должностное лицо к ответственности, предусмотренной ст. 5.27 КоАП РФ. Для этого по окончании проверки он должен зафиксировать факт нарушений документально. Такими документами являются:

— акт проверки — в нем указываются сведения о результатах проверки. Акт составляется непосредственно после проверки, в двух экземплярах, один из которых передается работодателю. При этом не имеет значения, был ли обнаружен факт нарушения трудового законодательства и охраны труда. Если нарушения были обнаружены, в акте фиксируются характер нарушений и лица, их допустившие. Требования к акту установлены п. 2 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ);

— предписание об устранении нарушений — выдается одновременно с актом проверки, непосредственно после окончания проверки (п. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). В предписании указываются выявленные нарушения и сроки их устранения;

— протокол об административном правонарушении — составляется в случае обнаружения правонарушений. Копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня его составления. Протокол подписывается инспектором по труду, его составившим, и законным представителем работодателя. В случае отказа представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (п. 4.1, 5 ст. 28.2 КоАП РФ). С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным (пп. 3 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ);

— постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Оно составляется в течение 15 дней с даты составления протокола после рассмотрения дела об административном правонарушении. Копия вручается работодателю (представителю работодателя) под расписку либо высылается по почте в течение трех дней со дня вынесения этого постановления (п. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

Напомним, что ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрены следующие виды ответственности:

— административное приостановление деятельности работодателя.

При этом если привлекать к административной ответственности и приостанавливать деятельность организации имеет право инспектор по труду, то дисквалификация осуществляется только по решению суда. То есть если инспектор выявит правонарушение, за которое предусмотрена ответственность в виде дисквалификации, он составляет протокол и в течение трех суток передает документы в суд (который рассматривает дело и выносит постановление), а работодателю направляет копию протокола.

Право на обжалование

В силу ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений вправе обжаловать эти документы в трудовую инспекцию, приложив документы, подтверждающие обоснованность возражений.

Обратите внимание! Предписание об устранении выявленных нарушений обязательно для исполнения. Если организация его не выполнит, она будет привлечена к административной ответственности по п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 361 ТК РФ, работодатель может обжаловать любой документ — акт, предписание, протокол, постановление о привлечении к административной ответственности. При этом обычно акт обжалуют вместе с предписанием, а протокол с постановлением.

Кроме того, работодатель может обжаловать действия инспектора его руководителю или главному государственному инспектору. В силу ст. 364 ТК РФ за противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами.

Подведомственность и сроки обжалования

Если работодатель решил обжаловать предписание в государственную инспекцию труда, сделать это он должен в течение 15 дней с момента получения акта и предписания (п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Обратите внимание: если в период рассмотрения жалобы наступит срок устранения нарушений, указанный в предписании, а они не будут устранены, работодатель может быть привлечен к административной ответственности.

Некоторые работодатели одновременно обращаются и в трудовую инспекцию, и в суд. Делать это не стоит, поскольку тогда жалобу будет рассматривать только суд (п. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Читайте так же:  Административным правонарушением признается противоправное виновное действие

Обжалование предписаний в судебном порядке осуществляется по правилам, установленным ГК РФ. Однако здесь возникают некоторые противоречия по поводу сроков. Так, в силу п. 1 ст. 256 ГПК РФ работодатель может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня получения предписания. Но есть ст. 357 ТК РФ, согласно которой в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Если воспринимать норму дословно, то работодателю дается 10 дней на обжалование, если в инспекцию обратился профсоюз или работник по вопросам, связанным с трудовыми спорами.

Судебная практика по вопросу, какие же сроки применять — 10 дней или три месяца, противоречива, поэтому работодателю в любом случае рекомендуется не затягивать с подачей жалобы и уложиться в 10 дней с даты получения предписания.

При этом, чтобы работодателя не привлекли к ответственности за неисполнение предписания во время рассмотрения жалобы, к жалобе следует приложить заявление о приостановлении действия предписания. Сделать это суд может и самостоятельно, но это только его право, а не обязанность.

К сведению. Вопрос о приостановлении действия оспариваемого решения может разрешаться судом на любой стадии производства по делу: при подготовке дела к судебному разбирательству, в ходе рассмотрения дела, а также после разрешения дела, но до момента вступления решения суда в законную силу, если из приобщенных к делу материалов, объяснений заявителя следует, что приостановление действия оспариваемого решения может предотвратить возможные негативные последствия для заявителя (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2 ).

Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности происходит соответственно в административном порядке. Жалоба на постановление в силу п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ подается в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Если жалоба подается в трудовую инспекцию, срок ее рассмотрения составляет 10 дней, если в суд — два месяца (п. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Отметим, что жалоба подается в суд общей юрисдикции, а не в арбитражный суд, как это установлено ст. 30.1 КоАП РФ, поскольку в силу ст. 207 АПК РФ арбитры рассматривают дела о привлечении к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Трудовые же отношения подведомственны судам общей юрисдикции.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность

В заключение обратим внимание на процессуальные моменты, при которых организация не может быть привлечена к административной ответственности. Это прежде всего нарушение сроков привлечения к ней.

Так, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения нарушения. А за административные правонарушения, влекущие дисквалификацию руководителя, он может быть привлечен к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

При длящемся административном правонарушении двухмесячный срок начинает исчисляться со дня обнаружения этого нарушения.

К сведению. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения .

Помимо нарушения сроков инспектор по труду может также нарушить процессуальные нормы при составлении протокола об административном нарушении. Поскольку КоАП РФ установлена специальная процедура составления и заполнения протокола, ее нарушение тоже может стать причиной освобождения от административной ответственности. Но такие нарушения должны быть существенными. Требования к составлению протокола установлены ст. 28.2 КоАП РФ.

Согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления при условии, что указанные нарушения носят существенный характер.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Если проверяющий не прав — обжалование предписания трудовой инспекции (образец)

Контроль соблюдения норм трудового законодательства осуществляет государственный надзорный орган – трудовая инспекция. За нарушения прав работников предусмотрена административная ответственность. Но бывает так, что результаты проверки не устраивают работодателя. В данной ситуации необходимо написать жалобу на решение ГИТ.

В статье вы найдете ответы на вопросы о порядке и сроке обжалования предписания ГИТ, образец документа также будет представлен в тексте.

Общие положения

Предписание ГИТ выдается после проведения инспектирования. Предписание считается распорядительным документом, в отличие от акта. В нем обязательно должны быть отражены следующие моменты:

  1. Дата и место составления.
  2. Данные контрольного органа.
  3. Основания для проведения проверки.
  4. Данные проверяющего инспектора.
  5. Способы проверки.
  6. Список выявленных нарушений.
  7. Ссылки на нормы закона, которые были нарушены.
  8. Срок для устранения нарушений.

Если работодатель, у которого проводилась проверка, не согласен с ее результатами, он может оспорить решение инспектора.

Обжалование результатов проверки ГИТ может производиться 2-мя способами: через суд или путем подачи жалобы руководству инспекции (ст.161 ТК РФ, ст.16 294-ФЗ). Работодатель может обжаловать предписание любым удобным способом.

По статистике, оспаривание результатов проверки путем подачи жалобы руководству ГИТ, редко приводит к желаемому результату. Как правило, руководители инспекции оставляют документ без изменений. Наиболее эффективным способом решения проблемы является обращение в суд.

Оспаривание акта государственной инспекции труда

После проверки, будь она выездная или документарная, работодателю выдается акт и копии сопроводительных документов. Если нарушений со стороны работодателя не было выявлено, на руки он получает один акт, где отражены результаты проверки. Если же были выявлены нарушения, которые подлежат устранению, выдается предписание.

Работодатель может согласиться с содержанием документа, но если он считает, что постановление составлено безосновательно, его можно оспорить.

Читайте так же:  Что называется загрязнением окружающей среды

Преимущество подачи жалобы сразу в судебные органы состоит в том, что согласно ст.254 ч.4 ГПК РФ судья вправе приостановить действие предписания на время разбирательства, а подача заявления по принципу подчиненности (руководителю инспекции) такой возможности не предусматривает.

После рассмотрения заявления судья может вынести решение об отмене некоторых пунктов в постановлении инспектора или о признании недействительным всего документа (ст.258 ч.1 ГПК РФ).

Образец

Неважно, куда будет подаваться заявление об оспаривании, непосредственно в инспекцию, или в суд – в нем обязательно должны содержаться следующие пункты:

  1. Реквизиты организации, куда подается заявление.
  2. Реквизиты инспекции, проводившей проверку.
  3. Данные заявителя.
  4. Номер и дата оспариваемого предписания.
  5. Обоснование жалобы с детальным пояснением причин, по которым обжалуемый документ можно считать незаконным.
  6. Требования заявителя (отмена нескольких пунктов или признание незаконности всего предписания).
  7. Подпись, печать, дата.

Заявление следует составлять в 2 экземплярах, один из которых должен оставаться у заявителя с отметкой о принятии.

Заключение

Заявление на признание недействительным постановления инспекции труда можно подать 2 способами. Однако анализ рисков показывает, что эффективнее и безопаснее будет решение вопроса путем подачи искового заявления. При наличии весомых доказательств неправомерности вынесения предписания, суд может частично или полностью признать его недействительным или направить дело на дополнительное рассмотрение.

Как обжаловать результаты проверки трудовой инспекции

Как обжаловать результаты проверки трудовой инспекции

Главное

  1. Выберите порядок обжалования: административный или судебный
  2. Соблюдайте сроки обжалования
  3. Не обжалуйте постановления и предписания только по формальным признакам
  4. Правильно определите подсудность

Если вы не согласны с итогами контрольных мероприятий, есть возможность оспорить документы, которые выдал инспектор: постановления и предписания. Порядок разный. Мы расскажем, в какой срок и куда подать жалобу, а также какие доводы в ней лучше привести.

Порядок подачи жалобы

При подаче заявления в суд необходимо соблюсти все формальности – сроки подачи, формат заявления, оплату госпошлины. При оспаривании постановления на устранения нарушений, госпошлина будет составлять 200 руб. (ст. 333.19 п.1 пп.7 НК РФ). Если обращение подается с целью отмены штрафа за административное правонарушение, госпошлина не платится (ст.30.2 КоАП РФ, ч.5).

Сроки

Рассмотрим вопрос о временных промежутках обжалования предписания трудовой инспекции. В случае подачи обращения по принципу подчиненности, в законе не прописано четких требований по срокам. Но здесь юристы рекомендуют не затягивать с подачей. А причина вот в чем: при рассмотрении жалобы в руководстве ГИТ, срок устранения нарушений по результатам проверки не продлевается.

Невыполнение обязательств в назначенный срок может грозить работодателю штрафом. Кроме того, если решение инспекции не принесет должного результата, есть риск пропустить срок обжалования заявления в судебном порядке.

Что касается сроков обжалования решения инспекции через суд, то у экспертов нет однозначного мнения на этот счет. Согласно ст.256 п.1 ГПК РФ работодателю на обжалование данного документа дается срок в 90 дней. Однако данная статья имеет силу только в том случае, если проверка была плановая. Если же проверка была проведена по жалобе работника профсоюза или группы сотрудников, то на обжалование предписания инспектора дается не более 10 дней.

Исходя из этого, практикующие юристы советуют обжаловать результаты проверки в 10-ти дневный срок.

Куда направляем заявления?

Законом не запрещено подавать заявление в суд и в ГИТ. Однако нет смысла направлять заявление сразу в 2 инстанции. Согласно ст.30.1 КоАП РФ, если жалоба будет подана в судебном порядке и в порядке подчиненности, дело все равно будет рассматривать только суд.

Обжалование предписания на устранение нарушений рассматривается в суде общей юрисдикции по месту нахождения проверяющего органа – инспекции или по месту нахождения работодателя.

А вот подача заявление на отмену постановления об административном нарушении до сих пор вызывает немало споров. Дело в том, что данные заявления должны рассматриваться в арбитражном суде (ч.3 ст.30.1 КоАП РФ).

Однако, согласно разъяснению Конституционного Суда, так как нарушение не связано с предпринимательской и экономической деятельностью, арбитражный суд не вправе рассматривать дело. Поэтому иск о признании постановления незаконным, рассматривается также в суде общей юрисдикции.

Как обжаловать постановление в суде

Постановление — это документ, который инспектор выносит по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении. Порядок обжалования постановлений предусмотрен Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагаются ( ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ)

Жалобу на постановление подают в районный суд по месту рассмотрения дела ( п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). Это может быть как местонахождение ГИТ, так и местонахождение предприятия.

Видео (кликните для воспроизведения).

Некоторые работодатели по ошибке обжалуют постановления трудовых инспекторов в арбитражных судах. Арбитражные суды прекращают производство по таким делам в связи с неподведомственностью ( п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ), а работодатели пропускают срок давности на обжалование постановлений. В этом случае можно заявить ходатайство о восстановлении срока. В ходатайстве укажите детальное описание шагов, которые работодатель сделал ошибочно для обжалования постановления в арбитражном суде. Укажите конкретные даты: когда подали жалобу, когда суд вынес определение о неподведомственности, когда работодатель получил копии определения. Судебная практика показывает, что в аналогичных случаях сроки восстанавливают.

Существует также вероятность подать жалобу не в тот районный суд. Если судья районного суда установит, что рассмотрение жалобы не в его компетенции, он должен в течение трех суток перенаправить ее по подведомственности ( ч. 4 ст. 30.2 КоАП РФ). Возвратить жалобу заявителю в такой ситуации он не вправе.

По результатам рассмотрения возражений постановление об административном правонарушении суд может оставить без изменений, изменить, отправить на новое рассмотрение или отменить. Принятое решение по жалобе на постановление оглашают немедленно после его вынесения. Копию решения вручают лично представителю организации или направляют по почте в течение трех суток с момента вынесения. Это указано в статьях 30.7 , 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На что сослаться в жалобе

Инспекторы накладывают штрафы как на организацию, так и на ее должностных лиц, причем отдельно за каждое нарушение. Поэтому подготовьте жалобы на каждое постановление


Суд, как правило, не признает незначительные нарушения во время проверки основанием для отмены постановления, поэтому не пытайтесь обжаловать их только по формальным признакам. Другое дело — грубые нарушения. Если инспектор допустил одно из нарушений, указанных в части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, то суд отменит результаты проверки. Перечень нарушений см. в таблице 2.

Читайте так же:  Постановление об административном выдворении исполняется

Таблица 2. Грубые нарушения, которые позволят отменить результаты проверки ГИТ

Требование, которое нарушил надзорный орган

Основание для признания результатов проверки недействительными

Плановую проверку провели раньше, чем через три года после последней проверки. Исключения указаны в частях 9 и 9.3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ. Например, если категория риска организации подразумевает иную периодичность проверок

Часть 2 статьи 9 Закона № 294-ФЗ*

Пункт 1 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

Плановую проверку провели без ежегодного плана, разработанного органом государственного контроля или органом муниципального контроля в соответствии с их полномочиями

Часть 3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ

Пункт 1 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

О плановой проверке уведомили позже, чем за три рабочих дня до ее начала

Часть 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ

Пункт 1 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

О внеплановой выездной проверке уведомили меньше, чем за 24 часа до ее начала. Исключение: предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятом части 7 статьи 360 ТК РФ, не допускается.

Часть 16 статьи 10 Закона № 294-ФЗ

Пункт 1 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

К мероприятиям по контролю привлекли неаккредитованного гражданина или организацию

Пункты 7 и 9 статьи 2 Закона № 294-ФЗ

Пункт 1.1 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

Отсутствуют основания для проверки

Пункт 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ

Пункт 2 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

Проверку провели по обращению анонимного заявителя

Часть 3 статьи 10 Закона № 294-ФЗ

Пункт 2 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

Обращение или заявление не содержит сведений о фактах, указанных в части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ

Часть 3 статьи 10 Закона № 294-ФЗ

Пункт 2 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

Общий срок плановых выездных проверок в течение года превысил: 50 часов для малого предприятия, 15 часов — для микропредприятия

Часть 2 статьи 13 Закона № 294-ФЗ

Пункт 3 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

Проверку провели без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля, органа муниципального контроля

Часть 1 статьи 14 Закона № 294-ФЗ

Пункт 4 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

ГИТ проверила выполнение требований, которые:
— не относятся к его полномочиям
— установлены нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР;
— не обязательны для исполнения;
— установлены муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном порядке

Пункты 1 , 1.1 и 1.2 статьи 15 Закона № 294-ФЗ

Пункт 5 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

ГИТ затребовала документы, которые не относятся к предмету проверки

Пункт 3 статьи 15 Закона № 294-ФЗ

Пункт 5 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

ГИТ превысила установленный срок проверки

Пункт 6 статьи 15 Закона № 294-ФЗ

Пункт 5 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

ГИТ не представила акт проверки

Часть 4 статьи 16 Закона № 294-ФЗ

Пункт 6 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

Плановая проверка не была включена в ежегодный план проведения плановых проверок

Часть 3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ

Пункт 7 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

В проверке участвовал эксперт, который состоит в гражданско-правовых или трудовых отношениях с организацией или предпринимателем, в отношении которого проводили проверку

Часть 6 статьи 12 Закона № 294-ФЗ

Пункт 8 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

* Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Статья 361 ТК РФ. Обжалование решений государственных инспекторов труда

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Полезное видео

В какой срок обжаловать

Срок обжалования зависит как от порядка обжалования, так и от того, какой именно документ обжалуют. По итогам проверки инспектор может составить: акт проверки, предписание об устранении нарушений, протокол об административном правонарушении, постановление о назначении административного наказания. На практике обжалуют только предписания и постановления. Обжаловать решения трудовых инспекторов можно двумя способами: в административном и в судебном порядке (таблица 1).

Таблица 1. Сроки обжалования предписаний и постановлений государственной инспекции труда

Срок обжалования в судебном порядке

Срок обжалования в административном порядке

3 месяца со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов
( ч. 1 ст. 219 КАС РФ)

15 дней с момента получения предписания
( п. 12 ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ)

10 дней с момента получения копии постановления
( ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ)

10 дней с момента получения копии постановления
( ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ)

Учтите, что суд не будет рассматривать документы, если вы подадите их после того, как процессуальный срок закончится ( ч. 2 ст. 94 Кодекса административного судопроизводства РФ). Если не успеваете вовремя, заявите ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

Как обжаловать предписание в суде

Представлять интересы организации в суде может адвокат или человек с высшим юридическим образованием. В суде он должен предъявить документ об образовании ( ч. 1 ст. 55 Кодекса административного судопроизводства РФ)

Предписание — это решение должностного лица органа государственной власти. Такие решения оспаривают в судах общей юрисдикции ( п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ). Заявление об оспаривании предписания подают в районный суд по месту проведения проверки и устранения выявленных недостатков (например, Апелляционное определение Мосгорсуда от 18 июля 2017 г. по делу № 33а-2452 ).

В заявлении попросите суд приостановить срок исполнения предписания. Сам факт оспаривания предписания в суде не является основанием для приостановления срока его исполнения. Приостановить срок исполнения предписания до вступления решения в законную силу может только суд. Если суд удовлетворит вашу просьбу, он вынесет соответствующее определение.

Как обжаловать решение трудинспектора в административном порядке

В этом случае жалобу подайте руководителю территориальной ГИТ или главному инспектору труда РФ. Решения главного государственного инспектора труда России можно обжаловать только в суде ( ст. 361 ТК РФ). Не обращайтесь одновременно и в суд, и к руководителю инспектора по подчиненности. Это не запрещено, но неэффективно — жалобу будет рассматривать только суд ( ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Читайте так же:  Экологическая оценка загрязнения окружающей среды

Жалобу подают в письменной форме или в электронном виде с усиленной квалифицированной подписью. К заявлению можно приложить документы или их заверенные копии, которые подтвердят обоснованность возражений.

Практика разрешения дел

Четкой статистике по удовлетворению или отказу в удовлетворении исковых требований о признании предписания незаконным не существует. Суд, как и руководство ГИТ, рассматривает дело исходя из представленных доказательств. Рассмотрим пример обжалования.

В сентябре 2017 года Тверской суд рассматривал иск от ООО «Просто Мебель» по признанию незаконным постановления инспектора ГИТ. В предписании на работодателя было наложено обязательство по выплате недостающей части заработной платы гражданке Ивановой Е.В., ранее уволенной с данного предприятия.

Уполномоченный представитель истца пояснил, что инспектор не имел права выписывать данное постановление, так как согласно ст.381-397 ТК РФ нерегулируемые разногласия между работником и работодателем по вопросам применения трудового права должны рассматриваться судом или комиссией по трудовым спорам.

После рассмотрения всех обстоятельств дела, иск был удовлетворен.

Комментарии к ст. 361 ТК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает 2 порядка обжалования решений государственных инспекторов труда: административный (когда жалоба подается соответствующему руководителю по подчиненности, включая главного государственного инспектора труда РФ) и судебный.

Право выбора, в какой орган должна быть подана жалоба, предоставлено лицу, несогласному с решением государственного инспектора труда и обжалующему это решение. Обжалование решения государственного инспектора труда в порядке подчиненности не препятствует одновременному обжалованию того же решения в судебном порядке.

2. Право обжалования решений должностных лиц органов исполнительной власти является конституционным правом граждан, предоставленным ст. 33 Конституции РФ, в соответствии с которой граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

На протяжении длительного периода времени общий порядок рассмотрения заявлений и жалоб граждан устанавливался актами законодательства СССР, основным из которых являлся Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». С ноября 2006 г. правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Правовые нормы, предусматривающие возможность обжалования неправомерных решений и действий (бездействия) должностных лиц органов исполнительной власти, в том числе должностных лиц органов надзора и контроля, содержатся в ряде иных федеральных законов.

В частности, ст. 15 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» содержит бланкетную правовую норму, устанавливающую, что заявления об обжаловании действий (бездействия) органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством РФ.

Право обжалования решений инспекторов труда, в том числе в административном или судебном порядке, предусмотрено также п. 2 ст. 13 Конвенции N 81 МОТ.

3. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом решения и действия (бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Порядок гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ГПК и другими федеральными законами.

4. Комментируемая статья устанавливает альтернативную подведомственность рассмотрения жалоб на решения государственных инспекторов труда по вопросам государственного надзора и контроля, за исключением решений главного государственного инспектора труда РФ, которые обжалуются исключительно в судебном порядке. В соответствии со ст. 361 ТК обжаловать решение государственного инспектора труда можно соответствующему руководителю по подчиненности (т.е. руководителю государственной инспекции труда, в которой работает данный государственный инспектор труда), главному государственному инспектору труда РФ либо в суд.

5. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установленный этим Законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. В связи с этим следует учитывать, что решения государственных инспекторов труда, принятые в рамках производства по делу об административном правонарушении (постановления по делам об административных правонарушениях), обжалуются в порядке, установленном гл. 30 КоАП.

В соответствии с нормами указанной главы КоАП решения государственных инспекторов труда, принятые в рамках производства по делу об административном правонарушении (в том числе постановление государственного инспектора труда об административном наказании), могут быть обжалованы работодателем, его законным представителем, лицом, представляющим работодателя, работником (потерпевшим), его представителем.

Представителем работника (потерпевшего) может выступать адвокат или любое лицо, полномочия которого удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии со ст. ст. 185 и 186 ГК.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное государственным инспектором труда, обжалуется вышестоящему должностному лицу (руководителю соответствующей государственной инспекции труда) либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее получения.

6. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» должностные лица органов государственного надзора и контроля при проведении надзорно-контрольных мероприятий обязаны доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

7. Комментируемая статья не содержит ограничений по кругу лиц, имеющих право обжаловать решения государственных инспекторов труда. На практике в большинстве случаев решения государственных инспекторов труда обжалуются либо работодателем, действия которого признаны неправомерными, либо работником (его представителем), заявление которого, адресованное в федеральную инспекцию труда, признано необоснованным. Вместе с тем правовые препятствия к обжалованию решений государственных инспекторов труда иными лицами, чьи права и свободы нарушены (ограничены) принятым решением, отсутствуют.

Источники

Обжалование постановлений государственной инспекции труда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here