Общегосударственная система мониторинга загрязнения окружающей среды россии

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Общегосударственная система мониторинга загрязнения окружающей среды россии". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Государственный мониторинг окружающей среды.

Мониторинг окружающей среды — система долгосрочных наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. В соответствии с законодательством проводится мониторинг как окружающей среды в целом, так и ее отдельных компонентов — земли, вод, атмосферного воздуха и других природных объектов.

Организация и проведение мониторинга окружающей среды регулируется многими актами экологического законодательства на уровне Российской Федерации и ее субъектов, включая:

  • Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ст. 63);
  • Федеральный закон «О гидрометеорологической службе»;
  • Земельный кодекс РФ (ст. 67);
  • Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О недрах» (ст. 36.1);
  • Водный кодекс РФ (ст. 30);
  • Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 23);
  • Федеральный закон «О животном мире» (ст. 15);
  • Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (ст. 36).

Лесным кодексом РФ предусмотрена государственная инвентаризация лесов, представляющая собой мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик (ст. 90).

В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проводится социально-гигиенический мониторинг (ст. 45), содержащий элементы мониторинга окружающей среды.

Законодательством предусматривается проведение:

  1. государственного мониторинга окружающей среды;
  2. негосударственного мониторинга окружающей среды.

Так, Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации обязывает юридические лица и граждан-предпринимателей разрабатывать предложения по программе экологического мониторинга на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Некоторые общие и основные положения о мониторинге окружающей среды сформулированы в Федеральном законе «Об охране окружающей природной среды». Согласно статье 63 государственный мониторинг окружающей среды осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды устанавливается Правительством РФ . Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении государственного мониторинга окружающей среды, используется органами государственной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки федеральных программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприятий по охране окружающей среды.

С целью повышения эффективности работ по сохранению и улучшению состояния окружающей среды постановлением Правительством РФ от 24 ноября 1993 г. создана Единая государственная система экологического мониторинга. В ней участвуют все специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
Наиболее солидной базой мониторинга обладает Росгидромет, являющийся специально уполномоченным государственным органом в данной сфере. Органами Росгидромета проводятся следующие основные виды наблюдений:

  1. за состоянием загрязнения воздуха в городах и промышленных центрах;
  2. за состоянием загрязнения почв пестицидами и тяжелыми металлами;
  3. за состоянием загрязнения поверхностных вод суши и морей;
  4. за трансграничным переносом веществ, загрязняющих атмосферу;
  5. комплексные наблюдения за загрязнением природной среды и состоянием растительности;
  6. за химическим составом и кислотностью атмосферных осадков и снежного покрова;
  7. за фоновым загрязнением атмосферы;
  8. за радиоактивным загрязнением природной среды.

Получает развитие производственный экологический мониторинг , то есть мониторинг, осуществляемый предприятиями (к примеру, с октября 1995 г. создана система мониторинга в АО «Газпром»).

Одним из основных результатов проведения мониторинга окружающей среды является получение данных о ее состоянии . Федеральным законом «О гидрометеорологической службе» предусмотрено создание единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении (ст. 15). Единый государственный фонд данных представляет собой упорядоченную, постоянно пополняемую совокупность документированной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, получаемой в результате деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, физических и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики), мониторинга состояния окружающей природной среды, ее загрязнения. Он формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Создание и ведение единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении регулируется постановлением Правительства РФ от 21 декабря 1999 г.

В соответствии с Федеральным законом «О гидрометеорологической службе» информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении предоставляются пользователям (потребителям) бесплатно, а также на основе договоров (ст. 17). Положением об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г., конкретизированы условия предоставления информации. Бесплатно информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государственной власти РФ и ее субъектов, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Другим пользователям (потребителям) информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по сетям электрической и почтовой связи.

Читайте так же:  Ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие

Данные мониторинга природной среды служат основой для ведения государственных кадастров природных ресурсов, а также для принятия экологически значимых хозяйственных и иных решений .

Экологический мониторинг в России

В Российской Федерации осуществление мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды является прямой функцией Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), куда входят 22 территориальных управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС). Одна из важнейших задач Росгидромета – отражать общую картину состояния окружающей среды, в том числе ее загрязнения. Российские станции контроля загрязнения атмосферы образуют сеть Восточноевропейского центра программы ЕМЕП — Совместной программы наблюдений и оценки распространения загрязняющих воздух веществ на большие расстояния и являются составной частью Глобальной системы мониторинга окружающей среды ВМО. В РФ на станциях контроля загрязнения атмосферы, расположенных во всех городах с населением более 100 тыс. человек, регулярно отмечают изменения концентраций пыли, окиси углерода, двуокиси азота, аммиака, сероуглерода, фенола, фтористого водорода.

Составной частью государственного экологического мониторинга является также мониторинг состояния отдельных природных ресурсов и территорий: атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа РФ, состояния недр, внутренних морских вод и территориального моря РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 20.05.2004 № 649 функции по осуществлению экологического мониторинга за состоянием отдельных природных ресурсов переданы соответствующим федеральным агентствам, так, по государственному мониторингу состояния водных биологических ресурсов – Росрыболовству, по государственному мониторингу лесов – Рослесхозу, по государственному мониторингу вод – Росводресурсам. Социально-гигиенический мониторинг осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Порядок проведения государственного экологического мониторинга установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.03.2003 № 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды». Государственный экологический мониторинг осуществляется за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду; оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов; обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения или уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.

Мониторинг источника антропогенного воздействия, или источника загрязнения (МИЗ) окружающей среды представляет собой постоянное или эпизодическое наблюдение за конкретным объектом – источником реального или потенциального загрязнения и фиксирование количественных параметров окружающей среды в зоне первичного контакта среды с источником. МИЗ, по существу, выполняет задачи производственного контроля технологических процессов, «открытых» во внешнюю среду. Организация экологического мониторинга источников загрязнения на объектах осуществляется с целью получения оперативной и систематической информации о состоянии среды, прежде всего для обеспечения технологической и экологической безопасности самих контролируемых объектов, с приоритетом вопросов безопасности и комфортности условий труда работающего на них персонала.

По данным МИЗ можно оценивать не только собственно параметры окружающей среды, но и косвенно судить по их характеристикам о работоспособности, а также о характере режима функционирования («штатный» или аварийный) технологического оборудования на объекте, которое является главным источником опасности, как для персонала, так и для проживающего вокруг населения. Для повышения надежности система мониторинга объекта обычно дублируется и подразделяется на две основные подсистемы: подсистему автоматических приборов контроля загрязняющих веществ и подсистему отбора и лабораторного анализа проб объектов среды вблизи источника загрязнения.

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 № 846 утверждено Положение об осуществлении государственного мониторинга земель. При проведении государственного мониторинга земель решаются задачи своевременного выявления изменений состояния земель, оценки этих изменений, прогноза и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов; информационного обеспечения деятельности по ведению государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, землеустройства; обеспечения граждан информацией о состоянии земель.

Мониторинг загрязнения поверхностных вод ведется с помощью стационарных постов. Периодичность отбора проб зависит от категории пункта и составляет от ежедневного или ежедекадного отбора до одного раза в несколько месяцев в основные фазы водного режима. Число контролируемых ингредиентов составляет от единиц до нескольких десятков. Стационарные посты государственной сети наблюдений дополняются ведомственными. Водоемы, которые служат источниками питьевого водоснабжения, а также рекреационные, контролируются санитарно-эпидемиологической службой. Постепенно внедряются системы автоматизированного контроля, основанные на использовании датчиков и компьютерных сетей. Показатели качества воды определяются с использованием гигиенических нормативов.

Традиционный экологический мониторинг развивается по двум направлениям. В России основным является физико-химический анализ объектов окружающей среды и сельскохозяйственных продуктов на базе нормирования качества окружающей среды, которое связано с системой предельно-допустимых концентраций и классов опасности химических веществ, предельно-допустимых доз и уровней ионизирующих излучений и электромагнитных полей. Второе направление – это биотестирование и биоиндикация, которые позволяют качественно оценить степень влияния антропогенных факторов или их комбинаций на отдельные живые организмы и биоценозы. Например, при определении класса опасности тех отходов, у которых невозможно определить их качественный и количественный состав используется биотестирование водной вытяжки отходов с применением не менее двух тест-объектов из разных систематических групп (дафнии, инфузории, бактерии, водоросли и д.п.). За окончательный результат принимается класс опасности, выявленный на тест-объекте, который проявил более высокую чувствительность к анализируемому отходу.

Информация, полученная при осуществлении экологического мониторинга, используется при разработке и прогнозировании социально-экономического развития государства, целевых программ различного уровня и чрезвычайных ситуаций, осуществлении производственного экологического контроля и проведении экологической экспертизы.

Читайте так же:  Найти штраф за безбилетный проезд

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

В государственной системе управления природоохранной деятельностью важная роль отводится формированию Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ) как источнику объективной комплексной информации о со­стоянии окружающей природной среды.

ЕГСЭМ включает в себя следующие основные компоненты:


• мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду;

• мониторинг загрязнения абиотической компоненты окружающей природной среды;

• мониторинг биотической компоненты окружающей природной среды;

• обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.

Организация работ по созданию ЕГСЭМ осуществляется во исполнение Постановления Совета Министров — Правительст­ва Российской Федерации от 24 ноября 1993 г. № 1229, соот­ветствующих приказов и распоряжений Госкомэкологии Рос­сии, МГС. России, Минобороны России, Минтопэнерго России, Роскомзема, Госгортехнадзора России и т.д. Соответствующи­ми приказами и постановлениями предусматриваются разра­ботка и создание территориальных подсистем ЕГСЭМ.

По созданию подсистем ЕГСЭМ ведутся работы на террито­риях Амурской, Калужской, Курганской и Челябинской облас­тей, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных ок­ругов, республик Мордовия, Карелия и Чувашия, эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды и др. Кро­ме того, организуются региональные единые системы экологи­ческого мониторинга. Например, на территории Уральского региона в такую систему должны войти Курганская, Оренбург­ская, Пермская, Свердловская и Тюменская области, а также межрегиональные комплексные программы экологического мо­ниторинга Северо-Западного и Северного регионов. Минпри­роды Чувашии, Минэкологии Республики Мордовии и Перм­ский облкомприроды решили создать межрегиональную комплексную программу экологического мониторинга бас­сейна р. Суры.

Важнейшей составной частью по организации ЕГСЭМ яв­ляется организация мониторинга источников антропоген­ного воздействия на окружающую природную среду. Наблю­дения за источниками выбросов и сбросов проводятся пред­приятиями, организациями и учреждениями, загрязняющими окружающую среду. Ответственность за создание и эксплуата­цию средств наблюдения и контроля состояния источников антропогенного воздействия возлагается на природопользователей.

Каждое министерство и ведомство в соответствии со своей спецификой и имеющимися нормативными документами орга­низует службы ведомственного контроля на своих предприяти­ях и отчитывается перед контролирующими органами Госком­экологии России по принятым формам статистической отчет­ности и другим разработанным и утвержденным документам.

Организационное и производственное обеспечение контроля промышленных выбросов и сбросов не отвечает требованиям, предъявляемым к автоматизированным измерительно-информа­ционным системам, основной объем данных о количественном составе выбросов в атмосферу получают, используя главным образом инструментально-лабораторные методы контроля.

Территориальными подразделениями Госкомэкологии Рос­сии осуществляется мониторинг источников антропогенного воздействия на атмосферный воздух. Задачей наблюдений это­го вида является определение состава и количества загрязняю­щих веществ, поступающих в атмосферу от источников выбро­сов. Объекты наблюдения — предприятия (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.), имеющие источ­ники загрязнения атмосферы, а также сами источники. Указанным мониторингом охвачено 18 380 предприятий в 459 городах России. Эти наблюдения включают:

• ведомственный контроль, который производится силами ведомственных лабораторий контроля промышленных выбросов, прошедших метрологическую аттестацию, либо с привлечением лицензированных (аккредитованных) лабораторий;

• государственный контроль, осуществляемый лабораториями контроля промышленных выбросов при территориальных органах Госкомэкологии России.

Специализированные инспекции аналитического контроля (СИАК) осуществляют надзор за деятельностью ведомственных служб и лабораторий, определяющих содержание загрязняю­щих веществ в выбросах и сбросах предприятий.

Мониторинг загрязнения абиотической составляющей окружающей природной среды

в рамках ЕГСЭМ ведет Госу­дарственная служба наблюдения (ГСН) за загрязнением окру­жающей природной среды.

Основными задачами ГСН являются:

• обеспечение ЕГСЭМ данными о состоянии и уровнях загрязнения атмосферного воздуха, вод суши и морей, почв, геологической среды и происходящих в них изменениях;

• обеспечение органов и организаций, входящих в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оперативной прогностической и фактической информацией в целях безопасности населения, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, снижения ущерба экономике от стихийных бедствий, аварий и катастроф природного и техногенного характера;

• обеспечение отраслей экономики (сельского, лесного, водного и коммунального хозяйств, энергетики, строительства, транспорта и т.д.) информацией о фактических и ожидаемых неблагоприятных для их деятельности изменениях в состоянии окружающей природной среды.

Таким образом, в части решения чисто экологических задач ГСН оказывает информационную поддержку ЕГСЭМ данными о состоянии и изменении абиотических параметров природной среды.

В рамках ГСН наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха проводятся в 284 городах на 664 стационарных постах, в том числе в 234 городах — непосредственно подразделения­ми Росгидромета. Режимные наблюдения за загрязнением по­верхностных вод Российской Федерации осуществляются в 1928 пунктах, 2617 створах, 2958 вертикалях и 3407 горизон­тах, расположенных на 1363 водных объектах, из них на 1204 водотоках и 159 водоемах.

Подсистема мониторинга загрязнения состоит из централь­ной и 10 региональных лабораторий, а также экспедиционных обследований. Мониторинг загрязнения морских вод (по хими­ческим и гидробиологическим показателям) базируется на дан­ных более чем 500 станций, расположенных на всех морях Рос­сии. В состав сети наблюдений за радиоактивным загрязнением природной среды входят 1456 гидрометстанций и постов, осу­ществляющих измерения мощности экспозиционной дозы гам­ма-излучения (1394 пункта), наблюдения за радиоактивными атмосферными выпадениями (487 пунктов) и аэрозолями (51 пункт). На 30 пунктах проводятся наблюдения за содержанием трития в атмосферных осадках, на 82 — за содержанием строн-ция-90 и других долгоживущих радионуклидов в водах суши и морей. Созданные в сетевых подразделениях оперативные группы осуществляют маршрутные и экспедиционные обследо­вания радиационной обстановки в районах, прилегающих к ра­диационно-опасным объектам.

Минатом России в рамках системы ЕГАСКРО является от­ветственным исполнителем разработки подсистемы автомати­зированной системы контроля радиационной обстановки (АСКРО)*. В рамках этой подсистемы Сибирским химическим комбинатом создается и внедряется автоматизированная систе­ма промышленного мониторинга (АСПРОМ), которая должна обеспечивать выработку управленческих решений на основе автоматизации информационных процессов в различных сфе­рах деятельности комбината (производство, экология, радиаци­онная и химическая безопасность персонала и населения, управление технологическими процессами и контроль за ними).

Читайте так же:  Образец жалобы на бездействие старшему приставу

Государственный мониторинг геологической среды (ГМГС) представляет собой федеральную систему наблюдений, оценки, контроля и прогноза состояния геологической среды. Система ГМГС действующая практически на всей территории Россий­ской Федерации, включает:

• государственную опорную наблюдательную сеть, состоящую из 15 тыс. пунктов наблюдений за подземными водами, 700 участков наблюдений за опасными экзогенными процессами, пяти полигонов и 30 наблюдательных скважин для изучения предвестников землетрясений и слежения за ними, одного гео­
химического полигона и пяти геокриологических стационаров;

• локальные наблюдательные сети на объектах недропользования;

• 57 территориальных центров ГМГС в составе территориальных геологических комитетов и унитарных геологических предприятий;

• три региональных центра ГМГС в составе Центрального, Северо-Западного и Северо-Кавказского региональных геологических центров.

Среди всех блоков экологического мониторинга в рамках ЕГСЭМ мониторинг биоты является наиболее сложным и наименее разработанным не только в России, но и во всем мире.

Многочисленные публикации по мониторингу отдельных видов биоты или проблемам биоиндикации не позволяют при­менять большинство из них в ЕГСЭМ, поскольку нет единой методологии использования объектов живой природы в системе экологического мониторинга с целью не только оценки, но и регулирования качества окружающей среды.

В настоящее время в системе Госкомэкологии России идет разработка системы мониторинга живой природы в рамках ЕГСЭМ. Она включает три основных блока мониторинга: рас­тительный мир, животный мир, живую природу на охраняемых природных территориях.

Первоочередная задача — определение приоритетных пока­зателей для каждого из блоков мониторинга на федеральном и территориальном уровнях (дифференцированно для наземных, водных и почвенных экосистем).

Методы мониторинга биоты проходят апробацию в рамках разработанной подпрограммы мониторинга особо охраняемых территорий. В ряде заповедников (Центрально-Лесной, Приок-ско-Террасный) ведется мониторинг биоты эталонных назем­ных экосистем.

На территории некоторых областей (Амурская, Калужская, Кировская и Курганская) мониторинг биоты выделен в отдель­ную программу. Цели мониторинга биоты:

• наблюдение, оценка и прогноз состояния редких и исчезающих видов природной флоры (кроме лесов) и фауны; редких, исчезающих и типичных растительных сообществ, нуждающихся в особой охране; ботанических памятников природы;

• информационное обеспечение органов власти, тематических федеральных подсистем мониторинга животного и растительного мира, других юридических и физических лиц в части природопользования и охраны окружающей природной среды.

Согласно разработанным положениям, на некоторых терри­ториях (Амурская, Калужская, Курганская области) осуществ­ляется следующая деятельность:

• инвентаризация (кадастр) мест обитания и распространения редких и исчезающих растений, в первую очередь находящихся под угрозой исчезновения (категория 1);

• оценка, контроль и прогноз состояния исчезающих видов;

Видео (кликните для воспроизведения).

• инвентаризация (кадастр) и оценка состояния редких, исчезающих и типичных фитоценозов (составление «Зеленой книги» Амурской области);

• инвентаризация флоры с целью выявления изменений видового состава; оценка экологических причин, вызывающих эти изменения;

• выявление видов, не вошедших в «Красную Книгу», но подпадающих под статус исчезающих в силу негативных изменений их состояния;

• создание долговременной наблюдательной сети для ведения фонового (в ненарушенных ценозах) и импактного (в районах хозяйственной деятельности) мониторингов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10363 — | 7648 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Экологический мониторинг в России (стр. 1 из 3)

1 Организация систем мониторинга в России

2 Методы и средства контроля среды обитания: контрактные, дистанционные и биологические методы оценки качества воздуха, воды и почвы

3 Методы контроля энергетических загрязнений

4 Обработка результатов и оценка экологической ситуации

Мониторинг – система наблюдения, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенного воздействия.

Мониторинг окружающей природной среды — по законодательству РФ — долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды.

Под качеством природной среды понимают такое состояние экологических систем, при котором постоянно обеспечиваются обменные процессы энергий и веществ между природой и человеком на уровне, обеспечивающем воспроизводство жизни на Земле. Качество среды до активного вмешательства человека поддерживалось самой природой путем саморегуляции, самоочищения от загрязнения нетехногенного происхождения. Человеческое производство в отличие от природного построено на отходной технологии, которые не могут затем быть сырьем для природных процессов (циклов). Это приводит к накоплению на поверхности Земли инертных (неусвояемых) или вредных материалов. Воздействие человека на природную среду и негативные последствия его деятельности создали в цивилизованном обществе проблему регулирования качества среды, в которой живет и проявляет себя человек.

В соответствии с типами загрязнений мониторинг различают глобальный, региональный, импактный, базовый, по способам наблюдения —авиационный, космический, дистанционный, по задачам — прогностический.

Глобальный мониторинг осуществляет слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере и осуществление прогноза возможных изменений.

Читайте так же:  Написали протокол об административном правонарушении

Региональный мониторинг охватывает отдельные регионы, в пределах которых наблюдаются процессы и явления, отличающиеся по природному характеру или антропогенным воздействиям от естественных биологических процессов.

Импактный мониторинг обеспечивает наблюдения в особо опасных зонах и местах, непосредственно примыкающих к источникам загрязняющих веществ.

Базовый мониторинг осуществляет слежение за состоянием природных систем, на которые практически не накладываются региональные антропогенные воздействия. Для осуществления базового мониторинга используют удаленные от промышленных регионов территории.

При мониторинге качественно и количественно характеризуется состояние воздуха, поверхностных вод, климатические изменения, свойства почвенного покрова, состояние растительного и животного мира. К каждому из перечисленных компонентов биосферы предъявляются особые требования и разрабатываются специфические методы анализа.

Основные цели мониторинга состоят в обеспечении своевременной и достоверной информацией, позволяющей оценить показатели состояния экосистем и среды обитания человека; выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений; а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются; создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.

Основные задачи экологического мониторинга:

— наблюдение за источниками и факторами антропогенного воздействия;

— наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;

— оценка фактического состояния природной среды;

— прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды.

1 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА В РОССИИ

В нашей стране в законодательном порядке установлена система государственных мероприятий, закрепленных в праве и направленных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных условий, необходимых для жизни людей и развития материального производства.

В природоохранное законодательство входят Закон РФ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.

Немаловажную роль играют нормативные правила — санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т. д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т. д.

Нормативы качества – предельно допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду антропогенной деятельности человека.

Нормирование качества окружающей природной среды – это процесс разработки и придания юридической нормы научно обоснованным нормативам в виде показателей предельно допустимого воздействия человека на природу или среду обитания. Предельно допустимой нормой является законодательно устанавливаемые допустимые размеры воздействия человека на окружающую среду. Предельно допустимые нормы – это своего рода вынужденный компромисс, который позволяет развивать хозяйство, охранять жизнь и благополучие человека.

В соответствии с 3aконом к содержанию нормативов предъявляют следующие требования: экологическая безопасность населения; сохранение генетического фонда; обеспечение рационального использования и воспроизводства природных условий, устойчивого развития хозяйственной деятельности.

Нормативы качества оценивают по трем показателям: медицинским (устанавливают пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе); технологическим (оценивают уровень установленных пределов техногенного воздействия на человека и среду обитания) и научно-техническим (оценивают возможность научных и технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем характеристикам).

Нормативы качества не обладают юридической силой. Норматив становится обязательным и имеет юридическую силу с момента утверждения его компетентным органом. Такими органами являются Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора при Правительстве РФ (Госкомсанэпиднадзор), Министерство природных ресурсов РФ и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология).

Госкомсанэпиднадзор России осуществляет мониторинг воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения.

Министерство природных ресурсов осуществляет мониторинг недр (геологической среды), включая мониторинг подземных вод и опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов; мониторинг водной среды водохозяйственных систем и сооружений в местах водосбора и сброса сточных вод.

Госкомэкология: координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга окружающей природной среды; организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду и зон их прямого воздействия; организация мониторинга животного и растительного мира, мониторинг наземной фауны и флоры (кроме лесов); обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем; ведение с заинтересованными министерствами и ведомствами банков данных об окружающей природной среде, природных ресурсах и их использовании.

При разработке проекта экологического мониторинга необходима следующая информация:

— источники поступления загрязняющих веществ в окружающую природную среду (выбросы загрязняющих веществ в атмосферу; сбросы сточных вод в водные объекты; поверхностные смывы загрязняющих и биогенных веществ в поверхностные воды суши и моря; внесение на земную поверхность и в почвенный слой загрязняющих и биогенных веществ вместе с удобрениями и ядохимикатами при сельскохозяйственной деятельности; места захоронения и складирования промышленных и коммунальных отходов; техногенные аварии);

— переносы загрязняющих веществ (процессы атмосферного переноса; процессы переноса в водной среде);

— данные о состоянии антропогенных источников эмиссии (его мощность и месторасположение, гидродинамические условия поступления эмиссии в окружающую среду).

На территории Российской Федерации функционирует ряд систем мониторинга загрязнения природной среды и состояния природных ресурсов. В государственной системе управления природоохранной деятельностью в Российской Федерации важную роль играет формирование единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ).

ЕГСЭМ включает в себя: мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду; мониторинг загрязнения абиотического компонента окружающей среды; мониторинг биотической компоненты окружающей среды; социально-гигиенический мониторинг; обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.

2 МЕТОДЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ: КОНТРАКТНЫЕ, ДИСТАНЦИОННЫЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВОЗДУХА, ВОДЫ И ПОЧВЫ

Методы контроля в почвенном мониторинге. Основными показателями являются кислотность, потеря гумуса, засоление, загрязнение нефтепродуктами.

Читайте так же:  Штраф за просроченный паспорт в лнр

Кислотность почв оценивается по значению водородного показателя (рН) в водных вытяжках почвы. Значение рН измеряют с помощью рН-метра или потенциометра. Оптимальные диапазоны рН для растений от 5,0 до 7,5. Если кислотность меньше 5, то прибегают к известкованию почв, при рН более 7,5—8 используют химические средства для снижения рН.

Содержание гумуса определяют по окисляемости органического вещества. К навеске почвы добавляют окислитель (чаще всего хромлик) и кипятят. При этом органическое вещество, входящее в состав гумуса, окисляется до CО2 и H2O. Количество израсходованного окислителя определяют либо титрометрическим методом, либо спектрофотометрическим. Зная количество окислителя, определяют количество органического вещества. В последнее время применяют анализаторы углерода, в которых происходит сухое сжигание органического вещества в токе кислорода с последующим определением выделившегося СО2.

Что такое государственный экологический мониторинг РФ?

Рассмотрим, каким образом реализуется концепция экологического мониторинга в нашей стране.

Согласно закону РФ «Об охране окружающей среды», мониторинг окружающей среды подразумевает работу государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, а также государственный, производственный и общественный контроль.

Историческая справка

В Российской Федерации (как республике бывшего СССР) наблюдения за состоянием окружающей среды начали проводиться в 30-е годы прошлого столетия и были направлены на контроль состояния поверхностных вод, что было обусловлено актуальностью проблемы водопотребления.

В 50-е годы на базе разветвленной сети Гидрометслужбы СССР были организованы наблюдения за радиоактивным загрязнением природной среды в связи с испытанием ядерного оружия в воздухе, на земле и под землей. Контроль загрязнения атмосферы был начат в отдельных пунктах с 1963 года.

Первый этап организации наблюдений за загрязнением всех природных сред был осуществлен в 1972 году. Тогда специальным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР была создана Общегосударственная служба наблюдений и контроля за загрязненностью объектов природной среды (ОГСНК). Организация и обеспечение функционирования этой службы были возложены на Госкомгидромет. Кроме этой организации, экологический мониторинг курировался рядом министерств, ведомств и специальных служб.

Вполне очевидно, что распределение функций организации и проведения мониторинга по различным организациям, которые никак не были связаны между собой, привело к дублированию работы. Это намного снижало эффективность всей системы государственного мониторинга, делало практически недоступной информацию как для государственных организаций, так и для простых граждан. В связи с этими обстоятельствами в 1993 году Постановлением правительства РФ ОГСНК была сформирована Единая государственная система экологического мониторинга России (ЕГСЭМ).

Основная цель новой системы заключалась в выполнении государственной задачи обеспечения безопасности и качества окружающей среды, разработке стратегии и тактики организации природоохранной службы, гарантирующей получение объективной информации о состоянии окружающей среды.

Программой предусматривалось в сжатые сроки разработать проект федерально-региональной программы создания и функционирования ЕГСЭМ, создать типовые проекты служб и систем экологического мониторинга, разработать методы выявления источников экологической опасности, критерии и методы оценки состояния и динамики экосистем. Значительное место в программе отводилось методам и средствам оценки состояния и прогнозирования водных экосистем.

Однако концепция и системный проект ЕГСЭМ не был завершен и просуществовал только 2003 года. Постановлением правительства РФ от 31 марта 2003 г. N 177 было принято решение об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (или государственного экологического мониторинга).

Для чего служит экологический мониторинг РФ

Под государственным экологическим мониторингом окружающей среды (ГЭМОС) понимается комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза ее изменений под воздействием природных и антропогенных факторов.

Экологический мониторинг включает наблюдения за атмосферным воздухом, землями, лесами, водными объектами, животным миром, уникальной экологической системой озера Байкал, континентальным шельфом РФ, состоянием недр, исключительной экономической зоной страны, внутренними морскими водами и территориальным морем РФ.

Цели ГЭМОС РФ включают:

— наблюдение за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия;
— оценку и прогноз изменений состояния природной среды под воздействием как природных, так и антропогенных факторов;
— обеспечение нужд государства, юридических и физических лиц достоверной информацией о состоянии природной среды, необходимой для предотвращения или уменьшения неблагоприятных последствий негативных изменений.

Не останавливаясь подробно на задачах государственного экологического мониторинга, могу отметить, что он строится на наблюдениях, регламентированных самым строгим образом. В области охраны окружающей среды в нашей стране действуют принятые в бывшем СССР Государственные стандарты (ГОСТ), Санитарные нормы и правила (СанПиН), Руководящие документы (РД), Общесоюзные нормативные документы (ОНД).

В настоящее время экологический мониторинг осуществляется целым рядом министерств и ведомств: Министерством природных ресурсов, Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Государственной санитарно-эпидемиологической службой, Федеральной службой земельного кадастра, Министерством сельского хозяйства и продовольствия России, отраслевыми научно-исследовательскими институтами.

В системе экологического мониторинга работают профессионалы высокой квалификации. К сожалению, проведение экологического мониторинга по-прежнему поручено различным государственным службам. Это приводит к неопределенности в распределении обязанностей и к ограниченной доступности информации об источниках воздействия и о состоянии природных ресурсов и окружающей среды. Ситуация еще более усугубляется постоянными перестройками министерств и ведомств.

Видео (кликните для воспроизведения).

Что делать в этой ситуации? Вероятно, ждать и надеяться, когда в системе управления будет наведен порядок.

Источники

Общегосударственная система мониторинга загрязнения окружающей среды россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here