Общая характеристика административных правонарушений посягающих

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Общая характеристика административных правонарушений посягающих". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Общая характеристика административных правонарушений, посягающий на общественный порядок и общественную безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 07:50, реферат

Описание работы

Преступления против общественной безопасности и общественного порядка представляют собой предусмотренные Уголовным кодексом умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), причиняющие существенный вред безопасным условиям жизни общества, здоровью населения и общественной создающие реальную угрозу причинения такого вреда.
Проблема административных правонарушений в области общественного порядка и общественной безопасности и административной ответственности за их совершение на протяжении длительного времени разрабатывается в отечественной юридической науке. Данная тема продолжает оставаться актуальной и сегодня.

Файлы: 1 файл

административное право реферат №5.docx

1.2. Общая характеристика административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность

Конституция РФ закрепила 4 вида ответственности: уголовная, гражданская, дисциплинарная и административная. Привлечение лица к ответственности предполагает нарушение им предписаний, установленных нормой права.

Административная ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность — применение в установленном законом порядке уполномоченными органами (должностными лицами) установленных административно-правовыми нормами главы 20 КоАП РФ санкций к лицу, совершившему административное правонарушение в данной сфере, с целью наказания и пресечения подобных проступков как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Говоря об административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, следует подчеркнуть следующее Козлов Ю. М. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. — М.: Юрист, 2004. — с. 15-16:

1. Для административной ответственности характерно, что она наступает не за любое правонарушение, совершенное в сфере реализации исполнительной власти или государственно- управленческой деятельности. Являясь одним из элементов общего административно-правового регулирования, она используется в случаях нарушения или ненадлежащего исполнения общеобязательных правил поведения, устанавливаемых действующим законодательством и подзаконными административно-правовыми нормами. Особенностью подобных правил является их специальный характер, который находит выражение в правовом регулировании таких управленческих отношений, которые в силу тех или иных причин приобретают важное значение для обеспечения государственной и общественной безопасности и, соответственно, нуждаются в установлении специальных правовых режимов. О специализированном характере общеобязательных правил, разнообразных по своему содержанию, можно судить на основе анализа Особенной части КоАП (гл.5-21).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

2. Из общеобязательного характера правил, нарушение которых влечет административную ответственность, следует, что она распространяется на всех физических и юридических лиц, действующих в регулируемой правилами области. При этом не имеет значения форма собственности, ведомственная или иная форма подчиненности субъектов правонарушения. Следовательно, меры административной ответственности не могут применяться руководителями органов исполнительной власти, государственных предприятий и учреждений в отношении подчиненных им работников.

3. Меры административной ответственности применяются в случаях правонарушений не всеми органами и должностными лицами, представляющими в общественных отношениях, регулируемых административным правом, исполнительную власть. Действующее законодательство определяет специальных субъектов применения административной ответственности. Как правило, это органы (должностные лица), в управленческой компетенции которых преобладают правоохранительные функции и полномочия по применению административно-принудительных мер (информация о круге таких специальных субъектов содержится в гл.22-23 КоАП). Такими органами являются суды, а также разнообразные контрольно-надзорные органы и их должностные лица (инспектора, контролеры и т.п.), применяющие меры административной ответственности во внесудебном порядке.

4. Специфической особенностью административной ответственности является и то, что в ее цели входит не только защита административно-правовых норм. Действующее законодательство, включая и Особенную часть КоАП, предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за нарушение требований правовых норм иных отраслей российского права. В этом — универсальное межотраслевое качество правоохранительной функции административной ответственности.

5. Меры административной ответственности применяются не только к физическим, но и к юридическим лицам, т.е. как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам административного права.

6. Для применения мер административной ответственности законодательством установлен особый процессуальный порядок — производство по делам об административной ответственности (раздел IV КоАП РФ). Административно-процессуальные нормы регламентируют деятельность всех специальных субъектов применения административной ответственности (судей, органов внутренних дел и т.д.).

7. Свое непосредственное выражение административная ответственность получает в применении к лицам, совершающим административное правонарушение, особых мер административного принуждения — административных наказаний (гл.3).

8. Основанием административной ответственности является особый вид правонарушения — административное правонарушение (гл.2 КоАП РФ).

В гл. 4 КоАП РФ закреплены основные правила привлечении к административной ответственности и назначения административных наказаний. Анализ санкций статей гл. 20 КоАП РФ показывает, что мерами административной ответственности за административные правонарушения, которые посягают на общественный порядок и общественную безопасность, являются Гуев А.Н. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. — Система ГАРАНТ, 2010 г. — с. 373:

— предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица;

— административный штраф — денежное взыскание, которое выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — одного миллиона рублей;

— возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения — их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета;

— конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения — их принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей;

— административный арест — содержание нарушителя в условиях изоляции от общества, которая устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции до тридцати суток;

Читайте так же:  Срок исковой давности в арбитражном процессе

— административное приостановление деятельности — временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, за совершение административного правонарушения.

Для усиления мер по обеспечению общественной безопасности предусмотрено взыскание в виде лишения специального права хранения и ношения огнестрельного оружия, специального права на эксплуатацию радиоэлектронных средств. В то же время исключены из числа административных взысканий исправительные работы, поскольку применяемые исключительно по месту работы, они по существу являются «штрафом в рассрочку» Студеникина М.С. К проекту Кодекса РФ об административных правонарушениях // Журнал российского права. — 1998. — № 6. — с. 32 — 34. В соответствии с мировой практикой в целях усиления гарантий прав и свобод человека и гражданина расширена исключительная компетенция судей за счет отнесения к их ведению наложения (помимо административного ареста) ряда других административных взысканий: лишения специального права, конфискации и возмездного изъятия предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения Борисов Б. А. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. — М.: Юстицинформ, 2006. — с. 3.

В качестве субъектов административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, КоАП РФ выделяет: физических лиц (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), достигших 16 лет и являющихся вменяемыми, юридических лиц и в качестве специальных субъектов выделяет должностных лиц, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания, собственников (владельцев) транспортных средств, несовершеннолетних лиц в возрасте от 16 до 18 лет Носков Б. П. Административное право: Учебно-методический комплекс. Часть 1. — Орел: ОрелГТУ, 2007. — с. 258 — 260.

Таким образом, административная ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, можно позиционировать как часть общей административной ответственности. Однако далее будет показано, что данные административные проступки являются специфическим проявлением посягательств правонарушителей на общественный порядок и общественную безопасность. Вследствие этого со всей уверенностью можно говорить, что данный вид административной ответственности обладает одновременно признаками, характерными как для административной ответственности в целом, так и специфическими, присущими только ей.

1.3. Система административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность

Законодатель использует каузальный подход не только при расположении глав в структуре КоАП РФ, но и при размещении статей в пределах глав. При этом важно уяснить основы систематизации административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.

Под системой административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, понимается законодательно определенный порядок расположения взаимодействующих между собой административно- правовых институтов, осуществляющих охрану общественных отношений от противоправных посягательств Колосов Р. Д. Административные правонарушения // Государство и право. — 2002. — № 12. — с. 35 — 40. Глава 20 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность» является структурным элементом взаимосвязанной системы, устанавливающей органически неразрывную тотальность, позволяющую решать поставленные задачи по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности.

Систему административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, можно представить следующим образом:

1) Административные правонарушения против общественного порядка (например, ст. 20.1. Мелкое хулиганство);

2) Административные правонарушения против общественной безопасности (например, ст. 20.5. Нарушение требований режима чрезвычайного положения);

3) Административные правонарушения против здоровья населения и общественной нравственности (например, ст. 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах);

4) Административные правонарушения против установленного порядка управления (например, статья 20.29. Производство и распространение экстремистских материалов).

Можно представить и другую систему административных правонарушений в данной области, поскольку, как правило, одно и то же правонарушение, наряду с основным объектом, имеет и факультативный. Соответственно, отнесение конкретного административного правонарушения в ту или иную группу является весьма условным. Однако можно абсолютно точно сказать, что глава 20 КоАП РФ выделена именно по видовому объекту административного правонарушения Антонова В.П. Административная ответственность и проблемы административного права // Государство и право, 2000, № 10. — с. 45- 50.

Таким образом, административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, представлены в КоАП РФ в определенной системе. Выделение этой системы имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку выстроенная в определенной последовательности и логичности, она позволяет не только вывить виды административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, но и определить родовой и видовой объекты административного правонарушения, а в ряде случаев, даже и факультативный.

2. Составы административных правонарушений в области общественного порядка и общественной безопасности

2.1 Общие сведения о составе административного правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности

Состав административного правонарушения представляет собой совокупность (систему) установленных нормами административного права элементов и признаков, характеризующих деяние как административное правонарушение.

Значение состава административного правонарушения состоит в том, что он является основанием административной ответственности Макарейко Н. В. Административное право: Конспект лекций. — М.: Высшее образование, 2009. — с. 103.

В качестве обязательных признаков состава административного правонарушения выступают: объект и объективная сторона (объективные признаки), субъективная сторона и субъект (субъективные признаки).

1.Объект административного правонарушения — общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами административного права и охраняемые мерами административной ответственности. Выделяют общий, родовой, видовой, непосредственный, дополнительный и факультативный объекты.

В качестве факультативных признаков объекта выступают потерпевший (лицо, которому причиняется вред в результате совершенного правонарушение) и предмет (объект материального мира, который подвергается незаконному воздействию в результате посягательства правонарушителя).

Читайте так же:  Административные штрафы перечень

http://www.yaneuch.ru/cat_48/obshhaya-harakteristika-administrativnyh-pravonarushenij-posyagajushhij/239432.2161384.page2.html

Понятие, общая характеристика и виды административных правонарушений, посягающих на порядок управления.

Установленный порядок управления — это система политико-правовых институтов, обеспечивающих функционирование государственной власти. Общественные отношения в этих сферах представляют собой объект административного правонарушения.

Административные правонарушения против порядка управления, как и иные виды правонарушений, предусмотренные КоАП Республики Беларусь, обладают соответствующими признаками: общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость. Эти признаки административного правонарушения оговорены в его определении, которое дано в статье 2.1 КоАП Республики Беларусь.

Характеризуя правонарушения против порядка управления, в частности 23 главу Особенной части КоАП Республики Беларусь я хочу отметить, что одни административные нормы 23 главы запрещают совершать определенные действия: купание в запрещенных местах (ст. 23.63), нарушение пограничного режима (ст.23.30), установка на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения (ст.23.51), — другие, предписывают лицу выполнять соответствующую обязанность, совершать обозначенное в правовой норме действие, а невыполнение их влечет административную ответственность — непредставление должностным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, под лежащих представлению в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 23.16), уклонение от реализации огнестрельного оружия или боеприпасов, совершенное лицом, у которого аннулировано разрешение на их хранение (ст. 23.50). Этот факт еще раз доказывает, что совершение административного правонарушения против порядка управления, предусмотренного 23 главой Особенной части КоАП Республики Беларусь может быть выражено как в форме действия, так и бездействия.

Классифицируя 23 главу КоАП Республики Беларусь можно отметить разделение правонарушений против порядка управления по степени общественной опасности. Например: купание в запрещенных местах (ст. 23.63) является менее опасным, чем нарушение законодательства о пожарной безопасности (ст. 23.56). Это отличие очень хорошо выражено в санкциях данных статей: в первом случае – штраф в размере от одной до трех базовых величин; другом – штраф в размере от четырех до двадцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя – от пятнадцати до тридцати базовых величин.

Вместе с тем, имеет смысл установить новые, более четкие критерии разграничения преступлений от сходных административных проступков, то есть должны быть учтены такие обстоятельства, которые, значительно повышая степень общественной опасности правонарушения, действительно превращают его в преступление. Так, например: «нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности» считается административным проступком, а «нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее за собой возникновение пожара, причинение вреда здоровью людей или крупный ущерб» — преступлением. Это позволит законодательству стать более стабильным, менее подверженным всякого рода изменениям.

Все правонарушения против порядка управления, которые содержаться в 23 главе КоАП Республики Беларусь совершаются с умышленной формой вины.

http://infopedia.su/17x5aed.html

Общая характеристика составов административных правонарушений, посягающих на права граждан.

Объектом административных правонарушений, посягающих на права граждан (глава 5 КоАП РФ), в большинстве своем (в 25 из 44 составов) являются общественные отношения, связанные с реализацией активных и пассивных избирательных прав граждан Российской Федерации, а также общественные отношения по организации и проведению выборов и референдумов в Российской Федерации.

По непосредственному объекту, как основанию классификации, указанные административные правонарушения можно подразделить на следующие группы:

1) посягающие на политические права и свободы граждан (ст. 5.1, 5.3. —5.25, 5.45. -5.52., 5.56. — избирательные права и свободы граждан и участников референдума, 5.38 — право проведения публичных мероприятий);

2) посягающие на свободу совести, свободу вероисповедания, на вступление в религиозное объединение или на выход из него(ст. 5.26);

3) посягающие на трудовые права граждан и охрану труда (ст.5.27-5.34, 5.40);

4) посягающие на социальную защиту, на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних (ст. 5.35—5.37);

5) посягающие на иные социальные права: отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39); непредоставление на безвозмездной основе услуг по погребению, невыплата социального пособия на погребение (ст. 5.41); нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости (ст. 5.42); нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств для инвалидов (ст. 5.43); сокрытие страхового случая (ст. 5.44).

Объективная сторона правонарушений, посягающих на права граждан, может выражаться как в действиях, так и в бездействии.

Субъектом рассматриваемых правонарушений могут быть физические лица, должностные лица, юридические лица.
Субъективная сторона данных правонарушений может выражаться как в форме умысла, так и по неосторожности.

ПРИМЕР разбора конкретной статьи. для себя!! чтобы имели представление как разбирать):

Статья 6.1. Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения

Видео (кликните для воспроизведения).

1.Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 6.1, является право граждан на охрану здоровья. Непосредственный объект — право гражданина получить информацию об источниках, представляющих опасность заражения инфекционными заболеваниями, предусмотренными в ст. 6.1.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный скрывает источник заражения:

1) ВИЧ-инфекцией. Эта инфекция передается половым путем, при переливании крови, при пользовании одним шприцем, при попадании вируса в кровь иным путем и т.п. Опасность этой инфекции состоит в том, что зараженный может заболеть тяжелым заболеванием — СПИД;

2) венерическим заболеванием.

Виновный скрывает не только сведения об источнике собственного заражения, но и круг лиц, которые имели с ним половые либо иные контакты, создающие опасность заболевания указанными выше болезнями.

Данное административное правонарушение совершается только в форме бездействия. Оконченным правонарушение считается с момента сокрытия обстоятельств, упомянутых выше. Если виновный заразит другое лицо ВИЧ-инфекцией или венерическим заболеванием, а равно заведомо поставит его в опасность заражения ВИЧ-инфекцией, то наступает ответственность по ст. 121, 122УК.

3. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного в ст. 6.1, являются только граждане (т.е. вменяемые физические лица, достигшие возраста 16 лет.)

4. Субъективная сторона данного административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

Читайте так же:  Совершение административного правонарушения несовершеннолетним

5. Статья 6.1 предусматривает только один вид наказания — административный штраф. Он назначается судьей

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; Нарушение авторского права страницы

http://infopedia.su/19x41ad.html

Общая характеристика составов административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность

Родовым объектом правонарушений, предусмотренных нормами главы 20 КоАП РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия жизнедеятельности общества, защищенности человека от угроз социального, техногенного и природного характера.

Основными непосредственными объектами этих правонарушений являются общественный порядок и общественная безопасность.

Провозглашая общественный порядок объектом противоправных посягательств и соответственно правовой защиты, законодательство не содержит нормативного определения понятия общественного порядка.

Вместе с тем, от понимания правоприменителем сущности общественного порядка во многом зависит правильность квалификации оцениваемых им противоправных деяний.

Так, оскорбление может быть квалифицировано по ст. 5.62 КоАП РФ, а умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества по ст. 7.17. КоАП РФ, если этими действиями не нарушен общественный порядок. В противном случае эти же деяния квалифицируются по ст. 20.1. КоАП РФ (мелкое хулиганство).

Уяснение содержания и понятия общественного порядка требует обращения к литературным источникам, отражающим результаты научных исследований этой социально-правовой категории. Юридическая наука различает общественный порядок в широком и узком смысле. В широком смысле это совокупность всех существующих в обществе волевых отношений людей, складывающихся под воздействием и в результате соблюдения социальных норм[1]. В узком смысле под общественным порядком понимается урегулированная нормами права и иными социальными нормами система общественных отношений, складывающихся в процессе общения людей в общественных местах, обеспечивающая общественное спокойствие, общественную нравственность, уважение чести и достоинства человека, нормальные условия функционирования транспорта, деятельности организаций, согласованности и ритмичности общественной жизни[2].

Анализ составов административных правонарушений, сформулированных в нормах главы 20 КоАП РФ, показывает, что общественные отношения, составляющие содержание общественного порядка в узком смысле и являются одним из основных объектов этих правонарушений.

Общественный порядок является непосредственным объектом правонарушений, предусмотренных ст.ст. 20.1., 20.2., 20.3., 20.18, 20.20., 20.21., 20.31., 20.32. КоАП РФ.

Приведенные воззрения относительно понятия и содержания общественной безопасности нашли частичное отражение в таком документе, как «Концепция общественной безопасности в Российской Федерации» (утверждена Президентом РФ 20 ноября 2013 года), которая определяет общественную безопасность как состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В рамках рассматриваемой темы практическое значение имеет определение того круга общественных отношений, составляющих содержание общественной безопасности, которые являются объектом противоправных посягательств, предусмотренных главой 20 КоАП РФ. Анализ норм этой главы кодекса и приведенных выше дефиниций общественной безопасности позволяет определить общественную безопасность как объект административных правонарушений, предусмотренных главой 20 КоАП РФ, следующим образом. Это система общественных отношений, урегулированных правовыми и техническими нормами, складывающаяся при использовании объектов и предметов, при осуществлении отдельных видов деятельности, представляющих повышенную общественную опасность и обеспечивающих защищенность личности, общества от угроз техногенного, природного и социального характера.

Общественная безопасность и общественный порядок являются весьма близкими (родственными, смежными) категориями по характеру составляющих их общественных отношений[6]. И не случайно обнаруживается, что некоторые из правонарушений, предусмотренных главой 20 КоАП РФ, могут посягать, как на общественный порядок, так и на общественную безопасность. Например, стрельба из оружия в населенных пунктах (ч. 2 ст. 20.13 КоАП РФ) в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения может рассматриваться как посягательство на общественный порядок (стрельбы в общественном месте, при скоплении большого числа людей) или на общественную безопасность (стрельба на огороженной строительной площадке). Подобная альтернативность основных объектов посягательства обнаруживается и при анализе составов, предусмотренных ч.ч. 3 и 7 ст. 20.2., ст. 20.2 2. , ст. 20.31. КоАП РФ.

Помимо основных объектов, конструкция значительного числа рассматриваемых составов включает в себя и дополнительные непосредственные объекты. Таковыми признаются собственность (ст. 20.1., ч. 4. ст. 20.2., ч. 6 ст. 20.4., ч.2 ст. 20.32. КоАП РФ), здоровье (ч. 4 ст. 20.2., ч. 2 ст. 20.2 2 , ч. 6 ст. 20.4. КоАП РФ), честь и достоинство человека (ст. 20.1. КоАП РФ), порядок управления, а именно нормальная деятельность представителя власти (ч. 2. ст. 20.1., ч.1 ст. 20.27 КоАП РФ). Дополнительные объекты в большинстве случает включены в конструкцию составов с отягчающими обстоятельствами (квалифицированных составов), содержащихся в отдельных частях соответствующих статей КоАП РФ. Так, основной состав мелкого хулиганства сформулирован в ч.1 ст. 20.1. КоАП РФ. В ч.2 этой статьи содержится описание квалифицированного состава, включающего в себя дополнительный объект посягательства – деятельность представителя власти (других лиц) по пресечению правонарушения.

В некоторых случаях указание на дополнительные объекты содержится и в описании основных составов (например, честь, достоинство, собственность – в составе мелкого хулиганства, предусмотренном ч.1 ст. 20.1 КоАП РФ).

Значительная часть составов правонарушений, посягающих на общественную безопасность, в числе конструктивных признаков включает предмет административного правонарушения. Предметами этих правонарушений признаются оружие (ст. 20.8. – 20.12. КоАП РФ), электрошоковые устройства (ст. 20.15. КоАП РФ), специальные технические средства негласного получения информации (ст. 20.23 КоАП РФ), технические системы управления и иная специальная техника гражданской обороны (ст. 20.7. КоАП РФ), экстремистские материалы (ст. 20.29. КоАП РФ). Предметом некоторых правонарушений, посягающих на общественный порядок, является имущество (ст. 20.1., ч.4. ст. 20.2., ч.2 ст. 20.2 2 . КоАП РФ).

С объективной стороны большинство административных правонарушений, посягающих на общественный порядок, совершаются путем действий (ст. ст. 20.1, 20.3., 20.20., 20.21. и др.). Действия могут быть простые (потребление (распитие) алкогольной продукции в разрешенных местах – ст. 20.20ю КоАП РФ), альтернативные (нарушение установленного порядка организации либо проведения митинга – ст. 20.2. КоАП РФ) или составные (пропаганда и публичное демонстрирование нацистской символики (ст. 20.3. КоАП РФ). При альтернативных действиях достаточно установить совершение одного из них для признания содеянного соответствующим правонарушением. Если объективная сторона выражена в форме составного деяния, необходимо установить факт совершения совокупности предусмотренных соответствующей нормой действий.

Читайте так же:  Примеры возмещения судебных расходов

Говоря о составном деянии, следует отметить и наличие такой его формы как совокупность действия и бездействия (организация либо проведение публичного мероприятия без подачи уведомления о его проведении – ч.2 ст. 20.2. КоАП РФ.

Бездействие характерно для некоторых составов административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность (нарушение сроков регистрации оружия – ст. 20.11.; невыполнение обязанностей по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – ст. 20.6. КоАп РФ и др.

Объективная сторона ряда составов может быть выражена, как в форме действия, так и бездействия (нарушение требований пожарной безопасности – ст. 20.4. КоАП РФ; нарушение требований режима чрезвычайного положения – ст. 20.5.; воспрепятствование проведению контртеррористической операции – ч.3 ст. 20.27 КоАП РФ и др.).Объективная сторона абсолютного большинства составов административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и некоторых составов правонарушений, посягающих на общественную безопасность, помимо деяния включает в себя место его совершения. Прежде всего, этот общественное место (ст. 20.1.; 20.2.; 20.2 2 ; 20.3.; 20.20.; 20.21. КоАП РФ). КоАП РФ не содержит определения общественного места. Некоторые его нормы (как и нормы других правовых актов) лишь перечисляют отдельные из них (улицы, скверы, парки, стадионы, транспортные средства общего пользования и др.). Анализ этих перечней позволяет определить общественное место как территории, объекты реального или потенциального нахождения персонально неопределенного круга лиц используемые ими для передвижения, отдыха, удовлетворения культурных, бытовых, социальных потребностей.

Это могут быть территории и объекты, являющиеся общественными местами постоянного пользования (улицы, дворы, скверы и пр.), временного пользования (помещения магазина, кинотеатра в часы их работы) и территории эпизодического нахождения людей (участок местности вне населенного пункта при организованном проведении там спортивного, культурно-развлекательного или иного массового мероприятия).

Помимо общественных мест объективная сторона некоторых составов включает в себя конкретные объекты (пункт хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ – ч.7 ст. 20.2. КоАП РФ) и территории (территория закрытого административно-территориального образования – ст. 20.19. КоАП РФ; территория действия правового режима контртеррористической операции – ст. 20.27. КоАП РФ).

В конструкцию некоторых составов правонарушений, предусмотренных главой 20 КоАП РФ, включен такой признак объективной стороны, как обстановка совершения противоправного деяния, т.е. конкретные условия, обстоятельства его совершения, которые имеют квалифицирующее значение. К ним относятся: условия особого противопожарного режимы (ч.2 ст. 20.4. КоАП РФ), состояние опьянения, участие в совершении правонарушения группы лиц (ч. 3 ст. 20.13. КоАП РФ).

Большинство рассматриваемых составов административных правонарушений являются формальными, т.е. в их конструкции не имеется указаний на последствия противоправных деяний, которые подлежат установлению в процессе квалификации содеянного. К ним относятся: вред здоровью человека, имуществу (ч.ч. 4 и 6 ст. 20.2.; ч.2 ст. 20.2 2 .; ч.6 ст. 20.4.; ч.2. ст. 20.32. КоАП РФ), создание помех движению пешеходов и транспорта, исполнению служебных обязанностей работниками предприятий ядерной энергетики (ч.ч. 3, 7 ст. 20.2. КоАП РФ), нарушению функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи (ст. 20.2 2 . КоАП РФ), приостановление или прекращение официального спортивного соревнования (ч.2 ст. 20.31. КоАП РФ).

С субъективной стороны административные правонарушения, посягающие на общественный порядок, характеризуются умышленной формой вины, а для значительной группы составов правонарушений, посягающих на общественную безопасность, характерны, как умысел, так и неосторожность (ст.ст. 20.4.; 20.6.; 20.7., 20.11., 20.30. КоАП РФ). Другим правонарушениям, посягающим на общественную безопасность, свойственна умышленная форма вины.

В число признаков субъективной стороны двух составов включена цель совершения противоправных действий (сбыта нацистской атрибутики или символики – ст. 20.3 КоАП РФ; массового распространения экстремистских материалов – ст. 20.29. КоАП РФ).

Для значительной части составов правонарушений, предусмотренных главой 20 КоАП РФ, характерно наличие трех видов субъектов: общего, специального и юридического лица. В качестве специальных субъектов признаются должностные лица; частные детективы и охранники; организаторы, т.е. лица фактически выполняющие организационно-распорядительные функции по организации запрещенного противоправного деяния (ст.ст. 20.2 2 .; 20.28. КоАП РФ); родители и законные представители несовершеннолетних (ст. 20.22. КоАП РФ).

В некоторых составах субъект только общий (ст. 20.1.; ст. 20.9.; ч.1 ст. 20.11.; ст.ст. 20.12.; 20.13; 20.17; 20.19.; 20.20.; 20.21.; ч.1 ст. 20.23.; ст. 20.25.; ч.ч. 1,2 ст. 20.27.; ст. 20.31. КоАП РФ) или только специальный (ст. 20.6.; ч.3. ст. 20.8.; ст.ст. 20.16.; 20.22.; 20.24.; 20.26.; 20.28. КоАП РФ). Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 6 1 ст. 20.4. КоАП РФ признается только юридическое лицо.

Дата добавления: 2016-06-15 ; просмотров: 10094 ;

http://poznayka.org/s13562t1.html

Характеристика правонарушений посягающих на права граждан

Объектом административных правонарушений, посягающих на права граждан (гл. 5 КоАП), преимущественно являются пассивные и активные избирательные права физических лиц (13 из 23 составов правонарушений, рассматриваемых в данной главе), трудовые, права в сфере образования, право на честь и достоинство а также на обращение в органы власти. Объединяющим признаком этих правонарушений является субъективная сторона – наличие вины, как правило, в форме прямого умысла, а также виды налагаемых административных взысканий. Все составы правонарушений, рассматриваемых в гл. 5 КоАП, влекут санкции в виде административного штрафа, однако критерии его исчисления различны: в основном применяется базовый критерий определения суммы штрафа – в величине, кратной размеру месячной оплаты труда. В большинстве случаев субъекты правонарушений представлены должностными лицами – членами избирательных комиссий, государственными служащими, лицами, наделенными негосударственными властными полномочиями (в ст. 408 – главный редактор средства массовой информации – СМИ). Члены избирательных комиссий осуществляют делегированные им государственно-властные полномочия временно, что соответствует дефиниции должностного лица, поскольку любой сотрудник избирательной комиссии уполномочен государством осуществлять функции представителя власти. Другие субъекты – иные ответственные лица, среди них кандидат в депутаты на выборную должность, избирательные объединения (избирательные блоки), журналисты и др. Действия этих лиц могут повлечь за собой прекращение правоотношения в сфере избирательного права. К субъектам рассматриваемых правонарушений относятся не только физические, но и юридические лица, отечественные или зарубежные: международные общественные объединения, избирательные блоки, российские коммерческие организации с иностранным участием и др., однако предусмотренные КоАП штрафные санкции налагаются только на физических лиц. Главой 5 КоАП предусмотрены также составы правонарушений, посягающих на осуществление гражданами права на труд. Общественная опасность этой группы проступков заключена в воспрепятствовании гражданам реализовать свое конституционное право в сфере трудовых правоотношений (ст. 37 Конституции РФ). Субъектом правонарушений могут быть и юридические лица – предприятия, учреждения, организации любой формы собственности, на руководителей которых налагаются административные взыскания в виде штрафов. Физические лица, совершающие административные проступки в сфере трудовых правоотношений, всегда относятся к категории должностных лиц независимо от того, действуют ли они в сфере частного права или публично-правовых отношений. Причиненный вред, например в случае незаконного увольнения, может быть не только имущественным, но и моральным. Субъективная сторона рассматриваемых административных проступков предполагает наличие прямого или косвенного умысла. Умышленная вина квалифицируется, в частности, при уклонении должностным лицом от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению коллективного договора. Руководитель предприятия, учреждения, организации должен быть осведомлен об особенностях трудовых правоотношений и не может не сознавать противоправную основу своего действия или бездействия.
Читайте так же:  Дата рассмотрения дела об административном правонарушении

Административные правонарушения, посягающие на права граждан, указаны в главе 5 КоАП РФ и классифицируются по непосредственному объекту посягательства на следующие основные виды:

  1. посягающие на политические права граждан (ст. 5.1—5.25):
  2. посягающие на трудовые права граждан и охрану труда (ст. 5.27-5.34, 5.40, 5.44);
  3. посягающие на права несовершеннолетних (ст. 5.35—5.37);
  4. посягающие на свободу совести, свободу вероисповедания, на вступление в религиозное объединение или на выход из него (ст.5.26);
  5. посягающие на иные социальные права (ст. 5.39, 5.41—5.63).

По существу, правонарушения, посягающие на избирательные права граждан, представляют собой большой комплекс противоправных деяний, совершаемых как в форме действия, так и бездействия. В зависимости от непосредственного объекта и характера противоправных действий рассматриваемые правонарушения условно можно разделить на четыре основные группы:

-нарушения, связанные с работой избирательных комиссий, комиссий по референдуму;

-нарушения порядка информационного обеспечения выборов, референдумов;

-нарушения, связанные с деятельностью кандидатов на выборные должности и избирательных объединений, избирательных блоков;

-нарушения установленного порядка проведения предвыборной агитации.

Субъектами таких правонарушений являются как физические лица-граждане и должностные лица, так и юридические лица. Среди специальных субъектов следует отметить лиц, имеющих определенное должностное или служебное положение и использующее его при правонарушении.

Субъективная сторона данных правонарушений выражается, как правило, в форме умысла, т.е. нарушитель должен или может сознавать, что он целенаправленно вмешивается в избирательный процесс. В этом плане следует отличать составы иных правонарушений, совершаемых, например, из хулиганских побуждений: срывание, порча, уничтожение различных афиш, плакатов, вывесок, объявлений, размещенных в установленном порядке, от состава, предусмотренного ст.5.14 КоАП РФ, при котором повреждение агитационных материалов совершается не из хулиганских побуждений, а с целью повлиять на ход избирательного процесса.

Совершение административного правонарушения в рассматриваемой сфере влечет наказание в виде административного штрафа.

Вторая группа статей (5.27-5.34, 5.40) предусматривает правонарушения, посягающие на трудовые права, регламентированные ст.37 Конституции РФ. Деяния, указанные в диспозиции этих статей нарушают законодательство о труде,

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 КоАП РФ, заключается в действиях и бездействиях работодателя, нарушающих законодательство о труде и об охране труда, связанных с несоблюдением предусмотренных законодательством условий труда,

Правонарушения, предусмотренные ст.5.28-5.31 КоАП РФ обусловлены несоблюдением и нарушением процедур, связанных с заключением коллективного договора или соглашения. Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально — трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателем. Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, территории, отрасли, профессии.

Ст. 5.32-5.34 предусматривает составы правонарушений, совершаемых в связи с возникновением коллективного трудового спора и с нарушением условий примирительных процедур, при этом под коллективным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений. Примирительные процедуры- рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника, в трудовом арбитраже.

Субъектом данного вида правонарушений может быть лицо, являющееся стороной в трудовых отношениях. В качестве специального субъекта выделяется работодатель и страхователь.

Субъективная сторона правонарушения проявляется, как правило, в форме умысла.

Ст. 5.38 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании. Данные права относятся к категории политических гарантируются ст.31 Конституции Российской Федерации.

Объективная сторона рассматриваемого деликта выражается в воспрепятствовании организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждению к участию в них.

Если публичное массовое мероприятие проводилось без нарушения закона, то никто, в том числе и должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления, не должны препятствовать его проведению. Деяние, сопряженное с воспрепятствованием, может проявляться в любой форме.

Субъектом данного правонарушения могут быть как граждане (в том числе представители общественных объединений), участники и организаторы митингов, так и должностные лица.

Дата добавления: 2018-10-27 ; просмотров: 512 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.net/9_54305_harakteristika-pravonarusheniy-posyagayushchih-na-prava-grazhdan.html

Общая характеристика административных правонарушений посягающих
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here