Объектами мониторинга загрязнений окружающей среды являются

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Объектами мониторинга загрязнений окружающей среды являются". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Тема 2: Уровни, виды мониторинга окружающей среды [3], [11]

Лекция 4.Принципы классификации систем мониторинга:

1) Классификации систем мониторинга:

Принципы классификации Системы (подсистемы) мониторинга
Универсальные системы (территориально-пространственно организованы) Глобальный мониторинг (базовый, региональный, импактный уровни), в т.ч. фоновый и палеомониторинг, государственный, межгосударственный, международный мониторинги (мониторинг трансграничного переноса загрязняющих веществ)
Реакция основных составляющих биосферы Геофизический, биологический (в т.ч. генетический), экологический, медико-биологический, климатический, биоэкологический, геоэкологический, биосферный мониторинг
Степень антропогенного нарушения среды Мониторинг антропогенных изменений в атмосфере, гидросфере, почве, криосфере, биоте. Мониторинг источников загрязнения, ингредиентный мониторинг (отдельных загрязняющих веществ, радиоактивных излучений)
Пространственно-временной подход Дистанционный, авиационный, космический, исторический мониторинг

2) Объекты наблюдения:

Объектами наблюдения могут быть:

— отдельные места изоны, размеры которых не превышают десятки километров (локальный мониторинг);

— локальные источники повышенной опасности: территории вблизи мест захоронения радиоактивных отходов, зоны влияния АЭС, химические заводы (импактний мониторинг);

— территории площадью до тысяч квадратных километров (региональный мониторинг);

— общемировые процессы и явления в биосфере и в экосфере Земли (глобальный мониторинг).

Лекция 5.Экологический мониторинг. Фоновый мониторинг:

1) Задача экологического мониторинга:

Задача экологического мониторинга заключается в выявлении в экосистемах изменений антропогенного характера. Для ее осуществления пригодные методы, которые основываются как на отдельных измерениях параметров загрязнения биоты, реакции на действие антропогенных факторов, так и на непрерывном определении интегральных показателей на больших территориях.

2) Уровни экологического мониторинга:

Экологический мониторинг предусматривает обязательность наблюдений на таких уровнях:

1) импактний уровень — наблюдения за территориями, которые поддаются антропогенному влиянию, которое предопределяет опасные или критические последствия;

2) региональный уровень — наблюдение за процессами и явлениями в пределах определенного региона;

3) фоновый (базовый) уровень — глобальные, региональные наблюдения по состоянию экосистем и прогнозирования в них изменений, которые происходят без прямого влияния антропогенных факторов.

3) Виды наблюдений в экологическом мониторинге:

Для создания системы экологического мониторинга окружающей среды необходимо:

— районирование территории (деление всей территории, на которой будет осуществляться экологический мониторинг на таксоны, — группы объединенных по определенным признакам объектов разных размеров и экологической значимости: ландшафтные районы в пределах области, административных районов, водосборные бассейны, городские агломерации, агропромышленные комплексы);

— создание сети объектов наблюдения (размещение на подконтрольной территории мест (объектов) наблюдения состояния компонентов естественной среды (атмосферного воздуха и осадков, поверхностных, грунтовых, подземных вод, почвы и растительности);

— определение методов и показателей, которые необходимо контролировать.

4) Задача фонового мониторинга:

Фоновый мониторинг

многолетние комплексные наблюдения за определенными объектами природоохранных зон для оценивания и прогнозирования изменений состояния экосистем, удаленных от объектов промышленной и хозяйственной деятельности.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Основной задачей фонового мониторинга является выяснение и фиксация показателей, которые характеризуют природный фон (состояние естественной среды, которое не испытало прямого влияния человеческой деятельности), а также глобальные и региональные изменения в процессе развития биосферы. Его организуют в биосферных заповедниках, где изучают, контролируют и прогнозируют антропогенные изменения биосферы, абиотических факторов среды, а также внутренние процессы и явления, которые происходят в экосистемах.

5) Программа фонового мониторинга:

Программа фонового экологического мониторинга на основе биосферных заповедников охватывает такие направления:

— мониторинг загрязнения естественной среды и других факторов антропогенного влияния; мониторинг реакции биоты на антропогенное влияние, прежде всего на фоновые ровные загрязнения;

— наблюдение за изменением функциональных и структурных характеристик эталонных (девственников) природных экосистем и их антропогенных модификаций.

Программа фонового мониторинга формируется из абиотичной и биотичной составляющих.

6) Станции комплексного фонового мониторинга:

Станцию комплексного фонового мониторинга формируют стационарный участок наблюдений и химическая лаборатория. Участок (полигон) наблюдения состоит из площадки для отбора проб, гидропостов, наблюдательных скважин. На ней отбирают пробы атмосферного воздуха, атмосферных осадков, вод грунтов, растительности, проводят гидрометрические и геофизические измерения. Важным элементом полигона является базовый участок фоновой станции — площадка размером 50 х 50 м, где размещают оборудование для отбора проб, измерительные приборы для определения химического состава и физических характеристик воздуха. Располагают ее на открытом, ровном участке, удаленном от зданий, лесополос, холмов. Химическую лабораторию возводят не ближе 500 м от базового участка. В лаборатории обрабатывают и анализируют отобранные пробы. На фоновых станциях определяют и исследуют критерии экологического мониторинга, уточняют методы контроля, оценивания и прогнозирования состояния объектов наблюдения.

Международные фоновые мониторинговые станции принадлежат к глобальной системе мониторинга окружающей среды.

Лекция 6.Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС). Климатический мониторинг:

1) Программа глобального мониторинга:

Глобальный

(франц. globalвсемирный, общий) мониторинг— система наблюдений за планетарными процессами и явлениями, которые происходят в биосфере, с целью оценивания и прогнозирования глобальных проблем охраны окружающей естественной среды.

Программа глобального мониторинга предусматривает систематическое изучение окружающей среды по единственным правилам и унифицированным методикам на 8 континентальных, 77 базовых и 66 биосферных региональных станциях, расположенных в разных точках Земли. Она охватывает наблюдение, оценивание и прогнозирование изменений природных процессов, контроля энергетического и теплового баланса Земли (отношение поступления и расходов энергии на земной поверхности и в системе «атмосфера — Земля»), наблюдения за уровнями радиации, углекислого газа, кислорода в тропосфере (частично в гидросфере), глобальным увеличением фонового загрязнения атмосферы, состоянием Мирового океана, изменениями климата, миграционными путями животных.

Читайте так же:  Проверить административный штраф по инн

2) Уровни глобального мониторинга ОС:

Система глобального мониторинга реализуется на импактном, региональном, фоновом уровнях, для которых разработаны специальные программы.

Импактный уровень глобального мониторинга (І) заключается в изучении критических загрязнений на локальных территориях, вызванных одним или несколькими источниками выбросов. Объектом наблюдения может быть потенциально опасное предприятие (группа предприятий), сбросы или выбросы которого при определенных аварийных условиях и метеорологических характеристиках (особенности циркуляции воздушных потоков) могут повлечь глобальное загрязнение окружающей среды.

Региональный уровень глобального мониторинга (Р) охватывает изучения миграции и трансформации загрязняющих веществ и их совокупного действия, характерных для определенных экономических регионов факторов. Объектом исследования является окружающая среда в пределах конкретного региона (экономического района, административной области, страны).

Фоновый уровень глобального мониторинга (Ф) предусматривает фиксацию фонового состояния окружающей среды с целью последующего оценивания уровня антропогенного действия. Наблюдения проводят на базе биосферных заповедников, где запрещена любая хозяйственно-производственная деятельность и ограничено антропогенное влияние соседних территорий.

3) Климатический мониторинг, его цели и задачи:

Климатический мониторинг

система наблюдений, оценивания и прогнозирования изменения климата.

К климатическому мониторингу принадлежит сбор данных о климате прошлого. Для этого изучают ископаемые, а также кольца древесины, донные отложения, на которых отражаются колебание и изменения климата на протяжении сотен и тысяч лет.

Мониторинг климата сосредоточивается на реализации таких задач:

— сбор данных о состоянии климатической системы;

— анализа и оценивания естественных и антропогенных изменений и колебаний климата (включая сравнение климата прошлого с современным);

— выделение антропогенных эффектов в зафиксированных изменениях климата;

— выявление естественных и антропогенных факторов, которые предопределяют изменение климата; — выявление критических элементов биосферы, влияние на которые может повлечь климатические изменения.

4) Группы системы климатического мониторинга:

Все основные климатические данные и информацию, необходимые для анализа изменений климата, разделяют на группы:

1. Измерение основных метеорологических параметров, изучения и анализ атмосферных явлений и процессов, которые характеризуют соответствующее состояние погоды.

2. Мониторинг состояния климатической системы (реакция климатической системы и ее элементов на естественные и антропогенные смены).

3. Мониторинг внутренних и внешних факторов (особенно антропогенных факторов и их источников), которые влияют на климат и состояние климатической системы.

4. Мониторинг возможных физических и экологических превращений в окружающей среде, которые происходят в результате климатических изменений и колебаний.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9020 — | 7288 — или читать все.

http://studopedia.ru/3_194766_tema—urovni-vidi-monitoringa-okruzhayushchey-sredi—.html

Мониторинг загрязнения окружающей среды

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором

Вернуться назад на Загрязнение окружающей среды

Государственная сеть мониторинга окружающей среды, основу которой составляют наблюдательные органы Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), предназначена для решения следующих задач:

– наблюдений за уровнем загрязнения атмосферы, почв, вод и донных отложений рек, озер, водохранилищ и морей по физическим, химическим и гидробиологическим (для водных объектов) показателям с целью изучения распределения загрязняющих веществ во времени и пространстве, оценки и прогноза состояния окружающей среды, определения эффективности мероприятий по ее защите;
– обеспечения органов государственного управления, хозяйственных организаций и населения систематической и экстренной информацией об изменениях уровней загрязнения (в том числе и радиоактивного) атмосферного воздуха, почв, водных объектов под влиянием хозяйственной деятельности и гидрометеорологических условий, прогнозами и предупреждениями о возможных изменениях уровней загрязненности;
– обеспечения заинтересованных организаций материалами для составления рекомендаций в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, планирования развития экономики с учетом состояния окружающей среды.

В настоящее время на Государственной сети мониторинга окружающей среды, базовую основу которой составляют наблюдательные органы Росгидромета, проводятся следующие основные виды наблюдений:

– за загрязнением воздуха в городах и промышленных центрах;
– за загрязнением почв пестицидами и тяжелыми металлами;
– за загрязнением поверхностных вод суши и морей;
– за трансграничным переносом веществ, загрязняющих атмосферу;
– комплексные наблюдения за загрязнением природной среды и состоянием растительности;
– за химическим составом и кислотностью атмосферных осадков и снежного покрова;
– за фоновым загрязнением атмосферы;
– за радиоактивным загрязнением окружающей среды.

В основе организации и проведения режимных наблюдений лежат следующие принципы: комплексность и систематичность наблюдений, согласованность сроков их проведения с характерными гидрологическими ситуациями и изменением метеорологических условий, определение показателей едиными методиками на всей территории страны. Система базируется на сети пунктов режимных наблюдений, которые устанавливаются в городах, на водоемах и водотоках как в районах с повышенным антропогенным воздействием, так и на незагрязненных участках.

Количественный состав службы следующий.

Наблюдения за загрязнением атмосферы проводились регулярно в 229 городах и населенных пунктах Российской Федерации. В большинстве городов измеряются концентрации от 4 до 38 веществ.

Наблюдениями за загрязнением поверхностных вод суши по гидрохимическим показателям охвачены 1187 водных объектов (из них 1037 водотоков и 150 водоемов), на которых находится 1815 пунктов (2489 створов, 2826 вертикалей, 3260 горизонтов). Отбор проб по физическим и химическим показателям с одновременным определением гидрологических показателей проводился на 1716 пунктах (2390 створов).

Читайте так же:  Большим сроком давности

Наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши по гидробиологическим показателям производятся в шести гидрографических районах на 133 водных объектах по 323 створам. Программа наблюдений включает от 2 до 6 показателей.

Наблюдения за загрязнением морской среды по гидрохимическим показателям проводятся на 320 станциях в прибрежных районах 11 морей, омывающих территорию Российской Федерации. В отобранных пробах определяются до 24 ингредиентов.

Сеть станций наблюдения трансграничного переноса веществ ориентирована на западную границу Российской Федерации. В настоящее время работают 4 станции. На станциях наблюдений производится отбор и анализ атмосферных аэрозолей, газов (диоксидов азота и серы) и атмосферных осадков.

Пунктами сети наблюдений за загрязнением почв являются сельскохозяйственные угодья (поля), отдельные лесные массивы зон отдыха (парки, санатории, дома отдыха и т. д.) и прибрежных зон. Отбор почв производился в хозяйствах, расположенных на территориях 38 субъектов Российской Федерации. В пробах определяли пестициды 21 наименования.

Отбор проб проводится для оценки загрязнения почв токсикантами промышленного происхождения в районах 66 городов ежегодно и 101 городе раз в 5 лет (около 2000 проб). В отобранных пробах определяются до 24 ингредиентов промышленного происхождения.

Сеть комплексного мониторинга загрязнения природной среды и состояния растительности (СМЗР) насчитывает 30 постов, которые располагаются на территории 11 УГМС.

Посты наблюдения организованы: вокруг крупных промышленных предприятий, где отмечаются серьезные повреждения лесов на достаточно больших площадях; в ценных лесах, отнесенных к памятникам природы; в районах ввода в действие новых крупных промышленных предприятий, выбросы которых в ближайшее время могут привести к ослаблению и повреждению лесонасаждений. Наблюдения проводятся на постоянных пробных площадях.

Сеть станций, осуществляющих наблюдения за химическим составом и кислотностью осадков, состоит из 130 станций федерального уровня, отбирающих на химический анализ суммарные пробы, и 133 пунктов, на которых в оперативном порядке измеряется только величина рН. Пробы осадков на содержание от 11 до 20 компонентов анализируются в 12 кустовых лабораториях.

Система контроля загрязнения снежного покрова на территории России осуществляется на 544 пунктах. В пробах определяются ионы сульфата, нитрата аммония, значения рН, а также бензапирен, тяжелые металлы.

Система фонового мониторинга ориентирована на получение информации о состоянии окружающей среды на территории Российской Федерации, на основании которой проводятся оценки и прогноз изменения этого состояния под влиянием антропогенных факторов. На территории России находятся 5 станций комплексного фонового мониторинга (СКФМ), которые расположены в биосферных заповедниках: Воронежском, Приокско-Террасном, Астраханском, Кавказском, Алтайском.

Наблюдения за радиационной обстановкой окружающей среды на стационарной сети осуществляется на 1312 пунктах. Гамма-спектрометрический и радиохимический анализ проб объектов окружающей среды проводится в специализированных радиометрических лабораториях и группах РМЛ и РМГ.

Кроме того, в системе Росгидромета ведется работа по оперативному выявлению и расследованию опасных эколого-токсикологических ситуаций, связанных с аварийным загрязнением природной среды и другими причинами.

В системе Федерального агентства водных ресурсов (в структуре МПР России) государственный мониторинг водных объектов осуществляется в целях: своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество вод и состояние водных объектов, разработки и реализации мер по предотвращению вредных последствий этих процессов; оценки эффективности водоохранных мероприятий; информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны водных объектов.

Государственный мониторинг водных объектов включает: регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями поверхностных и подземных вод; сбор, хранение, пополнение и обработку данных наблюдений; создание и ведение банков данных; оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей поверхностных и подземных вод.

Государственный мониторинг водных объектов состоит из: мониторинга поверхностных водных объектов (ГМПВО); мониторинга подземных водных объектов; мониторинга водохозяйственных систем и сооружений (ГМВХСиС). Наблюдения за качеством воды в водных объектах осуществлялись на 1216 створах (на водохранилищах, трансграничных и межсубъектовых створах), в том числе подведомственными организациями Росводресурсов (на 900 створах) и подрядными организациями (на 316 створах). Наблюдения выполнены на 1558 створах гидрохимических наблюдений, находящихся в зоне деятельности бассейновых водных управлений (БВУ), в том числе на трансграничных водных объектах в рамках межправительственных соглашений (60 створов); на водохранилищах (272 створа).

Гидрохимические наблюдения проводились на участках интенсивного водопользования в районах водозаборов (питьевых, технических), устьев рек основных притоков, влияния выпусков сточных вод наиболее крупных водопользователей-загрязнителей, на малых реках с целью изучения эффективности ранее проведенных работ по восстановлению экологического состояния водотоков. Перечень определяемых показателей загрязнения воды устанавливался с учетом обязательной программы при проведении режимных наблюдений за загрязнением поверхностных вод суши (РД 52. 24. 309-(92)) и характерных специфических загрязнений на отдельных участках водотоков (по достоверной информации формы 2-тп (водхоз) о сбросах загрязняющих веществ в водные объекты).

http://center-yf.ru/data/stat/monitoring-zagryazneniya-okruzhayushchey-sredy.php

Объектами мониторинга загрязнений окружающей среды являются

Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — это комплексная система выполняемых по научно обоснованным программам взаимосвязанных работ по регулярному наблюдению за состоянием окружающей среды, оценке и прогнозу её изменений под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Основной задачей экологического мониторинга является предоставление своевременной, регулярной и достоверной информации о состоянии природной среды и объектов, а также прогнозов изменения экологической обстановки. Данные мониторинга являются основой информационной поддержки принятия решений, расстановки приоритетов в области природоохранной деятельности с целью выработки экономической политики, адекватно учитывающей экологические факторы.

Читайте так же:  Разрешение на торговлю шаурмой

Система экологического мониторинга представляет собой совокупность взаимно увязанных нормативно-правовых актов, структур управления, научных организаций и предприятий, технических и информационных средств.

Объектами экологического мониторинга являются:

компоненты природной среды — земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, уровни радиационного и энергетического загрязнения, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

природные объекты — естественные экологические системы, природные ландшафты и составляющие их элементы;

природно-антропогенные объекты — природные объекты, преобразованные в процессе хозяйственной деятельности или объекты, созданные человеком и имеющие рекреационное и защитное значение;

источники антропогенного воздействия на природную среду, включая потенциально опасные объекты.

Мониторинг природных сред и объектов осуществляется на различных уровнях:

глобальном (по международным программам и проектам);

федеральном (для территории России в целом);

территориальном (в пределах территории соответствующих субъектов Российской Федерации);

локальном (в пределах природно-техногенной системы).

http://media.ls.urfu.ru/461/1181/2547/

Мониторинг окружающей природной среды

Среди мероприятий по стабилизации и дальнейшему улучшению экологической обстановки в России особое место отводится формированию системы экологического мониторинга, основной задачей которого являются информационное обеспечение и поддержка процедур принятия решений в области природоохранной деятельности и экологической безопасности.

Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить их состояния и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности.

Мониторинг окружающей природной среды делится на:

Наиболее развит биологический мониторинг, он имеет четыре важных подразделения:

— мониторинг загрязнения биоты;

— мониторинг исчезающих видов животных и растений;

— мониторинг важнейших видов популяций, сообществ и экосистем (геофонд).

Выделяют три вида мониторинга по охвату территории: глобальный, международный и национальный.

Глобальный мониторинг работает под эгидой ООН и выполняет следующие задачи: слежение за всеми компонентами окружающей среды, изучение глобальных изменений окружающей среды, решение экологических проблем разрушения озонового слоя Земли, глобального потепления климата, опустынивания и другие.

Международный мониторинг осуществляется на уровне международных сообществ и решает крупные региональные проблемы: проблема трансграничного переноса загрязняющих веществ, выпадение кислотных осадков и т.д., то есть проблемы, которые касаются нескольких стран.

Национальный мониторинг осуществляется в границах отдельного государства и служит задачам и потребностям этого государства.

Видео (кликните для воспроизведения).

В систему мониторинга входят следующие основные направления деятельности:

1) выделение (определение) объекта наблюдения;

2) обследование выделенного объекта наблюдения;

3) составление информационной модели для объекта наблюдения;

4) планирование измерений;

5) оценка состояния объекта наблюдения и идентификации его информационной модели;

6) прогнозирование измерения состояния объекта наблюдения;

7) представление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя.

Основные цели экологического мониторинга — обеспечение системы управления природоохранной деятельности и экологической безопасности своевременной и достоверной информацией, позволяющей:

1) оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека;

2) выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются;

3) создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.

Исходя из этих трех основных целей, экологический мониторинг должен быть ориентирован на ряд показателей трех общих видов: наблюдения, диагностики и раннего предупреждения.

Кроме приведенных выше основных целей, экологический мониторинг может быть ориентирован на достижение специальных программных задач, связанных с обеспечением необходимой информацией, организационных и других мер по выполнению конкретных природоохранных мероприятий, проектов, международных соглашений и обязательств в соответствующих областях.

Основные задачи экологического мониторинга:

1) наблюдение за источниками антропогенного воздействия;

2) наблюдение за факторами антропогенного воздействия;

3) наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;

4) оценка фактического состояния природной среды;

5) прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды.

В зоне влияния источников выбросов и сбросов организуется систематическое наблюдение за следующими объектами и параметрами окружающей среды:

1. Атмосфера: химический и радионуклидный состав газовой, аэрозольной фазы воздушной среды, а также осадков (снег, дождь), тепловое и влажное загрязнения атмосферы.

2. Гидросфера: химический и радионуклидный состав поверхностных и грунтовых вод, взвесей и донных отложений в природных водостоках и водоёмах, тепловое загрязнение поверхностных и грунтовых вод.

3. Почва: химический и радионуклидный состав деятельного слоя почвы.

4. Биота: химическое и радиоактивное загрязнение с/хоз. Угодий, растительного покрова, почвенных зооценозов, домашних и диких животных, птиц, насекомых, водных растений, планктона и рыб.

5. Урбанизированная среда: химический и радиационный фон воздушной среды населённых пунктов, химический и радионуклидный состав продуктов питания, питьевой воды и т.д.

6. Население: характерные демографические параметры (численность и плотность населения, рождаемость и смертность, возрастной состав, заболеваемость, уровень врождённых уродств и аномалий), социально-экономические факторы.

Экологический мониторинг в России в настоящее время решает следующие задачи:

1) наблюдение и контроль за уровнем загрязнения на всей территории России;

Читайте так же:  Исчисление срока исковой давности

2) создание пространственно-временных показателей загрязнения;

3) снабжение организаций информацией и обеспечение прогнозами об уровне загрязнения вредными веществами.

Выделяют 3 уровня деятельности «Общегосударственной службы наблюдения и контроля» (ОГСНК):

1. Первичный уровень — создание пунктов или станций наблюдения, отбор и анализ проб, введение различных поправок, консервация проб.

2. Региональный или территориальный уровень — создание центров мониторинга, первичное обобщение информации об уровне загрязнения, составление местных прогнозов. Выдаются обобщенные данные на определенную территорию.

3. Научно-методический уровень — развитие методологических концепций и подходов, создание общего банка данных по состоянию окружающей среды.

В ОГСНК выделяют 3 вида информации:

1. Экстренная информация — выдача данных о состоянии окружающей среды в масштабах реального времени;

2. Оперативная информация — суммируются и обобщаются сведения о состоянии окружающей среды в течение месяца;

3. Режимная информация — составляются обзоры состояния окружающей среды за 1 год и осуществляется прогноз.

В структуре существующего государственного экологического мониторинга различают 6 направлений: мониторинг источников загрязнения, мониторинг загрязнения атмосферного воздуха, мониторинг загрязнения вод суши, мониторинг загрязнения вод морей, мониторинг почв и фоновый мониторинг.

Таким образом, система мониторинга антропогенных изменений является составной частью системы управления, взаимодействия человека с окружающей средой, поскольку информация о существующем состоянии природной среды и тенденциях ее изменения должна быть положена в основу разработки мер по охране природы и учитываться при планировании развития экономики.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9245 — | 7348 — или читать все.

http://studopedia.ru/3_191188_monitoring-okruzhayushchey-prirodnoy-sredi.html

Государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды

Глава 1. Основные понятия о мониторинге окружающей среды

В настоящее время общество все шире использует в своей деятельности сведения о состоянии природной среды. Эта информация нужна в повседневной жизни людей, при ведении хозяйства, в строительстве, при чрезвычайных обстоятельствах − для оповещения о надвигающихся опасных явлениях природы. Но изменения в состоянии окружающей среды происходят и под воздействием биосферных процессов, связанных с деятельностью человека. Определение вклада антропогенных изменений представляет собой специфическую задачу, решением которой занимается мониторинг окружающей среды.

Экологический мониторинг – это информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов.

Рис.1. Схема организации экологического мониторинга

Основные цели экологического мониторинга состоят в обеспечении системы управления природоохранной деятельности и экологической безопасности своевременной и достоверной информацией, позволяющей:

· оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека;

· выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются;

· создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.

Исходя из этих трех основных целей, экологический мониторинг должен быть ориентирован на ряд показателей трех общих видов: соблюдения, диагностики и раннего предупреждения.

Кроме приведенных выше основных целей экологический мониторинг может быть ориентирован на достижение специальных программных целей, связанных с обеспечением необходимой информацией организационных и других мер по выполнению конкретных природоохранительных мероприятий, проектов, международных соглашений и обязательств государств в соответствующих областях.

Основные задачи экологического мониторинга:

· наблюдение за источниками антропогенного воздействия;

· наблюдение за факторами антропогенного воздействия;

· наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;

· оценка фактического состояния природной среды;

· прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды.

Следует принять во внимание, что экологический мониторинг не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником информации, необходимой для принятия экологически значимых решений. Термин контроль, нередко употребляющийся в русскоязычной литературе для описания аналитического определения тех или иных параметров (например, контроль состава атмосферного воздуха, контроль качества воды водоемов), следует использовать только в отношении деятельности, предполагающей принятие активных регулирующих мер.

Экологический мониторинг реализуется на нескольких уровнях, которым соответствуют специально разработанные программы:

глобальный – слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли, включая все ее экологические компоненты, и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях, международное сотрудничество;

государственный (национальный) – общегосударственная система наблюдений;

импактный – мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах (изучение сильных воздействий в локальном масштабе);

региональный – слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона);

фоновый(базовый) – слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность).

Для понимания того, как в Российской Федерации осуществляются наблюдения за состоянием окружающей среды, рассмотрим подробнее уровень государственного экологического мониторинга.

Государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды

Читайте так же:  Курение в общественных местах подъездах

Государственный экологический мониторинг – комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды [ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», с изменениями на 5 марта 2013 г.]

Порядок осуществления государственного экологического мониторинга устанавливает «Положение о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. № 477.

В Российской Федерации организационной формой экологического мониторинга является единая система государственного экологического мониторинга (ЕСГЭМ), которая начала создаваться по инициативе природоохранных органов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.93. № 1229 «О создании единой государственной системы экологического мониторинга» и развивается благодаря постановлению Правительства РФ от 31 марта 2003 г. № 177 «Положение об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды» и Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 331-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии со Статьей 63.1 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.№ 331-ФЗ задачами ЕСГЭМ являются:

− регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;

− хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;

− анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;

− обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

В структуре ЕГСЭМ существуют тематические и территориальные подсистемы экологического мониторинга. Тематические осуществляют наблюдение и контроль состояния отдельных объектов. Каждая тематическая система состоит из одной или нескольких ведомственных (специализированных) систем наблюдения и контроля, объединенных по принципу «общности объекта» мониторинга.

Единая система государственного экологического мониторинга включает в себя подсистемы:

− государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;

− государственного мониторинга атмосферного воздуха;

− государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

− государственного мониторинга земель;

− государственного мониторинга объектов животного мира;

− государственного лесопатологического мониторинга;

− государственного мониторинга состояния недр;

− государственного мониторинга водных объектов;

− государственного мониторинга водных биологических ресурсов;

− государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;

− государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации;

− государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации;

− государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;

− государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.

В рамках ЕСГЭМ в соответствии с федеральными законами осуществляются:

− поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды;

− поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о характере, видах и об объеме такого воздействия;

− оценка состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;

− определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды;

− выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду и направление их в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;

− направление в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительные органы информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных факторов и предложений об устранении таких нарушений;

− направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений для их учета при подготовке документов территориального планирования и (или) предложений об изменении указанных документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений;

− выпуск экстренной информации о необходимости снижения негативного воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных факторов;

− оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий;

− создание и эксплуатация баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды;

− хранение информации о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды и предоставление этой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам.

Структурными звеньями любой подсистемы ЕГСЭМ являются:

− измерительная система (средства и методы измерения),

− информационная система (базы и банки данных),

− системы моделирования и оптимизации показателей наблюдаемых объектов),

− система восстановления и прогноза полей экологических и метеофакторов,

− система подготовки решений и доведения их (а также самой экологической информации) до потребителей.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 618 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.net/3_42255_gosudarstvenniy-monitoring-sostoyaniya-i-zagryazneniya-okruzhayushchey-sredi.html

Объектами мониторинга загрязнений окружающей среды являются
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here