Несанкционированные свалки законодательство

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Несанкционированные свалки законодательство". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Статья 21. Ликвидация несанкционированных свалок и очаговых навалов, отходов

Статья 21. Ликвидация несанкционированных свалок и очаговых навалов, отходов

1. На территории города Шелехова запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах.

2. Лица, уполномоченные на содержание объекта благоустройства, собственники, владельцы земельных участков обеспечивают пресечение возникновение несанкционированных свалок, очаговых навалов отходов, выявляют лиц, разместившие отходы производства и потребления в несанкционированных местах, передают информацию о таких лицах в уполномоченный на составление протокола об административном правонарушении орган, обеспечивают ликвидацию несанкционированных свалок, очаговых навалов отходов.

3. Уполномоченные лица обязаны не реже 3 раз в неделю производить обход территории в целях выявления несанкционированных свалок, очаговых навалов отходов. Результаты обходов заносятся в журнал обходов с указанием местоположения несанкционированных свалок, очаговых навалов отходов, примерной площади, в случае выявления лица, разместившего отходов, паспортных данных данного лица и принятых мерах.

4. Физические лица в случае обнаружения лиц, осуществляющих размещение отходов в несанкционированных местах на территории города Шелехова, имеют право осуществить фото-, видеофиксацию лиц, осуществляющих несанкционированное размещение отходов (для автотранспортных средств с обязательной фиксацией государственного номера автотранспортного средства). После осуществления указанных действия физическое лицо вызывает уполномоченное лицо для составления протокола об административном правонарушении в отношении виновного лица с предоставлением материалов фото- и видеофиксации.

5. Лица, разместившие отходы в несанкционированных местах, обязаны за свой счет производить уборку и очистку данной территории, а при необходимости рекультивацию земельного участка.

6. В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы на несанкционированных свалках, удаление отходов и рекультивацию территорий свалок производить за счет уполномоченных на содержание лиц.

7. Органы местного самоуправления в соответствии с вопросами местного значения на постоянной основе проводят консультации по повышению экологической культуры граждан, в частности проживающих на территории жилых домов частного жилищного фонда.

>
Содержание фасадов зданий, строений, сооружений
Содержание
Решение Думы города Шелехова Иркутской области от 19 октября 2017 г. N 38-РД «Об утверждении Правил благоустройства территории.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 8.13. Организация несанкционированной свалки отходов

Информация об изменениях:

Законом Тульской области от 25 сентября 2015 г. N 2349-ЗТО глава 8 настоящего Закона дополнена статьей 8.13, вступающей в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

Статья 8.13 . Организация несанкционированной свалки отходов

Организация несанкционированной свалки отходов, если это действие не повлекло нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, требований в области обращения с отходами, установленных законодательством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Примечание . Несанкционированная свалка отходов — место нахождения отходов производства и потребления площадью более 10 квадратных метров, не обустроенное в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.

>
Сброс или сжигание мусора, иных отходов производства и потребления вне специально отведенных для этого мест
Содержание
Закон Тульской области от 9 июня 2003 г. N 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области» (принят.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Несанкционированные свалки законодательство

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

В августе 2019 года на территории городского поселения выявлена несанкционированная свалка. Земельный участок, на котором она находится, не разграничен, не сформирован. В чьи обязанности входит ликвидация свалки — регионального оператора, муниципалитета или органа исполнительной власти области?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

3 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Незаконная свалка: способы борьбы, ответственность, кому жаловаться

В Кодексе об административных правонарушениях указан перечень объектов, на которых запрещена свалка мусора: автомобильные и железные дороги, водные пути, леса и заповедники, контейнеры в случае использования для размещения строительного или крупногабаритного мусора. Для выбрасывания отработанного сырья должны использоваться следующие емкости: мусорные баки, контейнеры, урны.

Размещение мусора за пределами организованных площадок считается незаконным. Несанкционированная свалка образуется при размещении отходов в неустановленных местах при достижении некоторых условий:

  • размер – от 50 кв. м.;
  • объем – от 30 куб. м.

При незаконном размещении отходов требуется произвести ликвидацию образовавшегося скопления мусора, способного нанести вред здоровью жителей близлежащих домов, а также окружающей среде. Выбор, куда обращаться гражданам в случае обнаружения незаконной свалки мусора, включает местные государственные органы, специализированные ведомства, силовые структуры.

Читайте так же:  Возврат процентов по ипотеке срок давности

Нормативное регулирование

На законодательном уровне процесс регулирования обращения с отходами в России отображен во многих документах:

  • Конституция.Верховный закон закрепляет права граждан на благоприятную окружающую среду, информированность о ее состоянии, компенсирование расходов при уроне здоровья, связанного с небезопасной экологической обстановкой. На Конституции основаны положения нормативно-правовых актов, действующих в стране.
  • Федеральные законы. Федеральный закон № 7-ФЗ направлен на регулирование вопросов защиты окружающей среды: сохранение природы, профилактические меры, улучшение экологии. Отдельно отмечено разделения сфер ответственности между федеральными и местными органами власти. Несанкционированные свалки возникают в бессистемном порядке, поэтому их ликвидация осуществляется на основании точечных обращений, порядок которых определяет федеральный закон № 59-ФЗ. Федеральный закон, регламентирующий расположение и организацию работы мусорных полигонов, – № 89-ФЗ. Например, в документе определены места, в которых запрещены свалки: населенные пункты, зоны отдыха, парки, лечебно-оздоровительные площадки, водосборы, места добычи полезных ископаемых.
  • Кодекс об административных правонарушениях. В статьях 8.1-8.6 КоАП указаны конкретные штрафы за нарушения, связанные с экологической безопасностью.

Виды правонарушений и санкции за них

Ответственность за рассматриваемые правонарушения устанавливает не одна статья КоАП РФ, а целый блок.

Так, соответствующее нарушение, допущенное в процессе эксплуатации или постройки зданий и сооружений, наказывается по ст. 8.1 КоАП РФ. Гражданам в этом случае придется заплатить штраф до 2000 рублей, должностным лицам – до пяти тысяч рублей, а компаниям – до ста тысяч рублей.

Наказание за нарушение санитарных норм и иных правил, устанавливающих порядок обращения с отходами, закреплено статьей 8.2 КоАП РФ. Для граждан, предпринимателей и должностных лиц предусмотрен штраф, а для компаний и лиц, которые имеют статус ПБОЮЛ, в качестве альтернативного наказания выступает административное (то есть принудительное) приостановление деятельности.

Статья 8.31 КоАП РФ (ч. 2) предусматривает наказание для лиц, которые выбрасывают мусор в лесах, тем самым загрязняя их. Для граждан и должностных лиц ответственность за это правонарушение предусмотрена в виде штрафа в размере от двух тысяч для граждан и от 10000 для чиновников. Предприниматели и юридические лица заплатят от 10 и 100 тысяч соответственно, либо им может быть избрано наказание в виде административного приостановления их деятельности.

Ответственность за порчу земель отходами и агрохимикатами установлена ст. 8.6 КоАП РФ. Размер штрафов за такое наказание выше, чем в ранее рассмотренных случаях. Так, гражданину придется заплатить до пяти тысяч рублей, чиновнику (должностному лицу) – до тридцати. Юридические лица обяжут выплатить штраф в сумме до 80 тысяч рублей, предпринимателей ПБОЮЛ – до сорока тысяч рулей, а в особо тяжких случаях – наложат административный запрет на их деятельность сроком до 90 суток.

Штрафы за несанкционированную свалку

Размер и порядок присуждения штрафов за правонарушения, связанные с незаконной свалкой мусора, определены в главе 8 Кодекса об административных правонарушениях. За несанкционированную свалку несут ответственность физические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица и организации. Размер штрафов определен в статьях 8.1-8.6, а размер наказания составляет:

  • от 1 до 2 тыс. руб. – физлица;
  • 10-50 тыс. руб. (или приостановка деятельности на 3 месяца) – индивидуальные предприниматели;
  • 10-30 тыс. руб. – должностные лица организаций;
  • от 100 тыс. руб. (или приостановка деятельности на 3 месяца) – юрлица.

Куда обращаться

Некоторые заинтересованные граждане замечают несанкционированные свалки мусора, но не имеют представления, куда жаловаться по этому вопросу. Обращаться нужно в специальные уполномоченные компании, которые смогут выявить организаторов мусорки, и принять меры по ее устранению.

В зависимости от места обнаружения свалки отходов, немного будут отличаться структурные органы, способные помочь разрешить ситуацию.

Свалка в городе

Если обнаруживаются скопления мусора во дворе, то можно напрямую обращаться в УК или ЖЭК. Для этого подготавливается жалоба или претензия, где подробно описывается участок свалки. Например, улица и номер дома, расположение близстоящих других объектов. Желательно подкрепить обращения фотографиями. Заявления можно подать лично, оставив один экземпляр себе, через электронную почту или воспользовавшись онлайн-сервисами, которые применяются уже во многих компаниях.

В случаях образования несанкционированной свалки отходов в черте города, следует проинформировать о проблеме Администрацию района или поселения. Готовится жалоба, прикрепляется видео или фото. В случае отсутствия мер и ответной реакции, продолжить можно заявлением в Росприроднадзор, прокуратору. Если виновником загрязнения участка стала компания, то на ее деятельность можно написать жалобу в Роспотребнадзор.

Свалка за городом

Если отмечается скопление отходов за чертой города, размеры участка превышают 50 м2 и объем мусора превышает установленную норму (30м3), то следует придерживаться следующих действий:

  1. Сфотографировать свалку с разных ракурсов, чтобы были понятны масштабы проблемы.
  2. Схематично или с помощь навигатора обозначить район расположения мусорных отходов.
  3. Подготовить письменное заявление в администрацию, лесничество, которое прикреплено к этой местности. Иногда достаточно устного обращения для принятия мер, но в основном, если это охраняемая территория.
  4. Жалоба в природную прокуратуру.

Для предупреждения несанкционированных свалок мусора необходимо нести ответственность за экологическую ситуацию. Это означает не только приучать себя и своих близких не нарушать санитарно-эпидемиологические требования, но и бороться с уже образованными скоплениями мусора.

Какой штраф грозит за выброс мусора в неположенном месте?

Гарантируя каждому гражданину право на благоприятную окружающую среду, государство разрабатывает и внедряет в жизнь правила обращения с отходами и иные нормы, обеспечивающие экологическую безопасность. С этой же целью в законодательстве закреплены статьи, устанавливающие наказание, обычно штраф, за выброс мусора в неположенном месте.

Куда можно законно выкинуть мусор

Жильцы многоквартирных домов должны выносить бытовые отходы на контейнерную площадку, оборудованную на придомовой территории, или в мусоропровод (если он предусмотрен проектом здания). Кроме того, для сбора мусора предусмотрены урны и специальные площадки в общественных местах, а также полигоны и иные оборудованные места накопления отходов.

При этом стоит учитывать, что место, в котором должен складироваться тот или иной мусор, зависит от типа такого сырья.

Они должны складироваться на специальных площадках и вывозиться за счет дополнительной платы специализированной организацией, имеющей лицензию на такой вид деятельности и доступ к крупным полигонам, на которых складируются и перерабатываются отходы.

Ответственность за несанкционированную свалку мусора

Организация мест скопления отходов (более 50 м2 по площади и выше 30 м3 по объему) предусматривает административную ответственность. Рассматриваются те случаи, когда несанкционированная свалка мусора не принесла серьезного урона окружающей среде и от нее не пострадали люди. Ущерб оценивается и с экономической точки зрения. Все действия регламентирует статья КоАП 8.2 и относительно нее приняты следующие меры ответственности:

  • Для физических лиц предусмотрен штраф от 1000 рублей, но не выше 2000 рублей.
  • Должностные лица облагаются штрафом от 10000 до 30000 рублей
  • Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, но не зарегистрированные как юридические лица, за несанкционированную свалку мусора будут оштрафованы от 10000 до 50000 рублей. Возможно принудительное приостановление деятельности до 90 суток.
  • Юридические лица облагаются максимальными взысканиями, начиная со 100000 рублей. В ряду случаев деятельность временно приостанавливается (до 90 суток).
Читайте так же:  Административная ответственность за коррупционные правонарушения

Заключение под стражу, штрафы и приостановление деятельности предусмотрено при серьезных последствиях для здоровья и жизни людей. Дополнительно учитывается ущерб окружающей среде, необходимые меры по восстановлению экологической ситуации.

Жалоба при обнаружении незаконной свалки

На практике несанкционированная свалка мусора возникает по многим причинам. Отсутствие полигона или системы работы с отходами, нежелание жителей оформлять вывоз мусора, банкротство мусорных операторов, например. Список органов, куда жаловаться в случае обнаружения незаконного полигона:

  • местная администрация;
  • Росприроднадзор;
  • Роспотребнадзор;
  • департамент ЖКХ;
  • жилищно-коммунальная инспекция;
  • отделы экологического контроля;
  • прокуратура или полиция.

Администрация муниципального образования

Первый адресат, куда необходимо сообщить о несанкционированной свалке, – администрация муниципального образования. Это связано с тем, что местные органы власти отвечают за муниципальную территорию и в дальнейшем проконтролируют ликвидацию свалки. Для повышения вероятности решения вопроса заявление оформляется должным образом с указанием необходимой информации:

  • координаты места скопления отходов;
  • подтверждающие фотографии;
  • адресат обращения (орган, должностное лицо);
  • автор с контактными данными для ответа.

Росприроднадзор

Государственный орган, в ведении которого находится контроль состояния окружающей среды, – Росприроднадзор. В случае бездействия местной администрации необходимо обратиться на данный орган. Заявления принимаются в двух формах:

Ведомство подготовило для граждан список информации, которая должна содержаться в заявлении, независимо от органа, куда оно подается:

  • местоположение (координаты или схема);
  • фотографии с различных ракурсов для оценки масштаба;
  • описание проблемы;
  • адресаты обращения;
  • контакты заявителя;
  • дата, подпись (при письменном обращении).

Отделы экологического контроля

На территориях муниципальных образований действуют отделы экологического контроля, работающие под руководством Росприроднадзора. При возникновении незаконных полигонов на контролируемой территории специалисты инициируют проверку на основании поступивших жалоб. По результатам проверки принимаются меры к ликвидации несанкционированной свалки мусора.

С 2019 года в России на основании постановления Правительства № 396 действует публично-правовая компания «Российский экологический оператор» (РЭО). Организация занимается обращение твердых бытовых отходов на территории страны, контролируя региональные органы власти. На сайте компании действует форма обратной связи по нарушениям в сфере экологической защиты:

  • несанкционированный полигон;
  • нарушения порядка работы с отходами;
  • неприятный запах от мусора;
  • другие нарушения.

Роспотребнадзор

Случаи, когда незаконный полигон отходов образуется в результате деятельности юридических лиц, могут быть рассмотрены Роспотребнадзором. Среди отходов выделяются производственные, строительные, бытовые, образуемые в результате работы магазинов, заводов и других учреждений. Срок рассмотрения заявления – 30 дней. Предварительно рекомендуется пожаловаться на свалку напрямую в юридическое лицо путем написания жалобы с последующим приложением копии при обращении в Роспотребнадзор.

Государственный орган проводит экспертизу с выездом на объект, по результатам которой готовится предписание об устранении свалки. Ведомство влияет на те объекты, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду, водные и земельные участки.

Департамент или инспекция жилищно-коммунального хозяйства

При обнаружении несанкционированной свалки на территории населенного пункта необходимо обращаться в местный департамент жилищно-коммунального хозяйства. Среди адресатов, куда пожаловаться на незаконное размещение отходов, орган ЖКХ выделяется тем, что отвечает за чистоту территории населенного пункта.

Пример заявления в жилищно-коммунальную инспекцию.

Прокуратура или полиция

В случае, если местные административные или экологические органы не оказали воздействия на несанкционированную свалку мусора, необходимо оформить заявлению в прокуратуру или полицию. Помимо стандартного набора информации непосредственно о свалке, необходимо приложить копии обращений в соответствующие органы и полученные ответы, если они были получены. Дополнительно к заявлению прилагается копия паспорта заявителя.

Срок ответа при обращении в прокуратуру – до 30 дней. Для рассмотрения заявления по существу, оно должно быть подкреплено доказательствами несанкционированного характера свалки. Для этого проводится анализ ответов, полученных из профильных инстанций на предмет правоверности.

Уголовная ответственность

Статья 247 УК РФ предусматривает ответственность за производство запрещённых видов опасных отходов, а также за нарушение правил обращения с радиоактивными, бактериологическими и химическими веществами и отходами. Возбуждение уголовного дела возможно, если действия или бездействие создает угрозу причинения существенного вреда природе или здоровью человеку.

Наказание по ч. 1 ст. 247 УК РФ – штраф до 200 тыс. рублей, принудительные работы, ограничение или лишение свободы на срок до 2 лет.

Если был причинен вред здоровью человека или случилась массовая гибель животных, действия квалифицируются по ч.2 ст. 247 УК. В этом случае возможно лишение свободы до 5 лет. Смерть человека или массовое заболевание людей (ч. 3 ст. 247) грозят лишением свободы до 8 лет.

Как наказать правонарушителя

Часто люди, ставшие невольными свидетелями нарушения правил обращения с отходами, не знают, куда обращаться, чтобы виновное лицо привлекли к ответственности. Между тем, перечень должностных лиц и органов, которые имеют право рассматривать административные дела о выбросе мусора в неположенном месте, достаточно широк.

Так, к ним относятся Роспотребнадзор и мировые судьи, сотрудники полиции, в исключительных случаях – органы прокуратуры (обладают полномочиями по вынесению постановлений о возбуждении дела об административном правонарушении), а также административные комиссии, создаваемые при муниципальных органах власти.

Что ожидает нарушителя за создание несанкционированной свалки

Стихийно образованные горы мусора — глобальная экологическая проблема. Она ухудшает состояние окружающей среды и провоцирует появление серьезных заболеваний. За организацию несанкционированных свалок налагается штраф.

Ответственные за ликвидацию

Выбор органов, в которые обращаются граждане с жалобами на незаконную свалку многообразен: предприятия, местные и федеральные государственные органы. До недавнего времени выбор тех, кто должен заниматься ликвидацией несанкционированной свалки, был однозначен – владельцы территории. На частных землях предприятий полномочия по уборке ложились на Роспотребнадзор, на муниципальных землях – на местную администрацию.

Наказание за несанкционированные свалки мусора

​Несанкционированная свалка мусора – это несоблюдение требований в сфере охраны окружающей среды. В зависимости от категории опасности мусора и тяжести последствий ответственность за несанкционированные свалки мусора может быть как административной, так и уголовной. Наказать могут всех: обычных граждан, выбрасывающих мусор куда попало, должностных лиц, допустивших свалку, а также юридических лиц, которые наносят серьезный вред экологии или не принимают мер к устранению свалки.

Виды нарушений

В городах стоят мусорные баки, а в квартирах — ведра. Это не мешает большому количеству людей выкидывать отходы в местах, которые для этого не предназначены.

Читайте так же:  Особенности составления протокола об административном правонарушении
Видео (кликните для воспроизведения).

От хлама избавляются по-разному:

  1. Выбрасывают строительные отходы.
  2. Бросают бумажки и еду после пикников и отдыха на природе.
  3. Выкидывают пакеты с остатками из окон многоэтажек или автотранспортных средств.

Бросать отходы разрешается только в специально отведенных местах: баках, урнах, контейнерах.

Последствия свалок

Жизнь вблизи мусорных скоплений неприятна и вредна для здоровья. Выброс газа может спровоцировать головную боль, тошноту, рвоту и другие неприятные ощущения.

Воздействие стихийных мусорок на окружающую среду и людей состоит в следующем:

  • Рост инфекционных болезней. Их переносчиками являются животные, которые часто обитают в местах скопления мусора.
  • Загрязнение воздуха.
  • Возгорание выделяемого газа.
  • Проникновение в почву и воду токсичных компонентов.
  • Парниковый эффект.
  • Загрязнение поверхности земли разными соединениями: органическими и неорганическими.
  • Неконтролируемое развития заболеваний.

А также беспокоят ТБО как источник неприятного запаха и размножения грызунов. Последние переносят огромное количество заболеваний. Разложение отходов длится десятки лет. Опасность таких реакций состоит в выделении химических компонентов, которые могут быть причиной загрязнения поверхностных вод.

Последствия свалок — опасность появления эпидемий и биологических заболеваний внешней среды. Они возникают из-за разложения побочных продуктов жизнедеятельности без доступа воздуха. Выделяется газ (метан), который является одной из причин парникового эффекта. Из-за выброса ядовитого дыма в атмосферу на полигонах часто возникают пожары. Вблизи свалок погибают все растения, подтверждая опасность отходов. В результате реакции выделяются ядовитые вещества. Они и вызывают гибель растений, их мутацию.

Каждый год количество ТБО накапливается. Из-за этого возникает нехватка территорий. Важное решение — грамотная утилизация мусора. Она должна отвечать трем основным критериям:

  1. Повторное применение отходов.
  2. Экономия места под скопление мусора.
  3. Использование ценных компонентов, содержащихся во вторсырье.

Если этого не делать, проблемы будут только возрастать. Санитарно-эпидемиологическая обстановка во многих городах России усугубляется. Увеличивается количество людей, страдающих онкологическими заболеваниями.

Формы ответственности

Стихийная свалка — нарушение, за которое предусматривается административное наказание.

Все требования и действия регламентированы статьей КоАП (кодексом об административных правонарушениях) под №8.2.

Налагаются штрафы, которые отражает таблица:

Юридические лица от 100 тыс. рублей.
Индивидуальные предприниматели от 10 до 50 тысяч рублей. В отдельных случаях может принудительно останавливаться деятельность компании сроком на 3 месяца.
Должностные лица от 10 до 30 тысяч рублей.
Физические лица от 1 до 2 тысяч руб.

При определении наказания имеет значение место, где был выброшен мусор. Если строительные отходы были оставлены физическим лицом, штраф составит 3 тысячи рублей, юридическим — до 100.

При выбрасывании мусора из машины сумма за нарушение не превысит 3 тысяч, из окна многоэтажки или на территории леса — 5 тысяч.

В последнем случае нарушителя могут обязать выполнять работы по облагораживанию лесной местности.

Определение размера штрафа зависит и от других моментов:

  • повлек ли выброс отходов серьезные последствия для экологии;
  • в каком количестве и где был выброшен мусор;
  • возмещен ли нарушителем материальный ущерб;
  • ранее гражданин привлекался к административной ответственности или нет.

Анализ обстоятельств будет проводить судья или комиссия муниципальных органов.

Нормативный акт предусматривает уголовное наказание за организацию свалок. Реализуется мера в тех случаях, когда был нанесен серьезный вред экологии, здоровью или жизни людей. Ответственность за нарушение такого масштаба — заключение под стражу на срок от 6 до 8 лет.

Административная ответственность

Основным видом ответственности считается административная. Общая статья, по которой привлекают за несанкционированные свалки мусора, – статья 8.2 КоАП РФ. Эта норма предусматривает несколько правонарушений:

По ст. 8.2 КоАП РФ привлекают только тогда, когда нарушены требования, установленные ст. 51 Закона об окружающей среде, в частности:

  • мусор сбрасывается в водные объекты, в недра или на почву;
  • отходы, представляющие опасность любого класса, размещаются на территориях, прилегающих к населенным пунктам, в лесопарковых зонах и иных местах, в которых создается опасность для человека и экологии;
  • происходит захоронение опасных отходов в неположенных местах.

В ряде случаев применяется не статья 8.2, а другие статьи КоАП РФ, предусматривающие ответственность за нарушения в сфере охраны окружающей среды:

  • несоблюдение требований при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой (статья 8.2.1);
  • несоблюдение требований при обращении с потенциально опасными химвеществами (ст. 8.2.2);
  • несоблюдение требований при обращении с отходами животноводства (ст. 8.2.3);
  • нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами;
  • другие статьи.

Таким образом, многое зависит от того, какой именно мусор образует свалку, к какой категории относится, насколько он опасен.

Выявление свалок и реагирование на жалобы

Зачастую несанкционированные свалки мусора образуются:

  1. Вблизи или в черте населенных пунктов – их создают обычные граждане или организации, выбрасывая мусор, просроченные магазинные товары и отходы производства в неположенном месте.
  2. На местах мусорных полигонов, где из-за превышения лимитов запрещено размещение новых отходов.
  3. На территориях незаконно построенных (созданных) мусорных полигонов.
  4. На территориях дачных, садовых, огороднических товариществ, вблизи таких объединений граждан, когда не заключен или просрочен договор с оператором и вывоз мусора не осуществляется.

Несанкционированные свалки – серьезная проблема. Даже небольшой площади загрязнения, небольшого количества мусора бывает достаточно, чтобы в считанное время образовалась свалка. Несанкционированные свалки никто не обслуживает, мусор не вывозится, и поэтому они разрастаются. Вместе с тем растет и угроза окружающей среде.

Основной орган, который занимается незаконными свалками, – Росприроднадзор. Свои обращения по поводу свалок можно адресовать непосредственно ему. Сотрудники проводят плановые и внеплановые рейдовые мероприятия, а также реагируют (должны реагировать) и на конкретные обращения простых граждан. Также можно обратиться к местным властям – в администрацию поселения, на территории которого находится свалка.

По общему правилу отвечать за мусор должны те организации, органы власти, объединения граждан, на территории которых выявлена несанкционированная свалка. Если от них реакции нет, подается жалоба в территориальный орган Росприроднадзора или прокуратуру. Росприроднадзор выявляет ответственных за свалку и выдает предписание для ее ликвидации. Прокуратура может направить представление и обязать устранить нарушения закона. Вместе с тем, это не снимает с граждан и организаций обязанности не допускать выброс мусора куда попало. Виновные лица, если будет установлено, кто конкретно выкидывает мусор, привлекаются к ответственности.

Ответственность за несанкционированную свалку мусора

Любая несанкционированная свалка мусора – это серьезная проблема не только для жителей района, но и для государства, которое борется с последствиями незаконно организованных мест для отходов.

Вред от мусорных свалок очевиден: ухудшается экологическая ситуация, среди населения возможно распространение различных заболеваний, условия проживания становятся невыносимыми. Для злоумышленников эти проблемы не актуальны, так как основная их выгода – сэкономить. Это касается затрат на вывоз отходов, сортировку, ликвидацию. Кроме этого, есть перечень промышленного и химического мусора, требующий особых условий утилизации, что игнорируется преступниками, выбрасывающими опасные вещества на открытые площадки.

Читайте так же:  Биологическое загрязнение окружающей среды примеры

Проблема с несанкционированными свалками мусора распространена и у дачников, владельцев частных домов. По своей безответственности они сами организуют рядом с участками мусорные скопления, другие следуют их примеру и в результате экологическая ситуация только ухудшается.

Правовое регулирование

Основы законодательства в области обращения с бытовыми отходами закреплены в федеральных законах, которые конкретизируются Постановлениями Правительства, ведомственными документами и региональными нормативно-правовыми актами.

Ответственность же за нарушение вышеуказанных норм закреплена в Уголовном кодексе РФ и КоАП РФ. Уголовное наказание за выброс мусора в неположенном месте назначается только за самые опасные правонарушения, угрожающие не только экологической безопасности, но и жизни и здоровью граждан.

В остальных случаях применяются нормы административного законодательства, которое чаще всего предусматривает штраф за такие противоправные действия.

Методы борьбы со стихийными свалками

Рассмотрением дел о ликвидации несанкционированных свалок должны заниматься уполномоченные органы — Росприроднадзор. Протоколы о выявленных нарушениях могут составлять сотрудники полиции, природоохранной прокуратуры.

Бороться с ними можно и другими способами. Обращение в администрацию населенного пункта поможет устранить сам факт нарушения, которым является свалка. Для этого составляют жалобу, где описывают участок с отходами. Указывают адрес его расположения. Рекомендуется дополнить документ фотографиями. Заявление подают несколькими способами:

  • лично;
  • по электронной почте;
  • через онлайн-сервисы.

Один экземпляр жалобы оставляют себе. Согласно правилам, уборка свалки должна быть выполнена в течение 48 часов после получения документа.

Если в загрязнении виновато предприятие, на ее деятельность составляют жалобу в Роспотребнадзор.

Когда свалка расположилась за чертой города, методы борьбы включают следующие действия:

  1. Делают фотографии с разных ракурсов. Снимки потребуются для выявления масштаба проблемы.
  2. Местоположение мусорных отходов составляют схематично или используют навигатор.
  3. Готовят жалобу в администрацию или лесничество (если за ним прикреплена определенная область).
  4. Отправка искового заявления в прокуратуру.

За условия жизни общества отвечает каждый гражданин. Избавляясь от отходов в неположенных местах, человек увеличивает риск ухудшения экологической ситуации. Потому должен соблюдаться строгий контроль за состоянием скоплений мусора.

Способы борьбы со свалками в России находятся не на высшем уровне. Несанкционированный выбор и правильная утилизация мусора остаются важной проблемой государства.

Кто должен ликвидировать стихийные свалки и содержать несанкционированные скотомогильники

Обязанности органов местной власти в сфере обращения с отходами

Органы местного самоуправления участвуют в организации деятельности по накоплению и транспортировке твердых коммунальных отходов (ТКО). Эти полномочия указаны в пункте 18 части 1 статьи 14, пункте 14 части 1 статьи 15 и пункте 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Кроме того, местные власти создают и содержат места накопления ТКО (ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Прокуроры по результатам проверок часто возлагают на органы местного самоуправления обязанности, которые муниципалитеты не должны выполнять без дополнительного финансирования. В этой статье мы расскажем, какими аргументами органу местного самоуправления защититься от неправомерных требований.

Ликвидация несанкционированных свалок

При обращении с отходами часто возникает вопрос о том, к чьим полномочиям относится ликвидация несанкционированных свалок. Однозначного ответа в законах нет, поэтому возникают споры о распределении полномочий по ликвидации свалок между органами власти разных уровней.

В Законе № 89-ФЗ не сказано, что такое «несанкционированная свалка» и «ликвидация несанкционированных свалок». Следовательно, ликвидация таких свалок не относится к деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов.

Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения». Под такими свалками понимают территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Собственник отходов – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся (п. 7.8 ГОСТ 30772-2001). Если такое лицо не установлено, собственником отходов будут органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001).

Суды часто возлагают обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на органы местного самоуправления.

ПРИМЕР 1. Прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города. Он потребовал возложить на чиновников обязанность устранить несанкционированную свалку.

Судьи удовлетворили требование прокурора. Они сослались на пункт 1 статьи 13 Закона № 89-ФЗ. В нем сказано, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (апелляционное определение Ульяновского областного суда от 24.10.2017 по делу № 33а-4283/2017).

Стихийные свалки на территории муниципалитета должны ликвидировать органы местного самоуправления. Исключение – свалки на землях лесного фонда

Есть одна ситуация, в которой судьи всегда встают на сторону муниципалитета. Органы местного самоуправления не обязаны ликвидировать несанкционированные свалки на лесных участках в составе земель государственного лесного фонда на территории своего муниципалитета за счет средств местного бюджета. Эта обязанность возникает, только если местные власти были наделены государственными полномочиями. Меры по ликвидации загрязнения отходами лесных участков на территории муниципалитета, не находящихся в его собственности, должны принимать исполнительные органы государственной власти. Требовать, чтобы свалку, расположенную на землях лесного фонда, убрали местные власти, неконституционно. Эту позицию выразил Конституционный суд в постановлениях от 13.10.2015 № 26-П и от 26.04.2016 № 13-П. Отсутствие такой обязанности подтверждают и нижестоящие суды.

ПРИМЕР 2. В ходе проверки прокуратура выявила место несанкционированного складирования твердых бытовых отходов на территории лесничества. Нарушителей установить не удалось. Прокурор потребовал, чтобы ликвидацией свалки занялся областной департамент лесного хозяйства. Региональные чиновники отказались. Они считали, что убрать свалку обязаны органы местного самоуправления. Тогда прокурор подал иск в суд.

Суд первой инстанции отказал в иске, но апелляция отменила решение. Вышестоящий суд отметил, что в соответствии с частью 1 статьи 84 ЛК органы местного самоуправления должны принимать меры по предотвращению вредного воздействия только на лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Оснований для иного распределения публичных полномочий в сфере лесных отношений законодательством не предусмотрено (апелляционное определение Свердловского областного суда от 16.02.2018 по делу № 33-1781/2018).

Постановка на учет и содержание бесхозяйных скотомогильников

Читайте так же:  Порядок регистрации дел об административных правонарушениях

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения не относится к полномочиям органов местного самоуправления (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ). В то же время участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципалитета относится к компетенции органов местного самоуправления (ст. 14–16 Закона № 131-ФЗ). Их полномочия в этой сфере закреплены в статье 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В частности, органы местного самоуправления обязаны финансировать мероприятия в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Поэтому проверяющие структуры требуют, чтобы местные власти ставили на учет бесхозяйные объекты, способные нанести вред окружающей среде. К таким объектам относятся скотомогильники, где часто хоронят животных, которые пали от болезней, способных передаваться человеку.

На заметку: Глубина биотермической ямы должна быть не менее 10 м. Территорию скотомогильника нужно огораживать глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами

Несанкционированные скотомогильники не соответствуют обязательным требованиям. В большинстве случаев к ним возможен доступ людей и животных. Они не запираются, создают угрозу для жизни и здоровья граждан и способны стать причиной чрезвычайной ситуации. По мнению проверяющих, муниципалитеты должны не только принимать такие объекты на учет, но и содержать их. В некоторых случаях суды удовлетворяют подобные иски.

ПРИМЕР 3. Прокурор обратился в суд с иском к администрации сельского поселения. Он потребовал признать незаконным бездействие органов местной власти и возложить на них обязанность по приведению скотомогильника в соответствие с требованиями санитарных норм и правил.

Суд удовлетворил требования прокурора. Закон № 131-ФЗ обязывает органы местного самоуправления заниматься предупреждением чрезвычайных ситуаций на территории поселения. Поэтому они должны проводить организационно-технические мероприятия по защите населения от эпидемий и эпизоотий, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям (решение Большереченского районного суда Омской области от 23.07.2010 по делу № 2-338/2010).

Муниципалитет не должен содержать скотомогильники, если ему не передали полномочия и финансирование

В законах нет однозначного ответа на вопрос, кто конкретно должен осуществлять эксплуатацию скотомогильников. В собственности субъекта РФ может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы). Это установлено подпунктом «ц» статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов…». Наличие места захоронения биологических отходов на территории муниципалитета не предполагает обращения бесхозяйного скотомогильника в муниципальную собственность.

Нормы федерального законодательства не предусматривают непосредственной передачи бесхозяйных объектов недвижимости в муниципальную собственность. На основании этих норм нельзя заставить муниципальное образование содержать или создавать скотомогильники (биотермические ямы) без передачи государственных полномочий и денежных средств для их обеспечения. На это еще в 2009 году указал Верховный суд.

На заметку: Полномочия и финансирование должны быть переданы местным властям в порядке, предусмотренном статьей 19 Закона № 131-ФЗ

ПРИМЕР 4. В ходе прокурорской проверки был выявлен несанкционированный скотомогильник. Прокурор обратился в суд и потребовал обязать администрацию сельского поселения надлежаще оборудовать и содержать скотомогильник.

Верховный суд встал на сторону администрации сельского поселения (определение от 10.06.2009 № 16-Впр09-6). Судьи указали, что скотомогильник в число объектов муниципальной собственности не входит, на балансе органа местного управления не состоит, денежные средства на его содержание не выделены.

В 2010 году Верховный суд подтвердил свою позицию в другом решении. Он указал, что Закон № 131-ФЗ не предусматривает возможность нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления. Региональные органы власти не передавали государственные полномочия по оборудованию скотомогильника и денежные средства администрации сельского поселения (определение Верховного суда от 14.04.2010 № 32-В10-5).

Сегодня нижестоящие суды поддерживают муниципалитеты, хотя проверяющие по-прежнему предъявляют органам местного самоуправления требования о содержании скотомогильников.

ПРИМЕР 5. Прокурор потребовал, чтобы орган местного самоуправления поставил скотомогильник на учет в качестве бесхозяйного и содержал его. Судьи признали скотомогильник бесхозяйным, но не возложили на администрацию обязанность по его содержанию. Этот объект не передавали в собственность или ведение администрации, он не состоит на балансе органа местного самоуправления. Государственные полномочия по оборудованию скотомогильников и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Закона № 131-ФЗ, местной администрации не передавались (решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 12.12.2016 по делу № 2-1515/2016).

В другом деле суд удовлетворил иск прокурора к областному правительству. Он отметил, что обязанность содержать скотомогильники возложена на региональные органы власти. Данные полномочия и финансирование муниципалитетам не передавались (кассационное определение Оренбургского областного суда от 18.01.2011 по делу № 33-183/2012).

ВЫВОДЫ:

Муниципалитет должен следить за утилизацией отходов на территории муниципального образования. Прокурор может потребовать, чтобы вы исполняли эту обязанность, и судьи его поддержат. Однако из общих правил есть исключения.

1. Если несанкционированную свалку обнаружили на территории земельных участков лесного фонда, не принадлежащих муниципалитету, он не должен ликвидировать ее без дополнительного финансирования.

2. Даже если скотомогильник находится на территории муниципального образования, это еще не означает, что муниципалитет должен его содержать. Это обязанность субъекта РФ, если регион не передал данные полномочия муниципалитету в порядке, установленном статьей 19 Закона № 131-ФЗ. Факт признания такого объекта бесхозяйным не порождает у муниципалитета обязанности принять его в муниципальную собственность.

На заметку:

Изъятие полномочий не избавляет от ответственности

Если суд обязал вас ликвидировать несанкционированную свалку и решение вступило в силу, даже изъятие из компетенции ОМСУ полномочий по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО не освободит вас от этой обязанности. Свалку придется ликвидировать. Например, суд обязал администрацию сельсовета ликвидировать несанкционированные свалки. Муниципалитет указал, что полномочия по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО теперь переданы субъекту РФ. Суд отметил, что изъятие из компетенции ОМСУ вопросов организации утилизации отходов – не основание прекратить исполнительное производство. Такое изъятие не означает, что администрация сельсовета лишилась возможности исполнить решение суда (апелляционное определение Красноярского краевого суда от 05.06.2017 по делу № 33-7122/2017).

Видео (кликните для воспроизведения).

РУСЛАН ПОПОВ, руководитель юридической компании «Интел-право»

Источники

Несанкционированные свалки законодательство
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here