Ненормативные правовые акты президента

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Ненормативные правовые акты президента". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Акты президента РФ: порядок опубликования и вступления в силу

Президент РФ по вопросам своего ведения принимает следующие нормативные акты: 1) указы Президента РФ – это нормативно-правовые акты, изданные по вопросам о назначении и освобождении от должности руководителей органов федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении, помиловании и т. п.; 2) распоряжения Президента РФ – это акты индивидуального характера, изданные в отношении конкретных либо определенных лиц, т. е. по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента РФ.

Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным и федеральным законам.

Они носят властный, прямой характер и обязательны на всей территории РФ для всех субъектов правоотношений.

Указы и распоряжения имеют меньшую юридическую силу, чем законы РФ и регулируют отношения по организации и функционированию исполнительной власти в РФ. Главное отличие указов и распоряжений Президента РФ, состоит в предмете регулирования акта: указ – по вопросам назначения на должность лиц, гражданства, помилования и др., а распоряжение – по оперативным вопросам. Акты Президента РФ издаются им самостоятельно и не должны утверждаться в Федеральном Собрании, ратифицироваться или получать одобрение в иной форме в субъектах РФ. Они могут быть дополнены, изменены или признаны утратившими силу только Президентом РФ.

Указы Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию. Официальному опубликованию не подлежат акты Президента РФ, если они содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Официальное опубликование – это публикация текста указов Президента РФ в редакции, подписанной Главой государства, в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации». Акты Президента РФ могут быть опубликованы в иных печатных изданиях либо обнародованы по телевидению и радио, распространены по почте государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям.

Тексты актов Президента РФ публикуются в течение 10 дней со дня их подписания.

Указы Президента РФ вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. Если акты Президента РФ не подлежат официальному опубликованию, то они вступают в силу со дня их подписания либо в иной срок, если он установлен Президентом РФ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Контроль за исполнением указов Президента РФ федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ осуществляет Правительство РФ в соответствии с ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Указы и распоряжения Президента РФ по вопросам ведения РФ или совместного ведения РФ и ее субъектов могут быть признаны Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ. В этом случае эти акты прекращают свое действие, прекращают свое действие также акты, принятые на основании этого неконституционного акта Президента РФ.

Не подлежат проверке Конституционным Судом акты Президента РФ по жалобам граждан и ненормативные его акты.

Нормативные правовые акты Правительства РФ

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС . под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка . 2003 .

Смотреть что такое «Нормативные правовые акты Правительства РФ» в других словарях:

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА — подзаконные акты, конкретизирующие в рамках действующего законодательства отдельные положения в области ОТ; устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение здоровья и жизни работников в процессе трудовой деятельности.… … Российская энциклопедия по охране труда

Глава 14. Нормативные правовые акты — Глава 14 НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ Нормативный правовой актВиды нормативных правовых актовПодзаконные нормативные правовые акты … Элементарные начала общей теории права

Подзаконные нормативные правовые акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Их основное назначение состоит в конкретизации, развитии и обеспечении… … Большой юридический словарь

Подзаконные нормативные правовые акты — основанные на законе и не противоречат ему правотворческие акты. Соответственно, они обладают меньшей юридической силой в сравнении с законом, их правовой характер определяет, соответствуют ли они закону или входят в противоречие с ним. К… … Элементарные начала общей теории права

Ведомственные нормативные правовые акты — подзаконный акт министерства, государственного комитета, ведомства, адресованный организациям, учреждениям и предприятиям данного министерства (ведомства), изданный в пределах компетенции соответствующего органа на основе и во исполнение законов… … Элементарные начала общей теории права

АКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА — нормативные правовые акты, регулирующие гражданско правовые отношения. Ст. 3 ГК определено, что гражданское законодательство система нормативных правовых актов, которая включает в себя содержащие нормы гражданского права законы, акты Президента… … Юридический словарь современного гражданского права

Нормативные акты — Нормативный правовой акт официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством… … Википедия

АКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ — решения Конституционного Суда, принятые на его заседании в соответствии с установленными правилами и процедурами. В ст. 3 ГК определено, что гражданское законодательство как система нормативных правовых актов включает в себя содержащие нормы… … Юридический словарь современного гражданского права

Акты органов государственного управления — в СССР юридическая форма реализации исполнительно распорядительных полномочий органов государства. Путём издания таких актов органы государственного управления, в пределах их компетенции, на основе и во исполнение законов регулируют… … Большая советская энциклопедия

Муниципально-правовые нормы — это общеобязательные правила поведения, установленные органами государственной власти, местного самоуправления, направленные на регулирование общественных отношений в сфере местного самоуправления. Нормы муниципального права закрепляются в… … Большой юридический словарь

Читайте так же:  Не является правом потерпевшего

Чем отличаются указ, постановление, распоряжение и другие правовые акты?

В Российской Федерации официальные документы, принятые государственными органами, должностными лицами, муниципальными органами, носят общее название «нормативные правовые акты». Они содержат правовые нормы или общие установления, которые, как правило, рассчитаны на длительное применение и распространяются на неопределенный круг лиц.

Какие бывают нормативные правовые акты?

Нормативные правовые акты имеют иерархию в зависимости от юридической силы. Возглавляет всю систему источников права Конституция РФ. Остальные законы и подзаконные акты не могут противоречить ее нормам.

Особую группу составляют международные договоры и соглашения России. В статье 15 Конституции РФ сказано, что в случае возникновении конфликта между нормами международного права и законами РФ действуют нормы международного права. Международные договоры и соглашения могут быть многосторонними (например Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции от 25 октября 2013 г.) или двусторонними (Конвенция между Российской Федерацией и Французской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, от 11 февраля 2003 г.).

Следующее место в иерархии занимают федеральные законы (ФЗ). Наибольшую юридическую силу имеют федеральные конституционные законы (ФКЗ), которые принимаются по особой процедуре, например, ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации». Следующими по значению являются федеральные законы, а также кодексы. Их принимает Госдума простым большинством голосов. К ним относятся Закон о безопасности дорожного движения, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и др.

Следующую ступеньку в иерархии нормативных актов занимают федеральные подзаконные правовые акты, к которым относятся указы президента и постановления правительства. Меньшую юридическую силу имеют акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб), которые могут издаваться в форме приказа или постановления.

Элементом законодательства, который не укладывается в строгую иерархию, являются различные нормативно-правовые акты субъектов страны. Согласно Конституции РФ, все субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также могут издавать законы, принимаемые региональными парламентами.

Что такое постановление?

Постановления правительства России принимаются на основе принципов и положений Конституции, законов и указов президента, т. е. детализируют то, что сказано в этих нормативных актах. Например, постановление правительства от 10 июля 2019 года № 875 «О переносе выходных дней в 2020 году» было принято в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса РФ.

Постановления правительства не должны противоречить вышестоящим источникам права. Эти документы (за исключением постановлений, содержащих сведения конфиденциального характера или относящиеся к гостайне) подлежат официальному опубликованию.

Помимо правительства РФ, постановления в пределах своей компетенции выпускают правительства субъектов РФ, а также некоторые органы и должностные лица. Например, в форме постановлений принимают акты министерства, Совет Федерации, Госдума.

Что такое указ?

Согласно Конституции, президент РФ может издавать указы, которые обязательны для исполнения на всей территории страны и не должны противоречить Конституции России и федеральным законам. Как правило, такие указы издаются в том случае, если те или иные отношения не урегулированы законом, т. е. существует правовой пробел. Одними из последних подобных документов стали указы президента «О приеме в гражданство Российской Федерации и выходе из гражданства Российской Федерации», «О дополнительных мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности» и др.

Что такое распоряжение?

Распоряжение представляет собой подзаконный акт органа власти или управления, имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым оно адресовано. Согласно Конституции РФ, распоряжения могут издавать президент страны, российское правительство, а также правительства субъектов страны. В иерархии правовых актов распоряжение президента занимает место ниже указа президента, а распоряжение правительства — ниже постановления правительства.

Помимо органов власти, распоряжения могут издавать руководители различных организаций для разрешения оперативных вопросов. Этот документ является обязательным для указанных в нем сотрудников либо всех работников организации.

Что такое приказ?

Приказ — это еще один нормативно-правовой акт управления. Он представляет собой официальное письменное или устное распоряжение руководителя, командира или начальника, которое обязательно для исполнения подчиненными. В отличие от распоряжения приказ имеет большую силу в качестве акта управления.

Приказы активно используются в армии. Согласно указу президента РФ «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации», письменный приказ является основным распорядительным служебным документом военного управления, который может издавать командир воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры. Приказ должен выполняться беспрекословно, точно и в срок. Если военнослужащий с ним не согласен, он может обжаловать приказ после его выполнения. В мирное время невыполнение приказа влечет наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, а в военное время или в боевой обстановке может привести к уголовной ответственности.

Приказы используются и в иных государственных органах, организациях и частных фирмах. Они издаются начальником, например, директором фирмы, для решения каких-либо производственных задач. Невыполнение такого приказа рассматривается как нарушение служебной или трудовой дисциплины и может привести к привлечению к дисциплинарной ответственности (выговор, увольнение и др.).

Акты Президента Российской Федерации

Авакьян С. Закон и указ: что главнее // Независимая газета. 1994. 20 янв.; Волошенко И.Л. Правовые акты Президента РФ в системе российского законодательства // Современное российское право: федеральное и региональное измерение: Материалы конференции / Под ред. В.Я Музюкина, В.В. Невинского. Барнаул, 1998; Дмитриев Ю., Журавлев А. Указы президента в системе законодательства// Президент. Парламент. Правительство. 1998. № 1; Кича-люк ОН. Акты Президента Российской Федерации (конституционно-правовой аспект): Дисс. . канд. юрид. наук. Саратов, 1999; Лучин В.О. «Указное право» в России. М., 1996; Лучин В.О., Мазуров A.B. Указы Президента в сфере политики // Право и политика. 2000. № 2; Лучин ВО., Мазуров A.B. Указы Президента РФ. Основные социальные и правовые характеристики. М., 2000; Окуньков Л.А. Правовые акты Президента: их статус, направленность, содержание // Журнал российского права. 1997. № 2; Студеникина М.С. Юридическая природа актов Президента по Конституции Российской Федерации 1978 года // Проблемы законотворчества Российской Федерации. Институт законодательства и сравнительного правоведения. Труды. Вып. 53. М., 1993.

Осуществляя свои полномочия, Президент издает два вида актов — указы и распоряжения (ст. 90 Конституции). Ведущей формой актов Президента являются указы. Особенно важную роль играют нормативные указы, регулирующие общественные отношения. Кроме того, указами регулируются определенные вопросы ненормативного характера в силу их важности для личности или для государственной жизни — наградные дела, предоставление российского гражданства и выход из него, помилование, введение чрезвычайного положения, военного положения, назначение Председателя Правительства, образование Правительства и др.

Читайте так же:  Безопасность движения административные правонарушения

Распоряжения, как правило, являются не нормативными, а правоприменительными актами и чаще касаются относительно небольших вопросов.

Нет специальных указаний на то, что юридическая сила актов Президента неодинакова, В принципе все акты Президента должны быть взаимно согласованы. С формальных позиций акты Президента одинаковы по юридической силе.

Согласно ч. 2 ст. 90 Конституции РФ указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Это предполагает не только следование данным актам, но и недопустимость издания органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ актов, не соответствующих актам Президента.

В ч. 3 ст. 90 говорится, что указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это означает, что при разработке и принятии федерального закона учитывается наличие указа Президента, однако этот факт не является предопределяющим для принятия закона, особенно если его необходимость вытекает из Конституции РФ либо из сложившихся общественных отношений.

Во многих странах существует проблема соотношения закона и указа (или наоборот — указа и закона). Иначе говоря, регулирование многих важных общественных отношений может осуществляться как законом, принимаемым парламентом государства, так и указом, издаваемым главой государства. Эта проблема может иметь два аспекта: во-первых, разграничение предмета регулирования, т.е. установление, какие общественные отношения регламентируются законом и какие — указом; во-вторых, предоставление главе государства права своим указом урегулировать общественные отношения, если соответствующий закон пока не принят, но общественные отношения требуют регламентации, и указ в данном случае как бы заменяет закон — обычно на время, пока не будет принят этот закон. Такая возможность главы государства может иметь общий характер или же он наделяется парламентом правом на принятие указа, заменяющего закон, по конкретному случаю, но не более того. В целом это часть проблемы так называемого делегированного законодательства.

Причем на практике могут возникать такие ситуации: вопрос юридически не урегулирован, и не ясно, каким актом это должно быть сделано — законом, указом главы государства, постановлением правительства и т.д.; вопрос еще не урегулирован, но ясно, что он является предметом закона. Президент РФ Б.Н. Ельцин в свое время занял по данной проблеме такую позицию: он вправе издавать собственный нормативный акт не только в первой ситуации, но и во второй, когда ясно, что нужен закон — его акт служит цели заполнения правового пробела (вакуума регулирования) и на тот период, пока закон еще не принят, а общественные отношения настоятельно требуют регулирования. Кроме того, Президент полагал, что если есть действующий закон, то указ Президента должен ему соответствовать. Но если закона нет, Президент свободен в регулировании общественных отношений; иначе говоря, он возвышал свой указ до закона, как бы уравнивал их в воздействии на общественные отношения.

Доводы Президента вызывают серьезные возражения. Прежде всего, в определенных случаях в силу указания Конституции либо правовой логики вряд ли приемлемо принятие акта Президента даже при отсутствии закона и необходимости в нем. Например, если по Конституции (ст. 6) гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается «в соответствии с федеральным законом», то нельзя допустить принятия вместо него указа. Или, к примеру, Федеральное Собрание, принимая законы, определяет порядок их опубликования и вступления в силу. В этом плане принятие Указа Президента РФ от 5 апреля 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов» вызывает удивление, даже если объяснять это тем, что депутаты затянули с принятием закона по данному вопросу (он был подписан Президентом 14 июня 1994 г.).

Далее. Когда общественные отношения составляют предмет закона, но нет возможности его принятия, то хотя бы необходимо заложить в Конституцию РФ принятие решения Государственной Думой о поручении Президенту урегулирования этих отношений. В других странах такого рода практика именуется делегированным законодательством. Президент либо правительство, вторгшиеся таким путем в компетенцию парламента, считаются в этих странах нарушителями Конституции.

Отсюда принятие указа вместо закона, даже на время, возможно, когда концепция регулирования ясна и в ее оценке органы не расходятся. Если же имеет место обратное, принятие указа вместо закона означает не что иное, как подмену президентом парламента. Наглядный тому пример: первая приватизация государственных и муниципальных предприятий проводилась на основе указов Президента РФ 1992-1993 гг. Затем была предпринята попытка оформить второй этап принятием федерального закона. Однако он не получил поддержки у оппозиционной Президенту Государственной Думы. И тогда Президент РФ принял Указ от 22 июля 1994 г. «Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года». Конечно, это был поступок в пику Государственной Думе. И вряд ли в подобном случае речь может идти о «полноценной», как ее назвал Президент, правовой базе общественных отношений. Не случайно вопросы законности и обоснованности приватизации не утихают до сих пор. Кстати, президентские указы продолжают действовать с более поздними коррективами.

Как уже говорилось, указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории страны. Вместе с тем указы о введении военного или чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации. В случае неутверждения они утрачивают силу с момента принятия соответствующего постановления Советом Федерации.

Акты Президента публикуются в информационном бюллетене «Собрание законодательства Российской Федерации» (сокращенно — СЗ РФ). В Собрании законодательства публикуются федеральные законы, акты палат парламента, указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства.

Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (в ред. 1998 г.) установлено, что акты Президента и акты Правительства подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства РФ в течение 10 дней после дня их подписания. Официальным днем опубликования актов считается публикация их текстов в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Официальными являются также тексты актов Президента и актов Правительства, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система». Акты Президента и акты Правительства могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.

Читайте так же:  Вид административной ответственности административный штраф статьи

Акты Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. В актах Президента может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Нормативные правовые акты Президента РФ

Среди актов, издаваемых Президентом, нормативный характер, как правило, носят указы. В «Собрании законодательства РФ» указы Президента РФ публикуются в третьем разделе. При этом в начале размещаются нормативные указы; указы ненормативного характера размещены вслед за нормативными указами. Нормативные указы Президента подлежат официальному разъяснению. Такое разъяснение по поручению Президента правомочно давать Главное государственно-правовое управление Президента РФ. Так, Главным государственно-правовым управлением 16 октября 2000 г. за номером 16 дано официальное разъяснение пункта 1 Указа Президента РФ от 15 марта 1999 г. № 334 «Об изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки». Текст такого разъяснения публикуется в третьем разделе Собрания законодательства РФ (то есть там же, где помещаются нормативные указы Президента). При этом, как и указ, официальное разъяснение имеет указание на дату его принятия и порядковый номер.

В отдельных случаях Президент издает распоряжения как нормативные акты. В частности, это касается случаев определения правового статуса того или иного подразделения Администрации главы государства. Однако такие случаи носят исключительный характер.

Видео (кликните для воспроизведения).

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС . под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка . 2003 .

Смотреть что такое «Нормативные правовые акты Президента РФ» в других словарях:

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА — подзаконные акты, конкретизирующие в рамках действующего законодательства отдельные положения в области ОТ; устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение здоровья и жизни работников в процессе трудовой деятельности.… … Российская энциклопедия по охране труда

Нормативные правовые акты Правительства РФ — правовые акты, принимаемые Правительством в пределах его конституционных полномочий, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Порядок опубликования и вступления постановлений… … Элементарные начала общей теории права

Глава 14. Нормативные правовые акты — Глава 14 НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ Нормативный правовой актВиды нормативных правовых актовПодзаконные нормативные правовые акты … Элементарные начала общей теории права

Подзаконные нормативные правовые акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Их основное назначение состоит в конкретизации, развитии и обеспечении… … Большой юридический словарь

Подзаконные нормативные правовые акты — основанные на законе и не противоречат ему правотворческие акты. Соответственно, они обладают меньшей юридической силой в сравнении с законом, их правовой характер определяет, соответствуют ли они закону или входят в противоречие с ним. К… … Элементарные начала общей теории права

АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — предусмотренные Конституцией юридические формы выражения решений, принимаемых Президентом РФ в пределах его конституционных полномочий. Свои полномочия и выраженную посредством их осуществления волю Президент выражает через правовые акты. В… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

АКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА — нормативные правовые акты, регулирующие гражданско правовые отношения. Ст. 3 ГК определено, что гражданское законодательство система нормативных правовых актов, которая включает в себя содержащие нормы гражданского права законы, акты Президента… … Юридический словарь современного гражданского права

Нормативные акты — Нормативный правовой акт официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством… … Википедия

Послание Президента России Федеральному собранию — Послание Президента России Федеральному Собранию ежегодное обращение Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Является программным политико правовым документом, выражающим видение главой государства… … Википедия

Муниципально-правовые нормы — это общеобязательные правила поведения, установленные органами государственной власти, местного самоуправления, направленные на регулирование общественных отношений в сфере местного самоуправления. Нормы муниципального права закрепляются в… … Большой юридический словарь

Нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации

Нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ являются одними из видов подзаконных нормативных актов.

Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль .

    1. указы Президента РФ;
    2. постановления Правительства РФ;
    3. приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов;
    4. решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур);
    5. решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.);
    6. нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;
    7. локальные нормативные акты.

Нормативные акты Президента Российской Федерации

К нормативным актам Президента РФ относятся:

Указы Президента РФ

Указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Отсюда следует, что указы и распоряжения президента относятся к числу подзаконных актов, то есть могут быть отменены законом.

Читайте так же:  Неисполнение решения суда службой судебных приставов

Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

Своеобразие указов и распоряжений Президента Российской Федерации связано с его компетенцией. Они не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным нормативным актам .

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ.

Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

Виды указов президента:

1) В зависимости от характера полномочий Президента:

    • указы в границах собственных полномочий;
    • указы на основе полномочий, делегированных парламентом;
    • указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судей Конституционного Суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора).

2) По юридической значимости:

    • нормативные (содержат нормы права и регулируют разнообразные сферы общественной жизни, имеют общеобязательный характер);
    • правоприменительные (носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управления — о назначении на должность, присвоении звания и т. д.).
Распоряжения Президента РФ

Распоряжения Президента также нормативны и принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т.д.). Их отличие от ненормативных указов несколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю.

Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, тоже издают правовые акты в форме указов и распоряжений.

Нормативные акты Правительства РФ

В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ для осуществления своих полномочий по управлению обществом принимает:

Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.

Постановления Правительства РФ принимаются коллегиально, как правило, нормативны и общеобязательны к исполнению в Российской Федерации, подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию.

Распоряжения Правительства РФ , будучи разновидностью правоприменительных актов, принимаются и подписываются Председателем или заместителем Председателя Правительства на основе единоначалия и адресуются, как правило, узкому кругу исполнителей.

Нормативные акты Правительства РФ можно подразделить на

    • акты, издаваемые во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных актов Президента, и
    • акты по вопросам собственной компетенции.

Специфика координирующей, управленческой деятельности Правительства сказывается на содержании и массиве принимаемых актов.

Принимаемые Правительством акты:

    1. оперативно регулируют отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни;
    2. устанавливают правовые ориентиры для деятельности всех органов исполнительной власти, предприятий и учреждений;
    3. вводят нормативно-правовые основы для издания других правовых актов.

Опубликование и вступление в силу нормативных актов Президента и Правительства Российской Федерации

Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания.

Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».

Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Правовые акты Президента РФ. Указы и распоряжения

В отличие от указов распоряжения Президента — это акты индивидуального характера, принимаемые главой государства по оперативным, организационным и кадровым вопросам, и деятельности Администрации Президента. Распоряжения — акты, как правило, ненормативные по своему содержанию, отражают индивидуальное указание Президента. В частности, распоряжением Президента определяются (увеличиваются, уменьшаются) штаты того или иного федерального государственного органа, выделяются для определенных целей средства из резервного фонда Президента РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности руководители, их заместители управлений Администрации Президента, создаются рабочие группы, комиссии при Президенте и др. В отдельных случаях Президент издает распоряжения как нормативные акты. В частности, это может касаться определения правового статуса структурного подразделения Администрации главы государства и носить исключительный характер.

Глава 25 Федеральное Собрание
111. § 1. Конституционно-правовая природа Федерального Собрания — парламента России
112. § 2. Двухпалатная структура парламента России. Особенности формирования палат Федерального Собрания
113. § 3. Государственная Дума: порядок формирования и конституционные полномочия
114. § 4. Конституционные основания и последствия роспуска Государственной Думы
115. § 5. Порядок формирования и компетенция (полномочия) Совета Федерации. Реформирование Совета Федерации
116. § 6. Парламентские комитеты и комиссии
117. § 7. Руководящие органы палат Федерального Собрания
118. § 8. Депутатские объединения в Государственной Думе. Фракции и депутатские группы
119. § 9. Правовой статус Счетной палаты Российской Федерации
120. § 10. Организационно-правовые формы деятельности палат Федерального Собрания. Регламенты палат
121. § 11. Акты палат Федерального Собрания

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ненормативные правовые акты президента

Однако судьи считают, что при наличии оснований для того освобождение не требует подтверждения ненормативным правовым актом налогового органа. Во всяком случае, к такому выводу пришел ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 18 октября 2006 г. №А19-8440/06-31-Ф02-5438/06-С1. [c.689]

Акты Президента РФ. Осуществляя свою деятельность, Президент РФ направляет в парламент послания, обращается с письмами к председателям палат парламента, объясняя причины использования президентского вето, направляет письма при осуществлении согласительных процедур или консультаций. Президент РФ издает нормативные и ненормативные правовые акты — указы и распоряжения (последние, как правило, имеют ненормативный характер), обязательные для исполнения на всей территории страны (ст. 90 Конституции РФ). Они имеют прямое действие и не нуждаются в какой-либо ратификации (одобрении) законодательными или исполнительными органами субъектов РФ. Указы Президента не должны противоречить Конституции РФ и законам. Это значит, что они имеют подзаконный характер, однако не могут быть отменены законом. Их несоответствие Конституции и федеральным законам устанавливается лишь Конституционным Судом РФ или иными судами (один из указов Президента был признан не соответствующим закону судом общей юрисдикции в 1996 г.), в результате чего они утрачивают силу. [c.203]

Читайте так же:  Система платежей за загрязнение окружающей среды

ПРАВО НА ОБЖАЛОВАНИЕ — налогоплательщик или иное обязанное лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или иного обязанного лица такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. [c.251]

Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. [c.546]

В качестве неправомерного рассматривается вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) налоговых органов или должностных лиц налоговых органов, в том числе в результате издания не соответствующих закону или иному правовому акту ненормативных актов налогового органа. О видах актов налогового органа ненормативного характера, действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов см. комментарий к ст. 137 НК. [c.282]

Проекты правовых актов нормативного и ненормативного содержания, международных договоров [c.45]

Сборник Платежи при пользовании недрами (далее -сборник) является первой частью сборника федеральных нормативных правовых актов, документов ненормативного характера, регулирующих отношения недропользования, и содержит федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных министерств (МПР России, МНС России), решения, определения Верховного и Конституционного Судов Российской Федерации, регулирующие экономические отношения недропользователя и государства, а также иные документы отраслевого характера. [c.3]

Реализуя свои полномочия, исполнительные органы местного самоуправления издают различные правовые акты. Эти акты, а также решения, принятые должностными лицами в пределах их полномочий (например, о правилах пользования муниципальным транспортом, о местах хранения отходов производства), обязательны для исполнения всеми находящимися на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их формы собственности, а также общественными объединениями и гражданами. Названия и формы правовых актов муниципальных исполнительных органов определяются ими самостоятельно или указаны в уставах муниципальных образований. Глава муниципального образования и глава администрации (если такая должность предусмотрена отдельно) обычно издают постановления (нормативные акты) и распоряжения (акты ненормативного характера), хотя эти различия далеко не всегда соблюдаются. Заместители главы администрации издают инструкции (акт общего характера) и распоряжения. Руководители структурных подразделений исполнительного органа (администрации) издают приказы, инструкции. [c.306]

Предметом обжалования по таким искам является, как правило, решение (постановление) налогового органа о взыскании недоимки, пеней и штрафов, принятое по результатам налоговой проверки. Оно адресовано конкретному налогоплательщику и именно для него порождает правовые последствия, поэтому является ненормативным актом государственного органа, нарушающим, по мнению налогоплательщика (истца), его законные права и интересы. [c.570]

Термин нормативное толкование , используемый в теории права для обозначения данного вида разъяснения правовых норм, не следует отждествлять с понятием нормативный правовой акт . Акты, в которых закрепляются результаты нормативного толкования, относятся к ненормативным правовым актам, поскольку только разъясняют действительный смысл юридических норм, но новых норм не устанавливают. [c.33]

Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера. Они издаются в целях обеспечения соблюде- [c.287]

Суд при рассмотрении исковых требований и определении подведомственности по трудовым делам руководствуется Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми актами (см. постановление пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия — Бюлл. ВС РФ, 1996, № 1, с. 4). Суд при рассмотрении трудового дела оценивает содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и в необходимых случаях, например при определении подведомственности, может применить Конституцию РФ (ст. 46) в качестве акта прямого действия. Так поступают суды при определении подведомственности по делам о восстановлении вдолжности руководящих работников, уволенных по п. 1 ст. 254 КЗоТ на основании, например, ненормативных актов Президента РФ, Правительства РФ и т. п. [c.545]

Проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным веадежруншиищую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых орга-иимвдарственной власти РФ, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду, в т. ч. использование природных ресурсов и охрану окружающей природной сродацжат обя- [c.376]

Видео (кликните для воспроизведения).

Однако перечень ненормативных актов налоговых органов не исчерпывается решениями, принятыми по результатам проверок. Правовые последствия для налогоплательщика могут иметь и иные акты налогового органа, как бы они не были оформлены,— протоколы, инкассовые поручения, письма, требования об уплате налогов и т.п. Статус ненормативного акта имеют любые документы, принятые в отношении конкретных участников налоговых отношений и подписанные руководителем налогового органа или его заместителем1. Но налогоплательщик, обжалующий такие документы, нередко сталкивается с необходимостью доказывания их существования и квалификации в качестве ненормативных актов. [c.571]

Источники

Ненормативные правовые акты президента
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here