Ненормативные правовые акты исполнительной власти

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Ненормативные правовые акты исполнительной власти". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в наименование статьи 4 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления

ГАРАНТ:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 1 статьи 4 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

1. Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 2 статьи 4 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы Российской Федерации не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов, сборов, страховых взносов.

Ненормативный правовой акт

Энциклопедия права . 2015 .

Смотреть что такое «Ненормативный правовой акт» в других словарях:

Ненормативный правовой акт — см. Индивидуальный правовой акт … Большой юридический словарь

Ненормативный правовой акт — документ, содержащий обязательные конкретно индивидуальные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия, а также действия (бездействие), предположительно нарушающие субъективные гражданские права и охраняемые законом интересы … Большой юридический словарь

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц — арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными — граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Решение представительного органа — нормативный или ненормативный правовой акт, принимаемый представительным органом в коллегиальном порядке … Большой юридический словарь

АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — решения, принимаемые Правительством в пределах своих конституционных полномочий. В А.П. РФ, издаваемых на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ, реализуются полномочия Правительства РФ.… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

защита гражданских прав — один из институтов гражданского законодательства, нормы которого определяют порядок и способы защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав. Согласно ГК РФ З.г.п. осуществляют суд, арбитражный суд или третейский суд, а в случаях,… … Большой юридический словарь

Защита гражданских прав — (англ. protection of civil rights) в РФ правовой институт, нормы которого предусматривают механизмы судебных и административных процедур защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав (см. Гражданские права и обязанности), а также иные способы … Энциклопедия права

Какие государственные акты считаются нормативными и ненормативными

и какие из них подлежат госрегистрации.

Здравствуйте уважаемый Виктор Николаевич !

Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие к о н к р е т н ы е п р и з н а к и:

1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);

2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Читайте так же:  Как оплатить административный штраф через банкомат сбербанка

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права к а с а е тс я:

а) круга государственных органов, организаций, учреждений;

б) круга должностных лиц;

в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);

г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);

д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта — это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов — ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно о т н е с т и:

— ненормативные акты общего характера;

— акты официального разъяснения;

С 15 мая 1992 года Постановлением Правительства РФ от 08.05.1992 N 305 была введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и интересы граждан и носящих межведомственный характер.

В настоящее время вопросы государственной регистрации и вступления в силу ведомственных НПА регулируются Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 и Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009. Так, в соответствии с пунктом 10 Правил, утвержденных указанным Постановлением, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

В пункте 12 «Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом Минюста РФ от 04.05.2007 N 88, дается более подробное описание нормативных актов, которые подлежат государственной регистрации, а и м е н н о:

а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:

— гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

— гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;

— механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

б) устанавливающие правовой статус организаций — типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции;

в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок)).

Согласно пункту 15 тех же Разъяснений не подлежат представлению на государственную р е г и с т р а ц и ю:

а) индивидуальные правовые акты;

— персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);

— действие которых исчерпывается однократным применением;

— срок действия которых истек;

— оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;

в) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;

г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний;

д) акты рекомендательного характера.

е) в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» нормативные акты Банка России, у с т а н а в л и в а ю щ и е:

— курсы иностранных валют по отношению к рублю;

— изменение процентных ставок;

— размер резервных требований;

— размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

— прямые количественные ограничения;

— правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

— порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Зарегистрированные НПА подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ (пункт 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (пункт 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763).

Читайте так же:  Административный штраф уплачен позже срока

Помимо актов федеральных органов исполнительной власти государственной регистрации в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ и Указом Президента РФ от 20.03.2001 N 318 также подлежат акты, имеющие нормативный характер, издаваемые:

— Центральным банком РФ;

— Пенсионным фондом РФ;

— Федеральным фондом обязательного медицинского страхования;

Статья 59. Нормативные и ненормативные правовые акты

Статья 59 . Нормативные и ненормативные правовые акты

1. Правовые акты органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления городского округа подразделяются на нормативные и ненормативные (индивидуальные).

2. Нормативный правовой акт — это правовой акт, устанавливающий, изменяющий и (или) отменяющий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, и рассчитанный на неоднократное применение.

3. Ненормативный (индивидуальный) правовой акт — это правовой акт, устанавливающий, изменяющий и (или) отменяющий права и обязанности конкретных лиц и (или) рассчитанный на однократное применение.

1) Устав городского округа Прохладный КБР;

2) решения Совета местного самоуправления, носящие нормативный характер.

1) решения Совета местного самоуправления, носящие ненормативный характер;

2) постановления и распоряжения Главы городского округа Прохладный (председателя Совета местного самоуправления), носящие ненормативный характер, принимаемые в соответствии с его компетенцией;

3) постановления и распоряжения главы местной администрации по вопросам организации работы местной администрации;

4) приказы руководителей структурных подразделений местной администрации.

6. Решения Совета местного самоуправления, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа Прохладный, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законодательством.

>
Опубликование (обнародование), вступление в силу муниципальных правовых актов
Содержание
Устав городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики от 11 июня 2010 г. (принят решением Совета местного самоуправления.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Ненормативные правовые акты исполнительной власти

Можно ли считать любое письмо государственного органа — ненормативным правовым актом?

Письма органов власти судами рассматриваются, в деле их представлять можно, и ссылаться на них, но не как на нормативно-правовой акт а как на документ, выражающий отношение официального органа к тем или иным нормам права, комментарий их, правоприменительная практика.
Вот пример рассмотрения письма. По сути из-за письма Госстроя РФ Верховный суд отказал заявителям в признании пункта инструкции недействительной:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 7 сентября 2001 г. N ГКПИ 01-1254
.
Судом приняты во внимание разъяснения первого заместителя председателя Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно — коммунальному комплексу, содержащиеся в письме от 06.09.2001 N СК-4897/13, направленном органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, об ошибочном применении на местах оспариваемого подпункта «д» п. 9 Правил.
Поскольку в нем не содержится указание не возможность применения его только лишь при «непрерывном» отсутствии отдельных жильцов свыше одного месяца, то пп. «д» п. 9 Правил должен применяться и при отсутствии нанимателя жилого помещения более месяца суммарно в течение определенного времени (квартала, полугодия, года).
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для признания оспариваемого положения незаконным и недействующим.
.

Видео (кликните для воспроизведения).

Добрый день!
Посмотрите, пожалуйста, правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации
(утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009)
(с изменениями от 11 декабря 1997 г., 6 ноября 1998 г., 11 февраля 1999 г., 30 сентября 2002 г.)

«п. 2. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.»

Виктор,
возможно с сообщением «дополнение», я погорячился.
Обратите внимание на сообщение, в котором говорится, что издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Что является подтверждением того, что письмо не является нормативным правовым актом.

С уважением,
гость.

Гость, с НОРМАТИВНЫМИ актами всем все ясно. Мы говорим о НЕНОРМАТИВНЫХ, тех, которые не распространяются на неопределенный круг лиц и пр. — см. пост Анфисы.
Анна, думаю письмо можно отнести к ненормативным актам (нигде не установлена форма такого акта»). Если такое письмо налагает на лицо какие-л. обязанности.
И — чтобы обжаловать, нужно, чтобы такой акт «нарушал права» и «возлагал обязанности».
Так что, смотря какое письмо.
Если просто информация — то нет.
Вот, посмотрите.
Здесь — платежное извещение.

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2000 г. No. 2670/00

определение Арбитражного суда города Москвы от 07.12.99 по делу No. А40-41624/99-76-812 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

И.о. Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К.ЮКОВ

Ненормативный правовой акт

Большой юридический словарь. — М.: Проспект . А. В. Малько . 2009 .

Смотреть что такое «Ненормативный правовой акт» в других словарях:

Ненормативный правовой акт — см. Индивидуальный правовой акт … Энциклопедия права

Ненормативный правовой акт — см. Индивидуальный правовой акт … Большой юридический словарь

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц — арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Читайте так же:  Оспорить привлечение к административной ответственности

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными — граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Решение представительного органа — нормативный или ненормативный правовой акт, принимаемый представительным органом в коллегиальном порядке … Большой юридический словарь

АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — решения, принимаемые Правительством в пределах своих конституционных полномочий. В А.П. РФ, издаваемых на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ, реализуются полномочия Правительства РФ.… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

защита гражданских прав — один из институтов гражданского законодательства, нормы которого определяют порядок и способы защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав. Согласно ГК РФ З.г.п. осуществляют суд, арбитражный суд или третейский суд, а в случаях,… … Большой юридический словарь

Защита гражданских прав — (англ. protection of civil rights) в РФ правовой институт, нормы которого предусматривают механизмы судебных и административных процедур защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав (см. Гражданские права и обязанности), а также иные способы … Энциклопедия права

Ненормативный правовой акт

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое «Ненормативный правовой акт» в других словарях:

Ненормативный правовой акт — см. Индивидуальный правовой акт … Энциклопедия права

Ненормативный правовой акт — документ, содержащий обязательные конкретно индивидуальные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия, а также действия (бездействие), предположительно нарушающие субъективные гражданские права и охраняемые законом интересы … Большой юридический словарь

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц — арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными — граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Решение представительного органа — нормативный или ненормативный правовой акт, принимаемый представительным органом в коллегиальном порядке … Большой юридический словарь

АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — решения, принимаемые Правительством в пределах своих конституционных полномочий. В А.П. РФ, издаваемых на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ, реализуются полномочия Правительства РФ.… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

защита гражданских прав — один из институтов гражданского законодательства, нормы которого определяют порядок и способы защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав. Согласно ГК РФ З.г.п. осуществляют суд, арбитражный суд или третейский суд, а в случаях,… … Большой юридический словарь

Защита гражданских прав — (англ. protection of civil rights) в РФ правовой институт, нормы которого предусматривают механизмы судебных и административных процедур защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав (см. Гражданские права и обязанности), а также иные способы … Энциклопедия права

Ненормативный акт общего характера

— разновидность правового акта, не содержащего норм права, представляющего собой одностороннее волевое властное действие государственного органа исполнительной власти или его должностного лица, обеспечивающее реализацию правовых норм в связи с конкретными обстоятельствами. Ненормативный акт общего характера вызывает возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, прав и обязанностей всех лиц, связанных с конкретными обстоятельствами.

Ненормативный акт общего характера иногда называют сокращенно как НАОХ.

Разъяснение

Ненормативный акт общего характера представляет собой результат реализации норм права. Примеры НАОХ — решение органа власти об амнистии, приказ о проведении профилактических прививок, решение налогового органа по результатам налоговой проверки.

В учебнике «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА», Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.С. Пиголкина, Москва, Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана 1996, разъясняется:

«. от норм права следует отличать ненормативные акты общего характера. Они создают целую серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты права, но они исчерпываются однократным исполнением (например, решение органа власти об амнистии, приказ о проведении профилактических прививок и т.п.).».

Статья 13 ГК РФ определяет, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

На сайте ФНС России разъясняется:

Исходя из общей теории государства и права под актом ненормативного характера подразумевается документ, составленный по установленным федеральным законодательством или ведомственными нормативными актами правилам и содержащий властное предписание государственных органов, органов местного самоуправления на совершение определенных юридически значимых действий, адресованное одному или нескольким субъектам (например, решение налогового органа о привлечении к ответственности).

В отличие от нормативного правового акта (документ, который содержит обязательные правила поведения для неограниченного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение) ненормативный правовой акт обязателен для исполнения только конкретными лицами, которые в нем указаны. Зачастую ненормативный правовой акт также называют правовым актом индивидуального характера.

Читайте так же:  Права потерпевшей стороны в уголовном деле

Индивидуальный характер ненормативного акта обусловлен его правоприменительным свойством, то есть его действие направлено на конкретное лицо или группу лиц, акт принимается для урегулирования конкретного отношения.

Действие ненормативного акта исчерпывается его исполнением. В отличие от нормативных актов ненормативные акты не содержат правовых норм и не направлены на неоднократное применение.

Можно сформулировать следующие отличительные признаки ненормативного правового акта:

— ненормативные акты не устанавливают общих норм поведения, носят индивидуальный, определенный характер. Они принимаются во исполнение закона или иных норм права по организационно-распорядительным вопросам;

— властное предписание, содержащееся в ненормативном акте, направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц;

— обязательность исполнения властного предписания – один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта;

— ненормативные акты принимаются государственными органами в инициативном порядке, поэтому носят односторонний характер;

— форма ненормативного акта, как правило, определяется соответствующим нормативным актом, но может быть и не определена. В силу этого форма ненормативного правового акта не является необходимым признаком при его квалификации.

Предметом разбирательства при оспаривании ненормативных актов являются конфликты, возникающие в связи с отношениями субординации, то есть власти и подчинения.

При этом, ненормативный правовой акт может быть оспорен не только лицом, которому он адресован, но и лицом, чьи права нарушены принятием этого акта, в случае, если, по мнению заявителя, такой ненормативный правовой акт незаконно возлагает какие-либо обязанности либо создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Дополнительно

Нормативный правовой акт — письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства

Индивидуальный правовой акт — разновидность правового акта, не содержащего норм права, представляющего собой одностороннее волевое властное действие государственного органа исполнительной власти или его должностного лица, обеспечивающее реализацию правовых норм в связи с конкретным делом.

Как обжаловать ненормативный правовой акт

​Оспаривание ненормативного правового акта осуществляется в порядке арбитражного (АПК РФ) или административного судопроизводства (КАС РФ). До обращения в суд, возможно, необходимо будет пройти процедуру урегулирования спора на уровне вышестоящего ведомства (органа власти), которое вправе отменить оспариваемый акт или внести в него изменения. Такой порядок будет обязателен, если предусмотрен законом. По поводу нарушения прав и интересов можно обратиться с заявлением в прокуратуру – ведомство проведет проверку и вынесет представление об устранении выявленных нарушений.

Обжалование в вышестоящий орган

На сегодняшний день на уровне практически всех органов власти реализован механизм досудебного урегулирования споров. Если такой порядок предусмотрен законом, он обязателен в преддверии обращения в суд.

Как это работает:

  1. Если лицо, которому адресован ненормативный правовой акт, не согласно с ним, считает предписание незаконным, нарушающим права и интересы, оно вправе подать жалобу в вышестоящий орган или руководителю должностного лица.
  2. Перед подготовкой жалобы нужно изучить порядок ее подачи и рассмотрения. Обжалование ненормативного правового акта регулируется законом (для примера – ст. 138 Налогового кодекса). Нужно заранее уточнять, в каком порядке следует действовать. Иначе есть риск пропустить срок обжалования или ошибиться с инстанцией для подачи жалобы.
  3. Жалоба подается в письменной форме. В установленный срок она будет рассмотрена. Вышестоящий орган (должностное лицо) вправе отменить оспариваемый акт или внести в него изменения.
  4. Если результаты обжалования не удовлетворяют, появляется возможность обратиться в суд.

Обжалование в прокуратуру

Прокуратура надзирает за соблюдением законов. Если ненормативный правовой акт нарушает закон, после проведения проверки прокуратура вправе вынести представление об устранении нарушений. Однако конечное решение все равно будет принимать тот орган, акт которого обжалуется, поэтому меры прокурорского реагирования могут не дать нужного результата. Кроме того, пока идет проверка и переписка, оспариваемый акт может вступить в силу, а значит, его неисполнение уже повлечет негативные последствия. Бывает, что прокуратура сама обращается в суд с заявлением о признании акта недействительным, но для этого нужно, чтобы обстоятельства дела были достаточно серьезными.

Какие правовые акты относятся к ненормативным

Правильное определение, относится ли конкретный акт к ненормативному правовому акту – очень важный момент. Если будет допущена ошибка, изначально будет неправильно выбрана процедура обжалования. Уже на этом основании жалоба или заявление о признании недействительным ненормативного правового акта могут остаться без рассмотрения.

Признаки ненормативного правового акта:

  1. Содержание властного предписания (указания, распоряжения и т.п.), которое носит односторонний, персональный характер и обязательно для выполнения лицом, которому оно адресовано.
  2. Отсутствие в акте установления правовых норм.
  3. Наличие определенной ответственности либо других негативных последствий, которые могут наступить в случае неисполнения акта.
  4. Изложенное в акте предписание урегулирует определенные правоотношения, причем конкретные.
  5. Акт рассчитан на однократное исполнение, и как только он исполнен, его действие прекращается.

Под актом понимается только документ. Причем утвержденной формы (формализованный документ). Таким образом, некое устное предписание ненормативным правовым актом не является. Однако если речь идет об определенном письменном решении, то оно может быть признано ненормативным правовым актом, если отвечает всем другим признакам.

Кроме того, следует различать ненормативные правовые акты и локальные акты. Первые принимаются органами или должностными лицами, которые наделены публичными полномочиями. Здесь нет отношений «начальник-подчиненный», как в случае с локальными актами. Поэтому, как правило, дела об оспаривании ненормативных правовых актов – это жалобы и заявления физических, юридических лиц или ИП, которые не согласны с предписаниями, указаниями, распоряжениями, решениями, уведомлениями и т.д. органов власти, обычно контрольного и надзорного профилей работы.

Читайте так же:  Потерпевшему принадлежит право

Судебное обжалование

При обращении в суд ставится вопрос признания ненормативного правового акта недействительным. В этом случае подается заявление, а не жалоба. Перед подготовкой документов важно правильно определить подсудность дела – здесь есть некоторая специфика.

Ненормативные правовые акты, которые ущемляют права и интересы в сфере экономической деятельности, в том числе предпринимательской, оспариваются в арбитражном суде. Заявление подает заинтересованное лицо.

Основания для оспаривания – акт незаконен и нарушает права и интересы заявителя, а равно неправомерно возлагает обязанности или создает препятствия для ведения экономической деятельности.

Дела рассматриваются в порядке искового производства. Таким образом, нужно готовить заявление точно так же, как иск, но с учетом требований ст. 199 АПК РФ. К заявлению прикладываются документы в подтверждение позиции, а также текст оспариваемого акта (копия документа).

КАС РФ не предусматривает специальный порядок оспаривания ненормативных правовых актов. При обращении необходимо руководствоваться правилами оспаривания решений органов власти и их должностных лиц. Обращение в суд оформляется административным исковым заявлением. Требования к нему установлены ст. 220 КАС РФ. При необходимости заявитель вправе попросить суд приостановить действие оспариваемого акта.

Срок обращения в арбитражный суд и суд общий юрисдикции одинаковый – 3 месяца с момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и интересов. Срок можно восстановить, но для этого должны быть уважительные причины.

Ненормативный правовой акт

Советы юристов:

10.1. АПК, статья 99 часть 1. Арбитражный суд по заявлению организации или гражданина вправе принять предварительные обеспечительные меры, направленные на обеспечение имущественных интересов заявителя до предъявления иска.

Статья 191. Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов
1. Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе (23)

В этой главе не содержится указания на недопустимость предварительных обеспечительных мер

Необходимо представить документы, подтверждающих наличие имущественных прав, которые, по вашему мнению, нарушаются оспариваемым актом гос. органа

13.1. Добрый день. На Ваш вопрос я могу Вам дать ответ следующего содержания:

Если Вы заявляете обеспечительные меры, то да, конечно нужно оплачивать

Спасибо за обращение на сайт.

14.2. Добрый день, судя по размеру госпошлины речь идет об арбитражном суде.

В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ
Источник: Подробнее >>>
при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда об отказе в принятии искового заявления (заявления) или заявления о выдаче судебного приказа, о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, по делу об оспаривании решений третейского суда, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов — государственная пошлина составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера

Таким образом при подаче апелляционной жалобы вам нужно оплатить 1500 рублей.

17. Являюсь истцом в арбитражном процессе.
Ответчик ФАС
Оспаривание ненормативного правового акта.
Первичное рассмотрение назначено на конец мая.

Вопрос:
Если отсутствует возможность участвовать в процессе, то какие документы, заявления и прочее необходимо направить в суд?

18. Есть ли закон регламентирующий данные процессуальные положения?

При участии в административном судопроизводстве обязательно ли представлять документ об образовании, если дело касается оспаривание ненормативного правового акта? Есть ли закон регламентирующий данные процессуальные положения?

«Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 15.02.2016)
КАС РФ, Статья 55. Требования к лицам, которые могут быть представителями в суде

1. Представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование.
2. Представителями в суде не могут быть судьи, следователи, прокуроры, иные лица, участие которых в судебном процессе не предусмотрено федеральным законом, за исключением случаев участия их в судебном процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей. Лица, содействующие осуществлению правосудия по административному делу, не могут быть представителями лиц, участвующих в этом деле.
3. Представители должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.

19. Есть ли закон регламентирующий данные процессуальные положения?

При участии в административном судопроизводстве обязательно ли представлять документ об образовании, если дело касается оспаривание ненормативного правового акта? Есть ли закон регламентирующий данные процессуальные положения?

19.2. КАС РФ
Статья 54. Ведение административных дел в суде через представителей

7. От имени общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, имеет право выступать в суде уполномоченный на это участник таких объединения или организации, имеющий высшее юридическое образование, или представитель, которому участники объединения или организации доверили ведение административного дела в суде.

Статья 55. Требования к лицам, которые могут быть представителями в суде

1. Представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование.

Видео (кликните для воспроизведения).

то есть доказывать наличие высшего юр. образования обязательно

Источники

Ненормативные правовые акты исполнительной власти
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here