Нарушение закона о рекламе оператором мобильной связи

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Нарушение закона о рекламе оператором мобильной связи". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Письмо Федеральной антимонопольной службы от 31 октября 2013 г. N АК/43077/13 «О рекламе посредством СМС-сообщений»

Письмо Федеральной антимонопольной службы от 31 октября 2013 г. N АК/43077/13
«О рекламе посредством СМС-сообщений»

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В настоящее время участились случаи обращения в антимонопольные органы с заявлениями о поступлении нежелательной рекламы путем СМС-сообщений.

Для установления нарушения указанной нормы антимонопольному органу необходимо обладать достаточными доказательствами. К таким доказательствам относятся: заявление абонента о получении им рекламы посредством электронной связи (с указанием номера телефона, на который поступило СМС-сообщение, а также номера телефона или буквенного обозначения, с которого поступила реклама), изображение рекламы, поступившей абоненту (фотография, скан-копия CMC-сообщения и т.п.), подтверждение факта поступления рекламы абоненту (например, детализация услуг связи от оператора, содержащая указание на факт соответствующего соединения), информация об отсутствии согласия абонента на получение такой рекламы, сведения о лице (лицах), распространивших указанную рекламу.

При этом согласно пункту 13 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, в случае невозможности предоставления доказательств, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, заявитель вправе указать лицо или орган, от которого могут быть получены такие доказательства.

В силу специфики нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган не может самостоятельно получить информацию о поступлении абоненту CMC-сообщения и изображение такого сообщения, а также об отсутствии согласия абонента на его получение.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

При этом сведения, подтверждающие факт поступления рекламы абоненту (детализацию услуг связи от оператора, содержащую указание на факт соответствующего соединения), а также сведения о лице (лицах), распространивших указанную рекламу, антимонопольный орган вправе установить самостоятельно, запросив сведения у соответствующих лиц.

Вместе с тем, поскольку сведения о соединениях конкретного абонента определенного номера телефона по сетям электросвязи составляют тайну связи, для направления соответствующих запросов и получения необходимой информации антимонопольному органу требуется получение согласие абонента на получение антимонопольным органом необходимых сведений от оператора связи, оказывающего абоненту услуги связи, о факте поступления нежелательного CMC-сообщения и о лице, его направившем, следующего содержания:

«Я, ФИО, серия и номер паспорта, даю согласие на получение ФАС России информации о детализации счета, телефонных соединениях, CMC-сообщениях, иных переданных на/от абонентский номер телефона в сети оператора сотовой связи название оператора сотовой связи.».

ФАС России информирует, что в настоящее время разработана программа-приложение для мобильных телефонов, работающих на программе Android, позволяющая гражданам при получении нежелательного CMC-сообщения с рекламой автоматически отправлять заявление о данном факте в ФАС России (программа РосСпам). При этом к такому заявлению в автоматическом режиме присоединяется изображение СМС-сообщения, а также фотография (скан-копия) согласия гражданина на получение информации о его телефонных соединениях. В указанном заявлении также содержится почтовый адрес гражданина, а также информация об операторе связи, оказывающем гражданину услуги связи.

В случае отсутствия в приложении к заявлению гражданина детализации от оператора связи, оказывающего ему услуги связи, об оказанных услугах, в том числе о получении рекламного СМС-сообщения, указанного в обращении гражданина, антимонопольный орган может запросить у оператора связи, указанного в обращении, информацию о том, с какого номера и от какого лица (в случае нахождения данного номера в объеме нумерации, выделенной данному оператору связи) поступило СМС-сообщение, или о том, какому оператору связи принадлежит номер, с которого поступило СМС-сообщение (для дальнейшего запроса у данного оператора связи сведений о лице, которому был передан данный номер). При отсутствии в заявлении гражданина указания оператора связи данную информацию можно получить на сайте Россвязи по адресу http: // www.rossvyaz.ru/activity/num_resurs/registernum/.

В случае отсутствия в приложении к заявлению гражданина детализации от оператора связи об оказанных услугах, или согласия гражданина на получение информации о его телефонных соединениях, антимонопольный орган будет лишен возможности направить соответствующий запрос оператору связи, в связи с чем в ответ на такое заявление гражданину готовится разъяснение о порядке подачи в антимонопольный орган заявления о признаках нарушения статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Аналогично следует направлять гражданину соответствующие разъяснения о невозможности возбуждения дела в случае поступления заявления, в котором отсутствует фотография (изображение) поступившего СМС-сообщения с нежелательной рекламой.

В случае поступления в ФАС России заявления гражданина о нежелательной рекламе, поступившей путем СМС-сообщения, ФАС России направляет данное заявление в территориальный орган ФАС России по месту жительства гражданина для рассмотрения по существу.

Одновременно ФАС России в связи с поступлением значительного числа заявлений, сформированных с помощью программы РосСпам, рекомендует территориальным органам по данным фактам возбуждать дело об административном правонарушении без возбуждения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе с целью более оперативного привлечения к административной ответственности виновных лиц.

В силу Закона о рекламе ее распространение, в том числе с использованием телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только с предварительного согласия абонента.

Участились случаи обращения о поступлении нежелательной рекламы путем СМС-сообщений.

Чтобы установить наличие нарушения, антимонопольный орган должен иметь достаточные доказательства. Это заявление абонента, изображение рекламы, подтверждение ее поступления, информация об отсутствии согласия на получение.

Читайте так же:  Срок предъявления административного штрафа к исполнению

Антимонопольный орган не может самостоятельно получить такие данные. Но он способен изыскать сведения, подтверждающие поступление рекламы, данные о распространителях. Направляются соответствующие запросы. Они формируются при наличии согласия абонента на получение сведений от оператора связи.

В настоящее время разработана программа-приложение для мобильных телефонов на базе Android, позволяющая гражданам при получении нежелательного CMC-сообщения с рекламой автоматически отправлять заявление о данном факте в ФАС России (программа РосСпам). Присоединяется изображение СМС-сообщения, а также фотография (скан-копия) согласия на получение информации о его соединениях.

В связи с поступлением значительного числа заявлений, сформированных с помощью программы РосСпам, территориальным органам Службы рекомендуется по данным фактам возбуждать дело об административном правонарушении без возбуждения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе. Это позволит более оперативно привлекать к ответственности.

Письмо Федеральной антимонопольной службы от 31 октября 2013 г. N АК/43077/13 «О рекламе посредством СМС-сообщений»

Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете «Экономика и жизнь» от 29 ноября 2013 г. N 47

Нарушение закона о рекламе оператором мобильной связи

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Письмо Федеральной антимонопольной службы от 25 сентября 2017 г. № АК/65823/17 “О распространении рекламы по сетям электросвязи посредством SMS-рассылки”

В соответствии с пунктом 25 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2017 году, утвержденным приказом ФАС России от 17.04.2017 № 523/17 (далее — План), ФАС России направляет разъяснение о распространении рекламы по сетям электросвязи посредством SMS-рассылки.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Пункт 21.1 статьи 2 Федерального закона «О связи» закрепляет понятие рассылки по сети подвижной радиотелефонной связи, под которой понимается автоматическая передача абонентам коротких текстовых сообщений (сообщений, состоящих из букв и (или) символов, набранных в определенной последовательности) по сети подвижной радиотелефонной связи или передача абонентам коротких текстовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а также сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи.

Поскольку Федеральный закон «О связи» не содержит исключений из информации, которая может распространяться с помощью рассылки, указанное понятие рассылки включает в себя в том числе рассылку сообщений рекламного характера.

При этом понятие рассылки включает в себя только сообщения, направляемые с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а также сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи (то есть, например, с использованием «коротких» или «буквенных» номеров) и сообщения, направляемые автоматически. Сообщения, рассылаемые с номеров, входящих в российскую систему и план нумерации или предусмотренные договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи, и не являющиеся автоматическими, не подпадают под указанное понятие рассылки.

Статья 44.1 Федерального закона «О связи» устанавливает порядок осуществления рассылки.

Соответственно, при осуществлении рассылок по сетям электросвязи сообщений рекламного характера с «коротких» и «буквенных» номеров, а также автоматических рассылок должны соблюдаться требования статьи 44.1 Федерального закона «О связи».

Согласно части 1 статьи 44.1 Федерального закона «О связи» рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признаётся осуществлённой без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки в случае осуществления рассылки по его инициативе или оператор подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи не докажет, что такое согласие было получено.

В соответствии с данной нормой согласие абонента на получение рекламы должно быть выполнено таким образом, чтобы можно было однозначно идентифицировать такого абонента (простое заполнение бланка/формы, не позволяющее однозначно установить и подтвердить, кто именно заполнил такую форму, не является соблюдением указанного требования).

В соответствии с частью 2 статьи 44.1 Федерального закона «О связи» рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи по инициативе заказчика рассылки осуществляется на основании договора, заключенного с оператором подвижной радиотелефонной связи, абоненту которого предназначена рассылка. Предметом указанного договора являются услуги по осуществлению рассылки оператором связи.

Данная норма, по мнению специалистов ФАС России, закрепляет положение, согласно которому оператор связи абонента, которому предназначена рассылка, выполняет не только функции доставки сообщения, но также обеспечивает направление сообщения в сеть электросвязи, соответственно имеет правовую и техническую возможность оценить содержание сообщения, в том числе наличие у сообщения рекламного характера, и проверить у заказчика рассылки наличие согласия абонента на получение такой рассылки.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель — это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Таким образом, в случае осуществления рассылки рекламных сообщений с номеров, не соответствующих российской системе и плану нумерации, сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи (например, с «коротких» и «буквенных» номеров), а также направляемых автоматически, оператор связи абонента, которому предназначена рассылка, может признаваться рекламораспространителем.

Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение статьи 18 данного закона ответственность несёт рекламораспространитель. Соответственно, в указанных случаях оператор связи абонента, которому предназначена рассылка, может быть привлечён к ответственности в качестве рекламораспространителя за нарушение части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Читайте так же:  Адвокат имеет право поговорить с потерпевшими

Указанная позиция нашла своё подтверждение в судебной практике, в том числе, в решении Арбитражного суда города Москвы от 26.08.2014, постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2014, постановлении Арбитражного суда Московского округа от 30.03.2015 по делу № А40-60684/2014.

Из постановления Арбитражного суда Московского округа от 30.03.2015 по делу № А40-60684/2014 в том числе следует, что суды с учетом конкретных обстоятельств дела, исходя из положений Федерального закона «О рекламе» и существующих договорных обязательств, а также роли оператора связи в распространении спорной рекламы, правомерно признали оператора связи рекламораспространителем указанного выше sms-сообщения, поскольку именно совместными действиями оператора связи, обеспечивающего подключение к сети электросвязи предоставления технических мощностей и оказание услуг связи, а также абонента осуществлялось непосредственное доведение sms-сообщений до конечных получателей.

Кроме того, в решении по делу № А10-4537/2015 суды также отмечают, что признание оператора сотовой связи рекламораспространителем возможно, если есть сведение об осведомлении об использовании смс-услуг для доведения рекламной информации до абонента и у оператора имелась правовая и техническая возможность оценить содержание смс-рассылки и проверить у заказчика рассылки наличие согласия абонента на ее получение.

А.Б. Кашеваров

Я хочу рассылать SMS и звонить. Как обезопасить компанию от клиентов, которые не рады звонкам?

Первым делом для осуществления звонков от имени компании разработайте некие «скрипты», которые будут регламентировать содержание телефонных звонков с действующими и потенциальными клиентами.

Поскольку в Законе о рекламе не определяется порядок и форма получения предварительного согласия абонента на получение рекламы, оно может быть выражено в любой форме:

  • при регистрации на сайте компании,
  • авторизации,
  • отправке заявки,
  • запроса абонента по форме обратной связи.

Везде добавляйте ссылку с обязательным подтверждением, что клиент не возражает против предоставления информации справочно-информационного характера об услугах и продуктах компании.

Кроме того, при осуществлении звонков по разработанным «скриптам» сотрудникам компании необходимо избегать прямого предложения услуг, сконцертировать внимание на сведениях справочно-информационного характера о деятельности компании, задавать вопросы про опыт работы в интересующей сфере и так далее.

Если клиенту будет неинтересно с первых секунд разговора, он бросит телефон и не услышит самой «рекламы». Это вас и обезопасит.

Также важно отметить, что не является рекламой справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой – таким образом, рекомендуется по возможности проводить звонки под видом социального опроса, избегая прямого предложения услуг.

Важно: по возможности не допускайте повторные звонки абоненту, который не заинтересовался в продукте/услугах и не давал согласия на получение рекламы, а также абоненту, обратившемуся с требованием о прекращении распространения рекламы.

Используя эти простые советы и услуги хорошего юриста, компания может сэкономить сотни тысяч рублей на штрафах и привлечь новых клиентов.

Материалы по теме:

«Сбербанк» и Герман Греф выступят ответчиками в США по обвинению в рейдерском захвате

Власти займутся регулированием WhatsApp, Telegram, Viber — «КоммерсантЪ»

ФАС нашла «разрушение основ патриотизма» в рекламе «Ревизорро»

Uber выплатит $20 млн властям США из-за обмана водителей

Роскомнадзор начал блокировку «пиратской» серии «Шерлока» спустя 3 дня после утечки

Американская семья подала в суд на Apple из-за гибели дочери

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Кто имеет право мне звонить?

Как закон регулирует холодные звонки, как с ними бороться и что можете сделать лично вы, чтобы вам больше не звонили сторонние люди

14 сентября 2017

Наверняка вы сталкивались с навязчивыми звонками от банков с предложениями кредитов. Или от неизвестных финансовых консультантов, от автосервисов, салонов красоты, продавцов билетов в театр и так далее – люди или роботы с какими-то предложениями, о которых вы никогда не просили, зачастую звонят чуть ли не каждый день. Давайте разберемся, кто имеет право вам звонить, а кто — нет.

Про базу данных об абонентах операторов связи

Согласно п. 1 ст. 53 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются информацией ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством РФ.

К сведениям об абонентах относятся:

фамилия, имя, отчество или псевдоним абонента-гражданина;

наименование (фирменное наименование) абонента – юридического лица;

фамилия, имя, отчество руководителя и работников этого юридического лица;

адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования;

абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование;

сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента.

Защита информации в соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных:

на обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

Видео (кликните для воспроизведения).

на соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

на реализацию права на доступ к информации.

В то же время в Федеральном законе № 126-ФЗ зафиксировано, что предоставление третьим лицам сведений об абонентах-гражданах может осуществляться только с их согласия, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом и другими федеральными законами. Данное правило соответствует требованиям Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»: операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не определено федеральным законом (ст. 7).

Обзор документа

Рассылка рекламы по сети подвижной радиотелефонной связи допускается только при условии предварительного согласия абонента.

Читайте так же:  Отличия уголовного наказания от административного

Сообщается, что рассылка включает в себя только сообщения, направляемые с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а также сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи (т. е., например, с использованием «коротких» или «буквенных» номеров) и сообщения, направляемые автоматически. Сообщения, рассылаемые с номеров, входящих в российскую систему и план нумерации или предусмотренные договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи и не являющиеся автоматическими, под понятие рассылки не подпадают.

Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки (в случае осуществления рассылки по его инициативе) или оператор подвижной радиотелефонной связи (в случае осуществления рассылки по инициативе оператора) не докажет, что согласие было получено.

Согласие должно быть оформлено таким образом, чтобы можно было однозначно идентифицировать абонента. Простое заполнение бланка/формы, не позволяющее однозначно установить и подтвердить, кто именно заполнил такую форму, не допускается.

Приведен пример, в котором суд с учетом конкретных обстоятельств дела, исходя из положений Закона о рекламе и существующих договорных обязательств, а также роли оператора связи в распространении спорной рекламы, признал оператора связи рекламораспространителем sms-сообщения, поскольку именно совместными действиями оператора, обеспечивающего подключение к сети электросвязи предоставления технических мощностей и оказание услуг связи, а также абонента осуществлялось непосредственное доведение sms-сообщений до конечных получателей.

Также признание оператора сотовой связи рекламораспространителем возможно, если есть сведения об осведомлении об использовании sms-услуг для доведения рекламной информации до абонента и у оператора имелась правовая и техническая возможность оценить содержание sms-рассылки и проверить у заказчика рассылки наличие согласия абонента на ее получение.

Холодные звонки грозят вам штрафом до 500 тысяч рублей. Как себя обезопасить?

Управляющий партнер PLATON

Каждый из нас хоть раз получал телефонный звонок или сообщение, в котором спрашивают об интересе к тому или иному продукту, услугах, желании инвестировать деньги и так далее.

Для некоторых компаний такие звонки — это основной способ привлечения новых клиентов, но для большинства абонентов это, как правило, ненужный и раздражающий мусор.

Станислав Зиновьев, управляющий партнер PLATON, рассказывает, как обезопасить себя от этого, а также минимизировать правовые риски для тех, кто продолжает звонить и рассылать.

Я не хочу получать SMS и звонки. Как наказывать за это компании

  1. Обратите внимание на договор по оказанию услуг связи. Во многих случаях в нем уже содержится согласие на получение любой рекламы через SMS-сообщения;
  2. Согласие на получение рекламы очень часто содержится в разнообразных договорах с организациями, формах на получение скидочной карты в магазине, либо правилах оказания услуг такси и так далее;
  3. При регистрации на сайтах всегда обращайте внимание, где вы ставите «галочку»;
  4. Помните, что, получив звонок, вы всегда вправе отказаться от получения рекламы даже в устной форме.

Что делать, если звонки/SMS не прекращаются и согласия вы все же не давали?

Пишете заявление в антимонопольную службу по месту совершения нарушения (Москва — Московское УФАС России) c указанием номера телефона, на который поступило SMS-сообщение или телефонный звонок, а также номера телефона или буквенного обозначения, с которого поступила реклама), с приложением:

  • фотографии или скана SMS‑сообщения /аудиозаписи телефонного звонка;
  • текста рекламы (для телефонных звонков);
  • детализации услуг связи от оператора связи, доказывающей факт соединения;
  • согласия на обработку персональных данных.

Помните, что заявление можно отправлять по электронной почте для экономии времени, например, в Москве это [email protected]

Как закон регулирует холодные звонки

Не все знают, но в России существует целых два закона, которые регулируют деятельность подобного рода. Во-первых, это федеральный закон «О рекламе».

Пункт 1 статьи 18 закона «О рекламе». Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Проще говоря, если вы не давали свое согласие на получение рекламы, то звонящий вам человек нарушает закон.

Однако тут есть нюансы. Во-первых, если у вас были какие-то финансовые отношения с беспокоящей вас организацией (вы покупали что-то в магазине, пользовались услугами банка и так далее), то рекламодатель с высокой вероятностью докажет, что свое согласие вы давали.

Кроме того, при заключении некоторых сделок, в том числе с сотовыми операторами, в договор могут мелким текстом прописать ваше согласие на получение рекламы от третьих лиц.

Это совсем не значит, что вам остается только смириться с потоками спама. Не стоит забывать, что по закону рекламодатель должен перестать вам звонить по первому вашему требованию. Если вы попросили вас больше не беспокоить, то следующий звонок в любом случае станет нарушением закона.

За соблюдение закона «О рекламе» отвечает ФАС. Именно туда стоит подавать жалобы. На сайте ФАС есть список необходимых документов и порядок подачи жалобы.

Если вы твердо решили бороться с нарушителями с помощью законов, стоит сделать аудиозапись разговора, в котором вы просите не звонить вам больше. Она поможет доказать, что вы в явном виде отказались от общения с конкретным рекламодателем. Благо все современные смартфоны позволяют делать аудиозаписи звонков в один клик.

Вторым законом, регулирующим непрошенные звонки, является федеральный закон «О персональных данных». Его текст очень похож на текст ФЗ «О рекламе», однако, помимо собственно рекламы, он регулирует и политическую агитацию.

Статья 15 закона «О персональных данных». Права субъектов персональных данных при обработке их персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, а также в целях политической агитации

  1. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.
  2. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных, указанную в части 1 настоящей статьи.

Ответственная за ФЗ «О персональных данных» организация – Роскомнадзор. Для простого пользователя ее преимущество перед ФАС заключается в том, что жалобу можно подать онлайн, прямо на сайте Роскомнадзора.

Читайте так же:  Процедура обжалования постановления об административном правонарушении

Как бороться с холодными звонками, не подавая жалоб

Понятно, что не всегда есть время и желание заниматься формальностями. Иногда хочется просто заблокировать номера навязчивых рекламодателей. И многие программы (иногда даже установленные в телефоне по умолчанию) это позволяют. Однако чтобы понять, что звонок – это навязчивая реклама, нужно хотя бы раз снять трубку.

То есть так было, пока не вышло приложение Kaspersky Who Calls, которое содержит огромную базу данных разных компаний и позволяет сразу увидеть, кто же вам звонит. Кроме того, все пользователи приложения могут добавлять в базу номера, с которых их побеспокоили, тем самым делясь друг с другом информацией. Скачать Kaspersky Who Calls для Android можно тут, а для iOS – тут.

Антимонопольный орган затребовал сведения по абонентскому номеру

Автор: Давыдова О. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Вправе ли антимонопольный орган потребовать от оператора мобильной связи представить информацию по конкретному абонентскому номеру физического лица, необходимую для рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе? Должен ли оператор выполнить это требование, если у него нет согласия абонента – физического лица на передачу персональных данных?

Итак, вы получили звонок или SMS с предложением услуг.

1. Является ли это рекламой в понимании нашего законодательства?

Ответ лежит на поверхности.

Cогласно п. 1 ст. 3 Закона № 38-ФЗ «О рекламе», реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

При этом важна оговорка, что не являются рекламой справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой, но об этом немного позднее.

Таким образом, распространение информации с предложением оказания услуг посредством телефонной, факсимильной, мобильной связи будет считаться рекламой в понимании Закона о рекламе.

2. Требуется ли согласие абонента для осуществления звонков?

Согласие абонента обязательно, и тут главный подвох, поскольку по нашему закону распространение рекламы по сетям электросвязи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

В Законе о рекламе не определяется порядок и форма получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. То есть согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

3. Какие существуют риски?

Осуществление «холодных звонков» и рассылка SMS подразумевает действие без предварительной договоренности и исключительно по инициативе компании, при этом Закон о рекламе допускает распространение рекламы по сетям электросвязи только при условии предварительного согласия абонента или адресата.

Если адресат согласия не давал и рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено, существует риск привлечения компании к административной и гражданской ответственности.

В соответствии с пунктом 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства от 17.08.2006 № 508 (далее — Правила), при наличии признаков нарушения законодательства о рекламе антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела.

При этом дело может быть возбуждено антимонопольной службой не только по собственной инициативе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.

То есть, за осуществление «холодных звонков» может наступать гражданская ответственность (ч. 2 ст. 38 Закона № 38-ФЗ — компенсация морального вреда, публичное опровержение.) – что крайне редко, и административная (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ — штраф от 100 000 до 500 000 рублей).

Смотрим другой федеральный закон – Закон о рекламе

Целями Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» являются среди прочего предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе и пресечение фактов ненадлежащей рекламы. Государственный надзор за соблюдением законодательства РФ о рекламе осуществляет антимонопольный орган (Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и ее территориальные органы) в пределах своих полномочий (ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 38-ФЗ). Федеральная антимонопольная служба (ФАС) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства и ряда других законодательств, включая законодательство в сфере рекламы, а территориальные органы ФАС осуществляют функции по контролю за соблюдением этих законодательств. См. Положение о Федеральной антимонопольной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, и Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утв. Приказом ФАС РФ от 23.07.2015 № 649/15.

Антимонопольный орган в том числе:

предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе;

возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения указанного законодательства.

В свою очередь, ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 38-ФЗ юридическим лицам и ИП вменено в обязанности:

представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые документы, материалы, объяснения, информацию в письменной и (или) устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде;

Читайте так же:  Не оплатил во время административный штраф

обеспечивать уполномоченным должностным лицам антимонопольного органа доступ к подобной информации.

Таким образом, антимонопольный орган вправе запрашивать документы, имеющие отношение к нарушению законодательства о рекламе и касающиеся деятельности определенных лиц, без каких-либо ограничений по составу и объему информации, необходимой для осуществления возложенных на него задач и функций. При этом сведения, составляющие коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну и полученные антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением предусмотренных федеральным законом случаев. Разглашение сотрудниками антимонопольного органа обозначенных сведений влечет за собой административную или уголовную ответственность, убытки возмещаются по гражданскому законодательству (ст. 35 Федерального закона № 38-ФЗ).

Ключевой вывод: антимонопольный орган вправе потребовать от оператора мобильной связи представить информацию по конкретному абонентскому номеру физического лица, необходимую для рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе. В свою очередь, оператор должен выполнить данное требование, даже если у него нет согласия абонента – физического лица на передачу персональных данных. Гарантиями соблюдения установленных законом ограничений в предоставлении персональных данных являются ст. 35 Федерального закона № 38-ФЗ, которой установлена обязанность антимонопольного органа по соблюдению охраняемой законом тайны, а также ответственность органа и его сотрудников.

Представленный вывод согласуется с правовой позицией ВС РФ, изложенной в Постановлении от 13.08.2015 № 302-АД15-5169 по делу № А19-12482/2014, которую ФАС рекомендовал использовать в работе своим территориальным органам (см. Письмо от 28.08.2015 № АК/45747/15). Такая же позиция представлена в Постановлении ВС РФ от 03.08.2015 № 302-АД15-5171 по делу № А19-13140/2014.

Невыполнение требования антимонопольного органа по представлению сведений (информации) – административно наказуемое деяние, ответственность за совершение которого наступает по ч. 6 ст. 19.8 КоАП РФ. Должностные лица и ИП могут быть оштрафованы на сумму от 2 000 до 10 000 руб., юридические лица – от 20 000 до 200 000 руб.

Если быть точнее, административная ответственность установлена за непредставление сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, представление недостоверных сведений (информации). Поэтому в случае исполнения оператором связи обязанности по представлению запрашиваемой информации с нарушением срока (до момента выявления данного факта) состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого определена ч. 6 ст. 19.8 КоАП РФ, отсутствует (см. Определение ВС РФ от 29.01.2018 № 302-АД17-21401 по делу № А69-880/2017, п. 30 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58).

Смотрим Закон о связи

В то же время в судебной практике есть примеры решения рассматриваемой проблемы иным образом (см., например, постановления ВС РФ от 04.03.2016 № 307-АД15-18844 по делу № А56-14802/2015, Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 № 09АП-36314/2014 по делу № А40-49700/14). Рассуждения таковы.

В силу п. 1.1 ст. 64 Федерального закона № 126-ФЗ операторы связи в случаях, установленных федеральными законами, обязаны представлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, иную информацию, необходимую для выполнения задач, возложенных на эти органы. Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, устанавливается Правительством РФ (п. 4 указанной статьи).

В соответствии со ст. 64 Федерального закона № 126-ФЗ Правительство РФ утвердило Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность (см. Постановление от 27.08.2005 № 538). Эти правила определяют порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими по Федеральному закону от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-разыскную деятельность с использованием технических средств, обеспечивающих такую деятельность в сети связи оператора связи, при представлении оператором связи уполномоченным органам информации об абонентах и оказанных им услугах связи, а также иной информации, необходимой для выполнения возложенных на уполномоченные органы задач в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.

На основании ст. 13 Федерального закона № 144-ФЗ на территории РФ право осуществлять оперативно-разыскную деятельность предоставлено оперативным подразделениям:

органов федеральной службы безопасности. Именно они осуществляют взаимодействие с операторами связи при проведении в рамках оперативно-разыскной деятельности оперативно-разыскных мероприятий, связанных с использованием технических средств, в том числе в интересах других уполномоченных органов;

органов внутренних дел РФ. В случае отсутствия у органов федеральной службы безопасности необходимых оперативно-технических возможностей для проведения оперативно-разыскных мероприятий, связанных с использованием технических средств, указанные мероприятия осуществляют органы внутренних дел;

федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны;

таможенных органов РФ;

службы внешней разведки РФ;

федеральной службы исполнения наказаний.

Как видим, антимонопольный орган не включен в число уполномоченных органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность. Судьи добавляют: Федеральный закон № 144-ФЗ не содержит прямого указания на полномочие ФАС и ее территориальных органов запрашивать у операторов связи сведения об абонентах. Поэтому отказ оператора связи в представлении антимонопольному органу запрошенной в целях осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства РФ о рекламе информации, содержащей персональные данные физического лица, в отсутствие согласия абонента на их обработку и передачу является правомерным.

Видео (кликните для воспроизведения).

Антимонопольный орган в рамках осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства РФ о рекламе вправе потребовать от оператора мобильной связи представить информацию по конкретному абонентскому номеру физического лица. Оператору связи следует выполнить данное требование, в том числе и в ситуации, когда у него нет согласия абонента – физического лица на передачу персональных данных. Такой подход поддерживается судьями, но не всеми.

Источники

Нарушение закона о рекламе оператором мобильной связи
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here