Нарушение общественного порядка военнослужащим

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Нарушение общественного порядка военнослужащим". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов

Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов

1. Для правильного применения норм ст. 2.5 необходимо иметь в виду следующие обстоятельства:

1) военнослужащие (упомянутые в ст. 2.5) — это лица, проходящие службу не только в Вооруженных Силах РФ, но и в органах ФСБ России (включая и пограничную службу, входящую в систему ФСБ), МВД России, в Государственной противопожарной службе и иных подразделениях МЧС, в органах Госнаркоконтроля РФ, в железнодорожных войсках, а также в других войсках и воинских формированиях;

2) граждане, призванные на военные сборы, — это лица, которые призваны на поверочные, тренировочные, учебные и т.п. военные сборы в соответствии с ежегодно издаваемым указом Президента РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими порядок прохождения военных сборов;

3) упомянутые лица несут ответственность согласно дисциплинарным уставам (речь идет не только об общевоинских уставах, но также об уставах, регулирующих вопросы дисциплины в органах, в которых есть воинские формирования, например, МЧС России, ФСБ России. Так, постановлением Правительства РФ от 16.01.95 N 47 утвержден Дисциплинарный устав военизированных горноспасательных частей по обслуживанию горнодобывающих предприятий металлургической промышленности). Однако уставы о дисциплине работников других министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (например, Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 N 708, Устав о дисциплине работников морского транспорта, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 N 395) в ст. 2.5 не имеются в виду.

2. Административной ответственности за совершенные правонарушения также подлежат должностные лица и иные сотрудники:

1) органов внутренних дел (в т.ч. милиции общественной безопасности, ГИБДД, следственного аппарата, иных служб МВД России). Они несут ответственность по Закону о милиции, а также другим актам, примером может служить Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности РФ, утв. приказом МВД России от 18.01.93 N 17;

2) Госнаркоконтроля России (они несут ответственность по Закону N 86, а также Положению о Государственном комитете РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утв. Указом Президента РФ от 06.06.2003, и другим актам, регулирующим службу в органах Госнаркоконтроля);

3) органов уголовно-исполнительной системы (они несут ответственность по УИК, а также иным актам, регулирующим службу в этих органах, например, Инструкцию о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы наказания, утв. приказом Минюста России от 06.06.05 N 76 (в ред. от 29.07.09);

4) таможенных органов (они несут административную ответственность по Таможенному кодексу, а также иным нормативным правовым актам, регулирующим службу в этих органах, например, по Федеральному закону N 114 от 21.07.97 «О службе в таможенных органах РФ», Дисциплинарному уставу таможенной службы РФ, утв. Указом Президента РФ от 16.11.98 N 1396).

3. Указанные должностные лица (другие сотрудники) до 01.01.07 должны были нести административную ответственность на общих основаниях:

1) за нарушение законодательства о выборах и референдумах (см. об этом коммент. к ст. 5.1-5.26);

2) за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, например Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии (см. об этом коммент. к ст. 6.1-6.19);

3) за нарушение правил дорожного движения (см. об этом коммент. к ст. 12.1-12.36);

4) за нарушение законодательства, устанавливающего требования к пожарной безопасности, например Закона о пожарной безопасности (см. об этом коммент. к ст. 20.4);

5) за нарушение законодательства об охране окружающей среды, например Закона об охране окружающей среды (см. об этом коммент. к ст. 8.1-8.40);

6) за нарушение таможенных правил, пограничного режима и правил режима Государственной границы Российской Федерации (см. об этом коммент. к ст. 16.1-16.22, 18.1-18.14);

7) за нарушение законодательства в области налогов, сборов, финансов, например норм НК, БК (см. об этом коммент. к ст. 15.1-15.26);

8) за невыполнение законных требований (соответствующих Закону о прокуратуре, УПК, Закону о милиции, Закону об ОРД, Закону о ФСБ и др.) прокурора, следователя, лица, производящего дознание;

9) за невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 23.1-23.61).

Иначе говоря, в отношении перечисленных действий (бездействия) до 01.01.07 необходимо было исходить из норм самого КоАП, законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, а не из нормативных правовых актов (регламентирующих порядок прохождения службы в органах внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, Госнаркоконтроля РФ, таможенных органах), например не из положений Закона о милиции, Закона о ФСБ.

В то же время в изъятие из общих правил ст. 3.2, 3.3 (см. коммент. к ним) к упомянутым лицам до 01.01.07 не могли быть применены такие административные наказания, как:

административный штраф (см. об этом коммент. к ст. 3.5);

административный арест (см. об этом коммент. к ст. 3.9).

Однако административный штраф не мог быть применен лишь к военнослужащим, которые проходят военную службу по призыву.

4. После 01.01.07 (в связи с вступлением в силу изменений внесенных в ст. 2.5 Законом N 203 от 04.12.06) указанные выше лица несут:

1) административную ответственность на общих основаниях — за административные правонарушения исчерпывающим образом перечисленные в части 2 ст. 2.5. Расширительному толкованию этот перечень — не подлежит. При этом и к указанным лицам с 01.01.07 может быть применено такое наказание как административный арест. Административный штраф не может применяться с 01.01.07 к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования (до заключения с ними контракта о прохождении военной службы). См. также коммент. к ст. 3.4; 3.9 КоАП.

Читайте так же:  Административное наказание не может иметь своей целью

2) дисциплинарную ответственность в соответствии с нормативными правовыми актами регулирующими деятельность органов, перечисленных в части 1 ст. 2.5.

5. После вступления в силу изменений, внесенных в ст. 2.5 Законом N 218 от 24.07.07 (в этой части он вступил в силу с 01.10.07) указанные в ст. 2.5 лица на общих основаниях несут административную ответственность лишь в случаях исчерпывающим образом перечисленных в ч. 2 (а именно за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.1-5.26; ст. 5.45-5.52; 5.56; ст. 6.3; ст. 7.29-7.32; ст. 8.1-8.40; ст. 11.6, ст. 20.4 (в части нарушения противопожарных правил вне места службы, или сборов) ст. 12.1-12.37; ст. 15.1-16.23;. ст. 17.7; ст. 18.4; ст. 19.5.7; ст. 19.7.2 (см. коммент. к ним). И в дальнейшем этот перечень может изменяться (но только путем внесения поправок в КоАП!), поэтому изменения следует отслеживать. После вступления (с 22.08.09) изменений, внесенных в ст. 2.5 Законом N 160 от 17.07.09 N 160 — положения ч. 2 ст. 2.5 распространены также на должностных лиц государственных и муниципальных заказчиков (за непредставление ими сведений о заключении госконтракта и совершение иных правонарушений, указанных в ст. 19.7.4 КоАП, см. комментарий к ней). О судебной практике см. «Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за первый квартал 2008 г.» (утв. пост. Президиума ВС РФ от 28.05.08).

6. Для правильного применения норм ст. 2.5 см. также коммент.:

1) к ст. 2.4 (о понятии должностного лица для целей КоАП);

2) к ст. 4.1 (об общих правилах назначения административного наказания);

3) к ст. 4.2, 4.3 (об обстоятельствах, отягчающих и смягчающих административную ответственность);

4) к ст. 4.4 (об административной ответственности за совершение нескольких административных правонарушений).

—> Персональный сайт преподавателя-организатора ОБЖ Митяева Игоря Ивановича

Лекция №27.Виды ответственности, установленной для военнослужащих (ПЗ)

Все военнослужащие независимо от воинского звания и должности равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан РФ, с учетом особенностей своего правового положения.

Военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного нарушения могут нести дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

Дисциплинарную ответственность военнослужащие несут за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали или общественного порядка согласно Дисциплинарному уставу ВС РФ.

За административные правонарушения (нарушения правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил) военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста.

Материальную ответственность военнослужащие несут за материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы в соответствии с ФЗ о материальной ответственности военнослужащих.

К гражданско-правовой ответственности военнослужащие привлекаются за невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные не при исполнении обязанностей военной службы государству, физическим и юридическим лицам.

Уголовную ответственность военнослужащие несут за совершенные преступления в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

Она основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу. Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего быть верным Военной присяге, строго соблюдать Конституцию и законы РФ, выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество, стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга, быть бдительным, строго соблюдать военную и государственную тайну, поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество, оказывать уважение командирам и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости, с достоинством вести себя в общественных местах, не допускать самому недостойных поступков и удерживать от них других, содействовать защите чести и достоинства граждан.

За состояние дисциплины в воинской части отвечает ее командир и его заместитель по воспитательной работе.

При нарушении военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка командир может ограничиться напоминанием ему о его обязанностях и воинском долге, а в случае необходимости подвергнуть дисциплинарному взысканию. При этом командир учитывает, что налагаемое взыскание является мерой укрепления дисциплины и воспитания военнослужащего и должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени установленной вины.

По решению командира проступки военнослужащих, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, могут рассматриваться и обсуждаться на собрании личного состава.

В целях укрепления воинской дисциплины и воспитания военнослужащих за совершенные ими поступки на солдат, матросов, сержантов и старшин могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

• лишение проходящих военную службу по призыву очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;

• назначение проходящих военную службу по призыву вне очереди в наряд на работу – до 5 нарядов;

• лишение нагрудного знака отличника;

• снижение в должности сержантов и старшин;

• снижение в воинском звании на одну ступень сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву;

• снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву;

Читайте так же:  Загрязнение окружающей среды заключение

• досрочное увольнение в запас проходящих военную службу по контракту.

Преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ, под угрозой наказания.

Не является преступлением действие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, т. е. не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

Общественно опасные деяния подразделяются на преступления небольшой тяжести (умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы); преступления средней тяжести (максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы); тяжкие преступления (максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы); особо тяжкие преступления (предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание).

Преступлениями против военной службы являются предусмотренные главой 33 Уголовного кодекса РФ преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в ВСах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

К таким преступлениям относятся:

Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы (статья 333); преступление, сопряженное с насилием или с угрозой его применения, наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Насильственные действия в отношении начальника (статья 334); нанесение побоев или применение иного насилия в отношении начальника, совершенное во время исполнения им обязанностей военной службы или в связи с исполнением этих обязанностей, наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношения подчиненности (статья 335); преступление, связанное с унижением чести и достоинства или издевательством над потерпевшим либо сопряженное с насилием, наказывается содержанием в дисциплинарной части на срок до двух лет или лишением свободы на срок до трех лет.

Оскорбление военнослужащего (статья 336); такое преступление во время исполнения обязанностей военной службы наказывается ограничением по военной службе на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

Самовольное оставление части или места службы (статья 337); неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью свыше двух, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, наказываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.

Дезертирство (статья 338), т. е. самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях на службу наказываются лишением свободы на срок до семи лет. Дезертирство с оружием, вверенным по службе, а равно дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симулирования болезни или иными способами (статья 339); преступление наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.

Видео (кликните для воспроизведения).

Нарушение уставных правил караульной службы (статья 342); если это деяние повлекло причинение вреда охраняемым караулом (вахтой) объектам, наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне (статья 344); такое нарушение лицом, входящим в суточный наряд части, а равно нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне лицом, входящим в состав патрульного караула, если эти деяния повлекли тяжелые последствия, наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

Утрата военного имущества (статья 348); нарушение правил сбережения вверенных для служебного пользования оружия, боеприпасов или предметов военной техники, если это повлекло их утрату, наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок шесть месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Нарушение правил вождения или эксплуатации машины (статья 350); такое нарушение, повлекшее по неосторожности причинение тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Читайте так же:  Административный штраф казенное учреждение

Вопросы для закрепления знаний.

  1. Перечислить виды ответственности военнослужащего.
  • Дать определение понятию «административная ответственность военнослужащего»?
  • Дать определение понятию «дисциплинарная ответственность военнослужащего»?
  • Дать определение понятию «материальная ответственность военнослужащего»?
  • Дать определение понятию «уголовная ответственность военнослужащего»?
  • Дать определение понятию «гражданско-правовая ответственность военнослужащего»?
  • Уголовная ответственность военнослужащих

    7 минут Автор: Елена Павлова 365

    Все граждане Российской Федерации наделены Конституцией определёнными правами и свободами. Не исключением являются и лица, принадлежащие к военной когорте. На них, в силу их профессионально специфической особенности, наложено даже больше ответственности, чем на обычного гражданина.

    Дополнительные обязательства, которые относятся к несению службы по федеральным нормам права и ведомственным дисциплинарным уставам, регламентируются законами РФ, в том числе и УКП. Уголовная ответственность военнослужащих прописана в тексте Уголовного кодекса, а порядок применения норм наказаний содержится в Уголовно-исполнительном кодексе РФ.

    Законодательные нормативы ответственности военнослужащих

    Конституцией РФ, а именно 59 статьей закреплено, что защита Родины является долгом и обязанностью каждого гражданина нашей страны. Эта норма является правовым основанием установления уголовной ответственности за преступления против военной службы. Именно это требование запрещает уклоняться от такой службы и нарушать порядок ее прохождения.

    Законодательно закреплено, что все армейцы, вне зависимости от должности или воинского звания, могут получить наказание, симметричное совершенным уголовным преступлениям общего характера или правонарушений, затрагивающих аспекты военной службы.

    Принципы определения ответственности и процедура порицания отражаются в нескольких государственных актах правого характера.

    К ним относятся:

    • В основном используются статьи Уголовного Кодекса.
    • Также регламентом выступает Указ Президента №1495. Касается этот документ уставов ВС РФ.
    • Алгоритм реализации наказаний лиц военной профессии прописан также в Приказе №680 от 2016 года Министра обороны РФ.

    Согласно законодательству различаются следующие виды последствий, предусмотренных в отношении лиц, служащих в армии:

    • гражданские;
    • дисциплинарные;
    • материальные;
    • административные;
    • уголовные.

    Степень противоправных деяний, которые совершил армеец, а также их квалификационная составляющая, оказывает непосредственное влияние на то, какую меру наказания понесёт военный.

    Существует две меры наказания, которые применяются к армейцам:

    • Лишение свободы с изоляцией от общества.
    • Исправительные меры, применяемые без отдаления от социума.

    Ответственность военнослужащих в РФ

    8 минут Автор: Елена Павлова Елена Иванова 65

    Каждый человек, независимо от рода деятельности и статуса в своей деятельности, регламентирован законодательством своей страны. Любая должность подразумевает перечень обязательств, которые следует неукоснительно исполнять. Ведь любое нарушение несёт за собой предусмотренную государственными законами обязанность. Правила распространяются не только на лиц гражданских профессий. Особы, находящиеся на службе Вооружённых сил РФ, подчинены не только общепринятым законодательным нормам, а и спецуставным регламентам. Рассмотрим, какие существуют виды ответственности военнослужащих.

    Разновидности

    Лицам, которые обеспечивают защиту своей страны и её безопасность, присваивается статус военнослужащего. Приобретается он с началом призыва и аннулируется вместе с увольнением из рядов Вооружённых сил. Такое положение обозначено ФЗ№141 и касается всех граждан, в том числе и иностранных.

    К лицам, наделённым армейским статусом, согласно ФЗ№76 «О статусе военнослужащих», приравниваются следующие особы:

    • служащие по контракту;
    • бойцы-срочники;
    • лица, призванные на военные сборы;
    • курсанты военных училищ и другие.

    В случае если человек, причисленный к когорте армейцев, пренебрег своим функциональным долгом, а также допустил правонарушение (намеренно или случайно), он будет нести юридическую провинность за содеянное.

    Что такое юридическая ответственность военнослужащих? Это применение мероприятий государственного принуждения к лицу, признанному нарушителем за совершение какого-либо противоправного действия.

    Существуют следующие виды юридической ответственности военнослужащих, к которым могут быть привлечены военные в случае совершения противоправного деяния:

    • Дисциплинарной.
    • Административной.
    • Материальной.
    • Гражданско-правовой.
    • Уголовной.

    Применение определённого критерия зависит от характера деяния, также на степень провинности влияет тяжесть совершённого проступка. Законом также предусмотрено право доказать гражданином неповинность в случившемся.

    Что говорит законодательство РФ

    Гражданин, по отношению которого закреплён статус ВС, при совершении правонарушения может попасть под один из предусмотренных вариантов притязаний, регулируемых федеральными законами или следующими законодательными актами:

    • Конституция РФ, где охвачены все граждане, в том числе и с определённым статусом. Главным здесь является то, что защитники Родины имеют те же права, а также несут те же основные притязания, что и прочие особы.
    • ФЗ «О воинской обязанности и ВС», которым определён долг у граждан состоять на учете военкомата, определяется порядок призыва в армию и последствия за нарушение этого норматива.
    • ФЗ «О статусе военнослужащих», в котором собраны общие права и обязанности армейцев, которые принадлежат им, как и всякому гражданину России, но с учетом того, что эти лица состоят в рядах ВВ.
    • ФЗ “О материальной ответственности военнослужащих”, где закреплены варианты нарушений и порядок реализации их устранения.
    • ФЗ № 61 “Об обороне”, согласно которому виновные в невыполнении возложенных полномочий лица, а также особы, препятствующие выполнению задач обороны, подлежат взысканию, определяемому УК РФ.
    • Самым детальным образом права и обязанности воинов содержатся в общевоинских уставах. Среди таковых выделяют уставы внутренней, гарнизонной и караульной служб, дисциплинарный устав. Существует также Корабельный устав, определяющий порядок службы для моряков ВС. Имеется и ряд других нормативных актов, которые применяются к лицам, находящимся в армии.

    Энциклопедия

    Предусмотренная нормами права обязанность совершившего правонарушение военнослужащего претерпевать неблагоприятные последствия своего противоправного поведения. К принципам юридической ответственности относятся: привлечение к ответственности только за совершение противоправного деяния; наличие вины; наличие вреда; наличие причинно-следственной связи между виновным противоправным поведением и наступившими последствиями (вредом); законность; справедливость; целесообразность и неотвратимость наказания.

    Читайте так же:  Торговля мясом разрешения

    Юридическая ответственность имеет два основания: нормативное и фактическое. Под нормативным основанием юридической ответственности понимаются нормы права, устанавливающие юридическую ответственность. Под фактическим основанием понимается конкретное правонарушение. Правонарушения, т.е. виновно совершённые общественно опасные деяния, запрещённые правом под угрозой применения мер принуждения подразделяются на преступления и проступки. Преступлением по уголовному праву РФ считается виновно совершённое деяние, запрещённое УК РФ под угрозой наказания. К проступкам российское право относит менее опасные, чем уголовное преступление правонарушения, такие как: административные, гражданско-правовые, дисциплинарные. Состав любого правонарушения образуют четыре группы признаков: объект правонарушения, его объективную сторону, субъект правонарушения и его субъективную сторону.

    Ю.о.в. несут на общих основаниях, но с учётом своего статуса, определённого Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

    Различают следующие виды юридической ответственности военнослужащих: дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную.

    Дисциплинарная ответственность возлагается на военнослужащих за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка. Дисциплинарная ответственность военнослужащих имеет своей целью охрану воинской дисциплины и правопорядка, борьбу с их нарушениями и оказание воспитательного воздействия на других военнослужащих.

    Административная ответственность военнослужащих заключается как в привлечении военнослужащих за совершение административных правонарушений к дисциплинарной ответственности в соответствии с ДУ ВС РФ, так и в случаях прямо указанных в Кодексе РФ об административных правонарушениях в наложении на военнослужащих административных наказаний на общих основаниях, (например, за нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении).

    Материальная ответственность предусмотрена для военнослужащих за ущерб, причиненный ими государству при исполнении обязанностей военной службы и заключается в полном или частичном возмещении причиненного государству материального ущерба в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих». Специфика материальной ответственности проявляется в том, что она преследует не только цель возмещения ущерба, но и воспитания военнослужащих в духе бережного отношения к военному имуществу.

    Гражданско-правовая ответственность наступает за невыполнение или ненадлежащее выполнение военнослужащими предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении военной службы, государству, физическим и юридическим лицам.

    Уголовная ответственность применяется к военнослужащим за виновно совершенные преступления в соответствии с Уголовным кодексом РФ (см. Преступления против военной службы).

    По общему правилу за совершенное правонарушение военнослужащие должны привлекаться к одному виду юридической ответственности. Однако законодательство в ряде случаев допускает применение к военнослужащим нескольких видов юридической ответственности за одно правонарушение. Например, военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение. В случае причинения материального вреда, военнослужащие возмещают вред независимо от привлечения к иным видам ответственности.

    Статья 28. Ответственность военнослужащих за правонарушения

    Внимание! Это архивная редакция статьи.

    Статья 28. Ответственность военнослужащих за правонарушения

    1. Военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершённого правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско — правовую и уголовную ответственность.

    2. За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.

    Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступления, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц.

    3. За административные правонарушения (нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил) военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста. За остальные административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами.

    4. За материальный ущерб, причинённый государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих.

    5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащие несут гражданско — правовую ответственность.

    6. За совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Виды юридической ответственности военнослужащих

    Все военнослужащие, независимо от воинского звания и должности, равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской Федерации, с учетом особенностей своего правового положения (статуса военнослужащих).

    Под юридической ответственностью понимается обязанность правонарушителя претерпеть меры государственного принуждения, порицающие его виновно совершенное противоправное деяние и заключающиеся в лишениях личного или имущественного характера.

    Юридическая ответственность за конкретное правонарушение может наступить только в случае, когда это предусмотрено действующей нормой права.

    За совершенные правонарушения военнослужащие привлекаются, как правило, к одному виду ответственности. Вместе с тем военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение, а в случае совершения правонарушения, связанного с причинением материального ущерба, возмещают его, независимо от привлечения к иным видам ответственности.

    Читайте так же:  Размер административного наказания для граждан

    Военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, могут привлекаться к следующим видам юридической ответственности: дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной.

    Применяемый вид юридической ответственности определяется характером и тяжестью совершенного правонарушения.

    За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Не допускается привлечение к дисциплинарной ответственности:

    – в случае отсутствия события дисциплинарного проступка;

    – если действие (бездействие) не является противоправным или виновным или совершено вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики;

    – повторно за один и тот же дисциплинарный проступок;

    – по истечении срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности (один год со дня совершения проступка);

    – в случае отмены или признания утратившим силу закона или иного нормативного правового акта, нарушение положений которого стало основанием привлечения к дисциплинарной ответственности;

    – в случае исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы (отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов).

    Административная ответственность военнослужащих установлена ст. 2.5 КоАП РФ «Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания» (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих»), а также рядом иных статей КоАП РФ.

    Административная ответственность по общему правилу наступает за административные правонарушения, если они по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

    Особенность ответственности военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, за административные правонарушения заключается в том, что по общему правилу за них военнослужащие несут дисциплинарную ответственность и только в порядке исключения за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, для военнослужащих наступает административная ответственность (за нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды и природопользования и др.). За правонарушение лицо, его совершившее, может быть подвергнуто административному взысканию (предупреждение; административный штраф; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; дисквалификация и др.).

    В соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2006 года № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих» действуют следующие ограничения по применению административных взысканий к военнослужащим:

    – административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы;

    – административный арест не может быть применим ко всем категориям военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы; в то же время к ним может быть применен дисциплинарный арест;

    – административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам.

    За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ.

    Под материальной ответственностью военнослужащих в юридической науке понимается предусмотренная Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» возможность возложения на них компетентными государственными органами юридической обязанности возместить в денежной форме полностью или частично причиненный военнослужащими реальный ущерб имуществу воинской части при исполнении обязанностей военной службы.

    Материальная ответственность военнослужащих в кратных размерах не применяется. К ней они привлекаются только в пределах реального ущерба. Материальная ответственность может наступить при условии, что военнослужащие находились при исполнении обязанностей военной службы. В ином случае он несет материальную ответственность в гражданско-правовом порядке. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы. Материальная ответственность военнослужащих исключается также за ущерб, возникший в результате исполнения приказа командира (начальника). Порядок привлечения к материальной ответственности предусматривает проведение административного расследования (может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия), издание приказа или подачу иска в суд, удержание денежных сумм.

    За невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам и в других случаях, предусмотренных законодательством, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность.

    Под ней понимается обязанность физического или юридического лица возместить убытки, возникшие вследствие нарушения условий договора, причинения вреда другим лицам либо неосновательного обогащения.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Военнослужащие, лица, проходящие военные сборы, и граждане, уволенные с военной службы, подлежат уголовной ответственности за совершенные преступления в соответствии с уголовным законодательством. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, т. е. не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

    Источники

    Нарушение общественного порядка военнослужащим
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here