Наказание за загрязнение окружающей среды

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Наказание за загрязнение окружающей среды". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Статья 8.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления

Информация об изменениях:

Статья 8.2 изменена с 17 июня 2019 г. — Федеральный закон от 17 июня 2019 г. N 141-ФЗ

Статья 8.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 8.2 КоАП РФ

1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

4. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

5. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от шести тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от шестисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7. Неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

8. Превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

9. Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I — V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I — IV классов опасности —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

10. Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

11. Неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Читайте так же:  Чем грозит административное наказание

12. Неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (ст.ст. 8.1 — 8.49)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в наименование главы 8 настоящего Кодекса внесены изменения

Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей
среды и природопользования

ГАРАНТ:

О некоторых вопросах применения главы 8 настоящего Кодекса см. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2011 г. N 11

>
Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений.
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Экологический ущерб от загрязнения окружающей среды

Жизнедеятельность человека связана с образованием вредных отходов и выбросов, которые неизбежно попадают в природную среду, нанося вред экологии и населению планеты. Важнейшая задача современного общества — минимизация ущерба от загрязнения окружающей среды. Для этого проводится оценка экологического ущерба, на основе которой разрабатываются мероприятия по устранению неблагоприятных последствий и экологизации жизнедеятельности человека.

Показатели для оценки экоущерба

Экологический ущерб – изменение полезных свойств природной среды (земля, вода, воздух) в результате ее загрязнения. Так, последствия от загрязнения экологии могут быть самыми разными: ухудшение здоровья человека, увеличение показателей смертности, вымирание редких животных, гибель рыбы и других водных обитателей, ускоренный износ производственных фондов, снижение урожайности земель и т.д.

Количественная и качественная оценка экологического ущерба позволяет установить размер вреда от изменения показателей, которые характеризуют состояние природной среды. Оценка экоущерба включает следующие группы затрат:

  • затраты социума, связанные со всеми изменениями в экологии;
  • затраты на восстановление окружающей среды, устранение последствий;
  • затраты «будущих» людей, понесенные в результате исчерпания какого-либо ресурса, вымирания биологических видов и т.д.

Для цифрового выражения экологического ущерба от загрязнения экологии законодательно определены следующие базовые показатели:

  • расходы, связанные со снижением загрязненности;
  • затраты на регенерацию природной среды и восстановление экологического баланса;
  • рыночная стоимость (изменение производительности труда, качества жизни, сокращение длительности эффективной эксплуатации основных фондов и социальной инфраструктуры);
  • расходы на компенсацию риска для здоровья и жизни социума;
  • дополнительные расходы, связанные с качественными и количественными изменениями в окружающей среде.

Загрязнение экологии негативно сказывается на обществе, материальных объектах, животном мире, водных, земельных, воздушных ресурсах, однако величина экологического ущерба для каждой группы отличается.

Для определений конкретной суммы по каждому объекту анализируются элементы дополнительных затрат:

  • общество — суммы больничных отпусков, уровень заболеваемости, расходы на лекарства, медицинское страхование жизни, затраты на медицинское обслуживание и др.;
  • жилищно-коммунальное хозяйство — техническое обслуживание зданий, уборка территории, уход за деревьями клумбами, использование рабочей одежды и т.п.;
  • сельскохозяйственные земли — снижение урожайности, затраты на транспортировку зерна и т.п.;
  • водные ресурсы — гибель рыбы, обеспечение населения и объектов социальной инфраструктуры водой и т.п.;
  • лесные ресурсы — гашение пожаров, сокращение сбора ягод, грибов, вырубки и продажи древесины и т.п.

Размеры штрафов за нарушения природоохранного законодательства

Административный кодекс содержит Главу №8, определяющую ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Наказание определяется характером правонарушения, формой собственности предприятия и правовым статусом виновного лица. В случае экологических правонарушений административное законодательство предусматривает следующие меры воздействия:

  • предупреждение;
  • штрафы;
  • изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
  • конфискацию незаконно выпущенной продукции;
  • лишение права на занятие определенной деятельностью.

Рассмотрим отдельные статьи Административного кодекса и штрафы, предусмотренные в рамках действующего законодательства.

Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

Административная ответственность предусмотрена при несоблюдении экологических требований в процессе планировки территории и разработки проектной документации. Также наказание предусмотрено в случае несоблюдения положений утвержденного проекта в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта. В соответствии со статьей 8.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении нарушителей предусмотрены штрафы в следующих размерах:

  • для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 2 до 5 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 20 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами

Нарушения в сфере организации и согласования сбора, хранения, размещения, транспортировки и утилизации отходов различного класса опасности, предусматривают такие штрафы в отношении виновных лиц:

  • для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 30 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 100 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.4. часть 1 Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы

Если государственная экспертиза не проведена вовсе, нарушителям грозят материальная ответственность в таких размерах:

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.4. часть 2 Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы

Если природопользователь провел экологическую экспертизу, получил положительное заключение от государственных органов, но на практике осуществляет деятельность не согласованную в рамках этой экспертизы, в отношении него будут наложены следующие штрафы:

  • для физических лиц – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 150 тысяч рублей.

Важно также отметить, что если природопользователь подает заявление в государственные органы на проведение общественной экологической экспертизы и получает незаконных отказ, для должностных лиц также предусмотрена административная ответственность. Должностному лицу, нарушившему закон, грозит штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

Статья 8.5. Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации

Некоторые недобросовестные природопользователи, чтобы получить разрешение на ведение хозяйственной деятельности, искажают или вовсе не предоставляют в государственные органы информацию о текущем состоянии окружающей среды (атмосферный воздух, водные и земельные ресурсы). Также искажение нередко касается информации о загрязняющих факторах на предприятии. За такое преступление предусмотрены следующие штрафы:

  • для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.
Читайте так же:  Административно правовая деятельность органов внутренних дел

Статья 8.13. часть 1 Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления

  • для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

Статья 8.13. часть 2 Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования

  • для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 2 до 3 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 2 до 3 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.13 часть 3 Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов

  • для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 2 до 3 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей.

Статья 8.13 часть 4 Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 30 до 40 тысяч рублей.

Статья 8.14 Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты

При получении разрешение на водопользование определенным водным объектом, находящимся в государственной собственности, разрабатывается ряд правил, регламентирующих возможности природопользователя. Если надзорными органами будет установлено нарушение этих правил или превышение объема сброса сточных вод, размер штрафов определяется в таких пределах:

  • для физических лиц – от ,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.21. часть 1 Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения

Одни из самых строгих наказаний Административным кодексом предусмотрены за нарушения в области вредного воздействия на атмосферный воздух. Связано это с высокими рисками для жизни и здоровья людей, работающих на предприятии и проживающих в регионе. Штрафы лежат в таком диапазоне:

  • для физических лиц – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 40 до 50 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 180 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.21. часть 2 Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.21. часть 3 Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры

  • для должностных лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 1 до 2 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду

Каждый природопользователь, деятельность которого сопровождается негативными воздействиями на окружающую среду, обязан своевременно (в соответствии с графиком) вносить в бюджет экологические платежи. Если в установленные сроки оплата не производится, в отношении нарушителя предусматриваются следующие штрафы:

  • для должностных лиц – от 3 до 6 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

Экологические законодательство – законный инструмент защиты окружающей среды от негативного воздействия деятельности человека. Каждый, кто не соблюдает природоохранные законы, будет нести ответственность в соответствии с нанесенным экологии ущербом.

За экологию накажут строже

Федеральным законом от 17.06.2019 №141-ФЗ внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП). Изменения вызваны необходимостью конкретизации состава экологического правонарушения и касаются ответственности в области охраны окружающей среды, соблюдения требований обращения с отходами производства и потребления и в части ответственности за неуплату (неполную уплату) экологического сбора и непредставление отчетности в Росприроднадзор.

Обращение с отходами и предоставление отчетности

Ранее нарушение требований в области обращения с отходами подпадало под действие ст. 8.2 КоАП РФ «О несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами». За все эти нарушения была предусмотрена одна ответственность и максимальный штраф для компаний составлял 250 000 руб. Теперь статья 8.2 КоАП РФ изложена в новой редакции и состоит из 12 частей вместо 1, а Кодекс дополнен новыми статьями, содержащими по несколько составов административных правонарушений. Так введена ответственность по:

  • ст. 6.35 КоАП РФ (о нарушении санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами);
  • ст. 8.2 КоАП РФ (о несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами);
  • ст. 8.2.3 КоАП РФ (о несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства).

Помимо этого, новой статьей 8.5.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, за предыдущий календарный год.

Организации грозит штраф за непредставление или несвоевременное представление отчетности и деклараций для должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб., для ИП – от 50 000 до 70 000 руб., для юридических лиц – от 70 000 до 150 000 руб.

Читайте так же:  Протокол росздравнадзора об административном правонарушении

В случае если отчетность представлена в неполном объеме, или в ней содержатся недостоверные сведения, то в отношении должностных лиц предусмотрены штрафы в размере от 3000 до 6000 руб., в отношении ИП – в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 100 000 руб.

В отношении юридических лиц предусмотрены санкции в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 250 000 руб.

Обращение с отходами и предоставление отчетности

  1. ст. 6.35 КоАП РФ (о нарушении санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами);
  2. ст. 8.2 КоАП РФ (о несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами);
  3. ст. 8.2.3 КоАП РФ (о несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства).

Помимо этого, новой статьей 8.5.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, за предыдущий календарный год.

В случае если отчетность представлена в неполном объеме, или в ней содержатся недостоверные сведения, то в отношении должностных лиц предусмотрены штрафы в размере от 3000 до 6000 руб., в отношении ИП — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 100 000 руб.

В отношении юридических лиц предусмотрены санкции в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 250 000 руб.

Экологический ущерб на уровне предприятия

Каждый субъект хозяйствования в той или иной степени наносит экологический ущерб окружающей среде. Именно для расчета конкретной суммы нанесенного вреда осуществляется оценка экологического ущерба.

Плата за экологический ущерб взимается из прибыли предприятия или включается в себестоимость производимой продукции. Такой подход направлен на мотивацию экологизации производственной деятельности, сокращения вредных отходов и выбросов и за счет этого получение материальной выгоды от сохранения природной среды.

Ежегодно каждое предприятие сдает в органы Росприроднадзора экологическую отчетность по выполнению эконормативов и уплате платежей за загрязнение окружающей среды. Сроки, порядок составления и форма отчетности определены законодательно, а ознакомиться с ними можно на официальном сайте Росприроднадзора.

Охрана окружающей среды и экологический сбор

Помимо этого, изменения коснулись ответственности за нарушение требований охраны окружающей среды. Введены в действие составы административных правонарушений при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой (ст. 8.2.1 КоАП РФ), при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (ст. 8.2.2 КоАП РФ), при обращении с отходами животноводства (ст. 8.2.3 КоАП РФ).

Также организациям нужно учесть, что действующая статья 8.7 КоАП РФ дополнена частями 3 и 4, которыми предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов производства и потребления и его воздействием на окружающую среду или проведению работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления, а также ответственность за применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров.

Штрафы за нарушение экологического законодательства

Нарушение действующего экологического законодательства чаще всего карается штрафами, а в некоторых случаях может грозить виновным уголовной ответственностью. Регламентируются наказания в области экологической сферы Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным Кодексом РФ.

Если совершено экологическое преступление, нанесшее непоправимый вред окружающей среде или повлекшее за собой вред здоровью людей, виновный понесет уголовную ответственность. Нарушения экологического законодательства, выявленные на предприятии в ходе проверки надзорных органов, предусматривают административные наказания, в виде штрафов различного размера.

Помощь специалистов «Экобезопасность»

Аутсорсинговая компания «Экобезопасность» предлагает услуги профессиональных экологов для полного экологического сопровождения предприятий, в том числе и оценки экологического ущерба.

Наши специалисты осуществляют оценку экологического ущерба с учетом особенностей территориального расположения и производственного процесса предприятия и готовят соответствующую отчетность в сжатые сроки (3-5 дней).

Мы также разработаем план экологизации производства, поможем сократить выбросы вредных веществ, подскажем, как самостоятельно справится с утилизацией отходного материала. Экологи нашей компании помогут вам сэкономить затраты на составление и сдачу экологической отчетности и разрешение конфликтных ситуаций с органами государственного контроля.

За экологию накажут строже

Федеральным законом от 17.06.2019 № 141-ФЗ внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП). Изменения вызваны необходимостью конкретизации состава экологического правонарушения и касаются ответственности в области охраны окружающей среды, соблюдения требований обращения с отходами производства и потребления и в части ответственности за неуплату (неполную уплату) экологического сбора и непредставление отчетности в Росприроднадзор.

Охрана окружающей среды и экологический сбор

Также КоАП РФ претерпел изменения в части ответственности за неуплату в срок экологического сбора. В Кодекс добавлена статья 8.41.1 с размерами санкций за указанное правонарушение. В отношении должностных лиц сумма штрафа составляет от 5000 до 7000 руб., для ИП – трехкратный размер неуплаченной суммы сбора, но не менее 250 000 руб., для организаций – трехкратный размер неуплаченной суммы сбора, но не менее 500 000 руб.

Помимо этого, изменения коснулись ответственности за нарушение требований охраны окружающей среды. Введены в действие составы административных правонарушений при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой (ст. 8.2.1 КоАП РФ), при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (ст. 8.2.2 КоАП РФ), при обращении с отходами животноводства (ст. 8.2.3 КоАП РФ). В данном случае величина штрафа за все перечисленные выше правонарушения зависит от того, совершено ли это же нарушения в течение года повторно и был ли причинен вред здоровью людей или окружающей среде либо возникновения эпидемии или эпизоотии, распространения инфекционной болезни среди одного или многих видов животных на значительной территории (если указанные действия (бездействия) не содержат уголовно наказуемого деяния).

Также организациям нужно учесть, что действующая статья 8.7 КоАП РФ дополнена частями 3 и 4, которыми предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов производства и потребления и его воздействием на окружающую среду или проведению работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления, а также ответственность за применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров.

Читайте так же:  Установление видов административных наказаний
Видео (кликните для воспроизведения).

Ольга Толоконникова, старший бухгалтер-консультант компании «ГЭНДАЛЬФ».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Штраф за загрязнение природы будет уменьшен, если нарушитель устранит последствия

Конституционный суд РФ постановил, что размер денежной компенсации за загрязнение природы должен быть уменьшен, если нарушитель самостоятельно ликвидировал последствия загрязнения.

Как сообщается на сайте Конституционного Суда, принцип «загрязнитель платит» составляет одну из правовых основ охраны окружающей среды. Исходя из него, природопользователь обязан финансировать меры по предотвращению, уменьшению или устранению экологического ущерба. В то же время, при его реализации должен быть обеспечен баланс конституционно значимых интересов. Принципиальное значение имеет соотношение между обязанностями по устранению последствий загрязнения и по компенсации вреда окружающей среде.

Действующая система правового регулирования возмещения вреда, причиненного лесам, не является достаточно определенной.

Таким образом, в данной части оспоренные положения Лесного кодекса и постановления Правительства РФ не соответствуют Конституции РФ. Законодатели и представители исполнительной власти обязаны незамедлительно внести в них необходимые изменения.

Впредь до введения нового правового регулирования судам следует уменьшать размер причиненного лесам вреда на величину расходов по устранению последствий загрязнения, если в результате предпринятых мер оно действительно было ликвидировано.

Штрафы за нарушения по экологии с 2019 года

Принят Госдумой РФ 30.05.19 г. и вступает в силу с момента публикации ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ». Изменения касаются статей, относящихся к нарушениям в области охраны окружающей среды, увеличены имеющиеся штрафы и добавлены новые.

В таблице ниже, мы выбрали основные статьи, касающиеся экологии.

Несоблюдение сан-эпид. требований при обращении с отходами производства и потребления.

350 тыс. руб. или приостановка деятельности на 90 суток.

Штраф за несоблюдение сан-эпид. требований к сбору, накоплению, транспортировке, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов животноводства.

550 тыс. руб. или приостановка на 90 дней.

Нарушения в области экологических норм при обращении с отходами.

Дополнена статья отдельным штрафом за экологические нарушения при размещении отходов.

Нарушения в части разработки требуемой документации по экологии.

в п. 7 указан штраф в размере 350 тыс. рублей за отсутствие разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

С учетом норм 2019 года, это касается предприятий 1-2 категории в составе КЭР, а также 3-й категории.

Непредставление или несвоевременное предоставление отчетов по экосбору.

Штрафы за отчетность, содержащую неверную информацию.

не менее 250 тыс. руб.

Неуплата в установленный срок экосбора .

штрафом в 250 тыс. руб.

Например, появилась отдельная статья 6.35 «Несоблюдение сан-эпид. требований при обращении с отходами производства и потребления». Штраф за нарушения по данной статье для юр. Лица составит 350 тыс. руб. или приостановка деятельности на 90 суток.

Штраф за несоблюдение сан-эпид. требований к сбору, накоплению, транспортировке, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов животноводства составит 550 тыс. руб. или приостановка на 90 дней.

Статья 8.2 касается теперь только нарушений в области экологических норм при обращении с отходами, штраф тот же – 250 тыс. руб.

Дополнена статья отдельным штрафом за экологические нарушения при размещении отходов – штраф до 400 тыс. руб.

Появился отдельный пункт статьи 8.2, касающийся нарушений в части разработки требуемой документации по экологии, так, например, в п. 7 указан штраф в размере 350 тыс. рублей за отсутствие разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. С учетом норм 2019 года, это касается предприятий 1-2 категории в составе КЭР, а также 3-й категории.

П.9 статьи 8.2 предусматривает штраф в размере 350 тыс. рублей за отсутствие у предприятия паспортов отходов 1-4 класса опасности, биотестирования отходов 5 класса опасности, расчета класса опасности отходов.

П. 10 статьи 8.2 включает в себя информацию о штрафе в 350 тыс. руб. за отсутствие журнала учета движения отходов (по приказу 721).

Также появились штрафы за несоблюдение требований при обращении с веществами, которые разрушают озоновый слой, при обращении с отходами животноводства.

Появились штрафы за непредставление или несвоевременное предоставление отчетов по экосбору (70-150 тыс. руб.), штрафы за отчетность, содержащую неверную информацию – не менее 250 тыс. руб., и неуплата в установленный срок экосбора также карается штрафом в 250 тыс. руб.

Из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что лучше заранее позаботиться о подготовке требуемой документации. Если ранее в одну статью 8.2 могли включить все имеющиеся нарушения в области манипуляций с отходами, то сейчас за каждое нарушение и отсутствие требуемой отчетности возможен штраф не менее 350 тыc. рублей .

Наша почта [email protected] Мы поможем Вам подготовить все в срок и избежать возможных штрафов.

Комплексное экологическое сопровождение от ОЛФОЭКО обезопасит Ваше предприятие от любых нарушений в области экологии.

Самые крупные штрафы за экологические преступления в мире. Справка

24 марта 1989 г. супертанкер Exxon Valdez, на борту которого находилось примерно 53 млн галлонов сырой нефти, потерпел аварию у берегов Аляски. В результате в воды вылилось 11 млн галлонов нефти. Экологии был причинен огромный ущерб. Воды вдоль береговой линии были покрыты нефтью на протяжении приблизительно 200 миль.

Высокая степень загрязнения представляла серьезную опасность для людей и живой природы. Погибли 300 тюленей, 2800 морских выдр, 250 лысых орлов, примерно 22 кита и 250 тыс. перелетных птиц. Проведенным расследованием было установлено, что никаких технических неисправностей, отказа оборудования и т. п. не было. Причина аварии одна ‑ исключительно человеческий фактор.

Прокуратура штата Аляска возбудила уголовное дело против капитана судна. Суд квалифицировал действия капитана, не обеспечившего экологической безопасности вод при перевозке морским путем потенциально опасного для окружающей среды груза – нефти, как экологическое преступление ‑ загрязнение вод по неосторожности.

После почти 9-летнего рассмотрения судебными инстанциями апелляций на приговор суда первой инстанции капитану были назначены в качестве меры уголовного наказания 1000 часов исправительно-трудовых работ и взыскание штрафа в сумме 50 тысяч долларов в возмещение причиненного ущерба.

Отдельное уголовное дело было возбуждено федеральной прокуратурой против компании-перевозчика (Exxon Shipping Company), владельца танкера (в дальнейшем-компания) и корпорации – грузоотправителя нефти (Exxon Mobil Corporation) (в дальнейшем – корпорация). Причем транспортная компания входила в состав корпорации, т. е. была ее дочерним предприятием.

В соответствии с приговором суда с корпорации и компании совместно в качестве меры уголовной ответственности был взыскан штраф – 25 млн долларов, и, кроме того, в возмещение причиненных убытков они уплатили 100 млн долларов. Эти суммы пошли в доход государства – в федеральный бюджет.

(Источник: Журнал Российского права, 31.03.2008, Уголовная ответственность за экологические преступления в области охраны вод в США)

В январе 2000 г. в воды бухты Гуанабара, на берегу которой расположен бразильский город Рио-де-Жанейро, из трубопровода компании «Петробраз» попало более 1,3 млн литров нефти, что привело к крупнейшей за всю историю мегаполиса экологической катастрофе. Громадное нефтяное пятно площадью до 70 кв. км распространилось по северной части бухты, нанеся колоссальный ущерб всему живому.

Читайте так же:  Срок давности залога

Руководство «Петробраза» полностью признало свою вину. На компанию был наложен штраф свыше 25 млн долларов, который полностью был направлен на восстановление экосистемы бухты и возмещение убытков, нанесенных населению прибрежных районов.

По мнению биологов, природе потребуется почти четверть века, чтобы полностью восстановиться от этой экологической катастрофы. Бразильские биологи сравнили масштабы экологического бедствия с последствиями войны в Персидском заливе.

В декабре 2005 г. чиновники Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) потребовали от «Евроцемент груп» – крупнейшего производителя цемента, доплатить в бюджет 276,9 млн рублей за излишнее загрязнение окружающей среды.

По данным Ростехнадзора, на шести заводах «Евроцемент груп» было выявлено существенное занижение декларируемого объема выбросов вредных веществ.

Как отметили специалисты, сумма штрафа около 10 млн долларов стала беспрецедентной для всей промышленности. Обычно месячные суммы налогов и штрафов на выбросы в атмосферу не превышали 10 тысяч долларов.

В 2006 г. в Израиле суд оштрафовал компанию «Хайфа-химикалим» на 1 млн 600 тысяч шекелей (1 доллар – около 4 шекелей) за загрязнение окружающей среды. Это своего рода рекорд. Компания уже была оштрафована 30 ноября 2005 г. на 584 тысячи шекелей за загрязнение моря через слив отходов производства в ручей Кишон.

В решении Хайфского окружного суда указано, что представители нефтеперегонного предприятия также признали факты выброса вредных веществ в сентябре и октябре 2003 г., что привело к серьезному загрязнению воздуха в районе Хайфского залива.

В 2005 г. судья постановил, что в случае повторного нарушения экологических норм в течение двух лет комбинат будет обязан выплатить дополнительный штраф в размере 1 млн 600 тысяч шекелей.

В январе 2007 г. Государственное управление по охране окружающей среды КНР наложило на Цзилиньский филиал Китайской национальной нефтегазовой корпорации (КННК) штраф в размере 1 млн юаней (около 128 тысяч долларов) за инцидент с загрязнением реки Сунхуацзян (Сунгари).

В соответствии с китайским законодательством ведомства по охране окружающей среды имеют право применять серьезные административные санкции – штраф в размере до 1 млн юаней – к предприятиям, несущим ответственность за особо серьезное загрязнение окружающей среды.

13 ноября 2005 г. на химическом заводе Цзилиньского филиала КННК, производящем аминобензол и бензоилацетон, произошел взрыв, который привел к загрязнению Сунхуацзян опасными химикатами.

В октябре 2007 г. компания British Petroleum согласилась выплатить 373 млн долларов за прекращение расследований манипуляций на пропановом рынке США, взрыва на перерабатывающем заводе в Техасе и протечку газопровода на Аляске.

В рамках так называемой «сделки с правосудием» за прекращение расследований BP заплатила 50 млн долларов за нарушение закона о «Чистом воздухе». По данным следствия, закон был нарушен в 2005 г. в результате взрыва на перерабатывающем заводе в Техасе, где погибли 15 рабочих и более 170 были ранены.

Кроме этого, компанию обязали выплатить 20 млн долларов штату Аляска и Национальному фонду дикой природы за утечку нефти из нефтепровода. Еще 303 млн долларов BP заплатила за намеренные манипуляции ценами на пропан в США в 2004 г.

В июне 2008 г. компанию Boeing Сo. обязали заплатить штраф за загрязнение окружающей среды в размере 500 млн долларов.

По решению суда американские компании Dow Chemical Co. и ныне не существующая Rockwell International Corp (часть активов которой была в 1996 г. приобретена Boeing Co.) были оштрафованы за загрязнение окружающей среды на общую сумму 926 млн долларов.

Оштрафованные компании были подрядчиками Комиссии по атомной энергии США и вели работы на заводе по производству ядерного оружия неподалеку от Денвера в штате Колорадо. В 1989 г. завод, работавший с 1952 г., был закрыт из-за нарушений правил техники безопасности. Незадолго до закрытия завода около 13 тысяч жителей прилегающих к заводу населенных пунктов обратились в суд.

Как говорилось в исковом заявлении, вредные радиоактивные выбросы с территории завода стали причиной резкого падения стоимости принадлежащего им жилья и негативно повлияли на здоровье людей. Dow Chemical Co. была оштрафована на 653 млн долларов, а Boeing Co., юридически признанная ответственной за действия Rockwell International Corp., – на 508 млн. Суд ограничил максимальную сумму выплаты пострадавшим, установив предел в 725 млн долларов. Обеим компаниям было также предписано заплатить штрафные убытки в размере 111 и 89 млн долларов соответственно.

В 2008 г. компании, расположенные на территории США, за загрязнение окружающей среды обязали выплатить более 11,8 млрд долларов штрафов.


Самыми громкими делами управление по охране окружающей среды США (EPA) в 2008 г. стали, в частности, договоренность о сокращении выбросов с энергетической компанией American Electric Power и наложение на нее штрафа в 15 млн долларов, наложение штрафа в 3 млн на тайваньскую компанию Jenn Feng и три американские корпорации за импорт 200 тысяч цепных пил, не отвечающих федеральным экологическим стандартам, наложение штрафа на общую сумму в 4,3 млн долларов на четыре из десяти крупнейших американских строительных компаний – Centex Homes, KB Home, Pulte Homes и Richmond American Homes – за нарушение закона об улучшении качества водных ресурсов.

Кроме того, штраф в 20 млн долларов наложен на одну из крупнейших угольных компаний США Massey Energy Company за сбросы загрязняющих веществ в местные реки. Компания British Petroleum Exploration (Аляска) была оштрафована на 16 млн долларов за два случая утечки топлива.

В феврале 2009 г. компания British Petroleum (ВР) согласилась выплатить почти 180 млн долларов в рамках механизма «сделки» с правительством США по разрешению дела о загрязнении окружающей среды. По данным агентства Associated Press, BP потратит 161 млн долларов на разработку системы контроля за уровнем загрязнения окружающей среды, 12 млн долларов штрафов и еще 6 млн долларов на проект по снижению уровня загрязнения в районе перерабатывающего завода в Техас Сити.

В феврале 2010 г. на сумму 3,089 млрд тенге (20,9 млн долларов) за нанесенный ущерб экологии был оштрафован консорциум Karachaganak Petroleum Operating B.V (KPO). KPO является оператором одного из крупнейших в мире нефтегазоконденсатных месторождений Карачаганак в Западно-Казахстанской области Казахстана.

Видео (кликните для воспроизведения).

По данным генеральной прокуратуры Казахстана, в 2008 г. консорциум превысил установленные проектом предельно допустимые выбросы, осуществив «самовольное загрязнение окружающей среды».

В консорциум KPO входят итальянская компания Eni (32,5%), британская BG (32,5%), американский Chevron (20%) и российский «Лукойл» (15%).

Источники

Наказание за загрязнение окружающей среды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here