Наказание за административное правонарушение охраны труда

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Наказание за административное правонарушение охраны труда". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Содержание

Какова ответственность работодателя за нарушение требований охраны труда

Охрана труда – законодательная обязанность любого работодателя. Он должен не только соблюсти необходимые условия, в которых должен трудиться его персонал, но и поддерживать их, обеспечивая соответствие регламенту специальных нормативно-правовых актов.

Если работодатель или его подчиненные, ответственные за сферу охраны труда, пренебрегают этой обязанностью, это чревато законодательными санкциями. Для защиты интересов работников в области охраны труда предусмотрена дисциплинарная, административная, уголовная и материальная формы ответственности.

Что грозит работодателям за несоблюдение норм Трудового кодекса по охране труда, читайте в этой статье.

Нормативные обоснования

Трудовой кодекс РФ – основная документальная база для нормирования охраны труда, что отражено в таких статьях:

  • ст. 212 говорит об обязанностях работодателя перед персоналом по обеспечению трудовых условий, которые будут безопасными для сотрудников;
  • ст. 419 подробно расписывает виды ответственности для работодателя и лиц, обеспечивающих охрану труда на предприятии;
  • ст. 90, 192 говорят о формах дисциплинарной ответственности;
  • ч.5 ст. 189 утверждает особые положения охраны труда, закрепленные федеральным законодательством для отдельных категорий работников;
  • ст. 11 ТК РФ показывает степень материальной ответственности сторон по трудовому договору.

Кроме Трудового кодекса, права работника на охрану труда регулируются КоАП РФ (ст. 5.27). Согласно этому нормативному акту устанавливается административная ответственность работодателей и должностных лиц.

Уголовный кодекс предусматривает наказание за нарушение правил охраны труда в ст. 143.

Наконец, Постановление Правительства РФ № 399 содержит полный перечень нормативных актов, где закреплены регламенты по обеспечению охраны труда и ответственность за это.

Ты хочешь получать информацию,
но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!

я надеюсь, этот закон еще не приняли??

Еще не приняли. В связи с чем переживание Cuba?) Вам платить в случае чего что-ли?!

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

переживания по поводу аттестации — имеются))даже если платить будет организация, все равно ничего хорошего это в себе не несет.
а когда планируется принять закон??надеюсь не раньше следующего полугодия

что касается аттестации рабочих мест, то тут политика сейчас такая разворачивается «не хочешь, заставим» Всячески подводят к тому, чтобы организации платили больше. На рынке охраны труда, аттестация рабочих мест, самое прибыльное направление (миллионы), за ним обучение (тысячи), ну и в самых концах аутсорсинг «пыль глотает» (рубли). Кто-то этот рынок последнее время явно стимулирует, разумеется, с собственной выгодой! На счет принятия поправок не знаю, когда и что. Думаю как только, так сразу 🙂

Из крайности в крайность. Все начинания нашего высшего руководства по поддержке малого и среднего бизнеса этим законом(если будет принят) сведут к нулю.Если сейчас предприниматель принимает людей на работу официально, платит взносы, но после принятия люди будут работать не официально. Знаете мы подставляем не только бизнес но и людей, потому что в конечном счете пострадает рядовой рабочий, которого из-за «правильных» законов не будут принимать на работу по правилам трудового законодательства. А зачем платить штрафы?Все требования охраны труда выполнить невозможно, это знает любой инспектор.

Кияница, совершенно с Вами согласна. Если даже сейчас права работников соблюдаются через раз, то что будет дальше. бред полнейший. они бы лучше открыли новые возможности для охраны труда и объяснили что к чему. единственным стимулом сейчас для направления охраны труда является «запугивание» директоров штрафами — не было бы их, про инженеров ОТ вспоминали бы иногда.
В любом случае, считаю что специалистам это ничего хорошего не несет

Вы, забываете, что у нас все в одну сторону всегда — работник знает свои права и «качает» их по поводу и без — таких субъектов пруд пруди. а о том, что у него есть ответственность и необходимо соблюдать ВСЕ правила работник не догадывается.
Кроме того, инженеру по ОТ трудновато на этом поприще. С одной стороны, хочется защитить работников, с другой работодатель. Мы как между двух огней. И каждый что-то требует.
Опыт западных коллег нужно перенимать — вот там соблюдается практически всегда. и с этими же требованиями иностранные компании строятся, работают и т.д. у нас. У них это очень важный аспект. В России же — на отвяжись.
и причина безграмотности в этом отношении не только в не желании что-либо знать, но и в законах, которые принимаются правительством.эти законы изначально противоречат друг другу. По поводу новых аптечек до сих пор возмущаюсь!!

Вы, забываете, что у нас все в одну сторону всегда — работник знает свои права и «качает» их по поводу и без — таких субъектов пруд пруди. а о том, что у него есть ответственность и необходимо соблюдать ВСЕ правила работник не догадывается.

не знаю как у вас, а при моем наблюдении, большая часть не знает свои права, небольшая часть что-то там знает, и разоряется по этому поводу только среди «своих», и совсем малая часть знает права, но отстаивает их по случаю. А что бы работник чувствовал за собой ответственность, ее сначала нужно до него донести в простой и понятной форме (стимул — реакция).

Кроме того, инженеру по ОТ трудновато на этом поприще. С одной стороны, хочется защитить работников, с другой работодатель. Мы как между двух огней. И каждый что-то требует.

Трудновато, но это должно вызывать интерес. Возиться и метаться от одной стороны к другой, я считаю делом не благодарным. А требовать и я могу, я ведь инженер 🙂

к остальным пунктам +1 Западные конторы на высшем уровне в области охраны труда и всего такого. А законы в области труда в РФ, оторви и выбрось.

Обучение приходиться проводить — всего не укроешь.кроме того, некоторые любители почитать ТК РФ и сами выводы сделать. Но, к сожалению таких «правильных» быстро убирают, и подальше, считая их проблемой.
А,как инженер, ты должен сам понимать — сферы работы разные. У меня это не производство. Так что требовать я могу, но в ответ могу получить только разведенные в сторону руки — ниче поделать не могем, будем штрафы платить

Штрафы ударят по производителю (они и так за всё и повсеместно). С другой стороны затраты на ОТ тоже ударят по производству, и, опосредованно, всё это скажется на потребителе (цена), и работнике (он заработает меньше). Какой же выход? Думаю со мной согласятся кто работает в области ОТ — надо снижать расходы на все эти аттестации, медосмотризации. Они непомерные по цене. Результат же — родились бумаги которые никто и не листает. Это в целом, прошу «дедуктистов- индуктистов» не приводить обратные примеры.
Добавлю к этому расходы производителя на пожарную безопасность, гражданскую оборону (Шойгувцы (Пучковцы теперь) ) с её никому не нужными противогазами и планами ГО. А еще экология с платой НВОС, анализы СЭС, и, конечно, тоже штрафами.
Таким образом услуги по ОТ (медицина, аттестация) должны отнимать минимум средств и сил. У нас же почему то наоборот.

Читайте так же:  Правильное составление протокола об административном правонарушении

Сравним эти меры с теми, которые применяются в ряде зарубежных стран.

Смертельный случай на производстве? 20 лет тюрьмы! 👿

Наиболее жесткие правила действуют в Австралии [1]. Для повышения безопасности на рабочих местах большинство австралийских административно-территориальных единиц ввели обязанности в области производственной безопасности и здоровья (ПБЗ), предусматривающие наложение штрафных санкций непосредственно на директоров и на членов административного руководства компаний. В штатах Квинсленд, Новый Южный Уэльс, Южная Австралия, Тасмания, Западная Австралия и Виктория все обязанности возложены на руководство компании персонально. Соблюдение требований ПБЗ распространяется и на руководство корпораций. Это означает, что директор корпорации несет ответственность за нарушения филиала в Сиднее, несмотря на то что директор находится на основе Золотого Берега.

Пять австралийских штатов уже внедрили закон об уголовной ответственности за несчастный случай на производстве со смертельным исходом или ввели такую меру в качестве возможной санкции за нарушение требований ПБЗ, приведших к смертельному исходу. Территория федеральной столицы первой ввела в законодательство положения об ответственности руководителей компании за смертельные случаи на производстве. В 2003 г. был принят Закон о преступлениях (причинение смерти по неосторожности на рабочем месте), который дополнил часть 2А Закона о преступлениях 1900 г. В соответствии с этими поправками работодатель или высшее должностное лицо могут быть осуждены за убийство в случае смерти работника на рабочем месте. Работодатель будет нести уголовную ответственность, если причиной смерти работника на работе стали небрежность или неосторожность при обеспечении ПБЗ, а также если причиной смерти работника на работе стали действие или бездействие должностного лица, ответственного за обеспечение ПБЗ. Максимальные санкции, налагаемые на должностное лицо в случае смерти работника на работе, — штраф и/или лишение свободы сроком до 20 лет.

В Законе о преступлениях (причинение смерти по неосторожности на рабочем месте) от 2003 г. нарушения требований ПБЗ рассматриваются как нарушение общих норм уголовного права. Наказание, соответственно, будет наложено как за любое другое убийство со сроком тюремного заключения до 20 лет. Другие административно-территориальные единицы Австралийского содружества, которые включают тюремное заключение в качестве наказания за нарушения ПБЗ, рассматривают такие нарушения отдельной статьей. Как следствие, наказание является менее суровым.

Самый длительный срок тюремного заключения предусмотрен в штатах Новый Южный Уэльс и Виктория. В этих штатах предъявляется обвинение в смерти работника на работе работодателю в том случае, если «действие либо бездействие работодателя привели к смерти работника на работе по причине нарушений требований ПБЗ». Должностное лицо будет привлечено к уголовной ответственности в случае смерти работника на работе в случае, если смерть произошла в результате действия либо бездействия должностного лица, а также в случае пренебрежения либо небрежности при соблюдений требований ПБЗ должностным лицом. Виновное должностное лицо подвергается штрафу и/или лишению свободы сроком до 20 лет.

В штатах Квинсленд и Западная Австралия в соответствии с Законом о ПБЗ от 1995 г. максимальное наказание за смерть на работе нескольких работников составляет до 3 лет лишения свободы, за смерть одного работника — до 2 лет лишения свободы.

С 1 января 2008 г. максимальный размер штрафа за нарушение закона будет применяться следующим образом: проводится разграничение между штрафами, налагаемыми на физических лиц или предпринимателей без образования юридического лица, и на корпорации или административно-хозяйственные единицы государственного сектора.

Максимальный штраф для предприятий государственного сектора утроился. Штрафы для физических лиц и ПБОЮЛ существенно не увеличились.

С 1 января 2008 г. максимальные штрафы составили (табл. 1).

Виды ответственности за нарушение норм охраны труда

В статье Вы узнаете, какие виды ответственности за нарушение требований охраны труда существуют для работников и лиц, ответственных за охрану труда в организации, приведены ссылки на законодательные акты, на основании которых возникает та или иная ответственность.

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.(ст.209 ТК РФ).

  1. Правовые мероприятия: ведение документации в организации, заключение индивидуальных и коллективных трудовых договоров, принятие Правил внутреннего трудового распорядка, разработка инструкций и правил по охране труда и т.д.
  2. Социально-экономические: обязательное страхование работников, выплата всех положенных компенсаций и предоставление льгот.
  3. Организационно-технические: проведение специальной оценки условий труда, оптимизация и обучение персонала и т. д.
  4. Санитарно-гигиенические: обеспечение работников специальной одеждой и спецобувью, моющими средствами и т.д.
  5. Профилактические: спортивное оздоровление работников, проведение обязательных медицинских осмотров.

Требования ТК РФ в сфере охраны труда определены в главе 34, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда изложены в ст.212 ТК РФ.
То есть работодатель и должностные лица, ответственные за охрану труда, должны обеспечить надлежащие условия труда для каждого работника—в противном случае виновные лица привлекаются к ответственности.
В статье 419 ТК РФ говорится, что в зависимости от характера и степени нарушений, работники организации, другие лица, виновные в нарушении трудового законодательства, могут привлекаться к следующим видам ответственности:

  • Дисциплинарная ответственность.
  • Материальная ответственность.
  • Гражданско-правовая ответственность.
  • Административная ответственность.
  • Уголовная ответственность.

Административная ответственность

Административная ответственность — это вид ответственности за нарушение Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) и принятых в соответствии с ним нормативный документов.
К административной ответственности за нарушение законодательства об охране труда привлекаются руководители, должностные лица и другие ответственные работники.

Административная ответственность за нарушение требований охраны труда

Административная ответственность работодателя за нарушение требований охраны труда указана в статье 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации»:

  • ответственность за нарушение законодательства об охране труда, в том числе ТК РФ (главы 34-37) предусмотрен штраф для должностных лиц, а также для ИП – от 2 до 5 тыс. рублей, для юридических лиц – от 50 до 80 тыс. рублей;
  • за не проведение или неправильного проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах предусмотрен штраф для лиц, ответственных за охрану труда, а также для ИП – от 5 до 10 тыс. рублей, для юридических лиц – от 60 до 80 тыс. рублей;
  • за доступ работника без специального обучения и проверки знаний по охране труда, а также без прохождения медосмотров предусмотрен штраф для должностных лиц, а также для ИП – от 15 до 25 тыс. рублей, для юридических лиц – от 110 до 130 тыс. рублей;
  • за доступ работника без средств индивидуальной защиты (СИЗ), штраф для должностных лиц, а также для ИП – от 20 до 30 тыс. рублей, для юридических лиц – от 130 до 150 тыс. рублей;
  • за повторное нарушение выше указанных пунктов предусмотрен штраф для должностных лиц – от 30 до 40 тыс. руб., либо отстранение от работы на срок от 1 до 3 лет. Для ИП – штраф от 30 до 40 тыс. рублей, либо приостановление деятельности сроком до 3 месяцев. Для юридических лиц – штраф от 100 до 200 тыс. рублей, либо приостановление деятельности сроком до 3 месяцев.

Помимо данного состава имеются специальные нормы, которые уточняют ответственность в конкретных сферах деятельности, например ст. 9.2 (проектирование гидротехнических сооружений) или 9.3 (управление трактором и т. д.).

Решение о наложении взыскания в виде штрафов принимают инспекторы или руководители органов Государственного надзора. Дела об административных нарушениях рассматриваются судами и уполномоченными органами государственной власти. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения своих обязанностей в деятельности при которой было совершено нарушение.

Ответственность «рублем»

Материальная ответственность – это возмещение ущерба, нанесенного вследствие виновных действий, какая бы сторона, работник или работодатель, ни нанесла этот ущерб.

Читайте так же:  Норм загрязнения окружающей среды

Поскольку мы говорим о работодательской ответственности, рассмотрим, в каких случаях работник может получить компенсацию за нарушение охраны труда:

  1. Работодатель незаконно не позволяет работнику выполнять его обязанности. В этом случае работнику должна быть выплачена недополученная им заработная плата.
  2. Работодатель причинил ущерб имуществу сотрудника. Компенсация рассчитывается исходя из рыночных цен на день совершения нарушения. Ущерб можно возместить не только деньгами, но и в натуральной форме, если работник на это согласен.
  3. По вине работодателя работник ухудшил здоровье. Будет оплачено лечение и восстановление здоровья, если страховка не покроет этих затрат.
  4. Работодатель не совершил положенные выплаты вовремя. Если нарушены сроки уплаты зарплаты, отпускных, увольнительных и т.п., эти выплаты придется возместить с процентами за просрочку.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность за нарушение требований охраны труда — это вид ответственности, которая наступает за нарушение трудовой дисциплины в области охраны труда и производственной безопасности. Дисциплинарная ответственность за нарушение правил охраны труда является самым распространенным видом нарушения.

Виды дисциплинарных взысканий

Если работник не исполняет соответствующим образом возложенные на него обязанности, ему грозит одно из следующих наказаний:

Работодатель может расторгнуть трудовой договор с работником за:
неоднократное нарушение требований охраны — за первое нарушение требований охраны труда работник получает замечание, за второе — увольнение( ч.5, ст.81 ТК РФ).
Однократное грубое нарушение требований охраны труда — ситуация, которая привела к аварии или несчастному случаю. Или ситуация, которая может привести к аварии или несчастному случаю ( ч.6 д, ст.81 ТК РФ)
При этом законодатель не допускает привлечения к ответственности работника, в действиях которого не было признаков вины, и за один проступок возможно наложение только одного наказания. Работодатель вправе провести служебную проверку и выяснить все обстоятельства случившегося, а также привлечь к ответственности виновное лицо не позднее месяца со дня обнаружения нарушения.

Порядок применения дисциплинарных взысканий

Порядок применения дисциплинарных взысканий указан в ст. 193 ТК РФ. Установив дисциплинарное нарушение, руководитель обязан потребовать письменное объяснение с работника. Работнику на письменное объяснение предоставляется три рабочих дня. Отказ предоставить письменное объяснение не освобождает виновного от дисциплинарной ответственности.
У дисциплинарной ответственности есть срок давности не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка и не позднее шести месяцев со совершения проступка. Наказание должно быть оформлено надлежащим образом, то есть о его наложении выпускается соответствующий приказ, с которым виновный знакомится под роспись в ближайшие 3-х суток с момента издания.
Дисциплинарное наказание автоматически снимается через год с момента его наложения при условии отсутствия нового наказания (ст. 194 ТК РФ). Снятие взыскания может быть произведено раньше по заявлению работника или его руководителя, представительного органа работников и оформляется приказом.

Особенности дисциплинарной ответственности за нарушение охраны труда

Когда имеет место нарушение трудовой дисциплины, говорят о дисциплинарной ответственности, в том числе и в трудоохранной сфере. К такому виду ответственности можно привлечь как работника организации, так и должностное лицо.

СПРАВКА! Дисциплинарные нарушения занимают первое место по распространенности среди прочих отклонений от соблюдения трудовых норм.

Дисциплинарные нарушения работодателя перед законом

Дисциплинарная ответственность грозит руководителю или специальным лицам, отвечающим за охрану труда на фирме, если допущены такие нарушения:

  • сотрудника допустили к работе на поломанном или некорректно работающем оборудовании;
  • допустили, чтобы работник начал использование оборудования с нарушениями технологии его применения;
  • работник вынужден трудиться без средств индивидуальной защиты, тогда как их применение предусмотрено;
  • нет подписи работника о том, что он прошел инструктаж и проверку знаний по охране труда (либо же такие занятия вообще не проводились);
  • не проведен плановый медосмотр сотрудника;
  • работника заставили занять должность, для которой он не подходит по здоровью, что подтверждается медзаключением;
  • персонал заставили работать сверхурочно без согласия либо против законодательных норм.

Как назначают дисциплинарное взыскание

Руководство, уличив специалиста по охране труда в дисциплинарном нарушении, должно в первую очередь запросить объяснение в письменном виде. Если объяснение не предоставлено, это не освободит виноватого от ответственности, а изложенные мотивы могут смягчить вину или даже снять взыскание.

Наложить взыскание можно в течение месяца со дня установления нарушения.

Об этом руководитель выпускает приказ, знакомя виновного с наложенным наказанием в течение 3 суток под роспись на приказе.

Если провинившийся не заработал нового взыскания в течение 1 года, наложенное автоматически будет снято. Это может произойти и раньше, если об этом аргументировано попросит наказанный или его непосредственный начальник, а руководство удовлетворит эту просьбу.

Если на руководство за нарушение охраны труда решает пожаловаться представительный орган персонала, это можно сделать в более высокой инстанции. Работодатель может применить к виноватому начальнику структурного отдела или его заму любую форму дисциплинарного взыскания, согласно обстоятельствам и тяжести нарушений.

ВАЖНО! Один проступок может быть наказан только одним дисциплинарным взысканием.

Несогласный с наложением дисциплинарного взыскания сотрудник вправе обжаловать решение руководства в комиссии по трудовым спорам, для этого у него есть 3 месяца.

Виды налагаемых взысканий

Дисциплинарное наказание, в зависимости от тяжести и особенностей нарушения, может налагаться в одной из следующих форм:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение;
  • предупреждение о неполном соответствии должности;
  • перевод с понижением;
  • перевод на должность, исключающую опасности.

Административная ответственность за охрану труда

Нарушения Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП), допускаемые ответственными лицами и руководящими работниками, должны быть наказаны в соответствии с принятыми законодательными нормами. Решение о наложении административного взыскания принимают инспектора по труду или другие представители надзорных органов.

Чаще всего специалисты по охране труда, допустившие административное правонарушение, облагаются штрафом того или иного размера, в зависимости от тяжести:

  • за нарушение положений нормативных актов об охране труда, особенно ТК РФ, должностные лица и руководители-ИП будут оштрафованы на 2-5 тыс. руб., а организации – на 50-80 тыс. руб.;
  • за пренебрежение к оценке условий труда на рабочем месте (непроведение, ненадлежащее оценивание) специалисты и ИП ответят 5-10 тыс. руб., а юрлица – 60-80 тыс. руб.;
  • допуск к работе персонала без медосмотра и проверки знаний по охране труда может быть чреват штрафом в 15-25 тыс. руб., а для организаций – в 110-130 тыс. руб.;
  • необеспечение необходимыми средствами индивидуальной защиты обойдется в 20-30 тыс. руб., а юрлицам – в 130-150 тыс. руб.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если виновного «поймают» на повторном правонарушении, наказание будет значительно строже: должностные лица, как и ИП, поплатятся 30-40 тыс. руб. или будут отстранены от работы на 1-3 года, а юрлица могут остановить свой бизнес на срок до 3 месяцев или расстаться с 100-200 тыс. руб.

Уголовная ответственность в сфере охраны труда

Самые строгие кары нарушителям правил охраны труда предусмотрены как раз в уголовной области права, ведь несоблюдение этих требований может привести к значительным повреждениям здоровья людей и даже к их гибели. Руководитель попадет под уголовную ответственность, если одновременно соблюдены 2 условия:

  • в результате нарушения сотрудник получил тяжелую (именно тяжелую, легкие травмы не требуют уголовного расследования) или смертельную травму;
  • следственный комитет признал руководителя ответственным за нарушение гостребований по охране труда, в результате чего имел место несчастный инцидент.

Наказание на специалиста по охране труда и/или руководителя организации налагается в зависимости от наступивших последствий и особенностей самого несчастного случая:

  1. Из-за несоблюдений требований по охране труда здоровью причинен тяжкий вред. В этом случае ответственность может быть следующей:
    • штраф до 400 тыс. руб. или зарплаты виновного за полтора года;
    • исправительные или принудительные работы сроком до 1-2 лет;
    • лишение свободы на 1 год с ограничением права заниматься той или иной деятельностью или без такого ограничения.
  2. По неосторожности лица, ответственного за охрану труда, погиб 1 человек. Суд может присудить виновному:
    • принудительные работы до 4 лет;
    • лишение свободы до 4 лет с лишением права занимать определенную должность до 3-летнего срока.
  3. По причине недостаточной охраны труда погибло 2 и более людей. Наказание еще более ужесточается:
  • принудительные работы до 5 лет;
  • лишение свободы до 5 лет с лимитом на соответствующую деятельность до 3 лет.
Читайте так же:  Оскорбление ребенка взрослым человеком статья

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Серьезные наказания предусмотрены УК РФ также за нарушения правил соблюдения противопожарной безопасности, что тоже относится к нормам охраны труда (ст. 219 УК РФ).

Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 272-ФЗ в статью 5.27 внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 5.27 . Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5.27 КоАП РФ

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Часть 6 изменена с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 221-ФЗ

Видео (кликните для воспроизведения).

6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ глава 5 настоящего Кодекса дополнена статьей 5.27.1, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

Статья 5.27.1 . Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5.27.1 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 1 ноября 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 216-ФЗ

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Читайте так же:  Административный штраф определяется

Примечание . Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда

Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27, являются трудовые права граждан, а также право на безопасные и здоровые условия труда.

2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ст. 5.27, состоит в том, что виновный нарушает законодательство:

1) о труде, действующее на территории Российской Федерации. При этом речь идет о:

а) праве граждан поступить на работу, праве на предоставление им гарантий и компенсаций, связанных с этим, на предоставление отпуска и других видов отдыха, предусмотренных в ТК;

б) задержках выплаты зарплаты, занижении оплаты труда, неправомерных переводах на другую работу, необоснованном увольнении и т.п.;

в) специальных правах в области труда, предоставленных некоторым категориям работников (несовершеннолетним, инвалидам, беременным женщинам и т.д.);

г) любых других нарушениях трудового законодательства;

2) об охране труда. При этом виновный посягает на действующую систему санитарно-гигиенических правил, правил техники безопасности, порядка проведения инструктажа, мер по индивидуальной и коллективной защите работников, снабжения их лечебным питанием, мылом, спецодеждой и т.п.

Данное административное правонарушение может быть совершено в форме как действия (например, незаконный перевод на другую работу), так и бездействия (например, невыплата зарплаты, невыдача молока). Оконченным оно считается с момента совершения любого из упомянутых действий или бездействия. Верховный Суд РФ разъяснил, что для квалификации действий должностного лица по ч. 2 ст. 5.27 имеет значение совершение им нарушения законодательства о труде и об охране труда в течение 1 года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за аналогичное административное правонарушение. Истечение указанного годичного срока к моменту рассмотрения дела на квалификацию действий лица по ч. 2 ст. 5.27 — не влияет (п. 8 Обзора от 07.03.07). См. также п. 17 Пост. N 5.

3. Субъектом данного правонарушения являются должностные лица (для целей КоАП к последним относятся и индивидуальные предприниматели, см. коммент. к ст. 2.4, 2.5). В практике возникает вопрос: несут ли по ст. 5.27 ответственность частные нотариусы, граждане, использующие труд домработницы, няни, личного шофера и т.д.? К сожалению, в ст. 5.27 налицо пробел. В ней не учитывается, что работодателями могут быть не только органы, организации и индивидуальные предприниматели, но и граждане, нотариусы и т.п. (ст. 56 ТК). Законодателю необходимо уточнить ст. 5.27. Впредь до этого нужно исходить из ее буквального текста.

4. Субъективная сторона этого правонарушения характеризуется и умышленной, и неосторожной формой вины (см. коммент. к ст. 2.2).

5. Часть 1 ст. 5.27 предусматривает в качестве наказания административный штраф (см. коммент. к ст. 3.5).

В ч. 2 ст. 5.27 законодатель указывает квалифицирующее (т.е. отягчающее меру ответственности) обстоятельство (что крайне нехарактерно для КоАП: таких случаев в КоАП весьма мало, в отличие, например, от норм УК), а именно то, что должностное лицо ранее уже привлекалось к административной ответственности. Верховный Суд РФ разъяснил (в п. 17 пост. N 5), что под аналогичным правонарушением, указанным в ч. 2 ст. 5.27, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и об охране труда (например, первый раз он не произвел расчет при увольнении одного, а позднее — при увольнении другого работника) Такому лицу назначается дисквалификация (см. коммент. к ст. 3.11). Дисквалификация назначается только судьей (см. коммент. к ст. 23.1).

6. Законом N 45 (он вступил в силу с 13 августа 2005 г.):

1) размер административных штрафов существенно повышен и дифференцирован (в зависимости от того, кто совершил правонарушение);

2) установлено, что за совершение данного правонарушения может быть назначено такое наказание, как административное приостановление деятельности (в отношении ИП или организации). Данное наказание назначается судьей (см. коммент. к ст. 3.12).

Ответственность За Нарушение Требований Охраны Труда в Разрезе Штрафов и Сроков в Одной Таблице!

Приветствую, друзья! О том, что штрафы по охране труда могут быть огромными, мы уже знаем, хотя бы на примере «Мечел», который оштрафовали на 14 000 000 деревянных рублей. Если кто пропустил эту заметку, то вам сюда. Здесь же всех заинтересованных ждёт сводная таблица с административной, уголовной, дисциплинарной и материальной ответственностью за нарушения требований охраны труда.

За какие нарушения требований охраны труда наступает ответственность?

Сводная таблица содержит следующие виды ответственности:

  1. Административная ответственность за нарушение требований охраны труда.
  2. Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда.
  3. Дисциплинарная ответственность за нарушение требований охраны труда.
  4. Материальная ответственность за нарушение требований охраны труда.

В разделах приводятся статьи из Кодексов РФ и их описания — за какое нарушение требований охраны труда «вешают в граммах».

Ну а теперь можно и скачать сводную таблицу со штрафами и сроками в формате MS Word.

СКАЧАТЬ ФАЙЛ

Ответственность за нарушение требований охраны труда в одной таблице

На этом всё. Если информация пригодилась, то ставим рейтинговые звёздочки и отписываемся в комментариях 😉 Спасибо за участие!

Штрафы за нарушения охраны труда. Ужесточение санкций за невыполнение требований охраны труда.

Ответственность работодателя и штрафы за нарушения охраны труда: настоящее и будущее

Последовав мудрости «готовь сани летом, а телегу зимой», давайте вспомним, что до наступления нового года осталось совсем немного. А значит, осталось совсем немного и до вступления в силу статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»,которая вносит изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: усиливает ответственность работодателей за нарушения в области охраны труда, увеличивает размеры штрафов, дифференцирует нарушения государственных нормативных требований охраны труда и меры наказаний.
Разобраться в том, что изменится с 1 января 2015 года, Вам поможет таблица ниже.

Меры административных наказаний, связанные с уклонением работодателя от участия в коллективных переговорах, не изменились.

Вышеупомянутый Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ также внес уже действующие изменения в области уголовной ответственности за нарушение требований охраны труда, в частности, в статью 143 Уголовного кодекса РФ.

Другие статьи Уголовного Кодекса РФ, касающиеся нарушений требований охраны труда, остались без изменений

Помимо уголовной и административной ответственности, трудовым законодательством предусмотрена материальная и дисциплинарная ответственность работодателя

Материальная ответственность
Обязанность работодателя возместить работнику материальный ущерб, причиненный в результате незаконного лишения его возможности трудиться
Ст. 234 ТК РФ Работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате:

Подводя итог всему вышеперечисленному, будем надеяться, что ужесточение мер наказаний работодателей действительно послужит стимулом для улучшения ситуации в области охраны труда.

Стимулирующие ШТРАФЫ за Нарушение Требований Охраны Труда!

Штрафы растут, Нефть дорожает, пусть ИП и ОООшник по больше «башляют»…

На торжественном мероприятии, посвященное двадцатилетию профсоюзов России, Путин «толкнул» «пламенную» речь про охрану труда:

«Готовим поправки в законодательство, которые усилят экономическую заинтересованность работодателей в соблюдении норм охраны труда: будет усилена административная ответственность за нарушения законодательства». Далее уточнил: «За различные правонарушения предполагается увеличить штрафы от 2-х до 10-и раз»

Читайте так же:  Административный штраф иностранные граждане выдворения

Сейчас на рассмотрении в «мозговом центре России» находиться проект ФЗ N 557872-5 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 143 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Что за проект ФЗ N 557872-5 и для чего он нам?

Данный законопроект предусматривает «космические», по сравнению с настоящими штрафами, за нарушение требований охраны труда в компаниях и частных лавочках.

О настоящем положении дел в области Охраны труда..

Сейчас за нарушение требований охраны труда руководители своих организаций и ИПшники «наказываются» штрафом по статье 5.27 КоАП РФ. Которая предусматривает штрафы для должностных и ИПшников от 1000 до 5000 т.р., для юридических от 30000 до 50000 т.р. Также предусматривается приостановление деятельности организации до 90 суток. В случае нарушений требований охраны труда, со стороны руководителя, за которыми последовали смертельные случаи, есть самое жесткое наказание — «матросская тишина», вроде как до 2-х лет.

С такими раскладами руководители не сильно-то переживают по поводу возможных последствий, которые их могут настигнуть в этом плане. И поэтому охрана труда в большинстве случаев финансируется по остаточному принципу, а в некоторых вообще не финансируется.

Более того, к проверке всегда можно подготовиться заранее, если она плановая. (Например привлекая специалистов вроде меня, которые оказывают такого рода «услугу») Учитывая же, что внеплановые проверки бывают редко, т.к. сотрудники зачастую не знают свои права, а если и знают, то не отстаивают их (как и в жизни), то этот момент полностью контролируемый, и соответственно — решаемый. Да и с проверяющим практически всегда можно «договориться»..

О возможном будущем положении дел в области Охраны Труда..

Здесь все же все заключено в стимулирующей «простоте»!

Законопроект N 557872-5 должен выполнить простейшую стимулирующую арифметику, он прибавляет по «0» к тем цифрам-штрафам, что Вы могли видеть (знать) выше (раньше). И если сейчас штрафы за нарушения обобщенные, то проект N 557872-5 разобщает их на 5 основных:

— непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
— допуск к выполнению работ работников, не прошедших в установленном порядке обучение по охране труда;
— не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
— допуск к выполнению работ работников, не прошедших в установленном порядке обязательные медицинские осмотры;
— не информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах и др.

Где за нарушение установленного порядка прохождения обучения по охране труда (инструктажи, стажировка и т.д.) предусматривается штраф от от 100.000 до 150.000 рубликов, это для юридических лиц. За повторное нарушение 500.000-600.000 рубликов. Также административное приостановление деятельности от 30 до 90 суток. Лишение свободы, в случае смертельных исходов, увеличивается до 5 лет «матросской тишины».

Приблизительные цифры-штрафы относятся и к остальным приведенным выше пунктам. За аттестацию что-то около 200.000 рубликов вроде.

Ну вообщем политика всем понятна думаю. Стимулируют как хотят, и даже могут! Вопрос в другом, измениться ли что нибудь в лучшую сторону?!

Сохранить ссылку в:

Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность – это один из видов юридической ответственности, представляющий собой установленные нормами права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом (юридическим или физическим) предусмотренных законодательством обязанностей, что связано с нарушением субъективных прав другого лица (работника).

Гражданско-правовая ответственность юридических лиц – работодателей (организаций) предусмотрена законодательными и нормативными актами, ТК РФ, Гражданским кодексом(ГК) РФ и специальными актами.

Материальная ответственность за вред , причиненный здоровью , предусматривается также в гражданско — правовых отношениях и регулируется главой 59 ГК РФ . При причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок ( доход ), который он имел либо определенно мог иметь , а также дополнительно понесенные расходы , вызванные повреждением здоровья , в т . ч . расходы на лечение , дополнительное питание , приобретение лекарств , протезирование , посторонний уход , санаторно — курортное лечение , приобретение специальных транспортных средств , подготовку к др . профессии , если установлено , что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение .

Материальная ответственность

Работодатель должен заранее позаботиться о том, чтобы включить условие о материальной ответственности в текст трудового договора, либо подписать с работником дополнительное соглашение. После того как работник узнает о том, что он материально ответственен в рамках своей должности, при нанесении ущерба организации он будет обязан его возместить.

Условия привлечения работников к материальной ответственности

Для того чтобы работодатель имел возможность привлечь работника к материальной ответственности, работник должен быть совершеннолетним и требуется соблюдение следующих условий:

  • действия работника должны носить противоправный характер;
  • налицо должна быть виновность действий (или бездействий);
  • между последствиями и поступками должна быть причинная связь.

Работник несет ответственность только в размерах своего заработка за месяц. Исключение составляют случаи, когда по его вине работодатель выплачивал пострадавшим лицам определенные суммы, — в такой ситуации работник помимо прямого ущерба возмещает и эти выплаты.
Согласно статье 247 ТК РФ Трудового кодекса РФ работник обязан возместить материальные потери в случае, если его вина доказана работодателем и такой ущерб можно посчитать. При этом, согласно статье 238 ТК РФ не учитывается упущенная выгода работодателя.
Надо отметить, что согласно статье 240 ТК РФ работодатель может полностью или частично отказать от получения компенсации за ущерб с виновной стороны.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда — это вид ответственности должностных лиц за нарушение Уголовного Кодекса Российской Федерации (УК РФ) в части охраны труда и производственной безопасности. По этой ответственности предусмотрена самая строгая мера наказания.
Уголовная ответственность может наступить в случае неумышленного причинения вреда здоровью человека, либо его смерти при чрезвычайной ситуации на конкретном объекте (столкновение, авария, пожар, катастрофа).
УК РФ также содержит несколько статей, которые указывают на признаки нарушения норм по охране труда. Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда прописана в:

  • ст. 143 «Нарушение правил охраны труда».
  • ст. 216 «Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ».
  • ст. 217 «Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах».
  • ст. 218 «Нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий».
  • ст. 219 УК РФ «Нарушение требований пожарной безопасности».

Спецификой данного вида ответственности является то, что к ней привлекаются только физические лица (например, конкретные работники организации или руководитель предприятия).

В статье 143 УК РФ предусмотрена ответственность в зависимости от тяжести происшествия: причинение по неосторожности; смерь 1 человека по неосторожности; смерь 2-х и более человек по неосторожности.
В этом случае лицо может понести один из видов наказания:

  • штраф до 400 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до 18 месяцев, или
  • исправительные работы сроком до 2 лет, или
  • принудительные работы сроком до 1 года, или
  • лишение свободы на срок до 1 года, с возможностью (не обязательно) лишения права заниматься деятельностью сроком до 1 года.

Таким образом, законодатель по отношению к виновным лицам, нарушившим требования охраны труда, не ограничивается только дисциплинарной или материальной ответственностью, предусмотренной ТК РФ. В случае наличия в их действиях состава административного правонарушения или преступления они могут быть привлечены и к ответственности по нормам КоАП и УК РФ — все зависит от тяжести и характера нарушения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если информация оказалось полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Источники

Наказание за административное правонарушение охраны труда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here