Надзорное производство по административным делам

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Надзорное производство по административным делам". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Надзорное производство по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: вопросы теории и практики

На правах рукописи

Князева Ирина Николаевна

НАДЗОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В СУДАХ

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Специальность 12.00.14 – административное право; финансовое право; информационное право

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Работа выполнена на кафедре конституционного и административного права государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет».

Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Гречкина Ольга Владимировна
Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ Россинский Борис Вульфович
кандидат юридических наук, профессор Побежимова Нелли Ивановна
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет»

Защита состоится «11» марта 2011 года в 12:00 часов на заседании диссертационного совета ДМ.212.298.16 при Южно-Уральском государственном университете по адресу: 454080, г. Челябинск, ул. Коммуны, д. 149, корп. 4, ауд. 208.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Южно-Уральского государственного университета: 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 87, корп. 3/д.

Автореферат разослан «___» февраля 2011 года.

кандидат юридических наук, доцент О.В. Гречкина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Несмотря на концептуальные изменения порядка пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по делам об административных правонарушениях сравнительный процессуальный анализ свидетельствует, что традиционные отрасли процессуального законодательства используют более качественные модели рассмотрения дел в порядке надзора, содержащие элементы коллегиальности, устанавливающие возможности заинтересованным лицам непосредственного участия в процессе разрешения дела, включающие оптимальные процедурные механизмы. Более того, при постоянном росте числа дел об административных правонарушениях, поступающих в суды общей юрисдикции для пересмотра в надзорном порядке, правоприменительная практика убедительно доказывает, что требуются более эффективные способы организации надзорного судебного процесса при соблюдении баланса интересов государства и граждан.

Все это указывает на необходимость поиска новых путей совершенствования надзорного порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции, выработки единых процессуальных стандартов для судов и участников надзорного производства, продолжения научной и законотворческой работы в области дальнейшего развития законодательства о надзорном производстве по делам об административных правонарушениях.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В настоящий момент не получило должного распространения изучение теоретических и прикладных проблем надзорного производства по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции как предмета административно-правовой науки. Именно поэтому в широком круге проблем производства по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции особую значимость имеют вопросы определения основных категорий надзорного производства, анализ организации и порядка рассмотрения дел в порядке надзора, выявление специфических субъектов надзорного производства.

Актуальность избранной темы определяется необходимостью теоретического осмысления практико-прикладных проблем правовой регламентации надзорного производства по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции и определения приоритетных направлений развития данного производства в условиях реформирования административного законодательства.

Теоретическая основа диссертационного исследования. Постановка и решение исследовательских задач основываются на достижениях современной науки конституционного, административного и административно-процессуального права, уголовно-процессуального права, гражданского процессуального права, арбитражного процесса.

Определяющее влияние на формирование выводов, положений и рекомендаций настоящей диссертационной работы оказали работы таких ученых-административистов, как: А.П. Алехин, Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, К.С. Бельский, И.А. Галаган, В.В. Головко, О.В. Гречкина, А.А. Демин, А.С. Дугенец, А.Б. Зеленцов, А.П. Кармолицкий, Ю.М. Козлов, П.И. Кононов, А.П. Коренев, М.В. Костенников, Б.М. Лазарев, А.Е. Лунев, В.И. Майоров, М.Я. Масленников, А.В. Минашкин, И.В. Панова, Г.И. Петров, Н.И. Побежимова, Л.Л. Попов, Э.Н. Ренов, Б.В. Россинский, Н.Г. Салищева, В.Е. Севрюгин, Ю.П. Соловей, В.Д. Сорокин, Ю.Н. Старилов, С.С. Студеникин, В.Г. Татарян, Ю.А. Тихомиров, С.Д. Хазанов, Н.Ю. Хаманева, Д.М. Чечот, А.П. Шергин, А.Ю. Якимов.

Важной теоретической составляющей диссертационного исследования явились работы следующих ученых-процессуалистов, позволившие провести сравнительный анализ организации надзорного производства в различных отраслях законодательства: В.М. Быков, В.В. Вандышев, Г.А. Жилин, В.М. Жуйков, И.М. Зайцев, Ю.К. Осипов, Г.Л. Осокина, А.А. Павлушина, А.П. Рыжаков, Т.В. Сахнова, М.К. Треушников, В.В. Ярков.

Особое место среди научных работ занимают диссертационные исследования, посвященные различным аспектам надзорного производства, организации административного судопроизводства. В их числе работы А.В. Абрамова, Е.И. Алексеевской, А.В. Альхименко, А.Н. Артамонова, Н.В. Громовой, Е.Т. Демидовой, В.Ю. Кирсанова, М.С. Крупиной, М.В. Мерзляковой, Ю.В. Надольской, И.И. Обухова, А.Н. Приженниковой, Ю.В. Сафиуллиной, С.В. Соколовой, Л.А. Тереховой, А.В. Ульянова, Д.В. Уткина, А.А. Чебуренкова, Г.А. Шевчука.

Цель диссертационной работы заключается в теоретическом обосновании и разработке административно-правовой модели надзорного производства по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции, а также формулировании научных и практических рекомендаций по совершенствованию надзорного производства в судах общей юрисдикции.

Для достижения цели были сформулированы и решены следующие задачи:

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся при пересмотре в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов в судах общей юрисдикции.

Предметом диссертационного исследования послужили правовые нормы, регулирующие порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в надзорной инстанции судов общей юрисдикции Российской Федерации и государств-участников Содружества Независимых Государств, акты правосудия, правоприменительная практика по данной проблематике.

Методологической основой исследования являются современные методы познания и научного исследования, включающие общенаучные (диалектический, системный) и частнонаучные методы (исторический, структурно-функциональный), а также методы интегрального, сравнительного и критического анализа результатов исследований.

Эмпирическую базу образуют опубликованные решения Конституционного Суда Российской Федерации, практика Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по пересмотру в порядке надзора вступивших в законную силу судебных актов по делам об административных правонарушениях. Кроме того, при подготовке настоящего диссертационного исследования было проанализировано более 2000 дел об административных правонарушениях, рассмотренных Челябинским областным судом в 2006-2010 годах в рамках применения норм статей 30.9, 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Научная новизна работы заключается в том, что она представляет первую в российском административном праве попытку комплексного исследования основных характеристик надзорного производства по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции после существенного обновления законодательства об административных правонарушениях.

Читайте так же:  Ходатайство о приобщении делу об административном

Исследованы актуальные теоретические и практико-прикладные проблемы правовой регламентации надзорного производства по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции в контексте общепроцессуального развития в Российской Федерации и отдельных зарубежных странах. На основании анализа действующей законодательной модели надзорного производства по делам об административных правонарушениях и правоприменительной практики сформулированы конкретные предложения по совершенствованию административного законодательства в сфере надзорного производства, направленные на повышение его эффективности.

Научная новизна отражена в представленных и обоснованных теоретических положениях и выводах, практических предложениях и рекомендациях по совершенствованию надзорного производства по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции, которые выносятся на защиту:

Российский образец надзорного производства по делам об административных правонарушениях относится к третьей группе, характеризующейся наличием детальной нормативной правовой основы, регламентацией важнейших элементов процедуры обжалования, обособлением нормативных правовых актов, регулирующих процессуальные вопросы разбирательства в суде надзорной инстанции.

Теоретическая и практическая значимость определяется сформулированными в ходе работы научными выводами и разработанными на их основе предложениями по повышению эффективности функционирования надзорной инстанции судов общей юрисдикции при разрешении дел об административных правонарушениях, совершенствованию законодательства, регламентирующего организацию надзорного производства по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции. Предложения и выводы, изложенные в исследовании, могут служить основой для дальнейшей научной разработки и решения проблем, связанных с разработкой оптимальной модели надзорного производства по делам об административных правонарушениях.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в правотворческом процессе и правоприменительной деятельности судов, а также в образовательной деятельности в рамках таких учебных дисциплин, как административное право, административный процесс, административное судопроизводство, административная юрисдикция, при чтении специальных курсов, посвященных проблемам законодательства об административных правонарушениях.

Статья 333 КАС РФ. Порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления (действующая редакция)

1. Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

2. Судебные акты, указанные в части 2 статьи 332 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня вступления их в законную силу.

3. Срок подачи надзорных жалобы, представления, пропущенный по уважительной причине лицом, обратившимся с такими жалобой, представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по заявлению указанного лица может быть восстановлен судом надзорной инстанции только в случае, если обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее двенадцати месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу или если заявление подано лицом, не участвовавшим в административном деле, о правах и об обязанностях которого суд принял судебный акт, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод и законных интересов обжалуемым судебным актом.

4. Заявление о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления рассматривается судьей суда надзорной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 95 настоящего Кодекса.

5. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о его восстановлении.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 333 КАС РФ

1. В отличие от апелляционных жалоб, представлений надзорные жалобы и представления подаются непосредственно в суд, которому они адресованы, т.е. в суд надзорной инстанции.

2. В ч. 2 ст. 333 КАС сказано, что срок подачи надзорных жалобы, представления составляет три месяца со дня вступления судебного акта в законную силу. В данном случае, как и при толковании аналогичных норм ГПК, могут возникнуть вопросы о соотношении этого срока со сроком подачи кассационных жалоб, представлений, который составляет шесть месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу. Для их разрешения следует обратить внимание на то, что объекты кассационного обжалования (ч. 2 ст. 319 КАС) и надзорного пересмотра (ч. 2 ст. 332 КАС) не совпадают.

3. Согласно ч. 3 ст. 333 КАС пропущенный по уважительным причинам срок подачи надзорных жалобы, представления может быть восстановлен только в том случае, если обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее 12 месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу или если заявление подано лицом, не участвовавшим в административном деле, о правах и об обязанностях которого суд принял судебный акт, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод и законных интересов обжалуемым судебным актом.

Изложенное правило о восстановлении срока по своему буквальному содержанию отличается от того, что закреплено в настоящее время в ч. 5 ст. 308.1 АПК. При определении момента окончания пресекательного срока, за пределами которого восстановление срока обращения в суд надзорной инстанции невозможно, юридическое значение имеет не момент подачи заявления о восстановлении срока, а лишь момент отпадения обстоятельств, препятствовавших подаче надзорной жалобы. Так, если тяжелое заболевание гражданина прекратилось спустя 11 месяцев после вступления судебного акта в законную силу, а надзорная жалоба подается им через 12 месяцев и три дня после вступления судебного акта в законную силу, то, согласно буквальному толкованию комментируемой нормы, срок подачи жалобы может быть восстановлен. При этом полагаем, что подача надзорной жалобы в любом случае должна состояться в разумный срок после отпадения обстоятельств, препятствовавших обращению в суд надзорной инстанции. Напротив, согласно буквальному смыслу ч. 5 ст. 308.1 АПК лицо, не имевшее в течение всего пресекательного срока возможности обратиться в суд надзорной инстанции, теряет возможность подачи надзорной жалобы, что далеко не во всех случаях может быть признано справедливым.

К уважительным причинам, которые могут послужить основанием для восстановления срока подачи надзорной жалобы в отношении физических лиц, могут относиться тяжелая болезнь, беспомощное состояние, иные связанные с личностью факты, а также другие не зависящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с надзорной жалобой в суд.

Нахождение представителя организации в командировке или отпуске, смена руководителя организации либо его нахождение в командировке или отпуске, отсутствие в штате организации юриста и тому подобные обстоятельства не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска юридическим лицом срока обращения в суд надзорной инстанции (см. аналогичные разъяснения, данные в отношении кассационного пересмотра в п. 10 Постановления Пленума ВС РФ «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»).

Читайте так же:  Административно правовая сфера внутренних дел

4. В отличие от восстановления пропущенного срока подачи апелляционных жалобы, представления пропущенный срок подачи надзорных жалобы, представления восстанавливается судом, которому они адресованы, т.е. судом надзорной инстанции. О порядке рассмотрения заявления о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления см. комментарий к ст. 95 КАС.

5. Поскольку в разрешении вопросов о восстановлении срока подачи надзорных жалобы, представления объективно присутствуют элементы судебного усмотрения, у Председателя ВС РФ, его заместителя сохранены традиционные для отечественного процессуального права механизмы контроля за реализацией усмотрения судьи. Председатель или его заместитель вправе не согласиться с определением судьи о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении и самостоятельно вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о его восстановлении.

Соответствующая норма корреспондирует ч. 4 ст. 95 КАС, согласно которой на определение о восстановлении пропущенного процессуального срока или об отказе в его восстановлении может быть подана жалоба.

Надзорное производство в соответствии с КАС РФ

При разрешении любого спора суд может совершить ошибку в оценке обстоятельств дела, доказательств и как результат принять неверное решение. Государство стремится минимизировать риски принятия неправосудного решения судами и поэтому законодатель выстроил систему по проверке и пересмотру судебных актов. Такая система состоит из судов различный инстанций, наделенных правом осуществлять проверку судебных актов нижестоящих судов по тем или иным основаниям с целью устранения судебных ошибок и обеспечения процессуальных прав заинтересованных лиц согласно конституционному праву на судебную защиту.

Подача и содержание надзорной жалобы в соответствии с КАС РФ

Надзорную жалобу необходимо подавать непосредственно в ВС РФ в отличие, например, от апелляционной жалобы.

Из особенностей по содержанию надзорной жалобы стоит отметить только то, что в ней должно быть указание на основания для пересмотра судебного акта в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований. В случае, если в качестве основания для пересмотра обжалуемого судебного акта в надзорных жалобе указывается на нарушение судом единства судебной практики, в них должны быть приведены примеры в подтверждение этих доводов (подпункт 6 части 1 статьи 334 КАС РФ). Вместе с жалобой представляются заверенные соответствующим судом копии судебных актов, принятых по административному делу. В остальном правила по содержанию и представлению жалобы в суд схожи с правилами при подаче в иные инстанции.

Принятие решения Президиумом ВС РФ по надзорной жалобе

Решение по надзорной жалобе принимается в Президиуме ВС РФ путем голосования (то или иное решение считается принятым, если за него проголосовало большинство). В случае, если при голосовании будет равное количество голосов за противоположные решения, то надзорная жалоба считается отклоненной (часть 12 статьи 340 КАС РФ).

Основаниями для отмены судебных решений в порядке надзорного судопроизводства выступают (статья 341 КАС РФ):

  1. Если судебный акт нарушает права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ;
  2. Если судебный акт нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  3. Если судебный акт нарушает единообразие в толковании и применении судами норм права.

По результатам рассмотрения надзорной жалобы Президиум ВС РФ принимает одно из нижеследующих решений:

— оставляет судебный акт или акты без изменения, а надзорную жалобу, соответственно, без удовлетворения;

— удовлетворяет жалобу полностью либо в части, отменяет судебный акт или судебные акты и отправляет дело на новое рассмотрение;

— оставляет в силе один из принятых по делу судебных актов;

— принимает иное закрепленное в законе решение.

Согласно статье 344 КАС РФ Постановление Президиума ВС РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

Статья подготовлена: 08.01.2017

Владислав Шелудяев,юрист Юридической фирмы « BRACE »

Какие полномочия у «надзорного» судьи по КоАП?

Коллеги, нужна помощь коллективного разума 🙂

У нас в «банде» возник спор «на смерть» о полномочиях председателя (заместителя) «надзорного» суда (субъектового, Верховного) при рассмотрении «надзорных» жалоб по КоАП.

В соответствии с ч. 2 ст. 301.17 КоАП:

«2. По результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится одно из следующих решений:

3) об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело;»

Полномочие о возвращении на новое рассмотрение предполагает право направить дело во внесудебный орган (когда постановление об АП им выносится)?

«1. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;»

То есть, в этой норме прямо указано о полномочии суда 1 и 2 инстанции направить дело на новое рассмотрение внесудебному органу.

Если бы законодатель хотел предоставить такое полномочие «надзорному» суду — то изложил бы полномочие в ч. 2 ст. 30.17 КоАП аналогично.

С другой стороны, это положение можно истолковывать как использование приемов законодательной техники — то есть «на новое рассмотрение» общий термин, предполагающий направление «судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, «.

«Поднадзорное» обжалование: административный порядок

Законом от 3 декабря 2008 года № 240-ФЗ внесен ряд новых положений в Кодекс об административных правонарушениях. Они будут интересны как физическим, так и юридическим лицам, планирующим обжаловать в надзорном порядке действия государственных и иных органов.

Читайте так же:  Мусор источник загрязнения окружающей среды

С момента принятия КоАП в 2001 году надзорное производство по делам об административных правонарушениях осуществлялось согласно одной-единственной статье 30.11. Естественно, за столь длительный срок предусмотренный в данной статье механизм безнадежно устарел. Как результат, Законом от 3 декабря 2008 года № 240-ФЗ статья 30.11 признана утратившей силу. Взамен «списанного» положения законодатели решили дополнить главу 30 Кодекса рядом новых статей (30.12 – 30.19), посвященных «надзорке». Изменения вступают в силу 20 декабря 2008 года.

Действующие лица

Согласно «новой» статье 30.12 вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы в порядке надзора следующими участниками процесса: лицами, в отношении которых ведется производство по делу; потерпевшими; законными представителями физического или юридического лица; защитниками.

Имеющие юридическую силу постановления и решения также могут быть опротестованы в порядке надзора прокурором. Таким правом наделены прокуроры субъектов России и их заместители, Генеральный прокурор и его замы.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать в порядке надзора председатели верховных судов субъектов Российской Федерации или их заместители, Председатель Верховного Суда (его заместители). Отныне об этом говорится в «дополнительной» статье 30.13 КоАП.

Отметим, что для обращения с жалобой в Верховный Суд существует ряд ограничений. Оспариваемые постановления и решения будут рассматриваться данным судом в случае если по ним в порядке надзора уже вынесены решения нижестоящих судебных инстанций.

Не забыли законодатели и про Высший Арбитражный Суд. Вступившие в законную силу постановления и решения пересматриваются в порядке надзора ВАС в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Напомним, что ранее аналогичные положения о прокурорах и судьях были прописаны в «ставшей частью истории» статье 30.11 Кодекса.

Процедурные тонкости

На основании статьи 30.14 новой редакции КоАП «надзорная» жалоба подается непосредственно в суд надзорной инстанции. Она должна содержать:

1) наименование суда, в который подается жалоба;

2) сведения о лице, подавшем жалобу;

3) сведения о других участниках производства по делу об административном правонарушении;

4) указание на постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов;

Видео (кликните для воспроизведения).

5) доводы подателя жалобы с указанием оснований для пересмотра в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб;

6) перечень материалов, прилагаемых к жалобе;

7) подпись лица, подавшего жалобу.

Обязательным приложением к жалобе являются следующие документы:

– копия постановления по делу об административном правонарушении;

– копии решений по результатам рассмотрения жалоб, если такие решения вынесены;

– копия документа, удостоверяющего полномочия законного представителя физического или юридического лица, копия доверенности (выданный соответствующим адвокатским образованием ордер), которыми подтверждаются полномочия защитника, представителя в случае если жалоба подписана указанными лицами;

– копия жалобы. Количество экземпляров должно соответствовать числу иных участников производства по делу об административном правонарушении (потенциального «виновника», потерпевшего, представителей и защитников).

Необходимо помнить о том, что повторная подача жалобы в порядке надзора по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший в аналогичном порядке постановление по делу об административном правонарушении и решения по нему, не допускается.

Подача жалобы с нарушением указанных требований не только останется без рассмотрения, но и повлечет ее автоматический возврат. Таково требование «новой» статьи 30.15 Кодекса.

О принятии к рассмотрению в порядке надзора жалобы судья выносит определение. При этом служитель Фемиды обязан известить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (а также потерпевшего) о подаче жалобы, и предоставить указанным лицам возможность ознакомиться с документом и подать возражения на него. В интересах законности судья имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Решение по жалобе выносится не позднее двух месяцев со дня ее поступления в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении – не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд. Об этом говорится в статье 30.16 новой редакции КоАП.

Выход процесса

По результатам рассмотрения жалобы в порядке надзора выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы – без изменения, а самой жалобы – без удовлетворения;

2) об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста. Это делается в случае если допущенные нарушения административного законодательства (Кодекса и (или) закона субъекта) могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение;

3) об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело;

4) об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, и о прекращении производства по делу. Такое решение принимается в случае признания нарушения малозначительным (ст. 2.9 КоАП) и выявления обстоятельств, исключающих производство по делу согласно статье 24.5 Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых лицо привлечено к ответственности.

Постановление, принимаемое по результатам надзорного производства, подписывается принявшим его судьей и вступает в законную силу со дня принятия (ст. 30.18, 30.19 новой редакции КоАП).

Надзорное производство

#1 Ксения Емельянова Ксения Емельянова —>

Простите за очередное беспокойство. Не могу разобраться.
Дело вот в чем. Мировой судья вынес постановление. Его обжаловали в районный суд. РС вынес решение. В тексте указано — решение обжалованию не подлежит, но может быть опротестовано в порядке надзора. По ст. 30.11 КоАПа — Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать председатели верховных судов республик, краевых, областных судов и пр. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Так куда же лучше подавать в Краснодарский краевой? или в ВАС РФ. Где реальнее? Сроки. Как в АПК? 3 мес?
ПОМОГИТЕ, плз.

Читайте так же:  Торговля развозная разрешение нужно ли указывать время

Сообщение отредактировал Ксения Емельянова: 14 Ноябрь 2006 — 14:35

#2 Duncan MacLeod Duncan MacLeod —>

Доктор, который лечит

Во-первых. Причём здесь АПК? Причём здесь ВАС?
Во-вторых. Всё обжалуется в административном порядке, установленном в КоАП.
Порядок обжалования в порядке надзора имеется в АПК, ГПК, УПК.
В КоАП такой порядок обжалования отсутствует, есть административный порядок обжалования. Этот порядок Не судебный, аналогичный АПК, ГПК, УПК.

Поэтому подавайте прошение в суд общей юрисдикции региона, озаглавив его «Жалоба на решение судьи N-ского районного суда по административному делу»
Судья этого суда жалобу рассмотрит и вынесет своё решение.
Так, по-моему должно быть исходя из КоАП.

#3 Duncan MacLeod Duncan MacLeod —>

Доктор, который лечит

Вообще же надо председателю краевого суда посылать жалобу на решение судьи районного суда.

Статья 30.9 КоАП применяется обжаловании постановлений, вынесенных должностным лицом.
Постановление должностного лица обжалуется, полагаю, не мировому судье, а в районный суд.
Судья райсуда выносит решение. Постановление законную силу не вступает.
Это решение и постановление обжалуется в краевой суд.
Судья краевого суда выносит решение. После этого постановление имеет законную силу.
Уже на это решение можно жаловаться председателю крайсуда. ст. 30.11
Далее, если откажет, в ВС РФ. (председателю, заместителю)

А вот другой порядок, если дело первоначально рвссматривает мировой судья.
Мировой судья — постановление.
Жалоба в райсуд.
Судья райсуда — решение. Постановление меет законную силу.
Жалоба предсуда региона. ст. 30.11
Его отказ — жалоба в ВС РФ, сначала зам даст ответ, при несогласии — председателю.

И надо смотреть вместе ст. 30.1; ст. 30.9; ст. 30.11

Сообщение отредактировал Вобликов: 14 Ноябрь 2006 — 17:34

#4 ООН ООН —>

Так куда же лучше подавать в Краснодарский краевой? или в ВАС РФ.

полагаете что можете выбрать где лучше. у вас СОЮ рассматривал — значит на имя пред. крайсуда.

жалоба в ВС РФ, сначала зам даст ответ, при несогласии — председателю.

#5 RLV79 RLV79 —>

Dura lex, sed lex

АПК наверное вот причем

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 апреля 2006 г. N 113-О

ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА
ОВЧИННИКОВА ВИКТОРА АЛЕКСАНДРОВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 3
СТАТЬИ 30.11 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Л. Кононова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина В.А. Овчинникова,

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ

Надзорная жалоба по административному делу

Добавлено в закладки: 0

Судебное решение касательно административного дела можно оспорить с помощью надзорной жалобы.

Такую возможность предоставляет законодательство, оспорить судебное постановление, уже после его вступления в силу и при этом законом не установлены ограничения по времени не позволяющим подавать жалобу позднее отведённого срока. Однако так было не всегда, ранее до того как приобрели законную силу изменения админ кодекса, этот срок равнялся 90 дням с момента вступления в силу судебного решения. Однако сейчас законом не устанавливаются границы для подачи жалобы. Поэтому не зависимо от того когда была подана жалоба, она должна быть принята, так как законодательство не ограничивает ее подачу. Надзорная жалоба не подвержена облажению государственного сбора. Однако есть одно важное условие, которое должно быть соблюдено. Если надзорная жалоба уже подавалась и рассматривалась по этому делу в один из органов надзора, повторно ее подавать уже нельзя.

Акты, обжалуемые в надзорной инстанции по КАС РФ

Среди актов, которые обжалуются в Президиуме ВС РФ, можно назвать:

— вступившие в законную силу решения судов областей, республик, городов федерального значения и иных территориальных образований, принятые ими в качестве судов первой инстанции и если решения рассматривались в апелляции Верховного Суда Российской Федерации (далее – ВС РФ);

— вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов с учетом условий указанной выше категории решений;

— определения Апелляционной коллегии ВС РФ;

— и иные категории.

Основания возврата надзорной жалобы

ВС РФ вправе вернуть надзорную жалобу по следующим основаниям:

— в случае нарушения требований по содержанию жалобы;

— если с жалобой обратиться лицо, которое не имеет на это право;

— в случае пропуска срока на обжалование (при этом в самой жалобе отсутствует ходатайство о восстановлении такого срока);

— нарушены правила подсудности при подаче жалобы;

— в случае просьбы о возврате жалобы.

Возврат осуществляется в течение 10 дней со дня поступления жалобы в суд (часть 2 статьи 335 КАС РФ).

Ситуации, которые требуют надзорного рассмотрения

Когда судебная инстанция не рассмотрела все доказательства, всесторонне рассматривая дело. Возможно также, что суд не рассмотрел как следует доказательную базу или же были нарушены законы в самом процессе рассмотрения дела.

Ещё одна ситуация – когда нет доказательств вины или же она не надлежащим образом доказана. Если есть хоть какие то сомнения в выдвигаемых обвинениях это уже по сути является причиной подать надзорную жалобу.

Если нельзя доказать на самом ли деле происходили события в которых обвиняется гражданское лицо, или если эти доказательства являются косвенными. Тем более это касается ситуаций в которых можно столкнуться с ложными обвинениями, оспорить их можно в обязательно порядке.

Если вердикт суда выносится только основываясь на некоторых решениях чиновников или они опирались на безусловную виновность гражданина, то такое судебное решение также можно оспорить.

Если неправильно выполнены некоторые законные условия, которые касаются поданного прошения, действий и процесса суда.

Сроки и порядок рассмотрения надзорной жалобы

Надзорная жалоба в ВС РФ рассматривается 2 либо 3 месяца в зависимости от того, истребовалось ли дело из суда предыдущей инстанции (при этом время, в течение которого дело поступало в ВС РФ не учитывается). Согласно части 2 статьи 336 КАС РФ Председатель ВС РФ или его зам могут продлить рассмотрения дела ввиду его сложности на срок не более двух месяцев.

Читайте так же:  Заключение прокурора по административному делу

В первую очередь надзорная жалоба вместе с приложением изучается судьей ВС РФ. Важно отметить, что если судье требуется истребовать дело, то он вправе вынести определение о приостановлении исполнения судебного акта до того момента, пока не закончится производство в суде надзорной инстанции. Однако, чтобы судья приостановил исполнение, сторона, подавшая такую жалобу должна ходатайствовать о приостановлении.

После того, как судья изучит жалобу, он выносит определение (часть 3 статьи 337 КАС РФ):

— об отказе в передаче надзорной жалобы в Президиум ВС РФ (если основания для пересмотра отсутствуют);

— о передаче надзорной жалобы в Президиум ВС РФ.

Председатель ВС РФ, а также его заместитель вправе не согласиться с вынесенным решением судьи ВС РФ об отказе в передаче дела в Президиум ВС РФ и принять иное решение.

Стоит отметить, что при передаче дела в Президиум ВС РФ в определении судья указывает свои предложения (статья 339 КАС РФ) (основания, по которым он считает, что дело должно быть рассмотрено в Президиуме ВС РФ). Уже на основании определения сторона может примерно спрогнозировать результат пересмотра судебного акта нижестоящего суда в порядке надзора.

Президиум ВС РФ рассматривает надзорную жалобу в судебном заседании в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения судьей ВС РФ определения. При этом, если жалоба была передана в Президиум ВС РФ на основании определения председателя ВС РФ или его зама, то такое лицо не может принимать участие в заседании Президиума ВС РФ (часть 4 статьи 340 КАС РФ).

Сроки обжалования в порядке надзора по КАС РФ

В статье 333 КАС РФ установлен трехмесячный срок на обжалование решений в порядке надзора. Данный срок начинает течь со дня вступления решения или иного обжалуемого акта в законную силу. В случае пропуска срока на подачу надзорной жалобы его можно восстановить при наличии уважительной причины для пропуска. Так, восстановить срок можно только в том случае, если обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу или если заявление подано лицом, не участвовавшим в административном деле, о правах и об обязанностях которого суд принял судебный акт, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод и законных интересов обжалуемым судебным актом.

Законом предусмотрен особая ситуация (часть 5 статьи 333 КАС РФ), когда Председатель ВС РФ или его заместитель могут согласиться или не согласиться с определением судьи ВС РФ о восстановлении либо об отказе в восстановлении пропущенного срока на обжалование.

Особенности надзорной инстанции по КАС РФ

Надзорное производства или надзорная инстанция – это последняя ступень в системе проверки судебных актов, выступает экстраординарным способом пересмотра судебных актов. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), как и иные процессуальные кодексы, предусматривает надзорное производство в главе 36 КАС РФ.

Экстраординарность проявляется в следующем:

1. В надзорной инстанции проверяются судебные акты, вступившие в законную силу (часть 1 статьи 332 КАС РФ).

2. Особый орган, уполномоченный осуществлять проверку судебных актов в порядке надзорного производства, — Президиум Верховного Суда Российской Федерации (далее — Президиум ВС РФ) (часть 1 статьи 332 КАС РФ).

3. Особые основания для обжалования, отмены или изменения судебного акта.

Как составить надзорную жалобу

Для составления надзорной жалобы по админ делам стоит помнить о некоторых моментах. Во-первых, стоит обратить внимание на само содержание жалобы. В этом вопросе было бы разумно проконсультироваться с профессионалами. В случае если не придерживаться установленных законом правил для оформления жалобы суд может даже не начать рассматривать дело связанное с ней а сразу вернуть его заявителю.

Для того чтобы жалобу рассмотрели она должна иметь в себе:

  • Информацию о подающем жалобу лице;
  • Информацию о судебной инстанции, которая займётся рассмотрением надзорной жалобы;
  • Ссылка на судебные инстанции, которые уже занимались рассмотрением данного дела;
  • Информация о всех лицах задействованных в этом процессе;
  • Прошение лица подавшего жалобу пересмотреть дело или даже отменить вынесенный вердикт. В этой составной части жалобы необходимо ссылаться на затрагиваемые статьи закона.

Также важно не упускать из виду главную цель жалобы, а также доводы которые используются для доказательства собственной правоты.

Скрепляется жалоба подписью заявителя. Также к самой жалобе прилагаются дополнительные документы, касающиеся дела а также перечень этих самых бумаг.

Приложения к жалобе:

  • вердикт по админ правонарушению;
  • решения принятые при рассмотрении жалоб по этому делу;
  • ксерокопии самой жалобы, которых должно быть столько, сколько участников процесса по данному делу

Термин для рассмотрения жалобы обозначенный законодательством равняется 2 месяцам с момента ее принятия в судебной инстанции. В случае когда истребуется административное дело срок рассмотрения сокращается до 1 месяца с момента получения ее судом. Суд при этом должен постановить определение о принятии жалобы к рассмотрению.

Образец конечно поможет вам составить надзорную жалобу, однако одного его будет недостаточно. Необходимо не только хорошо разбираться в законодательстве, но и четко понимать, как были нарушены права или было искревленному правосудие. Решения по надзорной жалобе не подлежит оспариванию, потому каким бы оно ни было придется с ним смириться.

Надзорные жалобы рассматриваются в таких судебных инстанциях как областные, краевые суды, суды автономных округов и в Верховном Суде РФ.

Надзорные жалобы существуют с той целью, чтобы предоставить возможность обжаловать ууже принятое решение по административному делу, а также оспаривать уже рассмотренную жалобу по этому делу.

Жалоба направляется в надзорную судебную инстанцию. Если после подачи жалобы инициируется ее рассмотрение то судом выносится такое определение и все остальные лица, которых затрагивает данное дело должны быть поставлены в известность.

Видео (кликните для воспроизведения).

Законодательство об административных правонарушениях не оговаривает термин подачи жалобы, нет в нем статьи, которая бы четко освещала данный вопрос. Поэтому вам не имеют право отказать мотивируя это пропущенным сроком подачи.

Источники

Надзорное производство по административным делам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here