Методические рекомендации по разработке декларации пожарной безопасности

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Методические рекомендации по разработке декларации пожарной безопасности". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Разъяснение МЧС РФ от 7 апреля 2010 г.

Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на основе проведенного мониторинга обращений физических и юридических лиц по вопросам разработки декларации пожарной безопасности и итогов селекторного совещания (протокол от 17.02.1010 г. № 2-ГК) разъясняется следующее.

Декларация пожарной безопасности разрабатывается в соответствии с положениями статей 6, 64 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технический регламент). Форма и правила заполнения декларации определены положениями приказа МЧС России от 24.02.2009 № 91, зарегистрированного в Минюсте России от 23.03.2009 г. № 13577.

Частью 7 статьи 64 Технического регламента установлено, что для объектов защиты, эксплуатирующихся на момент вступления в силу Технического регламента, декларация пожарной безопасности должна быть разработана в течение года после его вступления в силу. Данное требование распространяется на все объекты защиты, параметры которых на настоящий момент предусматривают проведение государственной экспертизы проектной документации, независимо от даты введения их в эксплуатацию, а также зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 независимо от строительных критериев.

Для строящихся объектов декларация пожарной безопасности должна быть составлена и направлена в органы государственного пожарного надзора МЧС России, непосредственно перед вводом объекта защиты в эксплуатацию. Декларация пожарной безопасности не представляется в орган строительного надзора при получении заключения о соответствии требованиям технических регламентов объектов, завершенных строительством или реконструкцией, и не является составной частью проектной документации. Отсутствие декларации не является основанием для отказа введения объекта защиты в эксплуатацию (соответствующее разъяснение Ростехнадзора направлялось ранее письмом от 23.12.2009 г. № 19-2-3-7722).

Декларация должна быть разработана собственником объекта защиты, или лицом, владеющим объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором. Так, например, учитывая положения части 4 статьи 64 Технического регламента, декларацию пожарной безопасности на многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения разрабатывает орган управления многоквартирным домом, на общественное или административное здание, принадлежащее нескольким собственникам, — орган управления зданием.

Наличие аккредитации в области пожарной безопасности для любых организаций, выполняющих разработку деклараций пожарной безопасности и проведение расчетов пожарного риска, не требуется.

В декларации пожарной безопасности указываются статьи Технического регламента и нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности, выполнение которых должно быть обеспечено на объекте защиты. Причем на действующие объекты защиты расчет пожарного риска не требуется.

Кроме того, в декларации на объекты защиты, эксплуатировавшиеся на день вступления в силу Технического регламента, достаточно указать требования пожарной безопасности, которыми необходимо пользоваться при эксплуатации объектов.

Сумму ущерба третьим лицам от возможного пожара на объекте защиты составитель декларации определяет самостоятельно.

Декларация представляется в уведомительном порядке и согласованию с органами государственного пожарного надзора не подлежит. Отказом в регистрации декларации пожарной безопасности может послужить только её несоответствие установленной форме.

Проверка изложенных в ней требований пожарной безопасности должна производиться только при проведении мероприятий по контролю.

Главный
государственный инспектор
Российской Федерации
по пожарному надзору Г.Н. Кириллов

По вопросу размещения рекламы на сайте обращаться сюда

Методические рекомендации по разработке декларации пожарной безопасности

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ОРДЕНА «ЗНАК ПОЧЕТА» НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОБОРОНЫ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ»

от 1 января 2013 года

Методические рекомендации по разработке декларации пожарной безопасности

Введение

1. Требования нормативных документов к разработке декларации пожарной безопасности

2. Оценка пожарного риска

3. Порядок разработки Декларации пожарной безопасности

Раздел I: Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты

В данном разделе следует указывать, производился ли расчет пожарного риска. На действовавшие до дня вступления в силу Технического регламента [1] объекты защиты расчет пожарного риска не требуется.

Расчет пожарного риска не требуется при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» [2], и нормативными документами по пожарной безопасности.

В случае проведения расчета пожарного риска в данном разделе указываются расчетные значения уровня пожарного риска и допустимые значения уровня пожарного риска, а также комплекс выполняемых инженерно-технических и организационных мероприятий для обеспечения допустимого значения уровня пожарного риска. В данном случае расчеты по оценке пожарного риска необходимо в виде отчета приложить к Декларации.

Расчеты по оценке пожарных рисков проводятся по утвержденным МЧС России методикам.

Раздел II: Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара

Данный раздел заполняется исходя из собственной оценки возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара, либо приводятся реквизиты документов страхования (с приложением к Декларации копии страхового полиса, если оценка проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

По усмотрению Декларанта может указываться стоимостная и (или) количественная характеристики имущества третьих лиц, которому может быть нанесен ущерб от пожара. К третьим лицам могут относиться как физические, так и юридические лица (арендаторы, посетители, соседи и т.п.).

В случае выполнения обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности в данном разделе допускается указывать, что возможный ущерб имуществу третьих лиц от пожара практически исключен.

Раздел III: Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты

В данном разделе указывается только перечень статей (частей, пунктов) технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» [2], и нормативных документов по пожарной безопасности, требования которых установлены для соответствующего объекта защиты.

Читайте так же:  Мелкое хищение чужого имущества путем кражи
Требования пожарной безопасности
Проходы, проезды и подъезды к объекту. Источники противопожарного водоснабжения. Противопожарные расстояния

При оценке достаточности проходов, проездов и подъездов к объекту необходимо руководствоваться требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

Требования к размещению пожарных депо, дорогам, въездам (выездам) и проездам, источникам водоснабжения на территории производственного объекта содержатся в главе 22 Технического регламента.

При анализе источников противопожарного водоснабжения и расхода воды на наружное пожаротушение следует руководствоваться требованиями статей 62 и 68 Технического регламента, а также СП [15].

При оценке противопожарных расстояний между рассматриваемым объектом и соседними зданиями и сооружениями необходимо руководствоваться требованиями главы 16 Технического регламента и СП [11].

Кроме того, в данном разделе следует оценить удаленность размещения подразделений пожарной охраны согласно статье 76 Технического регламента [1].

Степень огнестойкости и функциональная пожарная опасность

Классы функциональной пожарной опасности зданий являются их классификационной характеристикой и зависят от назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, возможности их пребывания в состоянии сна.

При заполнении данного раздела следует руководствоваться требованиями главы 9 и статьи 87 Технического регламента [1], а также СП [9].

Классификация по пожарной и взрывопожарной опасности

Классификация распространяется на помещения производственного и складского назначения независимо от того, в зданиях какого функционального назначения они расположены.

Классификация по пожарной и взрывопожарной опасности распространяется на здания производственного и складского назначения.

При проверке правильности отнесения помещений и зданий к той или иной категории следует руководствоваться критериями, изложенными в статье 27 Технического регламента [1] и СП [18]. При этом следует учитывать необходимость категорирования помещений производственного и складского назначения, расположенных в зданиях иного назначения.

Пределы огнестойкости и пожарная опасность строительных конструкций

Огнестойкость, как способность строительных объектов сопротивляться воздействию пожара, является одним из базовых элементов системы противопожарной защиты зданий и сооружений.

Классификация строительных конструкций по огнестойкости приведена в статье 35 Технического регламента [1].

Требуемые пределы огнестойкости строительных конструкций, выбираемые в зависимости от степени огнестойкости зданий, определены в статье 58 Технического регламента.

Ограничение распространения пожара за пределы очага

Ограничение распространения пожара за пределы очага является одним из эффективных способов обеспечения пожарной безопасности.

Устройство противопожарных преград, устройство противопожарных отсеков и секций, применение устройств защитного отключения, применение средств, предотвращающих или ограничивающих растекание жидкостей при пожаре, применение огнепреграждающих устройств в оборудовании — способы ограничения пожара, применяемые в современных зданиях.

При подготовке настоящего раздела декларации пожарной безопасности необходимо проанализировать требования статьи 88 Технического регламента [1] к рассматриваемому зданию и оценить соответствие принятых решений этим требованиям, а также требованиям СП [11].

Пути эвакуации людей при пожаре

Пути эвакуации людей при пожаре являются важнейшим элементом системы противопожарной защиты. Способы организации путей эвакуации изложены в статье 53 Технического регламента [1], требования пожарной безопасности — в статье 89 того же закона. Способы устройства путей эвакуации изложены в СП [8].

Основной задачей при подготовке данного раздела Декларации является сопоставление реального устройства путей эвакуации с требованиями закона.

При этом внимание следует обращать на состояние выходов из здания, на материалы, использованные для отделки стен, полов и потолков путей эвакуации, их протяженность.

Система обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией

Система обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией является важным элементом системы противопожарной защиты здания (статья 54 Технического регламента [1]).

Требования пожарной безопасности к этим системам изложены в статье 84 Технического регламента [1], СП [10] и СП [12].

При подготовке настоящего раздела декларации пожарной безопасности необходимо учитывать:

соответствие существующей на объекте системы нормативным требованиям;

осуществление надлежащего технического обслуживания;

ведение журнала технического обслуживания.

Система коллективной защиты и средства индивидуальной защиты

Системы коллективной защиты и средства индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара должны обеспечивать безопасность людей в течение всего времени воздействия на них опасных факторов пожара.

Требования к этим системам и средствам индивидуальной защиты изложены в статьях 55 и 123 Технического регламента [1].

Отопление, вентиляция, кондиционирование

Система противодымной защиты является одним из элементов пожарной защиты здания. Требования к системам противодымной защиты и к оборудованию этих систем содержатся в статьях 56 и 138 Технического регламента [1].

Требования к устройству систем отопления, вентиляции и кондиционирования изложены в СП [14].

Огнезащита строительных материалов и конструкций

Средства огнезащиты применяются для снижения пожарной опасности строительных материалов и повышения пределов огнестойкости строительных конструкций.

При подготовке данного раздела Декларации необходимо изучить техническую документацию на примененные на объекте средства огнезащиты, визуально оценить состояние огнезащиты, по технической документации проверить сроки сохранения огнезащитной эффективности.

Общие требования к огнезащитным средствам содержатся в Национальных стандартах [19] и [20].

Система автоматического пожаротушения

Требования к системам автоматического пожаротушения изложены в статье 83 Технического регламента [1], нормы и правила их проектирования — в СП [12].

При подготовке данного раздела декларации пожарной безопасности необходимо установить назначение установки пожаротушения: локализация или ликвидация пожара.

В Декларации нужно отметить следующее:

тип установки;

способ тушения;

обоснованность выбранного средства тушения;

наличие документации, подтверждающей надлежащую эксплуатацию установки.

Внутренний противопожарный водопровод

Общие требования к оборудованию внутреннего противопожарного водопровода содержатся в статье 86 Технического регламента [1], требования пожарной безопасности — в СП [17].

Электрооборудование

Электрооборудование, используемое на объекте, должно соответствовать требованиям пожарной безопасности, изложенным в статье 143 Технического регламента [1], требования пожарной безопасности — в СП [13].

Первичные средства пожаротушения

Здания всех типов должны быть оснащены огнетушителями. Расчет необходимого количества огнетушителей определен Правилами противопожарного режима в Российской Федерации [4], правила выбора, размещения и технического обслуживания — СП [16].

При подготовке данного раздела необходимого обратить внимание на ведение документации по перезарядке и техническому обслуживанию огнетушителей.

Организационно-технические мероприятия

В данном разделе Декларации необходимо отразить состояние дел с организационно-техническими мероприятиями:

обучению мерам пожарной безопасности;

проведению противопожарных инструктажей;

проведению учений по эвакуации;

наличию организационно-распорядительных документов в области обеспечения пожарной безопасности.

При заполнении данного раздела следует учитывать Правила противопожарного режима в Российской Федерации [4].

Опубликованы методические рекомендации по разработке декларации пожарной безопасности МЧС

8 января 2015 года Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий опубликовало на своем сайте документ с указанием методических рекомендаций по разработке декларации пожарной безопасности.

Читайте так же:  Ненадлежащее исполнение или неисполнение должностных обязанностей

Данные рекомендации разработаны с целью внесения уточнений и облегчения процесса оформления необходимой документации, касающейся пожарной безопасности.

Опубликованный документ содержит в себе подробные объяснения о том, что представляет собой пожарная декларация и в каких целях необходимо ее составлять. Кроме того, в документе подробно раскрыты требования к специалистам, разрабатывающим подобного рода декларации, перечислены нормативно – правовые акты, требования которых необходимо соблюдать при составлении документа, его регистрации, а так же при проведении оценки уровня пожарного риска объекта.

Как считает ведомство МЧС, опубликованные им методические рекомендации будут весьма полезны при проведении всех необходимых мероприятий по декларированию пожарной безопасности, чтобы провести работу квалифицированно, грамотно и качественно. Так же, подразумевается, что решение проблемных вопросов и своевременное предотвращение возникновения пожарных рисков будут устраняться в процессе подготовки противопожарной декларации.

Составляем декларацию пожарной безопасности

Декларация пожарной безопасности – это документ, который подтверждает соблюдение норм пожарной безопасности на объекте. Ее составляют как на предприятие в целом, так и на его отдельные части: здания, сооружения, помещения.

Декларация обязательно нужна для ввода в эксплуатацию всех объектов капитального строительства, кроме:

  • зданий детских дошкольных образовательных учреждений и их спальных корпусов;
  • больниц, домов престарелых и инвалидов;
  • жилых домов высотой до трех этажей;
  • нежилых объектов высотой до трех этажей и площадью до 1500кв. метров, которые не относятся к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.

Объект капитального строительства
Это любое недостроенное здание, сооружение, объект, за исключением временных построек, киосков, навесов и т. п.

Из чего состоит декларация пожарной безопасности?

Декларация состоит из титульного листа, на котором указывают информацию о декларируемой организации, и трех разделов:

Раздел 1. Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты.

Здесь указывают значения пожарного риска и перечисляют фактические мероприятия по пожарной безопасности. Оценка пожарного риска достаточно сложный процесс, при котором необходимо:

  • рассчитать вероятность пожара;
  • рассчитать вероятность успешной эвакуации людей из здания;
  • оценить воздействие на людей поражающих факторов пожара;
  • оценить меры, которые приняты для снижения частоты пожаров и их последствий.

Индивидуальный пожарный риск для человека, который находится в наиболее удаленной от выхода части здания, не должен быть больше одной миллионной в год

Заполнять раздел 1 не всегда необходимо. Рассчитывать пожарный риск не нужно, если:

  • объект введен в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ;
  • на объекте выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами и другими нормативными документами

Раздел 2. Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара.

Ответственность от возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара можно застраховать. Тогда в разделе 2 указывают реквизиты документов страхования. Когда ответственность не застрахована, то предполагаемый ущерб оценивают самостоятельно и указывают его размер в рублях. Если на вашем объекте нет арендаторов, чужого имущества и соблюдены нормативные противопожарные расстояния между зданиями, смело пишите, что возможный ущерб исключен. В противном случае поставьте примерную стоимость такого имущества.

Раздел 3. Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты.

Это самый объемный и самый полезный раздел, в котором собраны все требования по пожарной безопасности к конкретному объекту. Их выбирают из следующих нормативных документов:

Окончательный перечень документов будет зависеть от многих факторов, таких как характер деятельности декларируемой организации, количество людей на территории, архитектурные и территориальные особенности объекта.

В разделе 3 декларации перечисляют не только те требования по пожарной безопасности, которые выполнены в вашей организации, но и те, которые должны выполняться согласно нормативным документам. Здесь указывают также мероприятия, обеспечивающие безопасность людей: пути эвакуации, наличие систем обнаружения и оповещения о пожаре и т. д. Консультацию по этим вопросам можно получить в отделениях Государственного пожарного надзора.

Как самостоятельно оформить декларацию?

Если оценивать пожарные риски не требуется, то декларацию вполне можно разработать самостоятельно. В организации этим может заняться специалист по пожарной безопасности или сотрудник, ответственный за пожарную безопасность. Для этого не нужно никаких лицензий или аккредитаций. Главное – соблюдать форму документа, которая установлена приказом МЧС России от 24 февраля 2009 г. № 91.

Что будет, если не оформить декларацию?

Если не оформить декларацию или вписать в нее недостоверные сведения, то можно получитьштраф:

  • для индивидуальных предпринимателей – от 1000до 1500 рублей;
  • для должностных лиц – от 6000до 15 000 рублей;
  • для организаций – от 150 000до 200 000 рублей (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).

В некоторых случаях декларанта могут привлечь к уголовной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. Если из-за этого человек получит тяжелое повреждение здоровья, нарушителю грозит:

  • штрафдо 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за шесть месяцев;
  • либо ограничение свободына срок до трех лет;
  • либо лишение свободына срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 1 ст. 219 УК РФ).
  • Если человек погибнет, нарушителю грозит:
  • ограничение свободына срок до пяти лет;
  • или лишение свободына срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 2 ст. 219 УК РФ).

ВНИМАНИЕ! Декларация должна быть зарегистрирована в государственном пожарном надзоре МЧС России.

Требования к декларации пожарной безопасности

Статья 64. Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ

«ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ).

Требования к декларации пожарной безопасности

1. Декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты (зданий, сооружений, в том числе производственных объектов), для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает:

1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);

2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

2. При составлении декларации пожарной безопасности в отношении объектов защиты, для которых установлены требования технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается только перечень статей (частей, пунктов) указанных документов, требования которых установлены для соответствующего объекта защиты.

Читайте так же:  В качестве наказания за административное правонарушение

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 10.07.2012 N 117-ФЗ.

4. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, представившие декларацию пожарной безопасности, несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 10.07.2012 N 117-ФЗ.

6. Для объектов защиты, введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, декларации пожарной безопасности представляются в течение одного года со дня их ввода в эксплуатацию. Уточненные или разработанные вновь декларации пожарной безопасности представляются в случае изменения содержащихся в них сведений (смены собственника или иного лица, владеющего объектом защиты на законном основании, изменения функционального назначения либо капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты) в течение одного года со дня изменения сведений.

7. Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона, декларация пожарной безопасности предоставляется не позднее одного года после дня его вступления в силу.

8. Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Приказ МЧС РФ от 24 февраля 2009 г. N 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями)

Приказ МЧС РФ от 24 февраля 2009 г. N 91
«Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности»

С изменениями и дополнениями от:

26 марта 2010 г., 21 июня 2012 г.

ГАРАНТ:

См. методические рекомендации по разработке декларации пожарной безопасности

По вопросам разработки декларации пожарной безопасности см. письмо МЧС РФ от 15 марта 2010 г. N 43-814-19

О декларациях пожарной безопасности см. также письмо Рособразования от 27 февраля 2010 г. N 16-486/07-03

В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»* и в целях повышения уровня пожарной безопасности объектов защиты приказываю:

форму декларации пожарной безопасности (приложение N 1);

порядок регистрации декларации пожарной безопасности (приложение N 2).

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 мая 2009 г.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30 (ч. I), ст. 3579.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 марта 2009 г.
Регистрационный N 13577

Декларация пожарной безопасности разрабатывается в обязательном порядке в отношении объектов капстроительства, для которых предусмотрено проведение государственной экспертизы; зданий детских дошкольных образовательных учреждений; специализированных домов престарелых и инвалидов (не квартирные); больниц; спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений. При этом декларация может составляться как в целом на объект, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения и помещения, к которым установлены требования пожарной безопасности.

В декларации отражаются результаты оценки пожарного риска объекта, если расчет такого риска проводился. В частности, указываются расчетные и допустимые значения уровня пожарного риска, а также комплекс выполняемых инженерно-технических и организационных мероприятий для обеспечения допустимого значения уровня пожарного риска.

Во втором разделе декларации приводятся результаты оценки возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара. При наличии документов страхования объекта вместо результатов оценки могут быть указаны их реквизиты.

В последней части декларации указывается перечень техрегламентов и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте.

Декларация разрабатывается собственником объекта или лицом, владеющим им на законном основании. Декларация на проектируемый объект составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.

Декларация подлежит регистрации в территориальном отделе (отделении, инспекции) структурного подразделения территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора.

Приказ вступает в силу с 1 мая 2009 г.

Приказ МЧС РФ от 24 февраля 2009 г. N 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 марта 2009 г.

Регистрационный N 13577

Настоящий приказ вступает в силу с 1 мая 2009 г.

Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 13 апреля 2009 г. N 15

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ МЧС РФ от 21 июня 2012 г. N 350

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ МЧС РФ от 26 марта 2010 г. N 135

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Разъяснение МЧС РФ от 7 апреля 2010 г.

Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на основе проведенного мониторинга обращений физических и юридических лиц по вопросам разработки декларации пожарной безопасности и итогов селекторного совещания (протокол от 17.02.1010 г. № 2-ГК) разъясняется следующее.

Декларация пожарной безопасности разрабатывается в соответствии с положениями статей 6, 64 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технический регламент). Форма и правила заполнения декларации определены положениями приказа МЧС России от 24.02.2009 № 91, зарегистрированного в Минюсте России от 23.03.2009 г. № 13577.

Частью 7 статьи 64 Технического регламента установлено, что для объектов защиты, эксплуатирующихся на момент вступления в силу Технического регламента, декларация пожарной безопасности должна быть разработана в течение года после его вступления в силу. Данное требование распространяется на все объекты защиты, параметры которых на настоящий момент предусматривают проведение государственной экспертизы проектной документации, независимо от даты введения их в эксплуатацию, а также зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 независимо от строительных критериев.

Для строящихся объектов декларация пожарной безопасности должна быть составлена и направлена в органы государственного пожарного надзора МЧС России, непосредственно перед вводом объекта защиты в эксплуатацию. Декларация пожарной безопасности не представляется в орган строительного надзора при получении заключения о соответствии требованиям технических регламентов объектов, завершенных строительством или реконструкцией, и не является составной частью проектной документации. Отсутствие декларации не является основанием для отказа введения объекта защиты в эксплуатацию (соответствующее разъяснение Ростехнадзора направлялось ранее письмом от 23.12.2009 г. № 19-2-3-7722).

Читайте так же:  Основания привлечения к административной ответственности коап

Декларация должна быть разработана собственником объекта защиты, или лицом, владеющим объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором. Так, например, учитывая положения части 4 статьи 64 Технического регламента, декларацию пожарной безопасности на многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения разрабатывает орган управления многоквартирным домом, на общественное или административное здание, принадлежащее нескольким собственникам, — орган управления зданием.

Наличие аккредитации в области пожарной безопасности для любых организаций, выполняющих разработку деклараций пожарной безопасности и проведение расчетов пожарного риска, не требуется.

В декларации пожарной безопасности указываются статьи Технического регламента и нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности, выполнение которых должно быть обеспечено на объекте защиты. Причем на действующие объекты защиты расчет пожарного риска не требуется.

Кроме того, в декларации на объекты защиты, эксплуатировавшиеся на день вступления в силу Технического регламента, достаточно указать требования пожарной безопасности, которыми необходимо пользоваться при эксплуатации объектов.

Сумму ущерба третьим лицам от возможного пожара на объекте защиты составитель декларации определяет самостоятельно.

Декларация представляется в уведомительном порядке и согласованию с органами государственного пожарного надзора не подлежит. Отказом в регистрации декларации пожарной безопасности может послужить только её несоответствие установленной форме.

Проверка изложенных в ней требований пожарной безопасности должна производиться только при проведении мероприятий по контролю.

Главный
государственный инспектор
Российской Федерации
по пожарному надзору Г.Н. Кириллов

Статья 64. Требования к декларации пожарной безопасности

Информация об изменениях:

Статья 64 изменена с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 244-ФЗ

Статья 64. Требования к декларации пожарной безопасности

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 64 настоящего Федерального закона

1. Декларация пожарной безопасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает:

1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);

2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

ГАРАНТ:

См. методические рекомендации по разработке декларации пожарной безопасности

2. Для оценки соответствия требованиям пожарной безопасности объекта защиты с количеством этажей не более чем два, общая площадь которого составляет не более чем 1500 квадратных метров (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4, Ф4.1, Ф4.2), собственник или иной законный владелец объекта защиты может добровольно составить декларацию пожарной безопасности в отношении этого объекта защиты, которая предусматривает в том числе сведения о системе противопожарной защиты этого объекта защиты.

3. В случае изменения содержащихся в декларации пожарной безопасности сведений, в том числе в случае смены собственника или иного законного владельца объекта защиты, изменения функционального назначения либо капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты, уточненные декларации пожарной безопасности, составленные в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, представляются в течение одного года со дня изменения содержащихся в них сведений.

4. При составлении декларации пожарной безопасности в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи в отношении объектов защиты, для которых установлены требования технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается перечень статей (частей, пунктов) указанных документов, требования которых установлены и выполнены для соответствующего объекта защиты.

5. Лицо, представившее декларацию пожарной безопасности, составленную в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности, составленной в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

ГАРАНТ:

По вопросам разработки декларации пожарной безопасности см. письмо МЧС РФ от 15 марта 2010 г. N 43-814-19

Методические рекомендации по разработке декларации пожарной безопасности

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

от 24 февраля 2009 года N 91

Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности

(с изменениями на 21 июня 2012 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом МЧС России от 26 марта 2010 года N 135 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 17, 26.04.2010);
приказом МЧС России от 21 июня 2012 года N 350 (Российская газета, N 177, 03.08.2012).
____________________________________________________________________

В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и в целях повышения уровня пожарной безопасности объектов защиты
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30 (часть 1), ст.3579.

приказываю:

1. Утвердить:

форму декларации пожарной безопасности (приложение N 1);

порядок регистрации декларации пожарной безопасности (приложение N 2).

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 мая 2009 года.

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
23 марта 2009 года,
регистрационный N 13577

Приложение N 1. Декларация пожарной безопасности

Декларация пожарной безопасности

Настоящая декларация составлена в отношении

(Указывается организационно-правовая форма юридического лица или фамилия,

имя, отчество физического лица, которому принадлежит объект защиты;

функциональное назначение; полное и сокращенное наименование (в случае,

если имеется), в том числе фирменное наименование объекта защиты)

Основной государственный регистрационный номер записи о государственной

регистрации юридического лица

Идентификационный номер налогоплательщика

Место нахождения объекта защиты

фактического места нахождения объекта защиты)

Почтовый и электронный адреса, телефон, факс юридического (физического)

лица, которому принадлежит объект защиты

Оценка пожарного риска , обеспеченного на объекте защиты

(Заполняется, если проводился расчет риска. В разделе указываются

расчетные значения уровня пожарного риска и допустимые значения

уровня пожарного риска, а также комплекс выполняемых инженерно-

технических и организационных мероприятий для обеспечения

допустимого значения уровня пожарного риска)

Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара

(Заполняется самостоятельно, исходя из собственной оценки

возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара, либо приводятся

Читайте так же:  Административные наказания цели классификация

Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты

(В разделе указывается перечень статей (частей, пунктов)

федеральных законов о технических регламентах и нормативных

документов по пожарной безопасности для конкретного объекта защиты)

Настоящую декларацию разработал

(Должность, фамилия, инициалы)

К декларации прилагается копия страхового полиса.

Приложение N 2. Порядок регистрации декларации пожарной безопасности

Приложение N 2
к приказу МЧС России
от 24 февраля 2009 года N 91

(с изменениями на 21 июня 2012 года)

1.2. Зданий детских дошкольных образовательных учреждений.

1.3. Специализированных домов престарелых и инвалидов (не квартирные).

1.5. Спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.

2. Декларация пожарной безопасности (далее — декларация) может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения, к которым установлены требования пожарной безопасности (пункт в редакции приказа МЧС России от 26 марта 2010 года N 135 .

3. Декларация разрабатывается и представляется собственником объекта защиты или лицом, владеющим им на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании (далее — декларант).

4. Декларация на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.

5. Для проектируемых объектов защиты декларация представляется до ввода их в эксплуатацию.

6. Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технический регламент), декларация предоставляется не позднее одного года после вступления в силу Технического регламента.

7. Декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности.

8. Декларация уточняется путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации и регистрируются в порядке, установленном для регистрации декларации.

9. Декларант, разработавший декларацию, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, в пределах территории одного муниципального образования — в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения соответствующего территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее — территориальный орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации);

при расположении объектов защиты в пределах территорий закрытых административно-территориальных образований, особо важных и режимных организаций — в соответствующий орган ГПН специального и воинского подразделения.
(Пункт в редакции приказа МЧС России от 26 марта 2010 года N 135.

11. Орган ГПН МЧС России, орган ГПН регионального центра МЧС России, орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, территориальный орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, орган ГПН специального и воинского подразделения (далее — орган МЧС России) ведут перечни деклараций пожарной безопасности в электронном виде и на бумажном носителе и вносят в них необходимые сведения о декларации в течение одного рабочего дня с момента присвоения ей регистрационного номера.

В перечне ведется сквозная нумерация.

Допускается ведение перечня в электронном виде при условии ежедневного сохранения дубликата информации на магнитном носителе (с нарастающим итогом с начала календарного года в течение пяти лет) и ежемесячной архивации на бумажном носителе (с нарастающим итогом с начала календарного года в течение одного года).
(Пункт в редакции приказа МЧС России от 26 марта 2010 года N 135.

12. Должностные лица органа МЧС России проверяют соответствие заполнения поступившей декларации установленной форме в течение пяти рабочих дней и в случае соответствия заполнения декларации установленным к ней требованиям осуществляют ее регистрацию путем внесения необходимых сведений в перечень деклараций пожарной безопасности.

Полнота и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, проверяются должностными лицами органа МЧС России при проведении мероприятий по контролю (абзац дополнительно включен приказом МЧС России от 26 марта 2010 года N 135) .

13. При несоответствии заполнения декларации установленной форме должностные лица органа МЧС России возвращают декларацию декларанту с письменным указанием мотивированных причин отказа в ее регистрации (пункт в редакции приказа МЧС России от 26 марта 2010 года N 135 .

14. В течение трех рабочих дней с момента присвоения декларации регистрационного номера один её экземпляр представляется (направляется) органом МЧС России декларанту непосредственно, либо по почте, либо с использованием сети Интернет. Второй экземпляр хранится в органе МЧС России.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 августа 2012 года приказом МЧС России от 21 июня 2012 года N 350.

15. Для регистрации в перечне деклараций пожарной безопасности органом МЧС России декларации присваивается регистрационный номер.

Структура регистрационного номера декларации состоит из трех частей.

Первая часть номера декларации состоит из кода(ов) населенного(ых) пункта(ов) и кода(ов) субъекта(ов) Российской Федерации, на территории которого расположен объект декларирования, в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95 на момент регистрации.

При расположении объекта защиты на территории двух и более муниципальных образований, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, или на территории двух и более субъектов Российской Федерации первая часть номера декларации содержит перечень кодов населенных пунктов и субъекта (субъектов) Российской Федерации, располагаемых в номере в колонку, где расположен объект защиты.

Вторая часть номера декларации является буквенным индексом органа МЧС России, в котором зарегистрирована декларация.

Третья часть номера является порядковым номером в перечне деклараций органа МЧС России.

Видео (кликните для воспроизведения).

Код населенного пункта и код субъекта Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95 состоят из восьми цифр. Между второй и третьей, пятой и шестой цифрами кода населенного пункта ставятся пробелы.

Источники

Методические рекомендации по разработке декларации пожарной безопасности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here