Меры предупреждения административных правонарушений

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Меры предупреждения административных правонарушений". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Статья 3.4. Предупреждение

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 239-ФЗ статья 3.4 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 3.4. Предупреждение

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3.4 КоАП РФ

1. Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 316-ФЗ статья 3.4 настоящего Кодекса дополнена частью 3

3. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Профилактика правонарушений

Центр социально-правовой помощи и просвещения населения Медиатека

Профилактические работы по Цивильскому району

Правонарушени

е — это деяние, поведение, поступки людей, действие или бездействие, следовательно, правонарушение может составить только акт поведения, внешне выраженный правонарушителем. Значимость этой черты состоит в том, что в ней скрыто общепринятое положение «за мысли не с удят». Так, нельзя считать правонарушением не проявленные через поступки внутренний образ мыслей, чувства, не только положительные, но и отрицательные. Мыслительные процессы не регулируются правом.

Наиболее важной проблемой борьбы с правонарушениями является их предупреждение, устранение причин и условий, порождающих вредные и опасные для общества деяния или способствующие их совершению.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Правонарушения нельзя искоренить, борясь только непосредственно с ними, но существенно уменьшить их количество можно и должно.

Правонарушение связано с правом, т.е. таковым признается деяние, противоречащее модели поведения, содержащейся в правовой норме, иными словами, то, что данное деяние является правонарушением, должно быть обязательно указано в праве.

Противоправность обычно связана с запрещением деяния со стороны государства при помощи юридических средств, опирающихся на возможность государственного принуждения. Всякое правонарушение должно быть общественно вредным по своему характеру для общества или личности. Только в этом случае оно признается таковым.

Вред может быть материальным и моральным, измеримым и неизмеримым, физическим и духовным, значительным и незначительным, восстановимым и невосстановимым, наступившим и могущим наступить.

Правонарушение обязательно должно быть виновным деянием, т.е. результатом свободного волеизъявления правонарушителя. При юридической оценке важно иметь в виду возможность выбора различных вариантов поведения

Виды правонарушений или их классификация — это деление правонарушений на группы, категории по определенным признакам: характеру регулируемых отношений, степени общественной опасности, субъектам, распространенности (по количеству, времени, регионам).

Преступлениями называются виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные настоящим Кодексом под угрозой наказания. За преступления применяются уголовные наказания — наиболее строгие меры государственного принуждения, существенно ограничивающие правовой статус лица, признанного виновным в совершении преступления (лишение или ограничение свободы, длительные сроки исправительных работ или лишение каких-либо специальных прав, крупные штрафы и др.).

За особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь, применяется исключительная мера наказания — смертная казнь.

Проступками называются виновные противоправные деяния, не являющиеся общественно опасными, влекущие применение не наказаний, а взысканий.

Гражданско-правовые проступки отличаются от иных специфическим объектом посягательства, которым являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского, трудового, земельного и семейного права. Внешне они выражаются в ненадлежащем выполнении договорных обязательств, в причинении имущественного или морального вреда.

Административно-правовые проступки представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права посягательства на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан; на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность так же это проступки в области охраны труда и здоровья, окружающей среды, памятников истории и культуры, нарушения ветеринарно-санитарных правил, правил, действующих на транспорте, нарушения общественного порядка и др. За совершение административных правонарушений могут применяться предупреждение, штраф, лишение специального права (права управления транспортными средствами, права охоты), исправительные работы (до двух месяцев), административный арест (до 15 суток) и др.

Дисциплинарные проступки выражающиеся в виде прогулов, опозданий, пропусков учебных занятий, невыполнения распоряжений администрации, нарушений требований уставов, трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины, дезорганизуют в целом работу трудовых коллективов, отрицательно влияют на трудовую, учебную, служебную, воинскую дисциплину. За совершение дисциплинарных проступков могут применяться такие взыскания, как замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или перевод на низшую должность на определенный срок, увольнение.

Профилактика правонарушений

— совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, демографических, воспитательных и иных мер по выявлению и устранению причин и условий совершения правонарушений или недопущению правонарушений.

Целью профилактики правонарушений является

защита личности, общества и государства от противоправных посягательств.

Основными задачами

профилактики правонарушений являются:

· формирование законопослушного поведения граждан и должностных лиц;

· снижение размеров ущерба и потерь от правонарушений;

· устранение причин и условий совершения правонарушений;

· недопущение совершения правонарушений со стороны физических и юридических лиц.

Государственная система профилактики правонарушений основывается на следующих принципах:

· ведущая роль государства в профилактике правонарушений;

· участие в профилактике правонарушений всех государственных, общественных институтов и граждан в пределах их прав и обязанностей;

Читайте так же:  Меры административного производства об административных правонарушениях

· комплексность и системность;

· приоритет превентивных мер профилактики правонарушений над репрессивными;

· непрерывность и преемственность профилактики правонарушений на всех этапах её осуществления.

Требование «Незнание закона не освобождает от ответственности» реализуются с учетом положений:

· государство и общество доводит до граждан содержание законов об ответственности, касающихся их рода занятий;

· развитие личности, общества и государства несовместимы с безразличием граждан и должностных лиц к правонарушениям;

· профилактика правонарушений в отношении всех граждан должна сочетаться с предупреждением правонарушения и защитой от него отдельного лица.

Основные направления профилактики правонарушений

Профилактика правонарушений осуществляется в формах общего и индивидуального воздействия на объекты профилактики правонарушений.

Общая профилактика правонарушений:

Меры общей профилактики, используемые субъектами государственной системы профилактики правонарушений, включают в себя:

· сбор и анализ сведений о правонарушениях, совершаемых в соответствующей сфере общественных отношений;

· анализ применения законодательства Российской Федерации, в том числе оценка причин правонарушений и других связанных с ними явлений в соответствующей отрасли общественных отношений, внесение предложений по его совершенствованию;

· прогнозирование преступности и правонарушений в соответствующей сфере общественных отношений;

· создание на основе анализа сведений о правонарушениях и прогнозирования развития преступности условий, препятствующих совершению правонарушений в соответствующей сфере общественных отношений, в определенном поселении (на объекте);

· выявление и устранение причин правонарушений и условий, способствующих их совершению; · учет правовых и криминологических аспектов при подготовке проектов решений;

· осуществление правовой пропаганды и правового воспитания населения;

· изучение и контроль в пределах полномочий знания норм об уголовной, административной, налоговой и иной ответственности применительно к деятельности субъекта государственной системы профилактики правонарушений;

· формирование общественного мнения, направленного на недопустимость совершения правонарушений в соответствующей сфере деятельности;

· обеспечение в пределах полномочий соблюдения охраны общественного порядка и общественной безопасности, а также охраны собственности, в том числе с использованием технических и иных находящихся в ведении средств, на территориях и объектах субъекта государственной системы профилактики правонарушений;

· разработка и реализация муниципальных, ведомственных (отраслевых), объектовых программ профилактики правонарушений;

· привлечение к осуществлению профилактики правонарушений на соответствующей территории, объекте в соответствии с законодательством других органов, организаций, общественных объединений и граждан;

· разработка и внедрение стандартов безопасности от правонарушений;

· направление должностным лицам представлений по устранению недостатков (надзорные органы);

· направление информации в органы прокуратуры в случае невыполнения должностными лицами требований по устранению недостатков

Меры индивидуальной профилактики правонарушений:

· профилактическая беседа (разъяснение ответственности, убеждение);

· направление информации в государственные органы о причинах и условиях противоправного поведения;

· оказание помощи профилактируемому лицу;

· осуществление наблюдения за поведением (по месту жительства, на работе);

· привлечение родственников, других лиц к воздействию;

· другие меры (представления, предостережения, постановка на учет, контроль).

Профилактика правонарушений — выявление и устранение, нейтрализация факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих поведение отдельных лиц, обуславливающих повышенную вероятность совершения в отношении них преступлений.

Меры административного предупреждения, пресечения, наказания, административно-процессуального обеспечения и правовосстановительные меры

Определение меры административного предупреждения

Меры административного предупреждения это один из вариантов мер административного принуждения с целью предупредить нарушение законов и предотвратить обстоятельства, которые могут быть опасны для лица, социума, страны.

Поводом для обращения к таким мерам может послужить предположение о намеренности гражданина нарушить закон или вероятного приближения отрицательных последствий для субъекта, социума или страны, которые могут произойти по причине природных или техногенных катаклизм.

В качестве такого предупреждения может быть:

  • повторная проверка;
  • проверка документов, различного имущества;
  • досмотр субъекта или его транспорта;
  • административное задержание;
  • введение карантина;
  • принудительное выселение из ветхого жилья;
  • надзор за субъектами, вышедших из мест лишения свободы;
  • контроль за следованием правилам пожарной безопасности и т.д.

Административное принуждение: понятие, особенности, цели, виды

Административное принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Особенности административного принуждения:

  • основывается на нормах административного права;
  • применяется как физическими, так и юридическими лицам;
  • применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права;
  • закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах;
  • применяется широким кругом уполномоченных субъектов;
  • система мер административного принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия);
  • применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке;
  • порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами, создающими упрощенную процедуру;
  • применяется как к лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения);
  • законность применения обеспечивается системой гарантий;
  • применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности.

Цели административного принуждения:

  1. предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, не связанных с правонарушением;
  2. пресечение правонарушений;
  3. восстановление нарушенного состояния;
  4. процессуальное обеспечение;
  5. наказание (ответственность) правонарушителя.

По характеру и специфике правонарушения выделяют меры психического воздействия, меры физического воздействия, меры материального (имущественного) воздействия, меры организационного воздействия.

По субъекту применения существуют меры, применяемые индивидуальными субъектами и применяемые коллективными субъектами.

По нормативным основаниям меры принуждения могут основываться на законах и подзаконных актах.

Применяются меры либо в административном (внесудебном), либо в судебном порядке.

Меры принуждения могут быть основаны на правонарушениях, на иных фактах (аномалии с правовым содержанием).

По сфере воздействия выделяют внутриорганизационные и внеш-невластные меры.

По способу обеспечения общественного порядка и целевому предназначению существуют меры административного предупреждения, административного пресечения, административно-процессуального обеспечения, административные правовосстановительные меры (меры защиты), меры административного наказания.

Стадии применения мер административного принуждения:

  • анализ правоохранительной ситуации;
  • выбор меры административного принуждения;
  • проверка действенности выбранной меры административного принуждения;
  • принятие (оформление) решения о применении меры административного принуждения;
  • реальное применение меры административного принуждения;
  • анализ эффективности применения меры административного принуждения;
  • внесение корректив в последующую правоприменительную деятельность.

Меры административного предупреждения

Меры административного предупреждения это разновидность мер административного принуждения, направленных на предупреждение правонарушений и предотвращение обстоятельств, угрожающих безопасности личности, общества, государства.

Читайте так же:  Срок исковой давности по судебным делам

Основанием применения мер административного предупреждения выступают презумпции (предположения) о намерении лица совершить правонарушение или о возможности наступления неблагоприятных последствий для личности, общества, государства в результате чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера.

Административное предупреждение может быть осуществлено в виде контрольной проверки, проверки документов, досмотра вещей, багажа, ручной клади, досмотра транспортных средств, личного досмотра, административного задержания, вхождения в дома граждан, введения карантина, закрытия участков государственной границы, участков дорог, улиц и т. п., принудительного выселения из домов, грозящих обвалом, реквизиции имущества, технического осмотра транспортных средств, принудительного медицинского освидетельствования, административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, надзора за соблюдением правил противопожарной безопасности, других мер.

Меры административного пресечения

Меры административного пресечения – это разновидность административного принуждения, которое применяется с целью прекратить противозаконные действия или их предотвращения в будущем.

Такие меры могут осуществляться только в момент противозаконных действий.

В качестве мер пресечения могут предпринять следующие действия:

  • требовать прекращения совершения противозаконные действия;
  • принудительно лечить граждан, которые, ввиду своей болезни, опасны для окружения;
  • отстранить на какое-то время от работы инфицированных больных;
  • запретить использовать неисправный транспорт;
  • аннулировать лицензию или разрешение;
  • закрыть организацию, учреждение или их подразделение при нарушении пожарной безопасности;
  • запретить провоз взрывоопасных или ядовитых веществ, в случае правонарушения;
  • применить физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие и т.д.

Административные правовосстановительные меры

Административные правовосстановительные меры это вид мер административного принуждения, применяемых в целях восстановления нарушенного правового состояния путем понуждения субъекта к исполнению ранее возложенной, но не исполненной юридической обязанности.

К таким мерам относятся: возмещение ущерба, причиненного административным правонарушением, снос самовольно возведенных строений, выселение граждан из самовольно занятых жилых помещений, взыскание недоимки, взыскание пени, восстановление на службе ранее уволенного государственного служащего, изъятие имущества, денежных средств, незаконно полученных субъектами, другие меры.

Меры административного наказания

Видео (кликните для воспроизведения).

Понятием административного наказания выступает мера обязательств, которую установило государство за противозаконные деяния с целью предупредить последующие новые нарушения закона этим субъектом или иными лицами.

Этот вид наказания можно реализовать в качестве:

  • предупреждения;
  • административного штрафа;
  • конфискации оружия или предмета, которым было совершено нарушение закона;
  • лишения специального права, которое предоставили субъекту;
  • заключение под стражу административного характера, депортация иностранных граждан или лиц без гражданства;
  • лишение квалификации;
  • обязательных работ;
  • запрета посещать официальные спортивные соревнования.

Предупреждение преступлений органами вутренних дел

39. Меры административного пресечения

Использование мер административного пресечения позволяет предотвратить новые нарушения, новые вредные последствия, а также привлечь виновных к ответственности. Административное пресечение играет важную роль в охране режима законности, в защите прав граждан, общества и государства.

Как разновидность административного принуждения, пресечение обладает всеми его признаками, но в то же время имеет ряд особенностей.

Цель пресечения – прекратить противоправные деяния и не допустить новых. Оно должно быть оперативным, а поэтому часто осуществляется в условиях дефицита информации об обстановке, характере противоправного деяния.

Фактическим основанием пресечения является правонарушение, виновное противоправное действие. Но меры пресечения используются и для прекращения объективно противоправных, невиновных действий, совершаемых лицами невменяемыми, неделиктоспособными. Круг оснований пресечения более широк, чем у административной ответственности.

С этой особенностью теснейшим образом связана другая: более широкий круг субъектов, в отношении которых могут быть использованы меры административного пресечения. Их могут применять и к лицам, не достигшим 16-летнего возраста, и к невменяемым, и к лицам, обладающим иммунитетом (депутатским, дипломатическим), и к военнослужащим, работникам МВД при совершении ими нарушений, за которые они могут нести дисциплинарную ответственность.

Пресечение осуществляется как в интересах общества, государства, так и в интересах самого нарушителя. Прежде всего властное прекращение антиобщественной деятельности позволяет предотвратить действия, события, которые усугубили бы ответственность виновного.

В отличие от карательных санкций, меры пресечения могут нарушать и физическую неприкосновенность граждан. Если перечень первых четко установлен законом, то перечень пресекательных мер, содержащийся в нормативных актах, нельзя считать исчерпывающим. Их использование часто связано с ситуацией необходимой обороны или крайней необходимости, в которой оказались исполнительная власть, ее представители. И вполне возможно, что представитель власти вынужден будет воспользоваться не названным прямо в законе средством, применить меры, которые диктуются экстремальной ситуацией.

Меры пресечения во многих случаях применяются непосредственно на основе факта нарушения без издания письменных актов, так как необходимость срочно прервать противоправные действия исключает такую возможность. Юридическим фактом, влекущим принуждение, здесь является само нарушение, для прекращения которого должностное лицо предпринимает определенные действия.

К сожалению, единого нормативного акта, регулирующего систему мер административного пресечения, основания и порядок их применения, нет. Пресекательная деятельность регламентируется многими законами и подзаконными актами.

При применении мер пресечения, как и во всей своей деятельности, субъекты власти должны строго соблюдать принципы законности и целесообразности, а также минимизации вреда: избирать такие средства, которые минимально необходимы для предотвращения вредных последствий. Во всех случаях должно соблюдаться необходимое соответствие между избранной мерой принуждения, характером нарушения и, конечно, требованием правовых норм.

Меры административного предупреждения

Административно-предупредительные меры направлены на предупреждение правонарушений и устранение обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан. Основанием применения этих мер является не правонарушение, а возможность, наличие условий его совершения, а также обстоятельства, угрожающие общественной и личной безопасности граждан, в том числе стихийные бедствия, массовые беспорядки, эпидемии и др.

Меры административного предупреждения по их целевому назначению принято делить на две группы: меры, направленные 1) на предупреждение правонарушений, 2) на предотвращение угрозы общественной и личной безопасности граждан.

Меры предупреждения первой группы носят четко выраженный профилактический характер. Они применяются к лицу с целью недопущения им правонарушений. К таким мерам относятся: проверка документов; контрольные проверки; досмотр вещей и личный досмотр лиц, подозреваемых в совершении правонарушений и др.

Ко второй группе мер административного предупреждения относятся:

Читайте так же:  Методы расчета ущерба от загрязнения окружающей среды

— технический осмотр транспортных средств;

— принудительное медицинское освидетельствование, санитарный осмотр грузов;

— пожарный, санитарный надзор;

— досмотр транспортных средств;

— досмотр ручной клади багажа, личный досмотр пассажиров в аэропортах;

— реквизиция имущества, т.е. временное изъятие имущества органами исполнительной власти при стихийных бедствиях;

— ограничение движения в случаях аварии, проведения массовых мероприятий и др.

— введение карантина, т.е. специального режима въезда и выезда при эпидемиях или эпизоотиях.

Меры предупреждения второй группы лишены характера административной кары. Они могут применяться в отношении лиц, не являющихся правонарушителями.

По основаниям применения и характеру правоограничений перечисленные меры можно подразделить на четыре группы (см. Л.Л.Попов Гл.12. учебника «Административное право». М. 1999):

1) меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления вредных последствий (введение карантина);

2) меры, направленные на предупреждение правонарушений (таможенный досмотр, проверка документов и др.);

3) меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (реквизиция, принудительное медицинское освидетельствование и др.)

4) лечебно-предупредительные меры (лечение инфекционных больных, опасных душевнобольных и др.).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9062 — | 7684 — или читать все.

Административное принуждение

Меры административного процессуального обеспечения

Мерами административно-процессуального обеспечения являются меры административного принуждения, которые применяются для воплощения целей административного процесса.

Какие меры будут применяться зависит от вида правовых ограничений. Данные меры носят ограничительный характер:

  • личных нематериальных прав;
  • материальных прав;
  • организационного плана.

По типу функций их можно разделить на меры:

  • административного процессуального пресечения;
  • нацеленные на получение доказательств;
  • направленные на осуществление административных наказаний.

К более встречающимся можно отнести:

  • административное задержание;
  • личный досмотр или вещей, товаров;
  • конфискация вещей и документов;
  • отстранение от управления транспортным средством;
  • проверку на состояние опьянения;
  • задержание транспортного средства и т.д

Меры административно-процессуального обеспечения

Меры административно-процессуального обеспечения это вид мер административного принуждения, применяемых для достижения целей административного процесса.

В зависимости от характера правоограничений могут применяться меры, содержащие ограничения личных неимущественных прав, ограничения имущественных прав, ограничения организационного характера.

По характеру функций данные меры делятся на: меры административно-процессуального пресечения; меры, направленные на получение доказательств; меры, направленные на исполнение административных наказаний.

Наиболее распространенные меры административно-процессуального обеспечения: доставление нарушителя, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и товаров, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, привод лица, привлекаемого к ответственности, другие меры.

Меры административного пресечения

Меры административного пресечения это вид мер административного принуждения, применяемых в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий.

Основание применения мер административного пресечения – противоправное деяние, указанные меры могут применяться только в момент его совершения.

Мерами административного пресечения выступают: требование прекратить противоправное деяние; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; временное отстранение от работы инфицированных больных; запрещение эксплуатации неисправного транспорта; приостановление действия лицензий и квот; аннулирование лицензий (разрешений); закрытие предприятий и учреждений, их структурных подразделений в случае нарушения правил пожарной безопасности; запрещение транспортировки взрывоопасных, ядовитых веществ в случае нарушения установленных правил; применение физической силы; применение специальных средств; применение огнестрельного оружия; другие меры.

Административные правовосстановительные меры

Административно-правовосстановительными мерами является вид административных мер, которые носят принудительный характер и могут применяться с целью восстановить нарушенный правопорядок принуждением субъекта к исполнению юридических обязанностей.

К данным мерам можно отнести:

  • компенсацию ущерба, нанесенного административным правонарушением;
  • снесение незаконно-возведенных строений;
  • взыскание недоимки, пени;
  • конфискация имущества или денежных средств, полученные незаконным путем;
  • выселение граждан из занятых без разрешения жилых помещений;
  • восстановление на должность ранее уволенного госслужащего.

Административно-правовые меры предупреждения дорожно-транспортных правонарушений и преступлений

Административно-правовые меры предупреждения дорожно-транспортных правонарушений и преступлений в основном реализуют сотрудники милиции общественной безопасности, в частности, ГИБДД, а также отчасти сотрудники криминальной милиции. Так, предупреждая и прекращая дорожно-транспортные правонарушения и преступления, оперативные работники, руководствуясь административно-правовыми нормами, устанавливают факты совершения ДТП, выясняют обстоятельства, непосредственные его причины, характер и размер причиненного ущерба и др.

Кроме того, являясь органом исполнительной власти, органы внутренних дел в необходимых, установленных законодательством, случаях имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие (ст. 13—15 Закона РФ «О милиции).

Деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения показывает, что сотрудники ГИБДД чаще всего применяют административно-правовые меры принудительного характера. По своему назначению и содержанию указанные меры различны, поэтому целесообразно подразделить их на следующие группы: а) меры административного предупреждения дорожно-транспортных правонарушений и преступлений; б) меры административного пресечения дорожно-транспортных правонарушений и преступлений; в) меры административно-процессуального обеспечения предупреждения дорожно-транспортных правонарушений и преступлений; г) меры административной ответственности (административные наказания).

Особенностью мер административного предупреждения дорожно-транспортных правонарушений и преступлений принудительного характера является то, что их применение возможно ко всем участникам дорожного движения не только при нарушении установленных правил, но и при наступлении определенных последствий, предусмотренных соответствующими нормативными актами. Такие обстоятельства могут возникнуть при осложнении дорожных условий, например, при ДТП, блокировании преступников на местности и др.

Применение таких мер административно-правового предупреждения, как остановка транспортного средства и проверка документов, обусловлено конкретными условиями 1 Приказ МВД России от 20 апреля 1999 г. № 297 «Об утверждении Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 25 мая. . В частности, остановка транспортного средства в целях предупреждения преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения допускается в случаях:

  • нарушения водителем или пассажирами правил дорожного движения;
  • наличия данных, свидетельствующих о причастности водителя или пассажиров к совершению ДТП;
  • выполнения решений об ограничении или запрещении дорожного движения; и др.

Применение остановки транспортного средства возможно и тогда, когда необходимо проинформировать об осложнении или изменении условий дорожного движения.

Проверку документов на право пользовании и управления транспортными средствами, а также на транспортное средство и перевозимый груз необходимо производить на стационарных постах ДПС. Следует подчеркнуть, что первостепенное применение данных предупредительных мер направлено на транспортные средства, характер движения которых вызывает сомнение в способности их водителя к безопасному управлению, когда транспортные средства имеют признаки причастности к ДТП или технические неисправности, а также когда в них неправильно размещены пассажиры и грузы.

Читайте так же:  Подать ходатайство по административному делу

Кроме того, осуществляя проверку документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, сотрудникам ГИБДД следует руководствоваться принципом целесообразности. Так, остановку маршрутного городского автобуса или троллейбуса и связанные с этим разбирательства с его водителем желательно проводить на конечных остановочных пунктах, исключая задержки пассажиров и нарушение графика движения.

Одной из мер административно-правового принудительного характера предупреждения преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения является направление на освидетельствование. Основаниями для производства освидетельствования могут являться: факт дорожно-транспортного происшествия; наличие признаков опьянения (запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке); заявление граждан об употреблении водителем спиртных напитков или признание данного факта самим водителем; устные или письменные заявления подозреваемых, обвиняемых, потерпевших и других лиц, а также их защитников и законных представителей. В соответствии с п. 19 ст. 11 Закона РФ «О милиции» сотрудники ГИБДД при обнаружении у водителей психофизиологических недостатков и медицинских противопоказаний (болезненного или утомленного состояния), препятствующих их допуску к управлению транспортом (в том числе признаков опьянения), направляют или доставляют указанных лиц в медицинские учреждения на освидетельствование.

Следующая административно-правовая мера предупреждения, применяемая при наступлении особых условий, имеющая важное предупредительное значение, — это временное запрещение или ограничение движения транспортного средства и пешеходов. В соответствии с п. 22 ст. 11 Закона РФ «О милиции» данная мера применяется в случаях, когда создается угроза безопасности движения на участках улиц и дорог во время стихийных бедствий, при повреждении дорожных сооружений, возникновении ДТП или других помех движению, при следовании по участку автомобилей, подающих специальные звуковые и световые сигналы, а также в период проведения всевозможных массовых мероприятий и спортивных соревнований, связанных с использованием проезжей части дорог, а также в соответствии с п. 12 Положения о ГИБДД МВД России и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения, а также на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии.

В зависимости от конкретных условий, осуществляя превентивный контроль, сотрудники ГИБДД могут использовать метод избирательного, ориентировочного или метод сплошного контроля транспортного потока. Ориентировочный метод основан на предварительно полученной информации (сообщениях, ориентировках), оценке косвенной информации или признаках причастности транспортных средств и их водителей к совершению правонарушений или преступлений, избирательный — на выборе объектов контроля непосредственно сотрудниками ГИБДД, сплошной — на последовательной проверке всех или определенной части транспортных средств, движущихся по автомобильной дороге.

Действенными административно-правовыми мерами по укреплению правопорядка в области дорожного движения и обеспечения безопасности дорожного движения, применяемыми органами внутренних дел, выступают меры административного пресечения дорожно-транспортных правонарушении и преступлении принудительного характера. Пресечение неправомерных действий участников дорожного движения применяется для предотвращения ДТП и других преступлений. Обладая значительной трудоемкостью, требующей высокого уровня организации деятельности сотрудников ГИБДД на основе непрерывного и качественного ведения анализа дорожно-транспортной аварийности, данные меры в наибольшей степени способствуют реализации принципа неотвратимости наказания за совершенные правонарушения и обеспечивают максимальный предупредительный эффект.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона «О милиции» сотрудники органов внутренних дел в целях предупреждения преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения вправе применять меру административного пресечения общего назначения — требование от граждан и должностных лиц прекратить противоправные действия. Данная мера может применяться к лицам, допустившим нарушения ПДД, как путем требования совершения какого-либо действия, так и требования бездействия. Например, сотрудники ДПС, обеспечивая соблюдение ПДД, могут потребовать от водителя автомобиля устранить неисправность рулевого управления, прекратить движение со скоростью, превышающей установленную, запретить пешеходу переход улицы.

Мерой административного пресечения дорожно-транспортных правонарушений и преступлений специального назначения является физическое воздействие на нарушителей ПДД. В случае, когда водитель не выполняет требования об остановке, сотрудникам ГИБДД предоставляется право с целью принудительной остановки транспортного средства применять специальные средства (например, «Еж-Диана», «Гарпун» и др.). Если же действия водителя создают реальную опасность для жизни и здоровья людей и при этом он отказывается остановиться, несмотря на неоднократные требования, то для остановки транспортного средства может применяться огнестрельное оружие (ст. 15 Закона РФ «О милиции»).

Применение такой меры предупреждения дорожно-транспортных правонарушений и преступлений, как доставление граждан в дежурную часть подразделения органов внутренних дел, осуществляется в случаях, если граждане не имеют при себе документов на право управления, распоряжения данным транспортным средством, управляют транспортным средством, на котором имеются признаки причастности к ДТП, а также совершают правонарушения, связанные с неподчинением законному требованию сотрудника органов внутренних дел (ст. 27.2 КоАП РФ).

Следующей мерой административного пресечения дорожно-транспортных правонарушений и преступлений органами внутренних дел является запрещение или приостановление работ. Например, производство ремонтно-строительных и других работ на улицах и автомобильных дорогах допускается только после письменного согласования с органами ГИБДД, при котором устанавливаются способы ограждения места работ, расстановка дорожных знаков и другие условия обеспечения безопасности дорожного движения.

Следует отметить, что ликвидацию аварий в инженерных сетях аварийно-технические и коммунальные службы могут вести без такого согласования, однако о характере, времени и месте производимых работ они обязаны предварительно сообщить в территориальный орган ГИБДД. Если должностные лица, ответственные за производство работ, не выполняют установленные для них требования, то сотрудники ГИБДД, обнаружившие какие-либо недостатки, имеют право запретить или приостановить ведение работ, доложив об этом дежурному по подразделению или начальнику ГИБДД (п. 12 Положения о ГИБДД).

Читайте так же:  Разместить знак о запрете курения

Мерами административно-процессуального обеспечения предупреждения дорожно-транспортных правонарушений и преступлений, применяемыми сотрудниками органов внутренних дел, являются изъятие водительского удостоверения, отстранение от управления транспортным средством и задержание транспортного средства, а также запрещение его эксплуатации.

Изъятие водительского удостоверения производится в случаях, когда водитель совершает административные нарушения, на которые может быть наложено административное взыскание в виде штрафа или лишения права управлять транспортным средством (ст. 27.10 КоАП РФ).

В целях предупреждения дорожно-транспортных правонарушений и преступлений к лицам, которые имеют признаки опьянения, управляют транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой, рулевым управлением или сцепным устройством (для автопоезда), а также управляющим транспортным средством без права на его управление применяется такая мера предупреждения, как отстранение от управления транспортным средством (ст. 27.12 КоАП РФ).

Задержание транспортного средства, а также запрещение его эксплуатации производится в случаях, когда водитель не имеет при себе водительского удостоверения (или временного разрешения), регистрационных документов на данное транспортное средство и талона о прохождении государственного технического осмотра, документов, подтверждающих право владения или пользования либо распоряжения данным транспортным средством, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности, а также при нарушениях правил эксплуатации.

Существенную роль среди мер административного принуждения в предупреждении преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения играет административная ответственность. В настоящее время к лицам, виновным в совершении правонарушения в области дорожного движения, чаше всего применяется одно из следующих наказаний: предупреждение, штраф, лишение специального права на управление транспортным средством (ст. 32.1, 32.2, 32.6 КоАП РФ).

Следует подчеркнуть, что сотрудники ГИБДД вправе назначать за совершение дорожно-транспортных правонарушений в отношении физических и юридических лиц только такие санкции, как предупреждение и штраф. Предупреждение в качестве меры ответственности всегда выполняется в письменном виде, и его не следует путать с устным замечанием участнику дорожного движения. Замечание не влечет для правонарушителя никаких правовых последствий, хотя имеет важное профилактическое значение.

38. Меры административного предупреждения

Административно-предупредительные меры — это меры принудительного характера, которые применяются, как это следует из их названия, в целях предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, которые могут привести к нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, другим явлениям, вредным для режима управления государством.

Они применяются, например, для предотвращения аварий на производстве, дорожно- транспортных происшествий, пожаров; обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности пассажиров воздушных судов; защиты жизни, здоровья и безопасности граждан при стихийных бедствиях, катастрофах, чрезвычайных событиях.

Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, подобные меры осуществляются в принудительном порядке в процессе односторонней реализации юридически властных полномочий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Выражаются административно-предупредительные меры, как правило, в виде определенных ограничений и запретов, что, в свою очередь, также характеризует их принудительную природу. Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений, а направлены на их предотвращение, эти меры предшествуют применению других мер административного принуждения, реализуемых в случаях совершения административных правонарушений.

Административно-предупредительные меры достаточно многообразны, они применяются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления. Наиболее типичные из них связаны:

с осуществлением надзорных проверок;

дачей обязательных для исполнения предписаний о проведении профилактических мероприятий;

досмотром вещей и личным досмотром граждан;

проверкой документов, удостоверяющих личность;

прекращением движения транспорта и пешеходов (при возникновении угрозы общественной безопасности);

освидетельствованием медицинского состояния лиц и др.

Так, в соответствии с Законом РФ «О полиции» ей предоставляется право применять следующие административно-предупредительные меры:

проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность;

осуществлять надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными к лишению свободы, в отношении которых исполнение приговора отсрочено;

производить досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов, а при необходимости — личный досмотр пассажиров;

при возникновении угрозы общественной безопасности временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах;

останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз и др.

Государственное принуждение: понятие, признаки, виды

Государственное принуждение – вид социального принуждения, совокупность мер психического, физического, материального или организационного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном порядке вне зависимости от воли субъектов применения в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Признаки государственного принуждения:

  • является разновидностью социального принуждения;
  • по своей психомотивационной природе определяется конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и индивидуальной волей лиц, нарушивших правовые предписания;
  • опосредовано правом, носит правовой характер;
  • представляет собой акт внешнего психического, физического, материального или организационного воздействия;
  • воздействие оказывается на сознание, волю или поведение субъекта;
  • осуществляется посредством применения соответствующих мер;
  • обусловлено конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и волей субъекта применения;
  • применение государственного принуждения вызывает причинение лицу правоограничений отрицательного характера;
  • основанием применения выступают факты совершения или угрозы совершения правонарушений, а также возникновение других нежелательных для общества и государства аномалий с правовым содержанием;
  • применяется в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;
  • реализуется в рамках правоотношений охранительного типа.

Виды государственного принуждения:

  1. административное принуждение;
  2. уголовное принуждение;
  3. гражданско-правовое принуждение;
  4. дисциплинарное принуждение.

Меры административного наказания

Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Видео (кликните для воспроизведения).

Административное наказание может быть осуществлено в виде предупреждения, административного штрафа, возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, дисквалификации, административного приостановления деятельности.

Источники

Меры предупреждения административных правонарушений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here