Меры административного производства об административных правонарушениях

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Меры административного производства об административных правонарушениях". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Статья 27.1 КоАП РФ. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

Новая редакция Ст. 27.1 КоАП РФ

1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

10) временный запрет деятельности;

11) залог за арестованное судно;

12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

13) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса.

2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Комментарий к Статье 27.1 КоАП РФ

1. Комментируемая статья закрепляет общий перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Цели, основания и процедура применения каждой из них конкретизируются в отдельных статьях главы 27 КоАП. В целом целями применения указанных мер являются: 1) пресечение административного правонарушения; 2) установление личности нарушителя; 3) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения; 4) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении; 5) исполнение принятого по делу постановления.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Важно отметить, что меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются только в связи с административным правонарушением и только специально уполномоченными на это лицами. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении являются разновидностью мер административного принуждения. Поэтому при их применении следует помнить, что в соответствии с ч. 3 ст. 1.6 КоАП при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Отметим, что с 1 июля 2008 г. часть 1 статьи 27.1 будет дополнена пунктом 5.1, согласно которому к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении будет добавлено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

2. В соответствии с п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изменениями от 25 мая 2006 г.) требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 27.1 КоАП) и незаконным привлечением к административной ответственности, подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства. В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Комментарий к Статье 1.6 КоАП РФ

1. Законодательство об административном правонарушении предусматривает два вида мер административного принуждения, применение которых возможно в связи с административным правонарушением. Во-первых, это меры административного наказания и, во-вторых, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Применение данных мер связано с ограничением прав и свобод физических и юридических лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении. Поэтому подобное применение должно осуществляться только на основе и в рамках закона.

2. Важнейшим проявлением принципа законности при применении мер административного принуждения является наличие оснований применения административного принуждения. Таким основанием является совершение административного правонарушения, то есть совершение такого деяния, которое предусмотрено законодательством об административном правонарушении в качестве такового.

3. Принцип законности выражается также в строжайшем соблюдении особого, регламентированного законом порядка применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и применения мер административного наказания. Оба вышеуказанных порядка можно охарактеризовать как процедуру привлечения к административной ответственности.

4. Важной гарантией обеспечения законности выступает строгое следование собственной компетенции органов и должностных лиц, уполномоченных на применение мер административного принуждения.

5. Еще одним условием соблюдения законности является требование недопустимости при применении административного принуждения действий (бездействия) и решений, унижающих человеческое достоинство.

Временный запрет деятельности

Мера состоит в краткосрочном прекращении деятельности юридического лица, его филиала. Запрет налагается, если санкцией за совершение правонарушения может быть приостановление деятельности учреждения.

Читайте так же:  Сроки защиты нарушенного права исковая давность

Важно! Как правило, процедура применяется крайне редко, только в случае, если это требуется для устранения непосредственной угрозы для здоровья и жизни людей, с целью предотвратить эпидемию, эпизоотию, радиационную аварию или техногенную катастрофу.

В протоколе о временном запрете деятельности фиксируются основания применения процессуального действия, копия документа вручается предпринимателю либо законному представителю организации.

Изъятие

Процедура заключается в оформленном документально отчуждении вещей, которые являются предметами нарушения закона, либо документов, служащих доказательствами. Равно как и досмотр, действие производится в присутствии понятых. При необходимости может применяться фотографирование или киносъемка.

По результатам изъятия составляется протокол, в котором ставит подпись лицо, составившее его, а также остальные участники. Вещи запаковываются в тару, обеспечивающую их сохранность, немедленно опечатываются.

Изъято, упаковано и опечатано

Комментарий к статье 27.1. КоАП РФ:

1. В комментируемой статье устанавливаются цели применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и перечень указанных мер. Некоторые из них носят комплексный характер, поскольку они применяются в различных целях.

2. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются в следующих целях: пресечение правонарушения; составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения; обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления.

3. Перечень указанных мер включает: 1) доставление; 2) административное задержание; 3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; 4) изъятие вещей и документов; 5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; 6) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; 7) медицинское освидетельствование на состояние опьянения; 8) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; 9) арест товаров, транспортных средств и иных вещей; 10) привод; 11) временный запрет деятельности.

Данные меры вправе применять только специально уполномоченные на то лица, причем строго в пределах своих полномочий (см. комментарий к ст. ст. 27.2, 27.3, 27.7 — 27.10, 27.12 — 27.16).

4. Следует иметь в виду, что цели применения отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях носят более узкий характер по сравнению с содержанием комментируемой статьи.

Так, согласно ст. 27.2 Кодекса доставление применяется в целях составления протокола об административном правонарушении. В соответствии со ст. 27.3 Кодекса административное задержание может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела и исполнения вынесенного постановления. В ст. 27.7 Кодекса предусмотрено, что личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения или предметов административного правонарушения.

5. В случае незаконного применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях причиненный вред подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме.

В ст. 1069 ГК РФ специально установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 27.1 — 27.20)

Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

>
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 1.6 КоАП РФ. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением

Новая редакция Ст. 1.6 КоАП РФ

1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

2. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

3. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Залог за арестованное судно

Данное действие состоит во внесении гражданином или организацией, в отношении которой возбуждено административное дело, денежной суммы в суд, избравший эту меру обеспечения производства.

Ходатайство о назначении залога за судно в письменном виде направляется судье, должностному лицу. Решение об удовлетворении либо отклонении ходатайства принимается в десятидневный срок. Сумма определяется с учетом величины штрафа, предусмотренного применяемой законодательной нормой. Общий размер залога должен быть больше ущерба, причиненного совершением правонарушения.

Задержание лица

Мера заключается в краткосрочном ограничении свободы правонарушителя, применяется только в экстренных ситуациях. Задержание нужно для обеспечения полного и всестороннего рассмотрения административного материала: не каждый способен добросовестно явиться в назначенное место и время. Меру вправе использовать:

  • сотрудники полиции;
  • национальная гвардия;
  • уполномоченные лица автомобильной военной инспекции;
  • сотрудники пограничных структур;
  • таможенники.

О задержании составляется протокол на специальном бланке. По просьбе нарушителя о том, где он находится, уведомляются его близкие, а также работодатель. Если задержан подросток (лицо, возраст которого менее 18 лет), о процессуальном действии сообщается родителям либо законным представителям. Свобода не может быть ограничена на срок, превышающий 48 часов.

Отстранение от управления транспортом

Мера применяется к водителям автомобилей, в отношении которых есть весомый повод полагать, что имело место употребление ими алкоголя или одурманивающих веществ. Кроме того, от управления отстраняются граждане, управляющие судном, не имея на это права, либо в состоянии опьянения.

Читайте так же:  Обязанность по привлечению к административной ответственности

Важно! Сотрудниками ГИБДД одновременно с осуществлением меры производится направление водителя на прохождение процедуры врачебного освидетельствования, для того чтобы подтвердить или опровергнуть употребление запрещенных веществ.

Копия протокола об отстранении вручается лицу, в отношении которого возбуждено административное производство.

Доставление лица

Мера представляет собой препровождение по принуждению. Основной ее функцией является обеспечение условий для составления протокола о совершенном нарушении. Доставление осуществляется, когда погодные или любые другие параметры не позволяют сделать это на месте совершения противоправного деяния.

Важно! Административным нарушением считается противоправное, виновное деяние (бездействие) человека, представителя власти, организации, за совершение которого действующей редакцией КоАП РФ либо нормативными актами субъектов предусмотрены санкции.

Действие вправе использовать для выполнения своих служебных обязанностей:

  • полиция;
  • военнослужащие;
  • сотрудники национальной гвардии;
  • должностные лица автомобильной инспекции;
  • пограничники.

О проведении процедуры в обязательном порядке составляется протокол или делается пометка о ней в бланке протокола о нарушении.

Задержание автомобиля или иного транспортного средства

Процедура осуществляется для пресечения незаконной эксплуатации автомобиля, при несоблюдении требований установленных дорожных знаков (неправомерная остановка, стоянка). Техника исключается из процессов транспортировки грузов и перевозки пассажиров. Если причина незамедлительно устранена самим водителем, задержание прекращается.

Решение о применении процедуры принимается сотрудниками, в компетенцию которых входит составление административных протоколов по соответствующим статьям КоАП РФ. Составленный протокол о применении меры должен содержать наименование организации, работник которой будет исполнять предписанное документом задержание.

Привод

Видео (кликните для воспроизведения).

Процедура осуществляется сотрудником органа, уполномоченного на проведение данных действий. К основаниям для привода можно отнести определение судьи, постановление должностного лица органа, рассматривающего дело об административном правонарушении. Действие применяется, помимо правонарушителя, к законному представителю организации либо несовершеннолетнего, к свидетелям.

Привод осуществляют судебные приставы

Досмотр лица, а также имеющихся при нем вещей, транспорта, осмотр помещений, территорий юридического лица

Процедура личного досмотра и обследование вещей, имеющихся у лица, а также досмотр автомобиля проводятся для поиска предметов и орудий совершения противоправного деяния. Процессуальное действие осуществляют лица, уполномоченные в своей деятельности использовать доставление и задержание.

Важно! Досмотр возможен только сотрудником того же пола, что и нарушитель, при двух приглашенных понятых этого же пола.

При получении достоверной информации о наличии у гражданина оружия либо используемых в качестве него предметов, мера может осуществляться без понятых.

Личный досмотр гражданина

О проведении досмотра также составляется протокол или вносится пометка в протокол о доставлении (задержании). В документе подробно указывается результат.

Осмотр помещений, территорий, то есть собственности организации или индивидуального предпринимателя, осуществляют сотрудники, в чьи полномочия входит составление административного протокола. Для процессуального действия также приглашаются двое понятых либо ведется видеосъемка. Порядок проведения мероприятия и его результаты вносятся в соответствующий документ (протокол).

Другой комментарий к Ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Данная статья посвящена мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Эти меры представляют собой принудительное воздействие с целью пресечения правонарушения и обеспечения условий для своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления о назначении административного наказания. Основанием применения таких мер является совершение административного правонарушения, а сами меры носят административно-процессуальный характер.

2. Статья закрепляет цели применения указанных мер: а) пресечение правонарушения; б) установление личности правонарушителя; в) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения; г) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении; д) обеспечение своевременного и правильного исполнения принятого по делу постановления.

3. Меры обеспечения производства применяются только в связи с административным правонарушением, по отношению к лицу, подозреваемому в совершении данного правонарушения, и предшествуют последующим процессуальным действиям — возбуждению производства по делу, рассмотрению дела, вынесению постановления по делу и исполнению постановления.

4. КоАП РФ предусматривает гарантии законности при применении рассматриваемых мер. Гарантии выражаются в том, что применяться могут только меры, предусмотренные КоАП РФ; право принимать решение о применении мер обеспечения производства в пределах установленной компетенции предоставлено уполномоченным лицам. О применении мер пресечения обязательным является составление протокола.

5. Рассматриваемая статья закрепляет следующие меры:

доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод.

Из приведенного перечня видно, что одни меры применяются к физическим лицам, например, административное задержание, личный досмотр, другие, такие как осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, — к юридическим лицам. Кроме того, следует отметить, что ряд мер носит личный характер: доставление, административное задержание, привод, другие — имущественный: досмотр вещей, досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов и т.д. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях связано с ограничением прав личности, и КоАП РФ достаточно подробно регламентирует порядок их применения.

Статья 27.1. КоАП РФ. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

Ст 27.1 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

  • 1) доставление;
  • 2) административное задержание;
  • 3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
  • 4) изъятие вещей и документов;
  • 5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
  • 5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
  • 6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
  • 7) задержание транспортного средства;
  • 8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
  • 9) привод;
  • 10) временный запрет деятельности;
  • 11) залог за арестованное судно;
  • 12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
  • 13) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса.
Читайте так же:  Административный арест как вид административного взыскания

2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Арест товара, транспортного средства и т. д.

Действие заключается в изготовлении описи предметов или вещей, к которым оно применяется. Сюда могут относиться:

  • товары;
  • транспортные средства, ставшие орудиями совершения нарушения.

Главная задача при осуществлении процедуры – обеспечение сохранности. Ответственное хранение может осуществлять лицо, назначенное уполномоченным сотрудником, который наложил арест.

При необходимости применяется фотосъемка либо видеозапись, осуществляется упаковывание и опечатывание. Об аресте составляется протокол, копия документа вручается привлекаемому к административной ответственности лицу.

Медицинское освидетельствование для установления факта опьянения

О применении меры составляется протокол, где указываются признаки, на основании которых гражданин подозревается в совершении правонарушения. Таковыми могут являться: запах алкоголя изо рта, шаткая походка, невнятная речь, гиперемия кожных покровов, неестественно расширенные или суженные зрачки.

Обратите внимание! Мероприятие проводится исключительно врачом. После проведения процедуры к протоколу прикладывается составленный медицинским работником акт с результатом исследования. В акте ставит подпись прошедшее освидетельствование лицо.

Другой комментарий к Ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

2. Главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом. Иное исключает возможность применить к лицу, привлекаемому к административной ответственности, одну из предусмотренных КоАП РФ мер, именуемых административными наказаниями. Основаниями привлечения к административной ответственности служат все основные признаки, характеризующие административное правонарушение (ст.2.1), а также иные установленные законодательством правовые условия, в соответствии с которыми физическому или юридическому лицу могут быть предъявлены уполномоченными на это органами или должностными лицами обвинения в совершении виновного антиобщественного деяния в виде административного правонарушения.

3. Важное значение имеет обеспечение законности при совершении уполномоченными органами и должностными лицами административно-процессуальных действий, т.е. производства по делам об административных правонарушениях. Во-первых, в силу того, что именно при рассмотрении подобных дел фактически решается дальнейшая судьба лица, привлеченного к административной ответственности (будет оно подвергнуто административному наказанию или нет). Во-вторых, в силу того, что в процессе рассмотрения дел об административных правонарушениях полномочные органы и должностные лица вправе при необходимости применять предусмотренные КоАП РФ особые меры обеспечения производства, не носящие характер мер административной ответственности (т.е. наказания), эти меры (гл.27 КоАП РФ), тем не менее, являются мерами административного принуждения (например, изъятие вещей и документов, личный досмотр, доставление и т.п.), оказывающими помимо прочего определенное негативное воздействие на привлеченного к административной ответственности. Естественно, что основания и порядок применения подобных мер должны базироваться на соблюдении законности и компетентности.

4. В принципе содержание КоАП РФ, весь регулируемый им процесс реализации административной ответственности, от возбуждения дела об административном правонарушении до исполнения постановлений о назначении административного наказания, подчинены началам законности. При этом действия полномочных органов и должностных лиц, формально соответствующие требованиям законности, не должны унижать человеческое достоинство (см. ст.21 Конституции РФ).

5. Законность при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением гарантируется прокурорским надзором, правом обжалования принимаемых постановлений, а также контролем за деятельностью по применению мер административной ответственности со стороны вышестоящих органов и должностных лиц.

Меры административного производства об административных правонарушениях

Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ; ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ; МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ; КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ; ADMINISTRATIVE ENFORCEMENT; MANUFACTURE ON AFFAIRS ABOUT ADMINISTRATIVE OFFENCES; MEASURES OF MAINTENANCE OF MANUFACTURE ON AFFAIRS ABOUT ADMINISTRATIVE OFFENCES; THE CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION ABOUT ADMINISTRATIVE OFFENCES.

Административное правонарушение – это самый распространенный вид правонарушений в России. Объектом административного правонарушения чаще всего выступают общественные отношения в сферах экологии, здравоохранения, общественного порядка и других сферах повседневной жизни. Наказанием за административное правонарушение может служить штраф, дисквалификация, предупреждение, административный арест, изъятие и т.д. [4]

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, обеспечения корректного рассмотрения дела и исполнения вынесенного по нему постановления применяются меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Они применяются уполномоченными на то лицами в процессе возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении. Применение какой-либо меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении сопровождается составлением протокола.

Исчерпывающий список мер обеспечения производства по административным правонарушениям и лиц, уполномоченных их осуществлять, представлен в КоАП РФ. В него входят: административное задержание, личный досмотр, медосвидетельствование, задержание транспортного средства, привод и т.д. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения административного производства, подлежит возмещению.

Вопреки более чем обширному массиву правовой базы, регламентирующей деятельность по применению мер обеспечения административного производства, сегодня существует ряд проблем, связанных с этой деятельностью в отдельных сферах ее применения.

Читайте так же:  Протокол ппс об административном правонарушении образец

Изучая вопросы правовых коллизий в законодательствах, регламентирующих описываемую деятельность, возможности их двусмысленного толкования, а также недочеты в рамках организации деятельности уполномоченных применять меры обеспечения административного производства в РФ, можно отметить как их различия в зависимости от применения их в отдельной сфере общественных отношений к другой, так и общие черты.

В данной работе мы постарались разобрать вышеперечисленные проблемы на примере двух служб, должностные лица которых в праве применять меры обеспечения административного производства, — пограничной службы и ГИБДД, поскольку в их деятельности достаточно хорошо выделяются проблемы, связанные с применением описываемых мер. Эти подразделения крайне важны для обеспечения безопасности общества и всего государства в целом, поэтому нам необходимо рассмотреть проблемы, связанные с применением мер обеспечения административного производства в подведомственных им сферах деятельности.

Роль государственной границы для каждой страны крайне велика. Государственная граница – это своеобразный «фильтр», ограждающий государство от внешних угроз и вызовов.

Каждый год тысячи людей предпринимают попытки нарушить режим государственной границы. Не имеющие необходимых для пересечения границы документов, они пытаются несанкционированно перебраться на территорию соседнего государства, избежав встречи с пограничниками. Большинство подобных правонарушений удается пресечь, после чего к правонарушителю сразу же применяются меры обеспечения административного производства.

В соответствии со ст 27.7 КоАП РФ сотрудники службы пограничного контроля наделены правом «осуществлять задержание и личный досмотр лиц, вызывающих подозрения в незаконном пересечении границы, а также доставлять данных лиц в подразделения пограничной службы». Перечисленные меры обеспечения административного производства призваны в кратчайший срок выяснить личность задержанного лица и не допустить нарушения пограничного режима. Однако на практике подобные инциденты зачастую сопровождаются большим количеством вопросов и проблем, связанных с процедурами задержания правонарушителей, их доставлением в подразделение пограничной службы и дальнейшим содержанием под стражей.

Первой проблемой необходимо отметить недостаточное количество субъектов, уполномоченных проводить доставление лиц, вызывающих подозрения в незаконном пересечении границы. В ст 27.2 КоАП РФ содержится исчерпывающий список этих лиц, в который входят исключительно государственные служащие. Это делает процесс доставления прерогативой очень узкого круга лиц, слишком малочисленного, чтобы осуществлять надлежащий контроль за государственной границей. Позаимствовав идею у С.Г. Камолова, предлагавшего в своих статьях возложить полномочия Федерального агентства по рыболовству, связанные с доставлением правонарушителей, на работников негосударственных формирований, можно предположить, что предоставление полномочий по доставлению нарушителей режима государственной границы добровольным народным дружинам или внештатным сотрудникам ФСБ существенно понизит количество лиц, незаконно пересекающих границу. Более того, данная реформа поспособствует предупреждению административных правонарушений в этой сфере в будущем, поскольку потенциальные нарушители будут осведомлены о количестве защитников порядка на границе и об их полномочиях.

Говоря о несовершенствах административного производства в сфере контроля государственной границы, необходимо упомянуть о проблеме установления максимального времени, которое может провести подозреваемый в незаконном ее пересечении под стражей. Изначально следует рассказать о существенной правовой коллизии, существовавшей в российском законодательстве до 2009 года и связанной со временем содержания подозреваемого лица под стражей. Согласно п. 2 ст 27.5 КоАП РФ «Лицо, подозреваемое в нарушении режима государственной границы РФ и порядка пребывания на территории РФ, может быть подвергнуто административному аресту для установления личности и выяснения обстоятельств административного правонарушения на срок не более 48 часов», а согласно закону РФ «О государственной границе» от 01.04.1993 №4730 «Пограничные органы в пределах пограничной территории могут задерживать подозреваемое лицо на срок до 3 суток с сообщением об этом прокурору, или до 10 суток с санкции прокурора». В связи с этой коллизией должностные лица подразделений пограничного контроля зачастую сталкивались с проблемой определения приоритетной нормы закона.

В конечном итоге Конституционный суд РФ отменил норму, указанную в статье закона «О государственной границе», поскольку задержание лица на срок более 48 часов без судебного решения противоречит нормам Конституции РФ.

Еще одной проблемой правового регулирования применения мер административного производства в сфере пограничного контроля является необходимость совершенствования правовых дефиниций административного законодательства и разработка новых определений для нормативных актов. Многие ученые-юристы указывают на то, что в КоАП РФ в принципе отсутствует определение «Изъятия документов и личных вещей» как меры обеспечения административного производства. Отсутствие точного определения вышеуказанных понятий способствует его неоднозначному толкованию должностными лицами, из которого вытекает ненадлежащий уровень применения ими данной меры обеспечения административного производства. [5]

Проблема точного определения норм, принадлежащих какому-либо регламентирующему НПА, актуальна не только в органах обеспечения безопасности государственных границ, но и в любых других структурах, связанных своей деятельностью с исполнением норм административного права. На наш взгляд, только слаженная работа ученых-юристов и уполномоченных на применение мер обеспечения административного производства должностных лиц, направленная на разработку и закрепление исчерпывающих норм права в той или иной его отрасли, может поспособствовать появлению общепонятных и однозначно толкуемых норм. Как заметил Камолов С.Г.: «Четкое определение понятий, содержащихся в НПА, является необходимой частью их эффективного исполнения». [6]

Следующей областью, в которой находят свое отражение многие проблемы, связанные с применением мер обеспечения производства по административным делам, является область обеспечения безопасности дорожного движения и страхования ответственности в случае ДТП [1].

Как мы уже отмечали ранее, нормативное обеспечение некоторых мер обеспечения административного производства оставляет желать лучшего. Примером плохо регламентируемой меры в области обеспечения безопасности дорожного движения может стать такое действие уполномоченного лица, как задержание транспортного средства.

Список оснований, по которым сотрудник может задержать транспортное средство представлен в ст 27.13 КоАП РФ. Логично предположить, что именно устранение указанных в списке оснований является целью задержания транспортного средства, поскольку они в своем проявлении на практике представляют опасность для других участников дорожного движения [3].

Тем не менее, сам состав этого списка вызывает некоторые вопросы, например, среди оснований для задержания транспортного средства мы можем видеть нарушение правил остановки или стоянки (ч. 4,5 ст 12.16 КоАП РФ). Безусловно, данный проступок не является недостаточно веским для предусмотренного за него наказания, но сама регламентация процесса применения меры изъятия транспортного средства безусловно нуждается в доработке.

Читайте так же:  Сроки исчисления административного штрафа

Зачастую люди сталкиваются с проблемой установления лица, оплачивающего перемещение транспортного средства на специальную стоянку и штраф за само правонарушение, поскольку владелец транспортного средства и правонарушитель не всегда одно и то же лицо, поскольку данная процедура недостаточно тщательно прописана в актуальном законодательстве.

Интересен также вывод об уровне правового обеспечения этой меры, предоставляемый доцентом кафедры права Российского государственного университета правосудия Т.В. Казиной. Она пишет о том, что сотрудники правоохранительных органов зачастую доставляют транспортное средство на специальную стоянку в упрощенном порядке – путем составления акта приема-передачи. [8] Сотрудники ГИБДД имею протокол о правонарушении, а сотрудники стоянки не отдадут транспортное средство без протокола, либо справки об оплате. Суть в том, что сотрудники ГИБДД не передают копию протокола правонарушителю, в случае если он составлен без его присутствия. Правонарушитель вынужден заплатить штраф, чтобы получить транспортное средство назад. Звучит достаточно логично, однако таким образом можно уверенно заявить, что обязанность сотрудника ГИБДД, установленная ст. 27.13 КоАП РФ представляет собой фикцию.

Среди важных проблем применения мер административного производства в области дорожного движения можно выделить недостаточную техническую и юридическую оснащенность отечественных сотрудников ГИБДД в случаях совершения правонарушения гражданином другой страны. [7]

Опыт сотрудников показывает, что отсутствие единой базы правонарушителей и возможность получения потерянного водительского удостоверения в некоторых странах СНГ препятствуют применению мер административного производства, поскольку правонарушители в случае изъятия водительского удостоверения могут вернуться на родину, написать заявление об утере водительского удостоверения и в относительно короткий срок получить новое.

Также внимания заслуживает схема, применяемая белорусскими правонарушителями в приграничной с Российской Федерацией зоне. Она видится крайне простой, отчего абсурдность бессилия перед ней сотрудников российского ГИБДД еще заметнее. Поскольку на дороге между Россией и Белоруссией нет пункта пропуска, граждане стран пересекают границу зачастую даже без остановки. Проблема заключается в том, что правонарушители из Белоруссии имеют возможность заехать на территорию РФ, достигнуть ближайшей заправки (около двух километров от границы), залить в бензобак своего транспортного средства определенное количество бензина и скрыться не заплатив. Наказать его весьма проблематично, поскольку сотрудники не имею достаточно времени, чтобы лично задержать нарушителя, а связь с сотрудниками службы дорожного движения Белоруссии функционирует посредственно.

Исходя из примеров, перечисленных нами выше, становится очевидным необходимость создания единых реестров между странами в сфере дорожного движения, а также налаживание каналов связи, необходимых для взаимодействия уполномоченных сотрудников из разных стран содружества. В том числе с целью государственного регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации. [2]

Подводя итоги, необходимо упомянуть, что в ней были разобраны лишь некоторые частные случаи некоторых сфер применения мер обеспечения административного производства. На их примере мы стремились продемонстрировать определенные недочеты материальной и юридической организации деятельности по применению мер обеспечения административного производства, а также предложить методы борьбы с ними. Проецируя описанные проблемы на другие сферы применения мер обеспечения административного производства, можно заметить, что эти проблемы, особенно, связанные с регламентом применения данных мер, не являются прерогативой какой-то одной отрасли. Данный факт очень точно свидетельствует о необходимости постоянной работы над российским законодательством, в частности над КоАП РФ. Для эффективности этой работы к ней должны привлекаться не только ученые-административисты, но и рядовые должностные лица, ежедневно исполняющие полномочия, связанные с применением мер обеспечения административного производства.

Меры обеспечения по делам об административных правонарушениях

Именно система административного права является одной из сложнейших и массивных отраслей, так как затрагивает практически каждую область жизни общества. Данный вид ответственности применяется намного чаще, чем уголовная или гражданская, что связано с широчайшим спектром регулируемых отношений.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях это процедуры, пресекающие совершение субъектом противоправного деяния. Кроме того, они применяются для проверки данных человека, составления административного протокола, когда сделать это нельзя в месте совершения проступка, с целью обеспечить всестороннее рассмотрение материала без нарушения сроков, а также для приведения в исполнение вынесенного постановления.

К мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, действующим в настоящее время, законодательством отнесено 12 видов процедур. В главе 27-й КоАП РФ дается подробная характеристика каждой.

Главный нормативно-правовой акт

Помещение иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства, которым назначено выдворение за пределы РФ, в специальные учреждения

Мера заключается в препровождении вышеуказанных лиц в специализированные организации, созданные для данных целей. Виды учреждений предусмотрены Федеральным законом от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Условия содержания исключают вероятность того, что выдворяемые самовольно смогут покинуть место пребывания. Помещение производится на основании вынесенного судом постановления.

Административное правонарушение не относится к уголовным преступлениям. Однако данный вид ответственности призван, наравне с остальными, обеспечивать правопорядок и предупреждать совершение тяжких антиобщественных деяний. Граждане не должны относить административное законодательство к «необязательным», «несерьезным» нормам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Каждый должен знать, правомерны ли его поступки, и какие последствия может повлечь их совершение. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях являются инструментом, позволяющим представителям власти довести возбужденное производство до логического конца, то есть до назначения наказания.

Источники

Меры административного производства об административных правонарушениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here