Медицинские административные правонарушения

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Медицинские административные правонарушения". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Минздрав России подготовил поправки в КоАП РФ

everythingposs / Depositphotos.com

Соответствующий законопроект сегодня вынесен на публичное обсуждение (оно продлится до 7 октября). Документ предусматривает установление административной ответственности за невыполнение обязанности создавать условия, обеспечивающие соответствие оказываемой медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи, а также за несоблюдение требований законодательства об охране здоровья граждан в части создания условий для обеспечения качества и доступности медицинской помощи.

В первом случае речь идет о непринятии мер по:

  • организации и осуществлению медицинской деятельности в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, в т. ч. порядками оказания медпомощи;
  • оснащению медорганизации в соответствии со стандартами оснащения;
  • обеспечению профессиональной подготовки, переподготовки и повышении квалификации медработников;
  • созданию, развитию и эксплуатации медицинских информационных систем медорганизаций;
  • созданию условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием.

Согласно законопроекту 1 такие нарушения повлекут предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

В свою очередь, несоблюдение должностными лицами органов госвласти субъекта РФ в сфере охраны здоровья требований законодательства об охране здоровья граждан в части создания условий для обеспечения качества и доступности медпомощи имеет место, когда не принимаются меры: по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности медорганизаций, подведомственных исполнительным органам госвласти субъектов РФ; организации размещения медорганизаций в соответствии с требованиями к их размещению исходя из потребностей населения; обеспечению медорганизаций, подведомственных исполнительным органам региональной власти, медицинскими работниками; созданию, развитию и эксплуатации государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов РФ. За такие деяния предусмотрен штраф для должностных лиц в размере 10-20 тыс. руб.

Необходимость введения новых составов правонарушений авторы инициативы связывают с многочисленными обращениями граждан, касающимися проблем доступности и качества медицинской помощи. По данным статистики, ежегодно 60% обращений граждан в Росздравнадзор связаны с этими вопросами. Например, в 2017 году по вопросу качества и безопасности медицинской деятельности поступило более 47 тыс. обращений.

При этом в законопроекте оговорено, что если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что должностным лицом медорганизации вносилось предложение о выделении средств для выполнения обязанностей по созданию условий, обеспечивающих соответствие оказываемой медпомощи критериям оценки ее качества, но средства на эти цели не были выделены, то производство по делу об административном правонарушении в отношении должностных лиц и медорганизаций будет подлежать прекращению. Здесь же указаны и случаи, связанные с отсутствием возможности реализовать право на использование средств нормированного страхового запаса территориального фонда для финансового обеспечения мероприятий по приобретению и проведению ремонта медоборудования по причинам, не зависящим от медорганизации. Соответствующие основания планируется включить в перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

В случае одобрения законопроекта предусмотренные им нормы вступят в силу с 1 января 2022 года.

1 С текстом законопроекта «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за несоздание условий для обеспечения качества и доступности медицинской помощи» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/09-19/00094765).

МЕДИЦИНСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

МЕДИЦИНСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ — нарушения установленных законом и специальными инструкциями правил поведения и выполнения медицинскими работниками профессиональных обязанностей. В ст. 17 «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении» (1969), указано, что медработники, нарушившие профессиональные обязанности, «несут установленную законодательством дисциплинарную ответственность, если эти нарушения не влекут по закону уголовной ответственности». Обязательными элементами М. п., в отличие от врачебных ошибок (см.), являются: противоправное действие или бездействие, нанесшее вред здоровью граждан, государственным или общественным интересам в связи с умыслом, неосторожностью в действиях или бездействием медперсонала.

М. п. разделяют на проступки и преступления. Проступком называется противоправное деяние гражданско-правового, административного и дисциплинарного характера, к-рое не предусмотрено законом об уголовной ответственности.

К гражданско-правовым проступкам медперсонала относят причинение вреда больному от неправильного лечения, ущерба леч. учреждению порчей имущества, а также бесхозяйственным хранением и использованием перевязочного материала, медикаментов и т. д.

Ответственность медработников за гражданско-правовые проступки влечет применение ряда санкций (материальное возмещение убытков за потерю трудоспособности больным в связи с неправильным лечением, за порчу больничного оборудования, значительный перерасход медикаментов), которые осуществляются в судебном (гражданский иск), административном и общественном порядке (товарищеские суды). Материальная ответственность медработников за ущерб, причиненный мед. учреждению, обычно бывает ограниченной и составляет, как правило, не более одной трети тарифной ставки (оклада).

Административные проступки медработников выражаются в нарушении установленного инструкциями порядка управления леч. учреждением, правил внутреннего распорядка больницы или отделения; такие нарушения дезорганизуют работу леч. учреждения. Административная ответственность медработников осуществляется гл. обр. через административные комиссии при исполкомах районных (городских) Советов народных депутатов, народными судьями, отдельными должностными лицами (работниками милиции, техническими инспекторами совета профсоюза), товарищескими судами.

Дисциплинарные проступки медперсонала — это противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей (прогулы, опоздания на работу, невыполнение распоряжений гл. врача, зав. отделением и др.). Дисциплинарная ответственность медработников предусматривает применение дисциплинарных взысканий (замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или перемещение на низшую должность сроком до трех месяцев, увольнение с работы), которые накладываются должностными лицами, обладающими соответствующей властью (гл. врач, зав. районным или городским отделом здравоохранения).

Читайте так же:  Возбуждение дела об административном правонарушении прокурором

В деятельности медработников чаще наблюдаются дисциплинарные и гражданско-правовые проступки, большинство из которых не нуждается в специальном разъяснении, т. к. они очевидны, понятны самому совершившему их и окружающим (порча больничного имущества, опоздание на работу, прогул и т. д. ). Однако, прежде чем налагать дисциплинарное взыскание или подвергать провинившегося работника гражданской ответственности, ему обязательно предлагают представить письменное объяснение, что, помимо воспитательных целей, дает возможность более полно выяснить все обстоятельства.

Врачебными преступлениями называются такие М. п,, которые посягают на советский общественный и государственный строй, причиняют вред общественным отношениям или сопровождаются ущербом для отдельных граждан. Согласно УК РСФСР (1960) и УК союзных республик медработники подлежат уголовной ответственности за следующие профессиональные преступления: неоказание помощи больному; незаконное производство аборта; халатное, небрежное отношение к своим обязанностям; выдачу подложных документов (должностной подлог); незаконное врачевание; нарушение правил, установленных в целях борьбы с эпидемиями; нарушение правил производства, хранения, отпуска, учета, перевозки, пересылки наркотических и других сильнодействующих и ядовитых веществ.

Неоказание помощи больному чаще всего проявляется в неявке медработника по вызову во внеслужебное время, в отказе оказать неотложную медпомощь гражданам в дороге, на улице и т. д. Неоказание помощи больному без уважительных причин в случаях смерти больного или иных тяжких для него последствий влечет за собой ответственность по ст. 128 УК РСФСР и соответствующим статьям УК союзных республик. При выполнении медработником своих служебных обязанностей неоказание помощи больному рассматривается по ст. 170 УК РСФСР как должностное преступление.

Незаконное производство аборта — преступное прерывание беременности независимо от ее срока вне больницы или другого леч. учреждения. Считаются незаконными также аборты, произведенные в леч. учреждениях, но с грубым нарушением установленных правил. Уголовная ответственность за незаконное производство аборта предусмотрена ст. 116 УК РСФСР.

Под незаконным врачеванием понимается лечение людей лицами, не имеющими высшего мед. образования, когда это занятие становится профессией, приносящей постоянный или дополнительный доход. За незаконное врачевание привлекаются к ответственности гл. обр. знахари и шарлатаны, желающие обогатиться за счет больных. По уголовному законодательству преступление считается совершенным независимо от того, наступили или не наступили в результате него вредные для больного последствия. Если же в итоге незаконного врачевания причинен ущерб здоровью больного или последовала его смерть, то М. п. квалифицируется как причинение телесного повреждения в соответствии со статьями 108, 109, 112 УК РСФСР или совершение неосторожного убийства по ст. 106 УК РСФСР.

Несоблюдение обязательных правил, установленных в целях предупреждения эпидемических и других заразных заболеваний, влечет за собой ответственность должностных и частных лиц по ст. 222 УК РСФСР.

Выдача медработниками различных заведомо ложных официальных документов (листков нетрудоспособности, справок о болезни, физическом состоянии, беременности, возрасте и др.) рассматривается органами следствия и судами как должностной подлог, влекущий за собой ответственность по ст. 175 УК РСФСР.

Нарушение установленных правил производства, хранения, отпуска, учета, перевозки, пересылки наркотических и других сильнодействующих и ядовитых веществ наказывается по ст. 224 УК РСФСР.

Расследование М. п. с привлечением к уголовной ответственности медработников (см. Врачебная ответственность) обычно вызывает необходимость проведения суд.-мед. экспертизы с участием квалифицированных специалистов. Основными материалами для комиссионной суд.-мед. экспертизы служат подлинники мед. документов (история болезни, амбулаторная карта, рентгеновские снимки и т. д.), а при летальных исходах — также акты патоло го анатомического или суд.-мед. исследования, результаты гистол., бактериол, и других методов исследования.

Экспертная комиссия руководствуется общепризнанными научными данными, специальными правилами и инструкциями. В заключении комиссии указывается, какие официальные инструкции и общепринятые мед. правила были нарушены врачом; отражаются объективные условия, в которых протекала деятельность обвиняемого, и если они не отвечают необходимым требованиям (напр., отсутствие инструментов, диагностической аппаратуры, транспорта, неприспособленность помещений, неукомплектованность штатов и др.), то указывается, в чем это выражается и кто конкретно должен обеспечить соответствующие условия работы. При этом экспертная комиссия не решает вопросы юридического характера (напр., какой врач виновен и в какой степени), т. к. они относятся к компетенции органов следствия и суда.

Библиография Бердичевский Ф. Ю. Уголовная ответственность медицинского персонала за нарушение профессиональных обязанностей, М., 1970; Громов А. П. Врачебная деонтология и ответственность медицинских работников, М., 1969; он же, Права, обязанности и ответственность медицинских работников, М., 1976; Огарков И. Ф. Врачебные правонарушения и уголовная ответственность за них, М., 1966, библиогр.

А. П. Громов, В. М. Смольянинов.

4. Административная ответственность медицинских работников

Мерами административной ответственности являются админи­стратив-ные наказания. Меры административной ответственности (административные наказания) являются разновидностью мер административно-правового принуждения, применяемых к лицу, совершающему ад­министративное правонарушение.

Меры административной ответственности имеют ряд отличи­тельных признаков:

— перечень мер административной ответственности установ­лен КоАП и является исчерпывающим;

— назначенные и исполненные меры административной от­ветственности (административное наказание) влекут для право­нарушителя истечение срока погашения административной от­ветственности. Лицо считается подвергнутым административной ответственности в течение одного года со дня исполнения поста­новления о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП);

Читайте так же:  Суд алименты пристав жалоба бездействие

— меры административной ответственности (административ­ные наказания) не применяются в момент совершения администра­тивного правонарушения. Они применяются всегда после соверше­ния административного правонарушения;

— меры административной ответственности (административ­ные наказания) назначаются в том случае, когда административным правонарушением причинен необратимый (невосстановимый) вред. Меры административной ответственности призваны компенсиро­вать такой вред;

— меры административной ответственности (административ­ные наказания) назначаются уполномоченным органом (должност­ным лицом), когда собраны, закреплены и исследованы доказатель­ства по делу об административном правонарушении, установлена вина правонарушителя.

Перечисленные КоАП меры административной ответственности взаимосвязаны и образуют единую систему административных на­казаний. Они могут быть классифицированы по различным осно­ваниям.

Административные наказания можно распределить по степени тяжести следующим образом:

1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета администра­тивного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физиче­скому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация.

В аспекте административной ответственности медицинских и фармацевтических работников (организаций) заслуживают рассмотрения следующие административные наказания: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физиче­скому лицу.

Предупреждение (ст. 3.4 КоАП) является мерой административ­ного наказания, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Административный штраф (ст. 3.5 КоАП) представляет собой де­нежное взыскание, налагаемое уполномоченным органом (должно­стным лицом) на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Административный штраф призван оказать воздействие на ма­териальные интересы правонарушителя. Взыскиваемые с физических и юридических лиц суммы адми­нистративных штрафов подлежат зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. В здравоохранении чаще других имеют место административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, в частности:

Статья 6.2. Незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством):


1. Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензию на данный вид деятельности, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда.

2. Занятие народной медициной (целительством) с нарушением установленного законом порядка, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения:

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (ст. 3.8 КоАП), состоит в лишении физического лица, совер­шившего административное правонарушение, на срок от одного месяца до двух лет предоставленного ему права управления транс­портным средством, права охоты, права использования высокочас­тотных и радиоэлектронных устройств.

В медицине и фармации используются высокочастотные устройства.

Под высокочастотными устройствами понимается оборудование или приборы, предназначенные для генерирования и местного ис­пользования радиочастотной энергии для промышленных, личных, медицинских, бытовых и других целей, за исключением примене­ния в области электрической связи.

Видео (кликните для воспроизведения).

Под радиоэлектронными устройствами понимаются технические средства, состоящие из одного или нескольких радиопередающих или радиоприемных устройств либо из их комбинации и вспомога­тельного оборудования и предназначенные для передачи или прие­ма радиоволн.

Виды и формы ответственности в медицине

Согласно ст. 98 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

Таким образом, вопрос ответственности в сфере медицины на сегодняшний день имеет огромное значение. Но для того, чтобы полностью раскрыть понятие ответственности в сфере оказания медицинских услуг, а также ее виды и формы, необходимо выявить основные причины ее возникновения. Ибо само деление ответственности на отдельные виды происходит по отдельным критериям, основанным на самом важном факторе — правонарушении.

Именно правонарушение является основанием и условием возникновения ответственности медицинских организаций и медицинских работников. В юридической науке правонарушение представляет собой виновное противоправное действие (бездействие), совершенное деликтоспособным лицом (лицом, способным отвечать за свои поступки), противоречащее требованиям норм права и характеризующееся причинением вреда обществу, невыполнением своих обязанностей или нарушением прав других лиц, нарушением правовых норм, умышленным или по неосторожности совершенным действием.

Проступок или преступление

Правонарушения подразделяются на две группы: проступки и преступления. Проступок — противоправное виновное нарушение, в т.ч. действие (бездействие) лица, посягающее на установленные нормами права общественные отношения, характеризующееся небольшой общественной опасностью. Проступки могут быть административными, дисциплинарными и гражданско-правовыми.

Т.о., виды ответственности в медицине подразделяются согласно причине ее возникновения (т.е. в зависимости от природы правонарушения):

В зависимости от видов ответственности различают и формы ответственности. Формой ответственности является форма выражения тех или иных обременений и (или) ограничений, которые возлагаются на правонарушителя (например, возмещение убытков (ст. 15 Гражданского кодекса РФ), уплата неустойки (ст. 330 Гражданского кодекса РФ).

Читайте так же:  Нарушение закона о тишине коап

Необходимо отметить тот факт, что ответственность медицинской организации (далее МО) зачастую зависит от ответственности медицинских работников. При этом, как первые, так и последние полностью отвечают за свои правонарушения. Непосредственное привлечение к ответственности медицинских работников в наше время встречается все чаще и чаще.

Гражданская или гражданско-правовая ответственность медицинских работников

Гражданско-правовая ответственность (ГПО) представляет собой установленные нормами Гражданского кодекса РФ (далее «ГК РФ») юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом своих обязанностей, связанные с нарушением гражданских прав другого лица, в виде применения судом в отношении правонарушителя имущественных санкций в пользу потерпевшего (п. 1 ст. 329 ГК РФ). Условиями наступления ГПО являются:

  • Наличие вреда или убытков.
  • Противоправный характер поведения правонарушителя: действие/бездействие.
  • Причинная связь между поведением и последствиями.
  • Вина правонарушителя.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора возникает договорная ответственность, а в остальных случаях — внедоговорная. Внедоговорную ответственность нередко называют также деликтной, связывая ее в основном с обязательствами из причинения вреда (деликтами). Деликт — это правонарушение, гражданско-правовой проступок, связанный с нарушением обязательств и причинением вреда, подлежащего взысканию в полном объеме.

Также выделяют квазидоговорную (гражданско-правовую) ответственность, вытекающую из причинения вреда при ненадлежащем оказании медицинских услуг. Особенностью данного вида ответственности являются обязательства, вытекающие из ведения чужих дел без поручения (глава 50 ГК РФ). В сфере медицины основанием возникновения обязательств из причинения вреда здоровью могут быть действия врача в интересах пациента без поручения последнего, в частности без информированного добровольного согласия. В связи с тем, что в процессе оказания медицинских услуг часто используются предметы, вещества, представляющие собой источники повышенной опасности (электрические установки, сильнодействующие лекарственные препараты и т.п.), МО несут гражданско-правовую ответственность как владельцы источников повышенной опасности (ст.1079 ГК РФ). Также вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина (пациента) при наличии недостатков предоставляемой услуги , а также вследствие недостоверной или недостаточной информации об услуге, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от его вины и от того, состоял ли потерпевший с ним в договорных отношениях, или нет (ст. 1095 ГК РФ).

Материальная ответственность медицинских работников

Материальная ответственность медицинских работников является самостоятельной ответственностью. Трудовое законодательство предусматривает два вида материальной ответственности: ограниченную и полную (ст. 241, 243 ТК РФ).

Материальная ответственность работника основывается на его обязанности бережно относиться к имуществу предприятия, учреждения, организации. Она возлагается как за ущерб, причиненный предприятию или учреждению, с которым он состоит в трудовых отношениях, так и за ущерб, причиненный работодателем по вине работника третьим лицам, например, за причиненный медицинской организации (далее по тексту — МО) пациенту вред. В отличие от гражданского права взысканию подлежит лишь прямой действительный ущерб, который фактически понес работодатель (ст. 238 ТК РФ). Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат (ст. 238 ТК РФ).

Административная ответственность медицинской организации и медицинских работников

Административная ответственность наступает в отношении медицинских работников, должностных лиц и медицинских организаций за совершенное ими административное правонарушение, предусмотренное Кодексом РФ об административных правонарушениях. Согласно ст. 2.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее «КоАП РФ») административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

К административным правонарушениям относятся проступки в области охраны труда и здоровья, окружающей среды, нарушения санитарно-гигиенических правил, требований пожарной безопасности, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), нарушения прав потребителей и прочее, в том числе:

  • Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью (ст. 6.1 КоАП РФ);
  • Незаконное занятие народной медициной (ст. 6.2 КоАП РФ)
  • Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП РФ);
  • Нарушение санитарно -эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ);
  • Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ (ст. 6.8 КоАП РФ);
  • Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1 КоАП РФ);
  • Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований (ст. 14.4. КоАП РФ);
  • Обман потребителей (ст. 14.17 КоАП РФ);
  • Нарушения прав потребителей (ст. 14.18 КоАП РФ);
  • Нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ) и прочие нарушения.

Административные наказания

Формой ответственности за административные правонарушения являются предупреждение или наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и на юридических лиц, с возможной конфискацией предметов административного правонарушения (в отношении двух последних упомянутых лиц), дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет для должностных лиц, а также административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток для юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Хочется отметить, что начиная с 1 января 2014 года к медицинским работникам за совершение некоторых правонарушений, установленных КоАП РФ, может быть применено такое административное наказание как дисквалификация.

Имущественные санкции

Имущественные санкции делятся на штрафные, конфискационные и компенсационные санкции.

Согласно ст. 332 ГК РФ штрафные санкции (неустойка, штраф, пени) взыскиваются в пользу потерпевшего независимо от понесенных убытков (например, штрафы или пени за просрочку исполнения по договору).

Читайте так же:  Административное правонарушение юридических лиц штрафы

Конфискационные санкции заключаются в безвозмездном изъятии имущества правонарушителя в пользу государства. Конфискационные санкции для гражданского права являются исключительными.

Компенсационные санкции имеют своим назначением возмещение потерпевшей стороне вреда или убытков, причиненных правонарушителем. Санкция в форме возмещения убытков потерпевшей стороне подчинена принципу полного возмещения имущественного (материального) вреда (п. 1 ст. 15 ГК РФ). Материальный вред может быть возмещен в натуре (предоставление взамен вещи того же рода и качества) либо компенсирован в деньгах. В соответствии с компенсационной санкцией возмещению подлежат все убытки в форме реального ущерба и упущенной выгоды, причинно связанные с правонарушением.

Характерным примером компенсационных санкций является возмещение морального вреда гражданину правонарушителем при наличии его вины (ст.151 ГК РФ). Под моральным вредом понимают физические или нравственные страдания гражданина, вызванные нарушением его личных неимущественных прав и умалением его личных (нематериальных) благ — посягательствами на его честь, достоинство, неприкосновенность личности, здоровье и т. д. Т.о., к правонарушителю могут быть применены и неимущественные санкции (например, требование согласно ст. 152 ГК РФ опровергнуть распространявшиеся им сведения, порочащие честь и достоинство граждан и организаций).

Дисциплинарная ответственность медицинских работников

Дисциплинарная ответственность медицинских работников предусмотрена Трудовым кодексом РФ (далее «ТК РФ») и заключается в наложении дисциплинарного взыскания администрацией того медицинского учреждения, где трудится работник, или вышестоящим в порядке подчиненности органом в случае дисциплинарного проступка в виде нарушения трудовой, служебной, исполнительной, учебной, воинской дисциплины. ТК РФ предусматривает такие взыскания, как замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТК РФ). Особым видом ответственности работников является также материальная ответственность .

Случаи полной и ограниченной материальной ответственности

Уголовная ответственность медицинских работников

Уголовная ответственность медицинского персонала является правовым последствием совершения медицинских работником или должностным лицом медицинского учреждения преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ (далее «УК РФ»), заключающимся в применении к виновному государственного принуждения в форме уголовного наказания.

Единственным основанием привлечения к уголовной ответственности является наличие в действиях лица состава преступления, представляющим собой совокупность признаков преступления (деяния):

  • Общественно опасное
  • Виновное
  • Наказуемое
  • Противоправное

Наиболее частыми правонарушениями, совершаемыми медицинскими работниками и влекущие за собой уголовную ответственность, являются:

  • Преступления против жизни и здоровья:
    • Причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ);
    • Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК РФ);
    • Заражение ВИЧ-инфекцией (ст.122 УК РФ);
    • Незаконное производство аборта (ст.123 УК РФ);
    • Неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ);
  • Преступления против семьи и несовершеннолетних:
    • Подмена ребенка (ст.153 УК РФ);
    • Разглашение тайны усыновления (удочерения) (ст.155 УК РФ).
    • Преступления против здоровья населения и общественной нравственности:
      • Незаконное изготовление, приобретение, хранение и перевозка, либо сбыт наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228 УК РФ);
      • Хищение или вымогательство наркотических средств и психотропных веществ (ст. 229 УК РФ);
      • Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233 УК РФ);
      • Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст.235 УК РФ).
    • Преступления против свободы, чести и достоинства личности:
      • Незаконное помещение в психиатрическую больницу (ст.128 УК РФ).
    • Преступления против государственной власти:
      • Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);
      • Получение взятки (ст. 290 УК РФ);
      • Служебный подлог (ст. 292 УК РФ);
      • Халатность (ст. 293 УК РФ) и др.

Некоторые медицинские организации в надежде избежать ответственности прибегают к процедуре страхования профессиональной ответственности медицинских работников. Однако, данная «страховка» на самом деле не несет полной защиты, а предоставляет медицинской организации скорее мнимое ощущение собственной безнаказанности. Подробнее о страховании так называемых врачебных ошибки и страховании ответственности медицинских работников можно прочитать в статье «Страхование ответственности врачей» и «Страхование врачебной ошибки».

Медицинское право

Стильные решения для дома в магазине электрооборудования Merten

Административная ответственность медицинских работников

Административная ответственность — вид ответственности, наступающий в соответствии с нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Административную ответственность не следует путать с дисциплинарной, налагаемой администрацией учреждения. При административной ответственности наказание налагается административными органами (судом, милицией, пожарной охраной, налоговыми органами, санитарно-эпидемиологической службой и т.д.) Административная

ответственность связана с правонарушениями, но менее общественно опасными, чем преступления, и в корне отличается от них.

Привлечение гражданина одно временно к уголовной и административной ответственности невозможно.

Отличия административной ответственности от уголовной:

  • установить административную ответственность можно не только согласно КоАП РФ, но и на основании соответствующих законов субъектов РФ;
  • административная ответственность касается не только физических, но и юридических лиц;
  • наложение санкций осуществляется не только судом, но и органами власти или должностными лицами.

Наиболее распространенный вид административного наказания — штраф . Субъектами административных правонарушений могут быть только лица, достигшие 16-летнего возраста. При решении вопроса об административной ответственности одновременно может быть принято решение о возмещении правонарушителем имущественного вреда потерпевшей стороне.

Административные правонарушения, связанные с медицинской деятельностью. Следует выделить следующие административные правонарушения, связанные с медицинской деятельностью:

незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка , передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью, если они совершены не из корыстной или иной личной заинтересованности, влекут за собой наложение административного штрафа по ст. 5.37 КоАП. В случаях заинтересованности ответственность наступает по ст. 153 УК РФ;

Читайте так же:  Протоколов об административных правонарушениях предусмотренных

непредоставление гражданину информации в случаях, предусмотренных законом (а врач обязан поступать в соответствии со ст. 31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»), либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации при отсутствии причинения реального вреда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии со ст. 5.39 КоАП. В случаях причинения вреда ответственность наступает по ст. 140 УК РФ;

незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью при отсутствии причинения реального вреда кому-либо влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии со ст. 6.2 КоАП. В случаях причинения вреда ответственность наступает по ст. 235 УК РФ;

нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов , невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при отсутствии причинения реального вреда кому-либо влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии со ст. 6.3 КоАП. В случаях причинения вреда ответственность наступает по ст. 236 УК РФ;

статья 6.1 КоАП предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа за сокрытие больным венерическим заболеванием (и ВИЧ-инфицированным) источника своего заражения , равно как и других лиц, имевших половые контакты с данным заболевшим;

также предусмотрена административная ответственность за обман потребителей (ст. 14.7); нарушение иных прав потребителей (ст. 14.8); заведомо ложное заключение эксперта , если это не связано с уголовным процессом (ст. 17.9); заведомо ложный вызов скорой медицинской помощи (ст. 17.9).

Административная ответственность, налагаемая органами государственной санитарно-эпидемиологической службы В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ основными задачами государственного санитарно-эпидемиологического надзора являются профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения Российской Федерации, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, а также гигиеническое воспитание и обучение граждан.

Уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является Федеральная служба по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы. Руководство данной службой осуществляет главный государственный санитарный врач РФ, который несет персональную ответственность за осуществление возложенных на службу функций.

Руководители территориальных органов указанной службы и уполномоченные ими должностные лица выступают в качестве главных государственных санитарных врачей по субъектам РФ, городам, районам и на транспорте. Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, организующие деятельность по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору на объектах обороны и иного специального назначения, по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача по вопросам, входящим в их компетенцию («Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. № 569).

Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в пределах своей компетенции наделены правом рассматривать дела по административным правонарушениям, объектом которых являются здоровье населения, его санитарно- эпидемиологическое благополучие; охрана собственности; охрана окружающей среды и природопользования; законный порядок предпринимательской деятельности.

К таким административным проступкам относятся:

В случае выявления указанных выше административных проступков должностными лицами органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в установленном порядке составляется протокол об административном правонарушении.

Если же должностное лицо придет к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде конфискации товаров либо об административном приостановлении деятельности, такое дело передается на рассмотрение соответствующего судебного органа.

Утверждены правила медицинского освидетельствования лиц, совершивших административные правонарушения

Утверждены правила направления на медицинское освидетельствование лиц, совершивших административные правонарушения. Опубликовано Постановление Правительства РФ от 23 января 2015 г. № 37.

Речь в документе идет обо всех нарушителях, кроме водителей транспортных средств (привлекаемых к ответственности по ст. 27.12 КоАП РФ).

Согласно документу, нарушитель направляется на освидетельствование в том случае, если имеются достаточные основания подозревать опьянение. Список этих оснований позднее утвердит Минздрав России. Направлять гражданина на освидетельствование могут лишь лица, имеющие право составлять протоколы об административных правонарушениях (они перечислены в ст. 28.3 КоАП РФ).

О направлении на освидетельствование должен быть составлен отдельный протокол, копия которого вручается гражданину. Перед тем, как отправить нарушителя в медучреждение, должностное лицо обязано предпринять меры к установлению его личности. Если гражданин отказывается проходить освидетельствование, протокол все равно составляется, но в нем ставится отметка об отказе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Стоит отметить, что в документе говорится об обязательном уведомлении родителей или законных представителей о направлении на освидетельствование несовершеннолетнего правонарушителя. Между тем, ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гласит, что родители должны не просто быть предупреждены, а дать согласие на освидетельствование. Законопроект, меняющий этот порядок на уведомительный, еще только внесен в Госдуму. Он вызвал критику со стороны Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова.

Источники

Медицинские административные правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here