Лишение специального права как вид административного наказания

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Лишение специального права как вид административного наказания". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Статья 3.8. Лишение специального права

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в статью 3.8 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

Статья 3.8. Лишение специального права

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3.8 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 340-ФЗ в часть 1 статьи 3.8 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 15 января 2016 г.

1. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, за нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом. Лишение специального права назначается судьей.

2. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 528-ФЗ в часть 3 статьи 3.8 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2015 г.

3. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.10, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьей 12.24, частью 1 статьи 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 201-ФЗ в часть 4 статьи 3.8 настоящего Кодекса внесены изменения

4. Лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.2 статьи 8.37 настоящего Кодекса.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Статья 3.8. Лишение специального права

Статья 3.8. Лишение специального права

1. Анализ правил ч. 1 ст. 3.8 позволяет сделать ряд выводов о том, что:

1) они посвящены такому виду административного правонарушения, как лишение специального права. Это право:

а) предоставляется только физическим лицам соответствующим государственным органом или органом местного самоуправления. Таким образом, ст. 3.8 не касается специальных разрешений, лицензий, выдаваемых ЮЛ;

б) должно быть у лица на момент совершения административного проступка. Если такое право было предоставлено после его совершения, то нельзя применить административное наказание, предусмотренное в ст. 3.8;

2) лишение специального права возможно лишь постольку, поскольку:

а) совершенное лицом административное правонарушение выражается:

— в однократном, но грубом нарушении порядка пользования этим специальным правом;

— в систематическом (т.е. два и более раза в течение календарного года) нарушении этого порядка;

б) это прямо предусмотрено в нормах Особенной части КоАП (например, возможность лишения права предусмотрена в ст. 12.8 «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения», см. коммент. к ней);

3) в ч. 1 ст. 3.8 императивно предусмотрено, что лишение специального права назначается лишь судьей. В этом комментируемая статья существенно отличается от норм КоАП РСФСР, допускавших, что лишение специального права может быть применено другими органами и должностными лицами.

2. Правила ч. 2 ст. 3.8 императивны: ни правоприменительные органы, ни законы субъектов Российской Федерации не могут установить сроки лишения специального права большей или меньшей продолжительности.

Минимальный срок лишения специального права — 1 календарный месяц. Иначе говоря, если:

а) первый день срока совпадает с 1-м числом месяца, то он оканчивается в последний день этого месяца;

б) первым днем срока является любое другое число месяца, то (начиная со следующего дня) следует отсчитать 30 календарных дней.

Максимальный срок лишения специального права — до 01.01.08 составлял 2 календарных года. С 01.01.08 (после вступления в силу изменений, внесенных в ст. 3.8 Законом N 210 от 24.07.07) максимальный срок лишения специального права составляет 3 календарных года. При этом исчисление срока также начинается со следующего дня (после дня назначения этого вида административного наказания).

3. Специфика правил ч. 3 ст. 3.8 состоит в том, что:

1) они применимы только в отношении лиц, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью (независимо от ее группы);

2) упомянутые лица не могут быть лишены специального права, поскольку это повлечет невозможность управлять транспортным средством. Однако из данного правила есть ряд изъятий:

а) управление транспортным средством в состоянии опьянения (речь идет не только об алкогольном, но и о наркотическом или токсическом опьянении) либо управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления ТС или лишенным этого права (см. коммент. к частям 1 и 3 ст. 12.8);

б) отказ лица от прохождения медицинского освидетельствования (см. коммент. к ст. 12.26) на предмет выявления этого состояния. Однако если медицинское освидетельствование нарушает установленные правила и процедуры, то отказ от его прохождения не является основанием для лишения специального права;

в) оставление места ДТП:

— если это лицо было непосредственным участником этого ДТП;

— в нарушение установленных правил. Однако если, например, это лицо уехало для доставки в больницу лица, получившего травму во время ДТП, оснований для применения данной меры нет (см. об этом подробнее коммент. к части 2 ст. 12.27). О судебной практике см. п. 2 Пост. N 18.

Читайте так же:  Административные наказания установленные кодексом рф

4. Характеризуя правила ч. 4 ст. 3.8, нужно учесть, что они:

1) подлежат применению постольку, поскольку административное правонарушение было совершено лицом, которому ранее было предоставлено такое специальное право, как право на осуществление охоты;

2) запрещают лишать упомянутых лиц специального права, если охота для них является:

а) основным источником средств к существованию;

б) не только основным, но и законным источником. Если же лицо допускает неправомерные действия, если охотится незаконно, то и к нему может быть применена данная мера — лишение специального права. Редакционные изменения, внесенные в ч. 4 Законом N 209 от 24.07.09 вступили в силу с 01.04.2010.

Лишение специального права может сочетаться с одним из дополнительных административных наказаний.

Статья 38. Лишение специального права, предоставленного физическому или юридическому лицу

Статья 38. Лишение специального права, предоставленного физическому или юридическому лицу

1. За совершение физическим или юридическим лицом административного правонарушения, связанного с грубым нарушением условий и порядка пользования специальным правом, предоставленным ему лицензией, иным разрешением, выданными компетентными государственными органами или органами местного самоуправления, может быть применено административное наказание в виде лишения лица указанного специального права посредством изъятия или аннулирования действия соответствующего разрешительного документа.

2. Лишение специального права, предоставленного физическому или юридическому лицу, за исключением права на осуществление отдельных видов предпринимательской или иной деятельности, применяется на срок от одного месяца до трех лет.

3. Лишение права управления транспортным средством не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев, предусмотренных Особенной частью настоящего Кодекса.

4. Лишение права на осуществление охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию, за исключением случаев, предусмотренных Особенной частью настоящего Кодекса.

5. Лишение права на осуществление отдельных видов предпринимательской или иной деятельности может устанавливаться и применяться лишь за повторное совершение административного правонарушения, объективная сторона которого состоит в грубом нарушении условий осуществления указанных видов деятельности, предусмотренных федеральными законами, другими нормативными правовыми актами, лицензией или иным специальным разрешением, предоставляющим лицу указанное право, и заключается в прекращении действия (аннулировании) лицензии, иного специального разрешения

>
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения
Содержание
Проект федерального закона N 917598-6 «Кодекс Российской Федерации об административной ответственности» (внесен.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Лишение права специальной деятельности, как вид наказания в административном праве РФ

Лишение специального права входит в состав санкций за совершение административных проступков. Такие права предоставляются физическим лицам для осуществления отдельных видов деятельности и функций. В этой статье рассмотрим характеристики указанного вида наказания, а также порядок лишения права.

Что это такое

Специальные права предоставляются физическим лицам после соблюдения правил, условий и требований нормативных актов. Наиболее распространенным видом такого разрешения является получения права на управления транспортными средствами – гражданин должен пройти теоретическую и практическую подготовку, сдать экзамены в рамках официальной процедуры.

Для применения санкции в виде лишения права учитываются следующие нюансы:

  • лишение происходит только по статьям КоАП РФ, предусматривающих ответственность за ненадлежащее использование или нарушение порядка пользования права (например, нельзя лишить права управления транспортом за нарушение правил торговли);
  • основанием для назначения санкции является нарушение, носящее грубый или систематический характер, либо совершенное повторно;
  • применить лишение права можно только в виде основной санкции;
  • такое наказание может устанавливаться только судом.

Грубость и/или систематичность допущенных нарушений зависит от обстоятельств проступка, а также содержания статьи Особенной части КоАП РФ. Эти моменты будет проверять суд на основании административного протокола и представленных доказательств.

Состав специальных прав определяется нормативными актами.

Как правило, наличие права подтверждается соответствующим разрешительным документом – водительским удостоверением, разрешением на охоту, иными видами бланков.

Правоограничительное содержание

Наказание административного характера в виде лишения определенного права ограничено четким сроком до трех лет, по окончанию которого правомочия лица обязаны быть восстановлены (статья 32.6 часть 4 КоАП). В таком случае документы, которые были изъяты возвращаются.

Таким образом, это наказание административного характера показывается, как временное приостановление правомочий нарушителя, а именно физического лица.

КоАП в свое время предусматривает три вида лишения права, которое имеет специальную направленность: лишение права управления определенным транспортным средством; лишения права на охоту, а также лишение права на покупку, хранение и ношение купленного оружия, патронов к нему. Лишение права на использование средств радиоэлектроники или высокочастотных устройств не предусмотренно санкциями статей. Особенно части КоАП, что заведомо исключает и применение данного наказания, о чем свидетельствует статья 32.6 часть 2 КоАП).

Органы, которые занимаются исполнением постановлений судьи о лишении специального права, а также порядком исполнения постановления об использовании такого административного наказания определены соответственно статьи 32.5 и 32.6 КоАП.

Лишение специального права, как вид административного наказания требуется отличать от санкций в виде приостановления деяний лицензии или ее аннулирования, которые закрепляются в 20 статье Федерального закона от 2011 года 4 мая № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» применительно к конкретным им правонарушениям. Санкции, которые были указаны применяются к лицензиату-нарушителю независимо от его привлечения к ответственности административного характера, установленной КоАП.

К кому такое наказание не применяется

Закон предусматривает случаи освобождения от административной ответственности в виде лишения права. Помимо общих оснований прекращения административного производства, статья 3.8. КоАП РФ закрепляет отдельные случаи, когда такой вид наказания не применяется:

  • если лицо пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, его нельзя лишить права управления таким средством. Но только если речь не идет об управлении в состоянии опьянения, отказа от прохождения медицинского освидетельствования и т.п. Перечень правонарушений, за которые наказание применяется независимо от инвалидности, устанавливает ч. 3 ст. 3.8. КоАП РФ.
  • нельзя лишить охотника права охоты, если это охота – законный способ получения основных средств к существованию. Кроме ч. 1.2. ст. 8.37 КоАП РФ.
Читайте так же:  Оскорбление личности и угроза жизни статья

Арест административного характера

Суть административного ареста кроется в содержании нарушителя в определенных условиях изоляции от общества, устанавливается на конкретный срок до 15 суток, а в случае нарушения режимов чрезвычайного положениия, и операции контртеррористического характера до 30 суток (статья 20.5 часть 3 и статья 20.27 КоАП).

Арест административного характера обычно назначается судьей (статья 3.9 часть 1 КоАП), может применяться и устанавливаться только в роли основного наказания административного порядка.

Административный арест — это единственное наказание административной направленности, которое ограничивает свободу нарушителя.

Такая мера используется только, когда есть определенные обстоятельства, отягчающие административную ответственность, исчерпывающий перечень которых отмечается в статье 4.3 части 1 КоАП; в случае, когда таковые отсутствуют, необходимо применять другие, не столь обременительные наказания административного характера. КоАП существенно расширил возможность использования наказания административной направленности в виде административного ареста и ужесточил предусмотренные этим наказанием ограничения.

Данный вид ареста не применяется к определенным лицам, например, к беременным женщинам, а также женщинам, которые имеют ребенка в возрасте до 14 лет, лицам, которые не достигли возраста 18 лет, инвалидам 1 и 2 группы. Такое наказание административного характера также не может применяться по отношению к должностным лицам органов правоохранительного порядка — ОВД, органов Роснаркоконтроля, таможенных, пенитенциарных органов, лицам должностного характера Государственной системы противопожарной службы, и к военнослужащим.

Сроки наказания

Лишение права относится к санкциям с ограниченным сроком действия. Точную продолжительность наказания укажет суд при вынесении постановления. Однако в ст. 3.8 КоАП РФ регламентированы минимальный и максимальный срок такой меры воздействия – от одного месяца до трех лет. В содержании каждой статьи Особенной части КоАП РФ также содержаться пределы санкций. Выйти за эти рамки суд не может – если в статье допускается лишение на срок не более полутора лет, назначение наказания на три года будет являться незаконным.

Судебное постановление об административном аресте

Судебное постановление об административном аресте исполняется конкретными органами внутренних дел немедленно после его вынесения. Лицо, которое было подвергнуто аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами дел внутренней направленности.

Во время применения постановления об административном аресте осуществляется досмотр личного характера данного арестованного лица.

В ситуациях, которые устанавливаются Федеральным конституционным законом от 2001 года 30 мая № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении», арест административной направленности представляет собой определенную санкцию, которая применяется по отношению к нарушителям правил комендантского часа во время пресечения насильственных действий противоправного характера, отмеченных в статье 3 пункте «а» данного Закона. По смыслу пункт «а», «в» в статье 12, 31 статья часть 1 и статья 33 часть 2 Конституционного закона Федерации от 2001 года 30 мая № З-ФКЗ использованию данной меры всегда предшествует доставление лица или же его задержание административного характера, когда происходит несоблюдение определенных правил комендантского часа или же при других нарушениях режима чрезвычайного положения. В такой ситуации, время задержания обусловлено истечением срока комендантского часа; граждане, которые не имеют у себя каких-либо документов, удостоверяющих личность, задерживаются до момента выяснения их личности, но не более чем на срок трех суток, по решению заместителя начальника ОВД или даже по его личному решению.

Отсюда можно сделать вывод, что арест административной направленности, применяемый по отношению к нарушителям правил комендантского часа в соответствии с Федеральным конституционным законом от 2001 года 30 мая № З-ФКЗ, ограничивается данным сроком. Назначение такого ареста на срок до 30 суток возможно только, когда было совершено административное правонарушение, предусмотренное в статье 20.5 и в части 3 статьи 20.27 КоАП (нарушение лицом при должности режима правового характера контртеррористической операции).

Согласно Федеральному закону от 2006 года 6 марта № 35-Φ3 «О противодействии терроризму» контртеррористическая операция показывается, как определенный комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и других мероприятий с использование техники боевой направленности, а также оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению защищенности у физических лиц, учреждений и организаций, и максимального уменьшения последствия террористического акта.

Лишение специального права

Один из видов административного наказания – лишение специального права. Государство применит его за совершение правонарушения, предусмотренного Особенной частью КоАП РФ. Только при наличии состава административного правонарушения и указания в санкции статьи возможности назначить такой вид административного наказания. Это только основное наказание, с которым может применяться (или применяется) и дополнительный вид. Чаще всего это административный штраф.

Что такое лишение специального права

Большинство людей под лишением специального права понимают только право управления транспортным средством. Конечно, административные нарушения в области дорожного движения, – самый яркий пример. И по наиболее опасным из них КоАП закрепил лишение прав. И применяется это административное наказание достаточно часто.

Но это не все виды лишения прав. Закон устанавливает, к примеру, случаи лишения права охоты (ст. 7.11. КоАП РФ). А также права управления воздушным судном, маломерным судном (ст. 11.5 КоАП РФ, 11.7 КоАП РФ). Статья 20.8. КоАП РФ закрепляет ответственность в виде лишения права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дисквалификация руководителя – отдельный вид наказания. Хотя он тоже заключается в лишении определенных прав – занимать определенные должности. Однако дисквалификация – отдельный вид наказания. И для него предусмотрены иные правила и иные основания (статьи КоАП РФ).

Общие положения о наказании устанавливает ст. 3.8. КоАП РФ. Итак, лишение специального права представляет собой временный запрет пользоваться ранее предоставленным ему правом в случаях, установленных законом и в связи с грубым или систематическим нарушением порядка пользования таким правом.

Процедура исполнения

Особые правила действуют и для исполнения назначенной санкции. Реализация вердикта суда происходит путем временного изъятия разрешительного документа, подтверждающего наличие специального права. Этим занимаются органы, указанные в статье 32.5 КоАП РФ. Например, изъятие и хранение бланков водительского удостоверения происходит по линии МВД (ГИБДД) следующим образом:

  • не позднее пяти дней после вступления в силу судебного акта автовладелец обязан сам сдать бланк удостоверения – по факту сдачи будет выдана соответствующая справка;
  • если в добровольном порядке удостоверение не сдано, его изъятие происходит при остановке автотранспорта, проверке документов и т.д.;
  • течение срока назначенного лишения прав начинается только с момента фактической сдачи разрешительного документа – уклонение или затягивание этой процедуры влечет приостановку срока действия санкции (поэтому водитель заинтересован в своевременной сдаче бланка удостоверения).
Читайте так же:  Рапорт мелкое хищение

Лишение специального права заключается в запрете на осуществление видов деятельности или определенных функций. При выявлении случаев осуществления такой деятельности последует наказание за отсутствие законного права.

Если происходит лишение прав на приобретение или хранение оружия, лицензия или иной разрешительный документ автоматически аннулируются после вступления в силу судебного постановления. Изъятие документа в этом случае не является обязательным условия для исполнения санкции.

После истечения срока наказания специальное право может быть восстановлено следующими вариантами:

  • получением ранее изъятого разрешительного документа;
  • повторным прохождением процедуры получения права (например, для оформления разрешения на охоту);
  • выдачей ранее изъятого документа после сдачи обязательных экзаменов (например, если лишение было связано с нарушением отдельных пунктов ПДД).

Водитель, лишенный прав за нарушения по ст. 9.3 и главе 12 КоАП РФ, должен выполнить дополнительные условия для получения удостоверения:

  • полностью оплатить все штрафы, назначенные за нарушения ПДД;
  • пройти медосвидетельствование на предмет отсутствия противопоказаний к управлению транспортом (данное требование действует в отношении ограниченного перечня статьей КоАП РФ).

Проверку соблюдения перечисленных условий будет проводить орган, который исполняет наказание в виде лишения права. Для этого правонарушитель должен представить платежные документы о погашении штрафов, постановления службы ФССП о прекращении исполнительного производства, справку из медучреждения.

Виды административных наказаний. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

Предупреждение(Статья 3.4.) — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Административный штраф(Статья 3.5.) является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:

1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее — минимальный размер оплаты труда);

2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда.

Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

Административный штраф за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, налагаемый на должностных лиц и юридических лиц, может быть установлен с превышением размеров, указанных в абзаце первом настоящей части, но не может превышать для должностных лиц двести минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц — пять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (Статья 3.6.) — их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назначается судьей.

Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения(Статья 3.7.) является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

— подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

— изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Лишениефизического лица,совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права(Статья 3.8.), устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Лишение специального права назначается судьей.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет.

Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Читайте так же:  Документы для получения разрешения на торговлю

Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

Административный арест(Статья 3.9.) заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп.

Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства(Статья 3.10.) заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами.

О порядке административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации см. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-Ф.

Дисквалификация(Статья 3.11.) заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лишение специального права: виды, содержание. Административный арест

Лишение физического лица, которое совершило административное нарушение, ранее предоставленного ему особенного права устанавливается за систематическое или грубое нарушение порядка пользования данным правом в случаях, которые предусматриваются статьей особенной части КоАП.

Лишение специального права назначается судьей (статья 3.8 часть 1 КоАП). Срок лишения не может превышать трех лет и быть меньше одного месяца.

Лишения физ. лица, которое совершило данное правонарушение административного характера, ранее предоставленного ему определенного права может применяться, а также устанавливаться в качестве как дополнительного, так и основного наказания административной направленности. Если у граждан есть специальные права, то они подтверждаются определенными разрешительными актами, к которым можно отнести: удостоверение водителя; удостоверение на право управления судном; удостоверение машиниста тракториста; билет охотника; лицензия на приобретение оружия, а также патронов к нему или разрешение на хранение и ношение оружия, и патронов к нему (статья 32.6 КоАП часть 1, 3, 31).

К кому может применяться

Лишить специального права можно только лицо, которому оно предоставлено на законном основании. Если водитель не проходил процедуру подготовки и не сдавал экзамены в ГИБДД, право на управление автомобилем он получить не может. Факт управления машиной при отсутствии соответствующего права не означает, что суд может применять наказание в виде лишения.

Аналогичным образом не возникает специальное право при использовании поддельных или просроченных разрешительных документов. Например, если нарушитель отбыл срок наказания в виде лишения водительских прав, однако не выполнил требование о повторном прохождении экзаменационной процедуры, специальное право не восстанавливается в автоматическом режиме. Лишение в таком случае также не может применяться

В ст. 3.8 КоАП РФ указаны отдельные категории субъектов, к которым не может применяться указанная санкция:

  • инвалиды, если использование автотранспорта связано с фактом инвалидности;
  • лица, для которых охота является основным легальным источником средств к существованию.

Подтверждение указанных исключительных случаев происходит при составлении протокола или в судебном процессе. Для инвалида подтверждающим документом будет являться справка органа МСЭК о присвоении группы, а также свидетельство о регистрации ТС со специальными техническими приспособлениями (например, автомобиль с ручным управлением).

Особенности наказания в виде лишения права

Конструкция статьи 3.8. КоАП РФ позволяет сделать несколько существенных выводов (особенностей):

  • наказание назначается только за грубое или систематическое (более 2 раз) нарушение порядка пользования правом. Поэтому нельзя лишить права управления транспортным средством не в связи с нарушением правил дорожного движения. Например, за мелкое хулиганство и все иные составы
  • право должно быть ранее предоставлено субъекту правонарушения. Он должен им владеть на момент совершения нарушения.
  • наказание применяется только к физическим лицам. Не распространяется на лицензии и специальные разрешения организаций и индивидуальных предпринимателей
  • основания: статья Особенной части КоАП РФ. Законы субъектов РФ не могут содержать указание на лишение специального права за нарушение законов субъектов РФ и актов органов местного самоуправления. Такое наказание назначат, если нарушен порядок исполнения лишения специального права. Или временного ограничения, установленного в рамках исполнительного производства.

Подведомственность административных дел, влекущих лишение специального права, – только суд. Срок лишения – не менее 1 месяца и не более 3 лет.

Как назначается лишение

Факт выявленного правонарушения подтверждает процессуальным протоколом. Полномочия на составление протоколов предоставлены должностным лицам, государственным и муниципальным ведомствам. Например, за нарушение ПДД протоколы могут составлять должностные лица ГИБДД. Процедура рассмотрения дела и назначения санкции состоит из следующих этапов:

  • оформление протокола, выдача или направление этого документа правонарушителю – лицо, привлекаемое к ответственности, вправе указывать в протоколе свои пояснения или возражения в письменной форме;
  • административный материал направляется в суд для рассмотрения дела;
  • на период рассмотрения лишение права не происходит, а изъятие разрешительных документов допускается только при возникновении сомнений в их подлинности (например, сотрудник ГИБДД не может принудительно изъять бланк водительских прав, кроме выявления случаев подделки);
  • если при выявлении нарушения возникает угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, либо имущественного ущерба, привлекаемое лицо может быть отстранено от использования специального права (например, если остановлен водитель в состоянии алкогольного опьянения);
  • о месте и времени рассмотрения дела правонарушитель уведомляется в письменной форме – неявка в назначенное время без уважительных причин не является основанием для переноса процесса;
  • суд может вынести постановление даже без участия нарушителя, если в деле имеются доказательства уведомления о месте и времени заседания.
Читайте так же:  Жалоба на нарушение общественного порядка

В содержании статьи Особенной части КоАП РФ может содержаться несколько основных санкций, в том числе лишение права, штраф, обязательные работы, арест. Выбор одного из вида наказания входит в полномочия суда, а одновременное применение двух санкций допускается только в случаях, прямо указанных в законе.

Копия постановления вручается лично нарушителю или направляет по его адресу. До момента вступления в силу судебного акта нарушитель сохраняет специальное право. Вступить в силу постановление может по истечении сроков на обжалование, либо немедленно после рассмотрения жалобы. Если рассмотрение дела закончилось оправданием правонарушителя, дополнительных последствий или ограничений в отношении специального права не возникает.

Лишение специального права – как исполняется

После вступления постановления по делу в силу (включая процедуру его обжалования), начинается исполнение наказания. Правонарушитель в течении 3 рабочих дней обязан сдать документы, подтверждающие наличие специального права, в уполномоченные органы. А если он уклоняется, то срок лишения права, установленный судом, прерывается.

Органы власти, которые участвуют в процессе:

  • органы полиции – о лишении права управления транспортным средством
  • Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России – о лишении права управления маломерными судами
  • Роскомнадзор -о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств
  • Росприроднадзор – право на охоту
  • Нацгвардия – право на приобретение, хранение, ношение оружия и патронов к нему

Документы (кроме охотничьего билета и лицензии на оружие) хранятся в уполномоченных органах. Охотничий билет и лицензия аннулируются.

После истечения срока лишения специального права документы возвращаются при обращении к органу власти нарушителя.

Лишение специального права как вид административного наказания.

Лишение физического лица

совершившего административное правонарушение, раннее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом.

В ст. 3.8 КоАП РФ, определяющей лишение специального права как вид административного наказания, в отличие от аналогичной ст. 30 ранее действовавшего КоАП РСФСР не уточняется содержание специальных прав, которых может быть лишен гражданин. В Особенной части КоАП РФ предусмотрено лишение права на охоту, права на управление транспортным средством, самоходной машиной или другими видами техники, воздушным судном, судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном.

Следует отметить, что в ст. 32.5 и 32.6 КоАП РФ упоминается лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Однако в статьях Особенной части Кодекса в настоящее время не установлены правонарушения, предусматривающие лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Таким образом, сейчас законодательством реально предусмотрены административные наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, только в отношении права на охоту и права на управление транспортными средствами.

Для управления транспортным средством, равно как и для занятия охотой, необходимо наличие специального права. Так, чтобы приобрести право на управление автотранспортными средствами, необходимо сдать квалификационные экзамены и получить водительское удостоверение. Управление другими транспортными средствами предполагает аналогичную процедуру. Применить данный вид административного наказания можно лишь к физическому лицу, которому специальное право было ранее предоставлено и которое этого права не лишено или не утратило его по иным основаниям. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права фактически означает для него запрет заниматься соответствующим видом деятельности на определенный срок.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет. Лишение специального права назначается только судьей.

Административный арест.

Административный арест

заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Это один из наиболее строгих видов административных наказаний, который устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений.

Административный арест устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток (например, по ст. 20.5 КоАП РФ). Если административному аресту предшествовало административное задержание физического лица, совершившего правонарушение, то срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для лиц, арестованных в административном порядке. Арестованные обязаны выполнять требования установленного режима их пребывания в этих приемниках. Порядок содержания арестованных во время отбывания административного ареста и особенности соответствующего режима определены Положением о порядке отбывания административного ареста, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 726. Административный арест назначается судьей. Административный арест не может применяться к определенным категориям лиц:

— женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; лицам, не достигшим 18 лет (несовершеннолетним); инвалидам I и II групп;

военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы;

— имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

Источники

Лишение специального права как вид административного наказания
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here