Ликвидация накопленного вреда несанкционированные свалки

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Ликвидация накопленного вреда несанкционированные свалки". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Содержание

Приложение N 1. Методика расчета основного показателя «Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов» федерального проекта «Снижение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в границах городов»

Приложение N 1
к приказу Минприроды России
от 26.04.2019 N 282

Методика расчета основного показателя «Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов» федерального проекта «Снижение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в границах городов».

1. Настоящий документ определяет порядок расчета основного показателя «Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов» федерального проекта «Снижение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в границах городов».

2. В соответствии с пунктом 2.9.33 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является субъектом официального статистического учета, формирующим официальную статистическую информацию по показателю «Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов».

3. Под «несанкционированными свалками» для целей настоящей Методики понимаются не обустроенные в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации сооружения, на которых захоранивались отходы производства и потребления, твердые коммунальные отходы.

4. Под «ликвидацией несанкционированных свалок в границах городов, выявленных на 1 января 2018 г.» для целей настоящей Методики, понимаются работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и (или) рекультивации земель, на которых расположены несанкционированные свалки, завершение которых, подтверждено актом о приемке выполненных работ, подписанным заказчиком и исполнителем на основании государственного или муниципального контракта.

5. Расчет показателя «Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов» осуществляется по следующей формуле:

С — общее количество ликвидированных несанкционированных свалок в границах городов, выявленных на 1 января 2018 г., в целом по Российской Федерации на конец отчетного года, количество шт.;

— общее количество ликвидированных несанкционированных свалок в границах городов, выявленных на 1 января 2018 г., в целом по i-субъекту Российской Федерации на конец отчетного года, количество шт.;

i — данный индекс варьируется в пределах от 0 до 85, в зависимости от количества субъектов Российской Федерации, участвующих в федеральном проекте «Снижение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в границах городов».

Для сопоставления фактических значений с плановыми значениями показателя «Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов» федерального проекта «Снижение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в границах городов» данные показателя » » за отчетный год, суммируются с фактическими значениями предыдущих лет, начиная с 2018 года.

6. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющийся респондентом и ответственным за достижение показателя «Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов» в соответствии с соглашением о реализации регионального проекта «Чистая страна» на территории субъекта Российской Федерации, представляет в Минприроды России до 15 января после отчетного года информацию с указанием городов, в границах которых выявлены и ликвидированы несанкционированные свалки, о количестве ликвидированных несанкционированных свалок за год.

7. Количество ликвидированных несанкционированных свалок в границах городов в целом, в течение отчетного года определяется по данным Минприроды России, представленным в Росприроднадзор до 31 января года, следующим за отчетным.

8. Срок предоставления (распространения) официальной статистической информации — 31 марта года, следующего за отчетным периодом.

Уровень агрегирования: по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, городам, в границах которых выявлены и ликвидированы несанкционированные свалки.

9. В рамках реализации федерального проекта «Снижение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в границах городов», в паспорте вышеуказанного федерального проекта, итоговые значения показателя и значения показателя по годам, указываются нарастающим итогом.

>
N 2. Методика расчета основного показателя «Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда».
Содержание
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 26 апреля 2019 г. N 282 «Об утверждении официальной статистической.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/72275962/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Ликвидация накопленного вреда несанкционированные свалки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Читайте так же:  Срок исковой давности по алиментам после 18

В августе 2019 года на территории городского поселения выявлена несанкционированная свалка. Земельный участок, на котором она находится, не разграничен, не сформирован. В чьи обязанности входит ликвидация свалки — регионального оператора, муниципалитета или органа исполнительной власти области?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

3 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

http://www.garant.ru/consult/civil_law/1299978/

Приложение N 2. Методика расчета основного показателя «Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда» федерального проекта «Снижение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в границах городов»

Приложение N 2
к приказу Минприроды России
от 26.04.2019 N 282

Методика расчета основного показателя «Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда» федерального проекта «Снижение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в границах городов».

1. Настоящий документ определяет порядок расчета показателя «Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда» федерального проекта «Снижение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в границах городов».

2. В соответствии с пунктом 2.9.34 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации является субъектом официального статистического учета, формирующим официальную статистическую информацию по показателю «Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда».

3. Под «наиболее опасными объектами накопленного экологического вреда» для целей настоящей Методики и в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» понимаются территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, и которые по результатам категорирования объектов накопленного вреда окружающей среде являются приоритетными объектами и накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке.

В соответствии с пунктом 10 Правил ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 N 445, критерии выделения приоритетных объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке, и сроки категорирования объектов устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Критерии категорирования объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке, утверждены приказом Минприроды России от 04.08.2017 N 435 «Об утверждении критериев и срока категорирования объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке».

4. Под «ликвидацией наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда» для целей настоящей Методики понимаются работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и (или) рекультивации земель, на которых расположены наиболее опасные объекты накопленного вреда окружающей среде, завершение которых, подтверждено актом о приемке выполненных работ, подписанным заказчиком и исполнителем на основании государственного или муниципального контракта.

5. Расчет показателя «Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда» осуществляется по следующей формуле:

O — общее количество ликвидированных наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда в целом по Российской Федерации на конец отчетного года, количество шт.;

— общее количество ликвидированных наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда в целом i-му субъекту Российской Федерации на конец отчетного года, количество шт.;

i — данный индекс варьируется в пределах от 0 до 85, в зависимости от количества субъектов Российской Федерации, участвующих в федеральном проекте «Снижение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в границах городов».

Для сопоставления фактических значений с плановыми значениями показателя «Количество ликвидированных наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда» федерального проекта «Снижение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в границах городов» данные показателя » » за отчетный год, суммируются с фактическими значениями предыдущих лет, начиная с 2018 года.

6. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющийся респондентом и ответственным за достижение показателя «Количество ликвидированных наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда» в соответствии с соглашением о реализации регионального проекта «Чистая страна» на территории субъекта Российской Федерации, представляет в Минприроды России до 15 января после отчетного года отчет по территории субъекта Российской Федерации о количестве ликвидированных наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда за год с приложением актов о рекультивации земель и (или) актов о приемке работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объекте накопленного вреда окружающей среде.

7. Срок предоставления (распространения) официальной статистической информации — 31 марта года, следующего за отчетным периодом.

Уровень агрегирования: по Российской Федерации.

8. В рамках реализации федерального проекта «Снижение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в границах городов», в паспорте вышеуказанного федерального проекта, итоговые значения показателя и значения показателя по годам, указываются нарастающим итогом.

Читайте так же:  Размер административного наказания для граждан

>
N 3. Методика расчета дополнительного показателя «Общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных, земель.
Содержание
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 26 апреля 2019 г. N 282 «Об утверждении официальной статистической.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/72275962/f7ee959fd36b5699076b35abf4f52c5c/

Минприроды России сформировало список объектов накопленного вреда окружающей среде

29 апреля 2019 года опубликована информация о том, что на официальном сайте Минприроды России в разделе Открытые данные размещен список объектов накопленного вреда окружающей среде. Список сформирован на основании заявок субъектов России и содержит 151 объект, которые включены в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, с последующим поэтапным софинансированием мероприятий по их ликвидации, реализуемых в рамках федерального проекта «Чистая страна».

Список подготовлен в соответствии с п.4 Правил ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства России от 13.04.2017г. № 445.

Проект «Чистая страна» предусматривает ликвидацию к 2024 году всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов в количестве не менее 191 шт. и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда в количестве 76 шт. за счет восстановления и рекультивации земельных участков, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде.

В соответствии с указанным списком, для улучшения экологической обстановки в регионах будут ликвидированы свалки ТКО, технологические и нефтешламовые амбары, хвостохранилища горно-обогатительных фабрик, проведена рекультивация нарушенных земель и другие мероприятия.

Ранее в 2018 году паспорт Национального проекта «Экология» был утвержден Советом при Президенте России по стратегическому развитию. В него вошли 11 федеральных проектов, общий объем финансирования которых превысит 4 трлн рублей, из них более 3 трлн рублей — из внебюджетных источников. Министерство природных ресурсов и экологии России во исполнение майского Указа Президента России разработало национальный проект «Экология». Он состоит из четырeх крупных блоков: это «Воздух», «Вода», «Отходы» и «Биоразнообразие». В него входит 11 федеральных проектов: «Чистая страна», «Комплексная система обращения с ТКО», «Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов опасности», «Чистый воздух», «Чистая вода», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», «Сохранение лесов», «Внедрение наилучших доступных технологий».

С полным списком объектов можно ознакомиться на сайте Минприроды России.

http://investinfra.ru/novosti/minprirody-rossii-sformirovalo-spisok-obektov-nakoplennogo-vreda-okruzhayuschey-srede.html

Новости и пресс-релизы

121 объект в настоящее время включен в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, 16 из них – в Арктической зоне РФ

Об этом сообщил директор подведомственного Минприроды России ФГБУ «ВНИИ «Экология» Сергей Фокин на VI Международном форуме «Арктические проекты – сегодня и завтра» (г. Архангельск).

С.Фокин выступил в ходе пленарной сессии «Геологоразведка, исследование, эксплуатация месторождений в Арктике» с докладом на тему «Ликвидация накопленного экологического вреда окружающей среде».

По его словам, на сегодняшний день в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде включен 121 объект. 16 из них выявлено на территории Арктической зоны РФ: 13 – в Мурманской области (12 объектов — затонувшие суда и металлоконструкции в акватории Кольского залива и 1 объект – пометохранилище бывшего ОАО «Птицефабрика «Снежная»); 1 – в Республике Саха (Якутия) (место накопления металлолома в п. Тикси Булунского района); 2 – в Ненецком автономном округе (территория поселка Амдерма, включая акваторию реки «Без названия» и акваторию порта).

На данных объектах накоплено более 360 тыс. тонн отходов на площади более 2 тыс. га и акватории площадью 206 кв. км (акватория Кольского залива).

С 2015 г. по настоящее время ВНИИ «Экология» выполняет функции Государственного заказчика по реализации Комплекса первоочередных мероприятий по ликвидации результатов прошлой хозяйственной деятельности, в том числе на территории Арктической зоны.

В рамках распоряжения Правительства РФ был осуществлен ряд мероприятий. В частности, реализован пилотный проект «Ликвидация прошлого экологического ущерба, связанного с размещением несанкционированных свалок судов вдоль побережья Кольского залива» (Мурманская область), первый этап работ по ликвидации накопленного экологического ущерба на территории Государственного природного заповедника «Ненецкий» и восстановление естественных ландшафтов в дельтовой части р. Печора на прилегающей особо охраняемой природной территории.

Как подчеркнул С.Фокин, на текущий момент также завершена ликвидация накопленного вреда на Архипелаге Земля Франца-Иосифа и ликвидация нефтяного загрязнения в водоохранной зоне ручья Кузнецов (Мезенский район, Архангельская область).

http://www.mnr.gov.ru/press/news/121_obekt_v_nastoyashchee_vremya_vklyuchen_v_gosudarstvennyy_reestr_obektov_nakoplennogo_vreda_okruzh/

Направления работы Минприроды России

Ликвидация накопленного экологического ущерба

Видео (кликните для воспроизведения).

В рамках подпрограммы «Ликвидация накопленного экологического ущерба», которая включена в состав государственной программы «Охрана окружающей среды» (новая редакция Госпрограммы готовится к внесению в Правительство Российской Федерации) в 2016 году запланирована реализация Основного мероприятия «Поддержка региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба», которое будет осуществляться посредством предоставления субсидий из средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на данные цели.

Подготовлен проект Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба, который также включен в новую редакцию Госпрограммы.

Минприроды России приступило к формированию предварительного перечня проектов по ликвидации накопленного экологического ущерба.

В администрации субъектов Российской Федерации срочной телеграммой направлены запросы для предоставления заявок на участие в конкурсном отборе проектов по ликвидации накопленного экологического ущерба.

Перечень документов и материалов, необходимых для представления в Минприроды России заявок на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду в результате прошлой экономической и иной деятельности в рамках подпрограммы «Ликвидация накопленного экологического ущерба» государственной программы «Охрана окружающей среды»:

Читайте так же:  Заключение прокурора по административному делу

I. Официальное письмо в Минприроды России

В письме указываются:

1. Предлагаемые к реализации проекты.

2. Информация о наличии утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации (акт субъекта Российской Федерации об утверждении ПСД);

3. Информация о наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации заключений и/или экспертиз или информация о планируемых сроках их получения;

4. К письму прилагаются копии актов субъекта Российской Федерации об утверждении ПСД, копии имеющихся заключений и/или экспертиз.

II. Заявка на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду в результате прошлой экономической и иной деятельности в рамках подпрограммы «Ликвидация накопленного экологического ущерба» государственной программы «Охрана окружающей среды» (для каждого проекта представляется отдельная заявка).

Информацию просьба направить официально в адрес Минприроды России в указанные сроки.

http://www.mnr.gov.ru/activity/directions/likvidatsiya_nakoplennogo_ekologicheskogo_ushcherba/

Рекомендации, которые помогут избежать споров о несанкционированных свалках

Кто обязан ликвидировать свалки

Ответственность за несанкционированные свалки возлагается на лиц, на чьей территории находятся отходы (Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Следовательно, если свалка появилась на территории муниципального образования, ликвидировать ее обязаны органы местного самоуправления этого муниципального образования. Однако не все так однозначно. Кроме территории, на которой размещена свалка, следует учитывать, кому принадлежит загрязненный земельный участок.

Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением. При этом они должны применять способы, которые не наносят вреда окружающей среде. Нельзя допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв, а также иное негативное воздействие на них (ст. 42 Земельного кодекса РФ).

Владельцы участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, химическими веществами, в том числе радиоактивными, микроорганизмами и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель. Они также должны ликвидировать последствия загрязнения земель, в том числе обеспечивать их рекультивацию. Эти обязанности собственников земельных участков закреплены в статье 13 Земельного кодекса РФ.

Ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении отходов производства и потребления и ином обращении с ними предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ. Штраф для виновных физических лиц составляет 1–2 тыс. руб., для юридических лиц – до 250 тыс. руб., для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, – до 50 тыс. руб., для должностных лиц – до 30 тыс. руб.

Обязанность по уборке несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных вне земель населенных пунктов, должна быть возложена на собственников земельных участков, если она не передавалась третьим лицам по договору. В случае заключения договора аренды обязанность по уборке участка ложится на арендатора. Местные власти обязаны этот процесс контролировать.

О том, что нужно учитывать принадлежность загрязненного земельного участка, однозначно высказался и Конституционный суд РФ.

Пример 1. Суды обязали администрацию Североуральского городского округа (Свердловская область) расчистить бесхозную свалку в лесу на окраине города. Они исходили из того, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения, независимо от формы собственности земельных участков.

Муниципалитет обратился в Конституционный суд РФ с просьбой о проверке конституционности положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. По мнению чиновников, на органы местного самоуправления не может быть возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда, поскольку они находятся в федеральной собственности.

КС РФ указал, что спорная норма не противоречит Конституции РФ. Она не предполагает возложения на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета свалок на лесных участках, расположенных на территории этих округов, без наделения этих органов государственными полномочиями. Уборка отходов находится в сфере ответственности муниципалитетов, однако урна или мусоропровод отличаются от бесхозной свалки в лесу. В таких случаях нужно учитывать принадлежность загрязненного земельного участка. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. А ответственность за сохранность лесов несут субъекты РФ, которые наделены и соответствующим финансированием.

Конституционный суд РФ не исключил, что органы государственной власти могут обязать муниципалитеты убирать свалки в лесах. Но тогда регион должен выделить на это средства из своего бюджета (постановление от 13 октября 2015 г. № 26-П).

Почему местные власти проигрывают суды

Граждане имеют право оказывать содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). По поводу несанкционированных свалок они могут обратиться в Росприроднадзор.

По факту обнаружения несанкционированной свалки отходов или мусора Росприроднадзор должен провести проверку, собрать материалы и вынести предписание об устранении нарушений законодательства. В компетенцию Росприроднадзора входит назначение административного штрафа за незаконные действия и подготовка материалов для передачи в природоохранную прокуратуру.

По результатам проведенной проверки прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципалитету и потребовать, чтобы тот ликвидировал несанкционированную свалку. Если нарушение со стороны муниципалитета действительно было, никакие аргументы органа местной власти в суде не сработают.

Пример 2. Прокурор Егорлыкского района Ростовской области обратился в суд с иском к администрации Балко-Грузского сельского поселения Егорлыкского района. Его требование – обязать муниципалитет в течение трех месяцев ликвидировать несанкционированную свалку на территории поселения. Суд согласился с требованием прокурора.

Администрация сельского поселения подала апелляцию с просьбой об отсрочке исполнения решения суда. Ее аргумент: расходы на ликвидацию свалок не заложены в бюджет сельского поселения на текущий год. Денежные средства для финансирования этих мероприятий можно будет предусмотреть только в следующем году. Но прокурор настаивал на том, что органы местной власти должны исполнить решение суда в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу. Суд удовлетворил требование прокурора (апелляционное определение Ростовского областного суда от 22 июня 2017 г. по делу N 33-10427/2017).

Читайте так же:  Заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными

Если суд обязал администрацию муниципального образования ликвидировать несанкционированную свалку и решение вступило в силу, даже изъятие из компетенции органов местного самоуправления полномочий по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов не освободит ее от этой обязанности. Свалку придется ликвидировать.

Пример 3. Суд обязал администрацию сельсовета в двухмесячный срок ликвидировать несанкционированные свалки. Но затем судебный пристав-исполнитель обратился в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства. Требования мотивировал тем, что полномочия по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов теперь относятся к компетенции субъектов РФ. Власти муниципального района всего лишь участвуют в организации этой деятельности на своей территории.

Судьи с приставом не согласились (апелляционное определение Красноярского краевого суда от 5 июня 2017 г. по делу N 33-7122/2017). Они отметили, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными и подлежат неукоснительному исполнению (ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ). Изъятие из компетенции органов местного самоуправления вопросов организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и, соответственно, исключение статьи расходов на указанные цели – не основание прекращать исполнительное производство. Такое изъятие само по себе не означает, что администрация сельсовета лишилась возможности исполнить судебное решение.

НА ЗАМЕТКУ

Когда местная власть может сама оштрафовать нарушителя

В некоторых муниципальных образованиях органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по привлечению к административной ответственности нарушителей в сфере обращения с отходами. Если такой орган накажет виновника (физическое или юридическое лицо), тот не сможет оспорить это решение в суде. Пример – в постановлении Челябинского областного суда от 24 мая 2017 г. № 4а-624/2017.

Чем граждане помогут муниципалитету

Избежать судебных споров о ликвидации стихийных свалок помогут следующие меры, которые под силу принять любому муниципалитету:

  • Создайте карту несанкционированных мусорных свалок вашего муниципального образования.
  • Разместите ее на официальном сайте муниципального образования. Привлеките к работе над картой общественность.
  • Предоставьте возможность каждому желающему сообщить о незаконной свалке. Если поступила информация о свалке, место, где она находится, отметьте на карте значком. Следите за ходом работ по ликвидации свалки. Информируйте о нем заявителя.
  • Ликвидированные свалки обозначайте значками другого цвета. Такие карты созданы во многих муниципалитетах России. Этот интернет-ресурс повысит доверие населения к органам местной власти.

Если не создать муниципальную карту несанкционированных свалок, жители муниципального образования начнут размещать информацию на других интернет-ресурсах. О нарушениях на вашей территории узнает большое число пользователей, в том числе представители контрольных органов. Так, в 2017 году Центр общественного мониторинга ОНФ создал общероссийскую интернет-карту свалок в рамках проекта «Генеральная уборка». Карта находится на сайте kartasvalok.ru. На нем пользователь может оставить сообщение и отметить место незаконной свалки в любом регионе. Граждане могут сообщать о несанкционированных свалках через другие интернет-ресурсы:

  • «Экологическую карту России» (ecokarta.ru);
  • проект «Экофронт» (ecofront.ru);
  • сайты «Альянса зеленых» (russian-greens.ru), Сообщества активных граждан (igrajdanin.ru);
  • проект «Сердитый гражданин» (angrycitizen.ru).

Не все жители муниципальных образований, особенно поселенческого уровня, имеют постоянный доступ в интернет. Возможно, некоторым пожилым людям будет трудно пользоваться картой несанкционированных свалок. Поэтому сделайте доступными и другие способы связи. Например, разместите на официальном сайте муниципального образования телефоны горячей линии и форму обратной связи, через которую можно сообщить о стихийной свалке.

А.И. ЗВЕРЕВ, юрист, эксперт журнала «Практика муниципального управления»

http://cmokhv.ru/materials/mat20171004/

В 12 субъектах РФ проводятся работы по ликвидации несанкционированных свалок и рекультивации объектов накопленного вреда

26 ноября 2019 года состоялось оперативное совещание в Минприроды России , в рамках которого были рассмотрены вопросы исполнения задач национального проекта «Экология» по направлению «Отходы». В частности, речь шла об объектах накопленного экологического вреда, на которых работы или основные этапы ликвидации должны быть завершены к концу 2019 года. В настоящее время определены два субъекта РФ , где фиксируется отставание по проведению работ на объектах.

В 2019 году начались действия по рекультивации свалок и промышленных полигонов в рамках федерального проекта «Чистая страна». Реализуется 48 мероприятий в 12 субъектах РФ , из которых 21 — по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов в 6 регионах — Кабардино-Балкарская Республика , Чеченская Республика , Республика Ингушетия , Брянская область , Волгоградская область , Новгородская область , и 27 — по рекультивации особо опасных объектов накопленного вреда окружающей среде в 7 регионах — Республика Северная Осетия – Алания , Чеченская Республика , Карачаево-Черкесская Республика , Смоленская область , Нижегородская область , Московская область , Мурманская область .

В настоящее время, после анализа отчетов регионов и серии совещаний с территориями, определены два субъекта РФ , где по разным причинам фиксируется отставание по проведению работ на объектах.

Так, в Мурманской области есть риск при рекультивации пометохранилища бывшего ОАО «Птицефабрика «Снежная» . Работы на объекте приостановлены, представители региона не исключают возможности расторжения муниципального контракта с исполнителем, а значит, и судебных тяжб. В Брянской области проблемная ситуация складывается с рекультивацией карьера твердых бытовых отходов в г. Жуковке . В процессе проведения фактических работ на площадке исполнителем установлено увеличение проектных объемов свалочных масс.

Министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин дал поручение профильному заместителю министра Константину Румянцеву и директору департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Игорю Ивачеву совместно с главами регионов проработать механизмы для выполнения всех необходимых работ в полном объеме.

Например, на объекте Брянской области предусмотреть возможность увеличения количества техники и задействованных специалистов на объекте. Проверочные действия поручено провести в отношении всех объектов накопленного экологического вреда окружающей среды со сроками исполнения 2019-2020 гг.

http://news.myseldon.com/ru/news/index/219613048

Минприроды опубликовало список ликвидируемых к 2024 году свалок

Фото: Официальный сайт правительства Подмосковья , VOLODYMYR BORODIN

Читайте так же:  После составления протокола об административном правонарушении

Москва . 29 апреля. ИНТЕРФАКС — Министерство природных ресурсов и экологии РФ опубликовало на сайте список объектов «накопленного вреда» окружающей среде, в том числе несанкционированных свалок, которые необходимо ликвидировать к 2024 году в рамках проекта «Чистая страна».

«Список сформирован на основании заявок субъектов РФ и содержит 151 объект, которые включены в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, с последующим поэтапным софинансированием мероприятий по их ликвидации, реализуемых в рамках федерального проекта «Чистая страна», — говорится в сообщении министерства.

В частности, как уточнили в Минприроды, проект предусматривает ликвидацию к 2024 году всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов (191 свалка) и 76 наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда за счет восстановления и рекультивации земельных участков, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде.

В соответствии с указанным списком, для улучшения экологической обстановки в регионах будут ликвидированы свалки твердых коммунальных отходов (ТКО), технологические и нефтешламовые амбары, проведена рекультивация нарушенных земель и другие мероприятия.

http://news.myseldon.com/ru/news/index/210389729

В рамках нацпроекта «Экология» до 2024 года в России будет ликвидировано более 190 несанкционированных свалок

15 апреля 2019 года состоялось расширенное заседание Коллегии Минприроды России, в рамках которого прошло обсуждение итогов работы Министерства в 2018 году и приоритетах на 2019 год. В частности, было отмечено, что ежегодно в России образуется 70 млн тонн отходов, из них на переработку отправляется в среднем 5-7%, остальное — захоранивается. На решение данной проблемы направлены меры по реформированию системы обращения с ТКО.

Министр природных ресурсов и экологии России Дмитрий Кобылкин отметил, что ключевые цели и задачи в сфере экологического развития страны закреплены в Указе Президента России. До 2024 года затраты на его реализацию превысят 4 трлн рублей. Из них 80 % — средства из внебюджетных источников. В нацпроекте «Экология» выделены пять ключевых направлений: «Отходы», «Воздух», «Вода», «Технологии», «Биоразнообразие». В каждом из них поставлены серьезные вопросы, требующие системных шагов.

По словам Дмитрия Кобылкина, федеральный проект «Комплексная система обращения с ТКО» стал главным событием прошедшего года. В год в России образуется 70 млн тонн отходов. В России практически исчерпаны мощности полигонов, нет инфраструктуры по переработке мусора, требования САНПИН давно требуют пересмотра. При этом ежегодный рост коммунальных отходов составляет 3%. На переработку отправляется в среднем 5-7%, остальное — захоранивается. Ключевая задача — сформировать современную отрасль, включая условия для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов. Большая часть задач возложена на публично-правовую компанию «Российский экологический оператор», которая начнет полноценную работу уже в ближайшее время.

Ответственным за создание эффективной системы контроля и учета движения отходов I и II классов опасности определен Росатом. Федеральный проект направлен на решение двух задач: создание единой системы управления и контроля сферы обращения с отходами I-II классов опасности и построение необходимой современной инфраструктуры.

Как отметил министр, проект «Чистая страна» начал реализовываться осенью 2018 года. В рамках него предстоит ликвидировать 191 свалку в границах городов и 75 наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда. Работы будут выполнены в 57 субъектах. В 2019 году — в 13 регионах.

Дмитрий Кобылки рассказал о наиболее сложных объектах. В частности, по рекультивации свалки в Челябинске Правительством России определен единый исполнитель работ. Главное в этом году — разработать проектно-сметную документацию. Следующий этап — реализация проекта. По полигону «Красный бор», где скопилось порядка 2 млн тонн промышленных отходов, также найдено решение. В ближайшее время Министерство озвучит конкретный план действий. В срок планируется завершить работы на 3-х объектах в Нижегородской области: «Черная дыра», «Белое море» и Игумново.

По словам Дмитрия Кобылкина, проблемным остается вопрос ликвидации накопленного ущерба на БЦБК Иркутской области. С прошлого века там скопилось больше 6 млн тонн отходов производства. Реализация мер по ликвидации негативного воздействия возложена на Правительство Иркутской области.

Другой задачей является повышение качества питьевой воды в рамках федерального проекта «Чистая вода». Доля сельского населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, к 2024 году должна вырасти до 90,8 %, городского — до 99%.

В ходе разработки проекта были выявлены данные о том, что по статистике в ряде регионов качество питьевой воды удовлетворительное, а по факту люди недовольны (Кабардино-Балкарская республика, Курская область, Мурманская область, Краснодарский край). В этом году субъекты проводят оценку текущего состояния централизованных систем водоснабжения. По результатам будет сформирован сводный перечень первоочередных объектов. Следующим этапом станет модернизация и строительство. Исполнителями проекта выступают Минстрой России и Роспотребнадзор.

На заседании было отмечено, что федеральный проект «Чистый воздух» будет реализован в 12 крупных промышленных городах в 10 субъектах России. Для снижения совокупного объема выбросов не менее чем на 20% предусмотрено свыше 330 мероприятий. В 2018 году были разработаны и утверждены Комплексные планы по снижению выбросов. До конца года будут подписаны все соглашения с регионами и предприятиями-загрязнителями.

Одним из пунктов майского указа Президента России в части экологии является применение наилучших доступных технологий всеми объектами значительного негативного воздействия на окружающую среду. С этой целью сформирован проект «Внедрение НДТ». Как рассказал Дмитрий Кобылкин, для подготовки перехода промышленности на НДТ проведена масштабная работа. Приняты все необходимые для реализации закона акты — порядка 40, создана вся нормативная база для перехода на НДТ и получение комплексных экологических разрешений.

В частности, для реформирования системы ограничения негативного воздействия на окружающую среду принят закон о поэтапном оснащении предприятий I категории системами автоматического контроля выбросов и сбросов. Для перехода на новую систему регулирования принят закон о сокращении предельного срока проведения экологической экспертизы с 3 до 2 месяцев с возможностью его продления по заявлению заказчика.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://investinfra.ru/novosti/v-ramkah-nacproekta-ekologiya-do-2024-goda-v-rossii-budet-likvidirovano-bolee-190-nesankcionirovannyh-svalok.html

Ликвидация накопленного вреда несанкционированные свалки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here