Круг административных дел

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Круг административных дел". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Круг административных дел

Конспект лекции: Круг административных дел, подведомственных арбитражным судам

24 июля 2002 г. утвержден последний АПК. В соответствии со ст.29 действующего АПК, именно в порядке административного судопроизводства арбитражные суды рассматривают экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Категории дел, рассматриваемых арбитражными судами в порядке административного судопроизводства:

2. Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий, бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. Производство по таким делам предусмотрено гл.24 АПК. Предметом могут быть правовые акты органов государственной власти, органов государственной власти субъектов, местного самоуправления, содержащие индивидуальные предписания, направленные на установление, изменение или отмену прав и обязанностей конкретных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. АПК помимо ненормативных правовых актов предусматривает возможность оспаривания решений, действий и бездействия государственных и муниципальных органов и должностных лиц. В том числе дела по жалобам на решения и действия судебных приставов по исполнению выданных арбитражным судом исполнительных документов также рассматриваются, как дела, возникающие из административных правоотношений. Разумеется, все акты могут быть оспорены, когда они противоречат закону и нарушают права и законные интересы заявителя.

4. Дела о взыскании обязательных платежей и санкций. Производство по ним регламентировано гл.26 АПК. Обязательные платежи, включающие налоги и сборы взыскиваются как правило во внесудебном порядке. Вместе с тем законом предусмотрены случаи, когда взыскание налогов, сборов, пений осуществляется в порядке административного судопроизводства, например, в соответствии с ч.2 ст.150 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» — принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится в судебном порядке. Дела о взыскании представляют сложность как в теоретическом, так и практическом аспекте. К таким делам следует относить взыскание санкций за правонарушения, не подпадающие под административные, например, штрафы, взыскиваемые за нарушение законодательства о налогах и сборах — положения главы 16 НК РФ.

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

http://www.allsummary.ru/1078-krug-administrativnyh-del-podvedomstvennyh-arbitrazhnym-sudam.html

Круг административных дел

Конспект лекции: Круг административных дел, подведомственных конституционным судам

На первый взгляд конституционный суд (КС) не выступает органом административной юстиции, а является судебным органом конституционного контроля. Предусмотрено ст.1 ФКЗ о КС. Вместе с тем в числе его полномочий (ст.3 упомянутого закона) можно выделить и рассмотрение дел, имеющих административно-правовой характер.

1. Дела по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. В соответствии с ч.4 ст.125 Конституции, КС по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Согласно ч.1 ст.96 ФКЗ «О КС». Правом на обращение в суд граждане обладают только в том случае, если:

  • 1. Оспариваемый закон затрагивает не какие-либо права вообще, а основные права и свободы, предусмотренные Конституцией. Речь должна идти только в отношении закона, а не какого-либо иного нормативного подзаконного акта. Нарушающая права норма должна быть применена в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон. В соответствии с положением о КС устанавливаются пределы проверки соответствия обжалуемого закона или его норм конституции. Объем проверки связан не только с оценкой содержания законодательных норм, но и может касаться формы закона, порядка его принятия, подписания, опубликования.

2. Дела по спорам о компетенции в системе органов исполнительной власти. Например, по вертикали между однородными федеральными и региональными органами. Во многом эти споры гасятся согласительными процедурами. В соответствии с ч.1 ст. выступает арбитром Президент РФ. Однако если согласие не достигнуто, то президент вправе передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. В соответствии с Конституцией Президент вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов в случае противоречия этих актов Конституции до решения этого вопроса соответствующим КС. Выделяют несколько видов споров о компетенции:

  • 1. Споры о признании компетенции, в которых орган оспаривает принятие другим органом государственной власти нормативного или индивидуального акта, либо совершение действия правового характера входит в компетенцию данного органа.
  • 2. Споры об отрицании компетенции, в которых ходатайствующий орган считает, что спорные полномочия должны осуществляться другими органами государственной власти или совершение действий правового характера.
  • 3. Споры о присвоение компетенции, в которых ходатайствующий орган считает, что другой орган государственной власти присваивает полномочия ему не принадлежащие.

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

http://www.allsummary.ru/1079-krug-administrativnyh-del-podvedomstvennyh-konstitucionnym-sudam.html

Круг административных дел, подведомственный Арбитражным судам.

В соответствии с действующим АПК РФ от 24.07.2002, а конкретно ст. 29, Арбитражные суды в порядке административного судопроизводства рассматривают экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

1.дела об оспаривании нормативно-правовых актов;

Предусмотрено Гл. 23 АПК РФ.

В соответствии со ст. 192 АПК РФ арбитражный суд рассматривает спор о признании недействующим нормативно-правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, если указанный акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту и нарушают законные права и интересы граждан, организаций или иных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления экономической деятельности.

Указанные споры носят исключительно публично-правовой характер. Предметом судебного разбирательства является правовой конфликт в сфере нормотворчества.

Арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативно-правовых актов только тогда, когда это отнесено к компетенции арбитражного суда Федеральным законом.

Напр., к ведению арбитражных судов относится рассмотрение дел об оспаривании нормативно-правовых актов налоговых органов (ч. 2 ст. 138 НК РФ), органов местного самоуправления (ст. 78 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”), нормативных актов, принятых по вопросам государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (ст. 23.1 ФЗ “Об электроэнергетике”).

Читайте так же:  Определение об отсрочке уплаты административного штрафа

2.дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц (гл. 24 АПК РФ).

В данном случае предметом оспаривания являются:

а) индивидуальные правовые акты различных органов и должностных лиц, содержащие предписания, направленные на установление изменений или отмену прав и обязанностей конкретных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

б) действия или бездействия, а также решения государственных и муниципальных органов и их должностных лиц. В качестве таковых рассматриваются и действия судебных приставов-исполнителей по исполнению документов, выданных Арбитражным судом.

Все упомянутые акты, решения, действия могут быть оспорены лишь тогда, когда они противоречат закону и нарушают права, свободы и законные интересы заявителя.

3.дела, возникающие из административных правонарушений;

Они подсудны Арбитражному суду в соответствии с Гл. 25 АПК РФ.

Дела об административных правонарушениях АПК РФ разделяет на 2 группы:

а) дела о привлечении к административной ответственности

Круг этих дел указан в ч. 3 п. 3 ст. 23.1 КоАП РФ. В настоящее время это 29 составов правонарушений, совершённых юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями (ст. 14. 1 — незаконное получение кредита, ст. 14.12 – фиктивное или преднамеренное банкротство и др.). Мерами ответственности по данным правонарушениям кроме штрафов выступает конфискация и дисквалификация.

б) дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности;

При этом, в соответствии со ст. 211 АПК РФ решения Арбитражного суда РФ первой инстанции по делу, если размер административного штрафа не превышает 5 тыс. руб. для ИП и 100 тыс. руб. для юридических лиц может быть обжаловано в Арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и принятое по делу постановление могут быть обжалованы в Арбитражный суд кассационной инстанции.

Вступившие в законную силу судебные акты Арбитражных судов могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным судом РФ.

4.дела о взыскании обязательных платежей и санкций;

Производство по ним предусмотрено Гл. 26 АПК РФ.

Обязательные платежи по общему правилу взыскиваются во внесудебном порядке. Вместе с тем, законами предусмотрены случаи, когда взыскание налогов, сборов, пошлин, пеней осуществляется в порядке административного судопроизводства. Напр., в соответствии с ч. 2 ст. 150 ФЗ “О таможенном регулировании в РФ” принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится в судебном порядке.

Дела о взыскании санкций относятся к взысканию санкций за правонарушения, не подпадающие под административные. Это, например, штрафы, взыскиваемые за нарушения законодательства о налогах и сборах (Гл. 16 НК РФ, предусматривающая ответственность за налоговые правонарушения)

Круг административных дел, подведомственный Конституционному Суду РФ.

В соответствии со ст. 1 ФКЗ “О Конституционном суде РФ” конституционный суд выступает судебным органом конституционного контроля. Напрямую он не уполномочен разрешать дела в порядке административного судопроизводства

Вместе с тем, в числе его полномочий перечислены в ст. 3 упомянутого закона можно выделить также рассмотрение дел, имеющих административно-правовой характер.

1.дела по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан;

В соответствии с ч. 4 ст. 125 Конституции РФ Конституционный суд РФ по жалобам граждан проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле.

Согласно ч. 1 ст. 96 Закона “О конституционном суде РФ” правом на обращение в суд обладают граждане только в том случае, если:

а) оспариваемым законом затрагивают не какие-либо права вообще, а основные права и свободы, предусмотренные в Конституции РФ.

При этом речь должна идти в отношении закона, а не какого-то иного подзаконного нормативного акта (напр., Указа Президента РФ, Постановления Правительства РФ)

б) нарушающая права норма должна быть применена в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон;

Положения Гл. 18 Закона “О конституционном суде РФ” устанавливают пределы проверки соответствия норм закона Конституции РФ. При этом, объём проверки связан как с оценкой содержания норм, так и с оценкой конституционности закона с точки зрения его формальной стороны, в том числе порядка принятия, подписания, опубликования и других моментов.

2.дела по спорам о компетенции в системе органов исполнительной власти;

В основном эти споры гасятся согласительными процедурами (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ). С другой стороны, если согласованное решение не достигнуто, то Президент РФ вправе передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 85 Конституции РФ Президент вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ до решения данного вопроса соответствующим (т.е. Конституционным) судом.

Н. В. Витрук различает три вида спора о компетенции:

а) споры о признании компетенции, в которых ходатайствующий орган считает, что принятие другим органом государственной власти нормативного или индивидуального акта либо совершение действий правового характера входит в компетенцию ходатайствующего органа;

б) споры об отрицании компетенции, в которых ходатайствующий орган считает, что спорные полномочия должны осуществляться другими органами государственной власти, но последние уклоняются от издания акта или совершения действий правового характера;

в) споры о присвоении компетенции, в которых ходатайствующий орган считает, что другой орган государственной власти присваивает не принадлежащие ему полномочия.

Тема 6. Участники рассмотрения административного дела в суде.

Понятие и система субъектов, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении.

Органы, представляющие в процессе государственный интерес.

Субъекты, имеющие в процессе личный правовой интерес.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; Нарушение авторского права страницы

http://infopedia.su/7x62dd.html

Круг административных дел, подведомственных арбитражным судам

Впервые, так называемые управленческие споры, были отнесены к подведомственности арбитражный судов АПК 1992 года. Это были споры о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих права предпринимателей и актов, связанных с изъятием земли. В 1995 году был принят ФКЗ «Об арбитражных судах» и АПК; к компетенции АС относилось рассмотрение дел о признании не подлежащим к рассмотрению исполнительных документов, споры о признании недействительными ненормативных актов, споры об обжаловании отказа властей от государственной регистрации организаций, т.е. вновь предпринята попытка перечислить категорию дел, которая находится в сфере государственного управления. Во всех этих спорах присутствовал ряд признаков:

Читайте так же:  Окончание административного дела

1) Спор о законности ненормативного управленческого акта

2) одна сторона – орган исполнительной власти

Эти отношения носили административно-правовой характер. Ряд ученых считали, что именно АС были переданы функции административной юстиции. С 1 сентября 2002 года действует современный АПК, в соответствии со статьей 29 АПК именно в порядке административного судопроизводства АС рассматриваются экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением, организациями, гражданами предпринимательской или иной экономической деятельности, возникающие из административных и иных публичных отношений.

Законодатель отказался от идеи перечислить через запятую все споры; их нельзя прямым перечислением назвать. Сейчас содержится лишь указание на общее указание дел. В соответствии с разделом 3 АПК к таким делам относятся: дела, об оспаривании НПА, затрагивающего прав и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 192 АПК АС рассматривает споры о признании недействующим НПА, принятым уполномоченным на это органом, если этот акт не соответствует закону или иному НПА, имеющему большую юридическую силу и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Указанный спор носит публично-правовой характер и предметом судебного разбирательства является правовой конфликт в сфере нормотворчества. В соответствии с п.1 статьи 29 АПК АС рассматривают дела об оспаривании НПА лишь в той сфере, которая прямо определена в этой норме. Это сфера налогообложения, сфера налогового контроля, валютного контроля, таможенного регулирования и ряд других. Это положение АПК очень совпадает с действующим НК РФ.

Условия для обращения в АС:

1) Акт должен касаться предпринимательской или иной экономической деятельности

2) Он должен быть принят и исполняться лишь в той сфере, которая рассматривается АС

Еще одна категория, подведомственная АС – глава 24 АПК. АС рассматривает дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий, бездействий, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц. Предметом оспаривания могут быть акты, содержащие индивидуальные предписания, направленные на изменение, прекращение, установление прав и обязанностей конкретных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

АС подведомственны также дела о законности индивидуальных актов, если акты приняты организациями, наделенными ФЗ отдельными государственными полномочиями и акты должностных лиц.

Жалобы на решения действий судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных документов, выданных АС, также оспариваются в АС. Все эти акты, действия, бездействия могут быть оспорены лишь тогда, когда они нарушаются права и законные интересы.

Еще одна категория дел предусмотрена главой 25 АПК. АС подведомственные дела о привлечении к административной ответственности. Дела об административный правонарушениях, подведомственных АС, АПК делит на 2 категории:

1) Дела о привлечении к административной ответственности

2) Дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности

Административные дела в зависимости от категории могут быть рассмотрены коллегиально или единолично. Поскольку административные дела, дела об административных правонарушений по правилам АПК и особенностям КоАП, то при разрешении этой категории дел следует учитывать, что КоАП отнес к компетенции единоличное рассмотрение дел.

Глава 26 АПК определяет еще одну категорию дел, отнесенных к компетенции АС – дела о взыскании обязательных платежей и санкций, которые также относятся к административному производству. Дела о взыскании обязательный платежей и санкций – это разные категории дел.

В соответствии с п.5 ст.45 НК РФ взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, заключенной налогоплательщиком с третьими лицами. Санкции не подпадают под характеристику административных – это штрафы, закрепленные в ФЗ. Виды платежей разные, размеры разные, но они все перечислены в главе 26.

http://mylektsii.ru/2-12406.html

Круг административных дел подведомственный судам общей юрисдикции и мировым судьям.

Административную юстицию или административное судопроизводство следует рассматривать как правосудие по административным делам, осуществляемое в особой процессуальной форме судебными органами с целью разрешения споров, вытекающего из административных правоотношений, возникшего между административными органами (органами государственного управления) и иными участниками, результатом которого является отмена либо исправления незакономерного управленческого акта, то есть наличие спора Из этого определения вытекает ряд признаков административного судопроизводства :

1. Непременное наличие спора об административном праве.

2. Разрешение этого спора судебным органом.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

3. Рассмотрение и разрешение спора происходит в особой процессуальной форме.

4. Обязательным участником разрешаемого спора является орган государственной власти.

5. Объектом рассматриваемого судом правонарушения являются публичные права и свободы.

6. Результатом рассмотрения является отмена или исправления незаконного акта.

Дела, рассматриваемых судами общей юрисдикции — это дела, связанные с обжалованием гражданами актов и действий должностных лищ, государственных органов, органов местного самоуправления. Правовая регламентация рассмотрения дел этой категории содержится в Законе

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

» Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан от 27.04.93 г., в гл. 23 ГПК РФ. В ст. 1 закона определены органы и лица, чьи решения и действия могут быть — обжалованы — это местное самоуправление, государственные органы, учреждения, предприятия, общественные объединения, их должностные лица, если своими действиями и решениями нарушили права и свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена обязанность или незаконно привлечен к ответственности. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.93 г. №10 » О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» в разъяснена возможность обжалования действия органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, объединений, общественных объединений, должностных лиц, если этими действиями (бездействием), решениями были нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к их осуществлению, незаконно возложена обязанность или он незаконно привлечён к ответственности. Могут быть обжалованы единоличные и коллегиальные решения должностных лиц, государственных служащих.

Читайте так же:  Виды административных наказаний физических лиц
Видео (кликните для воспроизведения).

Споры между акционерами и участниками общества подведомственны арбитражному суду — это исковое производство.

ФЗ от 30.11. 1995 г. был принят закон, внесший изменения в ст. 116 ГПК РСФСР, в соответствии с которыми Верховному Суду РФ стали подсудны дела об оспаривании нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан. Обжалованию подлежат также действия и решения. В юридической литературе тогда не было единого мнения в каком порядке обжаловать данные действия: административное судопроизводство или исковой порядок. За исковое производсво: дела возбуждаются не только в интересах граждан, но и юридических лиц, а закон 1993 года в отношении юридических лиц не действовал, поскольку объект обжалования нормативный акт круг участников этого процесса определить невозможно. Трудно согласиться с этим, так как спор об оспаривании нормативных актов носит публичный характер. Точку в этом поставил ГРК ст. 245 именно суду подведомственны дела по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативно правовых актов полностью или в части, возникающие из публично-правовых отношений и подведомственны судам общей юрисдикции. Производству по делам о признании недействующими нормативно-правовых актов посвящено г. 24 ГПК.

Ст. 251 ГПК гражданин, орагнизация, считающая что принятым и опубликованным нормативным актом органа государственной власти, местного самоуправления или должностного лица, нарушаются их права и свободы вправе обратиться в суд. Защите подлежат права и свободы, гарантированные Конституцией, законами и другими правовыми актами. С заявлением о признании НПА противоречащим закону вправе обратиться прокурор, Президент, Правительство, законодательный орган субъекта, высшее должностное лицо субъекта, орган местного самоуправления, глава муниципального образования. Все перечисленные органы вправе обратиться в суд если считают, что нарушены их права на компетенцию.

Исключения нельзя оспорить:

S в суде общей юрисдикции проводить проверку НПА проверка конституционности которого отнесена к компетенции Конституционного Суда или арбитражным судам

Новый ГПК регламентирует какие суды общей юрисдикции рассматривают те или иные акты. Ст. 26 ГПК дела об оспаривании НПА органов государственной власти субъекта рассматриваются областным судом, Верховному суду подсудны дела об оспаривании НПА Президента, Правительства, иных федеральных министерств и ведомств, районному суду -акты органов местного самоуправления. Предметом обжалования могут быть как действия, так и бездействия. Заявление может быть подано когда гражданин четко обосновывает каким актов нарушены его права, в чем это проявляется , какая на него незаконно возложена обязанность или ответственность. Обжалуя в суд акт, гражданин заявляет о своём несогласии с ним. В акте выражены действия органаего принявшего, но часто права и свободы нарушаются без актов и решений.

При рассмотрении дел в соответствии с этим законом, заявитель (гражданин) освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемого акта, но обязан доказать в суде факт нарушения своих прав и свобод. В то время как на органы и должностные лица.

действия (решения) которых гражданин обжалует, возложена обязанность документально доказать законность обжалуемого решения (действия) (ст.6 ФЗ).

В суд общей юрисдикции могут быть обжалованы любые действия и решения, затрагивающие права и свободы граждан. Вместе с тем законодатель установил в ст. 3 изъятия из общего правила. Так, не могут быть обжалованы в суд действия (решения) , проверка которых отнесена к компетенции Конституционного Суда РФ, а также те действия (решения), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Дела о защите избирательных прав и права на учатие в референдуме граждан РФ

Правовая регламентация содержится в гл. 26 ГПК РФ. Избиратели, кандидаты их доверенные лица, прокурор вправе обратиться в суд, если считают, что решениями и действиями органа государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, их должностных лицом нарушаются их субъективные избирательные права либо право на участие в референдуме. Если значительное число нарушений, то может обратиться Центральная избирательная комиссия.

В ФКЗ «О Конституционном суде РФ», (как и в ранее действовавшем акте) законодательно не определена исключительная компетенция Конституционного Суда. Конституционному Суду подведомственны нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, актов Правительства РФ в случае возникновения спора о соответствии их Конституции РФ. Следовательно, все индивидуальные акты этих органов, а также как акты как индивидуальные, так и нормативные других государственных органов РФ (министерств, государственных комитетов и так далее) теперь подконтрольны судам общей юрисдикции и арбитражным судам и могут быть обжалованы в эти суды в соответствии с правилами подсудности.

Суды общей юрисдикции рассматривают также административные дела, связанные с обжалованием постановлений по делу об административном правонарушении (гл. 30 КоАП РФ). Ранее в порядке обжалования нет единообразия. В одних случаях гражданину предоставляется право самому выбирать способ обжалования: административный или судебный, в других строго определяется последовательность. Сейчас КоАП РФ установил, что постановление вынесенное судьёй обжалуется в вышестоящий суд, а постановление коллегиальным органом или должностным лицом обжалуется в районный суд или вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Постановление об административном правонарушении, совершенным юридическим лицом обжалуется в арбитражный суд.

Сейчас можно обжаловать постановления органов, вступивших в законную силу, решения.

вынесенные по результатам рассмотрения жалоб и протестов. Данные дела рассматриваются судами. Правом принесения протеста обладают Генеральный прокурор, прокурор субъекта РФ, их заместители, председатели суда субъекта РФ и Верховного Суда РФ, их заместители. Порядок обжаловании актов арбитражных судов определяется арбитражным законодательством.

http://students-library.com/library/read/65955-krug-administrativnyh-del-podvedomstvennyj-sudam-obsej-urisdikcii-i-mirovym-sudam

Круг административных дел, подведомственных КС РФ

Все еще ведется спор о том, какие отношения должны регулироваться, говорят о том, что нужно создать отдельный кодекс (его называют и АПК, и Российский административный кодекс и прочие названия).

Все рассуждения имели бы смысл, если бы не особое место КС РФ.

Если опираться на ФКЗ «О КС РФ» КС не является органом административной юстиции, так как он судебный орган конституционного контроля. Задачей КС является не только защита основ конституционного строя, но важнейшей задачей конституционного органа является защита прав и свобод человека и гражданина (статья 3 ФКЗ). Эта задача КС непосредственно связана с разрешением споров, как имеющих административно-правовой характер.

Читайте так же:  Административные дела рассматриваемые мировым судьей

Этот вопрос исследовался рядом известных ученых; так например, пр. Тихомиров, анализирую компетенцию КС, пришел к выводу о том, что разрешая споры о компетенции в системе органов исполнительной власти КС осуществляет именно административное судопроизводство.

К таким рассматриваемым делам относятся дела о разрешении споров между гражданами и государственными органами по поводу нормативных актов этих органов

В соответствии с частью 4 статьи 125 К РФ и статья 3 ФКЗ «О КС» КС проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Поводом для такой проверки является жалоба на нарушения К прав и свобод.

Согласно части 1 статьи 96 ФКЗ «О КС» право на обращение в суд имеют граждане, но лишь тогда, когда оспариваемый закон затрагивает важнейшие права и свободы, предусмотренные К РФ: право на жизнь, на неприкосновенность частной собственности и т.д.

Нарушающая права норма должна быть применена в конкретном деле, причем рассмотрение этого дела может быть либо завершено либо находиться в рассмотрении суда.

Некоторые ученые, в частности Витрук Н.В., справедливо отмечают, что вопрос допустимости, рассмотрения в КС жалоб граждан на нарушение их конституционных прав и свобод вызывает множество проблем, прежде всего с тем, что защиту прав и свобод граждан осуществляют многие другие учреждения (не только КС).

К РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Усмотреть нарушения законом конституционных прав и свобод может суд общей юрисдикции при рассмотрении дела в любой инстанции, но если он убежден в неконституционности закона, то он обязан обратиться в КС. Во всех иных случаях, а именно при убеждении суда общей юрисдикции в неконституционности иных НПА, суд вправе применять непосредственно конституционные нормы.

У ученых были основания рассматривать КС как орган административной юстиции, так как исследование законности НПА частными судами, судами общей юрисдикции является административным производством. Поэтому исследование актов, имеющих высшую юридическую силу, тоже является административным производством.

Еще одна категория административных дел, рассматриваемых КС – споры о компетенции в системе органов исполнительной власти. Случаев нарушения компетенции, вмешательства в нее очень много в отношениях между Правительством и Министерствами, Министерствами и Ведомствами. Сохраняют актуальность споры о компетенции между федеральными и региональными органами. Во многом эти споры гасятся с помощью согласительных процедур (часть 1 статьи 85 К РФ). Но если решение не достигнуто, то Президент в соответствии с частью 2 статьи 85 вправе приостановить действие акта и передать вопрос на разрешение суда; приостановление акта будет действовать до того момента, как суд вынесет решение. Исследования вопросов о видах и спорах компетенции были проведения Витруком. Николай Васильевич говорил о 3 категориях спора:

1) Споры о признании компетенции

В этих спорах ходатайствующих орган государственной власти считает, что принятие другим органом государственной власти нормативного или индивидуального акта либо совершение действий правового характера входит в компетенцию ходатайствующего органа.

2) Споры об отрицании компетенции

Ходатайствующий орган считает, что спорные полномочия должны осуществляться другими органами государственной власти, но они уклоняются от принятия таких актов.

3) Споры о присвоении компетенции

В этих спорах ходатайствующий орган считает, что другой орган присваивает непринадлежащие ему полномочия

Круг административных дел весьма широк, разнообразен. Важно понять, какие дела являются административными и унифицировать порядок их разрешения; неоправданно, что разрешение единых по сути дел происходит различными учреждениями различно.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 421 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/16_68789_krug-administrativnih-del-podvedomstvennih-ks-rf.html

Подведомственность и подсудность административных дел.

В тех странах, где учреждения административной юрисдикции выделены из системы общих судов, возникает проблема разграничения их компетенции с этими судами. В той или иной форме данная проблема решается с помощью так называемой таксации. Она предполагает установление судебной практикой или законом некоего общего принципа (clausula generalis) для определения видов административных споров, подлежащих рассмотрению в административных судах. Таксация может быть негативной, когда закон определяет дела или группы дел, которые исключаются из подведомственности того или иного суда. Она может быть позитивной, перечисляющей дела или группы дел, подлежащие рассмотрению в судах той или иной юрисдикции. Разновидностью метода таксации является метод энумерации (Еnumerationsmethode), когда в перечне даются не дела и их группы, а в общей форме виды дел (например, налоговые, земельные, социальные и т.д.)

Общий принцип, в соответствии с которым происходит разграничение компетенции общих и административных судов в странах с развитой системой административной юстиции можно выразить в формуле: споры, возникающие в результате действий публичной администрации, разрешаются органами административной юстиции. Этот принцип получает различные интерпретации в разных странах и служит основанием для таксации пределов юрисдикции общих судов.

При изучении вопроса о судебной подведомственности административных споров в России студенту следует усвоить общий принцип ее распределения. Он состоит в том, что распределение подведомственности этих дел между судами основано на правиле универсальной подведомственности административных споров судам общей юрисдикции, за исключением споров, отнесенных к ведению Конституционного Суда РФ и арбитражных судов. Суть этого правила: дела, не подведомственные иным судам, подведомственны общему суду.

Для уяснения вопроса о том, какие административные дела подведомственны Конституционному Суду РФ студент должен обратиться к ст. 125 Конституции РФ. Круг административных дел, подведомственных арбитражным судам, определяется ст. 29 АПК РФ и ст. 23.1 КоАП РФ.

При определении подсудности административных споров в системе общих судов следует исходить из принципа универсальной подсудности этих споров районным судам (ст. 24 ГПК РФ), за исключением тех дел, которые отнесены к ведению судов областного звена (ст. 26 ГПК РФ) и Верховного Суда РФ (ст. 27 ГПК РФ).

При разграничении родовой подсудности административных дел в системе арбитражных судов необходимо исходить из следующего общего принципа (ч. 1 ст. 34 АПК РФ): дела, подведомственные арбитражным судам, подсудны судам субъектов РФ, за исключением дел, подсудных исключительно Высшему Арбитражному Суду РФ.

Читайте так же:  Процедура обжалования постановления об административном правонарушении

Вопросы для самопроверки.

1. Чем отличается административно-юрисдикционный процесс от управленческого?

2. Определите понятие административного судопроизводства.

3. Назовите общее правило подведомственности административных дел по российскому праву.

4. Какие административные дела подведомственны арбитражному суду?

5. Что представляют собой методы позитивной и негативной таксации?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/14_83690_podvedomstvennost-i-podsudnost-administrativnih-del.html

Круг дел, подведомственных судам общей юрисдикции

С учетом вышеизложенного, можно установить круг дел, подведомственных судам общей юрисдикции.

В порядке искового производства судами общей юрисдикции рассматриваются следующие дела, возникающие из гражданских и иных частноправовых отношений:

1. дела по спорам о праве, где обе стороны или хотя бы одна – гражданин (кроме случаев, перечисленных в 33 статье АПК РФ);

2. дела с участием индивидуальных предпринимателей по спорам, не связанным с их предпринимательской деятельностью;

3. дела по спорам с участием юридических лиц, не отнесенные к ведению арбитражного суда. Например, споры между юридическими лицами и лицами, входящими или входившими в состав органов управления и органов контроля юридического лица, если они возникли из трудовых правоотношений.

Судам общей юрисдикции подведомственны дела, возникающие из публичных правоотношений, перечисленные в 245 статье ГПК РФ:

1. по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.

Разъяснения относительно возможности оспаривания в арбитражных судах РФ нормативных актов дается в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов».

Проверка нормативных актов высших органов государственной власти и управления Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции России осуществляется в Конституционном Суде РФ. Конституционным (уставным) судам субъектов РФ подведомственны дела, перечисленные в 27 статье ФКЗ «О судебной системе РФ».

2. по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

Оспаривание решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления юридическими лицами и гражданами-предпринимателями, а в случаях, предусмотренных 33 статьей АПК РФ организациями, не имеющими статуса юридического лица и гражданами, не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, также осуществляется арбитражными судами, если оспариваемыми решениями (действиями) затрагиваются права и интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

3. по заявлениям о защите избирательных прав или права граждан РФ на участие в референдуме;

4. по заявлениям о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении;

5. по заявлениям об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

6. иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда общей юрисдикции. Значительную группу таких дел, в частности, составляют дела об административных правонарушениях.

В порядке особого производства в судах общей юрисдикции рассматриваются дела, перечисленные в 262 статье ГПК РФ:

1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение (если они не связаны с возникновением, изменением или прекращением прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности);

2) об усыновлении (удочерении) ребенка;

3) о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

4) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

5) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);

6) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

7) о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

8) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

9) о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;

10) по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;

11) по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

Федеральными законами к рассмотрению судами общей юрисдикции в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.

В порядке приказного производства суды общей юрисдикции рассматривают дела, перечисленные в 122 статье ГПК РФ:

1. если требование основано на нотариально удостоверенной сделке;

2. если требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;

3. если требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;

4. заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;

5. заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам;

6. заявлено требование о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы, сумм оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) иных сумм, начисленных работнику;

7. заявлено территориальным органом федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника, или ребенка, отобранного у должника по решению суда;

8. заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9754 — | 7579 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/9_125458_krug-del-podvedomstvennih-sudam-obshchey-yurisdiktsii.html

Круг административных дел
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here