Комментарии о запрете курения

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Комментарии о запрете курения". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Комментарий к закону об ограничении курения табака

В ходе исследования службы Gallup выяснилось, что в рейтинге самых курящих стран мира Россия находится на втором месте. Ее обгоняет лишь Куба. В отличие от Западных стран, где борьба с курением ведется на государственном уровне уже не одно десятилетие, Россия сделала первый серьезный шаг лишь с подписанием Президентом России Путиным В.В. антитабачного закона, принятого Госдумой 12 февраля и одобренного Советом Федерации 20 февраля. Новый закон действует уже с 01 июня 2013 года. Целью его введения является ограничение воздействия табачного дыма и снижение курения и потребления табака, сокращение спроса на табачные изделия и ограничение торговли ими, а также запрет рекламы табака. Рассмотрим наиболее интересные моменты, которые нас ожидают с вступлением нового закона в силу.

Согласно Федеральному закону от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», с 01 июня 2013 года запрещенными для курения считаются территории и помещения спортивных, образовательных, культурных, медицинских и оздоровительных организаций; детские площадки, пляжи; пассажирские самолеты; городской и пригородный транспорт; вокзалы, порты, станции метро и вход рядом с ними. Также нельзя курить в помещениях органов власти и местного самоуправления, на автозаправках, в лифтах, на лестничных клетках и в иных местах общего пользования в многоквартирных домах, на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях.

К сожалению, долгожданное введение запрета курения в кафе, ресторанах, гостиницах, магазинах, в общежитиях, на крытых рынках, пассажирских платформах у электричек поездах дальнего следования, на судах дальнего плавания вступит в силу только через год – с 01 июня 2014 г.

Но и тут есть свои исключения: курить можно будет в специально выделенных открытых местах или изолированных помещениях, оборудованных системами вентиляции. Причем организовать их разрешено далеко не везде. К тому же, органы государственной власти субъектов РФ смогут сами устанавливать дополнительные ограничения курения табака в общественных местах.

Что касается конкретных мер ответственности за нарушения запрета на курение, то КоАП РФ предлагается дополнить новой статьей, согласно которой курение табака на запрещенных Законом отдельных территориях, в помещениях и объектах повлечет штраф для граждан, предположительно, в размере от 1 тысячи до 1,5 тысяч рублей.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Также, Законом предусмотрены ценовые и налоговые меры для сокращения спроса на табачные изделия (цены на них будут расти), запрещается реклама и стимулирование продажи табачных изделий, табачным компаниям нельзя будет выступать спонсорами любых мероприятий в сфере образования, физкультуры, спорта, здравоохранения и культуры.

Не допускается демонстрация курения во вновь созданных видеофильмах, театральных постановках и аудиовизуальных произведениях. Предусмотрено лишь одно, но ключевое исключение: когда такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.

Закон содержит меры по ограничению торговли табачными изделиями. В частности, с 01 июня 2014 г. продавать их в розницу можно будет только в магазинах и павильонах, имеющих торговый зал. При этом выкладывать табачные изделия на витрину запретят. В торговом зале можно будет разместить лишь перечень продаваемой табачной продукции. За нарушение данного требования организациями, планируется санкция в виде штрафа от 50 до 80 тыс. руб., а при повторном совершении – в виде штрафа от 80 до 100 тыс. руб. либо административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Продавец имеет право потребовать у покупателя документ, удостоверяющий личность, если возникли сомнения в совершеннолетии покупателя. В случае не предоставления документа, продавец обязан отказать в продаже.

Закон также вводит меры медицинской помощи гражданам, желающим избавиться от табачной зависимости. Теперь лицам, обратившимся за медпомощью в борьбе с зависимостью от курения, гарантируется бесплатное оказание помощи в профилактике, диагностике и лечении табачной зависимости и последствий потребления табака.

Очень оживленные дискуссии вызвал Закон, который уже действует на территории нашей страны. Та часть населения, которая приобрела такую привычку как курение, активно отстаивает свои права и утверждает, что с введением Закона ничего не изменится, отказаться от табака курильщики не смогут. Другая часть поддерживает данный Закон и считает, что меры наказания, которые планируются применяться к нарушителям Закона, являются разумными.

Вместе с тем, от болезней, связанных с курением, умирают от 350 до 500 тысяч человек ежегодно. Заместитель министра здравоохранения рассчитывает, что вступление в силу положений нового Закона сократит число курильщиков в России наполовину и, следовательно, число смертей так же сократиться. О разумности и действенности нового Закона, как это обычно и бывает, в полной мере мы сможем судить только после его вступления в силу.

При перепечатывании и/или цитировании настоящего материала ссылка на авторство и первоисточник обязательна.

«Зачастую наша антитабачная политика превращается в борьбу с курильщиками»

Депутат Госдумы от РТ Айрат Фаррахов о том, почему лучше не запрещать, а регулировать рынок снюсов

«Эти нетабачные снюсы не сертифицированы, потому что никто и никогда не думал, что такой продукт в принципе может появиться», — считает депутат Госдумы Айрат Фаррахов. В материале для «БИЗНЕС Online» он рассуждает, зачем предлагает ввести акцизы на нетабачные снюсы, к чему приводят запреты в борьбе с курением и почему большинство не может отказаться от сигарет без внешней помощи.

Классические снюсы в нашей стране запрещены уже много лет. Снюс — это пакетик, в котором присутствует измельченный табачный лист Фото: «БИЗНЕС Online»

НЕТАБАЧНЫЕ СНЮСЫ НЕ СЕРТИФИЦИРОВАНЫ

На днях я с коллегами по Госдуме Сергеем Катасоновым и Алексеем Веллером внес проект федерального закона о поправках в Налоговый кодекс, которые предусматривают введение акциза на нетабачную никотиносодержащую продукцию орального потребления, или, как называют в народе, нетабачные снюсы (пэки). Мы предлагаем установить такой же акциз, как для жевательного табака: от 3 172 рублей за 1 кг в этом году с повышением до 3 431 рубля в 2022-м.

Отмечу, что классические снюсы в нашей стране запрещены уже много лет. Снюс — это пакетик, в котором присутствует измельченный табачный лист. Наш законопроект направлен на регулирование пэков с синтетическим никотином, добывающимся различными химическими методами. Он добавляется в какой-нибудь пищевой продукт, например конфеты или жвачки. Эти нетабачные снюсы не сертифицированы, потому что никто и никогда не думал, что такой продукт в принципе может появиться. Поэтому он называется «нетабачная никотиносодержащая продукция орального потребления». В народе их начали называть снюсами, пэками, потому что они похожи. Нетабачные снюсы содержат большую дозу никотина, полученного синтетическим способом, — поэтому опасны. После запрета классических снюсов эти вещества стали производить, продавать, так как данная сфера не урегулирована в правовом плане. Отсюда и казус: продукт, который никак не регулируется, нельзя запретить. При этом чем больше запретов, тем больше его нелегально продают.

Читайте так же:  Ответ на жалобу по административному делу

Первое — можно все запретить, второе — регулировать. Большинство, конечно, сразу выберет вариант «запретить и наказать». Но это, на наш взгляд, малоэффективно Фото: «БИЗНЕС Online»

АКЦИЗ — ЭЛЕМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ

Как вы помните, в конце прошлого года всех возмутило то, что эти вещества стали распространяться среди детей. Конечно, это преступление, но это вещество не относится к наркотическим, сильнодействующим. Что с этим делать? Первое — можно все запретить, второе — регулировать. Большинство, конечно, сразу выберет вариант «запретить и наказать». Но это, на наш взгляд, малоэффективно. Мы считаем, что эту сферу надо регулировать, чтобы производители подобных веществ не уходили в тень. Таким образом, мы сможем отделить нелегальный рынок от легального, установить правила оборота, включая правила продаж, лицензирование и маркировку продукции.

Ну а в правилах установить запрет на продажу детям, школьникам, установить норматив содержания никотина, следить за предприятиями, производящими нетабачные снюсы. Кто-то скажет: вы хотите установить новые доходы в бюджет? Отвечу сразу: нет, акциз — это элемент регулирования и контроля. Еще один момент — возможность маркировки, как это сейчас происходит на рынке лекарств, ювелирных изделий, молока и т. д. Тогда мы будем убеждены, что нет нелегальной продукции, опасной для жизни. Наконец, благодаря этому мы сможем регулировать импорт. Ведь сегодня непонятно, то ли из-за рубежа завезли нетабачный снюс, то ли в нашей стране где-то произвели.

Как профессиональный врач, я исхожу из того, что потребление табака в любом виде, в том числе табакокурение, — это большой вред для здоровья, и от этой пагубной привычки необходимо избавляться Фото: «БИЗНЕС Online»

СЕЙЧАС ПРИЗНАЛИ, ЧТО ЗАПРЕТ КУРИТЕЛЬНЫХ КОМНАТ БЫЛ ОШИБКОЙ

Несколько слов об антитабачной политике. Как профессиональный врач, я исхожу из того, что потребление табака в любом виде, в том числе табакокурение, — это большой вред здоровью и от этой пагубной привычки необходимо избавляться. Государство должно создавать условия: для тех, кто никогда не употреблял табак, — они не должны начинать. А тем, кто употребляет, необходимо помочь избавиться от этой привычки. Зачастую наша антитабачная политика превращается в борьбу не с табакокурением, а в борьбу с курильщиками. Вспомните кабинки для курения в аэропортах. Они были запрещены. Курильщики вынуждены были курить в туалетах этих же аэропортов — страдали обычные граждане. Сейчас признали, что запрет курительных комнат был ошибкой, и их вернули. Истина проста: если запрещать, то это отнюдь не значит, что люди со следующего дня перестанут курить. Для многих это серьезная зависимость.

Нам необходимо подумать о программах по поддержке тех, кто самостоятельно не смог избавиться от этой привычки. Известно, что 50% курильщиков не смогут без внешней помощи избавиться от этой пагубной привычки. Причем 50% мужчин смогут бросить курить, а среди женщин 70% не смогут, то есть женская никотиновая зависимость более серьезная. А за этим проблемы неудовлетворенности, избыточного веса и т. д.

То же самое про табачный снюс. В России его запретили, хотя во многих странах (Норвегия, Швеция и т. д.) он не запрещен, и процентное соотношение потребителей табака в этих странах примерно такое же, как в России, но это не табакокурение. На самом деле снюс — это потребление никотина без процесса курения. И те граждане, кто потребляет снюс, тоже никотинозависимые, но это не вызывает рака легкого, рака полости рта, поэтому не приводит к ранней смертности. Распространенность рака легкого, полости рта в скандинавских странах по сравнению с Россией крайне низкая.

Возвращаясь к теме никотиновой зависимости, еще раз хочу подчеркнуть: это безусловный вред, итогом которого являются непрожитые годы. Лучше не начинать! Ну а если не получается самостоятельно избавиться от этой привычки, общество, государство должны создать условия, тем более сейчас есть и инструменты и возможности. В части запрещать или регулировать — я за регулирование.

Комментарии о запрете курения

Только что выхожу покурить во внутренний двор офисного центра. В связи с гонениями на курильщиков теперь это можно сделать в одном единственном уголке двора. При курении в остальных местах прилетает охрана и долго и нудно нудит о запрете курения. Потом начинают капать на мозги начальству. Так что ну его нах… лучше курить там где разрешено.

Двор примерно метров 25 на 30. Но именно тот закуток в котором курят все сотрудники 7 этажного офисного центра облюбовала мамаша с коляской и ребенком на руках.

Как только я закруил-тут же начались вопли о том что я травлю ее ребенка. На попытки объяснить ей что она встала не в том месте, и что во дворе 25 на 30 вполне свободно можно стоять подальше от места для курения, а вот мне отойти и покурить больше негде-было пояснено, что(далее цитирую): «я импотент у которого никогда не будет детей, ни одна баба мне не даст, так как я конченый(кто именно конченый не уточняла), и вообще таких как я надо давить еще в роддоме»

Морали нет. Выводов нет. Тапка не было-ничего не фотал.

Минфин уличил Минздрав в нецелевом расходовании средств на борьбу с курением

20 млн долларов — эта сумма стала одной из самых крупных расходных статей расхода Минздрава в рамках антитабачных кампаний. Такие деньги ведомство планировало потратить на строительство… офиса проекта Всемирной организации здравоохранения по НИЗ в России. Иностранные чиновники из ВОЗ навязали нашим мысль (и наши, судя по всему, поверили), что без физического присутствия еврокомиссаров в нашей стране никакого толка от попыток побороть табачное лобби не будет. То ли сил у нас не хватит, то ли мозгов — главное, что российской частью проекта по борьбе с табаком, зеленым змием и фастфудом ВОЗ должна руководить не дистанционно, а лично.

О том, что офис за 20 млн долларов даже в кризисном 2014-м — это нужно и правильно, говорится в Стратегии сотрудничества ВОЗ и Минздрава РФ на период с 2014 по 2020 год: «На региональном уровне Российская Федерация приняла предложение ВОЗ по созданию высокоспециализированного технического подразделения Европейского регионального бюро ВОЗ — ГУО НИЗ в Москве — для нужд всего региона в данном направлении».

Читайте так же:  Обжалование постановления гибдд в какой суд

А чтобы не быть голословными, намерения ведомства исполнить обещание подтвердил директор департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минздрава Сергей Муравьев. Он заявил, что географически удаленный офис в Москве действительно будет стоить порядка 20 млн долларов и будет функционировать пять лет. Далее предполагается возможность дальнейшего финансирования по соглашению сторон.

Правда, никто из чиновников тогда не пояснил, где именно будет находиться этот офис. Кроме того, не был представлен план его строительства, не был назван архитектор, которому предстоит разработать дорогой проект. Тендеры на создание концепции новой штаб-квартиры также официально не объявлялись.

Загадочный офис всплыл только в сентябре 2016 года. О его создании отчиталась региональный европейский директор ВОЗ Жужанна Якаб. По ее словам, которые подтверждались красочной презентацией (она доступна для скачивания на сайте Европейского подразделения ВОЗ), московская штаб-квартира проекта по НИЗ расположилась по адресу Леонтьевский переулок, д. 9–1. На фото, представленном госпожой Якаб, красуется шикарный особняк с фасадами нежно-мятного оттенка — почти Зимний дворец в миниатюре. Возможно, именно его отстроили современные зодчие по заказу Минздрава? Однако здание на самом деле вовсе не новое. Особняк в Леонтьевском переулке был построен в ХIХ веке и с тех пор неоднократно реставрировался. Более того, именно в нем много лет подряд расположены московские офисы ООН и ВОЗ. Интерьеры внутри здания больше напоминают музей или царские палаты: дорогое убранство стен, картины, вазы и зеркала. Кроме того, рабочие кабинеты и переговорные оборудованы дорогой современной мебелью и электроникой. Выходит, что новую организацию с большими амбициями просто посадили в уже существующий офис рядом с коллегами? А зачем же тогда нужны были 20 млн долларов и что конкретно за эти деньги сделал Минздрав, который публично обещал его создать?

«Я требую продолжения банкета!»

Еще одна сумма — она вызвала самое мощное возмущение Минфина — 199 млн рублей. Эти деньги Минздрав собирался потратить на проведение в Москве 6-й конференции сторон РКБТ (Рамочная конвенция по борьбе с табаком). Для ее организации был объявлен тендер. Выиграла конкурс компания (название имеется в редакции). Контракт ей достался за 187 млн рублей. По сведениям налоговых органов, фирма зарегистрирована в Красногорске на Ильинском шоссе. Это адрес массовой регистрации (кроме нее там записано еще 146 разных компаний). При этом на портале закупок есть сведения только о победителе. Кто еще принимал участие в конкурсной гонке и какие суммы предлагали иные участники (если они вообще были), неизвестно.

Смета, подготовленная чиновниками ВОЗ и одобренная Минздравом, и стала предметом ожесточенных споров с Минфином. Представители экономического блока кабмина недоумевали: зачем руководителю делегации помимо офиса нужна еще и переговорная. Неужели он не в состоянии провести переговоры у себя в кабинете?

Обескуражили чиновников Минфина и планы Минздрава закатить торжественный прием по окончании конференции почти на 9 млн рублей, а также смета затрат на Wi-Fi — тоже 9 млн рублей — и необходимость оплачивать за счет российского бюджета суточные и проезд для секретариата конференции. Тем не менее, несмотря на категорические протесты Минфина, масштабное мероприятие состоялось.

— Во всем, что содержится и в этих тендерах, и в переписке Минфина с Минздравом, усматривается явная коррупционная схема, одна из многих существующих, — считает руководитель национального Комитета по борьбе с коррупцией Юрий Макеев. — Это очередная схема под определенный бюджет. Она работает очень просто: заказчик знает, сколько готов потратить, и под конкретную сумму раздувает до огромных размеров сметы. Ведь на законодательном уровне есть предпосылки и лазейки для этого. Заказчики совершенно безнаказанно могут не указывать участников тендерных процедур, не выкладывают диктофонных или видеозаписей с выборов победителя. Просто указали, кто выиграл конкурс, и все.

При этом, как поясняют эксперты, доказать, кто на какую сумму реально наел на банкете и действительно ли иностранный делегат нуждается в импортном переводчике, очень сложно.

— Это реально доказать, — уверен Макеев. — Здесь необходим жесткий общественный и экспертный контроль. Грамотные экономисты, лингвисты, юристы и специалисты по нормам питания смогут просчитать, действительно ли была потребность в таких тратах. Для этого анализируются средние рыночные цены и прослеживается целесообразность. Если в результате получается явное превышение разумных пределов, это является поводом как минимум для прокурорской проверки. Но, к сожалению, правоохранительные органы по собственной инициативе заниматься подобными делами не хотят. Поэтому и заказчики не заморачиваются и прибегают к простым, очевидным и порой очень наглым схемам для банального распила бюджетных денег.

Провал первой пятилетки антитабачных кампаний чиновники списывают в первую очередь на врачей. По их мнению, терапевты и педиатры практически ничего не делают, чтобы выявлять курящих пациентов. А если и узнают, что больной курит, то чаще всего не пытаются промыть ему мозги.

Вместе с тем авторы новой программы говорят, что надо обучать врачей и вести пропаганду среди групп риска — в первую очередь это беременные женщины. Но на этом, по мнению чиновников, роль Минздрава заканчивается. С остальными мерами ЗОЖ — строительством бассейнов, спортзалов шаговой доступности и велодорожек — антитабачники кивают в сторону Минспорта и Минстроя. При этом сам Минздрав как ключевое ведомство, которое должно вести борьбу с табаком, ведет ее зачастую довольно странными способами. И тратит деньги далеко не всегда на пропаганду спорта и правильного образа жизни.

Комментарий директора департамента общественного здоровья и коммуникаций Минздрава РФ Олега САЛАГАЯ: «Что касается переписки по вопросам подготовки 6‑й конференции участников Рамочной конвенции по борьбе против табака, то это совершенно нормальный и обычный процесс. Минфин на определенном этапе высказывал свои замечания. Затем ряд этих замечаний был учтен Минздравом, и еще целый ряд замечаний был нами обоснован. В результате проект распоряжения о подготовке конференции был полностью согласован и направлен в Правительство РФ. Что же касается географически удаленного офиса, то в рамках какого именно финансирования он работает, необходимо уточнять. Однако он был создан и в настоящее время функционирует. Расположен он действительно в Леонтьевском переулке, где и штаб-квартира ВОЗ».

Закон «О запрете курения»

Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ
«Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

С изменениями и дополнениями от:

14 октября, 31 декабря 2014 г., 30 декабря 2015 г., 26 апреля, 28 декабря 2016 г., 29 июля 2018 г., 27 декабря 2019 г.

Принят Государственной Думой 12 февраля 2013 года

Одобрен Советом Федерации 20 февраля 2013 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Читайте так же:  Срок вынесения постановления об административном наказании

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
23 февраля 2013 г.
N 15-ФЗ

Закон направлен на защиту здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Постепенно запретят курение на рабочих местах в помещениях и большинстве общественных мест. С 1 июня 2013 г. такой запрет вводится на территориях и в помещениях спортивных, образовательных, культурных, медицинских и оздоровительных организаций; на детских площадках, пляжах; в пассажирских самолетах; в городском и пригородном транспорте; на вокзалах, в портах, на станциях метро и рядом со входом в них. Также нельзя будет курить в помещениях органов власти и местного самоуправления, на автозаправках, в лифтах, на лестничных клетках и в иных местах общего пользования в многоквартирных домах. С 1 июня 2014 г. запретят курить в поездах дальнего следования, на судах дальнего плавания, в общежитиях, гостиницах, магазинах, кафе, ресторанах, на крытых рынках, пассажирских платформах у электричек. Исключение составят специально выделенные открытые места или изолированные помещения, оборудованные системами вентиляции. Причем организовать их разрешено далеко не везде.

Предусмотрены ценовые и налоговые меры по снижению спроса на табачные изделия (увеличение акцизов на данную продукцию; установление минимальных розничных цен на нее).

Запрещаются реклама и стимулирование продажи табачных изделий (например, проведение лотерей, конкурсов и иных мероприятий, где призом являются сигареты). Также табачным компаниям нельзя будет выступать спонсорами любых акций и мероприятий в сфере образования, физкультуры, спорта, здравоохранения и культуры.

Вводится запрет на потребление табака несовершеннолетними. При этом граждане обязаны заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к курению, а также о недопустимости их вовлечения в этот процесс.

Ограничивается демонстрация курения с телеэкрана. Запрещается показывать табачные изделия и процесс их потребления во всех новых аудиовизуальных произведениях: как детских, так и взрослых (в отношении последних предусмотрено лишь 1 исключение, когда такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла).

Закон содержит меры по ограничению торговли табачными изделиями. В частности, с 1 июня 2014 г. продавать их в розницу можно будет только в магазинах и павильонах, имеющих торговый зал. При отсутствии таковых в населенном пункте будет разрешена продажа в других объектах или развозная торговля. При этом выкладывать табачные изделия на витрину запретят. В торговом зале можно будет разместить лишь перечень продаваемой табачной продукции. Если у продавца возникнут сомнения в совершеннолетии покупателя, он сможет потребовать у него удостоверение личности.

Расширяется перечень мест, где торговать табаком запрещено. В него, в частности, включаются вокзалы (кроме магазинов «дьюти фри»), станции метро.

Для пресечения незаконной торговли табачной продукцией будут учитывать ее производство, импорт, экспорт, оптовую и розничную продажу, а также отслеживать производственное оборудование, движение и распределение табачных изделий.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.

Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 г.

Статья 13 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2014 г.

Пункты 1 и 2 части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 г.

Части 2 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2018 г.

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 25 февраля 2013 г., в «Российской газете» от 26 февраля 2013 г. N 41, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 февраля 2013 г. N 8 ст. 721, в «Парламентской газете» от 1-7 марта 2013 г. N 7

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 512-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г., за исключением подпунктов «в», «г» и «е» пункта 2 статьи 24 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 марта 2019 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 471-ФЗ

Видео (кликните для воспроизведения).

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 115-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 456-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 530-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

«Антитабачный» закон и особенности его применения с 1 июня 2013 года

С 1 июня 2013 года, за исключением нескольких положений, вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — Закон), запрещающий курение в общественных местах, спонсорство и рекламу табака, а также вовлечение детей в употребление табака. В связи с тем, что с 11 мая 2008 года Российская Федерация является стороной Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, принятие нового закона является выполнением обязательств по борьбе с курением и снижением смертности из-за употребления табака на международном уровне. Естественно, принятие как его еще называют «антитабачного» закона вызвало неоднозначное мнение в обществе, ведь новый закон затрагивает множество интересов, начиная с мощнейшего табачного лобби и заканчивая обычным курильщиком.

Запрет на курение в ряде общественных мест будет вводиться постепенно.

Напомним, что уже с 1 июня 2013 года запрещено будет курить в школах, вузах, больницах, поликлиниках, санаториях, зданиях органов государственной власти, муниципалитетах, помещениях социальных служб, лифтах и подъездах, самолетах, городском и пригородном транспорте, внутри и ближе 15 метров от входов на вокзалы и аэропорты, станции метро, на спортивных и культурных объектах, рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях, на детских площадках и пляжах (ч. 1 ст. 12 Закона).

С 1 июня 2014 года запрет на курение распространится на поезда дальнего следования, суда дальнего плавания, гостиницы, кафе и рестораны, рынки и другие торговые объекты, платформы пригородных электричек (п. 3, 5, 6, 12 ч. 1 ст. 12 Закона).

Какие последствия ожидают курильщиков в случае нарушения закона?

Очевидно, что запрет является действенным только тогда, когда подкреплен соответствующими нормами об ответственности за его несоблюдение. В принятом «антитабачном» законе закреплена дисциплинарная, гражданско-правовая и административная ответственность (ст. 23 Закона).

Читайте так же:  Размеры платы за загрязнение окружающей среды

14 мая 2013 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о штрафах за нарушение «антитабачного» закона (полное название — проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», № 222563-6, далее — Законопроект)

В законопроекте предусмотрены следующие административные штрафы (таблица):

Таблица. Административная ответственность за нарушение установленных запретов (ст. 1 Законопроекта)

Вид нарушения

Вид наказания

Физическое лицо

Юридическое лицо

Должностное лицо

Курение табака на запрещенных федеральным законом отдельных территориях, в помещениях и объектах

Штраф: 1000 – 1500 руб.

Продажа несовершеннолетнему табачной продукции

— Штраф: 80 000 – 90 000 руб.;
— конфискация табачной продукции

— Штраф: 8000 – 10 000 руб.;
— конфискация табачной продукции

— Штраф: 80 000 – 150 000 руб.;
— либо приостановление деятельности до 90 суток

Штраф: 5000 – 7000 руб.

Нарушение запретов и ограничений на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака

Штраф: 2000 – 5000 руб.

Штраф: 80 000 – 100 000 руб.

Штраф: 8000 – 10 000 руб.

Нарушение запретов и ограничений на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака в информационной продукции, предназначенной для несовершеннолетних

Штраф: 3000 – 5000 руб.

Штраф: 80 000 – 100 000 руб.

Штраф: 10 000 – 15 000 руб.

Реклама табака, стимулирование продажи табачной продукции (табачных изделий) или потребления табака

— Штраф: 100 000 – 500 000 руб.;
— конфискация рекламной продукции либо приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией рекламной продукции

— Штраф: 5000 – 20 000 руб.;
— конфискация рекламной продукции

В процессе исполнения закона привычных мест для курения практически не останется, по сути курить можно будет только дома и на улице, где законодательно не установлен запрет. По данным Глобального опроса взрослого населения о потреблении табака (GATS), проведенного в 2009 году, в России почти 44 млн человек (39,1% взрослого населения) являются постоянными курильщиками табака.

В результате опроса наших пользователей на тему: «Будет ли, на ваш взгляд, «работать» данный запрет, если за нарушения планируется ввести административные штрафы (соответствующий законопроект принят в первом чтении)?» выяснилось, что более половины опрошенных (67% – красный сегмент) считают, что запрет на курение работать не будет, при этом 32% пользователей считают, что такой запрет работать будет (зеленый сегмент), а 1% выразили безразличие к данной теме (желтый сегмент).

Время проведения опроса: 20-26 мая 2013 года
Место проведения опроса: Россия, все округа
Размер выборки: 528 респондентов

С введением запрета на курение автоматически становятся актуальными три вопроса:

  • у курящего населения: где будет разрешено курить без последствий?
  • у работодателей: попадает ли их организация под «двойной запрет» или есть возможность организовать специальные места для курения и по каким техническим требованиям?
  • у некурящих граждан: куда обращаться в случае, если курильщик намеренно продолжает нарушать Закон?

Где можно будет курить без последствий? Принцип правового государства гласит: гражданину разрешено все, кроме того, что прямо запрещено законом. Следовательно курить можно там, где это не запрещено Законом. Так, курить можно только в специально отведенных для этого местах, в собственной квартире или доме и в своем автомобиле.

Чтобы избежать административной ответственности за курение в запрещенных местах, предлагаем несколько рекомендаций:

Имеется ли возможность организовать специальные места для курения и какими требованиями при этом следует руководствоваться? Какие организации попадут под «двойной запрет»?

Министерство здравоохранения РФ еще в марте текущего года обнародовало проект технических требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака и к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака.

Проекты приказов и требований к помещению для курения и знаку о запрете курения

Данные требования предусматривают, что места для курения располагаются вне территорий и помещений, где курение запрещено, и должны соответствовать гигиеническим нормативам содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.

На открытом воздухе такие места необходимо оборудовать пепельницами, знаками «Место для курения» и искусственным освещением (в темное время суток), информационными материалами о вреде табака и вредном воздействии табачного дыма. В зданиях курительные комнаты должны находиться в изолированных помещениях. Кроме соответствия перечисленным выше требованиям, места для курения также должны быть оборудованы огнетушителем и «дверью или аналогичным устройством, препятствующим проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения».

Помимо указанных требований, Министерство здравоохранения РФ также обнародовало проект требований, устанавливающих обязательные условия, ограничения или их совокупность к знаку о запрете курения и к порядку его размещения для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено.

Так, к знаку о запрете курения предъявляются следующие требования: это должно быть цветографическое изображение размером не менее 200х200 мм (кроме знаков в транспорте и дополнительных — на дверях гостиничных номеров, в тамбурах поездов, у барных стоек и т.п.). Такой знак планируется размещать у каждого входа на территорию, объект или в здании, где курение запрещено (у транспортных средств — на всех дверях), а также в местах общего пользования (туалетах). Если в помещениях здания или объекта предусмотрено оказание разных видов услуг, знак размещается у входа в каждое помещение, в котором оказывается та или иная услуга.

Организация курительных комнат в специально изолированных помещениях — занятие дорогостоящее: от 100 тыс. до 400 тыс. рублей. Стоимость курительной кабины различается в зависимости от индивидуальности проекта и технических характеристик. Так, готовая курительная комната стандартной конфигурации на шесть персон стоит около 200 тыс. рублей.

Контроль за соответствием мест для курения утвержденным стандартам будет возложен на Роспотребнадзор. За нарушение утвержденных норм ведомство вправе выписывать штрафы. На данный момент размеры штрафа для работодателей, «разрешающих» курить на рабочих местах, еще не приняты.

В меньшей степени повезло сотрудникам учреждений, где организация комнат для курения запрещена (больницы, стадионы, госучреждения и др.). По новому закону они попадают под «двойной запрет». Сотрудники таких учреждений будут вынуждены либо отказаться от вредной привычки, либо курить за территорией объекта. На прошлой неделе стало известно, что с 1 июня текущего года депутаты Госдумы будут курить в специальном павильоне, который расположен рядом с одним из подъездов нижней палаты парламента. Сергей Попов, председатель комитета Госдумы по регламенту и организации работы Государственной думы на проведенном 24 мая 2013 года пленарном заседании, сообщил: «Комитет по регламенту согласовал предложенные аппаратом Госдумы места и соответствующий павильон будет расположен на улице возле подъезда № 6».

Читайте так же:  Административные наказания цели классификация

Екатерина Одинцова, cтарший управляющий по работе со СМИ и корпоративным коммуникациям группы компаний Unilever в России, Украине и Беларуси: «Отказавшись от курения, сотрудник сам поощряет себя более долгой и здоровой жизнью. Мы помогаем и поддерживаем сотрудников, которые хотят отказаться от курения, так как понимаем, что это порой бывает очень сложно сделать. У нас разработан глобальный стандарт, которого придерживается и российское подразделение Unilever. Для сотрудников, которые хотят отказаться от курения, действуют программы поддержки: организуются лекции, консультации специалистов по отказу от курения, оплачивается медикаментозное лечение и т.п. После вступления в силу «антитабачного» закона соблюдать наш глобальный стандарт станет проще, так как в странах Европы давно действуют похожие законы».

Куда обращаться, если курильщик намеренно продолжает нарушать Закон?

Для тех, кто, напротив, мучается от пагубной привычки соседей по лестничной площадке, существует несколько правовых способов воздействия на них.

1. Первое, что можно сделать, это предупредить курильщика о том, что по новому закону курить в данном месте запрещено. Можно даже показать выдержку из самого текста Закона.
2. Разместить объявление о запрете курения с указанием нормы Закона, запрещающего курить на лестничной площадке.
3. Если это не помогло, то смело вызывайте участкового или полицию, затем напишите соответствующее заявление сотруднику полиции. В случае отказа сотрудника полиции принять меры должного реагирования вы можете обратиться с жалобой в органы прокуратуры.

Вопрос о том, как будет осуществляться органами исполнительной власти контроль за соблюдением «антитабачного» закона, остается открытым.

Новости по теме:

Документы по теме:

Инфографика:

Где нельзя курить в России? Новые ограничения «антитабачного» закона с 1 июня 2014 года
С 1 июня 2014 года в России введены дополнительные ограничения розничной продажи и использования табачных изделий. В частности, запрещено выкладывать пачки сигарет на витринах и в прикассовой зоне магазинов. Запрещено курение в поездах дальнего следования и круизных теплоходах, на перронах электричек пригородного сообщения, помещениях кафе и ресторанов. По мнению законодателя, эти меры снизит число курильщиков табака.
Какие еще введены ограничения по продаже и потреблению табачных изделий и какое наказание предусмотрено за их нарушение, узнайте из нашей инфографики.

Воспроизведение (целиком или частями) материала может производиться только по письменному разрешению с указанием активной гиперссылки.

Никого нет дыма: Минздрав поддержал запрет на курение в коммуналках

Минздрав поддержал депутатскую инициативу о запрете курения в общих помещениях коммунальных квартир — на кухнях, в коридорах и санузлах. Об этом «Известиям» сообщили в ведомстве. Мера направлена на защиту граждан от табачного дыма, пояснили в министерстве. В России уже запрещено курить на лестничных площадках и в лифтах многоквартирных домов. Штраф достигает 1,5 тыс. рублей, но нарушителей редко привлекают к ответственности, то же самое может быть и в случае с коммуналками.

Коммуналки без дыма

17 декабря 2019 года депутаты во главе с Николаем Герасименко («Единая Россия») внесли в Госдуму законопроект, в котором предложили ограничить курение в общих зонах коммуналок. То есть на кухнях, в коридорах и санузлах. Речь идет о поправках в закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма…» (15-ФЗ).

В пояснительной записке к проекту сказано, что документ позволит защитить права некурящих граждан, в том числе детей, женщин, стариков, которые проживают в коммунальных квартирах. Порой они вынуждены почти круглосуточно вдыхать табачный дым из-за соседей-курильщиков.

Минздрав в целом поддерживает появление запрета на курение в общих помещениях коммунальных квартир, сообщили «Известиям» в ведомстве. В министерстве также подчеркнули, что это дополнительная мера, направленная на защиту граждан от табачного дыма.

Ст. 12 действующего закона об охране от табачного дыма сегодня уже устанавливает запрет на курение в лифтах и других помещениях общего пользования многоквартирных домов. Но про совместные помещения коммуналок в документе не сказано, что можно считать законодательным пробелом, отмечено в пояснительной записке к депутатской инициативе.

До 18 февраля правительство и комитеты ГД должны предоставить свои отзывы по новому законопроекту, следует из базы данных нижней палаты парламента. Минздрав — основной исполнитель по подготовке проекта отзыва правительства на этот документ: 15-ФЗ входит в зону компетенции ведомства. Комитет Госдумы по охране здоровья — как ответственный за законопроект — уже рекомендовал включить документ в примерную программу работы нижней палаты на весеннюю сессию.

Тонкий подход

В пресс-службе Минстроя на запрос «Известий» на момент публикации не ответили. Член комитета Госдумы по транспорту и строительству Антон Жарков сказал «Известиям», что все вопросы, связанные с интересами граждан, требуют тонкого подхода.

— Мы запретили курилки в аэропортах, но теперь их пришлось вернуть, — подчеркнул парламентарий. — Лично я как человек некурящий запретил бы курение в общих помещениях коммунальных квартир, если интересы другой стороны также будут учтены. Надо понять, где люди могут дымить и при этом не доставлять проблем соседям.

Руководитель GR-практики юридической компании BMS Law Firm Дмитрий Лесняк сказал «Известиям», что ответственность за курение табака на отдельных территориях и в помещениях установлена в ст. 6.24 КоАП. Максимальное наказание для нарушителей — штраф 1,5 тыс. рублей. На практике курильщики, дымящие на лестничных площадках и в лифтах, редко привлекаются к ответственности. Правоохранительные органы не заинтересованы в том, чтобы самостоятельно их выявлять, так как подобные нарушения малозначительны, отметил юрист.

— Жалобы на конкретных лиц подаются довольно редко, поэтому в целом запрет формальный, — подчеркнул эксперт. — С появлением ограничения в коммуналках ситуация будет аналогичная: если люди станут жаловаться, нарушителей начнут штрафовать, если жалоб не окажется, норма останется декларативной. К тому же непонятно, коснется ли это ограничение кальянов, электронных сигарет и прочих устройств для курения.

Член координационного совета по борьбе против табака при Минздраве Виктор Зыков сказал «Известиям», что от жильцов коммуналок поступало много жалоб на курение соседей на общей площади квартир, поэтому вопрос с запретом давно назрел. Сегодня, если просьбы не дымить остаются без ответа, страдающие жильцы вынуждены подавать иски в суд и доказывать ущерб. После принятия закона они смогут обратиться к участковому.

Видео (кликните для воспроизведения).

Эксперт подчеркнул, что появление новой нормы не будет означать, что полицейские начнут обходить коммуналки с рейдами. Мера будет работать в случае неразрешимой конфликтной ситуации. Он напомнил, что, согласно данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно более 1 млн некурящих людей преждевременно умирают из-за пассивного курения.

Источники

Комментарии о запрете курения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here