Классификация производств по делам об административных правонарушениях

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Классификация производств по делам об административных правонарушениях". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Классификация производств по делам об административных правонарушениях

Право/2. Административное и финансовое право

К.ю.н., доцент Дядькин О.Н.

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

К вопросу о классификации участников производства по делам об административных правонарушениях

Административная ответственность по своей сущности и содержанию является разновидностью юридической ответственности, ей также присущи атрибуты мер административного принуждения. При этом следует заметить, что рассматриваемый нами вид ответственности относится к публичной юридической ответственности. Указанное придает особое значение порядку и условиям возложения на лиц, совершивших административные правонарушения, соответствующих правоограничений.

Привлечение к административной ответственности осуществляется в определенных порядке и пределах, что устанавливается правовыми нормами. Данный вопрос является актуальным для любого государства, поскольку административные правонарушения ежегодно достигают большого числа, что в свою очередь не исключает случаев нарушения прав и законных интересов лиц, в нем участвующих. По оценкам ряда ученых, каждый четвертый гражданин РФ совершает одно правонарушение в год.

Производство по делам об административных правонарушениях является частью административно-юрисдикционного процесса, и представляет собой правовую форму деятельности по применению мер административного принуждения в случае совершения лицом административного правонарушения. Очевидно, следует охарактеризовать общественные отношения, которые складываются в процессе его реализации.

Деятельность полномочных субъектов направлена на привлечение лица, совершившего административно-правовой деликт, к юридической ответственности. В данном случае речь идет об административно-процессуальном деликтном отношении. Под ним понимается урегулированное процессуальными нормами отношение между административно-юрисдикционным органом, правонарушителем и другими лицами. Иными словами, речь идет о деятельности, совершаемой на основе процессуальных прав и обязанностей и направленной на реализацию материального административно-деликтного отношения[1].

Данное отношение также выражает публичные интересы и имеет своими субъектами публичные органы (должностные лица) и других участников. В данном случае прослеживается модель управленческого отношения, в которой органы (должностные лица) административной юрисдикции обладают большим объемом прав по отношению к иным субъектам рассматриваемого правоотношения.

К субъектам юрисдикции следует отнести судей, коллегиальные органы и их должностных лиц, на которых возложено осуществление производства по делам об административных правонарушениях. Иными субъектами являются собственно участники производства по делам об административных правонарушениях, чей состав и статусы закреплены главой 25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ)[2].

По нашему мнению, выглядит некорректным участников производства по делу об административном правонарушении подразделять по признаку властных отношений[3], поскольку субъекты правоприменения к участникам данного производства не относятся. Их функции проявляются в прекращении административного правонарушения, применении мер процессуального обеспечения и совершении процессуальных действий применительно к конкретному делу. Указанные полномочия вытекают в первую очередь из положений глав 22, 23 и других КоАП РФ. Кроме того, названные субъекты реализуют свои полномочия в зависимости от места его совершения, т.е. от территории их юрисдикции, но не от личного восприятия факта совершенного деяния.

В этой связи между легальным закреплением статусов субъектов уголовного процесса и производства по делам об административных правонарушениях есть различия. Если в первом – все они являются участниками процесса[4], в частности, суд, участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, участники судопроизводства со стороны защиты и иные участники, то в производстве по административным делам их делят на субъектов правоприменения и участников.

Классификация участников производства по делам об административных правонарушениях имеет важное значение. Вместе с тем решение данной проблемы, несмотря на предпринимаемые попытки, имеет определенные сложности, поскольку существует достаточное число критериев, положенных в основу их разделения. И мы согласны с мнениями авторов, утверждающих, что при классификации участников производства по делам об административных правонарушениях необходимо учитывать обстоятельства, влияющие на их содержание и оценку, а также нельзя рассматривать в отрыве друг от друга[5].

В отличие от субъектов административной юрисдикции участники производства не обладают государственно-властными полномочиями. Вместе с тем, среди субъектов правоприменения можно выделить тех, которые имеют служебный интерес. Так, к их числу следует отнести прокурора и должностное лицо, которое составило протокол об административном правонарушении и направило его на рассмотрение. Если прокурор обязан осуществлять надзор за законностью при осуществлении производства по делу об административном правонарушении, то должностное лицо в соответствии с ч. 1-1 ст. 30.1 КоАП РФ может обжаловать в вышестоящий суд постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей. Но при этом данный субъект не может иметь личной заинтересованности, поскольку будут нарушены принципы производства в части достижения объективной истины.

По нашему мнению, включение прокурора в число участников производства по делу о правонарушении противоречит данному классификационному подходу, поскольку он обладает государственно-властными полномочиями. Это подтверждается его правом возбуждать дела об административных правонарушениях и осуществлять надзор за законностью осуществления процессуальных действий в ходе юридического производства. По указанной причине мы предлагаем исключить ст. 25.11 из Кодекса, а полномочия прокурора зафиксировать применительно к конкретной стадии производства по делу об административном правонарушении. Примером служит ст. 28.4 КоАП РФ, которая закрепляет полномочия прокурора при возбуждении административного дела.

Наиболее распространенной, на наш взгляд, видится классификация участников в зависимости от роли и назначения, содержания и объема их полномочий. Согласно данному основанию участников производства можно разделить на две группы: 1. имеющие личный интерес в деле; 2. содействующие осуществлению производства[6].

Указанное деление имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Благодаря такому подходу, можно точно определить правовые статусы данных участников. Так, к первой группе относятся лицо, в отношении которого ведется данное производство, потерпевший, а также их законные представители. Они вправе давать показания по делу; заявлять отводы других участников производства; пользоваться юридической помощью; обжаловать итоговые решения стадий; получать копии процессуальных документов; знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении. Отличительной чертой их статуса является и то, что они не предупреждаются об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний и неисполнение процессуальных обязанностей.

Читайте так же:  Административное наказание предусмотренное за нарушения

И, наоборот, лица, способствующие осуществлению производства, обязаны давать правдивые показания, делать правильный перевод, давать верное заключение; они не имеют личной заинтересованности в деле; не наделены правом заявлять отводы участников процесса и получать копии итоговых процессуальных документов. В соответствии со ст. 17.9 Кодекса свидетель, специалист, эксперт, переводчик несут административную ответственность за заведомо ложные показание, пояснение, заключение и неправильный перевод.

Более подробное рассмотрение вопросов данной классификации позволяет сделать и другие выводы. Так, участниками, лично заинтересованными в исходе дела, могут быть как физические лица, так и юридические лица. В качестве лиц, способствующих осуществлению производства по делу об административном правонарушении, могут быть только физические лица. Причем их возраст, за исключением свидетеля, прямо оговорен в законе – старше 18 лет.

Кроме того, рассматриваемых участников в деле об административном правонарушении можно разделить в зависимости от порядка и условия вступления их в такое производство. Есть лица, которые принимают участие в процессе по своему усмотрению, например, потерпевший, законные представители. Большинство же участников выполняют процессуальные роли от усмотрения судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Так, в соответствии со ст. 26.4. КоАП РФ в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, выносится определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.

Статья 25.14. Кодекса закрепляет перечень лиц, которым возмещаются расходы в связи с их участием в производстве по делу об административном правонарушении. К таковым относятся потерпевший, его законные представители, свидетель, специалист, эксперт, переводчик и понятой. Как видно, к их числу не относятся лицо, в отношении которого ведется производству по делу, его законные представители и участники, оказывающие юридическую помощь. В связи с этим есть необходимость в разделении участников производства в зависимости от возмещения понесенных ими расходов (процессуальных издержек).

Анализ норм КоАП РФ позволяет выделять участников производства, которые обладают административно-процессуальным статусом и, соответственно, его не имеющие. К числу последних мы относим педагога и психолога. К примеру, опрос малолетнего участника производства возможен лишь с участием одного из них, но при этом в главе 25 КоАП РФ статус указанных лиц не закреплен.

Итак, на основании проведенного исследования можно сделать вывод о необходимости дальнейшего рассмотрения классификации участников производства по делам об административных правонарушениях. Любое деление общего на части, если это имеет аргументированное подтверждение, видится приемлемым, поскольку может решить теоретические и практические проблемы. Например, отнесение участников административного процесса по тем или иным основаниям к различным группам находит ответы на ряд вопросов у правоприменителя.

[1] Коваль Л.В.

Административно-деликтное отношение. Киев, 1979. С. 162.

[2] Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

[3] Участники производства по делам об административных правонарушениях: Учебное пособие / Под ред. д.ю.н., проф. М.В. Костенникова. М.: Московский университет МВД России, 2005. С. 8.

[4] II раздел «Участники уголовного судопроизводства» Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.

[5] Участники производства по делам об административных правонарушениях. С. 3.

[6] Бахрах Д.Н., Ренов Э.Н.

Производство по делам об административных правонарушениях. М., 1985. С. 15.
http://www.rusnauka.com/29_DWS_2012/Pravo/2_120329.doc.htm

§ 1. Понятие и виды участников производства по делам об административных правонарушениях

К числу участников производства по делам об административных правонарушениях КоАП РФ относит: лиц, в отношении которых ведется производство; законных представителей физических и юридических лиц; защитников и представителей потерпевшего; свидетелей; понятых; специалистов; экспертов; переводчиков. Особое внимание обращено на процессуальные права и обязанности участников производства.

Так, лицо, которому вменяется совершение того или иного административного правонарушения, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью адвоката или иного лица, приглашенного им по выбору, выступать на родном языке и пользоваться при необходимости услугами переводчика, обжаловать вынесенное по делу постановление. Дело рассматривается в его присутствии. Если имеются данные о его своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, оно может быть рассмотрено в его отсутствие. По некоторым делам присутствие привлекаемого к административной ответственности является обязательным (например, при рассмотрении дел, влекущих административный арест или административное выдворение).

На время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на несовершеннолетнее лицо, последнее может быть удалено на время рассмотрения таких обстоятельств.

Потерпевшим признается физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред.

Законные представители физического лица — родители, усыновители, опекуны, попечители несовершеннолетних нарушителей или потерпевших, а также лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права по делам об административных правонарушениях.

При рассмотрении дел о правонарушении, совершенном лицом и возрасте до восемнадцати лет, присутствие законного представителя может быть признано обязательным.

Законные представители юридического лица осуществляют защиту его прав и законных интересов, если в отношении его ведется производство или оно является потерпевшим.

В таком качестве выступает руководитель юридического лица, я также иное лицо, признанное в соответствии с законом и учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство, может участвовать защитник, а для оказания такой же помощи потерпевшему — представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией, а полномочия представителя — официальной доверенностью.

Читайте так же:  Протоколов об административных правонарушениях предусмотренных

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве с момента составления протокола об административном правонарушении, а защитник также с момента административного задержания физического лица.

Свидетель — любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу.

Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. За отказ или уклонение от исполнения своих обязанностей он также может нести административную ответственность.

При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего 14 лет, обязательно присутствие педагога или психолога.

Свидетель вправе не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников.

Понятой — привлекаемое к участию в производстве любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Присутствие понятых обязательно при применении мер обеспечения производства. Число понятых должно быть не менее двух.

Специалист — любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

Эксперт — любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Переводчик — лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода.

Участники производства вправе знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, делать заявления и замечания, приносить жалобы на постановление по делу.

В производстве по делам об административных правонарушениях вправе участвовать прокурор (возбуждать производство; участвовать в рассмотрении дел, заявлять ходатайства, давать заключения по возникающим вопросам). Независимо от участия в деле он может принести протест на постановление по делу.

О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела, возбужденного по его инициативе, извещается прокурор.

К участию в производстве не допускаются в качестве защитника или представителя сотрудники государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, а специалисты, эксперты — если состоят в родственных отношениях с другими участниками производства. При этих обстоятельствах названные лица подлежат отводу (самоотводу). Потерпевшему, свидетелю, эксперту, специалисту, переводчику возмещаются расходы, понесенные ими в связи с участием в производстве.

http://vuzirossii.ru/publ/ponjatie_i_vidy_uchastnikov/22-1-0-599

Тема 6. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях

Освобождение от административной ответственности

Освобождение от административной ответственности допускается КоАП РФ в 2 случаях: во-первых, в силу требований федерального законодательства: 1) ст. 6.8 КоАП РФ закрепляет положение об освобождении от административной ответственности лиц, добровольно сдавших незаконно хранившиеся у них наркотические средства, 2) ст. 6.9 КоАП РФ содержит положение об освобождении от административной ответственности лиц, добровольно обратившихся в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача или направленных с их согласия туда на медицинское и социальное восстановление; во-вторых, по усмотрению органа административной юрисдикции: 1) путем объявления устного замечания — при малозначительности правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ); 2) комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав — с применением мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних — с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице совершившем правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет (ст. 2.3 КоАП РФ).

В литературе иногда к основаниям освобождения от административной ответственности относят невменяемость физического лица и совершение правонарушения в условиях крайней необходимости. Однако данные обстоятельства являются основаниями, исключающими административную ответственность, а не освобождающими от нее.

§ 1. Понятие и отличительные особенности производства по делам об административных правонарушениях. Обычное, непротокольное производство и производство по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах

Производство по делам об административных правонарушениях является составной частью административно-юрисдикиционного процесса и, соответственно, одним из видов административно-юрисдикционных производств. Его содержание составляют комплекс действий специально уполномоченных органов, направленных на выяснение фактических обстоятельств совершенного административного правонарушения, установления личности правонарушителя, его вины и применения к нему мер административной ответственности.

Производство по делам об административных правонарушениях является процессуальной формой, в которой осуществляется применение административной ответственности административно-юрисдикционными органами.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Производство по делам об административных правонарушениях основывается на таких общих принципах, как принципах законности, объективной истины, оперативности, демократизма и других.

Оно осуществляется открыто, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке, который является государственным языком Российской Федерации. В республиках, на территории которых судья, орган, должностное лицо, рассматривают дела об административных правонарушениях, производство может осуществляться на государственном языке этой республики наряду с государственным языком Российской Федерации. Если лица, участвующие в производстве по делу не владеют языком, на котором ведется производство, то им обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном либо на другом выбранном ими языке, а также пользоваться услугами переводчика.

Читайте так же:  Оспорить привлечение к административной ответственности

При осуществлении производства по делу гражданину и юридическому лицу гарантируется право на квалифицированную юридическую помощь.

Производство по делам об административных правонарушениях имеет свои разновидности. Его классификацию можно провести по ряду оснований.

Так, в зависимости от порядка осуществления производство можно разделить на:

— производство, осуществляемое несудебными органами, в административном порядке;

— осуществляемое в административно-судебном порядке (не путать с административным судопроизводством, которое представляет собой самостоятельную процессуальную форму).

В зависимости от составления протокола об административном правонарушении:

— обычное протокольное производство (при возбуждении дела об административном правонарушении составляется протокол об административном правонарушении);

— обычное непротокольное производство (при возбуждении дела выносится постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении);

— ускоренное непротокольное производство. В случае, если на месте совершения правонарушения оформляется предупреждение или налагается административный штраф, а также в случае привлечения владельца транспортного средства, если правонарушение было зафиксировано с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

Дата добавления: 2014-12-27 ; Просмотров: 886 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/14_130614_tema—obshchaya-harakteristika-proizvodstva-po-delam-ob-administrativnih-pravonarusheniyah.html

Виды производств по делам об административных правонарушениях

Стадии производства по делу.

1. возбуждение дела. На ней совершаются юр.действия, направленные на выявление обстоятельств дела, характера правонарушения, личности парвонарушителя, сбор необходимых доказательств и т.д.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. стадия рассмотрения дела. Она является центральной. На ней дело разрешается по существу, принимается решение о привлечении лица к АПН, или о прекращении производства.

3. факультативная стадия – пересмотр постановление и решений по делам об АПН.

4. исполнение постановлений по делам об АПН.

В зависимости от характера дела, набор стадий и их содержание может существенно варьироваться.

1. общее производство. Присутствуют все 4 стадии. Каждая из стадий протекает в рамках общих сроков.

2. ускоренное производство. Имеет место по делам, в качестве наказаний за которое предусмотрен административный арест, административное выдворение, административное приостановление деятельности, а также при рассмотрении дел, посягающих на избирательные правоотношения. Выражается в том, что устанавливаются более краткие сроки для рассмотрения дела, для подачи жалоб и принесения протестов. Присутствуют все стадии.

3. упрощенное производство. Нормативная основа – статья 28.6. КоАП. Назначение наказания без составления протокола. Если наказание – либо предупреждение, либо штраф, и лицо не оспаривает свою виновность, то протокол может не составляться, а вместо этого сразу выносится постановление по делу об АПН. Если лицо оспаривает свою виновность в совершении данного правонарушения, то составляется протокол и дело рассматривается в общем порядке. Но если вначале согласился, все равно потом можно оспорить, хоть и фактически сложнее.

4. усложненное производство. Имеет место, когда в соответствии с 28.7 КоАП применяется административное расследование (на стадии возбуждения дела). Это отдельный этап, в рамках которого могут проводиться расследование и экспертизы.

5. особое производство. Имеет место при фиксации правонарушения в сфере безопасности дорожного движения с помощью специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Это касается только превышения скорости. Специфика в следующем: протокол не составляется, дело рассматривается без участия сторон, презумпция невиновности на эти отношения не распространяется, постановление выносится в автоматическом режиме.

Участники производства:

Глава 25 КоАП. – участники производства.

Но нужно учитывать, что у соотв.субъекта в рамках производства м.б. иные права, связанные с возбуждением дела, или исполнением постановления по делу, помимо прав, указанных в 25 главе.

Обратить внимание на разницу между экспертом и специалистом. Эксперт обладает специальными познаниями и его участие выражается в даче заключения по каким-либо вопросам, требующим специальных знаний. Специалист – обладает определенными навыками, например, в сфере использования технических средств и оказывает содействие участникам дела. (содействие в воспроизведении видеозаписи).

Обратить внимание на прокурора как участника производства по делу.

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 1060 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/10_162441_vidi-proizvodstv-po-delam-ob-administrativnih-pravonarusheniyah.html

Административная деятельность полиции

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: общая характеристика и классификация

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, перечисленные в ст. 27.1 КоАП РФ, — это принудительные меры административно-процессуального обеспечения, направленные на принудительное обеспечение данного вида производства, в рамках которого, прежде всего, происходит «всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела».

К их числу относятся:

  1. доставление;
  2. административное задержание;
  3. личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
  4. изъятие вещей и документов;
  5. отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
  6. освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
  7. медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
  8. задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
  9. арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
  10. привод;
  11. временный запрет деятельности;
  12. залог за арестованное судно;
  13. помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Для административно-процессуального принуждения характерны следующие специфические признаки, позволяющие отнести конкретную меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях к числу принудительных мер административно-процессуального обеспечения.

1. Принудительные меры административно-процессуального обеспечения применяются в связи с обнаружением достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (а в отдельных случаях и преступления).

2. Реализуются в рамках правоохранительной деятельности и обеспечивают исследование обстоятельств деяний, в которых имеются признаки административного правонарушения, разрешение дела о данном правонарушении по существу (юрисдикцию) и исполнение принятого по делу решения.

Читайте так же:  Штраф за порчу паспорта в узбекистане

3. Применяются только в рамках производства по делу об административном правонарушении, в ходе которого решается вопрос о возможности применения к виновному административного наказания. Это проявляется в следующем: (1) они могут осуществляться только в процессе производства по делу об административном правонарушении; (2) в отношении лица, к которому предполагается применение административного наказания; (3) сами эти меры должны быть менее суровыми, чем те, которые они призваны обеспечивать; (4) их содержание нередко предопределяется соответствующей санкцией (например, изъятие вещей для обеспечения возмездного изъятия или конфискации этих вещей, административное задержание для обеспечения административного ареста, временный запрет деятельности для обеспечения административного приостановления деятельности, помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства для обеспечения принудительного выдворения за пределы Российской Федерации).

4. Их особая целенаправленность. Рассматриваемые меры применяются в целях обнаружения орудий совершения либо предметов правонарушения, установления личности нарушителя, закрепления доказательств административного правонарушения, создания иных условий, необходимых для всестороннего и объективного рассмотрения дела о нарушении, а также своевременного и полного исполнения назначенного наказания.

5. Назначение мер административно-процессуального принуждения состоит в том, чтобы обеспечить реализацию норм материального права, устанавливающих административную ответственность за правонарушения, либо применение иных административно-правовых санкций. Их применение позволяет преодолеть различные препятствия, которые могут возникнуть в ходе производства по делу об административном правонарушении.

6. Специфичны и основания реализации принудительных мер административно-процессуального обеспечения. Фактическим основанием применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях является совершение административного правонарушения или наличие данных, влекущих обоснованное подозрение в его совершении. Главное основание — административное правонарушение, в связи с которым начато производство. Это лишь необходимая, но еще недостаточная предпосылка для осуществления процессуального принуждения. Кроме нее должно быть установлено наличие одного из дополнительных оснований: невыполнение виновным процессуальных обязанностей, невыполнение лицом, в отношении которого осуществляется производство по делу, законных требований уполномоченных должностных лиц, наличие иных препятствий для осуществления необходимых процессуальных действий (например, невозможность составить протокол на месте правонарушения, установить личность правонарушителя и др.).

7. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не являются санкциями. Это обеспечительные (вспомогательные) средства принудительного воздействия, с помощью которых решаются «тактические» задачи производства. Их осуществление не влечет иных правовых последствий, каких-либо дополнительных ограничений правового статуса личности. К примеру, решение о направлении лица на медицинское освидетельствование или об изъятии у него незаконно приобретенных наркотических средств в рамках производства по делам об административных правонарушениях приобретает принудительный характер в форме индивидуального правоохранительного акта управления (как одной из формы осуществления органами внутренних дел административной деятельности).

8. Установлен особый процессуальный порядок фиксации применения рассматриваемых мер принуждения. В частности, обязательно составление протоколов о доставлении, личном досмотре, досмотре вещей, протоколов об административном задержании, изъятии вещей и документов.

Перечисленные признаки являются общими для всех принудительных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

В рамках производства по делам об административных правонарушениях сотрудниками полиции осуществляется проверка у граждан документов, удостоверяющих личность, «если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении» в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции».

Уяснению содержания отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, их назначения и оснований применения во многом способствует их научная классификация.

В научной и учебной литературе предлагаются следующие классификационные признаки (критерии), позволяющие разграничить указанные меры: (1) характер правоограничений, содержащихся в принудительных мерах; (2) функции мер процессуального принуждения; (3) по времени (стадиям) их применения в рамках производства по делу.

1. В зависимости от характера правоограничений, содержащихся в мерах административно-процессуального принуждения, их подразделяют на три группы, а именно меры, содержащие ограничения: (1) личных неимущественных прав (доставление, административное задержание, привод, личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице, медицинское освидетельствование); (2) имущественных прав личности (изъятие вещей и документов); (3) организационного характера (арест товаров, транспортных средств; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов).

2. В зависимости от стадии производства по делу принудительные меры административно-процессуального обеспечения можно объединить в три группы, а именно меры, применяемые на стадии: (1) возбуждения и расследования дела; (2) рассмотрения дела и принятия по нему решения; (3) исполнения вынесенного решения.

3. С учетом характера функций, выполняемых различными мерами административно-процессуального принуждения, все они могут быть разделены на четыре основные группы: (1) меры, обеспечивающие участие обязанных лиц в производстве по делу об административном правонарушении (доставление, административное задержание, привод); (2) меры, направленные на пресечение выявленного алминистративного правонарушения; (3) меры, направленные на получение доказательств; (4) процессуальные меры, обеспечивающие исполнение вынесенного по делу решения.

http://isfic.info/poladm/demud34.htm

§ 2. Классификация мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов

В административно-правовой науке вопросам классификации мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях уделяется большое внимание. Представляется наиболее целесообразным вариант классификации данных мер обеспечения производства по характеру выполняемых функций. В соответствии с этим критерием, все меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях можно подразделить на три основные группы:

— меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях пресекательного характера;

— меры, направленные на получение доказательств;

— меры, направленные на исполнение постановления по делу об административном правонарушении.

В юридической литературе также встречаются классификации мер обеспечения производства по административным правонарушениям и по другим основаниям:

— по субъекту применения (органы внутренних дел (полиция), налоговые органы, таможенные органы) и др.;

— по субъекту правонарушения:

— меры, применяемые только в отношении физических лиц (доставление, административное задержание, отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортного средства, привод, помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации);

Читайте так же:  Привлечение к административной ответственности за курение

— меры, применяемые только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, временный запрет деятельности, залог за арестованное судно);

— меры, применяемые как в отношении физических лиц, так и в отношении юридических лиц (изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей).

В зависимости от целевого назначения мер обеспечения производства они подразделяются на четыре основные подгруппы.

1. Меры обеспечения производства, направленные на пресечение административного правонарушения:

— временный запрет деятельности;

— отстранение от управления транспортным средством;

— задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации.

2. Меры обеспечения, направленные на выявление, сбор и закрепление доказательств по делу:

— изъятие вещей и документов;

— личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице;

— осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов;

— досмотр транспортного средства;

— отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

3. Меры обеспечения процесса производства и рассмотрения дела:

— помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации.

4. Меры обеспечения, направленные на исполнение постановления:

— арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

— залог за арестованное судно.

Таким образом, меры обеспечения производства в основном направлены на пресечение административного правонарушения и заключаются в прекращении противоправного поведения лица, совершающего правонарушение, путем принудительного временного ограничения его свободы, пользования имуществом, которое является орудием совершения или предметом административного правонарушения. Они также направлены на кратковременное прекращение деятельности структурных подразделений юридического лица, производственных участков, эксплуатации объектов и оказания услуг, а также на обеспечение других процессуальных действий, применение иных мер обеспечения производства, а также на установление личности правонарушителя.

К этим мерам обеспечения производства об административных правонарушениях в области налогов и сборов относятся административное задержание и временный запрет деятельности.

Здесь следует отметить, что характерной чертой данной подгруппы мер является их основная функциональная направленность: пресечение правонарушения и обеспечение производства по делу о нарушении таможенных правил, своевременное, объективное совершение всех необходимых процессуальных действий и своевременное и объективное рассмотрение дела.

Данные меры в соответствии с КоАП РФ применяются в основном в отношении лиц, совершивших правонарушения, а также в отношении подозреваемых в их совершении.

Наряду с этим практически во всех случаях их применение связано с необходимостью совершения последующих процессуальных действий: составление протокола, получение объяснения и др.

Меры обеспечения производства, направленные на выявление, сбор и закрепление доказательств по делу, при реализации преследуют следующие цели: обеспечение установления факта правонарушения; выявление, сбор и закрепление доказательств для установления объективной истины по делу. Данные меры объединяет единое процессуальное назначение, состоящее в получении объективных данных по каждому делу об административном правонарушении в области налогов и сборов.

По своей сущности эти меры представляют собой урегулированные административно-процессуальными нормами принудительные процессуальные действия должностных лиц налоговых органов, отличающиеся характером содержащихся в них правоограничений и направленные на выявление, фиксацию, надлежащее изъятие и сохранение доказательств по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов.

Данные меры обеспечения производства, установления лица, его совершившего, принудительно создают условия для установления факта правонарушения, обнаружения, сбора, закрепления и исследования доказательств, необходимых для установления объективной истины и принятия решения по делу.

Основанием применения рассматриваемых мер является следующее:

а) совершение лицом деяния, содержащего признаки правонарушения или обоснованные подозрения в этом;

б) объективная, обоснованная информация, позволяющая полагать, что лицо скрывает орудия совершения правонарушения, какие-либо предметы, добытые противоправным путем, другие предметы, а также документы, способные оказать важное значение в процессе установления объективной истины, обстоятельств правонарушения.

Данная подгруппа мер обеспечения производства по делам об административном правонарушении в области налогов и сборов является самой распространенной. К ней относятся: изъятие вещей и документов (товаров и транспортных средств); личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов; досмотр транспортного средства.

Меры обеспечения процесса производства и рассмотрения дела при реализации преследуют следующую основную цель — обеспечение своевременного, объективного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении в области налогов и сборов.

Указанные меры по своей сущности представляют собой урегулированные административно-процессуальными нормами принудительные действия должностных лиц налоговых органов, а при осуществлении привода — должностных лиц органов внутренних дел, применяемые для процессуального оформления нарушения по делу и обеспечения присутствия участников производства по данным делам.

Данные меры в соответствии со ст. ст. 27.2, 27.15 КоАП РФ применяются в отношении лиц, совершивших правонарушения, а также в отношении физического лица, которое уклоняется от явки по делу, участником производства которого он является. К данной подгруппе мер обеспечения производства по делам об административном правонарушении в области налогов и сборов относятся доставление и привод.

Тема 3.4. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов

§ 2. Классификация мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов

Видео (кликните для воспроизведения).

http://vuzirossii.ru/publ/klassifikacija_mer/22-1-0-608

Классификация производств по делам об административных правонарушениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here