К обстоятельствам исключающим административное правонарушение относятся

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "К обстоятельствам исключающим административное правонарушение относятся". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Статья 2.3 КоАП РФ. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

Новая редакция Ст. 2.3 КоАП РФ

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Комментарий к Статье 2.3 КоАП РФ

Комментируемая статья устанавливает минимальный возраст привлечения к административной ответственности физических лиц. При этом следует иметь в виду, что моментом совершения административного правонарушения является момент совершения противоправного действия (бездействия) независимо от момента наступления вредных последствий.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП России недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного Кодексом для привлечения к административной ответственности, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Лицо, совершившее правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, признается несовершеннолетним, и к нему с учетом конкретных данных и обстоятельств дела вместо мер административной ответственности могут быть применены меры, предусмотренные Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с послед. изм.), а также другими нормативными актами в этой сфере.

В соответствии с ч. 2 статьи 25.11 КоАП прокурор должен быть извещен о времени и месте рассмотрения каждого дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним.

Индикатор девиантного поведения

Обстоятельства, исключающие административную ответственность — это одна из многочисленных правовых реакций государства на нестандартное деяние субъекта, внешне очень схожее по признакам с административным проступком. Своего рода индикатор правомерности, который обеспечивает юридические гарантии участникам правоотношений и защиту от необоснованного взыскания.

Государство в лице компетентных органов и представителей определяет, имеет ли поступок опасные последствия для общества. От того, каковы мысли и намерения побудили человека на девиантные внешние проявления, зависит степень его вины, а значит и дальнейший ход дела.

Рассматриваемые обстоятельства выполняют ряд важных функций: защитную, превентивную и стимулирующую. То есть государство не просто обеспечивает фундаментальные права и свободы, но еще и побуждает к правомерным действиям для сохранения интересов каждого человека и общества в целом.

Комментарий к Ст. 24.5 КоАП РФ

1. Обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении, являются:

— отсутствие события административного правонарушения, т.е. отсутствие факта совершения противоправного действия (бездействия), предусмотренного КоАП РФ или законом субъекта РФ;

— отсутствие состава административного правонарушения. Состав административного правонарушения будет отсутствовать при отсутствии хотя бы одного из элементов административного правонарушения (субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона). При этом отсутствие субъекта означает:

недостижение субъектом — физическим лицом на момент совершения правонарушения возраста привлечения к административной ответственности — 16 лет (статья 2.3 КоАП РФ);

— издание акта амнистии, устраняющего применение именно административного наказания. Акт об амнистии издается Государственной Думой в отношении неопределенного круга лиц;

— отмена закона, установившего административную ответственность (ст. 1.7 КоАП РФ). Действие закона может быть отменено только актом не меньшей юридической силы, т.е. законом. Нормативно-правовые акты меньшей юридической силы отменить или изменить закон, установивший административную ответственность, не могут;

— наличие по данному событию противоправного деяния (бездействия) в отношении привлекаемого лица:

либо постановления о привлечение к административной ответственности;

либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении;

либо постановления о возбуждении уголовного дела;

— смерть физического лица, привлекаемого к ответственности.

Перечень указанных обстоятельств является исчерпывающим. Юридическое значение данной категории обстоятельств заключается в следующем: при наличии хотя бы одного из указанных обстоятельств производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

2. Пункт 2 устанавливает дополнительное основание для прекращения производства по делу об административном правонарушении при наличии следующих условий:

— субъект — лицо, указанное в ст. 2.5 КоАП РФ (военнослужащий, гражданин, призванный на военные сборы, или лицо, имеющие определенное специальное звание);

— выяснение всех обстоятельств совершения правонарушения;

— отсутствие общих оснований административной ответственности;

— прекращение производства производится в целях привлечения субъекта к дисциплинарной ответственности.

5.4 Понятие, признаки и принципы административной ответственности. Обстоятельства, исключающие административную ответственность

Под административной ответственностью понимается та­кая разновидность юридической ответственности (наряду с уго­ловной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (администра­тивных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.

Административная ответственность характеризуется сле­дующими основными чертами.

1. Устанавливается как законом, так и подзаконными акта­ми, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую ос­нову. Нормы административной ответственности образуют са­мостоятельный институт административного права. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только за­коном; дисциплинарная – законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающи­ми особенности положения отдельных категорий рабочих и слу­жащих; материальная ответственность – законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях – нормами административного права.

2. За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания; за преступления – уголовные наказания; за дисциплинарные проступки – дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в иму­щественных санкциях.

3. Административные взыскания применяются широким кругом органов и должностных лиц; уголовные наказания – только судом; дисциплинарные взыскания – органами и долж­ностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности –судами общей юрисдикции и хозяйственными судами; в отдель­ных случаях – в административном порядке.

4. Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на не подчиненных им нарушителей.По этому признаку административная ответственность отлича­ется от дисциплинарной, меры которой к работникам и служа­щим применяются в основном в порядке подчиненности выше­стоящим органом, должностным лицом.

5. Применение административного взыскания не влечет су­димости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно примене­но, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока.

Читайте так же:  Срок давности преследования

Следовательно, административная ответственность облада­ет рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности, но главная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное пра­вонарушение, а мерами – административные взыскания.

Для наступления административной ответственности необ­ходимо наличие трех последовательно наступающих оснований:

нормативного основания (системы норм, регулирующих административную ответственность);

фактического основания (административного правонару­шения, выразившегося в деянии конкретного субъекта, нарушив­шего правовые предписания, охраняемые административными санкциями);

процессуального основания (акта компетентного субъек­та о наложении конкретного взыскания за конкретное админис­тративное правонарушение).

Административная ответственность основывается на прин­ципах:

равенства перед законом;

Обстоятельства, исключающие возникновение административной ответственности.

Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, т.е. при защи­те жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого физического лица, интересов общества, государства или юридического лица от противоправного посягательства путем причинения по­сягающему вреда (ст. 5.1 КоАП).

Не является также административным правонарушением причинение вреда физическому лицу, совершившему преступле­ние или административное правонарушение, при его задержа­нии для передачи уполномоченным государственным органам и пресечения возможности совершения им новых преступлений или административных правонарушений, когда он пытается или может скрыться от органа уголовного преследования, суда или органа, ведущего административный процесс, если иными сред­ствами задержать такое лицо не представилось возможным (ст. 5.2 КоАП).

Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии крайней необходимости, т.е. для пре­дотвращения или устранения опасности, непосредственно угро­жающей личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устране­на другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный (ст. 5.3 КоАП).

В ст. 5.4 КоАП в качестве обстоятельства, исключающего признание деяния административным правонарушением, ука­зывается обоснованный риск для достижения общественно по­лезной цели. Риск признается обоснованным, если совершенное деяние соответствует современным научно-техническим знаниям и опы­ту, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанны­ми с риском действиями, и физическое или юридическое лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для пре­дотвращения вредных последствий.

Если же в целом рассматривать обстоятельства, исключаю­щие административную ответственность, то к перечисленным необходимо добавить невменяемость и недостижение установ­ленного законом возраста.

1. Что такое административное правонарушение? Перечислите его признаки.

2. Определите структуру состава административного правонарушения.

3. Чем, на ваш взгляд, обусловлено выделение в юридической науке общего, родового и непосредственного объекта административного правонарушения.

5. Раскройте содержание общих и специальных признаков субъекта административного правонарушения.

4. Что такое субъективная сторона административного правонарушения?

5. Дайте определение, охарактеризуйте признаки и принципы административной ответственности.

Примерные темы рефератов:

Понятие и признаки административного правонарушения.

Объект и объективная сторона административного правонарушения.

Субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

Понятие, признаки и принципы административной ответственности.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность: сущность и виды

Важное значение в многокомпонентном механизме законодательного регулирования правоотношений имеют обстоятельства, исключающие административную ответственность.

Это гарантия правовой защиты каждого человека и юридического лица.

Наличие факторов, которые предотвращают возможность неправомерного наложение взысканий, стимулирует добросовестное отношение граждан к закону и порядку.

Навигация по статье

Комментарии к ст. 24.5 КОАП РФ

1. В комментируемой статье содержится перечень обстоятельств, являющихся основаниями, исключающими производство по делу об административном правонарушении. Это означает, что при наличии хотя бы одного из перечисленных в данной статье обстоятельств производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению независимо от стадии производства по делу.

2. Отсутствие события административного правонарушения означает, что не установлено наличие противоправного деяния, за которое предусмотрена административная ответственность.

3. Отсутствие состава административного правонарушения означает, что факт деяния имел место, однако при этом отсутствует хотя бы один из необходимых признаков, в совокупности образующих состав правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона (см. комментарий к ст. 2.1).

В статье специально выделены признаки, характеризующие физическое лицо как субъекта противоправного деяния. Имеются в виду недостижение физическим лицом соответствующего возраста (см. комментарий к ст. 2.3) и его невменяемость (см. комментарий к ст. 2.8).

4. К обстоятельствам, исключающим производство по делу, относятся и действия лица в состоянии крайней необходимости (см. комментарий к ст. 2.7).

5. Исключают производство по делу издание акта амнистии, когда такой акт устраняет применение административного наказания, и отмена закона, которым была установлена соответствующая административная ответственность (см. комментарий к ст. 1.7).

6. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато либо подлежит прекращению и в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности (см. комментарий к ст. 4.5).

Вопрос об оценке конституционности нормы п. 6 ч. 1 данной статьи был рассмотрен Конституционным Судом РФ, который в своем Постановлении от 16 июня 2009 г. N 9-П признал положение упомянутого пункта не противоречащим Конституции РФ, «поскольку названное положение по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает возможности отказа в таких случаях от оценки обоснованности выводов юрисдикционного органа о наличии в действиях лица состава административного правонарушения» (РГ. 2009. 3 июля).

7. Обстоятельствами, исключающими производство по делу, являются наличие по тому же факту совершения деяния тем же лицом постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу (см. комментарий к ст. 29.9), а также постановления о возбуждении уголовного дела в соответствии со ст. 146 УПК РФ.

8. Смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу, влечет прекращение производства, поскольку в этом случае отсутствует субъект административной ответственности.

9. В случае, когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в ч. 1 ст. 2.5 Кодекса (военнослужащим, гражданином, призванным на военные сборы, или лицом, имеющим определенное специальное звание), производство по делу после выяснения всех обстоятельств совершенного правонарушения подлежит прекращению для привлечения данного лица к дисциплинарной ответственности. Исключение составляют случаи, когда за такое правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, что предусмотрено в ч. 2 ст. 2.5 Кодекса (см. комментарий к ст. 2.5).

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того, чтобы понять как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной связи. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию нашего юриста в течении 10 минут.

Читайте так же:  Статья рассмотрение дел об административных правонарушениях

Статья 4.2 КоАП РФ. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

Новая редакция Ст. 4.2 КоАП РФ

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Неполный состав правонарушения

Видео (кликните для воспроизведения).

Обстоятельства, исключающие административную ответственность в РФ, сформулированы законодателем на основе не только специальных отраслевых норм, но и общетеоретических положений правовой науки. Состав каждого наказуемого проступка состоит из четырех элементов, а именно: субъекта, объекта, субъективной и объективной стороны.

То есть, для того, чтоб говорить о состоявшемся административном правонарушении, необходима совокупность следующих факторов:

  • наличие сегмента общественных отношений, который был подвергнут незаконному воздействию
  • имеет место конкретное деяние, наступившие или вероятные негативные последствия и непосредственная связь между ними
  • участие субъекта — физического или юридического лица
  • правосубъектность физического лица (достижение соответствующего возраста и состояние вменяемости)
  • установлена одна из возможных форм вины

Отсутствие какого либо из перечисленных признаков исключает ответственность за административные проступки. Обязательное условие для применения наказания в любых правоотношениях — только совокупность и одновременное наличие всех четырех составных характеристик.

Одним из самых распространенных обстоятельств, делающих невозможным привлечение к ответственности, является недостижение субъектом шестнадцатилетнего возраста.

Фактически безапелляционным основанием прекращения административного производства становится доказательство невменяемости лица. Правовая наука выделяет два аспекта этого понятия: медицинский и юридический.

В первом случае речь идет о болезненном расстройстве психики в хронической или временной форме, слабоумии и т. д. Во втором — полное не осознание лицом сущности и негативных последствий деяния, невозможность руководить собой на момент совершения административного проступка.

Производство по дело не допустимо, если состав правонарушения неполный.

Состояние, исключающее применение административного наказания

Социальная активная позиция людей, намерение защитить себя, своих близких и собственность, а также предотвратить какой-либо вред часто побуждают вынужденно преступить черту закона. Наличие факта противоправного поведения с точки зрения административного законодательства и причинение негативных последствий могут быть вызваны крайней необходимостью.

Если это обстоятельство будет доказано, ответственность исключается.

Отсутствие правонарушения в таком случае имеет место, если в совокупности установлено, что:

  • нет вины субъекта
  • деяние носит вынужденный характер
  • объем причиненного вреда меньше, чем тот который мог быть
  • опасность носила реальный непосредственный характер именно в этот момент
  • другого выхода для спасения блага не было

Как правило, деяния в состоянии крайней необходимости формально содержат состав одного или даже нескольких правонарушений. Но участники пребывали в таких условиях, при которых приходится делать выбор в пользу меньшего нарушения.

Примерами служат довольно распространенные в повседневной жизни ситуации. Водитель вынужден нарушить правила дорожного движения для того, чтоб избежать столкновения с внезапно выехавшим на встречную полосу транспортным средством. Других способов спасти жизнь себе и пассажирам нет, поэтому в данном случае нет наказания в соответствии со ст 2.14 Кодекса.

В чертах населенного пункта стрельба запрещена (ст. 20.13 Кодекса). Однако, например, при нападении дикого зверя на человека, другого выхода для спасения жизни и моментального реагирования может не быть. По аналогичному принципу не является правонарушением вырубка деревьев и кустарников, если это было необходимо при ликвидации пожара и т. д.

Крайняя необходимость является исключающим наказание фактором лишь в том случае, если другого способа устранить нарушение или угрозу законных прав и интересов не было, и причиненный вред меньше, чем предотвращенный.

Обоснованные действия в состоянии крайней необходимости: критерии сопоставимости

Правоохраняемые интересы могут быть подвергнуты нарушению только в исключительных случаях, которые полностью оправдывают причиненный вред. Главный критерий — целесообразность и неизбежность. При возникновении угрозы должны изыскиваться, прежде всего, правомерные пути разрешения ситуации. Только в том случае, когда таковых не оказалось, или на тот момент субъект не мог оценить их очевидность, можно говорить об оправданном деянии.

Вынужденные действия должны минимально нарушать правовые блага и иметь незначительные последствия. Очевидное злоупотребление не допустимо. Вопросы о том, был ли выбранный способ единственно возможным или нет, решаются на основании конкретных обстоятельств в каждом деле.

Первым критерием сопоставимости вреда является социальная сущность охраняемого и нарушенного блага. Второе разграничение — соотношение стоимостной характеристики имущественных интересов.

Пример. Пожарные при выполнении своей непосредственной работы часто вынуждены выламывать двери, разбивать окна, заливать имущество. Такие действия в условиях реальной угрозы распространения огня и острого дефицита времени оправданы и обоснованы.

Жизнь человека и здоровье всегда выше любой материальной ценности.

Характеристика других пунктов ст. 24.5 КоАП РФ

Истечение сроков давности подразумевает невозможность вынесения постановления после того, как прошло два месяца со дня совершения проступка.

Например, административное правонарушение случилось 01.03.2016 года и последним днем, когда допустимо привлечение к ответственности, станет 01.05. 2016.

Исключением является категория дел, по которым вред причинен здоровью. В этом случае период составляет один год.

Срок давности могут быть остановлены в одном случае — до момента получения дела судьей или органом, осуществляющим административный процесс, по месту жительства участников в результате передачи материалов дела после удовлетворения соответствующего ходатайства.

Читайте так же:  Запрещающие знаки курения в жилых подъездах домов

Способы затягивания, такие как отказ от проведения экспертизы, непредоставление необходимых данных и т. д. на сроки повлиять не могут.

Гарантией защиты от двойного наказания служат правовые нормы о невозможности вести производство по делу, идентичные обстоятельства которого были или есть предметом рассмотрения в другом процессе.

Пример ситуации. Произошло дорожно-транспортное происшествие причиной послужила неправильно выбранная скорость водителем в соответствии со ст 10.1 ПДД. Административным законодательством не предусмотрено наказание по этой норме, в связи с чем дело было прекращено. Позже установлено, что имело место нанесение вреда здоровью пешехода в легкой степени. Это уже ст. 12.24 КоАП, санкция которой предписывает до 2 лет лишения свободы. Однако, решение по существу уже было, что является обстоятельством, исключающим ответственность.

Устранить назначенное административное наказание в ряде случаев может акт амнистии. Этот документ принимается Государственной Думой, после чего одобряется главным исполнительным органом страны и подписывается главой государства.

Амнистия может быть применена только в отношении деяний, которые были совершены и окончены до вступления акта в силу.

Очевидным исключающим основанием является смерть лица, в результате чего наказание никак не может быть применено. Преемственность в данном случае правовыми нормами не предполагается.

Закон имеет обратное действие только в одном случае — если он отменяет или смягчает наказание за совершенное деяние. Применительно к административному кодексу упразднение или изменение правовой нормы распространяется на содеянные ранее правонарушения, наказание за которые еще не было реализовано.

Перечисленные обстоятельства важны прежде всего с точки зрения справедливости и рациональности.

Комментарий к Статье 4.2 КоАП РФ

1. До момента привлечения лица к административной ответственности основополагающей гарантией выступает выявление обстоятельств, смягчающих ответственность за данное конкретное административное правонарушение с учетом степени общественной опасности.

Важным признаком является раскаяние лица, совершившего правонарушение, что характеризует негативную оценку им факта правонарушения и причиненного вреда. При этом раскаяние лица под воздействием мер какого-либо морального или физического воздействия, принуждения означает отсутствие обстоятельств, смягчающих ответственность.

Кроме основополагающего признака раскаяния к смягчающим обстоятельствам КоАП относит и предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда. Результатом анализа перечисленных обстоятельств является наличие доброй воли лица в предотвращении причинения вредных последствий или возмещения, устранения общественно опасных последствий, это означает, что лицо действует самостоятельно, без внешнего принуждения.

В данной ситуации применяется вариант признания лица виновным ввиду отсутствия события и состава административного проступка, что исключает производство по делу об административном правонарушении (см. комментарий к п. п. 1, 2 ст. 24.5 КоАП РФ).

Состояние сильного душевного волнения, то есть аффект, либо стечение тяжелых личных или семейных обстоятельств учитывается только в отношении лиц, признанных вменяемыми. В том же случае, если речь идет о невменяемости, слабоумии или ином болезненном состоянии, применяются положения действующего законодательства в виде обстоятельств, исключающих административную ответственность (см. комментарий к статье 2.8 КоАП). Для подтверждения наличия в составе административного проступка признаков аффекта (сильного душевного волнения), как правило, требуется экспертная оценка. Заключение эксперта может быть учтено в процессе административного производства. В случае несогласия с экспертной оценкой орган (должностное лицо) вправе назначить дополнительную экспертизу.

Перечень смягчающих обстоятельств фигурирует и, например, в ст. 112 Налогового кодекса РФ, где с п. 3 п. 1 ст. 4.2 КоАП корреспондирует только в совершении правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, а остальные не совпадают с перечнем ст. 4.2 КоАП. Под тяжелыми личными или семейными обстоятельствами по общему правилу понимаются материальные (имущественные) проблемы, следствием которых и является совершение административного правонарушения.

В отношении рассмотрения административного правонарушения, совершенного беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка, принимаются во внимание физиологические особенности, которые не всегда позволяют в необходимом объеме предвидеть общественную опасность или степень вреда, причиняемого совершением соответствующего проступка. Важным моментом является определение категории «малолетний ребенок», которая регулируется, в частности, статьей 28 Гражданского кодекса РФ, к ней относятся несовершеннолетние, не достигшие четырнадцати лет (малолетние).

2. Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим, так как судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело о проступке, могут по собственному усмотрению решить вопрос о наличии смягчающих обстоятельств, не указанных в комментируемой статье или в законах субъектов Федерации об административных правонарушениях.

Общая характеристика обстоятельств, которые исключают административное производство

Законодательством регламентированы условия и факторы, абсолютно исключающие возможность привлечь кого бы то ни было к ответственности за совершение поступков с признаками правонарушения. Это обусловлено специфическим состоянием субъекта или юридически оговоренными ситуациями, имеющими место в реальности.

Производство в таких случаях не открывается. Если процесс начат до установления исключающих факторов — подлежит немедленному прекращению. Инициирование ответственности невозможно, если имеет место хотя бы один пункт из перечня, закрепленного статьей 24.5 КоАП Российской Федерации:

  • отсутствует событие административного проступка
  • нет полноценного состава правонарушения
  • причиной действия стало состояние крайней необходимости
  • издан акт амнистии, который упраздняет обязанность нести ответственность
  • прошли допустимые сроки давности
  • по рассматриваемому факту совершения неправомерного поступка с абсолютно идентичным составом уже имеется вынесенное решение по существу либо ведется производство по делу
  • отменены нормы закона, послужившие основанием привлечения к ответственности
  • факт смерти лица, которым совершено противоправное деяние
  • другие предусмотренные законодательством обстоятельства

К отдельным лицам, в частности военнослужащим и гражданам, имеющим на различного рода специальные звания, как к особой категории применяется дисциплинарный вид ответственности. Предписания административных правовых актов становятся общим основанием для соответствующего наказания только в том случае, когда деяние не было связано со служебной деятельностью. Специальные нормы в данном случае приоритетны.

Каждое из вышеуказанных оснований служит фактором, абсолютно исключающим меры наказания по отраслевому законодательству.

Действительно ли имело место противоправное событие

Обстоятельствами исключающими наступление негативных правовых последствий для лица, является прежде всего подтверждение отсутствия незаконности деяния. В том числе, когда не было самого события регламентированного статьями особенной части КоАП.

Достаточное количество доказательств не установлено, и не подтвержден реальный факт противоправного действия или бездействия физического, должностного или юридического лица.

Невозможно применить наказание за то, чего не было.

Пример ситуации. Мужчина поставил автомобиль на постоянную ночную стоянку в вечернее время и в салоне стал пить пиво.

Его заметил инспектор ГИБДД. Однако у последнего нет оснований составлять протокол, поскольку транспортное средство неподвижно и предпосылок утверждать про управление в нетрезвом виде нет.

Читайте так же:  Обжалование штрафа за парковку возле тц бум

Второй пример с этими же участниками. Остановку автомобиля сотрудник дорожной инспекции мотивирует превышением скорости. Никто не лишает водителя права оспаривать данный факт.

В этом случае прямым подтверждением самого события является только видео регистрация. Остальные доказательства носят косвенный характер.

В основе одной из главных законных форм защиты лежит доказывание отсутствия самого события.

Другой комментарий к Ст. 2.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В данной статье устанавливается возраст — 16 лет, по достижении которого лицо может быть привлечено к административной ответственности. Понятно, что это распространяется только на физических лиц. Согласно ч.1 ст.2.3 лицо подлежит административной ответственности, если оно достигло шестнадцати лет к моменту совершения правонарушения. Для сравнения: возраст, предусмотренный для уголовной ответственности, тоже определен в 16 лет, но за некоторые преступления (убийство, похищение человека, изнасилование и ряд др.) к ответственности привлекаются лица, достигшие к моменту совершения преступления четырнадцатилетнего возраста (ст.20 УК).

Административной ответственности подлежит вменяемое лицо (см. комментарий к ст.2.8), достигшее шестнадцатилетнего возраста.

2. Часть 2 рассматриваемой статьи предусматривает особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних, т.е. лиц в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет. В отличие от КоАП РФ РСФСР новый Кодекс не содержит специальной статьи об административной ответственности несовершеннолетних.

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2020 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

8.1) внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

9) иные предусмотренные настоящим Кодексом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.

2. В случае, когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

3. В случае выявления административного правонарушения, связанного с управлением транспортным средством физическим лицом, не достигшим на момент совершения противоправного действия возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращается после применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, необходимых для пресечения соответствующего противоправного действия.

4. В случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Разграничение смежных понятий

Теоретические положения и законодательство в этой сфере четко дают обозначения, что обстоятельства, исключающие административное производство и основания, освобождающие от наказания — это два разных правовых института. Они взаимоисключают друг друга.

В первом случае в силу особого нетипичного состояния лица или специфических условий (с юридической точки зрения) ответственность не может наступить. Во втором случае она имеет место и является реальным негативным правовым последствием для правонарушителя.

Однако в связи с установлением законных оснований, виновное лицо может быть полностью или в отдельной части освобождено от обязанности нести юридическую ответственность.

То есть, исключающие обстоятельства означают, что наказания нет и быть не может изначально, независимо от смягчающих или освобождающих факторов.

Регламентированные законом обстоятельства, исключающие административное производство и ответственность, являются важным и обязательным инструментом правового регулирования. Их главная функция заключается в обеспечении фундаментальных основ правоотношений на справедливых началах. Это одна из гарантий презумпции невиновности и защиты от неправомерного применения наказания.

О правах человека и презумпции невиновности подробнее можно посмотреть на видео:

Статья 24.5. КоАП РФ. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

Читайте так же:  Введение административного дела

2. В случае, когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

3. В случае выявления административного правонарушения, связанного с управлением транспортным средством физическим лицом, не достигшим на момент совершения противоправного действия возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращается после применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, необходимых для пресечения соответствующего противоправного действия.

4. В случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц подлежит прекращению.

Другой комментарий к Ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Обстоятельства, относящиеся к личности нарушителя, изложенные в данной статье, служат основанием для смягчения административного наказания. В отличие от уголовного закона смягчение административного наказания возможно лишь в рамках санкции нормы Особенной части КоАП РФ, законов субъектов РФ. Когда обстоятельства, смягчающие ответственность, указаны в диспозиции конкретной нормы, они приобретают качественно иную правовую природу, влияющую на квалификацию административного правонарушения, и не могут рассматриваться основанием для смягчения ответственности.

2. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение административного правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

3. Под раскаянием лица, совершившего административное правонарушение, понимается осознание им вины, искреннее сожаление о совершенном противоправном деянии и твердое намерение в будущем соблюдать правила поведения, установленные настоящим Кодексом, законами субъектов РФ. Признание своей вины обязательно должно подтверждаться конкретными действиями, например, сопровождаться дачей показаний, передачей информации, которая неизвестна должностным лицам, судье, осуществляющим производство по делу. Таким образом, данное смягчающее обстоятельство тесно взаимосвязано с субъективной стороной административного правонарушения.

4. Под предотвращением лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий понимаются действия (как во время совершения административного правонарушения, так и после его совершения), которые непосредственно направлены на уменьшение вреда и ущерба. Формой предотвращения являются добровольное возмещение причиненного имущественного ущерба или устранение причиненного вреда, например, возврат похищенного, необходимый ремонт поврежденного имущества, оказание медицинской помощи, в результате нарушений Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекших причинение легкого вреда здоровью потерпевшего.

5. Состояние сильного душевного волнения (аффекта) либо стечение тяжелых личных либо семейных обстоятельств в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, впервые предусмотрено КоАП РФ. Данное обстоятельство представляет собой сочетание трех элементов, каждый из которых сам по себе рассматривается в качестве смягчающего. Однако характеризуя данное положение, следует заметить, что совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) неверно оценивать как смягчающее обстоятельство, ибо это — кратковременное расстройство психики (пусть и протекающее скоротечно и заканчивающееся выздоровлением), которое в соответствии со ст.2.8, 24.5 КоАП РФ является признаком невменяемости, исключающим административную ответственность и производство по делу об административном правонарушении. На этот факт противоречия уже сейчас следует обратить внимание законодателю с тем, чтобы впоследствии исключить факты незаконного привлечения к административной ответственности.

6. Условием для признания смягчающим такого обстоятельства, как совершение административного правонарушения в силу стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, могут признаваться, например, заболевание самого виновного, а также его близких, тяжелое материальное положение, поскольку они могут создать такие условия, при которых сдерживающие факторы под влиянием весьма значимых для виновного ценностей перестают оказывать на него воздействие, побуждают к совершению административного правонарушения.

7. В комментируемой статье несовершеннолетие виновного указано как одно из обстоятельств, смягчающих административное наказание. Оно не находится в противоречии со ст.2.3 КоАП РФ, которой предусмотрена возможность (но не обязанность) освобождения несовершеннолетнего от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, установленной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Иными словами, за некоторые виды административных правонарушений несовершеннолетний может привлекаться к ответственности. При рассмотрении комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав дела об административном правонарушении обязательно исследование данного вопроса, с тем чтобы выбрать необходимую меру воздействия принудительно-воспитательного характера для несовершеннолетнего с учетом его возраста, устойчивости психики и других факторов. Например, возложение обязанности загладить причиненный вред применяется в случае, если несовершеннолетний имеет заработок. В большинстве случаев выбор меры воспитательного характера определяется условиями жизни несовершеннолетнего и личным восприятием назначенной ему меры принудительного воздействия.

8. Беременность является физиологическим процессом, накладывающим отпечаток на состояние здоровья, психику женщины. Зачастую беременность сопровождается повышенной чувствительностью, вспыльчивостью, раздражительностью. Данные факторы и обусловливают необходимость учета факта беременности при назначении административного наказания.

Наличие у женщины малолетнего ребенка также требует соответствующей оценки его в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность. Данное обстоятельство не может быть признано смягчающим, если виновная лишена родительских прав, длительное время не проживает с семьей, не занимается воспитанием детей, не оказывает им материальной поддержки, жестоко обращается с ними.

Видео (кликните для воспроизведения).

9. Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не является закрытым. Согласно ч.2 данной статьи судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.

Источники

К обстоятельствам исключающим административное правонарушение относятся
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here