История развития административных наказаний

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "История развития административных наказаний". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

1.Зарождение и история административного права России

Исторические предпосылки возникновения АП:

1. Развитие философских воззрений о роли и месте государства и государственного управления в общественной жизни; увеличение в ней роли государства.

2. Употребление в конституциях ведущих стран мира термина «разделение властей», необходимость создания государственных органов для каждой ветви власти.

3. Развитие общей теории управления (специализация, кооперация, конспирация, взаимодействие и др.).

4. Необходимость охраны общественного порядка.

5. Необходимость защиты прав граждан в условиях концентрации властных полномочий у государства и его органов.

В литературе можно встретить указания на различные этапы становления в России административной юстиции после революции 1917 года. Например, А.В. Абсалямов выделяет следующие четыре этапа в истории развития законодательства в области рассмотрения споров, возникающих из публично-правовых отношений:

1) 1917–1959 гг.: создание специальных юрисдикционных органов для рассмотрения административных споров и установление их компетенции;

2) 1959–1987 гг.: конституционное закрепление права на обжалование в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан; расширение подведомственности судов по рассмотрению административно-правовых споров;

3) 1987–1991 гг.: законодательное установление порядка обжалования в суд неправомерных действий и решений государственных органов и должностных лиц;

4) с 1991 г.: начало проведения судебной реформы, нормативное закрепление права гражданина на судебную защиту; установление права на судебную защиту в Конституции РФ 1993 г.; создание конституционных (уставных) и арбитражных судов, расширение подведомственности административных дел судами и совершенствование процессуальных форм защиты нарушенных субъективных прав.

Краткая история развития административного права России

Развитие административного права России было долгим, зависело от политических, социальных, экономических и культурных факторов в каждый конкретный период времени.

Зародилось административное право еще в племенах восточных славян: вождь регулировал все правоотношения. Позже стали играть свою роль советы старейшин, вечевые собрания, служители культа. С появлением великого государства – Киевской Руси – главной задачей стало объединение законов и унификация их на всей ее территории. Государственное управление усложнялось, расширялись сферы управления, и для решения новых задач требовалось построение новой законодательной базы.

В период с IX по XIV вв. управление государством происходило на основе обычаев и традиций управления, закрепленных в «Русской Правде»: использовалась десятичная система управления; с XII по XV вв. – дворцово-вотчинная система (это одна из предпосылок развития территориального управления). В следующем периоде – XV–XVIII вв. – начали формироваться зачатки административного права централизованного государства.

При абсолютной монархии началось распространение полицейского права. Накопилось множество законодательных актов, требующих систематизации и кодификации (зачатки правовых институтов). В XIX–XX вв. полицейское право закрепилось законодательно. После революции 1917 г. возникло Советское административное право; впоследствии зародилась и укрепилась командно-административная система управления.

Советский период можно назвать разноплановым. Административная система менялась кардинально: от сталинских противоправных репрессий до принятия в 1980 г. Основ законодательства СССР, в 1984 г. – Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

После смены формы государства главным принципом управления стало разделение властей, а административное право снова оказалось самостоятельной отраслью права.

Административное право в России развивалось в контексте исторических событий и изменения государственного устройства. Законодательная база формировалась очень медленно;

http://studfile.net/preview/7609236/

51. Система административных наказаний

В ст. 3.2 КоАП закреплены следующие административ­ные наказания: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация.

Все восемь названных наказаний тесно связаны между собой и образуют единую систему. Их, прежде всего, объединяет общая цель: защита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших админис­тративные нарушения, предупреждение совершения новых нару­шений. По содержанию каждое взыскание является карой, мерой ответственности, назначаемой за административные деликты, приме­нение любого из них означает наступление административной от­ветственности, влечет неблагоприятные юридические последствия.

Административное наказание причиняет ему определенные стра­дания, лишения. Однако кара не является самоцелью, она — необходимое средство воспитания, предупреждения правонарушений. Оно предупреждает новые нарушения со стороны виновного (частная превенция) и правонарушения других лиц (общая превен­ция).

Задачу специального предупреждения некоторые наказания ре­шают не только своим воспитательным воздействием, но и лишени­ем субъекта возможности совершать новые нарушения. Поэтому можно различать меры, которые оказывают только исправительно-воспитательное воздействие (предупреждение) и которые наряду с исправительно-воспитательным воздействием создают невозможность совершения новых нарушений (конфиска­ция, лишение прав). Взыскания второй группы в какой-то степени сходны с мерами пресечения, с их помощью осуществляется специальная превенция.

Административные взыскания налагаются компетентными орга­нами и должностными лицами путем издания специальных инди­видуальных актов. Они защищают правопорядок косвенно, не мо­гут непосредственно обеспечить выполнение обязанности, но, возлагая дополнительные, «штрафные» обязанности, ущемляя пра­вовую сферу лица, они тем самым побуждают его в дальнейшем не нарушать закон, стимулируют будущее поведение.

Наказания могут быть разовыми, единовременными (конфиска­ция, предупреждение, штраф) и длящимися, растянутыми во вре­мени (арест, лишение прав). Период отбы­вания длящегося наказания целесообразно использовать для воспитательного воздействия на правонарушителя.

В соответствии со ст. 3.3 КоАП предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве, как основного, так и дополнительного административного наказания.

Читайте так же:  Экологический проект загрязнение окружающей среды

За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.2 КоАП, ст. 72 Конституции РФ все взыскания можно поделить на устанавливаемые централизованно и децентрализованно. Централизованно может быть установлено любое из 8 наказаний, а децентрализованно — актами субъектов федерации — только предупреж­дение и штраф. Иными словами, если актом, который не является федеральным, устанавливается административная ответственность за определенные деяния, то им могут быть предусмотрены за их нарушения только такие взыскания, как предупреждение и штраф.

52. Муниципальное право- комплексная отрасль права в системе российского права: понятие, предмет, метод правового регулирования, система

Муниципальное право, как и любая другая отрасль права, представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих определенный круг общественных отношений.

Понятие муниципальное право появилось в российском правоведении сравнительно недавно. Само слово муниципалитет (от лат. municipium —самоуправляющаяся община) применяется в наших условиях к городским и сельским поселениям, т.е. к такому уровню общественной жизни, на котором осуществляется местное самоуправление. Практически значения муниципальный и местный идентичны и в равной мере употребляются по отношению к явлениям и структурам, связанным с местным самоуправлением.

Муниципальное право — комплексная отрасль права, сформировавшаяся на стыке нескольких отраслей. В основе данной характеристики муниципального права лежат особенности его предмета: общественные отношения, составляющие предмет муниципального права, представляют собой сложную, комплексную систему экономических, финансовых, социально-культурных, политических, организационно-управленческих отношений, возникающих в процессе организации и осуществления муниципальной власти, решения населением вопросов местного значения. Комплексный характер муниципального права означает, что это вторичная отрасль, которая формируется и развивается во многом «за счет» других, в первую очередь профилирующих, отраслей, заимствуя у них отдельные нормы и целые институты.

Муниципальное право — самостоятельная отрасль права, так как:

1) Конституция Российской Федерации закрепила местное самоуправление как один из каналов осуществления народовластия (ч. 2 ст. 3), наделила население городских, сельских поселений и иных территорий статусом субъекта права (ст. 8, 9);

2) муниципальное право регулирует отношения в сфере местного самоуправления как одной из форм единой публичной власти;

3) местное самоуправление не входит в систему государственной власти. Местное самоуправление можно рассматривать как элемент системы сдержек и противовесов;

4) местное самоуправление призвано решать вопросы местного значения, т.е. вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Предмет муниципального праваотношения в сфере осуществления местного самоуправления. Отношения в сфере осуществления местного самоуправления — деятельность населения, которая:

а) признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации;

б) осуществляется населением самостоятельно и под свою ответственность;

в) направлена на решение непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения;

г) осуществляется исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

В целом муниципальное право регулирует общественные отношения, совокупность которых можно представить в виде следующих основных групп:

— отношения, возникающие в результате организации местного самоуправления как института народовластия;

— отношения, возникающие в процессе реализации права населения муниципального образования, а также отдельного гражданина на местное самоуправление;

— отношения, возникающие в связи с организацией деятельности представительных, исполнительно-распорядительных и иных органов местного самоуправления;

— отношения, связанные с регулированием статуса членов выборных органов и должностных лиц, наделенных полномочиями на отдельные публично-властные функции в сфере местного самоуправления, муниципальной службы, и муниципальных служащих;

— отношения, связанные с наделением отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления;

— отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти;

— отношения, возникающие в процессе межмуниципального сотрудничества.

На основе предмета муниципального права можно сформулировать и его понятие.

Муниципальное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления организации и функционирования местного самоуправления.

Следует учитывать, что это определение отражает не все, а лишь основные, наиболее важные характеристики муниципального права.

Под методом правового регулирования в муниципальном праве понимается совокупность средств и способов, с помощью которых правовые нормы воздействуют на общественные отношения в системе местного самоуправления, регулирую их.

В связи с тем, что муниципальное право охватывает сферы публичного и частного права, оно сочетает два способа регулирования общественных отношений в системе местного самоуправления: императивный и диспозитивный.

Императивный метод состоит в том, что в системе местного самоуправления принимаются решения на местных референдумах, собраниях, сходах, представительными и исполнительными органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, которые обязательны к исполнению всеми субъектами правоотношений, действующими в пределах границ муниципального образования, т.е. в данном случае налицо отношения соподчиненности субъектов правоотношений, зависимость одних от других.

В случае невыполнения решений местного самоуправления, принятых в пределах его компетенции, наступает ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Императивный метод предусмотрен законодательством о местном самоуправлении для депутатов и выборных должностных лиц.

Диспозитивный метод заимствован из сферы частного права. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами и самостоятельно выступают в гражданском обороте. Они вправе заключать договоры с юридическими лицами, с государственными органами. В данном случае применяется принцип юридического равенства субъектов отношений.

Муниципальные образования являются собственниками муниципальной собственности. От их имени органы местного самоуправления управляют и распоряжаются муниципальной собственностью.

Читайте так же:  Образец жалобы на бездействие старшему приставу

При формировании муниципальной собственности органы местного самоуправления приобретают движимое и недвижимое имущество путем заключения договоров купли-продажи и т.д.

Таким образом, муниципальное право характеризуется сочетанием двух методов регулирования отношений в системе местного самоуправления: императивного и диспозитивного, что и отличает его от других отраслей права.

Муниципальное право воздействует на общественные отношения с помощью таких правовых приемов (способов), как предписание, дозволение, запрет,сочетание которых и определяет характер правового регулирования.

Преобладание предписания в комплексе способов юридического воздействия на общественные отношения характерно для императивного регулирования, которое предполагает субординацию субъектов, прямое подчинение. Правоотношения в данном случае возникают, как правило, в результате и на основании властного предписания. Наличие отношений соподчиненности характерно, например, для административного права, регулирующего управленческие отношения.

Используются в муниципальном праве и запреты — способ юридического воздействия на поведение субъектов права, применяемый и при императивном, и при диспозитивном регулировании. Статья 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» запрещает лишать население городского, сельского поселения независимо от его численности права на осуществление местного самоуправления.

Можно говорить об особом значении в муниципальном праве метода гарантий. Такая значимость объясняется федеративным характером государства, предоставляющим широкие полномочия субъектам Российской Федерации в области местного самоуправления. В целях обеспечения прав местного самоуправления Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» строго разграничивает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. При этом закрепляется, что федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут ограничивать гарантированные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» права местного самоуправления.

53. Основные муниципально-правовые теории в отечественной науке и практике

http://studfile.net/preview/6055063/page:74/

96. История развития института административной ответственности в России.

После Октябрьской революции 1917 существовавший механизм привлечения к административной ответственности был ликвидирован без замены органами, которые могли бы осуществлять административное производство. Придя к власти, большевики не сразу ощутили необходимость принятия единого акта, посвященного правонарушениям, санкцией за которые был не только расстрел.

Лишь в 1922 г. было решено приступить к разработке проекта Административного кодекса. Однако ни один из них, к сожалению, не был утвержден законодательными органами, хотя в юридической литературе 1922 — 1927 гг. было много высказываний в пользу принятия такого Кодекса в РСФСР.

Учитывая требования местных органов власти, НКВД РСФСР разработал проект Административного устава, который был разослан в октябре 1924 г. всем народным комиссариатам, областным и губернским исполнительным комитетам и их административным отделам. В период работы II сессии ВЦИК 12 созыва обсуждался вопрос о необходимости и своевременности издания Административного кодекса. Совещание ВЦИК единогласно признало необходимость Административного кодекса и обратилось в президиум ВЦИК с просьбой поручить Совету народных комиссаров приступить к его рассмотрению с таким расчетом, чтобы Кодекс мог поступить на утверждение очередной сессии ВЦИК.

Проект этого Кодекса содержал четыре части.

1. Обеспечение революционной законности в советском управлении.

2. Обязательные постановления и административные взыскания.

3. Публичные права граждан.

4. Охрана революционного порядка.

Части состояли из глав, объединявших однородные нормы.

Это была первая правовая попытка урегулировать общественные отношения в сферах административной ответственности. Важным событием в ее становлении явился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке». Он состоял из 23-х статей. Предусматривался только один вид административного взыскания — штраф, который устанавливался высшими органами государственной власти и государственного управления СССР, союзных и автономных республик в пределах их компетенции. Данным нормативным актом были установлены штрафы за нарушение определенных правил, относящихся к компетенции СССР, а также за нарушение других правил, которые относились к совместному ведению СССР и союзных республик. Предоставлялись и исключительные предметы ведения союзным республикам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Указом отменялось наложение штрафов в административном порядке на учреждения, предприятия и организации, а также рекомендовались союзным республикам создание и порядок деятельности административных комиссий. Порядок производства по делам об административных нарушениях устанавливался законодательством союзных республик. 24 органам управления предоставлялось право применять наложение штрафов в административном порядке без обращения в административные комиссии. Органы и должностные лица, которым было предоставлено право наложения на граждан штрафов в административном порядке, имели право вместо наложения штрафа сделать нарушителю предупреждение либо передать в отношении его материалы в товарищеский суд или общественные организации по месту его работы или жительства для применения мер общественного воздействия. Порядок рассмотрения в судах жалоб на неправильное наложение штрафа, а также перечень имущества, не подлежащего изъятию при взыскании штрафа, устанавливались законодательством союзных республик. Указ был введен в действие 1 января 1962 г. и имел обратную силу в отношении невзысканных штрафов, наложенных на граждан и должностных лиц, а также на учреждения, предприятия и организации.

Президиум Верховного Совета СССР 13 октября 1967 г. принял Постановление «О практике применения Указа Президиума Верховного Совета СССР «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке». В нем давалось поручение Комиссиям законодательных предположений Совета Союза и Совета национальностей разработать проект Основ законодательства СССР и союзных республик об административной ответственности с учетом практики применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке».

Читайте так же:  Загрязнение окружающей среды тест 10 класс

Это был второй этап подготовки к принятию Основ об административной ответственности. Важной правовой вехой в становлении кодификации об административной ответственности явилось принятие Верховным Советом СССР 23 октября 1980 г. Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, введенных в действие с 1 марта 1981 г. По своему правовому содержанию это был первый общесоюзный кодифицированный законодательный акт по вопросам административной ответственности и мерам административного принуждения.

Основы состояли из четырех разделов, объединяющих 42 статьи.

Раздел I — Общие положения. В статье 2 говорилось, что «законодательство Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях состоит из настоящих Основ, определяющих принципы и устанавливающих общие положения этого законодательства и издаваемых в соответствии с ними законодательных актов СССР и постановлений Совета Министров СССР, кодексов и иных законодательных актов союзных республик и постановлений Советов Министров союзных республик об административных правонарушениях». Таким образом, устанавливать административную ответственность могли Правительство СССР и правительства союзных республик.

Раздел II — Административное правонарушение и административная ответственность. Впервые на законодательном уровне сформулировано понятие административного правонарушения (ст. 7). Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Впервые были установлены виды административных взысканий (ст. 12):

— возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

— лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);

Раздел III — Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Такое право предоставлялось:

— административным комиссиям; — исполнительным комитетам поселковых, сельских Советов народных депутатов;

— районным (городским), районным в городах комиссиям по делам несовершеннолетних; — районным (городским) народным судам (народным судьям);

— органам внутренних дел, органам государственных инспекций.

Раздел IV — Производство по делам об административных правонарушениях. Это своего рода административный процесс, но в усеченном виде. Тем не менее этот раздел для будущих республиканских кодексов сыграл большую правовую роль в систематизации норм производства. Так, впервые в законодательном порядке были установлены реквизиты протокола об административном правонарушении. Устанавливались меры административного принуждения — административное задержание, досмотр вещей и изъятие вещей и документов. Предусматривались правовые гарантии лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе:

знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства;

при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката;

выступать на родном языке, пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство;

обжаловать постановление по делу.

Следующим этапом в укреплении законности, охране прав личности послужило принятие 20 июня 1984 г. КоАП РСФСР, вступившего в действие с 1 января 1985 г. Впервые на территории РСФСР возникли законные административно-правовые отношения между гражданами, должностными лицами, лицами без гражданства и юрисдикционными органами, применяющими меры административного принуждения и виды административных взысканий. Вобрав в себя все положения Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, Кодекс выстроил логическую последовательность норм, регулирующих административную ответственность с точки зрения ее структурного содержания, обозначил и систематизировал приоритетность объектов правонарушений, перечень деяний, признаваемых противоправными, квалифицированными как административное правонарушение.

На тот период Кодекс имел следующую структуру.

В первом разделе, включающем девять статей, содержались общие положения. В них закреплялась структура законодательства об административной ответственности.

Второй раздел открывал общую часть, состоящую из тридцати статей в трех главах. В общей части сосредоточены положения, касающиеся оснований административной ответственности: понятие административного правонарушения, перечень видов взыскания и их существенная правовая характеристика и правила наложения.

Особенная часть состояла из девяти глав, объединяющих 153 состава административных правонарушений. В этих двух разделах сконцентрированы нормы материального права.

В остальных трех разделах КоАП последовательно закреплены процессуальные, процедурные нормы, которые составляют производство по делам об административных правонарушениях.

Третий раздел установил систему органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Четвертый раздел содержал процессуальные нормы о статусе лиц, участвующих в процессе по делу об административном правонарушении, стадии рассмотрения и пересмотра дела в связи с обжалованием или опротестованием решения по делу.

Пятый раздел предусматривал нормы, регламентирующие порядок и процедуру исполнения постановлений о каждом виде административных взысканий.

Из 307 статей КоАП 113 составляли административно-процессуальные нормы. В таком структурном виде Кодекс РСФСР об административных правонарушениях начал действовать на всей территории России. С момента вступления в силу в него были внесены значительные изменения и дополнения.

http://studfile.net/preview/7609236/page:48/

История административных наказаний.

В истории развития административных наказаний в России можно выделить лишь несколько ярких моментов, так как долгое время административные санкции в законодательстве не выделялись.

Так, Российским имперским уголовным законодательством не были определены цели применения уголовных наказаний: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. предусматривало фиксацию правовых последствий применения двух разновидностей содержащихся в нем санкций — уголовных и исправительных наказаний.

Уложение не разграничивало административные и уголовные наказания. Статьей 30 Устава была предусмотрена единственная разновидность взыскания, а именно денежное взыскание, относимое к исправительным наказаниям. Данное наказание не было определено Уголовным уложением 1903 г.: среди восьми видов наказаний было лишь одно предусматривающее имущественные ограничения — денежная пеня.

Согласно ст. 1205 Устава уголовного судопроизводства товары и другие предметы, признанные судом подлежащими конфискации, а равно удержанные для пополнения штрафов, продавались казенным управлениям.

Уголовные наказания по российскому имперскому праву подразделялись на: наказания в виде смертной казни; наказания, бессрочно ограничивающие свободу (каторжные работы первой степени); наказания, ограничивающие свободу на срок, определенный судебным решением в пределах минимального и максимального сроков указанных ограничений, определенных Уложением о наказаниях уголовных и исправительных (каторжные работы второй — седьмой степеней). Наказание в виде денежного взыскания являлось единственным основным исправительным наказанием, предусмотренным названным Уложением.

Читайте так же:  Протокол об административном правонарушении распитие спиртных напитков

Что касается административного выдворения, то в нашей стране до 1917 года использовался термин «высылка». В законодательстве царской России различались высылка в административном порядке и высылка по судебным приговорам. В советской учебной и научной литературе использовалось понятие «высылка за пределы СССР».

Глава 2. Отдельные виды административных наказаний.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9657 — | 7397 — или читать все.

http://studopedia.ru/21_60419_istoriya-administrativnih-nakazaniy.html

Понятие и виды административных наказаний

Административное наказание — это установленная государ­ством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совер­шения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, а также в целях восстановления нару­шенного права.

Административное право, предусматривая основания привле­чения юридических лиц к ответственности, применяет к ним ограниченные виды наказаний. Закрепление отдельных видов в системе административного наказания обусловлено их характером, значением и пределами применения.

1. Предупреждение — это мера административного наказа­ния, выражающаяся вофициальном порицании физического или юридического лица. Оно выносится только в письменной форме должностным лицом или органом, имеющим право привлекать к административной ответственности виновное в совер­шении административного правонарушения лицо.

2. Административный штраф — это принудительное денеж­ное взыскание с виновного в административном правонаруше­нии лица.

3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения — это вид принудитель­ного изъятия и последующий реализации с передачей бывшему собственнику имущества вырученной суммы за вычетом расхо­дов на его изъятие иреализацию. В правовой литературе данный вид наказания определен как реквизиция. Он назначается только по постановлению суда. Гуманность, по данному наказа­нию, осуществляется в отношении лиц, основным и законным источником средств, существования которых является охота или рыболовство. У них не подлежат изъятию как орудия или пред­мет совершения административного правонарушения рыболов­ные или охотничьи снасти.

4. Конфискация орудия или предмета совершения адми­нистративного правонарушения — это принудительное, безвоз­мездное обращение вфедеральную собственность или собствен­ность субъекта Российской Федерации не изъятых из граждан­ского оборота вещей (данный перечень установлен законодатель­ством Российской Федерации). Конфискация производится толь­ко по постановлению суда. Гуманность, по данному наказа­нию, осуществляется в отношении лиц, основным и законным источником средств, существования которых является охота или рыболовство. У них не подлежат изъятию как орудия или пред­мет совершения административного правонарушения рыболов­ные или охотничьи снасти.

5. Лишение специального права, предоставленного физи­ческому лицу. Лишение физического лица, совершившего ад­министративное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения от одного месяца до трех лет. Данное наказание назначается по постановлению суда.

Гуманность, по данному наказанию, осуществляется в отношении:

а) охотников, для которых охота является основным и за­конным источником средств существования;

б) инвалидов, пользующихся специальным автотранспортом (кроме как за деяния, предусмотренные уголовным зако­нодательством) .

6. Административный арест. Это наказание заключается в принудительных условиях изоляции нарушителя от общества. Оно назначается по постановлению суда.

Гуманность данного наказания осуществляется втом, что оно не применяется:

а) к беременным женщинам;

б) к женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадца­ти лет;

в) к лицам до восемнадцати лет;

г) к инвалидам первой и второй групп.

е) гражданам, призванным на военные сборы,

ж) лицам имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

7. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без граждан­ства — это принудительное и контролируемое перемещение толь­ко иностранных граждан или лиц без гражданства через госу­дарственную границу Российской Федерации за ее пределы, а вслучаях, предусмотренных законодательством Российской Фе­дерации, контролируемый самостоятельный выезд за пределы из Российской Федерации. Данное наказание назначается по постановлению суда или должностных лиц. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.

8. Дисквалификация. Это наказание предусматривает при­нудительное лишение физического лица права занимать руко­водящие должности в исполнительном органе управления юри­дического лица, всовете директоров, наблюдательном совете, осуществлять предпринимательскую деятельность, являться ар­битражным управляющим итак далее. Данное наказание назначается по постановлению суда. Срок наказания от шести месяцев до трех лет.

9. Административное приостановление деятельности. Данное наказание предусматривает временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, а также в области градостроительной деятельности.

Читайте так же:  Какой штраф дают за оскорбление личности

Административное приостановление деятельности назначается судьей. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

При назначении любого из вышеперечисленных административных наказаний учитывает­ся характер совершенного правонарушения, личность виновно­го и его имущественное положение, обстоятельства, смягчаю­щие или отягчающие административную ответственность, и так далее.

Административное право вводит элемент принципа закон­ности. То есть никто не может нести административную ответ­ственность дважды, за одно и то же административное правона­рушение.

Административное право устанавливает порядок давности привлечения к административной ответственности, то есть определяет срок, в течение которого виновное, в совершении ад­министративного правонарушения лицо должно быть привле­чено к административной ответственности. Общий срок уста­новлен в течение двух месяцев, а за административные право­нарушения, посягающие на интересы государства или средств массовой информации, а равно на защиту прав потребителей, в течение года. Данные сроки начинают течь с момента соверше­ния административного правонарушения либо с момента, когда о нем стало известно.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:


http://studopedia.ru/1_102032_ponyatie-i-vidi-administrativnih-nakazaniy.html

НАКАЗАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ

НАКАЗАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ — в РФ ус­та­нов­лен­ная го­су­дар­ст­вом ме­ра от­вет­ст­вен­но­сти за со­вер­ше­ние административного пра­во­на­ру­ше­ния и при­ме­няе­мая в це­лях пре­ду­пре­ж­де­ния со­вер­ше­ния но­вых пра­во­на­ру­ше­ний как са­мим пра­во­на­ру­ши­те­лем, так и другими ли­ца­ми. Ви­ды Наказаний административных: пре­ду­преж­де­ние, административный штраф, кон­фи­ска­ция ору­дия со­вер­ше­ния или пред­ме­та административного пра­во­на­ру­ше­ния, ли­ше­ние специального пра­ва, административный арест, административное вы­дво­ре­ние, дис­ква­ли­фи­ка­ция, административное при­ос­та­нов­ле­ние дея­тель­но­сти, обязательные работы.

Пре­ду­пре­ж­де­ние — ме­ра административного на­ка­за­ния, вы­ра­жен­ная в официальном по­ри­ца­нии фи­зи­че­ско­го или юри­ди­че­ско­го ли­ца. Ус­та­нав­ли­ва­ет­ся за впер­вые со­вер­шён­ные административные пра­во­на­ру­ше­ния при от­сут­ст­вии при­чи­не­ния вре­да или воз­ник­но­ве­ния уг­ро­зы при­чи­не­ния вре­да жиз­ни и здо­ро­вью лю­дей, объ­ек­там жи­вот­но­го и рас­ти­тель­но­го ми­ра, ок­ру­жаю­щей сре­де, объ­ек­там куль­тур­но­го на­сле­дия (па­мят­ни­кам ис­то­рии и куль­ту­ры) на­ро­дов РФ, безо­пас­но­сти го­су­дар­ст­ва, уг­ро­зы чрез­вы­чай­ных си­туа­ций при­род­но­го и тех­но­ген­но­го ха­рак­те­ра, а так­же при от­сут­ст­вии иму­ще­ст­вен­но­го ущер­ба.

Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ный штраф — де­неж­ное взы­ска­ние, вы­ра­жа­ет­ся в руб­лях и ус­та­нав­ли­ва­ет­ся в оп­ре­де­лён­ном раз­ме­ре или в ве­ли­чи­не, крат­ной стои­мо­сти пред­ме­та административного пра­во­на­ру­ше­ния, сум­ме не­уп­ла­чен­ных на­ло­гов, сбо­ров или та­мо­жен­ных по­шлин, сум­ме вы­руч­ки пра­во­на­ру­ши­те­ля от реа­ли­за­ции то­ва­ра (ра­бо­ты, ус­лу­ги), на рын­ке ко­то­ро­го со­вер­ше­но адм. пра­во­на­ру­ше­ние, и др.

Кон­фи­ска­ция ору­дия со­вер­ше­ния или пред­ме­та административного пра­во­на­ру­ше­ния — при­ну­дительное без­воз­мезд­ное об­ра­ще­ние в фе­де­раль­ную соб­ст­вен­ность или в соб­ст­вен­ность субъ­ек­та РФ изъ­я­тых из обо­ро­та ве­щей. На­зна­ча­ет­ся судь­ёй.

Ли­ше­ние спе­ци­аль­но­го пра­ва, в т. ч. пра­ва управ­ле­ния транс­порт­ным сред­ст­вом, ус­та­нав­ли­ва­ет­ся за гру­бое или сис­те­ма­тическое на­ру­ше­ние по­ряд­ка поль­зо­ва­ния этим пра­вом. На­зна­ча­ет­ся судь­ёй.

Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ный арест — со­дер­жа­ние на­ру­ши­те­ля в ус­ло­ви­ях изо­ля­ции от об­ще­ст­ва. На­зна­ча­ет­ся судь­ёй лишь в ис­клю­чительных слу­ча­ях за отдельные ви­ды административных пра­во­на­ру­ше­ний и не мо­жет при­ме­нять­ся к бе­ре­мен­ным жен­щи­нам, жен­щи­нам, имею­щим де­тей в воз­рас­те до 14 лет, ли­цам, не дос­тиг­шим 18 лет, ин­ва­ли­дам I и II групп, во­ен­но­слу­жа­щим, гра­ж­да­нам, при­зван­ным на во­енные сбо­ры, а так­же к имею­щим специальные зва­ния со­труд­ни­кам ор­га­нов внутренних дел.

Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное вы­дво­ре­ние за пре­де­лы РФ иностранного гра­ж­да­ни­на или ли­ца без гра­ж­дан­ст­ва — при­ну­дительное и кон­тро­ли­руе­мое пе­ре­ме­ще­ние че­рез Государственную гра­ни­цу за пре­де­лы РФ, а в слу­ча­ях, пре­ду­смот­рен­ных за­ко­ном, — кон­тро­ли­руе­мый са­мо­сто­ятельный вы­езд иностранных гра­ж­дан и лиц без гра­ж­дан­ст­ва из РФ. На­зна­ча­ет­ся судь­ёй. Не мо­жет при­ме­нять­ся к во­ен­но­слу­жа­щим — иностранным гра­ж­да­нам.

Дис­ква­ли­фи­ка­ция — ли­ше­ние пра­ва за­ме­щать долж­но­сти фе­де­раль­ной государственной или му­ни­ци­паль­ной служ­бы, осу­ще­ст­в­лять пред­при­ни­ма­тель­скую дея­тель­ность ли­бо осу­ще­ст­в­лять дея­тель­ность в сфе­ре под­го­тов­ки спорт­сме­нов (вклю­чая их медицинское обес­пе­че­ние) и ор­га­ни­за­ции и про­ве­де­ния спор­тив­ных ме­ро­прия­тий. На­зна­ча­ет­ся судь­ёй.

Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное при­ос­та­нов­ле­ние дея­тель­но­сти — временное пре­кра­ще­ние дея­тель­но­сти лиц, осу­ще­ст­в­ляю­щих пред­при­ни­ма­тель­скую дея­тель­ность без об­ра­зо­ва­ния юри­ди­че­ско­го ли­ца, юри­ди­че­ских лиц, их фи­лиа­лов, пред­ста­ви­тельств, струк­тур­ных под­раз­де­ле­ний, про­из­водственных уча­ст­ков, а так­же экс­плуа­та­ции аг­ре­га­тов, объ­ек­тов, зда­ний или со­ору­же­ний, осу­ще­ст­в­ле­ния отдельных ви­дов дея­тель­но­сти (ра­бот), ока­за­ния ус­луг. При­ме­ня­ет­ся в слу­чае уг­ро­зы жиз­ни или здо­ро­вью лю­дей, воз­ник­но­ве­ния эпи­де­мии, эпи­зо­отии, на­сту­п­ле­ния ра­диа­ци­он­ной ава­рии или тех­но­ген­ной ка­та­ст­ро­фы, при­чи­не­ния су­ще­ст­вен­но­го вре­да со­стоя­нию или ка­че­ст­ву ок­ру­жаю­щей сре­ды, и др. На­зна­ча­ет­ся толь­ко в слу­ча­ях, ес­ли ме­нее стро­гий вид Наказаний административных не смо­жет обес­пе­чить дос­ти­же­ние це­ли адм. на­ка­за­ния.

Обязательные работы заклю­чаются в выполнении правонарушителем в свободное от основной работы, службы или учёбы время бесплатных обществен­но полезных работ. Обязательные рабо­ты назначаются судьёй на срок от 20 до 200 часов и отбываются не более 4 часов в день. Не применяются к беременным женщи­нам, женщинам, имеющим детей в возра­сте до 3 лет, инвалидам I и II групп, во­еннослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел.

Пре­ду­пре­ж­де­ние, административный штраф, ли­ше­ние специального пра­ва, административный арест, дис­ква­ли­фи­ка­ция, административное при­ос­та­нов­ле­ние дея­тель­но­сти и обязательные работы мо­гут ус­та­нав­ли­вать­ся и при­ме­нять­ся толь­ко в ка­че­ст­ве основного Наказания административного. Кон­фи­ска­ция ору­дия со­вер­ше­ния или пред­ме­та административного пра­во­на­ру­ше­ния, административное вы­дво­ре­ние за пре­де­лы РФ мо­гут ус­та­нав­ли­вать­ся и при­ме­нять­ся в ка­че­ст­ве как основ­но­го, так и до­пол­ни­тель­но­го Наказания административного.

В за­ру­беж­ных стра­нах во­про­сы Наказаний административных ре­гу­ли­ру­ют­ся уго­лов­ным за­ко­но­да­тель­ст­вом, раз­гра­ни­чи­ваю­щим про­ступ­ки (ана­лог административного пра­во­на­ру­ше­ния) и пре­сту­п­ле­ния, а так­же отдельными за­ко­на­ми за на­ру­ше­ния в об­лас­ти безо­пас­но­сти до­рож­но­го дви­же­ния (например, во Фран­ции — До­рож­ный ко­декс, в Ве­ли­ко­бри­та­нии — За­кон о на­ру­ши­те­лях пра­вил до­рож­но­го дви­же­ния) и др. Ус­та­нов­ле­ны специальные ви­ды Наказаний административных (пре­ду­пре­ж­де­ние, административный штраф, административное вы­дво­ре­ние ино­стран­цев, административный арест).

Видео (кликните для воспроизведения).

http://w.histrf.ru/articles/article/show/nakazaniie_administrativnoie

История развития административных наказаний
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here