Источники шумового загрязнения окружающей среды

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Источники шумового загрязнения окружающей среды". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Источники и влияние шумового загрязнения на здоровье человека и животных

Шумовое загрязнение является побочным эффектом от роста и развития общества. Промышленность, транспорт и урбанизация заполняют окружающий мир шумами, и эти акустические изменение в наземных и водных средах обитания оказывают неблагоприятное воздействие на людей и животных. Шумовое загрязнение может даже вызвать эволюционные изменения в течение длительного периода времени, так как виды пытаются адаптироваться к изменениям уровня шума. Ниже описаны некоторые источники шумового загрязнения, а также его негативные последствия для человека и дикой природы.

Источники шумового загрязнения

В современном обществе причиной высокого уровня шума является множество источников, в том числе:

  • Аэропорты: самолеты постоянно приземляются и взлетают, издавая сильный шум.
  • Производственные звуки: вентиляторы, мельницы, генераторы и т. п.
  • Социальные мероприятия, включая фейерверки, петарды, концерты и митинги.
  • Конфликтные ситуации, такие как взрывы и стрельба.
  • Городской трафик: звуки от автомобилей, автобусов, поездов, пешеходов, машин скорой помощи и т. п.
  • Строительные работы: шум от эксплуатации тяжелой техники.
  • Бытовые звуки: телевизор, пылесос, газонокосилка, стиральная и посудомоечная машинки.

Источники шумового загрязнения

Промышленная революция внесла существенный вклад в шумовое загрязнение в городах. Существует несколько источников загрязнения, способствующих внутреннему и наружному шуму. Шумовое загрязнение вызвано техническими средствами, громкоговорителями, электрическими генераторами, телевизорами, телефонами, сиренами, пылесосами, стиральными машинами, миксерами, вентиляторами, кондиционерами, холодильниками и различными типами машин. Добыча полезных ископаемых, использование бульдозеров, динамиты, чтобы разбить камни, и буровые установки – другие важные источники шумового загрязнения.

Шум был источником недовольства с тех пор, как люди начали жить вместе в общинах. В древних греческих городах власти требовали, чтобы гончары и олово – кузнецы осуществляли свою деятельность за пределами городской стеныиз-за шума, который они производили. Промышленная революция в 18 веке принесла много шумового загрязнения. Позже в 19 веке промышленная глухота от воздействия шума стала более распространена.

Шумовое загрязнение создает неблагоприятные изменения в поведении человека

Постоянное воздействие высоких уровней шума может временно или постоянно изменять поведение человека. Дети особенно подвержены таким изменениям. Шум плохо сказывается на обучении и поведении детей, живущих в оживленных районах городов. Исследования показали, что авиационный шум влияет на развитие навыков чтения у детей, посещающих школы вблизи больших аэропортов. Воздействие шума также является стрессом для взрослых и приводит к неблагоприятным изменениям в поведение, что может привести к снижению уровня терпения, раздражительности и агрессии.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Шумовое загрязнение вызывает смертельные болезни у людей и животных

Шум может непосредственно воздействовать на здоровье людей и других живых организмов. Например, регулярное воздействие шума выше уровня 55 децибел (дБ) способно увеличить вероятность развития сердечно-сосудистых заболеваний. Согласно исследованиям, громкие звуки провоцируют высвобождение гормонов стресса, которые повреждают кровеносные сосуды. Животные также могут пострадать из-за зашумленности по тем же причинам. Влияние сильного шума на поведение животных было хорошо видно во время фестиваля Дивали в Индии, когда домашние животные искали укрытие во время празднования фейерверка.

Влияние шумового загрязнения на здоровье человека

Шумовое загрязнение имеет несколько вредных воздействий на человека. Самое прямое вредное воздействие чрезмерного шума на физическое повреждение уха и временная или постоянная потеря слуха часто называют как ‘временный пороговый сдвиг’. Человеку, страдающему от этого состояния не удается обнаружить слабые звуки. Однако, слух обычно восстанавливается в течение месяца. Постоянные потери обычно называемые ‘шум-индуцированный постоянный пороговый сдвиг (НИПТ) и представляет собой потери слуха, от которого нет лечения.

Звук 100 дБ приводит к постоянной потере слуха.

Шум около 90 дБ вызывает слуховое утомление.

Загрязнение шумом мешает передаче речевых сообщений и снижает эффективность работы. Проблемы в общении могут привести к отсутствию уверенности в себе, раздражению, усталости и проблемам с концентрацией внимания. Шум напрямую коррелирует со снижением внимания и поведения, увеличивая агрессивность.

Последствия воздействия шума на человека

Воздействие шума на человека вызывает психические расстройства, такие как бессонница, тревожность, депрессия, поведенческие и эмоциональные стрессы. Отсутствие концентрации и умственной усталости оказывают значительное воздействие на здоровье шума. Было замечено, что успеваемость детей в школе хуже, когда школы находятся в оживленных районах города или страдают от шумового загрязнения. Также был доклад низкого веса детей, родившихся у матерей, проживающих вблизи аэропортов. Воздействие шума на человека увеличивает ошибки человека и снижает мотивацию. Трудности в сосредоточении внимания, притупление навыков решения проблем и негативное влияние на память являются проблемы, вызванные шумовым воздействием.

Другие расстройства, вызванные шумовым загрязнением, включают гипертензию, увеличение потоотделения, головокружение, головная боль, тошнота, рвота, головокружение и усталость. Кроме того, нежелательные изменения в дыхании, циркуляции крови в коже, расширение зрачков глаз, сужение сосудов, изменение мышечного напряжения, испуга и увеличение сердцебиения и изменения моторики и железистых реакций на другие физиологические расстройства, вызванные звуком. Шумовое загрязнение может даже привести к повреждению мозга и печени.

Воздействие шума на человека также увеличивает риск язвенной болезни у людей. Постоянное воздействие шума может привести к аборту у беременных женщин. Шум также вызывает увеличение уровня холестерина, который блокирует коронарные артерии, таким образом, что человек склонен к инфарктам и инсультам. При повышении загрязнения импульсных помех частота пульса и изменения артериального давления, сохраненная глюкоза из печени выделяется в кровоток и возрастает производство гормона адреналина. Мозг начинает неправильно отображать электроэнцефалографы волны записи мозга.

Шум около 125 дБ приводит также к нарушению зрения, а также уменьшает глубину и качество сна, тем самым влияя на общее физическое и психическое здоровье. Шумовое загрязнение отрицательно влияет на половую потенцию и приводит к обострению социальных конфликтов.

Сильный звук мешает нормальной слуховой связи и может маскировать слуховые сигналы и, следовательно, повышает аварийность, особенно в промышленности. Это также может привести к понижению эффективности труда и производительности труда и повышению аварийности на работу.

Контроль шумового загрязнения

Поскольку шум влияет на качество жизни человека следовательно необходимо обеспечить контроль шумового загрязнения.

Существует четыре основных способа ограничения от источников шумового загрязнения.

  • снижение причины возникновения шума в источнике;
  • преграждение пути звуковым волнам;
  • увеличение длины пути;
  • защита получателя.

В общем, лучший способ снижения уровня шума в источнике. В источнике, например, в двигателе транспортных средств и т. д. использование устройств типа глушителя способствует снижению звуковых волн. В промышленности снижение звука может быть сделано с помощью жесткой защиты корпуса вокруг машины построенной с помощью акустического поглощающего материала. Изоляция машин и их ограждение от пола, с помощью специальных держателей или абсорбент кронштейнов и накладок. С помощью гибкой муфты для внутренних трубопроводов также можно внести свой вклад в уменьшение звука в источнике.

Читайте так же:  Внж административный штраф

Уровень шума на строительных площадках можно контролировать с помощью правильного построения работ и методов планирования. Локализации источников, воздушные компрессоры и другое оборудование подальше от границы места вместе с созданием временных барьеров, чтобы физически блокировать звук может также быть полезным в снижении шумового загрязнения.

Шумовое загрязнение влияет на отношения хищник-жертва

Большинство хищников и их добыча полагаются на звуки, чтобы поймать или избежать атаки другого животного. Например, дельфины и летучие мыши зависят от эхолокации, чтобы обнаружить движения своей добычи. Многие виды полагаются на острый слух, чтобы учуять присутствие других животных. Когда шум, создаваемый человеческой деятельностью, проникает в дикую среду, он нарушает естественные процессы. Если это происходит, то хищники могут быть не в состоянии успешно найти добычу и голодают, или добыча не способна защитить себя от хищников. Например, исследования показали, что шум, производимый судами, ставит под угрозу анти-хищническое поведение угрей и крабов.

Шумовое загрязнение изменяет поведение фауны

Животные полагаются на звук не только для ловли добычи или защиты от хищников, но и для многих других видов деятельности. Поиски еды, партнера, потомства или родителя, зависят от звуков. Многие виды, такие как благородный олень, демонстрируют свою готовность к спариванию или доминирование посредством вокализации. Таким образом, нарушение из-за высокого уровня шума в дикой среде обитания на суше или под водой может создать большой хаос в жизни этих животных. Например, военные гидролокаторы связывают с посадкой на мель или выбрасыванием на берег китов.

Из-за шума снижается разнообразие птиц

Зачастую птицы не могут процветать в районах с высоким уровнем шума. Поэтому вблизи оживленных улиц и дорог, где уровень шума самый высокий мало птиц. Малиновки в городских районах демонстрируют изменения во времени своего пения, чтобы совпасть с более тихими периодами в течение дня. Аналогичным образом, другие виды птицы показали способность повышать громкость своих звуков, чтобы уменьшить маскировку своего пения городским шумом. Однако птицы, которые не могут адаптироваться к высокому уровню шума в городах, к сожалению покидают их. В результате разнообразие видов птиц в таких районах невелико.

Основные источники шумового загрязнения окружающей среды

Шумовое (акустическое) загрязнение — раздражающий шум антропогенного происхождения, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека. Раздражающие шумы существуют и в природе (абиотические и биотические), однако считать загрязнением их неверно, поскольку живые организмы адаптировались к ним в процессе эволюции.

Главным источником шумового загрязнения являются транспортные средства — автомобили, железнодорожные поезда и самолёты.

В городах уровень шумового загрязнения в жилых районах может быть сильно увеличен за счёт неправильного городского планирования (например, расположение аэропорта в черте города).

Помимо транспорта (60÷80 % шумового загрязнения) другими важными источниками шумового загрязнения в городах являются промышленные предприятия, строительные и ремонтные работы, автомобильная сигнализация, собачий лай, шумные люди и т. д. Источником шума является бытовая и офисная техника.

Шумовое загрязнение быстро вызывает нарушение естественного баланса в экосистемах. Шумовое загрязнение может приводить к нарушению ориентирования в пространстве, общения, поиска пищи и т. д. В связи с этим некоторые животные начинают издавать более громкие звуки, из-за чего они сами будут становиться в роли вторичных звуковых загрязнителей, ещё сильнее нарушая равновесие в экосистеме.

Одними из самых известных случаев ущерба, наносимых шумовым загрязнением природе, являются многочисленные случаи, когда дельфины и киты выбрасывались на берег, теряя ориентацию из-за громких звуков военных гидролокаторов (сонаров).

При длительном воздействии интенсивных шумов происходит расстройство нервной и эндокринной систем, сосудистого тонуса, желудочно-кишечного тракта, развивается тугоухость, нарушается функция вестибулярного аппарата.

Судно как источник загрязнения окружающей среды

Дата публикации: 20.06.2018 2018-06-20

Статья просмотрена: 4471 раз

Библиографическое описание:

Картамышева Е. С., Иванченко Д. С., Бекетова Е. А. Судно как источник загрязнения окружающей среды // Молодой ученый. — 2018. — №25. — С. 12-15. — URL https://moluch.ru/archive/211/51586/ (дата обращения: 17.02.2020).

Выявлены основные направления, по которым происходит загрязнение окружающей среды судами. Так, определено, что при эксплуатации судов происходит загрязнение сточными водами, мусором, нефтепродуктами при аварийных разливах, зачистке танков. Вред окружающей среде наносят отработавшие газы дизелей с судов, в которых содержатся сажа и компоненты неполного сгорания топлива, сброс балластных вод, шумовое загрязнение и столкновение млекопитающих с судами.

Ключевые слова: суда, загрязнение окружающей среды, парниковые газы.

Ежегодно более 52 000 судов, пересекающих океанские торговые маршруты, сжигают более 2 миллиардов баррелей мазута. Тяжелый мазут, побочный продукт сырой нефти, содержит концентрации серы в 1800 раз выше, чем дизельное топливо, сжигаемое на магистралях США.

Торговое судоходство оказывает серьёзное влияние на интенсивность глобального потепления. Объём выбросов судов составляет от 2 до 3 процентов от общего объёма выбросов парниковых газов в мире (хотя согласно некоторым данным, ежегодный выброс кораблями углекислого газа достигает 1,12 млрд т — 4,5 % от всего газа). Если сейчас мировое сообщество не предпримет действия, направленные на борьбу с загрязнителями воздуха и сокращение парниковых газов, ситуация будет приобретать ещё более катастрофичные масштабы.

Воздействие судов на окружающую среду происходит сразу по нескольким каналам:

‒ во-первых, морские и речные суда загрязняют биосферу отходами, получаемыми в результате эксплуатационной деятельности;

‒ во-вторых, загрязнение происходит в результате аварийных происшествий, во время которых происходит выброс токсичных грузов (в большей части, нефти и нефтепродуктов);

‒ в-третьих, происходит выброс парниковых газов;

‒ в-четвёртых, имеет место шумовое загрязнение;

‒ в-пятых, слом и затопление судов несут в себе колоссальный ущерб для окружающей среды.

По оценкам Международной морской организации (ИМО), выбросы углекислого газа при транспортировке равны более 3 % общемировых выбросов в 2015 году, и ожидается, что к 2050 году они возрастут на 50–250 процентов по сравнению с 2012 годом (2,2 %) [1, c. 2]. Этот аспект особенно важен для Англии и Франции, границы которых расположены вдоль Ла-Манша, одного из самых загруженных морских маршрутов в мире.

Фактическое увеличение будет зависеть от будущих социально-экономических условий. Однако согласно всем сценариям, ожидается, что выбросы в результате деятельности судов будут непреклонно увеличиваться. Поскольку в других секторах экономики сокращается выброс парниковых газов, судоходство будет составлять всё большую долю в глобальном загрязнении окружающей среды.

Балластные воды

Сброс балластных вод на судах негативно отражается на водной среде. Регулирование сброса судами балластных вод и осадков во всём мире происходит в соответствии с Конвенцией по управлению балластными водами, вступившей в силу 8 сентября 2017 года.

Круизные суда, крупные танкеры и суда, перевозящие навалочные грузы, используют огромное количество балластной воды, которая часто берётся в прибрежных водах в одном регионе и сбрасывается в другом. Балластная вода обычно содержит множество биологических материалов, включая растения, животных, вирусы и бактерии. Эти материалы часто содержат чужеродные экзотические виды, которые могут причинить огромный экологический и экономический ущерб водным экосистемам, а также серьёзные проблемы здоровью человека, включая летальный исход. Например, ежегодно в мире регистрируются десятки тысяч случаев отравления в результате потребления рыбы, моллюсков и других морепродуктов, которые содержат фикотоксины, а также смертельных случаев, связанных с их потреблением. При этом наибольшую опасность представляют мидии, гребешки, устрицы и другие двустворчатые моллюски, которые относятся к мощным природным биофильтрам. Они порой выполняют функцию мусоросборников, пропуская через себя за сутки десятки тонн морской воды, фильтруя и поглощая фитопланктон вместе с абсорбированными или растворёнными в воде токсинами.

Читайте так же:  Торговля мясом разрешения

Балластная вола содержит сотни организмов, которые вызывают проблемные экологические последствия за пределами их естественного ареала. Международная морская организация называет десять наиболее нежелательных видов: холерный вибрион (различные штаммы), кладоцера, китайский мохнаторукий краб, токсичные водоросли (красные / коричневые / зеленые приливы) (различные виды), черноротый бычок, североамериканский гребневик, северотихоокеанская морская звезда, полосатая мидия, азиатская бурая водоросль, европейский зеленый краб [2].

Шумовое (акустическое) загрязнение

За последнее время наблюдается тревожный рост количества шумовых загрязнений, вызванных судоходством и другой человеческой деятельностью [3]. Шум, создаваемый судами, может распространяться на большие расстояния, и те гидробионты, которые для ориентировки, общения и кормления полагаются на звук, в значительной степени страдают от шумового загрязнения [4] [5].

Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных (Боннская конвенция) определила шум как потенциальную угрозу для гидробионтов [6]. Нарушение способности китов общаться друг с другом является крайней угрозой и влияет на их способность выживать.

Столкновение млекопитающих с судами

Морские млекопитающие, такие как киты и ламантины, рискуют столкнуться с кораблями, вследствие чего животные погибают. Например, при скорости судна 15 узлов вероятность того, что столкновение станет смертельным для кита, составляет 79 %. [7, с. 149].

Атмосферное загрязнение

Выхлопные газы с судов считаются значительным источником загрязнения воздуха. Это объясняется огромной мощностью судовых двигателей, вследствие чего они потребляют большое количество топлива в виде мазута, который, как известно, имеет очень высокое содержание серы.

Загрязнение воздуха круизными судами производится дизельными двигателями, которые сжигают масло с высоким содержанием серы, также известное как бункерное масло, производящее двуокись серы, оксид азота и частицы, а также моноксид углерода, диоксид углерода и углеводороды. Выхлоп дизельного топлива был классифицирован EPA как вероятный канцероген человека.

Среди общего объёма глобальных выбросов в атмосферу выбросы судов составляют от 18 до 30 % оксида азота и 9 % оксидов серы. [10] Сера создаёт кислотный дождь, который наносит непоправимый ущерб окружающей среде. Известно, что ингаляционное воздействие серы вызывает проблемы с дыханием и даже увеличивает риск сердечного приступа. Частицы серы, поступающие из топлива корабля, изначально в течение недели охлаждают атмосферу. Благодаря своему крошечному размеру, они проникают в лёгкие и кровоток, в результате чего кровеносные сосуды сгущаются и возрастает риск развития рака лёгких, респираторных заболеваний и инсульта [9].

Концентрация окиси азота и двуокиси серы происходит, в основном, вблизи от источников загрязнения, что говорит о локальном характере воздействия на окружающую среду. Что касается мелкодисперсной пыли, которая образуется при выбросах, то она загрязняет атмосферу на гораздо более обширных территориях, чем все прочие компоненты судовых выхлопов.

От 3,5 до 4 % всех выбросов (в первую очередь, углекислого газа), усугубляющих процесс изменения климата, произведены судами. [11]. В апреле 2018 года стало известно, что Международная морская организация, ООН, регулирующая глобальное судоходство, разрабатывают новые правила, которые касаются ограничения выбросов парниковых газов судами до 2050 года [13].

Недавнее исследование, проведённое учёными Университета Вашингтона, показало, что выхлопные газы судов провоцируют образование молний. Результаты изучения ситуации над транспортными путями в Индийском океане и Южно-Китайском море свидетельствуют о том, что в этих районах частота образования молний в два раза больше, чем обычно. Согласно исследованиям, аэрозольные частицы, которые находятся в выхлопных газах судна, оказывают влияние на грозовые облака.

Результаты этих исследований предоставляют доказательства того, что человечество изменяет образование облаков на постоянной основе. Образование облаков влияет на осадки и изменяет климат [8].

Основными загрязнителями гидросферы при работе судов является нефть и нефтепродукты. Разливы нефти имеют разрушительные последствия. Полициклические ароматические углероды (компоненты сырой нефти), которые являются очень токсичными для водной среды, очень трудно поддаются очистке и в течение многих лет сохраняются в воде. Гидробионты, постоянно подвергающиеся воздействию полициклических ароматических углеродов, испытывают проблемы в развитии, подвергаются заболеваниям и развитию аномальных репродуктивных циклов.

Также негативное воздействие на окружающую среду оказывает сброс нечистот, которые могут содержать вредные бактерии, патогены, вирусы, кишечные паразиты и вредные питательные вещества, выброс твёрдых отходов, образующихся на судне. Выбросы неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод могут приводить к бактериальному и вирусному загрязнению гидробионтов. Питательные вещества в сточных водах, такие как азот и фосфор, способствуют чрезмерному цветению водорослей, потребляющих значительное количество кислорода из воды, что приводит к уничтожению рыбы и иной водной жизни. Большой круизный корабль (3000 пассажиров и экипаж) генерирует, по оценкам, от 55 000 до 110 000 литров в день отходов так называемой «чёрной воды». [35]

К твёрдым отходам, которые образуются на судне, относятся стеклянные, бумажные, картонные, алюминиевые, пластмассовые и стальные банки. Такие отходы, попадая в океан, становятся мусором и представляет серьёзнейшую угрозу для водных организмов. Около 75 % твёрдых отходов сжигаются на борту, и зола обычно сбрасывается в воду. Морские млекопитающие, рыбы, морские черепахи и птицы очень часто подвергаются повреждениям от контакта с пластмассой и иными твёрдыми отходами, которые сбрасываются с круизных судов. На большом круизном судне в течение однонедельного круиза образуется около 8 тонн твёрдых отходов. Было подсчитано, что 24 % твердых отходов, которые образуются на судах по всему миру (по весу), поступает от круизных судов [12]. Большая часть мусора круизного судна обрабатывается на борту (сжигается или измельчается) для последующего сброса за борт.

Также следует обратить внимание на тот факт, что в процессе слома судов происходит выброс тяжёлых металлов в окружающую среду, разбитый на мелкие кусочки пластик, который остаётся после слома кораблей, попадает в воду, создавая ещё большую обеспокоенность на предмет загрязнения мирового океана пластиком.

Таким образом, экологическая опасность судов представлена двумя составляющими — эксплуатационной и аварийной. Очень трудно сказать, какие из них наиболее опасны для окружающей среды. Загрязнения, которые возникают в процессе эксплуатации судов, портов и судоремонтных предприятий, образуются и сбрасываются постоянно, хотя и в относительно небольших количествах. При аварийных разливах происходят залповые сбросы большого количества загрязнителей, но они ограничены районом аварии и прилегающими территориями. При аварийном сбросе наблюдается массовая гибель гидробионтов, а при эксплуатационных загрязнениях происходит хроническое отравление всей водной экосистемы.

Несмотря на то, что учитывая масштабы рисков и ущерба, нанесённых водной среде, правительствами многих стран мира были приняты надлежащие резолюции для защиты океанического окружения, и что даже круизные конгломераты медленно и неуклонно начали понимать важность и необходимость сохранения водной экосистемы, вопрос судоходства и сопряжённые с ним экологические проблемы требуют большего внимания и усилий на уроне всех стран.

О влиянии шумового загрязнения окружающей среды на здоровье человека

Дата публикации: 19.05.2015 2015-05-19

Читайте так же:  Судебная практика обжалования постановления гибдд

Статья просмотрена: 2209 раз

Библиографическое описание:

Тясто А. А., Куимова М. В. О влиянии шумового загрязнения окружающей среды на здоровье человека // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 98-99. — URL https://moluch.ru/archive/90/19181/ (дата обращения: 17.02.2020).

Рост урбанизации и объемов строительства, развитие транспортного комплекса приводит к усилению шумового фона свыше предельно допустимых величин, что является одним из существенных проблем экологии современных мегаполисов.

Человек всегда жил в мире естественных, разнообразных звуков (шум деревьев, свист ветра, плескание волн и т. д.), которые благоприятно влияют на человека [1]. Однако с развитием техники появились новые источники шума, превышающие безопасный шумовой порог для человека. Шум — это беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков. Шумовое загрязнение можно разделить на три основные группы:

— абиотическое (ветер, течение воды, шум прибоя, ливни, шум леса, шелест листвы и т. д.);

— биотическое (пение птиц, карканье ворон, крик филина, стук дятла, стрекотание кузнечика и т. д.);

— механическое (гул моторов, визг шин, грохот от ползающих по рельсам трамваев, сигналы транспорта и т. д.) [2].

Неблагоприятный характер шумового загрязнения окружающей среды объясняется многогранностью его физических свойств (звуковое давление, интенсивность (сила) звука, плотность звуковой энергии, уровень звукового давления, частотой, плотностью дискретных составляющих и т. д.), а также способностью к кумуляции [3]. К неблагоприятным источникам шума относятся:

— строительные и ремонтные работы с применением шумной техники и инструментов т. д.

Высокий уровень шума в городской среде приводит к нарушению процессов энергетического метаболизма, сбалансированности целого ряда биохимических процессов в организме [4]. Постоянные «шумовые атаки» приводят к:

— понижению производительности труда;

Видео (кликните для воспроизведения).

— снижению активность человека;

— повышению артериального давления;

— нарушению сердечной деятельности;

— нарушению органов слуха;

— физическим и нервным заболеваниям.

Степень вредного воздействия шума зависит от его:

— характера выполняемой человеком работы и его индивидуальных особенностей [5].

Снижению шума способствует:

— шумозащитные конструкции вдоль транспортных магистралей;

— звукоизоляционные строительные панели;

— звукопоглощающие конструкции, экраны и т. д.

Таким образом, шумовое загрязнение негативно влияет на качество жизни человека и приводит к ряду заболеваний. Шумовое загрязнение является актуальной проблемой защиты окружающей среды и здоровья человека, живущего в мегаполисе. Для снижения сверхнормативного шума, сохранения акустически благополучных территорий города, обеспечения условий для отдыха и здоровья человека необходимо разрабатывать специальные меры и внедрять шумопонижающие технологии.

1. Жиганов Н. Е. Шумовое загрязнение среды // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 8–1. С. 13–14.

2. Карпова В. И. Шумовое (акустической) загрязнение окружающей среды // В сборнике: Природоохранные и гидротехнические сооружения: проблемы строительства, эксплуатации, экологии и подготовки специалистов. Материалы Международной научно-технической конференции. Самарский государственный архитектурно-строительный университет. 2014. С. 317–321.

3. Кирдеева Т. А. Шумовое загрязнение города Владивостока // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2009. Т. 38. № 3. С. 32–33.

4. Новохатская Э. А. Шумовое загрязнение мегаполиса и его влияние на здоровье человека // Социальная политика и социология. 2010. № 9 (63). С. 135–144.

Причины и влияние шумового загрязнения окружающей среды

Шумовое загрязнение приводит к различным расстройствам у людей. Это вызывает психические расстройства как бессонница, тревожность, депрессия, поведенческие и эмоциональные стрессы.

Кроме того возможны: глухота, гипертония, увеличение потоотделения, головокружение, головная боль, тошнота, рвота, головокружение, усталость, нежелательные изменения в дыхании, циркуляции крови в кожи, расширение зрачков глаз, сужение кровеносных сосудов, происходят изменения в мышечной напряженности, страх, повышение пульса, нарушение моторики, эндокринные реакции и другие расстройства, вызванные шумовым загрязнением у людей.

Шум стал постоянной частью нашей жизни в эти дни из-за развития промышленности и технологий. В отличие от всех остальных он не вызывает изменение компонентов окружающей среды, шум не элемент, соединение или вещество, которое может накапливаться и вредить будущему поколению. Это особый вид волн, как правило, передается по воздуху в виде волны давления и получает его аппарат слуха присутствующий в организме человека.

Возникновение звука и его предотвращение

Плавный поток трафика также вызывает меньше звукового воздействия при движении. Правильное планирование шоссе и конструкции, необходимые для контроля звука уличного движения. Установление нижнего ограничения скорости для дорог, которые проходят через жилые районы, ограничение объема трафика и создание альтернативных маршрутов для движения грузового автомобильного транспорта, являются эффективными мерами контроля. Построение вертикальных барьеров вдоль шоссе также может перекрыть путь звукового потока. Строя автомобильные дороги рядом с городами вводит шумовое загрязнение.

Использование звукопоглотителей в строительных конструкциях зданий могут уменьшить шумовое загрязнение. Панели из древесины и древесно-волокнистые плиты обладают очень высоким коэффициентом поглощения шума. Специальные пористые материалы также изготавливаются для отделки зрительного зала и фойе театра, чтобы уменьшить интенсивность шума.

Растения поглощают звуковую энергию

Растения имеют свойство поглощать и рассеивать звуковую энергию. Поэтому деревья можно высаживать вдоль автомобильных дорог, улиц и в других местах, подверженных воздействию шума.

Принятие строгих законов также могут быть полезны в борьбе с шумовым загрязнением. Ограничения должны быть введены на использование и громкости динамиков и сигналов автомобилей. В Индии с 1 июля 1989 года уже есть закон разрешающий проверять шумность автомобиля. Однако, рассматривая нынешнюю ситуацию необходимы более строгие законы для контроля шумового загрязнения.

Шумовое загрязнение также можно управлять с помощью образования и убеждения. Таким образом, общественность должна регулярно обучаться с помощью электронных и печатных СМИ, а также в рамках других программ информированности населения о вредных последствиях шумового загрязнения.

Особенное загрязнение окружающей среды

Поэтому шум – это неприятный звук, который вызывает раздражение. Шумовое загрязнение может быть определено как введение нежелательной звуковой энергии в окружающую среду в концентрациях, которые могут быть вредны для человеческой деятельности. Шум может показаться не таким вредным, как изменение воздуха или воды, но это проблема загрязнения окружающей среды, что влияет на здоровье человека и может способствовать общему ухудшению качества окружающей среды. Шумовое загрязнение является наиболее опасным воздействием на окружающую среду человека, которое является вредным для тела и ума. Это проблема загрязнения окружающей среды.

Устройство для измерения шума

Громкость – это сила ощущения звука воспринимаемая индивидуумом. Измерение громкости было разработано по логарифмической шкале. Это называется децибел (деци = 10 и бел по имени ученого изобретателя Александра Белла (1847-1922)). ДБ или dB является соотношение громкости со ссылкой на мягкий звуковой сигнал примерно 10 дБ.

Быстро движущиеся струи создают волны давления, которые воздействуют на объекты на земле и вызывают дребезжание окон. Эти звуковые волны, известны как звуковые удары. Такие заграждения выражается в единицах Маха.

Вывод:

Можно сделать вывод, что шумовое загрязнение вызывает ряд физических, психических и физиологических расстройств у человека, следовательно оно является серьезной угрозой для здоровья человека. Поэтому крайне важно приложить все возможные усилия, чтобы контролировать проблемы шумового загрязнения для здоровья человека в настоящее время в индустрии и технологии.

Шумовое загрязнение окружающей среды

Шум — одна из форм физического (волнового) загрязнения окружающей среды, адаптация организмов к которому практически невозможна. В связи с этим обстоятельством шумы в настоящее время рассматриваются как реальный и серьезный загрязнитель биосферы. Поэтому измерение, регуляция и ограничение (в законодательном порядке) шумового загрязнения следует поставить в один ряд с мероприятиями, направленными на борьбу с другими видами загрязнений. Шум — сочетание акустических волн различной частоты и интенсивности. Акустические волны — это механические колебания, распространяющиеся в упругой среде (твердой, жидкой, газообразной). Основными параметрами акустических волн являются интенсивность и спектральный состав. Последний определяется простыми гармоническими колебаниями, которые характеризуются фазой, частотой и амплитудой.

Читайте так же:  Штраф на несовершеннолетнего за административное правонарушение

Звуковые волны представляют собой колебательные изменения давления воздуха — сгущения и разрежения. Интенсивность звука — это количество энергии, переносимое звуковой волной за единицу времени через единицу площади поверхности, нормальной к направлению распространения волны. Интенсивность звука определяется изменением уровня давления в окружающей среде и выражается следующим образом:

где I— интенсивность звука, Вт/м;

Р— звуковое давление (разность между полным давлением и средним значением давления в среде при отсутствии акустического поля), Па;

р — плотность среды, кг/м;

С—скорость звука в среде, м/с.

Минимальное значение звукового давления P воспринимаемое ухом человека, называется пороговым. На частоте 1000 Гц Р = = 2 • 10 -5 Па. Соответствующая ему пороговая интенсивность звука I=10 -12 Вт/м 2 .

Для характеристики уровня шума используют не непосредственные значения интенсивности звука и звукового давления, а логарифмы их относительных значений, называемые уровнем интенсивности звука LI или уровнем звукового давления LР, дБ:

LI = 101g(I/I) = 120+10lgI,

Субъективной характеристикой звука, связанной с его интенсивностью, является громкость, зависящая от частоты. В соответствии с биофизическим законом Вебера—Фехнера человек реагирует не на абсолютный прирост частоты и интенсивности звука, а на относительный. Поэтому весь звуковой частотный диапазон разбивают на девять октавных полос, при этом конечная частота fk каждой октавы в 2 раза больше начальной частоты fн, а основная октавная частота равна их среднему геометрическому:

Ряд октавных частот выглядит следующим образом: 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000; 8000 Гц.

Акустические колебания, воспринимаемые человеческим ухом, лежат в диапазоне частот от 16 до 20 000 Гц. Этот диапазон называется звуковым диапазоном частот. В этой связи шумы, воспринимаемые ухом человека, принято делить на низкочастотные (до 350 Гц), среднечастотные (350—800 Гц) и высокочастотные (выше 800 Гц). Считается, что высокочастотный шум оказывает более неблагоприятное воздействие на организм. Акустические волны с частотой ниже 20 Гц называются инфразвуком, а выше 20 000 Гц (20 кГц) — ультразвуком.

Основные реакции организмов на шумы хорошо изучены. С гигиенических позиций относительно комфортным считается акустический режим при уровне звука 10—60 дБ. Выраженные психические реакции проявляются уже с уровня 30 дБ, а максимально дискомфортным считается режим при уровне шума выше 80 дБ. Для нервной системы вреден шум выше 50—60 дБ. При звуке с уровнем 80-90 дБ возможны необратимые изменения в органах слуха, а при уровне 120—140 дБ — повреждение этих органов.

Существенный вклад в шумовое загрязнение среды вносят строительные, энергетические и промышленные предприятия. Самым распространенным и мощным источником городского шума является транспорт, который создает 60—80% шума, воздействующего на человека в местах его пребывания. Примерный уровень интенсивности различных звуков и шумов приведен в табл. 5.5.

Экологической значимостью обладает частотная характеристика звука. Например, при частоте инфразвуковых шумов ниже 20 Гц возникают заметные нарушения жизнедеятельности организмов.

Вибрационное загрязнение — это совокупность механических колебаний. Звуковая вибрация представляет самостоятельный интерес лишь при очень высоких ее уровнях в связи с вибрационной усталостью материалов и инструкций. Вибрации могут, во-первых, способствовать звуко — излучению в окружающую среду и являться источником вредных, прежде всего инфразвуковых, волн; во-вторых, воздействуя непосредственно на скелет человека, передаваться с малым затуханием в любую точку организма и приводить даже при относительно малых уровнях вибраций к значительным последствиям, связанным с ре­зонансными явлениями в организме человека. В связи с этим уровни вибраций также подлежат регламентированию.

Источниками вибраций являются транспортные средства, про­мышленные агрегаты, строительные машины и механизмы. Основ­ная часть колебательной энергии переносится поверхностными вол­нами, распространяющимися в пределах самой верхней части грун­товой толщи (до 10—15 м).

Воздействие вибраций на грунтовые массивы может приводить к изменению рельефа поверхности, ухудшению механической устойчивости пород, служащих основанием фундаментов зданий и инженерных сооружений. При длительном воздействии вибраций возникает явление «усталости» грунтов, материалов и строительных конструкций.

В большинстве случаев причиной происходящих в грунтовой толще деформаций является изменение напряженного состояния грунтов. Между скоростью перемещения частиц грунта и напряжением существует прямая зависимость. Так, при увеличении скорости с 2,0 до 10 мм/с (что соответствует сильному землетрясению) напряжение в грунтах возрастает примерно в 5 раз. При вибрации со скоростью перемещения частиц грунта 0,4—1,2 мм/с происходит осадка фундаментов зданий, а при скоростях 5—8 мм/с возможны повреждения зданий (как с деревянными, так и с бетонными перекрытиями).

Все интернет-ресурсы Департамента

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ГОРОДА МОСКВЫ

Шумовое загрязнение

Шумовое загрязнение — превышение естественного уровня шумового фона или ненормальное изменение звуковых характеристик: периодичности, силы звука и пр. Шумовое загрязнение приводит к повышенной утомляемости человека и животных, понижению производительности труда, физическим и нервным заболеваниям.

Таким образом, шумовое загрязнение это раздражающий шум антропогенного происхождения, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека. Главным источником шумового загрязнения являются транспортные средства — автомобили, железнодорожные поезда и самолёты.

Из Госдоклада «О состоянии окружающей среды в Москве в 2010 году»


Основными источниками шума на территории города являются:

  • автотранспортные потоки улично-дорожной сети города;
  • железнодорожный транспорт;
  • наземные линии метро;
  • авиатранспорт аэропортов (Внуково, Шереметьево, Домодедово, в меньшей мере Остафьево) Московского авиаузла;
  • промышленные предприятия;
  • коммунально-складские объекты;
  • объекты электро- и теплоэнергетики;
  • строительная техника (особенно в случае ведения работ в ночное время);
  • инженерное оборудование зданий, сооружений, жилых домов;
  • шумы «бытового происхождения»;
  • шум громкоговорителей и др.

По экспертным оценкам до 70% территории города Москвы подвержены сверхнормативному шуму от различных источников. Нормативные уровни шума достигаются в глубине жилых массивов и лесопарковых зон.

Величина превышений доходит до следующих значений:

  • 20-25 дБА на территориях вблизи автотрасс16:
  • до 30-35 дБА для квартир жилых домов, обращенных в сторону крупных автотрасс (без шумозащитного остекления);
  • до 10-20 дБА вблизи железных дорог при движении поездов;
  • до 8-10 дБА на территориях, подверженных периодическому воздействию авиашума17;
  • до 30 дБА при несоблюдении установленных требований при ведении строительных работ в ночные часы.

В связи с объективным развитием города, ростом объёмов и темпов строительства, развитием транспортного комплекса будут появляться новые источники шума, шумовые характеристики существующих источников шума – возрастать. Так, например, тенденции последних лет является снижение различий между уровнями шума в дневное и ночное время на территории города, прилегающих к автотрассам. Шумовые характеристики большинства магистралей городского значения незначительно меняются в течение суток (за исключением периода с 3 до 5 часов утра) за счёт того, что в ночное время снижение количества автотранспорта компенсируется ростом скорости транспортного потока.

Читайте так же:  Коап срок давности исполнения

Наблюдаемая в городе ситуация требует применения адекватных мер “компенсационного” характера и разработки специальных шумозащитных мероприятий в зонах наличия сверхнормативных показателей по шуму.

Для снижения сверхнормативного шума и сохранения существующих акустически благополучных территорий города, необходимо масштабное внедрение шумопонижающих технологий во всех сферах городского хозяйства и промышленности, разработка специальных мер по снижению шума, ужесточение мер ответственности за нарушения, связанные с созданием сверхнормативного шума, при упрощении процедуры привлечения к ответственности.

Для реализации единого подхода к решению общегородской проблемы повышенного шума принято постановление Правительства Москвы от 16,10,2077 № 896-ПП, утверждающее Концепцию снижения уровня шума и вибрации в городе Москвы, основными целями которой стали:

  • предотвращение ухудшения условий проживания и отдыха на территории города Москвы по показателю уровня шума;
  • сохранение и развитие акустически благополучных территорий города;
  • обеспечение условий для отдыха жителей города Москвы в ночное время;
  • сохранение мест обитания животных, занесенных в Красную книгу города Москвы, чувствительных к воздействию повышенных уровней шума и вибрации;
  • обеспечение доступности для населения информации о проблемах шума, вибрации и мерах, принимаемых в целях их снижения.

Существует два подхода к достижению нормативных показателей уровней шума на территориях города и в помещениях различного функционального назначения:

  • реализация технических мер по снижению шумовой характеристики источников шума (при этом снижение шумовых характеристик происходит за счет совершенствования конструкции техники и использования прогрессивных технологий);
  • защита территорий и помещений за счет применения шумопонижающих технологий и материалов.

Для защиты жилых помещений от сверхнормативных уровней шума в городе Москве при строительстве и реконструкции улично-дорожной сети и капитальном ремонте многоквартирных жилых домов (в рамках Закона города Москвы от 19.12.2007 No 52 «О городской целевой программе по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 годы») устанавливаются шумозащитные окна. По данным префектур административных округов, в 2007-2010 годах в Москве было установлено 410526 шумозащитных окон, из них 356442 – в рамках капитального ремонта многоквартирных жилых домов, 54084 — при реконструкции/строительстве автомагистралей.

В декабре 2010 года в соответствии с Концепцией снижения уровней шума и вибрации в городе Москве НИПИ Генплана Москвы по заказу Москомархитектуры начаты работы по формированию адресного перечня жилых домов, находящихся в зоне шумового дискомфорта, но не требующих капитального ремонта (срок окончания работ – февраль 2012 г.). В указанный перечень будут включены жилые дома, у фасадов которых в рамках экологического мониторинга были выявлены превышения установленных нормативов по уровню шума, а также подготовленный Москомархитектурой в 2008 году адресный перечень жилых домов, попадающих в зону сверхнормативного шумового воздействия от железнодорожного транспорта.

В 2010 году Управлением Роспотребнадзора по городу Москве закончено формирование адресного перечня социальных объектов города, находящихся в городской собственности, для которых требуется проведение шумозащитных мероприятий (постановление Правительства Москвы от 14.10.2008г. № 946-ПП «Об актуализации мероприятий Целевой среднесрочной экологической программы города Москвы на 2006-2008 гг. с разработкой мероприятий до 2010 года»). По результатам натурных измерений уровней шума выявлено 470 социальных объектов (детских дошкольных, общеобразовательных и лечебных учреждений), подверженных сверхнормативному шумовому воздействию. По данным объектам решается вопрос финансирования проведения шумозащитных мероприятий.

Для защиты жилых территорий от сверхнормативного шумового воздействия автотранспорта в Москве установлено более 25 км шумозащитных придорожных экранов (данные НИиПИ Генплана Москвы). Шумозащитные мероприятия включаются в проекты реконструкции и строительства новых участков улично-дорожной сети.

В 2010 году продолжалась практика пролетов самолетов над территориями города Москвы (40 районов, расположенных в Западном, Юго-Западном, Южном, Юго-Восточном и Зеленоградском административных округах), в том числе в ночное время.

Запретная зона над Москвой ограничена Московской кольцевой автомобильной дорогой (МКАД), При этом в границах запретной зоны разрешены (при наличии разрешения Генерального штаба Вооруженных Сил РФ24) полеты воздушных судов над микрорайонами Ясенево и Теплый стан на удалении не более 3,5 км от МКАД (высота не ниже 400 м), районами Чертаново, Бирюлево и Орехово-Борисово на удалении не более 2,5 км от МКАД (высота – не менее 1200 м). Над районами Москвы, расположенными за пределами МКАД, полеты не ограничены.

Для исключения сверхнормативного шума авиатранспорта в странах ЕС запрещены/ограничены ночные авиаперелеты. Между тем, по информации филиала «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», в связи с ростом интенсивности авиаперевозок, совершаемых аэропортами Московского авиаузла (далее – МАУ), исключение пролетов авиасудов над территорией города Москвы, в том числе в ночное время, невозможно из-за высокой плотности маршрутной сети.

В связи с вышеизложенным, реалистичной целью в области снижения шумовой нагрузки от авиатранспорта на сегодняшний день является исключение полётов самолетов над жилыми кварталами в нарушение установленных маршрутов полётов. Для этого планируется создание сети автоматических станций контроля авиашума, которые будут проводить измерения в круглосуточном режиме с выделением сверхнормативной составляющей авиасудов. В настоящее время на территории Зеленограда уже установлена первая автоматическая станция контроля авиашума, которая в настоящее время работает в тестовом режиме.

В целях снижения негативного воздействия шума от строительных работ в мировой практике применяются такие методы, как запрет проведения строительных работ с 19:00 до 7:00, по выходным и праздничным дням, ведение видеонаблюдения за строительными работами, ограничение длительности производства шумных работ в дневное время и требования к применению малошумной техники. В Москве в настоящее время производство строительных работ в ночное время (с 23:00 до 07:00) разрешено (постановление Правительства Москвы от 07.12.2004 № 857-ПП «Об утверждении правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве»). При этом установлены ограничения на шумность работ, включая требования по применению малошумной техники:

  • обеспечивать глушение двигателя автотранспорта в период нахождения на площадке;
  • исключать громкоговорящую связь;
  • не производить сварочные работы без установки защитных экранов;
  • исключать забивку фундаментных свай и производство прочих работ, сопровождаемых шумами с превышением допустимой нормы;
  • не допускать освещение прожекторами фасадов жилых зданий, примыкающих к строительной площадке;
  • исключать работу оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы.

В мировой практике также уделяется внимание бытовому шуму и различным видам оборудования, используемого на улице (в т.ч. триммеры и воздуходувки), шуму при проведении спортивных мероприятий. В Москве статьей 3.13 Кодекса города Москвы об административных нарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение тишины и покоя в ночное время для всех подобных источников.

Мониторинг уровней шума на территории города Москвы от различных источников шумового воздействия, в том числе, контроль за наблюдением акустического режима строительными площадками в ночное время, осуществляет круглосуточная акустическая служба ГПУ “Мосэкомониторинг”.

Видео (кликните для воспроизведения).

Информация об исследованиях, проведённых акустической службой ГПУ “Мосэкомониторинг” по обращениям жителей с жалобами на шумовое воздействие в 2010 году, представлены в разделе “Результаты работы передвижной лаборатории”.

Источники

Источники шумового загрязнения окружающей среды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here