Исполнение административного задержания

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Исполнение административного задержания". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Статья 27.3. Административное задержание

1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 27.3 позволяет сделать ряд выводов:

1) в них дается легальное (но только для целей КоАП) определение административного задержания — самостоятельного вида мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

2) административное задержание представляет собой кратковременное (по общему правилу не более 3 часов, см. об этом коммент. к ст. 27.5) ограничение свободы физического лица (т.е. оно применяется против воли задержанного), достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность (см. коммент. к ст. 2.3);

3) цели административного задержания — обеспечить:

правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 29.1-29.11);

исполнение постановления об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 31.1-32.1).

В иных целях (например, в профилактических) применять административное задержание недопустимо. В практике возникает вопрос: не противоречат ли правила ч. 1 ст. 27.3 (о целях административного задержания) правилам ч. 1 ст. 27.1 (о том, что целями мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении являются также пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя)? Безусловно, противоречие налицо. Конечно, в ходе административного задержания прежде всего устанавливается личность правонарушителя (см. также коммент. к ст. 27.5);

4) административное задержание — исключительная мера обеспечения производства по делу. Оно может быть применено лишь в случаях, прямо указанных в ч. 2 ст. 27.3. Лицо, допустившее незаконное задержание, должно быть привлечено к ответственности (вплоть до уголовной — по ст. 301 УК, см. об этом в книге: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 5-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006);

5) административное задержание вправе осуществить лишь должностное лицо (а в ряде случаев и иные уполномоченные лица, например, рядовые сотрудники, служащие) органов, прямо указанных в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3 (см. об их отличиях от должностных лиц коммент. к ст. 2.4, 2.5). Примером таких уполномоченных лиц могут служить военнослужащие (в т.ч. рядовые) пограничных органов, а также (с 01.07.2003) должностные лица органов Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Нужно учитывать, что п. 9 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 57 от 29.04.06 и вступил в силу с 15.05.06; п. 10 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 78 от 03.06.07 (в ред. от 02.10.07) и вступил в силу с 19.06.06 (с 06.10.07 — в отношении задержания судебными приставами лиц, совершивших АП, предусмотренные в ст. 17.9, 17.14, 17.15);

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

6) перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание (из числа являющихся сотрудниками органов, упомянутых в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3), устанавливается только федеральными законами (например, Законом о милиции, Законом об ОРД, Законом о границе, Законом о ФСБ) и изданными в соответствии с ними правовыми актами ФОИВ. См. например, о перечнях таких лиц: приказ МВД от 02.06.05 N 444 (в ред. от 16.06.08); приказ ФСБ от 06.09.07 N 453; приказ ФТС от 15.03.05 N 198 (в ред. 23.04.07), приказ ФСКН от 07.02.06 N 44; о том, что ч. 1 ст. 27.3 не противоречит Конституции РФ см. постановление КС от 16.06.09 N 9-П.

2. Применяя правила ч. 3-5 ст. 27.3, нужно обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

1) по просьбе задержанного (в т.ч. и по устной) о его задержании необходимо уведомить (по телефону, через посыльного, повесткой, телеграммой и т.п.) одного из родственников (круг их указан в Примечании к ст. 25.6), администрацию (либо иного работодателя, например, индивидуального предпринимателя) по месту его работы либо учебы, а также защитника (см. о том, кто может быть защитником для целей КоАП, коммент. к ст. 25.5);

2) об административном задержании несовершеннолетнего (т.е. лица, не достигшего 18 лет, ст. 21 ГК) в обязательном порядке (даже если задержанный об этом не просит) уведомляются родители, иные законные представители (опекун, попечитель и т.п.);

3) должностное (иное уполномоченное) лицо обязано разъяснить задержанному его права и обязанности, предусмотренные в КоАП, о чем делается запись в протоколе об административном задержании (см. коммент. к ст. 27.4);

4) часть 4.1 введена в ст. 27.3 Законом N 203 от 04.12.06 и вступила в силу с 01.01.07.

О задержании транспортного средства см. коммент. к ст. 27.13. Как отмечалось выше различные федеральные органы исполнительной власти издали нормативные правовые акты в целях правильного применения ст. 27.3 (см. например, приказы МВД от 02.06.05 N 444 «О полномочиях должностных лиц МВД РФ и ФМС РФ по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию»; ФТС от 15.03.05 N 198 «О должностных лицах таможенных органов РФ уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»; Росатома от 13.04.06 N 168 «О реализации отдельных положений КоАП» и др.). Эти акты подлежат применению поскольку не противоречат нормам КоАП.

Статья 32.8. Исполнение постановления об административном аресте

1. Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления.

2. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту.

3. Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста.

4. Отбывание административного ареста осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

5. Исполнение постановления об административном аресте может быть приостановлено на срок до семи суток или прекращено судьей на основании письменного заявления лица, подвергнутого административному аресту, в случае возникновения исключительных личных обстоятельств (тяжелого заболевания (состояния здоровья), смерти близкого родственника или близкого лица либо чрезвычайной ситуации, причинившей значительный материальный ущерб лицу, подвергнутому административному аресту, или его семье), а также на основании медицинского заключения о наличии у лица, подвергнутого административному аресту, заболевания, травмы или увечья, препятствующих отбыванию административного ареста. Срок приостановления административного ареста не засчитывается в срок отбывания административного ареста.

6. В случае уклонения лица, в отношении которого исполнение постановления об административном аресте было приостановлено, от возвращения в установленный срок в место отбывания административного ареста указанное лицо подлежит задержанию полицией до передачи его в место отбывания административного ареста.

Комментарий к Ст. 32.8 КоАП РФ

1. Специфической особенностью исполнения постановления судьи об административном аресте в отличие от всех других административных наказаний, в том числе и при назначении их судьей, заключается в том, что оно исполняется немедленно после вынесения такого постановления, т.е. независимо от подачи жалобы в вышестоящий суд и ее рассмотрения. Это является исключением из общего правила об исполнении постановлений о назначении административных наказаний.

Читайте так же:  Продление срока привлечения к административной ответственности

Административный арест как наиболее строгое наказание применяется в исключительных случаях, когда по обстоятельствам дела нельзя ограничиться применением другого наказания и необходимо, в частности, предотвратить перерастание административного правонарушения в преступление. Речь идет, например, о мелком хулиганстве (ст. 20.1 КоАП РФ) или воспрепятствовании исполнению служебных обязанностей сотрудниками милиции, военнослужащими, сотрудниками уголовно-исполнительной системы.

Соблюдение права на судебную защиту и предотвращение возможной судебной ошибки при назначении административного ареста призваны обеспечить правила, установленные в ст. ст. 30.2 и 30.5 КоАП РФ:

— жалоба на постановление судьи направляется в вышестоящий суд в день получения жалобы;

— такая жалоба подлежит рассмотрению в течение суток с момента ее подачи, если лицо отбывает административный арест.

В ст. 31.5 КоАП РФ предусмотрен и случай, когда немедленное исполнение наказания, включая и административный арест, невозможно и может быть отсрочено на срок до одного месяца. Например, арестованные, имеющие на руках листок нетрудоспособности, не принимаются для отбытия наказания до окончания срока болезни.

2. Требования, содержащиеся в ч. 2 данной статьи, ныне учтены в Постановлении Правительства РФ от 02.10.2002 N 726 «Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста». В указанном Положении установлено, что арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел и доставляются туда органом внутренних дел, производившим их задержание.

При поступлении в специальный приемник арестованные подлежат дактилоскопированию и фотографированию. Они содержатся в закрытых на замки камерах под постоянной охраной. Камеры оборудуются в соответствии с нормативными документами МВД России. Арестованные обеспечиваются индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями (на время сна). Арестованные при поступлении в специальный приемник проходят медицинский осмотр. Медицинское и санитарно-противоэпидемическое обеспечение этих лиц, а также порядок обеспечения их питанием устанавливаются МВД России. Арестованным разрешается получать передачи в соответствии с перечнем продуктов питания и предметов первой необходимости, определяемым в порядке, утверждаемом МВД России.

Арестованные обязаны выполнять требования режима содержания, определяемые правилами внутреннего распорядка, утверждаемыми Министерством внутренних дел РФ. Такие Правила были утверждены Приказом МВД России от 06.06.2000 N 605дсп, в них внесены изменения в соответствии с указанным выше Постановлением Правительства РФ. В этом Постановлении подчеркивается, что арестованные пользуются правами и свободами, установленными для граждан РФ, с ограничениями, предусмотренными законодательством РФ.

Статья 32.8 КоАП РФ. Исполнение постановления об административном аресте

Новая редакция Ст. 32.8 КоАП РФ

1. Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления.

2. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту.

3. Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста.

4. Отбывание административного ареста осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

5. Исполнение постановления об административном аресте может быть приостановлено на срок до семи суток или прекращено судьей на основании письменного заявления лица, подвергнутого административному аресту, в случае возникновения исключительных личных обстоятельств (тяжелого заболевания (состояния здоровья), смерти близкого родственника или близкого лица либо чрезвычайной ситуации, причинившей значительный материальный ущерб лицу, подвергнутому административному аресту, или его семье), а также на основании медицинского заключения о наличии у лица, подвергнутого административному аресту, заболевания, травмы или увечья, препятствующих отбыванию административного ареста. Срок приостановления административного ареста не засчитывается в срок отбывания административного ареста.

6. В случае уклонения лица, в отношении которого исполнение постановления об административном аресте было приостановлено, от возвращения в установленный срок в место отбывания административного ареста указанное лицо подлежит задержанию полицией до передачи его в место отбывания административного ареста.

Другой комментарий к Ст. 32.8 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Данный вид административного наказания, установленный ст.3.9 КоАП РФ, назначается судьей. Постановление судьи об административном аресте приводится в исполнение немедленно после его вынесения, а не со дня вступления в законную силу, как это предусмотрено для исполнения иных административных наказаний. Следовательно, подача жалобы или принесение протеста на данное постановление не приостанавливает его исполнения.

Исполнение постановления об административном аресте возложено на органы внутренних дел. Они определяют места содержания под стражей лица, подвергнутого административному аресту, и обеспечивают выполнение установленных правил отбывания данного наказания.

2. Сущность административного ареста состоит в принудительной изоляции на срок, установленный в постановлении о назначении данного наказания, лица, совершившего административное правонарушение. Правонарушитель, которому назначено наказание в виде административного ареста, содержится под стражей в специальном приемнике при органах внутренних дел для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, или в изоляторе для временного содержания задержанных и арестованных.

При исполнении постановления об административном аресте лицо, подвергнутое этому наказанию, подвергается личному досмотру.

3. При исполнении постановления об административном аресте следует иметь в виду, что если к лицу, которому назначено данное наказание, было применено административное задержание как мера пресечения административного правонарушения и обеспечения производства по делу (ст.27.3), то срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста. Данный момент должен быть отражен в постановлении судьи о назначении административного наказания.

4. Порядок отбывания административного ареста устанавливается Правительством РФ. Следует отметить, что действующие в настоящее время правила отбывания административного ареста, установленные нормативными актами СССР, устарели, не отвечают современным требованиям и нуждаются в обновлении.

Статья 32.8. Исполнение постановления об административном аресте

Статья 32.8. Исполнение постановления об административном аресте

1. Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления.

2. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту.

3. Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста.

4. Отбывание административного ареста осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 32.8 позволяет сделать ряд выводов:

1) они посвящены порядку исполнения административного ареста: (см. коммент. к ст. 3.9);

2) постановление судьи об административном аресте исполняется:

а) немедленно после вынесения;

б) только органами внутренних дел (см. коммент. к ст. 23.3);

3) принесение протеста на постановление об административном аресте не приостанавливает его исполнения (см. коммент. к ст. 31.6);

4) физическое лицо, подвергнутое аресту, содержится под стражей в местах, определяемых отделами внутренних дел;

Читайте так же:  Перерасчет по срокам давности

5) при исполнении постановления об административном аресте орган внутренних дел:

а) осуществляет личный досмотр физического лица (с соблюдением правил ст. 27.7, см. коммент. к ней);

б) составляет о личном досмотре протокол (он должен содержать сведения, указанные в ч. 6 ст. 27.7).

2. Применяя правила ч. 3, 4 ст. 32.8, нужно учесть, что если к физическому лицу была применения такая мера обеспечения производства по делу, как административное задержание (см. коммент. к ст. 27.3), то его срок (он не должен превышать пределов, установленных в ст. 27.5, см. коммент. к ней) засчитывается в срок административного ареста. В соответствие с ч. 4 ст. 32.8 Правительством РФ утверждено Положение о порядке отбывания административного ареста (пост. N 726 от 02.10.02).

Отличия административного и уголовно-процессуального задержания

А: Мера обеспечения производство по делу об АП

У: мера поцес. Принуждения, относящаяся к неотложным следственным действиям

А: на основании совершения АП в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об АП, исполнения постановления по дуелу об АП и соблюдения определенных условий

У: по подозрению в совершении П, за которые м.б. назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии оснований (когда лицо застигнуто при совершении П, или непосредственно после его совершения. Когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившего П, когда на этом лице или его одежде, вещей находящемся при нем или в его жилище обнаружены явные следы П, при наличии других данных, дающих основание подозревать лицо в совершении П, оно может быть задержано если это лицо пытается скрытся, не имеет ПМЖ, не установлена его личность.

А: ст 27.3-27.6 КРФоАП

У:глава 12 УПК РФ

А: ч1 ст 23КРФоАП и приказ МВД от 05.05.12

У: Орган дознания, дознователь, следователь

А: спец помещение при ДЖ

У: под стражей в ИВС

А: По просьбе задержанного в кратчайщий срок родственники, администрация по месту работу (учебы), защитник. Несовершеннолетнего –обязательно родители, военнослужащего – военная полиция или его в/ч

У: следователь, дознователь сообщает прокурору в письменном виде в течении 12 часов с момента задержания лица. Письменно или телефоном 1 из близких родственников. Военнослужащего – командование ВС. Иностранца – посольство или консульство. Несовершеннолетнего –родители или представители

А: Протокол об Админ задержании

У: протокол задержания (в срок не более 3х часов после доставления лица в орган дознания, дознователи или следователю) подозреваемый д.б. допрошен не позднее 24 часов с момента задержания

А: не более 3х часов с возможным продлением до 48 часов

У: не более 48 часов с возможностью продления до 72 часов

Порядок и условия содержания подозреваемого, обвиняемого под стражей

Пивод

. В случае неявки по вызову без уважительных причин подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший и свидетель могут быть подвергнуты приводу. Привод состоит в принудительном доставлении лица к дознавателю, следователю или в суд. При наличии причин, препятствующих явке по вызову в назначенный срок, лица, указанные в части первой настоящей статьи, незамедлительно уведомляют орган, которым они вызывались. Постановление дознавателя, следователя, судьи или определение суда о приводе перед его исполнением объявляется лицу, которое подвергается приводу, что удостоверяется его подписью на постановлении или определении. Привод не может производиться в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом. Привод производится органами дознания на основании постановления дознавателя, следователя, а также судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов — на основании постановления суда.

Предварительное расследование

Предварительное расследование — вторая стадия уголовного процесса, следующая за стадией возбуждения уголовного дела. [1] Органы предварительного расследования обязаны выяснить обстоятельства совершенного преступления: личность обвиняемого; степень его вины; мотив преступления; размер причиненного ущерба; причины и условия, способствующие совершению преступления и др. Установление названных обстоятельств и их оценка являются предварительными, поскольку лицо в соответствии со ст.49 Конституции Российской Федерации может быть признано виновным только вступившим в законную силу приговором Суда.

Задачи предварительного расследования

быстрое и полное раскрытие преступления

изобличение виновных путем сбора достаточного количества доказательств

Видео (кликните для воспроизведения).

выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления

принятие мер по обеспечению возмещения материального ущерба (розыск и изъятие похищенного и т. д.) бщим условием предварительного расследования является место производства предварительного расследования. В соответствии со ст. 152 ч. 1 УПК предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Им может быть место происшествия — дом, квартира, улица, дорога, местность и т. п., населенный пункт, район, область, на территории которых произошло событие преступления. [4]

Предварительное расследование может проводиться по месту окончания преступления (ч. 2 ст. 152 УПК), месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них (ч. 3 ст. 152), местонахождению обвиняемого или большинства свидетелей (ч. 4 ст. 152). [4]

Местом производства предварительного расследования считается также учреждение, в котором работает следователь или дознаватель, их рабочее место.

Виды следственных действий

виды следственных действий: осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент, обыск, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров, допрос, очная ставка, предъявление для опознания, проверка показаний на месте, производство экспертизы. Следует отметить, что вопрос о системе следственных действий остается спорным в уголовно-процессуальной науке.3 Иногда к следственным действиям относят также задержание подозреваемого, наложение ареста на имущество, получение образцов для сравнительного исследования, а некоторые следственные действия, например, контроль и запись переговоров — следственными действиями не считают. Следственные действия могут быть классифицированы на виды по различным критериям: субъектам, составу участников, степени применяемого принуждения, условиям их производства и др. Так, в законе выделяется понятие неотложных следственных действий (п. 19 ст. 5, ст. 157), следственных действий, проводимых с участием и без участия понятых (ч. 1, 2 ст. 170).

Общие правила производства

3. В труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей, следственные действия, могут производиться без участия понятых, о чем в протоколе следственного действия делается соответствующая запись. В случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.. В случае участия понятых следователь перед началом следственного действия разъясняет понятым цель следственного действия, их права и ответственность, предусмотренные статьей 60 настоящего Кодекса.

Читайте так же:  Истек срок давности штрафа

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

Статья 27.3. Административное задержание

Статья 27.3. Административное задержание

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 27.3 КоАП РФ

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений части 1 статьи 27.3 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 27.3 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ пункт 2 части 1 статьи 27.3 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 4 мая 2018 г. — Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 92-ФЗ

3) должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 198-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 27.3 настоящего Кодекса внесены изменения

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу с 1 июля 2003 г.;

Информация об изменениях:

6) должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

Информация об изменениях:

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 10 ноября 2017 г. — Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 309-ФЗ

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда);

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 11 с 29 октября 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 235-ФЗ

11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ в часть 4.1 статьи 27.3 настоящего Кодекса внесены изменения

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ статья 27.3 настоящего Кодекса дополнена частью 4.2, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Статья 27.3. Административное задержание

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

Читайте так же:  Увольнение за мелкое хищение

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

3) должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу с 1 июля 2003 г.;

6) должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда);

11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Комментарий к Статье 32.8 КоАП РФ

1. Административный арест является мерой административной ответственности (см. комментарий к статье 3.9 КоАП).

Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 726 «Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста» (Российская газета. 2002. 9 октября) закреплено, что арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке, куда доставляются в специальный приемник органом внутренних дел, производившим их задержание. При поступлении в специальный приемник арестованные подлежат дактилоскопированию и фотографированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, арестованные обязаны выполнять требования режима содержания, определяемые правилами внутреннего распорядка специальных приемников, утверждаемыми Министром внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 13 рассматриваемого Положения арестованные пользуются правами и свободами, установленными для граждан РФ, с ограничениями, предусмотренными законодательством РФ. Режим содержания под стражей лиц, подвергнутых административному аресту, определен Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденными Приказом МВД России от 6 июня 2000 г. N 605дсп, зарегистрирован в Минюсте России 20 июля 2002 г. N 2320 (Российская газета. 2000. 16 августа).

В пункте 54 Правил закреплено, что лица, подвергнутые административному аресту, могут быть использованы на физических работах только с их согласия; при помещении арестованного в специальный приемник с него берется письменное согласие быть трудоиспользованным на протяжении срока ареста.

2. Административное задержание является мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Административное задержание рассматривается как кратковременное ограничение свободы физического лица. Срок задержания не может превышать 3 часов, а в случае когда за совершенное правонарушение возможен административный арест, срок задержания может быть увеличен до 48 часов (см. комментарии к статьям 27.3 — 27.6 КоАП).

Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления.

Комментарий к Ст. 27.3 КоАП РФ

1. Под задержанием понимается принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, не связанное с применением наказания и выражающееся в содержании его в специально отведенном для этого помещении в течение времени, установленного законом.

Помимо административного, еще одним основным видом задержания является уголовно-процессуальное задержание, которое применяется на основаниях и в порядке, которые закреплены нормами УПК РФ, в отношении лиц, совершивших преступления.

2. Основанием применения административного задержания как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях является совершение физическим лицом деяния, содержащего признаки административного правонарушения, установление всех признаков состава правонарушения при этом не требуется.

Читайте так же:  Отсутствие подписи в протоколе об административном правонарушении

Вместе с тем административное задержание может быть применено только в исключительных случаях, т.к. затрагивает честь и достоинство лица, ограничивает его свободу. Исключительность предполагает, что без использования этой принудительной меры невозможно установить обстоятельства совершенного деяния, личность лица, его совершившего, обеспечить правильное и своевременное рассмотрение дела, исполнение постановления по делу об административном правонарушении. Так, административное задержание применяется, если лицо, совершившее правонарушение, не имеет документов, удостоверяющих личность, и отказывается сообщить сведения о себе, игнорирует законное требование уполномоченного должностного лица о прекращении правонарушения, совершило правонарушение, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста, и есть достаточные основания полагать, что оно будет уклоняться от его исполнения.

Административное задержание не допускается, если существует возможность пресечения правонарушения другими способами (нарушитель позитивно реагирует на требование должностного лица о прекращении правонарушения и другие его распоряжения), установления на месте личности правонарушителя и составления протокола об административном правонарушении, а также в случаях назначения административного наказания без составления протокола.

3. Началом срока административного задержания следует считать составление уполномоченным должностным лицом протокола об административном задержании и помещение лица в специальное охраняемое помещение. В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (в том числе и протокола об административном задержании) дело об административном правонарушении считается возбужденным. В связи с этим задержанное лицо приобретает права (знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство, обжаловать в установленном порядке действия должностных лиц, просить уведомить о месте своего нахождения родственников, администрацию по месту работы или учебы) и обязанности (соблюдать установленные правила содержания в комнатах для задержанных). При этом следует отметить, что КоАП РФ не содержит нормы, определяющей обязанности лиц, подвергнутых административному задержанию.

4. В отличие от ранее действовавших норм КоАП РФ предоставляет административно задержанному лицу право требовать от соответствующих должностных лиц уведомления об административном задержании не только родственников и администрации по месту учебы (работы), но и защитника. Невыполнение просьбы задержанного о предоставлении защитника является нарушением его конституционного права на защиту, в результате которого дальнейшее производство по делу приобретает незаконный характер.

В качестве защитника допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным адвокатским образованием, а полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, — доверенностью, оформленной в соответствии с законом (ч. ч. 2, 3 ст. 25.5 КоАП РФ).

К участию в производстве по делу в качестве защитника не допускается лицо, если оно является сотрудником государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если оно ранее выступало в качестве иного участника производства по данному делу (ч. 1 ст. 25.12 КоАП РФ).

5. Особый порядок административного задержания предусмотрен для несовершеннолетних: об их задержании в обязательном порядке уведомляются родители или иные законные представители; задержанные несовершеннолетние содержатся отдельно от взрослых лиц.

Законодатель установил также обязанность должностных лиц, осуществивших административное задержание специальных субъектов (лиц, в силу статуса привлекаемых за совершение административных правонарушений к дисциплинарной ответственности — военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и др. (ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ) и членов общественных наблюдательных комиссий, незамедлительно уведомить о факте их задержания соответствующих лиц (орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу и секретаря Общественной палаты РФ и общественную наблюдательную комиссию соответственно).

6. Перечень органов, должностные лица которых уполномочены осуществлять административное задержание, является исчерпывающим (часть 1 комментируемой статьи). Только в помещениях этих органов могут быть оборудованы комнаты для административных задержанных.

7. Перечень категорий должностных лиц и объем их полномочий на производство административного задержания устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Так, компетенция сотрудников органов внутренних дел (полиции) по административному задержанию определена Приказом МВД России от 05.05.2012 N 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию», полномочия должностных лиц таможенных органов — Приказом ФТС РФ от 01.03.2012 N 368 «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание».

8. Законодательством РФ установлен перечень лиц, которые не могут быть подвергнуты административному задержанию:

— Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий (ст. 3 Федерального закона от 12.02.2001 N 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»);

— члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 19 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ);

— депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (ст. 13 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ);

— судьи (ст. 16 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1, ст. 15 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ) и др.

В случае доставления таких лиц, если их личность не могла быть установлена до доставления, они подлежат немедленному освобождению.

9. Административное задержание как меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях следует отличать от административного ареста — меры административного наказания, которая назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества сроком до 15, а в исключительных случаях — до 30 суток (статья 3.9 КоАП РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Помимо административного задержания как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях законодательством предусмотрены иные меры административно-правового принуждения, содержание и порядок применения которых сходны с административным задержанием. В отличие от указанной меры они носят предупредительный характер, могут применяться и в связи с преступлением, а также в отношении неделиктоспособных лиц. К их числу относится, например, задержание граждан, нарушивших режим комендантского часа в условиях чрезвычайного положения. Указанные лица задерживаются силами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, до окончания комендантского часа, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, — до выяснения их личности, но не более чем на 3 суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя. По решению суда этот срок может быть продлен не более чем на 10 суток (ч. 1 ст. 31 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ).

Источники

Исполнение административного задержания
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here