Иммунитеты при привлечении к административной ответственности

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Иммунитеты при привлечении к административной ответственности". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Статья 1.4. Принцип равенства перед законом

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
(Часть в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 439-ФЗ.

Комментарий к статье 1.4 КоАП РФ

1. Субъекты, совершающие административные правонарушения и привлекаемые к административной ответственности, не обладают фактическим равенством. Они различны по своему имущественному и должностному положению, полу, национальности, происхождению (если речь идет о физических лицах), различаются в зависимости от организационно-правовых форм (если речь идет о юридических лицах). Принцип равенства перед законом состоит в том, что к фактически неравным физическим и юридическим лицам закон предъявляет одинаковые требования за административные правонарушения. Существует единая для всех лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, процедура привлечения к административной ответственности. Кроме того, все лица, в отношении которых, ведется производство по делу об административном правонарушении, наделены равными правами по защите своих законных интересов. Целесообразнее было бы говорить не о принципе равенства перед законом, а о принципе равноправия лиц, привлекаемых к административной ответственности.

2. Существуют особенности в процедуре привлечения к административной ответственности лиц, занимающих некоторые государственные должности (депутатов, судей и иных лиц). Согласно Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная должность Российской Федерации — это должность, устанавливаемая Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов. Особая процедура привлечения к ответственности лиц, занимающих государственные должности, является определенной гарантией их защищенности и независимости при осуществлении государственных функций.

3. Существует особая процедура привлечения к ответственности военнослужащих, совершивших административные правонарушения, она регламентируется дисциплинарными уставами.

Другой комментарий к статье 1.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом.

Настоящей статьей КоАП определено содержание принципа равенства перед законом физических и юридических лиц.

Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В частности, к иным обстоятельствам, наличие которых не должно повлиять на рассмотрение дела об административном правонарушении, относятся политические и иные убеждения.

При квалификации обстоятельств, смягчающих административную ответственность, принимаются во внимание физиологические особенности женщин-правонарушителей: согласно п. 5 ч. 1 ст. 4.2 КоАП к указанным обстоятельствам относится совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Данные особенности правонарушителя не могут не приниматься во внимание, что обусловлено ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, согласно которой материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В случае привлечения физического лица, юридического лица к административной ответственности, при назначении административного наказания должны быть выявлены и учтены обстоятельства, определенные соответственно п. 2, 3 ст. 4.1 КоАП (см. комментарий к указанной статье).

При привлечении лица к административной ответственности должны быть приняты во внимание обстоятельства, наличие которых сказывается на принудительных мерах, сопряженных с применяемой санкцией, но не освобождает правонарушителя от административной ответственности (см. комментарии к ст. 4.2, 4.3).

2. Под особыми условиями применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих государственные функции, подразумевается наличие у должностных лиц, указанных в ч. 2 данной статьи, иммунитета от административной юрисдикции.

Иммунитет от административной юрисдикции предусмотрен Конституцией РФ и федеральными законами также и для указанных в них физических лиц: ст. 91, ч. 1 ст. 98 Конституции РФ предусмотрена неприкосновенность соответственно Президента РФ, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Конституция определяет содержание неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы: указанные лица не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру. Таким образом, неприкосновенность данных лиц предусматривает, в частности, иммунитет в сферах уголовной и административной ответственности.

Установление Конституцией РФ и федеральными законами особенностей применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности не противоречит принципу равенства всех перед законом: лица, обладающие иммунитетом, освобождаются от применения мер административного принуждения лишь на время осуществления вверенных им полномочий, однако они могут быть привлечены к административной ответственности и до истечения срока полномочий при лишении их неприкосновенности (см. ч. 2 ст. 98 Конституции РФ).

Иммунитет действует только в отношении должностных лиц, определенных Конституцией РФ и федеральными законами; конституциями субъектов Федерации предусмотрена неприкосновенность президентов в тех республиках (государствах) в составе России, где учреждена эта должность, или иных высших должностных лиц, а также неприкосновенность депутатов законодательных (представительных) органов.

О понятии должностного лица см. комментарий к ст. 2.4.

3. Применительно к ч. 1 комментируемой статьи под местом жительства физического лица понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (см. ст. 20 ГК, ст. 11 НК). В соответствии с п. 2 ст. 20 ГК местом жительства граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

Читайте так же:  Административный штраф за громкую музыку

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (см. п. 2 ст. 54 ГК в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ). Организационно-правовые формы юридических лиц определены п. 2, 3 ст. 50 ГК.

Комментарии и консультации юристов по ст 1.4 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 1.4 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Привлечение иностранных граждан к уголовной и административной ответственности

Исключения из принципа равной ответственности согласно Конституции РФ могут устанавливаться только федеральными законами или международными договорами. Самые известные из них касаются юридической ответственности лиц, обладающих дипломатическими или консульскими иммунитетами. В этом случае действуют нормы Конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18.04.1961), а также Конвенции о консульских сношениях (Вена, 24.04.1963). Так, дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной, административной и гражданской юрисдикции государства пребывания. Исключения касаются лишь случаев гражданско-правовой ответственности в отношении деятельности, не относящейся к исполнению дипломатических функций:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций. Данное правило распространяется на членов семьи дипломатического агента, если у них отсутствует гражданство государства пребывания.

Нужно учитывать, что равная ответственность иностранных и российских граждан прежде всего означает одинаковые правила привлечения к ответственности. Ее реализация также оформляется идентичными для всех субъектов правонарушения процессуальными документами. В таком контексте следует воспринимать правовую позицию Конституционного Суда РФ, по которой «на общих основаниях с гражданами Российской Федерации иностранные граждане подлежат административной ответственности, что соответствует принципам и нормам международного права». При этом ее нормативные основания могут отличаться. Данное утверждение обусловлено тем, что иностранцы обладают собственным правовым статусом. Это значит, что помимо общих с россиянами юридических обязанностей у них имеются и особые обязанности, которые могут быть связаны, к примеру, с необходимостью встать на миграционный учет, получить разрешение на право осуществления трудовой деятельности, покинуть российскую территорию. Кроме этого, для лиц, не обладающих российским гражданством, предусматривается особая мера ответственности — административное выдворение за пределы Российской Федерации. Конституция запрещает высылать лишь собственных граждан, на остальных субъектов данная норма не распространяется.

В остальных случаях иностранцы, совершившие преступления за пределами российской территории, могут выдаваться соответствующему иностранному государству. Основания и порядок выдачи предусматриваются международными договорами (ч. 2 ст. 13 УК РФ).

Особенность привлечения адвоката к административной ответственности *

Мельниченко Р.Г., адвокат, заведующий кафедрой гражданского права и процесса НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса», доцент, кандидат юридических наук.

Автор рассматривает тему административного иммунитета и приходит к выводу о распространении данного иммунитета в том числе и на адвоката.

Ключевые слова: административная ответственность, административный иммунитет, адвокат, административное производство.

The author considers the topic of administrative immunity and makes a conclusion on extension of this immunity to advocate.

Key words: administrative responsibility, administrative immunity, advocate, administrative procedure.

Вопросы привлечения адвоката к административной ответственности необходимо рассматривать через призму так называемых административных иммунитетов. Система правовых иммунитетов от привлечения к юридической ответственности была воспринята российской правовой системой из системы международного права. Однако в результате имплементации эта система потеряла не только свой правовой смысл, но и в процессе своего перерождения стала инородным телом в российском праве. Рассмотрим причины произошедшего.

См.: Малько А.В. Иммунитеты в праве: общетеоретические проблемы // Вестник Волжского университета. Тольятти, 1999. N 6. С. 17.

Защита прав должностного лица, наделенного правом привлекать к административной ответственности. Попытка привлечь должностное лицо, обладающее значительной долей государственной власти, является потенциально опасной в первую очередь для лица, пытающегося привлечь правонарушителя к административной ответственности. Российская правоприменительная практика знает множество печальных примеров подобных попыток. В феврале 2005 г. инспектор Бугурнов отстранил от управления автомобилем сотрудника прокуратуры Савицкого, который производил впечатление пьяного и отказывался пройти медицинское освидетельствование. Автомобиль помощника прокурора был отправлен на штрафстоянку, а его самого доставили в РОВД. В результате госавтоинспектора уволили, а затем привлекли к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий. Устанавливая административный иммунитет работникам прокуратуры от привлечения их к административной ответственности, законодатель пытается предотвратить ситуации, когда «младшие» государственные служащие неумышленно или по глупости попытаются доставить неприятности «старшим» чиновникам.

Повышение статуса должностных лиц, пользующихся административной ответственностью. Согласно преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) «такие привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства». В процессе имплементации института правовых привилегий и иммунитетов такая цель из скрытой перешла в основную. Так как ряд государственных должностей перестал быть социально привлекательным, для повышения социального статуса лиц, их занимающих, и вводятся административные привилегии. Например, в российском обществе всеобщую зависть, а значит, и уважение, вызывает беспрепятственный проезд автомобиля с должностным лицом мимо сотрудника ГИБДД всего лишь при предъявлении служебного удостоверения (в народе получившего название «корочка»).

Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. N 18. Ст. 221.

Не затрагивая дискуссию о допустимости или недопустимости института правовых привилегий и иммунитетов , мы исходим из факта их наличия в нашей правовой системе. Подвергнем научному анализу их применение. Сложившаяся социальная напряженность по поводу «привилегий российского чиновничества» заставляет пересмотреть ряд фундаментальных принципов этого института.

Читайте так же:  Лицо составившее протокол об административном правонарушении

См.: Ведяхина К.В. Равенство перед законом — принцип российского права // Вестник Волжского университета. Тольятти, 1999. N 6. С. 36; Уголовный процесс / Под ред. К.Ф. Гуценко. М., 1996. С. 45; Руднев В.И. Иммунитеты в уголовном судопроизводстве // Российская юстиция. 1996. N 8; Баглай М.В. Конституционное право России. М., 1998. С. 173; Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 66; Якупов Р.Х. Правоприменение в уголовном процессе (юридические проблемы). М., 1993. С. 73.

Привилегии и иммунитеты должны быть предоставлены «слабой» стороне. На сегодняшний день административные иммунитеты в основном предоставлены лицам, обладающим наивысшей государственной властью. Так, согласно письму МВД РФ от 18 июня 2003 г. N 13/ц-72 «О направлении методических рекомендаций» особенности организации производства по делам о нарушении Правил дорожного движения распространяются на: членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, зарегистрированных кандидатов в депутаты органов местного самоуправления, судей и работников прокуратуры. Из этого перечня к слабой стороне можно отнести лишь кандидатов в депутаты органов местного самоуправления.

Предоставление иммунитетов сильной стороне возможно лишь в исключительных случаях, когда есть опасность того, что «конкурирующие» государственные органы попытаются воздействовать на своих оппонентов административными мерами. У всех должностных лиц, перечисленных в письме МВД, подобных оппонентов не существует, а значит, не существует необходимости наделять их административными иммунитетами.

Поддубный А.О. Административно-деликтные иммунитеты // Журнал российского права. 2003. N 6.
См.: Суменков С.Ю. Привилегии и иммунитеты как общеправовые категории: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2002. С. 18 — 19.

Представляется, что необходимо распространить административные иммунитеты на лиц, являющихся в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей слабыми сторонами. К такой категории лиц следует причислить адвокатов.

Адвокат совершил деяние в состоянии исполнения своих профессиональных обязанностей. Указанное деяние не содержит в себе состава профессионального правонарушения.

Адвокат совершил деяние в состоянии исполнения своих профессиональных обязанностей. Указанное деяние содержит в себе состав профессионального правонарушения.

Адвокат совершил деяние, не находясь в состоянии исполнения своих профессиональных обязанностей. Дело подлежит направлению для дальнейшего рассмотрения в порядке административного производства.

Адвокат совершил деяние, не находясь в состоянии исполнения своих профессиональных обязанностей. Адвокат подлежит привлечению к профессиональной ответственности за поведение, неподобающее статусу адвоката. Дело подлежит направлению для дальнейшего рассмотрения в порядке административного производства.

В качестве иллюстрации первого варианта можно привести уже указанный пример, когда адвокат оказывает юридическую помощь лицам, проводящим несанкционированный митинг. Адвокат привлекается к административной ответственности, так как формально он находился на несанкционированном митинге. В ходе дисциплинарного производства выясняется, что адвокат оказывал юридическую помощь участникам несанкционированного митинга. Юридическую помощь он оказывал добросовестно, а значит, не подлежит ни профессиональной, ни административной ответственности.

Второй вариант предполагает, что в ходе дисциплинарного производства выяснилось, что адвокат оказывал юридическую помощь участникам несанкционированного митинга. Однако в ходе оказания помощи он совершил какое-либо профессиональное правонарушение. Например, не оформил должным образом соглашение с клиентом. В этом случае адвокат подлежит профессиональной, но не подлежит административной ответственности.

Третий вариант предполагает, что адвокат находился на несанкционированном митинге как гражданин и выражал на нем свою гражданскую позицию. При этом никаких составов профессионального правонарушения в его деянии не усматривается. В этом случае дело направляется для дальнейшего административного производства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Четвертый вариант предполагает, что адвокат находился на несанкционированном митинге как гражданин, но использовал при этом свой статус адвоката. Например, демонстрировал удостоверение адвоката. В этом случае адвокат будет привлечен к профессиональной ответственности. Кроме того, дело будет направлено для дальнейшего административного производства. В качестве примера подобной ситуации можно привести довольно распространенный случай, когда адвокаты, пользуясь так называемым эффектом корочки, предъявляют работникам ГИБДД свое адвокатское удостоверение. Думается, что наложение в этом случае на адвоката и профессионального, и административного взыскания будет действенным профилактическим средством в деле повышения имиджа адвокатской профессии.

Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

СТ 2.6 КоАП РФ

1. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

2. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные частью 2 статьи 8.16, статьями 8.17 — 8.20, 11.7.1, частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

2.1. Иностранное юридическое лицо, совершившее за пределами Российской Федерации административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 настоящего Кодекса и направленное против интересов Российской Федерации, подлежит административной ответственности на общих основаниях.

3. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Комментарий к Ст. 2.6 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Комментируемая статья конкретизирует принцип национального правового режима, предусмотренный ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором с участием Российской Федерации.

Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ (ч. 2 ст. 62 Конституции РФ).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Если лицо имеет двойное гражданство, включая российское, то оно не является иностранным.

Читайте так же:  Подсудность мелкое хулиганство

Все законно находящиеся в России иностранные граждане делятся на временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих (ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Принадлежность иностранного гражданина к одной из этих категорий влияет на срок его пребывания на территории России, предопределяет объем его прав и обязанностей, а также особенности участия в трудовых отношениях.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.

Порядок оформления и выдачи документов для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию), в том числе форма визы, порядок и условия ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты и порядок аннулирования визы регламентированы Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

В Федеральном законе от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» определены обязанности иностранных граждан при осуществлении миграционного учета, перечень сведений, составляющих его содержание, а также основания постановки на миграционный учет и снятия с миграционного учета. Правила осуществления миграционного учета регламентированы Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда в Российскую Федерацию, иммиграционных правил либо правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации является основанием для привлечения их к административной ответственности по нормам гл. 18 КоАП РФ (ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.4, ст. ст. 18.8, 18.10, 18.11, ч. 2 ст. 18.17 и др.).

Немало составов административных правонарушений, субъектами которых могут быть только иностранные граждане, содержится и в других главах КоАП РФ (ч. 2 ст. 6.8, ч. 2 ст. 6.13, ч. 3 ст. 20.20, ч. 3 ст. 20.25 и др.). Вместе с тем в КоАП РФ есть и такие статьи, которые не применяются в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства либо имеют ограниченное действие в отношении некоторых из них. Например, в силу прямого указания в примечании 1 к ст. 20.25 КоАП РФ к административной ответственности за неуплату административного штрафа в установленный срок (ч. 1 ст. 20.25) указанные лица не могут быть привлечены в случае, если они своевременно не уплатили административный штраф, который был назначен им одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации. В других случаях административное правонарушение в силу особых признаков его субъекта или специфики объективной стороны может быть совершено только российским гражданином (например, нарушения правил воинского учета, проживание гражданина РФ без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), нарушение гражданином РФ правил регистрационного учета и др.).

Одна из особенностей административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства состоит в том, что только к ним применяется административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

2. Установленное в ст. 2.6 КоАП РФ правило о равном правовом режиме для иностранных лиц распространяется не только на иностранных граждан и лиц без гражданства, но и на иностранных юридических лиц.

Иностранное юридическое лицо — категория гражданско-правовая. В гражданском праве данный термин употребляется применительно к иностранным организациям, созданным по законам и на территории иностранного государства и зарегистрированным в качестве юридического лица по иностранному праву (ст. 1202 ГК РФ).

В то же время на территории Российской Федерации осуществляют деятельность и такие иностранные организации, которые в соответствии с законодательством государства, в котором они учреждены, не обладают статусом юридического лица. И российское законодательство не может это не учитывать. Например, Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» в числе иностранных инвесторов называет иностранную организацию, не являющуюся юридическим лицом. Согласно ч. 2 ст. 1203 ГК РФ указанные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, признаются правоспособными по российскому праву и на них распространяются положения ГК РФ о юридических лицах. Подобные организации, находясь на территории Российской Федерации, должны соблюдать правила и нормы, установленные для иностранных и российских юридических лиц, и нести ответственность за их нарушение. В связи с этим используемое в тексте комментируемой статьи понятие «иностранное юридическое лицо» представляется не совсем корректным и подлежит толкованию с учетом положений ст. ст. 1202 — 1203 ГК РФ.

Таким образом, под иностранными юридическими лицами в контексте ст. 2.6 КоАП РФ следует понимать иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, независимо от наличия или отсутствия у них статуса юридического лица по иностранному праву. Основным критерием, определяющим возможность привлечения иностранной организации к административной ответственности по КоАП РФ, является признание ее существования: эта организация должна быть легально созданной в соответствии с законом иностранного государства.

Филиалы и представительства иностранной организации, которые осуществляют деятельность на территории Российской Федерации, являются частью (структурным подразделением) головной организации — иностранного юридического лица (ст. ст. 21, 22 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации») и самостоятельными субъектами административной ответственности не являются.

3. Исходя из территориального принципа действия законодательства об административных правонарушениях и принципа национального режима в ч. 2 комментируемой статьи специально оговорено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне, подлежат административной ответственности на общих основаниях. В КоАП РФ установлено шесть составов таких правонарушений (ч. 2 ст. 8.16, ст. ст. 8.17 — 8.20, ч. 2 ст. 19.4). Понятие континентального шельфа приведено в Федеральном законе от 30.11.1995 N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации». Статус исключительной экономической зоны определен Федеральным законом от 17.12.1998 N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

Читайте так же:  Штраф за безбилетный проезд срок давности

4. Исключением из общего правила о национальном правовом режиме для иностранных граждан в сфере административной ответственности являются случаи совершения административного правонарушения на территории Российской Федерации лицами, пользующимися дипломатическим иммунитетом (неприкосновенностью).

Круг таких лиц определяется Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 года, Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года, Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 года, Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года, Конвенцией о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества, 1980 года и основанными на этих документах двусторонними международными договорами РФ.

Так, в соответствии со ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года дипломатический агент пользуется иммунитетом от административной юрисдикции государства пребывания. Дипломатическим агентом является глава представительства (послы, посланники, поверенные в делах) или член дипломатического персонала представительства, т.е. лица, имеющие дипломатический ранг. Согласно ст. 43 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года консульские должностные лица и консульские служащие также не подлежат юрисдикции судебных и административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций. Вопрос об иммунитете консульских должностных лиц решается на основе международных соглашений.

Дипломатическая неприкосновенность распространяется и на представителей иностранных государств, делегатов, членов парламентов, правительств, прибывающих на международные переговоры с официальными поручениями, и т.д., а также сопровождающих их членов семей, если последние не являются гражданами РФ. Иммунитет в этих случаях предоставляется на основе взаимности.

Правом дипломатической неприкосновенности в соответствии с международными договорами могут обладать и представители международных неправительственных организаций, журналисты.

На основе взаимности специальными международными договорами дипломатический иммунитет может быть распространен на иные категории лиц, например на административно-технический персонал дипломатических представительств (за исключением граждан РФ).

Наличие у иностранного гражданина иммунитета от административной юрисдикции государства пребывания исключает возможность привлечения его к административной ответственности, равно как и возможность применения к нему мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Такие лица, как правило, обладают личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты административному задержанию, личному досмотру и иным мерам, нарушающим неприкосновенность их личности или их резиденции.

Однако наличие иммунитета не означает безнаказанности обладающих им лиц. В случае выявления уполномоченным должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, совершенного иностранным гражданином, предъявившим документы, подтверждающие наличие иммунитета от административной юрисдикции РФ, вопрос об административной ответственности указанного лица разрешается в соответствии с нормами международного права. В частности, такое лицо может быть привлечено к административной ответственности в Российской Федерации с согласия правительства государства его аккредитации или на территории собственной страны.

5. Как следует из содержания ч. 3 комментируемой статьи, принцип дипломатического иммунитета распространяется только на иностранных граждан и не подлежит применению в отношении иностранных юридических лиц, которые во всех случаях совершения ими административных правонарушений на территории Российской Федерации несут административную ответственность на общих основаниях.

Особенности привлечения к административной ответственности членов совета федерации, депутатов государственной думы и особенности президентского иммунитета от привлечения к административной ответственности

Гущин В.З., доктор юридических наук, профессор.

Рассматривается порядок привлечения к административной ответственности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Раскрыто содержание неприкосновенности Президента Российской Федерации как полного иммунитета от применения мер административного принуждения независимо от характера правонарушений и обстоятельств их совершения.

Ключевые слова: административная ответственность, правонарушение, иммунитет, депутат, президент.

Features bringing to administrative responsibility of Federation Council members, State Duma deputies of the Federal Assembly of the Russian Federation and especially of the presidential immunity from the administrative responsibility

The article deals with the procedure of bringing to administrative responsibility of the members of the Federation Council and the deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation. The conclusion is the content of immunity of the President of the Russian Federation as a full immunity from measures of administrative coercion regardless of the nature of the offense and the circumstances in which they occurred.

Key words: administrative responsibility, offense, immunity, deputy, president.

В ч. 2 ст. 6 Конституции РФ подчеркивается, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Ст. 19 Конституции РФ гласит: все равны перед законом и судом. Этот основополагающий конституционный принцип полностью закреплен и в российском законодательстве об административной ответственности.

В ч. 1 ст. 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), именуемой «Принцип равенства перед законом», говорится, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также от других обстоятельств.

Конституционный принцип равенства всех перед законом и судом и вытекающий из него принцип равенства перед законом, указанный в ч. 1 ст. 1.4 КоАП РФ, на первый взгляд предполагают, что все виновные в совершении административных правонарушений привлекаются к ответственности на равных основаниях. Однако содержание ч. 2 названной статьи КоАП РФ опровергает это. В ней указывается, что Конституцией РФ и федеральными законами устанавливаются особые условия применения мер обеспечения производства по делам об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц). Каковы же особые условия применения мер и привлечения к административной ответственности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации?

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы нашей страны, в отличие от других граждан, обладают неприкосновенностью (депутатским иммунитетом) в течение всего срока их полномочий. Согласно ст. 98 Конституции РФ в этот период они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Читайте так же:  Какие наказания являются административными в общепите

Депутатский иммунитет членов парламента существует в большинстве стран. Он возник и был необходим во времена противостояния парламентов и монархов для ограждения представителей народа от своеволия монархов и их служб. В настоящее время в условиях становления демократии во многих странах тенденции развития конституционного права характеризуются ослаблением депутатской неприкосновенности. Например, в США конгрессмены за совершенные преступления подвергаются аресту на общих основаниях. Во Франции в соответствии с поправкой к Конституции, внесенной в 1995 году, депутатский иммунитет действует только на период сессии и не распространяется на уголовно наказуемые деяния. В конституционном праве КНР, в отличие от российского, предусмотрен институт отзыва депутата, нарушившего закон или дисциплину или грубо пренебрегающего своими обязанностями, то есть как за преступления, так и за административные правонарушения.

Анализ содержания депутатского иммунитета парламентариев Российской Федерации, в том числе и в области привлечения их к административной ответственности, свидетельствует, что он не ослабевает. Так, наряду с изложением содержания ст. 98 Конституции РФ, определившей неприкосновенность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, в Федеральном законе от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее — Закон N 3-ФЗ) добавлено и уточнено: член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, подвергнуты допросу. Их неприкосновенность распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на переписку.

Законом N 3-ФЗ определен и особый порядок привлечения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы к уголовной и административной ответственности. В случае начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору Российской Федерации. Если производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор Российской Федерации в недельный срок после получения сообщения об этом обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

Совет Федерации, Государственная Дума рассматривают представление Генерального прокурора Российской Федерации в порядке, установленном регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания, принимают по данному представлению мотивированное решение и в трехдневный срок извещают о нем Генерального прокурора. Отказ дать согласие на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, и влекущим прекращение таких дел.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к административной ответственности за высказывание мнений или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

Необходимо подчеркнуть, что срок рассмотрения представления Генерального прокурора Российской Федерации о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности федеральным законодательством не определен, ответственность за несвоевременное извещение о принятом по нему решении, немотивированное или необоснованное решение не установлена.

Статьей 91 Конституции РФ установлено, что Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью. Содержание данного положения не раскрывается. В ст. 93 Конституции РФ говорится, что Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения.

Из содержания названных конституционно-правовых положений следует вывод о том, что действующий Президент Российской Федерации не подлежит привлечению к ответственности не только за совершенные административные правонарушения, но и за преступления, кроме тяжких. Данный вывод косвенно подтверждается Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». В ч. 1 ст. 3 этого Закона подчеркивается, что Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента Российской Федерации. Неприкосновенность Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, неприкосновенность Президента Российской Федерации означает, что он обладает полным иммунитетом от применения мер административного принуждения независимо от характера этих правонарушений и обстоятельств их совершения.

Источники

Иммунитеты при привлечении к административной ответственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here