Формы административного выдворения

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Формы административного выдворения". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

1. Правила ч. 1 ст. 3.10 посвящены административному выдворению за пределы Российской Федерации. Специфика этого вида административного наказания состоит в том, что оно назначается только таким физическим лицам, как:

— иностранные граждане. К последним относятся граждане любых иностранных государств;

— лица без гражданства. К ним относятся лица, не принадлежащие к гражданам Российской Федерации и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству любого иностранного государства (ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан).

В практике возникают вопросы:

могут ли быть выдворены лица без гражданства, которые постоянно проживали на территории Российской Федерации? Да, могут: правила ст. 3.10 этому не препятствуют;

могут ли быть выдворены беженцы? Если Российская Федерация предоставила им убежище, то они не могут быть подвергнуты административному выдворению (вывод сделан на основе систематического толкования ст. 3.10 и ст. 1, 2 Закона о беженцах);

могут ли быть выдворены вынужденные переселенцы? Нет, не могут: дело в том, что по общему правилу вынужденными переселенцами являются граждане Российской Федерации (вывод сделан на основе систематического толкования ст. 1-3 Закона о переселенцах, ст. 3.10 и ст. 18.2 (см. коммент. к ней).

2. Упомянутые выше физические лица (т.е. иностранцы и лица без гражданства) перемещаются:

— через Государственную границу РФ в принудительном (т.е. против воли и желания этих физических лиц) и контролируемом порядке (под контролем органов миграционной службы, МВД, пограничной службы входящей в систему ФСБ);

— в порядке самостоятельного контролируемого выезда (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

3. Административное выдворение применяется только в случаях, прямо предусмотренных нормами Особенной части КоАП. Например, за нарушение:

— режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в несоблюдении установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания, а также несоблюдении правил транзита через территорию Российской Федерации (см. коммент. к ст. 18.8);

— правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (см. коммент. к ст. 18.10);

— иммиграционных правил (см. коммент. к ст. 18.11).

4. Применяя нормы ч. 2 ст. 3.10, нужно учесть, что:

1) по общему правилу административное выдворение назначается судьей;

2) если административное правонарушение совершается иностранным гражданином, лицом без гражданства в момент въезда в Российскую Федерацию, то выдворение может быть применено (как мера административного наказания) соответствующими должностными лицами (например, должностными лицами пограничной службы);

3) административное выдворение не может быть установлено в законах субъектов Российской Федерации: это прерогатива КоАП (см. коммент. к ч. 3 ст. 3.2);

4) оно может быть назначено и как основное административное наказание, и как дополнительное. Если назначен, например, административный штраф, то выдворение может сочетаться с таким основным административным наказанием (см. коммент. к ст. 3.3);

5) оно назначается с обязательным учетом:

— общих правил назначения административного наказания (см. коммент. к ст. 4.1);

— обстоятельств, смягчающих административную ответственность (см. коммент. к ст. 4.2);

— обстоятельств, отягчающих административную ответственность (см. коммент. к ст. 4.3);

6) в соответствии со ст. 4.6 данный вид наказания действует в течение одного года (см. коммент. к ней);

7) приказом МВД N 533 от 26.08.04 утверждено «Наставление по организации деятельности органов внутренних дел РФ и Федеральной миграционной службы по депортации или административному выдворению за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства». Приказом ФСБ от 23.12.08 N 631 утверждена «Инструкция об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства».

В практике возникает вопрос: если человек был подвергнут административному выдворению не судьей, а другим должностным лицом, можно ли обжаловать его в судебном порядке? Да, можно: это вытекает из систематического анализа ст. 3.10 и 30.1 (см. коммент. к ней).

4. В соответствии с ч. 3 ст. 3.10 (она введена Законом N 203 от 04.12.06 и вступила в силу с 01.01.07) административное выдворение за пределы РФ не может применяться к военнослужащим (проходящим службу в российской армии) — иностранным гражданам. Не применяется данное наказание и к военнослужащим иностранных государств при совершении административных правонарушений на территории РФ — они привлекаются к иным мерам наказания.

Понятие, причины и порядок административного выдворения

С 2015 года в мире наблюдается усугубление миграционного кризиса, которое выражается не только в повышении численности мигрантов, но и в их противоправном поведении на территории принимающих стран. В целях предупреждения таких правонарушений со стороны иностранцев и апатридов законодательство множества государств предусматривает такой специальный вид наказания, как выдворение за пределы страны. Разберемся, что такое административное выдворение, за какие нарушения оно может быть назначено, как оно проводится и в каком порядке обжалуется.

Выдворение: что это

Перечень мер административной ответственности, которые могут применяться в пределах той или иной страны, определяется законами каждой из них отдельно – унифицированного международного административного законодательства не существует. Это, однако, не мешает большинству развитых стран применять такую форму ответственности как выдворение.

Так, учитывая законодательство стран Европы, России и США, административное выдворение – это одна из форм административного наказания, применяемая по отношению к иностранцам и апатридам за совершение тех или иных административных проступков, если такое наказание предусмотрено санкцией статьи, регулирующей наказание (в России это КоАП).

Процедура выдворения предполагает принудительную высылку или самостоятельный контролируемый выезд иностранца или лица без гражданства за пределы государства, в котором ему назначен данный вид наказания.

Учитывая это, конкретные основания, по которым может быть назначено выдворение из страны, определяются законодательством об административных правонарушениях каждого государства отдельно.

Читайте так же:  Штраф иностранцу за отсутствие регистрации

Как правило, такая форма ответственности устанавливается:

  • в интересах национальной безопасности;
  • в целях соблюдения общественного порядка;
  • для защиты здоровья и других интересов граждан;
  • в целях обеспечения прав и свобод других граждан.

Поскольку высылка выступает как мера принуждения к правовому поведению, помимо самого наказания, она также назначается в целях профилактики административных правонарушений. Выдворение сопровождается запретом на въезд в страну в будущем. Срок запрета определяется исходя из конкретных обстоятельств ситуации, ставших основанием для принятия такого решения, а также обстоятельств, связанных с пребыванием на территории государства.

Поскольку такая форма ответственности является видом наказания за правонарушение, в подавляющем большинстве случаев она назначается по решению суда. Исключения составляют случаи, когда правонарушение совершается при въезде в страну – в таком случае решение принимается должностными лицами миграционных органов. Отметим, что в РФ административное выдворение не может осуществляться к иностранцам- военнослужащим.

Обратим внимание, что выдворение как вид наказания следует различать с высылкой по депортации, которая также является формой ответственности.

Административное выдворение – это мера наказания, применяемая по отношению к иностранцам и апатридам в случае совершения ими административных проступков. Высылка в данном случае возможна как в добровольном, так и принудительном порядке. Основания и правила, по которым она применяется, определяются каждой страной отдельно.

Отличие выдворения от депортации

Несмотря на формальную схожесть понятий, выдворение и депортация имеют разную правовую природу и основания, по которым они применяются. Так, депортация применяется миграционными органами тогда, когда иностранец или лицо без гражданства утрачивает законное право на пребывание в стране или такое право прекращается по независимым от него причинам – депортировать за административное правонарушение не могут. Выдворение же применяется к иностранцам и апатридам даже при наличии у них законных оснований для пребывания – в качестве меры ответственности за собственные проступки.

Имеются и процессуальные отличия. Во-первых, высылка за правонарушение применяется в подавляющем большинстве случаев судами, в то время как депортация – прерогатива миграционных органов. Во-вторых, высылка возможна как в добровольном, так и принудительном порядке, а депортация – исключительно принудительна.

Стоит отметить, что выдворение также отличается от реадмиссии, однако при наличии международного соглашения первое возможно в порядке второй.

Порядок административного выдворения

Следует напомнить: единственное основание для инициации начала выдворения это Постановление суда, , когда в результативной части оговорен данный вид административного наказания. Крайне редкий вариант получить решение об административном наказании в виде выдворения можно без суда, от начальника пограничного пункта при совершении нарушения иностранным гражданином на границе РФ.

Судья принимает решение как о принудительной высылке мигранта, так и самостоятельном выезде в исполнение судебного решения иностранным гражданином.

Напоминаем Управление по делам миграции МВД, ФСБ, иные государственные органы и тем более сотрудники Посольства не вправе вмешиваться в примененное судебное Решение, пытаясь отменить /заменить ограничение. .

Если Постановление не было обжаловано надлежаще, то оно вступает в силу и в зависимости от выбранной судом меры ответственности и формы выдворения, исполнение проводится

  1. путем передачи мигранта уполномоченным лицам иностранного государства;
  2. путем его самостоятельного выезда из страны выдворения.

Основание статья 32.10 КоАП

Принудительное выдворение

Судья, вынося решение о принудительном выдворении иностранного гражданина или лица, определяет каким способом решится вопрос размещения мигранта до его принудительного отъезда и подлежит ли ответчик (нарушитель административного порядка) размещению в Центр размещения..

После выдворения за пределы гос.границы России иностранный гражданин имеет санкции в виде запрета на въезд на территорию РФ. Чаще наказание ограничивается сроком в 5 лет запрета на въезд в Россию. Какие могут быть нюансы. Рассматривается ситуация индивидуально для каждого иностранца. Уточнять вид наказания и срок запрета всегда следует заранее. По стечению обстоятельств случается, что иностранному гражданину пожизненно могут запретить въезд на территорию России.

Самостоятельный контролируемый выезд

Напомним: исполнение административного выдворения описано в статье 3.10 КоАП РФ и всё-таки чаще применяется в форме самостоятельного контролируемого выезда. В чём заключается механизм исполнения самостоятельного выдворения и каким образом происходит контроль за выдворением с точки зрения Закона. Ключевое слово здесь контролируемое выдворение. Это означает выполнение следующих условий при самостоятельном контролируемом выезде

  1. выехать — перейти через границу лицо должно через 15 дней после вступления решения суда в законную силу ;
  2. человек покидает пределы Российской Федерации самостоятельно, купив билет. Выезжает он из РФ без уполномоченных лиц, то есть без сопровождения судебными приставами.

Выдворение из РФ: не выехал, чем грозит

Что происходит дальше? Сведения о пересечении границы Российской Федерации выдворяемым лицом передаются Пограничной службой РФ в ГУВМ для контроля. Плюс данным способом подтверждается исполнение судебного решения нарушителем административного порядка. Следует понимать, что контроль хотя и невидимый, без задержаний, без помещения в спец. центр присутствует. Исполнение судебного решение в срок обязательно, чтобы была возможность по истечении запрета въехать в Россию. . Миграционные органы фиксируют исполнение судебного решения и сообщают об этом факте в МИД. Министерство иностранных дел информирует коллег страны гражданской принадлежности выдворенного о случае административного выдворения.

Важно. Ошибочно считать, что если выдворяемого не арестовали, никто не увез в спец.центр и он свободно перемещается по России, значит можно продолжать оставаться в России и не выезжать, либо выехать когда захочется.

Сроки, на которые выдворяют

После вступившего в законную силу решения суда сотрудники Управления по делам миграции фиксируют запрет въезда в РФ на 5 лет и более. Это срок внутреннего законодательства России, применяемый в общих случаях. Человека об этом не уведомляют.

Чем отличается выдворение от депортации

Ежегодно в Россию с целью поиска работы прибывают миллионы иностранцев. Некоторые из них совершают правонарушения. Одним из методов реагирования государства на это является применение процедур депортации или выдворения. Каковы особенности каждой из процедур и какова между ними разница? Не каждый мигрант, да и россиянин тоже, может сказать, в чем заключаются отличия выдворения и депортации, хотя они довольно значительны. Об этом рассказывается в этой статье.

Читайте так же:  Протокол об административном правонарушении распитие спиртных напитков

Процесс выдворения

Согласно статье 3.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации процесс выдворения за пределы Российской Федерации проходит в следующем порядке:

  1. Федеральной миграционной службой или органами внутренних дел при проведении плановой проверки устанавливается факт правонарушения или незаконного пребывания иностранного лица на территории страны (отсутствие регистрации; документов, разрешающих трудовую деятельность; совершенное административное правонарушение).
  2. Проводится опрос с составлением протокола об административном правонарушении.
  3. Протокол предоставляется в органы судебной власти для рассмотрения и принятия решения по существу.
  4. Назначается слушание с допросом правонарушителя.
  5. Вынесение судом постановления о принудительном или самостоятельном покидании страны и назначение штрафных санкций в отношении правонарушителя.
  6. Обжалование решения суда в течение трех дней со дня его вынесения.
  7. Принудительное или самостоятельное (под контролем соответствующих органов) покидание страны.

Понятие «административное выдворение»

Под административным выдворением понимается мера наказания, которая назначается иностранным подданным в виде выселения за границы России, если были нарушены и не соблюдены нормы российского законодательства. Гражданин, которому назначено такого рода наказание, должен покинуть Россию самостоятельно или под контролем соответствующих органов, занимающихся данной процедурой. Данная мера назначается судом. Такой человек не имеет права возвращаться на протяжении пяти лет.

Процедура административного выдворения

Как мы уже выяснили, единственным основанием для начала процедуры выдворения может служить постановление суда (в исключительных случаях – миграционного органа) о назначении данного вида наказания. В зависимости от обстоятельств судья может принять решение о принудительной высылке либо о контролируемом самостоятельном выезде иностранного гражданина. Вопреки сложившемуся мнению, иностранцев в данном случае не заключают под арест, если только этого в качестве меры пресечения не требует уголовное законодательство .

В зависимости от выбранной судом меры ответственности и формы выдворения, согласно ст. 32.10 КоАП, его исполнение может производиться путем передачи гражданина уполномоченным лицам иностранного государства или путем его самостоятельного выезда из страны. Рассмотрим эти формы высылки подробнее.

Принудительное выдворение

Принудительная высылка иностранцев из РФ, осуществляемая на основании судебных постановлений, согласно ч. 3 ст. 34 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ», проводится судебными приставами – именно к ним поступает постановление после его вынесения. Согласно ч. 5 ст. 3.10 КоАП, в случае именно принудительной высылки суд также вправе в целях исполнения наказания применить к иностранцам содержание в специальном учреждении миграционных органов, в которых выдворяемые граждане содержатся непосредственно до исполнения наказания.

Как установлено ст. 32.10 КоАП, принудительное выдворение предполагает передачу судебными приставами лица представителям страны, на территорию которой оно подлежит высылке. Согласно ст. 109.1 ФЗ «Об исполнительном производстве», это предполагает приобретение такому лицу проездного билета, препровождение его до пункта пропуска через границу РФ и официальную передачу пограничникам иностранного государства.

После исполнения судебного постановления пристав оформляет соответствующий акт и сообщает об этом в миграционные органы и Министерство иностранных дел, которое, в свою очередь, сообщает о высылке в диппредставительство страны, гражданином которой выдворенное лицо является.

Самостоятельный контролируемый выезд

Вторая форма высылки – самостоятельное контролируемое выдворение. Данная форма предусматривает добровольное покидание иностранцем территории страны, из которой он выдворяется, в сроки, оговоренные законодательством. Например, в России лицо, в отношении которого принято решение о высылке путем самостоятельного выезда, согласно ч. 5 ст. 32.10 КоАП, должно покинуть пределы страны в течение 5 дней, иначе будет запущена процедура принудительной высылки.

Обратим внимание, что наказание в форме самостоятельного выезда, исходя из ч. 6 ст. 3.10 КоАП, может быть назначено лишь в случае, когда он осуществляется за счет самого выдворяемого, государства его гражданской принадлежности или юридического и физического лица, которые пригласили иностранца в страну.

Несмотря на добровольное исполнение постановления, оно подлежит контролю со стороны миграционных органов, которые после высылки составляют соответствующий акт и сообщают об этом в МИД. Министерство, в свою очередь, сообщает об этом в дипломатическое представительство страны гражданской принадлежности выдворенного.

Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3.10 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ в часть 1 статьи 3.10 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

1. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее — принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами.

ГАРАНТ:

О порядке административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации см. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ

См. Инструкцию об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, утвержденную приказом ФСБ РФ от 23 декабря 2008 г. N 631

3. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ статья 3.10 настоящего Кодекса дополнена частью 4, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

Читайте так же:  Проверка штрафов за безбилетный проезд по фамилии

4. При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 232-ФЗ в часть 5 статьи 3.10 настоящего Кодекса внесены изменения

5. В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ статья 3.10 настоящего Кодекса дополнена частью 6, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

6. Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Что означает выдворение иностранных граждан за пределы РФ

В последние годы значительно увеличились случаи противозаконного нахождения лиц, не являющихся полноправными гражданами России.

Сотрудники внутренних дел и миграционных служб ежедневно фиксируют и протоколируют случаи о совершаемых правонарушениях данными лицами на территории Российской Федерации. О том, какая мера наказания предусмотрена для лиц, не имеющих российского гражданства, за совершенные ими правонарушения и незаконное нахождение на территории России, расскажем в статье.

Законодательство о выдворении из РФ

Основу российского законодательства о выдворении, безусловно, составляет Кодекс об административных правонарушениях. В частности, ст. 3.2 КоАП определяет высылку в качестве одного из видов административного наказания. В это же время ст. 3.10 КоАП зафиксировано определение административного выдворения, субъекты, к которым оно может применяться, а также иные особенности процедуры.

Кроме того, КоАП как главный закон о выдворении содержит исчерпывающий перечень видов административных проступков, за которые может быть назначено такое наказание. В их число, в частности, входит:

  • употребление наркотиков, отказ от требования должностного лица пройти медицинское освидетельствование (ст. 6.9 КоАП);
  • пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (ст. 6.21 КоАП);
  • нарушение правил въезда и режима пребывания (ст. 18.8 КоАП);
  • незаконное трудоустройство (ст. 18.10 КоАП);
  • предоставление ложных сведений при прохождении миграционного учета (ст. 19.27 КоАП);
  • нарушение правил поведения на спортивных мероприятиях (ст. 20.31 КоАП) и так далее.

Статья 34 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ» определяет порядок, в котором осуществляется административное выдворение за пределы РФ. Кроме того, регулирование выдворения осуществляет и ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». В частности, ст. 27 закона определены сроки запрета на въезд, применяемые при высылке.

В зависимости от обстоятельств мигрант получит запрет на въезд сроком от 5 до 10 лет, даже если до этого у него было право на временное проживание или ВНЖ в России.

Порядок обжалования

Что касается решения миграционных органов о высылке из страны, то больше шансов обжаловать решение о депортации, поскольку закон устанавливает административный порядок оспаривания решения в вышестоящих органах ГУВМ МВД.

Если таким способом заявитель не добился приемлемого для себя результата, тогда есть возможность подать исковое заявление в суд с просьбой признать незаконным решение миграционной службы. Для попытки его отменить истцу дается 3 месяца. Пропуск срока грозит отказом в рассмотрении жалобы на действия чиновников.

При выдворении не предусмотрена возможность административного обжалования, нужно обращаться только в суд. И срок на такое обращение устанавливается предельно короткий – 10 дней.

В обоих случаях, тем не менее, существуют небольшие поблажки для заявителя:

  1. Если установленный законом срок был пропущен по уважительной причине, его можно продлить по решению суда. Однако для этого придется доказывать объективную невозможность совершить необходимые действия в установленное законом время для обжалования.
  2. Если суд откажет человеку в его исковых требованиях, существуют апелляционная, а затем и кассационная инстанции, которые могут отменить решение первого суда. И хотя шансы на такой исход невелики, все же обязательно стоит использовать такую возможность в случае уверенности в правомерности своих действий.

Депортация и выдворение — в чем разница

Два понятия «депортация» и «выдворения» имеют одинаковый конечный результат, но чем они отличаются — разбираемся.

Депортация (изгнание) — это принудительное выселение лица из страны, в случае если у него закончились законные основания нахождения на территории государства.

В тот момент, когда у иностранца закончился срок патента или вида на жительство дается от трех до пятнадцати дней на то, чтобы самостоятельно, без принуждений покинуть Российскую федерацию.

Если по каким-либо причинам он не покидает государство, то подключаются правоохранительные органы и миграционная служба. В таком случае человек подвергается депортации из страны.

Выдворение — это мера наказания за совершенное лицом правонарушение, преступление, несоблюдение норм российского законодательства, предусматривающее принудительную высылку.

Главными отличиями этих двух понятий являются:

  1. Решение о депортации принимают сотрудники органов миграционной службы. Решение об административном выдворении может принять лишь судебный орган.
  2. Обжаловать постановление в суде о депортации можно в течение трех месяцев со дня его вынесения. Право обжаловать решение о принудительном или самостоятельном контролируемом выселении разрешается в течение десяти суток со дня его назначения.
  3. После принудительного выселения лицо не имеет права пересекать границы Российского государства на протяжении установленного судом времени. После депортации гражданин может вернуться, если документально сможет подтвердить законность проживания и трудоустройства.
Читайте так же:  Совершение административного правонарушения несовершеннолетним

Обжалование постановления

Вынесенное судом решение о принудительном или самостоятельном выселении из страны подлежит обжалованию. Сделать это можно, подав апелляционную жалобу в судебный орган в трехдневный срок после вынесенного решения. На процедуру обжалования дается десять дней, в течение этого времени гражданину разрешено пребывать в стране.

Административное выдворение, как профилактическая процедура наказания, актуальна в настоящее время. При ее отсутствии миграционные потоки и связанные с ними правонарушения приведут к росту преступлений, которые совершаются лицами, незаконного находящимися на территории России.

Как осуществляют выдворение и депортацию

Обе эти процедуры характеризуются тем, что приехавшие в Россию иностранцы покидают ее территорию на основании решений компетентных органов. Для того чтобы сэкономить ресурсы государства, в обоих случаях мигранту предлагается добровольно покинуть пределы страны. И только если этого не происходит, человек будет принудительно выселен за пределы РФ.

Что такое добровольный выезд за пределы России

Самый разумный выбор в том случае, если гражданину другого государства выдали официальное предписание покинуть пределы РФ, – это уехать. При добровольном отъезде вследствие депортации и выдворения разница будет заключаться в том, что в первом случае иностранец покидает страну сам, то есть без сопровождения сотрудником миграционной службы, а во втором – под его присмотром.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересную информацию о том, что будет, если вернуться в страну, не дождавшись установленного срока:

Что такое административное выдворение: понятие, сроки

Понятие административное выдворение зафиксировано как определение в статье 3.10. КоАП РФ. Рассматривая, в чем заключается применение на практике, выдворения за пределы России иностранного гражданина, мы видим четко обозначенные действия к мигрантам и иным иностранцам, совершившим правонарушение на территории России.

Когда и на каком основании применяют принудительный вывоз иностранного нарушителя за пределы гос.границы:

  • в случаях многократного нарушения законодательства РФ,
  • если мигрант легально нигде не зарегистрирован и
  • не имеет финансовых средств для самостоятельного выезда.

Какой орган принимает решение о депортации/выдворении

Контроль за численностью мигрантов и их пребыванием в стране возложен на Главное управление по вопросам миграции МВД РФ (бывшая ФМС). Именно в этом ведомстве сформирована и постоянно пополняется база данных, куда внесены все сведения о разрешенных каждому приезжему сроках пребывания в РФ, а также о наличии у них патентов и разрешений на работу. Поэтому окончательное решение о режиме пребывания и, как следствие, вероятности депортации принимают именно подразделения ГУВМ МВД.

Стоит подчеркнуть, что выдворение является видом наказания, которое сопряжен с временным лишением человека одного из его основных прав – права на свободу, в том числе перемещения, поэтому такие решения уполномочены принимать лишь суды. А уже контролировать их исполнение должны органы ГУВМ МВД.

Кто защищен от процедуры

На некоторых лиц процедура принудительного изгнания их страны не распространяется, а именно:

  • На иностранных граждан, заключивших брак с гражданином РФ и имеющих общих детей, которые являются гражданами России.
  • На жертв политической репрессии, имеющих подтверждающий документ о статусе политического беженца.
  • На гражданина, чей доход для российской семьи является единственным источником к существованию.
  • На гражданина, проходящего военную службу.
  • На иностранного дипломата.
  • На лиц, в чьей стране проживания идут военные действия.

Понятие депортации и основания для применения

Начнем с терминов и выясним, что такое выдворение и депортация. Определение второго понятия содержится в Федеральном законе от 25.07.2002 года № 115-ФЗ « О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации ». В соответствии с указанным нормативным актом депортация – это один из механизмов, с помощью которого государство борется с нелегальной миграцией.

Процедура представляет собой принудительную высылку иностранного гражданина за пределы России в том случае, если у него нет законных оснований для пребывания здесь.

Запрет на пребывание в РФ может быть наложен на нарушителя миграционного режима в следующих случаях:

  1. Нет оформленного разрешения на работу – для иностранных граждан из государств, с которыми у РФ установлен визовый режим.
  2. Отсутствует вид на жительство или разрешение на временное пребывание – для лиц, которые пытаются оформить гражданство России.
  3. Нет трудового патента или срок его действия закончился – для иностранных граждан из государств, с которыми у РФ установлен безвизовый режим.
  4. Окончание разрешенных законом сроков пребывания в Российской Федерации или просроченная виза – для всех иных категорий лиц.

Несоблюдение приведенных выше условий служит основанием для применения процедуры депортации приезжего. Она не является наказанием, это лишь один из способов защиты государства от такого явления, как нелегальная миграция.

В какие сроки мигрант должен покинуть страну

Что касается времени, которое отводится мигранту на то, чтобы он выехал за пределы России, то оно в зависимости от процедуры также различно.

Например, при депортации «на сборы» дается от 3 до 15 дней:

  • если не соблюдены сроки пребывания – 3 дня;
  • аннулирование РВП или ВНЖ – 15 дней.

При выдворении нарушитель должен покинуть страну в течение 5 дней (в случае добровольного выезда), если же он отказывается, то процедура будет принудительной и на срок ее исполнения повлияет, прежде всего, скорость принятия решения судом и организация работы сотрудников, которые будут сопровождать мигранта.

Соблюсти установленные сроки очень важно, так как их пропуск может грозить тем, что человека признают повторным нарушителем миграционного режима и ему будет запрещен въезд на территорию РФ.

Закон о выдворении из РФ

Статьи законов. Помимо

  • КоАП,
  • ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ»,
  • ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»,

имеется внутренний документ —

  • Приказу МВД России от 26 августа 2004 г., Приложением к которому у ГУВМ МВД РФ и ФСБ имеется «Наставление по организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы по депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или без гражданства» и «Инструкция об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства», утвержденная приказом ФСБ РФ от 23.12. 2008 г. № 63.
Читайте так же:  Срок обжалования кассационного постановления арбитражного суда

Как видим, нормами российского законодательства определена процедура выдворения путём принудительной высылки и самостоятельный контролируемый выезд мигранта за пределы Российской Федерации.

Выдворение и депортация: возможные последствия для иностранца

Попробуем выяснить, в чем разница последствий депортации и выдворения и что более губительно для иностранца, хотя стоит сказать, что итоги в обеих ситуациях негативны.

При депортации, которая осуществляется впервые, права иностранца сильно не пострадают, максимум, что ему грозит – необходимость оплатить добровольный выезд из страны и покинуть ее. При повторном нарушении человеку может быть закрыт въезд на территорию России.

Административное выдворение сопряжено со следующими санкциями:

  1. Финансовые затраты – оплата выезда из РФ, а также уплата предусмотренных законами штрафов.
  2. Административные меры – запрет на въезд в Россию от 1 года (например, в случае нарушения режима пересечения границы) до 5 лет (в случае повторных нарушений норм законодательства).
  3. Уголовные меры, предусмотренные статьей 322 Уголовного кодекса РФ.

Кто оплачивает выезд за пределы государства

Процесс выезда из страны включает в себя немалые финансовые затраты: на питание, на оформление документов, на транспортные и другие расходы.

В случае депортации все расходы несет сам депортируемый, если средств на выезд из страны у него нет, то бюджет РФ.

Выдворение – более дорогостоящая процедура, поэтому она осуществляется за счет выдворяемого. Если он не в состоянии нести расходы, тогда оплачивать будет один из следующих источников:

  • работодатель мигранта;
  • приглашающая сторона;
  • посольство страны, откуда прибыл мигрант;
  • федеральный бюджет – в случае невозможности оплаты вышеуказанными источниками.

Понятие выдворения и основания для его применения

Чтобы понять, чем депортация отличается от выдворения из страны, нужно выяснить, что же представляет собой выдворение.

Определение этого термина содержится в статье 3.10 Кодекса об административных правонарушениях. Это вид административной ответственности, который заключается в принудительном перемещении иностранцев, совершивших определенные правонарушения, через государственную границу России либо же в добровольном контролируемом выезде таких мигрантов за пределы РФ. То есть выдворение – это мера ответственности/наказания за нарушение закона, порядок его применения детально описан в ст. 34 Федерального закона « О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации ».

Причинами для принудительной высылки могут быть:

  • нарушение установленного порядка пересечения границы;
  • нарушение режима пребывания в стране;
  • продажа, хранение, перевозка наркотических веществ;
  • неисполнение уже назначенных административных наказаний и иные административные правонарушения.

У «каждой медали есть две стороны», попробуем определить сходства и различия депортации и административного выдворения.

Отличительные свойства можно сформулировать следующим образом:

  • депортация – способ контроля мигрантов, выдворение – вид наказания;
  • первая процедура осуществляется чаще всего добровольно, вторая – принудительно.

Сходство же заключается в конечном результате: приезжий гражданин в любом случае должен покинуть пределы России.

Какие последствия у невыполнения решения о выдворении или депортации

Мы живем в XXI веке, и не секрет, что многие процессы в сфере государственного управления давно автоматизированы. Это коснулось и контроля за въезжающими и выезжающими из страны людьми. У миграционных органов существует огромная электронная база данных, в которую заносится вся информация относительно пересечения границы РФ иностранцами. Эта же система автоматически отслеживает допустимые сроки пребывания иностранных граждан в России, поэтому если мигрант дал обязательство выехать, но решил схитрить и не делать этого, органы ГУВМ МВД об этом обязательно узнают.

Если такой нарушитель попадет в поле зрения правоохранительных органов (например, попытается оформить патент), то к нему могут быть применены следующие санкции:

  1. Применено новое административное выдворение или депортация.
  2. Запрет на въезд на территорию РФ до 10 лет.
  3. Отказ в оформлении любых документов (патент, РВП, ВНЖ), что приведет к невозможности нахождения в России длительный срок на законных основаниях.

Причины выдворения

Граждане, которые совершили серьезные правонарушения в сфере российского законодательства подвергаются административному выдворению из страны.

Основными причинами выселения являются:

  • отсутствие регистрации и права на жительство на территории России;
  • нахождение в стране после завершения срока трудового договора;
  • отсутствие документов, дающих разрешение на трудовую деятельность на территории страны;
  • несоблюдение норм российского законодательства дважды за один год;
  • факт преступления или правонарушения, влекущего за собой применение меры административного наказания в виде выдворения.

Срок выдворения

Если судебным органом вынесено решение о выселении лица из страны, то, как правило, срок для всех граждан, подвергшихся данной мере наказания, будет один.

В соответствии с законом «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» лицо, выдворенное по решению суда из России, возможно посетить страну вновь можно будет только по истечении пяти лет.

В случае несоблюдения данного срока и пересечения границы раньше, иностранному гражданину грозит повторное выдворение с увеличением срока до десяти лет.

Если иностранный гражданин после решения суда не покидает границы России, то это будет расценено как несоблюдение постановления, что влечет за собой новый штраф и выселение из страны в принудительном порядке.

Штрафные санкции, назначенные вместе с изгнанием, в случае неуплаты будут принудительно взысканы с правонарушителя независимо от временных рамок. Если постановление суда будет нарушено и совершены повторные попытки возвращения в страну, в соответствии с нормами законодательства назначается уголовная ответственность.

Заключение

Видео (кликните для воспроизведения).

Мы видим, что депортация и выдворение иностранцев за пределы Российской Федерации являются инструментами контроля за прибывающими и находящимися в нашей стране гражданами других государств. Однако между этими миграционными процедурами есть различия, которые становятся понятны, если их сравнить по одним и тем же критериям.

Источники

Формы административного выдворения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here