Дознаватель по административным делам

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Дознаватель по административным делам". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности (ст.ст. 25.1 — 25.15)

Глава 25. Участники производства по делам
об административных правонарушениях, их права и обязанности

ГАРАНТ:

См. схему «Субъекты производства по делам об административных правонарушениях»

>
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

http://base.garant.ru/12125267/90ac765ac9bb123905d63534062a6022/

Статья 28.7. Административное расследование

1. Анализ правил ч. 1 ст. 28.7 показывает, что:

1) они посвящены такому самостоятельному правовому институту, как административное расследование;

2) административное расследование проводится лишь при выявлении административного правонарушения в области:

а) антимонопольного законодательства (см. коммент. к ст. 14.9), а также законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем (см. коммент. к ст. 15.27, 23.62); законодательства об естественных монополиях, законодательства о государственном регулировании цен, тарифов, на товары и услуги (с 31.12.06);

б) валютного законодательства (см. коммент. к ст. 15.25) и законодательства о рекламе (см. коммент. к ст. 14.3), а после вступления в силу Закона от 27.12.05 (т.е. после 09.01.06) — также законодательство об авторском праве, смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, патентного законодательства;

в) законодательства о защите прав потребителей (см. коммент. к ст. 14.4-14.8);

г) налогов и сборов (см. коммент. к ст. 15.3-15.13);

д) таможенного дела (см. коммент. к ст. 16.1-16.22); а с 22.05.06 — экспортного контроля; с 09.08.06 — законодательства о банкротстве;

е) охраны окружающей среды (см. коммент. к ст. 8.1-8.40);

ж) производства и оборота этилового спирта и алкогольной и спиртосодержащей продукции (см. коммент. к ст. 14.16-14.19);

з) пожарной безопасности (см. коммент. к ст. 19.13, 20.4);

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

и) дорожного движения и транспорта (см. коммент. к ст. 12.1-12.37), а с 06.02.06 — также законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Об иных случаях, когда проводится административное расследование см. ниже;

3) административное расследование проводится постольку, поскольку по делу об административных правонарушениях (из числа упомянутых выше):

а) осуществляется экспертиза (о порядке ее назначения и проведения, а также составления заключения эксперта см. коммент. к ст. 25.9, 26.4);

б) необходимо провести иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (например, если это сопряжено с привлечением специалиста, который дает пояснения, см. коммент. к ст. 25.8).

2. Применяя правила ч. 2, 3, 3.1 ст. 28.7, нужно обратить внимание на то, что:

1) решение о возбуждении дела и проведении административного расследования принимается должностными лицами, перечисленными в ст. 28.3 (см. коммент. к ней);

2) о возбуждении дела и проведении административного расследования (после вступления в силу с 12.07.09 изменений внесенных в ч. 3 всякие дискуссии о том, выносится ли самостоятельное определение о проведении административного расследования — теряют смысл) выносится определение (если дело возбуждается прокурором, то последний выносит постановление, см. об этом подробный коммент. к ст. 28.4). И определение, и постановление выносится немедленно (т.е. тотчас, сразу же) после выявления административного правонарушения (однако не стоит упускать из виду, что сам этот факт может быть установлен в результате проведения административного расследования). См. об этом также п. 10 Обзора от 28.05.08;

3) сведения в соответствии с ч. 3 ст. 28.7 в упомянутом определении указываются обязательно; отсутствие хотя бы одного из них обесценивает определение (о сведениях, которые включаются в постановление прокурора, см. коммент. к ч. 2 ст. 28.4, 28.2);

4) ч. 3.1 была введена Законом от 05.01.06 (он вступил в силу с 20.01.06) в ст. 28.7 внесены серьезные дополнения. Установлено, что при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования соответствующее должностное лицо обязано:

а) разъяснить права и обязанности лицам, в отношении которых оно вынесено;

б) направить его копию по почте, либо вручить в руки (в ходе личной встречи) под расписку лицу, в отношении которого данное определение вынесено, а также потерпевшему.

4. Характеризуя правила ч. 4-5.2 ст. 28.8, нужно отметить, что:

1) административное расследование проводится либо по месту совершения (например, по месту нарушения прав потребителей) административного правонарушения, либо по месту его выявления (например, если административное правонарушение в области налогов и сборов выявлено в ходе камеральной проверки в помещении налогового органа). С 01.10.04 (после вступления в силу Закона N 118), если дело возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административных правонарушениях (см. о них коммент. к ст. 28.3), то он и проводит административное расследование. Однако руководитель органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении (либо его заместитель) могут поручить расследование другому должностному лицу, (но также из числа лиц уполномоченных составлять протокол);

2) в ч. 5 до 28.03.10 было установлено, что срок административного расследования:

а) не может превышать календарного месяца (т.е. и нерабочие дни из подсчета не исключаются) с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Отсчет срока начинается со следующего после того, как вынесено соответствующее определение дня;

б) в исключительных случаях может быть продлен на срок не более одного календарного месяца. При этом нужно учесть, что:

срок может быть продлен только по письменному ходатайству (см. коммент. к ст. 24.4) должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении;

Читайте так же:  Курение возле подъезда жилого дома запрещено

до 12.07.09 этот срок вправе был продлить только вышестоящее должностное лицо (как непосредственно вышестоящее, так и должностное лицо еще более высокого уровня, например, МВД России). После 12.07.09 срок вправе продлить руководитель (его заместитель) органа в производстве которого дело об АП.

в) по делам о нарушении таможенных правил срок продлевается только руководителем вышестоящего таможенного органа. При этом в данном случае срок может быть продлен до 6 календарных месяцев (учитывая сложность данной категории дел). После вступления в силу изменений, внесенных в ст. 28.7 Законом N 210 от 24.07.07 (т.е. с 11.08.07) аналогично решается вопрос о продлении срока и по делам о нарушении ПДД или правил эксплуатации ТС (повлекшим причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью); при этом правом продления срока наделен руководителем вышестоящего органа внутренних дел (чаще всего — ГИБДД);

После вступления в силу (с 28.03.10) изменений внесенных в ч. 5 Законом N 380 от 28.12.09 указанные правила несколько уточнены. Установлено, что месячный срок проведения административного расследования может быть продлен только решением руководителя (либо его заместителя):

— органа в производстве которого находится дело об АП — но не более чем на 1 календарный месяц;

— вышестоящего таможенного органа (либо решением непосредственно руководителя ФТС или его заместителя) — на срок не более 6 календарных месяцев;

— вышестоящего органа (например, органа ГИБДД) по делам о нарушении ПДД или нарушения правил эксплуатации ТС (если это повлекло причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, см. об этом комментарий к ст. 12.24) — на срок не более 6 календарных месяцев;

3) части 5.1 и 5.2 были введены Федеральным законом от 29.06.09 N 133-ФЗ «О внесении изменений в ст. 28.7 КоАП РФ» и вступили в силу с 12.07.09. Они посвящены определению (именно таким актом оформляется решение о продлении срока) руководителя (его заместителя) о продлении срока административного расследования. Оно:

а) должно содержать все сведения прямо указанные в ч. 5.1. Отсутствие хотя бы одного из этих сведений — обесценивает данное определение;

б) может содержать и иные сведения, которые отражают специфику данного конкретного случая: правила ч. 5.1 — этому не препятствуют;

в) не позднее одних календарных суток (с момента вынесения) вручается (в виде копии) под расписку или высылается лицу в отношении которого административное расследование проводится, а также потерпевшему.

5. В соответствии с ч. 6 ст. 28.7 после окончания административного расследования (и с учетом его результатов):

а) либо составляется протокол об административном правонарушении (в соответствии со ст. 28.2, см. коммент. к ней);

б) либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 29.9, 29.10). Данное постановление может быть обжаловано (см. коммент. к ст. 30.1). О судебной практике применения ст. 29.7 см. п. 3 Пост. N 5. В частности ВС отметил, что круг ДЛ, уполномоченных на проведение административного расследования — является исчерпывающим. Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных ДЛ, направленных на установление всех обстоятельств АП, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Оно должно состоять из реальных действий, направленных на получение сведений, в т.ч. путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности. Не являются административным расследованием процессуальные действия, совершенные в соответствии с УПК.

http://base.garant.ru/5872064/e71109a6ad4bd63cfca759867e9ced8e/

По вопросу назначения на должности, выполнение обязанностей по которым предусматривает административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях, лиц, не имеющих высшего профессионального юридического образования.

Частью 3 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г.
№ 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе) предусмотрено, что в число квалификационных требований к должностям среднего, старшего и высшего начальствующего состава, выполнение обязанностей по которым предусматривает административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях, входит наличие высшего профессионального юридического образования. В исключительных случаях и на условиях, устанавливаемых МВД России, на эти должности могут быть назначены лица, имеющие другое высшее профессиональное образование и опыт работы, позволяющий выполнять служебные обязанности.

В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона о службе служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел по замещаемой должности в органах внутренних дел определяются должностным регламентом (должностной инструкцией).

Полномочия должностных лиц органов внутренних дел по рассмотрению дел об административных правонарушениях определены статьей 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП). При этом частью 2 статьи 23.3 КоАП определены должностные лица, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных определенными статьями КоАП.

Согласно части 2 статьи 28.7 КоАП решение о проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП составлять протокол об административном правонарушении. В соответствии с частью 1 и пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях наделены должностные лица органов внутренних дел (полиции), то есть все сотрудники системы МВД России, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, установленном частью 4 статьи 28.3 КоАП, а не только те сотрудники, которые рассматривают дела об административных правонарушениях в соответствии со статьей 23.3 КоАП.

Таким образом, КоАП разделяет компетенцию по проведению административного расследования, рассмотрению дел об административных правонарушениях и составлению протоколов об административных правонарушениях. Сотрудники органов внутренних дел могут быть наделены как всеми указанными полномочиями, так и какими-либо из них.

Кроме того, необходимо учитывать, что административное расследование проводится в случаях, требующих значительных временных затрат, а также должно осуществляться наиболее квалифицированными сотрудниками. При наличии в соответствующем органе (подразделении) таких сотрудников отсутствие у некоторых из кандидатов на службу высшего профессионального юридического образования не препятствует их назначению на должности, выполнение служебных обязанностей по которым предполагает только составление протоколов об административных правонарушениях.

Исходя из изложенного, в соответствии с законодательством Российской Федерации, те должности, должностными инструкциями по которым предусмотрена обязанность по административному расследованию либо рассмотрению дел об административных правонарушениях, подлежат замещению лицами, имеющими высшее профессиональное юридическое образование, если иные исключительные случаи и условия не установлены нормативными правовыми актами МВД России (часть 3 статьи 9 Закона о службе). Отсутствие высшего профессионального юридического образования не препятствует замещению должностей сотрудниками, должностными инструкциями которых предусмотрена обязанность по составлению протоколов об административных правонарушениях и не предусмотрены обязанности по административному расследованию либо рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Читайте так же:  Протокол административного задержания фссп

http://xn--n1aicc3c.xn--b1aew.xn--p1ai/document/2106031

Статья 28.7. Административное расследование

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2009 г. N 133-ФЗ в статью 28.7 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 28.7. Административное расследование

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 28.7 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 27 июля 2020 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 219-ФЗ

Часть 1 изменена с 23 ноября 2019 г. — Федеральный закон от 12 ноября 2019 г. N 371-ФЗ

2. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

3. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.

3.1. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

4. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ часть 5 статьи 28.7 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

5. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца;

2) решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок до шести месяцев;

3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 311-ФЗ часть 5 статьи 28.7 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4

4) решением руководителя вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр — на срок до шести месяцев;

Информация об изменениях:

Часть 5 дополнена пунктом 5 с 13 декабря 2019 г. — Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 409-ФЗ

5) решением руководителя вышестоящего органа прокуратуры по делам о незаконном вознаграждении от имени юридического лица — на срок до двенадцати месяцев в случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 29.1.1 настоящего Кодекса.

5.1. Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения. В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается вынесшим его в соответствии с частью 5 настоящей статьи руководителем или его заместителем.

5.2. Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.

6. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.


http://base.garant.ru/12125267/e71109a6ad4bd63cfca759867e9ced8e/

Административное расследование при производстве по делам об административных правонарушениях

Таким образом, административное расследование это одна из стадий административного процесса, которая представляет собой совокупность процессуальных действий, осуществление которых необходимо для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении. Административное расследование имеет место в случаях нарушения законодательства в сферах определенных частью 1 ст. 28.7 КоАП РФ, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.

§2. Отличительные черты административного расследования в сравнении с уголовным

Процесс административного расследования имеет как свои, присущие только ему отличительные признаки, так и признаки присущие иным процессам. По своей сути процесс есть форма жизни закона, претворение материальных норм в реальность[6]. В данном параграфе приведена характеристика стадии расследования в процессе производства по делам об административных правонарушениях в сравнении с расследованием в процессе уголовном. Сравнение можно проводить по различным основаниям: субъектный состав, место, время, процессуальное оформление, цель, полномочия органов и тд. Так же можно выделить как общие черты, так и отличные.

Читайте так же:  Срок исковой давности по имуществу супругов

Общими по смыслу являются цели как административного, так и уголовного расследований. Целью расследования является выяснение необходимых для дела обстоятельств, которые можно разбить на конкретные группы: обстоятельства о личности правонарушителя, обстоятельства о совершенном деянии, обстоятельства способствующие правонарушению и тд. Естественно небольшие различия существуют все же и здесь, однако, они не существенны и смысла не меняют. Ведь конкретная цель любого процесса — это защита прав и свобод участвующих в них лиц. В административном процессе стадия расследования это небольшой этап к достижению данной цели. Что же касается уголовного процесса и расследования, то В.П. Божьев, характеризуя уголовный процесс, подчеркивает: «Основываясь на: конституционных положениях, можно сделать вывод, что среди задач, стоящих перед уголовно-процессуальным правом (а через него и перед уголовным процессом), важное место занимает обеспечение и защита прав и свобод участвующих в судопроизводстве граждан[7]»

Совпадают также и моменты начала расследования. Согласно ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором — в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Предварительное расследование в уголовном процессе начинается с момента возбуждения уголовного дела, о чем следователь, дознаватель, орган дознания выносит соответствующее постановление. В постановлении следователь, дознаватель также указывает о принятии им уголовного дела к своему производству[8]. Анализ данных положений показывает, что моменты начала расследования совпадают.

Процессуальное оформление. Начало административного расследования, конкретные действия проводимые в ходе него, а так же результат и окончание(либо прекращение) фиксируются определенными документами. То же самое происходит и в уголовном процессе.

Теперь следует сказать о тех положениях, где можно найти как общие, так и отличительные черты. К примеру, это место производства расследования

Место. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Предварительное расследование в уголовном процессе по общему правилу производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Однако Уголовно-процессуальный кодекс имеет множество исключений из этого правила, в отличии от кодекса об административных правонарушениях.

Однако существуют и признаки в отличающие процесс административного расследования от процесса уголовного расследования, что предопределено различиями в методах, принципах, системе уголовного и административного процессах.

Форма. Форма-совокупность отличительных признаков характеризующих порядок, требования и иные моменты проведения какого-либо действия[9]. Кодекс об административных правонарушених ничего не говорит о форме административного расследования, в то время как УПК выделяет определенные формы производства предварительного расследования: дознание и предварительное следствие, с присущими им признаками.

Срок. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил, а равно Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, начальником вышестоящего органа на срок до шести месяцев. Срок расследования в уголовном процессе в зависимости от формы может быть от 30 суток до 12 месяцев, а в исключительных случаях может быть продлен и более на неограниченное время.

Субъектный состав. Административное расследование осуществляют должностные лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении в то время, как уголовное расследование осуществляется специальными должностными лицами-следователями и дознавателями.

Итак, сравнительный анализ показал, что административное расследование имеет ряд черт и признаков, схожих с уголовным, но в то же время имеет и свои отличительные черты, такие как, например срок, субъектный состав, форма.

Глава 2. Порядок проведения административного расследования

§1. Этапы административного расследования и их краткая характеристика

Если весь процесс рассмотрения дела об административном правонарушении состоит из совокупности определенных стадий, то конкретно каждую стадию можно рассмотреть как совокупность этапов. Под этапом следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть стадии, которыя, наряду с её общими задачами, имеет свойственные только ему задачи, документы и другие особенности[10]. Так, этапы отличаются друг от друга и кругом участников производства. На каждом этапе совершаются определенные действия, которые являются частными по отношению к общей цели производства. Решение задач этапа может оформляться отдельным процессуальным документом. Этапы органично связаны между собой: последующий, как правило, начинается лишь поле того, как закончен предыдущий, на новом этапе проверяется то, что было сделано раньше.Стадия административного расследования состоит из семи этапов[11]:

1. принятие решения о проведении административного расследования;

2. установление обстоятельств дела;

3. приостановление административного расследования;

4. процессуальное оформление результатов административного расследования;

Видео (кликните для воспроизведения).

5. направление протокола об административном правонарушении на рассмотрение компетентному органу или должностному лицу;

6. дополнительное административное расследование;

7. повторное направление материалов дела для рассмотрения.

Принятие решения о проведении административного расследования. Согласно ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором — в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Требования и особенности данного документа будут рассмотрены в следующем параграфе.

Этап установления обстоятельств дела является центральным. Сущность этапа установления обстоятельств дела заключается в деятельности лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении, по установлению неочевидных данных — признаков состава правонарушения, отягчающих и смягчающих обстоятельств и т.д. В процессе расследования должны быть установлены фактические обстоятельства совершенного проступка, которые можно подразделить на три группы. 1) Обстоятельства, имеющие непосредственное значение для решения вопроса о наличии или отсутствии состава проступка. 2) Обстоятельства, находящиеся за рамками состава нарушения, но имеющие значение для определения вида и размера взыскания. 3) Выявление причин и условий, способствующих совершению нарушений, их предупреждении. Эти обстоятельства и данные устанавливаются путем проведения процессуальных действий, истребования документов, направлением запросов, проведением розыскных мероприятий. Объём данного этапа зависит от категории дел и обстоятельств конкретного дела об административном правонарушении.

Читайте так же:  Образец заявления обжалования административного постановления

Именно на данном этапе проводятся экспертизы. Согласно ч. 1 ст. 26.4 КоАП РФ в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы обязательное для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.В соответствии с ч. 6 ст. 26.4 КоАП РФ заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано. Правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве определяет Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»о чем и указано в его преамбуле. Там же указано, что производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством РФ.

http://mirznanii.com/a/25738-2/administrativnoe-rassledovanie-pri-proizvodstve-po-delam-ob-administrativnykh-pravonarusheniyakh-2

Дознаватель гибдд

  • Как мне правильно написать жалобу на инспектора ГАИ и дознавателя ГАИ в прокуратуру?
  • Могу ли я использовать диктофон при даче объяснений дознавателю гибдд? И.
  • В течение какого времени я должна явиться к дознавателю в ГИБДД?
  • Дознаватель гаи
  • Дознаватель гаи дтп
  • Жалоба на дознавателя гибдд

Советы юристов:

20.1. Можно ли после прекращения уголовного дела зарегистрировать автомобиль в ГИБДД?

http://www.9111.ru/%D0%B3%D0%B8%D0%B1%D0%B4%D0%B4/%D0%B4%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D0%B3%D0%B8%D0%B1%D0%B4%D0%B4/

Адвокат Макаров и партнёры

ПОИСК ПО САЙТУ

АДВОКАТ УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА

АДВОКАТ ГРАЖДАНСКИЕ ДЕЛА

АРБИТРАЖНЫЕ СПОРЫ

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ДЕЛА

ГРАЖДАНСТВО

На какие органы и каких должностных лиц возложено производство дознания по уголовным и административным делам ?

B oтличиe oт ocoбoй cтpyктypы и кoмпeтeнции opгaнoв пpeдвapи-

тeльнoгo cлeдcтвия, пpoизвoдcтвo дoзнaния вoзлoжeнo нa aдминиcт-

paтивныe opгaны гocyдapcтвa и дoлжнocтныx лиц,выпoлняющиx aдминиc-

тpaтивнo-pacпopядитeльныe фyнкции,т.e. ocyщecтвлeниe дoзнaния для

ниx пpeдcтaвляeт coбoй пpoизвoднyю или вcпoмoгaтeльнyю фyнкцию пo

oтнoшeнию к иx ocнoвным фyнкциям. Oднaкo, нaдeлeниe тaким пpaвoм

пpoизвoдcтвa дoзнaния oбecпeчивaeт нaдлeжaщee выпoлнeниe этими op-

гaнaми cвoиx зaдaч и cпocoбcтвyeт yкpeплeнию oбщeгo пpaвoпopядкa и

coблюдeния peжимa зaкoннocти в cтpaнe.

Opгaны дoзнaния пpoвoдят paccлeдoвaниe yгoлoвныx дeл, кoтopыe

вoзникли в пoдaвляющeм бoльшинcтвe cлyчaeв в cфepe иx aдминиcтpa-

тивнoй дeятeльнocти.Cиcтeмa opгaнoв дoзнaния и пopядoк иx дeятe-

льнocти oпpeдeлeны yгoлoвнo-пpoцeccyaльным кoдeкcoм и дpyгими cпe-

Oбщим для вcex opгaнoв дoзнaния нeзaвиcимo oт иx вeдoмcтвeннoй

пpинaдлeжнocти являeтcя тo,чтo oни выпoлняют oдни и тe жe зaдaчи,

ocyщecтвляют дoзнaниe пo eдиным пpaвилaм,дoзнaниe пpoвoдитcя пoд

нaдзopoм пpoкypopa, пoмимo дoзнaвaтeлeй мoгyт быть иcпoльзoвaны

дpyгиe людcкиe и мaтepиaльныe pecypcы. Пpaвo ocyщecтвлять дoзнaниe

в пpeдeлax cвoeй кoмпeтeнции имеют:

— органы внутренних дел Российской Федерации,а также другие

органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с

федеральным законом полномочиями по осуществлению

оперативно — розыскной деятельности;

— Главный судебный пристав Российской Федерации, главный

военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта

Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав,

старший военный судебный пристав, а также старшие судебные

приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного

Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской

— командиры воинских частей, соединений, начальники военных

учреждений или гарнизонов;

— органы Государственной противопожарной службы.

На органы дознания возлагаются:

. дознание по уголовным делам, по которым производство

предварительного следствия необязательно;

. выполнение неотложных следственных действий по уголовным

делам, по которым производство предварительного следствия

Возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следствен-

ных действий возлагаются также на:

— капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем

плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на

— руководителей геологоразведочных партий и зимовок,

удаленных от мест расположения органов дознания, — по уголовным

делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных пар-

— глав дипломатических представительств и консульских

учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о

преступлениях, совершенных в пределах территорий данных

представительств и учреждений.

Дoзнaниe, ocyщecтвляeмoe пpaвooxpaнитeльными opгaнaми являeтcя

нaибoлee пpoфeccиoнaльным и в бoльшинcтвe cлyчaeв пpoвoдитcя штaт-

ными дoзнaвaтeлями, кoтopыe cocтoят нa cлyжбe в cooтвeтcтвyющиx

пoдpaздeлeнияx. Haпpимep, в cocтaвe пoдpaздeлeний милиции кaк кpи-

минaльнoй,тaк и oбщecтвeннoй бeзoпacнocти имeютcя штaтныe дoлжнoc-

ти дoзнaвaтeлeй.K лицaм,нaзнaчaeмым нa эти дoлжнocти пpeдъявляютcя

cooтвeтcтвyющиe тpeбoвaния пo юpидичecкoмy oбpaзoвaнию, квaлификa-

ции и т.д. Bмecтe c тeм, нaчaльники и oпepaтивныe paбoтники дpyгиx

cлyжб и пoдpaздeлeний нe имeющиx штaтныx дoзнaвaтeлeй,в ycтaнoв-

лeннoм пopядкe тaкжe мoгyт ocyщecтвлять дoзнaниe. Дoзнaниe мoгyт

пpoизвoдить пo cooтвeтcтвyющeмy пopyчeнию yчacткoвыe инcпeктopa,

oпepaтивныe yпoлнoмoчeнныe yгoлoвнoгo poзыcкa и т.д.

адвокат Макаров Вячеслав Геннадьевич тел:(495)728-36-44

http://www.makaroff.com/na-kakie-organy-i-kakix-dolzhnostnyx-lic-vozlozheno-proizvodstvo-doznaniya-po-ugolovnym-i-administrativnym-delam/

Дознание по ДТП после оформления первичных документов

Правильное оформление документов на месте ДТП позволяет сократить число посещений ГИБДД и страховой компании (СК) для получения страхового возмещения.

При возникновении ДТП причастным к нему водителям следует:

включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки;

не перемещать предметы, связанные с происшествием, записать данные свидетелей ДТП;

вызвать сотрудников ГИБДД и, если это необходимо, «Скорую медицинскую помощь»;

совместно заполнить бланк извещения о ДТП в соответствии с прилагаемой к нему инструкцией;

сообщить друг другу данные о страховых полисах ОСАГО (серию и номер полиса, дату выдачи, наименование, адрес и телефон страховой компании);

уведомить, если возможно, свою страховую компанию о случившемся, согласовать дальнейшие действия, позвонив в круглосуточную диспетчерскую службу (или аналогичную, если такая имеется в СК);

оформить и получить на месте аварии от сотрудника ГИБДД справку об участии в ДТП по установленной форме.

Достаточно часто на месте происшествия сотрудник ГИБДД не принимает решения о при- влечении к административной ответственности кого-либо из водителей, участников ДТП. Такое решение принимается в группе административной практики подразделения ГИБДД по результатам разбора обстоятельств случившегося при выявлении факта административного правонарушения

1. Разбор происшествия в ГИБДД

Работа должностных лиц на месте ДТП завершается составлением целого ряда первичных процессуальных документов: протокола осмотра места происшествия, протокола осмотра транспортных средств, протокола осмотра трупа (при его наличии), справки по ДТП, схемы ДТП, объяснений причастных к аварии лиц (а также потерпевших и свидетелей), рапортов сотрудников ДПС, выезжавших на происшествие, актов медицинских освидетельствовании водителей — участников происшествия. Весь пакет перечисленных документов передается старшим должностным лицом, выезжавшим для “оформления” ДТП, в дежурную часть подразделения ГИБДД территориального УВД (в случае отсутствия человеческих жертв и тяжких травм) либо сразу в дежурную часть ОВД, УВД, ГУВД для регистрации по единой книге происшествий.

Читайте так же:  Санкционированные и несанкционированные свалки

Как правило, уже на следующий день материал с присвоенным ему номером поступает либо к дознавателю ГИБДД для рассмотрения дела об административном нарушении — в случае отсутствия квалифицирующих признаков ст. 264 УК РФ, либо в следственный отдел ОВД, УВД, ГУВД к следователю, специализирующемуся на данной категории уголовных дел. Таков общий порядок.

Поскольку сейчас мы рассматриваем тот вариант разрешения обстоятельств ДТП, который относится к прерогативе дознания, остановимся сначала на том, с чем обычно сталкиваются причастные к ДТП водители, приглашенные к дознавателю ГИБДД.

По общему правилу, предусмотренному ст. 257 КоАП РСФСР, на рассмотрение дел об административных правонарушениях предусмотрен пятнадцатидневный срок со дня получения должностным лицом, правомочным рассматривать дело протокола (постановления об административном нарушении) и других материалов дела. Попутно отмечу, что протокол об административном нарушении водителем—участником ДТП конкретных положений ПДД составляется далеко не всегда, а если составляется, то нередко содержит что угодно, только не указание вида нарушения. И это понятно, ибо на месте аварии, даже при тщательно проведенном осмотре места происшествия, не всегда можно точно определить причины случившегося, а значит и объективно назвать допущенные нарушения конкретных пунктов действующих ПДД.

Кроме этого, пятнадцатидневный срок, отпущенный административным законодательством для принятия постановления по делу, не всегда соблюдается, ибо почти автоматически продляется в силу ряда объективных обстоятельств: проведения судебно-медицинской экспертизы, назначения и проведения автотехнических исследований, неявки кого-либо из причастных к аварии лиц и т.п. Такова сложившаяся практика, хотя непосредственно административным законодательством продление сроков рассмотрения дел данной категории не предусмотрено.

Итак, вы получили приглашение явиться в подразделение ГИБДД для разбора ДТП — устное по телефону или повесткой. Думается, не стоит становиться на формальную позицию и настаивать на вызове только официальной повесткой, как того советуют многие юристы. Кроме раздражения и неприязни в свой адрес вы ничего не вызовете. Вместе с тем обращение к квалифицированному адвокату за советом перед посещением дознавателя имеет прямой смысл. Более того, возможно, будет целесообразным заключить с ним соглашение на ведение вашего дела. Тогда к дознавателю вы сможете идти уже не один. Напоминаю, ст. 250 КоАП предусматривает участие адвоката в рассмотрении административного дела. Здесь все зависит от вашего решения и финансовых возможностей.

Направляясь на разбор ДТП в подразделение ГИБДД, нужно быть готовым к тому, что придется давать повторные объяснения по существу произошедшего. Хорошо, если вы помните свои первоначальные объяснения и неукоснительно следуете изложенным выше советам. Иначе у вас могут появиться проблемы, особенно если по каким-либо причинам по отношению к вам уже возникла некая предвзятость со стороны должностного лица, сидящего в кресле напротив. Отстоять свою позицию и добиться правды можно, лишь опираясь на закон и знания своих прав.

Общаясь с причастными к ДТП водителями, дознаватели ГИБДД, как правило, не позволяют “заглянуть в папку с делом”, т.е. лишают их возможности восстановить ситуацию аварии на основании собранных на месте происшествия документов, в том числе схемы места ДТП, которую иногда демонстрируют фрагментарно “из-под обшлага кителя”. Водителей заставляют “вспоминать все начистоту”. Это делает невозможным проведение независимых автотехнических исследований, если, конечно, участники ДТП еще на месте аварии не скопировали себе составленную выездным дежурным ГИБДД схему ДТП. Подобный подход может быть на руку вашему “противнику” по происшествию.

Нередко всех причастных к ДТП водителей приглашают к дознавателю в одно и то же время, фактически сводя “разбор аварии” к одной большой очной ставке. По общению — его характеру, тональности, направленности — всегда можно сделать вывод о том, насколько объективно дознаватель пытается вникнуть в суть происшествия. Любые сомнения с вашей стороны в компетентности или подозрения в заинтересованности должностного лица должны выражаться в жалобе вышестоящему начальству либо прокурору. При этом ваша жалоба должна содержать не одни лишь эмоции по поводу предвзятого к вам отношения, а четкие формулировки, подтверждающие изложенное в жалобе мнение. Это могут быть конкретные высказывания дознавателя по поводу происшествия, реплики и даже действия, говорящие о заинтересованности должностного лица в определенном исходе дела.

Процесс дознания по делу об административном правонарушении завершается составлением постановления по делу, которое должностное лицо под расписку вручает водителю, признанному нарушителем нормы права (в нашем случае — действующих ПДД).

Постановление должно объявляться немедленно по окончании дознания/рассмотрения дела (ст. 263 КоАП). Срок вручения копии в соответствии с названной статьей закона — три дня. Потерпевшему, по его просьбе, также может быть вручена копия постановления.

Статья 247 КоАП РСФСР, а также п. 4 Приказа министра внутренних дел РФ № 329 от 1 июня 1993 г. обязывают орган дознания разъяснять нарушителю его права, предусмотренные законодательством, разрешать знакомиться с материалами дела, пользоваться помощью адвоката, делать из материалов дела выписки, обжаловать постановление по делу.

Таким образом, заявления должностного лица о том, что нарушителю изучать материалы дела “не положено”, поскольку они, якобы, предназначены “для служебного пользования”, — ни что иное, как грубое нарушение положений закона. Незамедлительная жалоба прокурору, думается, сделает свое дело, и материалы дознания будут представлены вам в полном объеме.

2. “Решение о виновности”

Учитывая положения Конституции РФ о том, что виновность в России устанавливает только суд, фактическое решение органа дознания по существу ДТП, названное автором “решением о виновности”, в административном праве носит название постановления.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://mirznanii.com/a/26905/doznanie-po-dtp-posle-oformleniya-pervichnykh-dokumentov

Дознаватель по административным делам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here