Действия прокурора на незаконное административное задержание

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Действия прокурора на незаконное административное задержание". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Статья 14. Задержание

Статья 14. Задержание

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, — до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ в пункт 6 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, — до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, — до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, — до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, — до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, — до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, — до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 17 февраля 2020 г. — Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 12-ФЗ

3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее — задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Информация об изменениях:

Часть 7 изменена с 17 февраля 2020 г. — Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 12-ФЗ

7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.

12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Информация об изменениях:

Часть 14 изменена с 17 февраля 2020 г. — Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 12-ФЗ

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

Читайте так же:  Срок исковой давности по должникам

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

Статья 27.3. Административное задержание

1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 27.3 позволяет сделать ряд выводов:

1) в них дается легальное (но только для целей КоАП) определение административного задержания — самостоятельного вида мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

2) административное задержание представляет собой кратковременное (по общему правилу не более 3 часов, см. об этом коммент. к ст. 27.5) ограничение свободы физического лица (т.е. оно применяется против воли задержанного), достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность (см. коммент. к ст. 2.3);

3) цели административного задержания — обеспечить:

правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 29.1-29.11);

исполнение постановления об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 31.1-32.1).

В иных целях (например, в профилактических) применять административное задержание недопустимо. В практике возникает вопрос: не противоречат ли правила ч. 1 ст. 27.3 (о целях административного задержания) правилам ч. 1 ст. 27.1 (о том, что целями мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении являются также пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя)? Безусловно, противоречие налицо. Конечно, в ходе административного задержания прежде всего устанавливается личность правонарушителя (см. также коммент. к ст. 27.5);

4) административное задержание — исключительная мера обеспечения производства по делу. Оно может быть применено лишь в случаях, прямо указанных в ч. 2 ст. 27.3. Лицо, допустившее незаконное задержание, должно быть привлечено к ответственности (вплоть до уголовной — по ст. 301 УК, см. об этом в книге: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 5-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006);

5) административное задержание вправе осуществить лишь должностное лицо (а в ряде случаев и иные уполномоченные лица, например, рядовые сотрудники, служащие) органов, прямо указанных в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3 (см. об их отличиях от должностных лиц коммент. к ст. 2.4, 2.5). Примером таких уполномоченных лиц могут служить военнослужащие (в т.ч. рядовые) пограничных органов, а также (с 01.07.2003) должностные лица органов Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Нужно учитывать, что п. 9 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 57 от 29.04.06 и вступил в силу с 15.05.06; п. 10 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 78 от 03.06.07 (в ред. от 02.10.07) и вступил в силу с 19.06.06 (с 06.10.07 — в отношении задержания судебными приставами лиц, совершивших АП, предусмотренные в ст. 17.9, 17.14, 17.15);

6) перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание (из числа являющихся сотрудниками органов, упомянутых в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3), устанавливается только федеральными законами (например, Законом о милиции, Законом об ОРД, Законом о границе, Законом о ФСБ) и изданными в соответствии с ними правовыми актами ФОИВ. См. например, о перечнях таких лиц: приказ МВД от 02.06.05 N 444 (в ред. от 16.06.08); приказ ФСБ от 06.09.07 N 453; приказ ФТС от 15.03.05 N 198 (в ред. 23.04.07), приказ ФСКН от 07.02.06 N 44; о том, что ч. 1 ст. 27.3 не противоречит Конституции РФ см. постановление КС от 16.06.09 N 9-П.

2. Применяя правила ч. 3-5 ст. 27.3, нужно обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

1) по просьбе задержанного (в т.ч. и по устной) о его задержании необходимо уведомить (по телефону, через посыльного, повесткой, телеграммой и т.п.) одного из родственников (круг их указан в Примечании к ст. 25.6), администрацию (либо иного работодателя, например, индивидуального предпринимателя) по месту его работы либо учебы, а также защитника (см. о том, кто может быть защитником для целей КоАП, коммент. к ст. 25.5);

2) об административном задержании несовершеннолетнего (т.е. лица, не достигшего 18 лет, ст. 21 ГК) в обязательном порядке (даже если задержанный об этом не просит) уведомляются родители, иные законные представители (опекун, попечитель и т.п.);

3) должностное (иное уполномоченное) лицо обязано разъяснить задержанному его права и обязанности, предусмотренные в КоАП, о чем делается запись в протоколе об административном задержании (см. коммент. к ст. 27.4);

4) часть 4.1 введена в ст. 27.3 Законом N 203 от 04.12.06 и вступила в силу с 01.01.07.

О задержании транспортного средства см. коммент. к ст. 27.13. Как отмечалось выше различные федеральные органы исполнительной власти издали нормативные правовые акты в целях правильного применения ст. 27.3 (см. например, приказы МВД от 02.06.05 N 444 «О полномочиях должностных лиц МВД РФ и ФМС РФ по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию»; ФТС от 15.03.05 N 198 «О должностных лицах таможенных органов РФ уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»; Росатома от 13.04.06 N 168 «О реализации отдельных положений КоАП» и др.). Эти акты подлежат применению поскольку не противоречат нормам КоАП.

Статья 27.3. КоАП РФ. Административное задержание

Ст 27.3 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Читайте так же:  Законный представитель потерпевшего по административному делу

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Комментарий к статье 27.3. КоАП РФ:

1. Под административным задержанием понимается принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение. Административное задержание — неотложное действие компетентного должностного лица, обеспечивающее борьбу с административными правонарушениями. Оно применяется в исключительных случаях в целях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Юридическая природа административного задержания, как и любой иной принудительной меры, определяется целями, достижению которых служит данный правовой институт.

Административное задержание применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 Кодекса) в качестве принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления (ч. 4 ст. 27.5).

3. Конституция РФ, провозгласив и закрепив основные права и свободы граждан, большое внимание уделяет гарантиям неприкосновенности личности (ст. 22). В Российской Федерации никто не может быть подвергнут задержанию, кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом.

4. Административное задержание может иметь место только при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.

5. Административное задержание также не допускается:

  • а) при наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении;
  • б) при наличии основания для назначения административного наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения (см. ст. 28.6).

6. Административному задержанию не подлежат совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.

Как правило, не подвергаются административному задержанию военнослужащие. Однако при отсутствии военных патрулей военнослужащие могут быть задержаны для немедленной передачи их и материалов о правонарушениях военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.

В силу своего правового статуса не подлежат административному задержанию: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы (ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп.)); депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, неприкосновенность которых, однако, не распространяется на действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий (ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп.); без согласия прокурора субъекта РФ — депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования (ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.)) и некоторые другие категории граждан РФ в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

7. Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, лица без гражданства в случае совершения ими правонарушения могут быть подвергнуты административному задержанию на общих основаниях.

8. Задержанное лицо имеет право потребовать у должностных лиц, задержавших его, сообщить в кратчайший срок о месте своего нахождения родственникам, администрации по месту работы или учебы, а также защитнику. Административное задержание несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляется в дневное время. Если при административном задержании несовершеннолетнего отсутствуют родители или иные законные представители, они в обязательном порядке уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего органом, в производстве которого находится дело.

Кроме того, установлено правило, согласно которому об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или соответствующая воинская часть. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая комиссия (ч. ч. 4.1 и 4.2 комментируемой статьи).

9. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности в соответствии со ст. 25.1 Кодекса, о чем производится запись в протоколе об административном задержании.

Порядок деятельности соответствующих должностных лиц по оформлению административного задержания лица, доставленного в дежурную часть органа внутренних дел, определен Наставлением, утвержденным Приказом МВД России от 1 апреля 2009 г. N 248 (п. п. 18 и 19 Наставления).

10. Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем следует учитывать, что полиции в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» предоставлено право осуществлять административное задержание.

11. Полномочия должностных лиц органов внутренних дел (полиции) по осуществлению административного задержания при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц иных государственных органов, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, корреспондируют таким же их полномочиям по доставлению физического лица (см. комментарий к ст. 27.2 Кодекса).

12. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Неправомерное административное задержание обжалуется физическим лицом в порядке, предусмотренном законодательством (см. гл. 25 ГПК РФ).

13. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ряда положений ст. ст. 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.1 КоАП РФ в связи с жалобами граждан (РГ. 2009. 3 июля) определены критерии административного задержания и подчеркнуто право гражданина обжаловать соответствующие действия должностного лица, в том числе и тогда, когда производство по делу прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 24.5, в частности, в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.

Читайте так же:  Общегосударственная система мониторинга загрязнения окружающей среды россии

Признаки незаконного задержания и меры наказания сотрудников полиции

От незаконного задержания не застрахован никто. Граждане могут попасть под подозрение, оказавшись не в то время и не в том месте, по ложному обвинению или по заказу. Иногда люди приглашаются как свидетели и становятся подозреваемыми. Поэтому знание основ уголовно-процессуального законодательства и своих прав поможет избежать проблем при общении с сотрудниками правоохранительных органов по их инициативе.

Порядок разрешения судом жалоб на незаконное задержание

Поданная в суд жалоба на незаконные действия сотрудников полиции рассматривается судом в том случае, если лицо было подвергнуто аресту или фактически незаконно содержится под стражей.

Жалоба по ст. 301 УК РФ рассматривается судьями районных (городских) судов по месту содержания человека под стражей или по месту вынесения постановления о заключении гражданина под стражу.

Для разрешения жалобы судья запрашивает у сторон защиты или обвинения такие документы: протокол задержания, допроса, документы, характеризующие человека.

В процессе рассмотрения дела судья назначает дату для проведения судебного заседания, требует оформить доставку подозреваемого в суд, истребует необходимые материалы, вызывает свидетелей.

При рассмотрении жалобы на судебном заседании судья выясняет такие моменты:

  • кто присутствует на заседании;
  • разъясняет истцу и ответчику об их правах и обязанностях;
  • выслушивает заявителя, свидетелей и сторону защиты;
  • выносит постановление.

Можно ли требовать компенсацию за незаконное задержание?

Если суд признал действия сотрудника полиции незаконными, то заявитель имеет право на возмещение морального вреда в денежном выражении (ч. 3 ст. 133 УПК РФ).

Гражданин имеет право подать заявление в суд о возмещении морального или материального вреда, причиненного ему незаконным задержанием сотрудником полиции.

В исковом заявлении заявитель обязательно должен описать те физические или нравственные страдания, которые он перенес при незаконном задержании.

Также он должен обосновать размер компенсации (на практике, чем больше сумму он укажет, чем больше сможет получить).

Моральный вред по ст. 133 УПК РФ возмещается заявителю за счет государственной казны, поэтому в качестве ответчика в заявлении необходимо указать Министерство финансов России.

Получение компенсации

Видео (кликните для воспроизведения).

Компенсацию можно получить только по решению суда. Исковое заявление в суд готовится на основании статей 151, 1070 и 1100 Гражданского кодекса. Гражданский иск может рассматриваться как самостоятельное дело или в одном деле с иском в отношении обвиняемого, производившего незаконное задержание.

В заявлении прописывается следующее:

указываются истец, ответчики, обстоятельства задержания;

формулируется претензия на денежную компенсацию за причиненный материальный и моральный вред;

ставятся дата, подпись.

Если потерпевшему пришлось побывать в СИЗО, а после этого дело не получило продолжения, его должны реабилитировать. В компенсацию включаются неполученная зарплата, затраты на адвоката и прочие издержки.

Заявление подается в районный суд, где идет рассмотрение дела в отношении полицейских. Если дело не возбуждено, компетенция суда определяется по адресу прописки одного из ответчиков.

Что такое незаконное задержание человека?

Под незаконным задержанием гражданина понимается такое задержание, при котором сотрудник полиции нарушает порядок, предусмотренный законом.

Например, он задерживает человека без каких-либо оснований, не сообщает ему о причинах задержания.

Таким образом он нарушает право человека на личную свободу и неприкосновенность, подрывает веру населения в справедливую работу правоохранительных органов.

Признаки неправомерного задержания

Первичные признаки незаконного задержания сотрудниками полиции следующие:

Полицейский не назвал свою должность, звание, фамилию.

Полицейский не предъявил по требованию задержанного свое удостоверение.

Задержанному не разъяснены причина и основания для задержания.

Задержанному не зачитаны его права (юридическая помощь, услуги переводчика, уведомление родственников или близких лиц о факте задержания, возможность отказаться от дачи объяснений).

Отсутствует протокол о задержании, или не вручена его копия.

Рекомендуется записывать момент задержания на видеокамеру. Впоследствии может выясниться, что у полицейского не было основного доказательства — причастности задержанного лица к преступлению или нарушению. Факт незаконного деяния могут скрыть, и вы не сможете добиться привлечения сотрудника к ответственности и получения компенсации.

На какой срок полицейский может задержать человека в 2020 году?

Если сотрудник полиции заявляет, что человек подозревается в совершении административного правонарушения, тогда срок задержания не должен превышать 3 часов (согласно ст. 27.5 КоАП РФ).

Если речь идет о подозрении в совершении административного правонарушения, связанного с посягательством на режим Государственной границы, порядок пребывания на территории России или в случаях нарушения таможенных правил, тогда срок задержания не должен превышать 48 часов.

По подозрению в уголовном преступлении по общему правилу человека имеют право задержать только лишь на основании решения суда.

Если решения суда нет, то без его наличия подозреваемого имеют право задерживать только в таких случаях:

  • если человека застали непосредственно на месте совершения преступления;
  • если его задержали после преступления (например, на человека указали свидетели либо на теле, одежде подозреваемого есть следы преступления).

Если вышеозначенные правила не соблюдаются, значит задержание человека является незаконным.

Если человека задерживают по решению суда, то нужно помнить, что в течение 36 часов его должны доставить в суд.

Если подозреваемого задерживают без решения суда, тогда в течение 68 часов его должны доставить в суд, а в течение 72 часов человека должны либо отпустить, либо избрать для него меру пресечения.

Административка и помещение под стражу

Совершенные административные правонарушения подпадают под статьи Административного кодекса РФ (КоАП), а преступления — под УК РФ.

Административное задержание не может длиться более 3 часов. Ограничение свободы на 48 часов возможно в том случае, если за совершение нарушения КоАП предусматривает административный арест или выдворение лица за пределы России по судебному решению. Если нарушитель преступил пограничные, таможенные и миграционные законы, производится задержание до 48 часов с целью идентифицировать его личность или выяснить обстоятельства дела.

Уголовное право предусматривает наказание за преступление и меру пресечения на время следствия и суда.

Мера пресечения избирается, когда есть основания полагать, что подозреваемый или обвиняемый скроется, совершит еще одно преступление, уничтожит доказательства, будет угрожать свидетелю или воспрепятствует ходу расследования.

Читайте так же:  Административный штраф и производство по его исполнению

Под стражу могут заключить, когда подозреваемый или обвиняемый привлекаются по статье УК РФ, предусматривающей лишение свободы свыше 3 лет.

Следователь выносит постановление о задержании и отправляет подозреваемого в изолятор временного содержания (ИВС) на срок не более 48 часов. За это время он должен направить в суд ходатайство о заключении лица под стражу, а районный суд в течении данного срока избирает меру пресечения.

Попав в следственный изолятор, задержанному следует вести себя спокойно, чтобы не усугубить ситуацию. Успокоившись, можно разговаривать о своем деле с адвокатом и писать жалобы.

В каких случаях полиция имеет право задержать человека в 2020 году?

Сотрудники правоохранительных органов должны осуществлять свою деятельность согласно ФЗ № 3-ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 г.

В ст. 14 этого закона перечислены те случаи, при которых полиция имеет право задержать человека:

  • если лицо подозревается в совершении преступления;
  • если в отношении человека, подозреваемого в совершении запрещенных действий, была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;
  • если незаконопослушный гражданин уклоняется от отбывания уголовного наказания;
  • если человек совершил побег из-под стражи или не прибыл в назначенное время к месту отбывания наказания;
  • если лицо уклоняется от административного ареста;
  • если человек находится в розыске;
  • если военнослужащий подозревается в совершении преступления;
  • если осужденный уклоняется от исполнения судом воспитательных или принудительных мер наказания;
  • если человек отказывается от прохождения реабилитации в специализированных лечебных учреждениях (по решению суда);
  • если человек нарушает правила комендантского часа;
  • если лицо незаконно пробралось на охраняемые объекты;
  • если человек предпринял попытку самоубийства либо он имеет выраженные признаки психического расстройства.
  • Что делать, если вас незаконно задерживают?

    Если к вам подходит сотрудник полиции и просит пройти с ним в отделение полиции, а вы понимаете, что ни в чем не виноваты, тогда нужно:

    Куда обратиться за незаконное задержание?

    Подать жалобу на незаконное задержание сотрудниками полиции можно в такие инстанции:

  • Начальнику отделения полиции, в котором работает полицейский.
  • В местные органы МВД – локальные подразделения ОМВД, главное управление министерства внутренних дел.
  • В Управление по собственной безопасности. Можно позвонить на горячую линию по номеру +7-495-667-7447 или 7-800-250-023.
  • В прокуратуру. Если ни местные органы МВД, ни Управление по собственной безопасности не отвечают на заявление потерпевшего гражданина, тогда ему нужно подавать жалобу в прокуратуру. Сотрудники этой инстанции призваны защищать граждан в случае неправомерных действий полицейских.
  • В суд. Можно обжаловать действия полицейских в судебном порядке. Обращаться в эту инстанцию рекомендуется в том случае, если человек хочет получить моральную или материальную компенсацию.
  • Жалобу нужно подавать в письменном виде. Конкретного шаблона заявления не существует, однако в документе обязательно должна содержаться следующая информация:

  • наименование адресата – кому подается жалоба;
  • наименование адресанта – Ф. И. О. того, кто пишет жалобу, номер телефона;
  • детальное описание (без «воды») действий, обстоятельств, при которых подозреваемого задержали;
  • данные о сотруднике полиции – фамилия, имя, звание, к какому подразделению относится, данные полицейского авто;
  • просьба привлечь сотрудника полиции к ответственности за незаконное задержание;
  • дата составления жалобы и подпись заявителя.
  • Образец жалобы на незаконные действия сотрудника полиции представлен ниже:

    Руководителю 8 УМВД России по г. Омску

    от Петухова Ильи Сергеевича,

    проживающего по адресу: г. Омск,

    ул. Сталинградская, 16/2

    тел. 8 (916) 6555489

    Я, Петухов И. С. в период с 19:00 до 21:30 18.09.2018 г. находился в кафе «Фрегат» по адресу: г. Омск, ул. Сталина, 16а, где со своим товарищем отдыхал после работы.

    В 21:30 к нам подошли два сотрудника полиции в званиях младший и старший сержанты и потребовали, чтобы я прошел с ними в отделение № 8. При этом причину задержания они не назвали.

    Паспорт у меня был при себе. Сопротивления я не оказывал, но проследовал за ними. По прибытии в ОВД № 8 меня допрашивали, где я находился 17.09.2018 года. Я ничего им не говорил, поскольку не знал, по какой причине меня задержали. Тогда старший сержант Ольховский В. К. нанес мне несколько ударов по спине. После этого он предложил подписать документы. Он пригрозил мне, что если я не выполню его требование, то он посадит меня по ст. 158.1 УК РФ.

    Я отказался подписывать документы, потому что не совершал никаких преступлений.

    Через 12 часов меня отпустили. Я сразу обратился в больницу и зафиксировал побои: две гематомы на спине.

    Я полагаю, что действия сотрудников полиции: старшего сержанта Ольховского В. К. и младшего сержанта (фамилия и имя мне неизвестны) являются противозаконными.

    На основании вышеизложенного, прошу:

    • Провести проверку законности действий сотрудников полиции.
    • Наказать вышеупомянутых сотрудников полиции за незаконное задержание и нанесение физических повреждений.

    Также я ходатайствую о проведении судебно-медицинской экспертизы в кратчайшие сроки.

    19.09.2018 подпись Петухов И. С.

    Что грозит полицейскому за незаконное задержание человека?

    Естественно, что обычным выговором он не отделается. За любые незаконные действия горе-полицейского ждет серьезное наказание.

    Поэтому если вас незаконно задержали, то непременно стоит напомнить сотруднику полиции об ответственности за неправомерное задержание.

    Самое мягкое наказание в этом случае – до 3 лет ограничения свободы, а самое серьезное (если сотрудник полиции при незаконном задержании нанес человеку серьезных вред) — 8 лет лишения свободы.

    Как пожаловаться на сотрудников

    Когда вы уверены, что задержание производится незаконно, звоните сразу по телефону 102 или на горячую линию МВД (+7800250023), представьтесь и аргументированно излагайте свою жалобу.

    Если это не сработает, сопротивляться не стоит. У вас есть право воспользоваться 51-й статьей Конституции и отказаться от показаний. Дождитесь адвоката и составьте с ним письменную жалобу или сделайте это самостоятельно.

    Читайте так же:  Общественный порядок нарушение тишины

    В жалобе указываются:

    адресат (вышестоящее должностное лицо, вышестоящий орган МВД, орган прокуратуры или суд);

    адресант (ФИО, телефон, адрес);

    доводы незаконности задержания;

    данные о задержавших полицейских или номере их автомобиля;

    требование о привлечении полицейских к ответственности;

    Наказание для нарушивших правила

    Сотрудники правоохранительных органов, заведомо незаконно задержавшие человека, несут уголовную ответственность по статье 301 УК РФ.

    Под выражением «заведомо» понимаются действия стражей правопорядка, выходящие за рамки всех 13 пунктов части 2 статьи 14 закона «О полиции».

    Полицейского могут ограничить в свободе на срок до 3 лет, отправить на принудительные работы на 2 года, арестовать на 4-6 месяцев или лишить свободы сроком до 2 лет. Ему могут запретить занимать должности в полиции в течение 3 лет и уволить, лишив всех льгот.

    Заведомо незаконное заключение под стражу карается строже: нарушителей принудят к 4 годам работ или отправят в колонию на тот же период.

    Когда деяния повлекли тяжкие последствия, бывших полицейских ждут принудительные работы до 5 лет или колония от 3 до 8 лет. Под тяжкими последствиями понимаются смерть потерпевшего или тяжелое заболевание, суицид, утрата имущества, распад семьи, гибель оставшегося без присмотра малолетнего члена семьи.

    Незаконное задержание человека

    Задержание человека сотрудниками полиции всегда должно иметь законные основания. В противном случае действия правоохранительных органов будут являться незаконными.

    Однако в жизни граждане России часто сталкиваются со случаями незаконного задержания сотрудниками полиции.

    Поэтому необходимо понять, в каких случаях полиция имеет право арестовать человека, а когда она действует противозаконно.

    Наказание за незаконное задержание человека

    В УК РФ есть статья 301, обозначенная как незаконное задержание. Санкция этой статьи предусматривает такое наказание:

  • ограничение свободы сроком до 3 лет;
  • принудительные работы сроком до 2 лет;
  • арест на срок 4-6 месяцев;
  • лишение свободы сроком до 2 лет.
  • Дополнительно судья может вынести решение в отношении должностного лица, виновного в незаконном задержании гражданина – лишить его права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

    Если человека незаконно арестовали и заключили под стражу, тогда виновному может грозить одно из следующих наказаний:

    • принудительные работы сроком до 4 лет;
    • лишение свободы сроком до 4 лет.

    Если при незаконном задержании человека ему были причинены тяжкие последствия (например, причинение тяжкого вреда здоровью, лишение жизни человека), тогда виновному грозит такое наказание:

    • принудительные работы сроком до 5 лет;
    • тюремное заключение сроком 3-8 лет.

    Кого полиция не имеет права задерживать

    Полиция не имеет права кого-либо задерживать без законных на то оснований, которые в количестве 13 пунктов перечислены в части 2 статьи 14 закона «О полиции».

    Если человек не попал в круг подозреваемых по какому-либо преступлению или в отношении него не действует судебное решение, предусматривающее арест человека или заключение его под стражу, он спокойно может заниматься своими делами.

    Исключение составляют следующие случаи:

    нахождение на улице в комендантский час;

    проникновение на охраняемый объект;

    побег из психиатрического учреждения;

    требование в выдаче со стороны иностранного государства.

    Административному задержанию — кратковременному ограничению свободы — полицейские могут подвергнуть лицо в исключительных случаях, когда за совершенное административное правонарушение дело не ограничивается предупреждением или штрафом. Такая ситуация может произойти только при наличии данных о причастности человека к нарушению. Не допускается производить административное задержание при возможности на месте составить протокол, установить личность нарушителя.

    Административному задержанию не подлежат иностранцы с дипломатической неприкосновенностью, прокуроры, следователи, сенаторы, депутаты Государственной Думы, региональные депутаты при осуществлении полномочий, выборные лица местного самоуправления без согласия прокурора региона.

    Следователь полиции не имеет права задерживать гражданина по подозрению в совершении преступления, если:

    лицо не застали на месте преступления;

    нет показаний свидетелей или потерпевших, подтверждающих вину задерживаемого;

    в жилье задержанного лица или на нем самом нет следов преступления.

    Когда одно из вышеперечисленных условий выглядит с точностью до наоборот, нарушается 91-я статья Уголовно-процессуального кодекса РФ.

    Судебная практика по делам, касающихся ст. 301 УК РФ

    Случай 1. К лишению свободы сроком на 4 года были приговорены полицейские из Нижнего Новгорода, которые незаконно держали 75-летнюю пенсионерку в заключении более 6 часов подряд. На фоне разворачивающихся событий женщине стало плохо, и она перенесла гипертонический криз. А задержали ее потому, что она пришла на митинг в поддержку пенсионеров и повышения им пенсий. Старушка подала иск в суд на полицейских, которые ее незаконно задержали. Судья приговорил виновных к ответственности по ст. 301 УК РФ. Через какое-то время женщина подала еще один иск на возмещение моральной и материальной компенсации. Судья удовлетворил иск заявительницы частично – вынес решение о возмещении потерпевшей вреда в размере 10 тысяч рублей.

    Случай 2. К 3 годам лишения свободы были приговорены двое полицейских, которые незаконно задержали мужчину, сделавшего им замечание не курить в общественном месте. Они поместили его в камеру для административно задержанных на 8 часов, хотя по закону срок задержания не должен превышать 3 часов.

    Случай 3. Недавно был вынесен приговор двум полицейским, жертвами которых стало 2 подростка. Оперативники заподозрили подростков в краже. Они незаконно держали их в заключении 5 часов, а потом отпустили ввиду отсутствия доказательств их вины. После такого задержания молодые люди оказались в больнице с многочисленными травмами. Родители несовершеннолетних детей написали заявление в прокуратуру, после чего состоялось судебное заседание. Виновных полицейских приговорили к тюремному заключению сроком на 7 лет в колонии строгого режима.

    Согласно ст. 22 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не имеет права безосновательно задерживать человека и заключать его под стражу.

    Если сотрудники полиции пренебрегают этим принципом, тогда они могут понести наказание за незаконное задержание. Ответственность за такое деяние предусмотрена в ст. 301 Уголовного кодекса.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Наказание может быть разным в зависимости от степени тяжести преступления. Максимальное наказание – 8 лет лишения свободы.

    Источники

    Действия прокурора на незаконное административное задержание
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here