Чем грозит привлечение к административной ответственности

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Чем грозит привлечение к административной ответственности". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Административная ответственность и ее последствия

Ответственность – это понятие двуликое. С одной стороны ответственность подразумевает что-то хорошее и ассоциируется скорее с достоинством характера человека, с другой стороны она предполагает расплату за деяния, которые запрещены законом.

Ответственность наступает только после административного правонарушения – это закреплено законом, то есть если вы не совершили ничего противозаконного, ни одно уполномоченное лицо, которое может привлечь к административной ответственности и выписать, например, штраф, не сможет этого сделать. И самое главное, административная ответственность наступает только по правонарушениям, которые закреплены в КоАП РФ, если такого деяния, а соответственно санкции нет за проступок, то нет и наказания.

Административная ответственность в отличие от уголовной, скорее «грозит пальчиком», то есть наказывает за деяния в щадящем порядке. Щадящий порядок предполагает отсутствие судимости, некоторые действия могут нести как административную ответственность в виде штрафа, так параллельно и уголовную в виде лишения или ограничения свободы на определенный срок.

Несмотря на то, что административная ответственность приходиться на 16 лет, подросток, совершивший точно такое деяние в 14 лет, не останется без наказания, тоне не останутся без наказания его родители, которые являются законными представителями и несут ответственность до исполнения ребенку 16 лет.

Все правонарушители заносятся в административную базу МВД, поэтому если человек совершит повторное административное правонарушение, наказание будет значительно строже, чем прописывала бы статья, по которой произошло нарушение закона. Примером такого случая служит повторное пренебрежение к правилам дорожного движения водителями и пешеходами.

Попасть в списки нарушителей бывает очень чревато. Иногда случается так, то найдя хорошую работу, по условиям принятия на нее делают запрос в полицейскую структуру и бывает очень обидно, что хорошую, а порой и отличную характеристику со старого места работы омрачает ответ из милицейской базы данных. Поэтому перед тем, как нарушать, подумайте, а не отзовется в будущем административное правонарушение и не испортит ли оно так желаемую карьеру.

Привлечение к административной ответственности: порядок привлечения, основания

Согласно действующему законодательству, привлечение к административной ответственности должно происходить в соответствии с требованиями ГПК РФ. Обычно необходимо, чтобы мировой судья назначал штраф. Именно к его функциям относится назначение наказания за административные правонарушения. Однако также допускается выписывание штрафа уполномоченными лицами. Стоит понимать, что от административного до уголовного правонарушения часто отделяет немного, поэтому необходимо внимательно следить, что инкриминируют обвиняемому и по какой статье.

Суть административной ответственности

Выписка из статьи 2.1 КоАП РФ

Необходимо понимать, что такое административная ответственность и чем она отличается от уголовной. Основное отличие – это отсутствие тюремного заключения и запрета на занятие определенных должностей. Основные санкции сводятся к начислению штрафа за правонарушение. То есть, в КоАП собраны мелкие нарушения, за которые наказывают штрафом, арестом или принудительными работами.

Стоит отметить, что наказание предусмотрено по отношению к физическим и юридическим лицам. Отдельно выделяются должностные лица. Для компаний и должностных лиц наказание наиболее суровое, тогда как для физических лиц оно незначительное.

Стоит рассмотреть отличительные особенности этого вида ответственности:

  1. Это внесудебный вид привлечения к наказанию в большинстве случаев. Это значит, что должностные лица привлекают к ней. Если же дело доходит до суда, то им занимаются мировые судьи.
  2. Административные наказания налагаются лицами при исполнении, у которых есть подтверждающие их полномочия удостоверения.
  3. Данный вид ответственности не влечет за собой судимости.
  4. Некоторые наказания могут отличаться в разных регионах, так как виды ответственности регламентируются региональными правовыми актами.

Это основные особенности административной ответственности. Стоит понимать, что тот же штраф от сотрудника ГИБДД попадает под этот вид наказания. Таким образом, каждый день приходится сталкиваться с подобными нарушениями. Однако существует определенный список лиц, которые могут их выписывать, а также есть порядок наложения штрафа или иного вида ответственности.

Видео — Административное правонарушение: понятие, состав

Какие категории граждан считаются должностными лицами

В примечании к ст. 2.4 КоАП приводится понятие термина должностное лицо. Согласно ему, под должностным лицом понимается лицо, которое наделено правом давать распоряжения людям, не находящимся в прямой служебной зависимости от него. С учетом данного определения можно сделать вывод, что под такими лицами законодатель понимал государственных служащих, которые имеют определенный объем полномочий.

Указания и приказы должностного лица обязательны к исполнению другими гражданами, которые не находятся от него в служебной зависимости. Такие функции могут быть наложены на него законодательством: например, законом о госслужбе, ФСБ и пр.

Согласно другому определению, должностное лицо – это гражданин, который обладает определенными организационными, распорядительными, административными и хозяйственными полномочиями в государственных инстанциях, органах местного самоуправления или в Вооруженных силах.

В примечании к указанной статье КоАП приведен перечень граждан, которых допускается отнести к категории должностных лиц. В их числе такие:

  1. Руководители и работники компаний, которые нарушили выполнение организационных, распорядительных, хозяйственных и административных полномочий.
  2. Арбитражные управляющие (в делах о финансовой несостоятельности).
  3. Члены совета директоров организаций, счетных комиссий, ревизионных подразделений, созданных комиссий для ликвидации юрлица, учредители компаний (только по отдельным составам преступлений, например, по ст. 19.7.12 КоАП).
  4. Члены комиссий при осуществлении госзакупок, а также контрактные управляющие (например, по ст. 19.7.2 КоАП).
  5. Организаторы государственных закупок и лица, которые занимаются закупочной деятельностью (например, по ст. 7.32.3 КоАП).
  6. Члены комиссий в области лицензирования деятельности (исключительно по ст. 19.6.2 КоАП).
  7. Индивидуальные предприниматели, которые привлекают в своей деятельности наемный персонал либо работают без него (если иное не установлено в КоАП).
  8. Работники предпринимателей, которые совершили деяния из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения должностных обязанностей.
  9. Организаторы торгов и лица, которые занимаются проведением торгов (по ст. 7.32.4 КоАП).

Приведенное в комментариях к ст. 2.4 КоАП определение должностного лица существенно отличается от того, которое содержится в Уголовном кодексе.

К должностным лицам не приравниваются частные нотариусы, охранники и детективы (хотя по нормам ст. 11 НК эти лица по статусу приравниваются к предпринимателям).

Свои полномочия должностное лицо может осуществлять постоянно или временно (например, на время нахождения руководителя в отпуске), а также в соответствии со спецполномочиями (например, по доверенности, специальному удостоверению, приказу, учредительному документу и пр.).

Читайте так же:  О назначении административного наказания выносится

Срок исковой давности по административным правонарушениям

Срок исковой давности по административным правонарушениям составляет 3 года

По закону существует срок исковой давности по административным правонарушениям. Можно обращаться в суд или взыскивать штрафы любым доступным способом в течение 3 лет с момента вынесения судьей решения или выписывания штрафа.

Взыскание штрафа допускается через сотрудника ФССП. Он может выполнять следующие действия:

  • арестовывать банковские счета;
  • арестовывать имущество должника и реализовывать его через аукцион;
  • накладывать запрет на выезд за границу;
  • изымать водительское удостоверение.

Стоит отметить, что судебные приставы могут передать дело в суд за злостное уклонение от оплаты, если размер задолженности превысить 30 000 рублей. А для юридических и должностных лиц часто такая сумма – это средний размер штрафа.

Таким образом, наказание за административное правонарушение происходит согласно ГПК РФ. Если существуют нарушения процессуальных норм, можно заявить об этом. Тогда вопрос о том, чтобы назначить наказание, будет стоять открытым. Если получится доказать нарушение требований ГПК РФ, то нарушителя нельзя привлечь к ответственности.

Если есть основания, чтобы оспорить штраф, выписанные уполномоченным лицом, необходимо обращаться в мировой суд. Дело рассматривается после предоставления полного пакета документов. Когда нет доказательной базы, чтобы обосновать незаконность штрафа или иного вида наказания, приходится с ним мириться. При этом административное взыскание (даже через суд) не предполагает судимость. То есть, все конституционные права и свободы за гражданином сохраняются.

Порядок, особенности и сроки привлечения должностных лиц к административной ответственности

Административная ответственность является особой формой ответственности юрлиц. Должностные лица в Кодексе об административных правонарушениях выделяются в отдельную группу лиц, для которых установлена собственная степень ответственности.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург
  • Порядок и сроки привлечения к административной ответственности

    Процессуальный порядок и сроки для привлечения должностных лиц к административной ответственности являются общими и специальных процедур в отношении них по закону не предусмотрено. Аналогичными являются и сроки давности для назначения должностным лицам наказания по ст. 4.5 КоАП.

    Пошагово процедуру привлечения должностных лиц к ответственности можно представить следующим образом:

    1. Возбуждается делопроизводство по административному делу. Перечень оснований для этого перечислен в ст. 28.1 КоАП. Согласно правилам, при возбуждении дела оформляется протокол об административном правонарушении (кроме ситуаций, когда дело возбуждается прокурором или при автоматической съемке нарушения). Согласно ст. 28.5 КоАП, протокол составляется незамедлительно после совершения должностным лицом проступка. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств происшествия, то протокол составляется в течение 2 суток после выявления правонарушения. В случае проведения расследования он готовится по факту его завершения.
    2. Должностному лицу разъясняются его права и возможность обжалования протокола и в обязательном порядке дают с ним ознакомиться.
    3. Протокол передается на рассмотрение в суд.
    4. По результатам рассмотрения выносится решение о привлечении лица к ответственности или о прекращении делопроизводства.

    В случае невыполнения указанной обязанности по уплате штрафа в отношении должностного лица составляется новый протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП.

    За неуплату административного штрафа в установленные сроки на нарушителя налагается ответственность в виде неуплаченного штрафа в двукратном размере. Минимальное значение такого штрафа составляет 1000 р. Также к лицу может быть применено наказание в виде обязательных работ до 50 часов или административного ареста на 15 суток.

    Постановления об административных проступках, которые не приобрели юридической силы, могут быть обжалованы в органах прокуратуры.

    Особенности привлечения

    На практике помимо наложения штрафа используется такой метод наказания, как дисквалификация.

    Средний размер штрафа колеблется в пределах 5 000-50 000 рублей (его размер во многом зависит от вида и характера допущенного нарушения).

    А в отдельных случаях конфискуется предмет правонарушения. Например, из продаж изымается вся продукция, не соответствующая техническим или гигиеническим требованиям (согласно статье КоАП под номером 6.14). Или изымается судно, с борта которого велась незаконная ловля рыбы.

    Ещё один вид наказания — это временное приостановление деятельности сроком до девяноста суток. В отдельных случаях отстранение от должности может быть установлено на больший срок.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

    22.02.2018 г. Как избежать административной ответственности — основные ошибки контролирующих органов

    Нарушение проверяющим органом при производстве по делу об административном правонарушении установленных законом требований, является основанием для признания указанного постановления незаконным, которое подлежит отмене (ч. 2 ст. 211 АПК РФ; п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. №10). Нарушения административным органом процесса привлечения к административной ответственности – именно в этом вся сила построения линии защиты в суде юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем).

    Итак, к наиболее основным ошибкам контрольных органов относятся:

    1. Одной из самых распространенных ошибок контрольных органов является привлечение к административной ответственности при условии наличия самого события правонарушения, но отсутствия вины правонарушителя. Ведь в соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, если у организации (ИП) не было возможности для соблюдения норм КоАП РФ, то организация (ИП) не виновны. В качестве примера см. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 г. по делу N А41-14189/14.

    4. Основным принципом, которым должен руководствоваться проверяющий – соблюдение прав и законных интересов проверяемого лица. Несоблюдение указанной нормы является прямым основанием для отмены постановления о привлечении к административной ответственности. Согласно пункту 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Очень часто проверяющие органы не знакомят проверяемого с его правами. Факт ознакомления с правами должен обязательно отражаться подписью в протоколе в соответствующем разделе. Доказанный в суде факт отсутствия подписи представителя в графе «С правами ознакомлен» уже бывает достаточным, чтобы отменить оспариваемое постановление.

    Читайте так же:  Истечении срока исковой давности по долгам

    5. Самой распространенной ошибкой контрольных органов является нарушение проверяющими процедуры проведения проверки. Пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» указывает на перечень грубых нарушений, допускаемых указанными органами. См. дополнительно: http://iskivsem.ru/faq/193

    7. Следующей ошибкой при привлечении к административной ответственности является несоблюдение сроков давности. Сроки давности привлечения к административной ответственности предусмотрены в статье 4.5. КоАП РФ. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (пункт 2 статьи). Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных ст. 4.5 КоАП РФ, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

    8. Другой такой ошибкой административного органа является неправильная квалификации административного правонарушения. Зачастую государственные органы привлекают к административной ответственности, но при этом неправильно квалифицируют совершенное административное деяние. В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене. В качестве примера см. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.09.2015 г. N Ф04-17629/2015 по делу N А70-10178/2014.

    9. Пожалуй, к ошибкам контрольных органов можно также отнести наличие противоречащих данных. То есть, например, данные, занесенные в сам протокол, не соответствуют занесенным данным, указанным в постановлениях (даты, фамилии, подписи, объекты проверки и т.д.).

    На основании вышеизложенного, следует отметить, что выше указан далеко не исчерпывающий перечень ошибок, допускаемых контролирующими органами при привлечении к административной ответственности. Нарушение проверяющим органом в ходе проведения проверки и в ходе привлечения организации к административной ответственности вышеуказанных положений, также как нарушение им требований статей 28.1.1, 28.2. КоАП РФ, направленных на защиту прав и интересов проверяемого, носят существенный характер и являются самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемых постановлений.

    Внимание: По делам об оспаривании решений административных органов обязанность доказывания обстоятельств возложена на административный орган (в соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ).

    Срок привлечения к административной ответственности: особенности и исключения

    Административным правонарушением в нормативных актах РФ признается деяние, за которое предусмотрены разные виды ответственности. Избежать наказания можно в случае, если срок привлечения к административной ответственности истек. Иными словами, у правоохранительных органов есть определенный период времени, в течение которого они могут привлечь нарушителя к ответственности. Он регулируется соответствующими нормами законодательства, которые имеют некоторые особенности и исключения.

    Срок привлечения к административной ответственности

    Порядок и сроки привлечения

    Допущенное нарушение фиксируется проверяющими органами (например, трудовым инспектором) в специальном протоколе.

    Именно с составления такого протокола начинается расследование всех обстоятельств нарушения. Проверяющий орган собирает и тщательно исследует все доказательства вины, анализирует их на предмет привлечения к ответственности, а также устанавливает пределы наказания.

    Затем готовый протокол вместе с документами, подтверждающими или опровергающими факт нарушения, направляется в проверяющий орган. Это может быть как прокуратура, так и трудовая инспекция. Также дела об административных нарушениях рассматриваются некоторыми государственными органами и должностными лицами, уполномоченными на такие действия.

    • специальные комиссии, имеющие все полномочия для расследования и назначения наказания;
    • поселковые или сельские советы (их исполнительные комитеты);
    • суды (городские или районные), а также судьи;
    • представители Министерства внутренних дел;
    • государственные инспекторы;
    • представители различных надзорных органов (например, пожарной или санитарной службы).

    Для рассмотрения дела обычно приглашается сам нарушитель или его полномочный представитель.

    Уполномоченный орган или лицо рассматривает все обстоятельства и принимает окончательное решение. На этом этапе нередки случаи снятия всех обвинений и прекращения дела. Если должностное лицо признано виновным к нему применяются административные санкции, установленные законодательством для конкретного вида нарушений.

    Что касается сроков применения взысканий, то здесь используются следующие правила:

    1. Наказание должно быть назначено не позднее двух месяцев с момента совершения данного нарушения.
    2. Для нарушений, имеющих долгосрочный эффект, наказания назначаются с момента их обнаружения и документальной фиксации.

    Рассчитать декретные выплаты нужно правильно! Мы поможем вам в этом!

    Узнать о том, как правильно рассчитать больничный во время вашей беременности, и разобраться в этом вопросе, вы можете здесь.

    На какой максимальный срок можно рассчитывать при получении больничного, вы узнаете, если пройдете по ссылке и прочтете наш материал.

    Административное правонарушение: определение и признаки

    Административное правонарушение – противоправный поступок, который совершен физическим или юридическим лицом, и нарушает определенные нормы, зафиксированные в законодательстве. Ответственность за подобные деяния регулируется нормативными актами об административных нарушениях РФ или законами, действующими на территории субъектов Российской Федерации. Факт его совершения признается в следующих случаях:

    • гражданин осознавал противозаконный характер собственных действий и их результат, но не придавал им значения, желал или сознательно допускал наступление неприятных последствий, то есть совершил проступок умышленно;
    • нарушитель не предвидел, что его действия могут привести к неприятным последствиям или рассчитывал на их отсутствие, несмотря на то, обстоятельства свидетельствовали об обратном – в подобном случае принято говорить о неумышленном правонарушении.

    Проступки административного характера имеют определенные признаки, которые отличают их от уголовных проступков

    Следует отметить, что особых различий между умышленными и неумышленными административными правонарушениями нет – проступком может считаться как целенаправленная активность гражданина, так и полное его бездействие.

    Для справки! Административные проступки и уголовные преступления имеют немало общих черт и одно ключевое отличие – в первом случае деяние лица не повлекло за собой опасных для общества последствий. В качестве примера можно привести управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, которое регулируется и карается административным законодательством. Если же нетрезвый водитель сбил человека, дело переводится в уголовное поле.

    Правонарушением могут быть признаны как активные действия, так и полное бездействие гражданина

    Ответственность и срок давности

    Согласно законодательству, срок давности, на протяжении которого гражданин можно привлечь к ответственности за административный проступок, составляет два месяца. Если дело рассматривается в судебном порядке, то он увеличивается до 3 месяцев. Иными словами, если нарушитель не получил наказания на протяжении этого периода, наказать его будет невозможно. Из этого правила существуют исключения, которые обычно касаются проступков, которые повлекли или могли повлечь за собой тяжелые последствия.

    Читайте так же:  Неправильная квалификация административного правонарушения в протоколе

    Срок давности зависит от тяжести и категории правонарушения

    Если действия повлекли за собой ущерб здоровью других лиц (легкое или средней тяжести) срок давности увеличивается до года. Аналогичный период устанавливается в случае вождения в неадекватном состоянии (после употребления алкоголя или запрещенных средств), нарушения патентного, бюджетного, валютного, антимонопольного законодательства. Полный список противоправных действий, за совершение которых назначен срок давности в 1 год, перечислен в статье 4.5 Кодекса административных правонарушений РФ.

    Самыми тяжелыми административными проступками считаются те, которые связаны с коррупцией

    Срок привлечения лица к ответственности за административный проступок исчисляется со дня, который следует за датой совершения проступка или установления данного факта. Приостановление возможно только в том случае, когда обвиняемый гражданин проживает в другом регионе и дело должно рассматриваться по месту жительства. Период бюрократических процедур, передачи и поступления материалов из одного территориального органа в другой, в этом случае исключается из срока давности.

    Важно! Особый статус имеют незаконные действия, связанные с коррупцией – в случае их совершения срок давности может быть продлен до 6 лет.

    Признаки административного правонарушения

    Выписка из статьи 4.1 КоАП РФ

    Существует несколько признаков конкретно взятого правонарушения, при наличии которых допускается назначение штрафа или привлечение к иному виду ответственности, согласно положениям КоАП РФ. Стоит рассмотреть их подробнее.

    1. Противоправность предполагает совершение деяния, наказание за которое предусмотрено законом. Стоит понимать, что КоАП РФ постоянно дополняется. Периодически возникают вопросы, как наказать человека, который совершил общественно опасный поступок, но о котором нет информации в кодексе. В этом случае невозможно привлечь виновного к ответственности.
    2. Антиобщественный характер значит, что деяние должно нарушать права и свободы одного или нескольких лиц.
    3. Виновность, о чем говорилось в первом пункте. Важно, чтобы за определенное действие было предусмотрено наказание кодексом.

    Существует несколько видов наказания, которые предусмотрены КоАП РФ.

    Таблица 1. Виды наказаний за правонарушения по КоАП РФ

    Это все виды ответственности, которые сегодня предусмотрены за совершение правонарушения, предусмотренного КоАП.

    Административная ответственность в РФ

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Административное правонарушение предполагает штрафные санкции

    Согласно действующему законодательству, дела по административным нарушениям, которые дошли до суда, рассматривают мировые судьи. Если вопросов не возникает, то уполномоченные лица могут сами выписать штраф. Однако необходимо понимать, что в Уголовном кодексе РФ наказание действует на всей территории РФ. По КоАПу регионы сами могут принимать размер штрафа, исходя из особенностей развития субъекта РФ. Поэтому в Москве и Санкт-Петербурге размер многих штрафов выше.

    Допускается создание штрафов, которых нет в КоАП. Однако они будут действовать на территории определенного региона. Практика показывает, что штрафы, которые оплачивают нарушители по КоАП РФ, идут для пополнения регионального бюджета. То есть, эти деньги можно использовать на благоустройство населенных пунктов и развитие различных отраслей экономики.

    Важно. За многие нарушения предусмотрена скидка при оплате штрафа в течение определенного времени. Тогда можно заплатить только 50% от необходимой суммы. При этом будет считаться, что задолженности у гражданина нет. Но при оплате 100% никто не вернет излишки. Дело в том, что гражданин оплатил полную сумму и решил не использовать свое право на скидку. То есть, он осознал свою вину и захотел загладить ее перед муниципалитетом путем полной оплаты штрафных санкций.

    Социальная роль административной ответственности

    Административное наказание делает людей социально ответственными индивидуумами

    Роль административного наказания заключается в том, что она позволяет контролировать общество и не позволять отдельным личностям выходить за рамки положенного. Любое правонарушение карается различными способами. При этом необходимо иметь доказательства вины человека. Не важно, гражданин РФ или иностранец совершил правонарушение, от ответственности уйти не получится.

    Важно понимать, что благодаря КоАП РФ решается следующее:

    • осуществление контроля за общественным порядком;
    • пополнение государственного бюджета;
    • вынесение решений о наказании за незначительные общественные проступки.

    Не всех можно привлечь к наказанию за административный проступок. Закон предусматривает категории граждан, которые обладают неприкосновенностью. Это судьи, депутаты, некоторые чиновники. Также членов избирательных комиссий не всегда можно привлечь к административной ответственности. Они обладают неприкосновенностью во время проведения избирательной кампании. То есть, в некоторых случаях они могут нарушать некоторые правила, которые предусмотрены КоАП РФ, если это выполняется в интересах закона о выборах и для обеспечения деятельности избирательного участка. Пример – остановка около участкового избирательного участка, несмотря на запрещающий знак, когда привозятся бюллетени для голосования. В этом случае ФЗ «О выборах» требует от председателя УИК подъехать максимально близко к крыльцу, чтобы быстро перенести бюллетени в помещение для голосования и поместить их под охрану сотрудника полиции.

    Если сотрудник полиции решит привлечь за нарушение правил, достаточно предоставить удостоверение члена избирательной комиссии, мандат депутата, удостоверение судьи или другой документ, который дает право на неприкосновенность.

    Какими правовыми нормами регулируется привлечение должностных лиц к ответственности

    Должностное лицо по своему статусу является физическим лицом, поэтому при привлечении его к ответственности нужно учитывать положения:

    • ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, которая содержит указание на то, что можно рассматривать в качестве административного правонарушения;
    • ст. 2.2 – содержащая указание на формы вины при совершении проступка;
    • ст. 2.8 – исключающая ответственность должностных лиц, которые совершили проступок в невменяемом состоянии.

    Также привлечение должностных лиц к ответственности регулируется:

    • положениями ст. 2.5 КоАП об особенностях административной ответственности должностных лиц;
    • положениями ст. 2.1 КоАП о том, что привлечение должностного лица к ответственности не освобождает от нее саму организацию;
    • ст. 2.9 о возможности должностного лица получить освобождение от административной ответственности, если правонарушение было незначительным.

    Ответственность и наказание

    Наказание за административные проступки в отличие от деяний, зафиксированных в уголовном кодексе, является предупредительной, а не карательной мерой воздействия. К ответственности, согласно законодательству, могут быть привлечены лица старше 16 лет вне зависимости от гражданства, социального положения, рода деятельности или других факторов. Если правонарушитель не достиг соответствующего возраста, ответственность за его действия ложится на плечи родителей или законных опекунов.

    Наиболее распространенное наказание за мелкие и средние административные проступки — штраф

    Подробнее о возрасте наступления административной ответственности, а также о наказаниях, используемых для несовершеннолетних, вы можете узнать, прочитав статью на нашем сайте.

    Существует несколько видов наказания, причем конкретные санкции определяются в зависимости от тяжести проступка, степени вины гражданина и последствий его деяний.

    Читайте так же:  Ст мошенничество ук рф сроки давности

    Максимальный срок административного ареста составляет 15 суток, но в некоторых случаях он может быть продлен

    Подробнее о том как происходит привлечение к административной ответственности вы можете узнать, прочитав статью на нашем сайте.

    Если проступок был незначительным и не повлек за собой каких-либо неприятных последствий, наказание может отсутствовать – в таких случаях должностные лица обычно ограничиваются устным предупреждением или беседой. Следует отметить, что в законодательство регулярно вносятся изменения, поэтому наказание за определенный проступок и срок давности могут меняться.

    Административные правонарушения: виды, классификация, особенности

    Админпроступками могут быть признаны целый ряд деяний, которые кодекс объединяет в определенные группы. Классификация позволяет физическим и должностным лицам ориентироваться в особенностях законодательства и определять проступки, за которые нарушившего закон гражданина могут привлечь к ответственности.

    Классификация и виды противоправных деяний административного характера регулируются кодексом законов РФ

    Таблица. Группы, признаки и особенности административных проступков

    Это далеко не полный перечень противоправных деяний, которые относятся к админпроступкам и подлежат наказанию. Административные правонарушения и ответственность – особые процессуальные понятия, которые определяются соответствующими органами и должностными лицами.

    Кроме того, проступки административного характера можно условно поделить на легкие, средние и тяжелые, что определяется в зависимости от их последствий.

    Внимание! Наказание за административные проступки, которые носят региональный характер, может регулироваться не общим кодексом, а нормативными актами субъектов Российской Федерации, поэтому последствия для нарушителей могут быть разными.

    Виды административной ответственности

    Нарушения, за которые должностные лица могут быть привлечены к ответственности, обычно связаны с предпринимательской и административно-хозяйственной жизнью предприятий. В частности, это нарушения, связанные:

    • с исполнением работниками трудовых обязанностей по главе 5 КоАП;
    • с исполнением правил природопользования по главе 8;
    • с промышленным строительством и сферой энергетики по главе 9;
    • с сельскохозяйственной и ветеринарной деятельностью по главе 10;
    • с информационной сферой по главе 13;
    • с правилами предпринимательской деятельности по главе 14;
    • со сферой воинского учета по главе 21;
    • с таможенной сферой по главе 16;
    • со сферой оборота ценных бумаг по главе 17;
    • со сферой порядка управления по главе 19.

    Особенности привлечения к ответственности

    Несмотря на то что привлечение должностных лиц к ответственности по нормам КоАП производится в штатном режиме, некоторые особенности при назначении им наказания имеются.

    Хотя должностные лица формально являются физлицами, но их особый правовой статус приводит к большей общественной опасности совершенного правонарушения и к необходимости применения более строгой ответственности к ним.

    Особенностями привлечения должностных лиц к ответственности являются:

    1. Необходимость доказывания их правового статуса должностного лица. Например, факта работы в определенной компании, наличие неисполненных должным образом обязанностей.
    2. В статье КоАП должно быть прямо указано на то, что к ответственности по ней допускается привлечение должностных лиц.
    3. К ним применяется ограниченный перечень наказаний.
    4. Невозможность привлечения к ответственности должностных лиц, которые должным образом исполняли свои обязанности. Соответственно, уполномоченные инстанции должны дополнительно проверять полномочия и должностные инструкции данной категории нарушителей, соответствие действий должностных лиц предъявляемым требованиям.

    Военнослужащие, сотрудники ОВД, уголовно-исполнительной системы несут административную ответственность по специальным правилам.

    Таким образом, должностные лица выступают специальными субъектами административной ответственности, которых можно привлекать к ответственности в общем порядке, но с некоторыми особенностями по нормам КоАП.

    Когда должностное лицо несёт административную ответственность?

    Административная ответственность налагается не только на юридических лиц (предприятия, организации, учреждения), но и на их должностных представителей.

    Обычно таким способом наказываются различные нарушения трудового законодательства, допущенные работодателями в отношении своих работников.

    Причины для наказания руководителей бывают самим разными.

    Например, штраф может быть наложен за неправильное ведение трудовых книг или их отсутствие, за ущемление прав работников, за неправомерное увольнение с рабочего места или отказ в приёме на вакантное место. Для каждого нарушения в Кодексе об административных нарушениях предусмотрено своё наказание и меры воздействия.

    • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург
  • Ответственность по законодательству

    Из 442 статей Кодекса ответственность для лиц, занимающих высокие должностные посты, указана в 330 законодательных документах, то есть приблизительно 75% КоАП (в его основной части) относится к нарушениям, совершённым руководителями разных уровней.

    Нарушения обычно связаны с участием указанных лиц в предпринимательской, административной или хозяйственной деятельности разных юридических субъектов:

    Нарушения в таможенной сфере также достаточно распространены в нашей стране.

    Ответственность для лиц, посягающих на государственные институты, зафиксирована в семнадцатой главе Кодекса (10 из 15 статей).

    Нарушения в сфере порядка управления отображены в девятнадцатой главе Кодекса (19 из 27 статей).

    Нарушения в сфере воинского учёта граждан зафиксированы в двадцать первой главе Кодекса (4 из 7 статей).

    В дополнение к положениям Кодекса об административных правонарушениях многие субъекты федерации закрепили на законодательном уровне и другие нарушения, требующие административного наказания. Все они связаны с грубым нарушением прав и свобод работников, несоблюдением локальных нормативных актов и действующего трудового законодательства.

    Следует отметить, что применение наказания к физическому лицу (организации или предприятию, допустившему нарушения) не исключает наказания и виновных должностных лиц.

    Когда административная ответственность становится уголовной

    В зависимости от ущерба, административная ответственность может перейти в уголовную

    Согласно действующим законам, по некоторым статьям административная ответственность может перейти в уголовную. Чтобы судили по Уголовному кодексу РФ за мошенничество, потерпевший должен потерять более 2 тысяч рублей. Но есть статьи, при которых переквалифицировать в УК РФ можно при нанесении ущерба в 5 000 рублей и более 10 000 рублей.

    Для обвиняемого играет решающую роль, по какой статье его будут судить. Когда речь идет об Уголовном кодексе РФ, то наказание намного строже. Есть вероятность тюремного заключения, а размер штрафа выше. Поэтому рекомендуется нанимать адвоката, когда обвинитель пытается вывести дело на статью УК РФ.

    Согласно действующим законам, суды в России носят состязательный характер. То есть, у каждой стороны есть возможность доказать свою линию. Для этого необходимо предоставить соответствующую доказательную базу. При этом нужно юридически обосновать свои требования. В противном случае выиграет дело другая сторона.

    Читайте так же:  Кассационная жалоба приставы

    Меры административного наказания

    Возможные виды административных взысканий для должностных лиц перечислены в п. 1 ст.3.2 КоАП РФ. При этом кодекс не содержит определенных правил относительно того, что определенное наказание допускается применять к должностным лицам. Все они распространяются и на юридических, и физических лиц, а также ИП.

    Чаще всего рассматриваемая категория правонарушителей привлекается к наказанию в виде предупреждения, штрафа или дисквалификацией. Это связано с характером совершаемых ими проступков.

    В ст. 1.5 КоАП указано, что лицо подлежит административному наказанию только за те правонарушения, в отношении которых была установлена его вина. По умолчанию лицо, которое привлекают к ответственности, не должно доказывать свою невиновность (за некоторым исключением: например, если правонарушение было совершено в области благоустройства территории).

    В ст. 24.5 КоАП приведен перечень обстоятельств, которые исключают производство по делу об административном правонарушении:

    • отсутствие состава нарушения;
    • невменяемость физлица;
    • истечение сроков давности;
    • действия лица были совершены в состоянии крайней необходимости;
    • объявленная амнистия;
    • смерть должностного лица;
    • прочие ситуации.

    Кто является должностным лицом?

    Под должностными лицами следует понимать работников, занимающих руководящие посты и наделённых временно или на постоянной основе властными и распорядительными полномочиями (согласно статье КоАП под номером 2.4).

    Такими лицами решаются различные хозяйственные, финансовые, экономические, организационные и административные вопросы, связанные с деятельностью организации или предприятия, а также находящихся в подчинении работников или служащих.

    В Уголовном кодексе определение должностных лиц несколько уже. К ним относят руководителей государственных и муниципальных учреждений, командиров силовых структур и военных частей.

    Уголовной ответственности, как одному из видов юридической ответственности, подлежат руководители, допустившие особые нарушения, перечисленные в УК. В большинстве случаев к ним применяются лишь административные санкции и штрафы.

    Если суммировать все законодательные нормы, к лицам, занимающим высокое должностное положение, следует относить:

    • руководителей государственных или муниципальных учреждений и организаций;
    • руководителей силовых ведомств, структур и подразделений;
    • руководителей военных частей (командиров);
    • руководителей гражданских и коммерческих предприятий и организаций;
    • работников низшего звена, занимающих ключевые должности с распорядительными, организационными, административными и хозяйственными функциями (например, к должностным лицам можно отнести начальника одного цеха);
    • лиц, занятых предпринимательской деятельностью (учитываются также предприниматели, не зарегистрированные в качестве юридического лица согласно примечанию к статье КоАП под номером 16.1).

    Несмотря на возражения со стороны предпринимателей концепция преобразования их в юридических лиц (даже без соответствующей регистрации) будет развиваться. Так, в статье КоАП под номером 7.34 прямо указывается, что за нарушения в переоформлении прав пользования землёй (участком) предприниматели несут ответственность наряду с другими юридическими лицами.

    Как происходит привлечение к административной ответственности – пошагово

    Вопрос о том, как назначают штраф за превышение скорости, считается стандартным. Тут нет никаких нюансов. Сотрудник ГИБДД выписывает штраф, а водитель его оплачивает. Если не платит вовремя, то размер штрафа увеличивается. Не платит три года – задолженность аннулируется. Гораздо интереснее рассмотреть вопрос о рассмотрении дела в суд. Это позволит понять все особенности, чтобы представлять, в каком порядке требуется действовать. Нарушение процессуальных норм считается грубым нарушением. Если получится их выявить, то придется обвинителю отказаться от предполагаемых санкций.

    Шаг 1. Выявление правонарушения сотрудниками правоохранительных органов. Они должны пресечь дальнейшие беспорядки. После этого требуется составить протокол. Если нарушитель согласен с ним, то подписывает. Нельзя подписывать протоколы, которые заполняются карандашом. Всегда нужно использовать ручку. При этом можно подписать, указав, что обвиняемая сторона не согласна с изложенным.

    Выявление правонарушения сотрудниками органов правопорядка

    Шаг 2. Сбор доказательной базы и подача дела в суд. Необходимо обращаться в мировой суд по месту регистрации ответчика. Однако, если он проживает в другом регионе, то допускается обратиться по месту регистрации истца. В данном случае речь идет о месте нахождения отделения полиции, где составлялся протокол на нарушителя.

    Собираются доказательства и на основании этого дело передается в суд

    Шаг 3. Предоставление позиции на суде. Если у ответчика есть сомнения по поводу того, как выстроить свою линию защиты, то допускается обратиться к юристу. Он поможет представлять интересы клиента, юридически обосновав все его действия. Возможно, у юриста получится переквалифицировать статью, чтобы снизить наказание. Это важно, когда обвинитель пытается перевести дело в плоскость Уголовного кодекса РФ.

    Акт судебного разбирательства

    Шаг 4. Получение судебного решения. Если сторона не согласна с ним, то может подать апелляцию. Ее будет рассматривать вышестоящая инстанция. Однако нужно обладать весомыми основаниями, чтобы подавать жалобу. Если руководствоваться только желанием пересмотреть иск, то возможно применение более суровых санкций.

    Вынесение судебного решения

    Это стандартная схема рассмотрения дела через суд. Если наказание – это штраф (что бывает часто), то необходимо его оплатить в течение 10 дней с момента вступления решения в силу. Сделать это можно в любом отделении банка по указанным в решении реквизитам. Также допускается использовать онлайн банк и электронные кошельки. Важно понимать, что разные способы оплаты предполагают комиссию. Чтобы полностью исполнить свои обязательства по судебному решению, нужно оплачивать с учетом комиссии.

    Важно. Все судебные расходы тоже ложатся на проигравшую сторону, поэтому дополнительно придется оплатить их.

    Если проигравший не исполняет свои обязанности в установленные законом сроки, то дело передается сотрудникам ФССП. Они имеют право осуществлять взыскание всеми законными способами. При этом дополнительно начисляется исполнительный сбор 7% от суммы взыскания. Из этих процентов складывается зарплата сотрудников ФССП. Поэтому, чтобы сэкономить, рекомендуется самостоятельно и добровольно выполнять решение судьи.

    Можно ли смягчить наказание

    Смягчить наказание за административный проступок или вообще избежать его можно в случае признания своей вины и добровольного сообщения о правонарушении в соответствующие органы. Если ранее гражданин не совершал противоправных деяний и раскаивается в совершенном, ему обычно назначают минимальное наказание.

    Признание вины и раскаяние может смягчить административное наказание

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Ожидать окончания срока давности административного проступка в надежде избежать наказания не стоит. Подобные действия могут усугубить положение виновного и повлечь за собой дополнительное наказание, а если гражданин совершит похожее правонарушение в будущем, к нему могут быть применены серьезные санкции.

    Источники

    Чем грозит привлечение к административной ответственности
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here