Апелляционное производство по административным делам

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Апелляционное производство по административным делам". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 30.1 — 30.19)

Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

ГАРАНТ:

См. схему «Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях»

>
Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 307. Порядок рассмотрения административного дела судом апелляционной инстанции

Статья 307. Порядок рассмотрения административного дела судом апелляционной инстанции

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 307 настоящего Кодекса

1. Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

2. Если иное не установлено настоящим Кодексом, рассмотрение административного дела по апелляционным жалобе, представлению осуществляется коллегиально. При подаче апелляционных жалобы, представления на решение суда, принятое в порядке упрощенного (письменного) производства, административное дело рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично. Вместе с тем с учетом характера и сложности обстоятельств административного дела оно может быть рассмотрено в суде апелляционной инстанции коллегиально, о чем председателем суда, его заместителем, председателем судебного состава выносится определение.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

3. Заседание суда апелляционной инстанции открывает судья — председательствующий в судебном заседании, который объявляет, какое административное дело рассматривается, кем поданы апелляционные жалоба, представление и на решение какого суда, выясняет, кто из лиц, участвующих в деле, их представителей явился, устанавливает личность явившихся, проверяет полномочия должностных лиц, полномочия представителей, наличие у представителей документов, указанных в части 3 статьи 55 настоящего Кодекса, и разъясняет лицам, участвующим в деле, представителям их процессуальные права и обязанности.

4. Рассмотрение административного дела в суде апелляционной инстанции начинается с доклада судьи — председательствующего в судебном заседании или одного из судей. Судья-докладчик излагает обстоятельства административного дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционных жалобы, представления и поступивших относительно них возражений, содержание представленных в суд новых доказательств, а также сообщает иные данные, которые суду необходимо рассмотреть для проверки решения суда первой инстанции.

5. После доклада суд апелляционной инстанции заслушивает объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей. Первым выступает лицо, подавшее апелляционную жалобу, или его представитель либо прокурор, если им принесено апелляционное представление. В случае обжалования решения суда обеими сторонами первым выступает административный истец.

6. После объяснений лица, подавшего апелляционную жалобу, или прокурора, если им принесено апелляционное представление, и других лиц, участвующих в деле, их представителей суд апелляционной инстанции при наличии соответствующих ходатайств или по своей инициативе исследует имеющиеся в административном деле доказательства и принятые им новые доказательства.

7. По окончании выяснения обстоятельств административного дела и исследования доказательств суд апелляционной инстанции предоставляет лицам, участвующим в деле, возможность выступить в судебных прениях в той же последовательности, в какой они давали объяснения.

Информация об изменениях:

Часть 8 изменена с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

8. В ходе каждого судебного заседания суда апелляционной инстанции, а также при совершении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания ведется аудиопротоколирование и составляется протокол в письменной форме по правилам, установленным главой 20 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

9. В суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких административных исковых требований, об изменении предмета или основания административного иска, об изменении административных исковых требований, о предъявлении встречного административного иска, о замене ненадлежащего административного ответчика.

Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 30.1 — 30.19)

Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

>
Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
Содержание
Гуев А.Н. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. — Специально для системы ГАРАНТ, 2010 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Обжалование по административным делам

Отмена уже состоявшихся по итогам рассмотрения административного дела решений возможна применением процедуры – обжалование по административным делам.

Исполнение решения суда начинается после вступления его в силу. Поскольку административные дела связаны с нарушением прав вследствие осуществления властных полномочий (доказательства такого факта – одно из условий подготовки и подачи административного иска и принятия его судьей к производству), в большинстве случае следует ходатайствовать о немедленном исполнении решения суда. Например, по административным искам об оспаривании действий должностного лица важно признать их незаконными как можно скорее. Поэтому Кодекс административного судопроизводства по некоторым делам установил сокращенный срок для обжалования.

Апелляционное обжалование по административным делам

Решение суда по административному делу вступает в силу спустя 1 месяц (как правило), либо через 15 дней при упрощенном производстве по административному делу. Поэтому апелляционная жалоба подается до истечения указанных сроков с момента получения решения суда в окончательной части (не после оглашения в судебном заседании, а получения в письменной форме). Исключения: административный иск об оспаривании закона региона о роспуске представительного органа, правового акта о самороспуске, правовых актов по вопросу осуществления избирательных прав гражданами РФ, о помещении иностранца в специальное учреждение, госпитализации в психиатрическую больницу и др. (ст. 298 КАС РФ). Если срок апелляционного обжалования истек, вместе с жалобой подается ходатайство о восстановлении срока (или в тексте жалобы высказывается просьба об этом), иначе апелляционная жалоба будет возвращена.

Читайте так же:  Сроки обжалования постановления судебного исполнителя

Подавать апелляционную жалобу вправе лица, которые участвовали в деле, и их представители, а также все те, которые хоть в деле и не участвовали, но чьи права затронуты решением суда.

Апелляционная жалоба представляется в письменной форме в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции (можно подать и сразу в апелляционную инстанцию, но рассмотрение дела тогда будет длиться дольше). Подсудность определяется достаточно просто: это вышестоящая судебная инстанция. Если административный иск рассматривался районным судом, значит жалоба адресуется суду субъекта РФ. Если судом субъекта РФ, значит в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ, а если сразу в ВС РФ – в Апелляционную коллегию ВС РФ.

Апелляционная жалоба, помимо адресата, полного наименования сторон, должна содержать указание на то решение, которое обжалуется, основания его отмены и требование изменить или отменить решение, приложения. Подача апелляционной жалобы влечет незначительные судебные расходы в виде обязательной оплаты госпошлины в размере 150 руб. для граждан и 3000 руб. – для организаций.

Какие аргументы и требования приводить в апелляционной жалобе? Основания отмены решения суда установлены ст. 310 КАС РФ, при подготовке жалобы статью следует изучить и выбрать одно из оснований. Требование в жалобе должно быть сформулировано одним из следующих способов: отменить решение суда, изменить его полностью или в части или принять новое решение, направить на новое рассмотрение.

Апелляционная жалоба в случае принятия ее судом к производству будет рассмотрена по всем правилам судебного разбирательства, с извещением участвующих в деле лиц. Судебное разбирательство будет коллегиальным, ведется оно председательствующим судьей. Новые доказательства принимаются судом только при подтверждении факта объективной невозможности предоставления суду первой инстанции.

Сущность, понятие и основные причины возникновения апелляционных жалоб, представлений. Суд апелляционной инстанции и порядок рассмотрения в нем административных дел. Порядок рассмотрения частной жалобы, представления прокурора и признаки апелляции.

Подобные документы

Процессуальный порядок и сроки рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции. Права суда апелляционной инстанции при рассмотрении жалобы. Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции. Обжалование определений суда первой инстанции.

курсовая работа, добавлен 02.05.2012

Восстановление института апелляции в гражданском процессе. Процессуальные особенности возбуждения соответствующего производства. Основные полномочия суда апелляционной инстанции, анализ их постановлений и закономерности рассмотрения гражданских дел.

курсовая работа, добавлен 01.08.2017

Сущность, содержание и значение судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции в России. Исследование апелляционной жалобы и представления, их структуры и содержания, предъявляемых к ним требований, процессуальных последствий их несоблюдения.

автореферат, добавлен 23.03.2018

Общая характеристика апелляционного производства. Анализ стадий рассмотрения дела. Порядок обращения в хозяйственный суд апелляционной инстанции, и возбуждение судебного производства. Принятие апелляционной жалобы и вынесения судебного постановления.

учебное пособие, добавлен 04.03.2013

Понятия и виды апелляции. Сущность и значение апелляционного производства. Процессуальный порядок рассмотрения апелляционной жалобы. Практика рассмотрения гражданских дел и экономических споров в апелляционной инстанции с участием таможенных органов.

дипломная работа, добавлен 02.04.2013

Принципы, понятие, виды апелляции, предпосылки апелляционного обжалования. Пределы рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. Разбирательство дел в суде апелляционной инстанции. Институт апелляции в арбитражном процессе Российской Федерации.

курсовая работа, добавлен 07.04.2015

Характеристика понятия и сущности апелляционной инстанции в гражданском процессе, порядка возбуждения апелляционного производства и особенности рассмотрения апелляционной жалобы (представления). Анализ полномочий суда апелляционной инстанции в России.

курсовая работа, добавлен 23.04.2014

Общие положения об апелляционной инстанции в арбитражном процессе. Право апелляционного обжалования и порядок его осуществления. Порядок и сроки рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. Оставление решение суда первой инстанции без изменения.

курсовая работа, добавлен 30.09.2013

Значение апелляционной инстанции. Общие правила апелляции, право подачи апелляционной жалобы. Порядок апелляционного обжалования и сроки подачи апелляционной жалобы. Арбитражный суд как орган судебной власти в сфере предпринимательской деятельности.

контрольная работа, добавлен 11.12.2013

Понятие и сущность апелляционной инстанции в гражданском процессе. Порядок возбуждения апелляционного производства, рассмотрения апелляционной жалобы, полномочия суда апелляционной инстанции. Основаниями к отмене или изменению решения мирового судьи.

Статья 295 КАС РФ. Право апелляционного обжалования (действующая редакция)

1. Решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.

2. Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит лицам, участвующим в деле, а также лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом. Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в административном деле.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Кассационное обжалование по административному делу

Кассационному обжалованию подлежат уже вступившие в законную силу решения суда, прошедшие стадию апелляционного обжалования. Для инициирования указанного процесса в суд кассационной инстанции до истечения 6 месяцев после вступления решения суда первой инстанции в силу направляется кассационная жалоба. При пропуске срока либо в жалобе, либо в отдельном ходатайстве, заявитель должен высказать просьбу восстановить пропущенный по уважительным причинам срок.

Кассационная жалоба может быть подана одной из сторон административного дела, иными лицами (если решение затрагивает и нарушает их права), прокурор (если представитель этого органа участвовал в деле).

Заявитель обращается сразу в суд кассационной инстанции. Так как по правилам подсудности большинство административных дел рассматриваются районными судами, кассационная жалоба обычно подается в президиум суда субъекта РФ. Если в ходе апелляционного обжалования суд оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения, но при этом приводит новые мотивы в обоснование обжалуемого решения, а заявитель с ними не согласен – кассационная жалоба подается в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ.

Читайте так же:  Рассрочка выплаты административного штрафа

Содержание кассационной жалобы идентично апелляционной. Однако при ее подготовке особое внимание следует уделить доказыванию существенного нарушения судами, рассматривавшими административное дело, норм материального или процессуального права. К жалобе в обязательном порядке прилагаются заверенные судом копии судебных актов, принятых по делу (их можно получить в канцелярии суда, который выносил соответствующий акт). Госпошлина рассчитывается аналогично, как при подаче апелляционной жалобы.

По итогам рассмотрения жалобы сначала принимается вопрос – передать ли ее на рассмотрение суда или отказать в такой передаче. Рассматривается жалоба в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле, коллегиальным составом суда. Решение принимается большинством голосов судей. Результат будет объявлен в день заседания.

Обжалование в порядке надзора по административному делу

При неудовлетворительном итоге апелляционного и кассационного обжалования судебного решения, заключительным способом отменить ранее вынесенное решение станет пересмотр в порядке надзора.

Надзорная жалоба подается непосредственно в Президиум ВС РФ лицами, участвующими в деле или теми, чьи права нарушены в результате принятия оспариваемого акта суда. Обратиться с жалобой можно в течение 3 месяцев со дня вынесения последнего судебного акта по делу (кассационного определения).

Помимо общих требований к содержанию надзорной жалобы, как наименование суда, сторон, реквизитов всех вынесенных по делу судебных актов, указывается одно из оснований для отмены таких актов (или все сразу). Это – нарушение прав человека и гражданина, которые закреплены Конституцией РФ, международными нормами и договорами, нарушение публичных интересов или прав неопределенного круга лиц, а также нарушение в единообразия толкования и применения правовых норм. Причем в последнем случае необходимо привести примеры конкретных судебных решений и постановлений высших судебных органов. Госпошлина определяется согласно требованиям НК РФ.

По итогам рассмотрения надзорной жалобы суд примет одно из следующих решений:

  • оставить в силу вынесенные по делу судебные акты, а надзорную жалобу без удовлетворения;
  • отменить судебные акты полностью или в части и направить административное дело на новое рассмотрение;
  • отменить и прекратить производство по административному делу;
  • изменить один из судебных актов или несколько;
  • оставить жалобу без рассмотрения по существу.

В дальнейшем изменить решение суда можно будет только в международных инстанциях или обратившись с заявлением о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Других способов обжалования по административным делам нет.

Уточняющие вопросы по теме

Если я не получу решение суда по административному иску в течении 30 дней, то вступит ли оно в законную силу?

Алгоритм действий при обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл.30 КоАП РФ)

Название документа: Алгоритм действий при обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл.30 КоАП РФ)
Вид документа: Комментарий, разъяснение, статья Дата принятия: 19 декабря 2016

Настоящий комментарий не носит официального характера и может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.

Права на использование данного авторского материала принадлежат АО «Информационная компания «Кодекс». Без согласия автора или АО «Информационная компания «Кодекс» допускаются установленные частью IV Гражданского кодекса Российской Федерации правомерные способы использования данного материала.

Видео (кликните для воспроизведения).

Опубликование данного материала, а также изменение и (или) иная переработка его с целью опубликования осуществляется только с разрешения автора или обладателя права на использование данного материала — АО «Информационная компания «Кодекс».

Особенности рассмотрения административных дел в порядке апелляционного производства

Полянский П.А.
Российский государственный университет правосудия
студент 3 курса

Институт обжалования судебных решений был известен еще во времена Римской империи, где можно было подать жалобу на решения нижестоящего суда. В России институт обжалования судебных решений зародился во времена Ивана III. Со временем порядок обжалования изменялся. Во времена правления Петра I в апелляционную жалобу запрещалось включать требования, которые не были рассмотрены судом первой инстанции. В дальнейшем суть апелляционного пересмотра менялась, производство стало ревизионным, апелляционный суд направлял дело на новое рассмотрение суд первой инстанции. Однако основное назначение института апелляции на протяжении веков оставалось одинаковым: проверка обоснованности решений первой инстанции и устранение допущенных ошибок при принятии решения.

Большинство российских правоведов справедливо отмечают, что для пересмотра решений в порядке апелляционного производства для КАСа РФ необходим существующий опыт гражданского и арбитражного процессуального законодательства. В связи с этим при пересмотре дел в порядке апелляции по КАСу РФ необходимо обращаться к нормам ГПК и АПК РФ.

Глава 34 КАСа дает определение пересмотра дела в апелляционном порядке как одну из форм контроля за деятельностью судов первой инстанции, проверяющую законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений суда первой инстанции.

На мой взгляд, необходимо расширить перечень случаев для возвращения дела на новое рассмотрение. Необходимо добавить такое основание, как недостаточность мотивации судебного решения, так как часто суды из-за технических ошибок могут искажать смысл формулировок решения; если какие-либо доказательства были рассмотрены судом, но не учтены при вынесении решения.

Однако в данном случае возникает вопрос о целесообразности применения неполной апелляции. Недостатки присутствуют как в полной, так и в неполной апелляции. Так, М.Ш. Пацация к недостаткам полной апелляции относит:

  • медлительность производства из-за необходимости исследования новых доказательств;
  • отсутствие непосредственного изучения доказательств, поскольку апелляционный суд часто имеет дело лишь с протоколами суда первой инстанции;
  • необходимость присутствия в апелляционном суде сторон, что влечет для них дополнительные расходы;
  • стимулирование пассивности сторон в суде первой инстанции из-за возможности достижения необходимого результата при повторном рассмотрении дела в апелляционном суде.

Применение неполной апелляции не согласуется с критериями доступности и справедливости правосудия. Полная доступность не может быть достигнута в данном случае, поскольку сторона лишена возможности представить новые доказательства, даже если они не были представлены ею в первой инстанции не по мотиву недобросовестности. Неполная апелляция не соответствует критерию справедливости, поскольку заявитель лишается права полноценной защиты своих прав в апелляции, единственной инстанции, где происходит повторное рассмотрение дела по существу [3].

Читайте так же:  Электромагнитное загрязнение окружающей среды понятия источники последствия

В главе 34 КАС РФ закреплен порядок рассмотрения дела в порядке апелляции. Моделью для разработки порядка рассмотрения административного дела в апелляционной инстанции послужило гражданское процессуальное законодательство. Однако КАС закрепил несколько новых положений, которые будут рассмотрены далее.

Для начала необходимо сказать о сроках подачи апелляционной жалобы. В гражданском и административном процессуальном законодательстве предусмотрен общий и специальный сроки подачи жалобы. Общий срок является одинаковым и составляет один месяц со дня принятия судом решения. Специальные сроки предусмотрены в ГПК, АПК, и КАС РФ, но технически эта задача решается по-разному.

В ч. 2 ст. 321 ГПК РФ сказано, что апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не предусмотрены ГПК.

КАС РФ предусматривает исчерпывающий перечень дел и сроков апелляционного обжалования, установленного для них. В ст. 305 КАС РФ устанавливает специальный срок рассмотрения дел. Помимо специальных сроков подачи апелляционной жалобы, такие сроки установлены и в отношении вынесения судом определения об оставлении жалобы без движения (общий срок – пять дней и для отдельных категорий дел – три дня). Сокращенный срок установлен по делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение, по делам о госпитализации гражданина в медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь, по делам о психиатрическом освидетельствовании. Специальный срок установлен и в отношении частной жалобы и представления прокурора, сроков рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции. Специальный срок как правовой институт в КАС регламентирован четче, чем в ГПК и АПК [4].

Интересным является вопрос о восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы. В КАСе, ГПК и АПК РФ этот вопрос решается по-разному. В гражданском процессе решение о восстановлении пропущенного срока выносит суд первой инстанции в судебном заседании с извещением заинтересованных лиц. В арбитражном процессе вопрос решается судом апелляционной инстанции без извещения участвующих в деле лиц.

КАС РФ занял промежуточную позицию. Вопрос о восстановлении пропущенного срока решается в суде первой инстанции, как и в ГПК, но без извещения участвующих в деле лиц, по аналогии с АПК. По моему мнению, рассмотрение данного вопроса в суде первой инстанции является наиболее разумным, поскольку в случае отказа в восстановлении пропущенного срока, стороны могут обжаловать отказ в суд апелляционной инстанции. Однако положение о неизвещении участвующих в деле лиц является спорным. «Само по себе проведение судебного заседания без извещения участвующих в деле лиц вызывает недоумение и является по существу не более чем фикцией. Разумеется, по факту никакого судебного заседания проводиться не будет, а судья этот вопрос будет рассматривать у себя в кабинете без соблюдения требований процессуальной формы» [5].

Еще одним спорным вопросом является двухэтапный порядок подачи апелляционной жалобы. На первом этапе подается заявление о намерении обжаловать судебное решение, на втором – жалоба в установленный законом срок. Срок подачи составляет один месяц. Считаю необходимым внести положение, согласно которому срок подачи делился бы на два этапа, поскольку это ускорило бы вступление решения суда в законную силу. Подобный порядок существует за рубежом. Применение двухэтапного порядка позволит стороне тщательнее составить апелляционную жалобу. В настоящее время наблюдается большое количество жалоб, которые судьи оставляют без движения из-за их неправильного составления. Применение двухэтапного порядка поможет решить данную проблему.

Гражданская и административная апелляция различается также по составу суда, рассматривающего дело. КАС РФ выделяет только коллегиальную форму, а ГПК РФ рассматривает как коллегиальную, так и единоличную, предназначая последнюю для рассмотрения дела в районном суде по апелляционным жалобам, представлениям на решения мировых судей.

Частичный анализ различий в процессуальных нормах КАС, ГПК И АПК РФ показывает, насколько тесно связана эта тема с унификацией процессуального законодательства. Из-за различий в процессуальных нормах возникает неравное положение участников процесса, полномочий судов апелляционной инстанции. Институт пересмотра судебных актов является важной гарантией эффективного правосудия, поэтому важно, чтобы нормы были максимально унифицированы, безусловно, с учетом специфики публичных отношений.

[1] Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // «Собрание законодательства РФ», 09.03.2015, N 10, ст. 1391офиц. текст: по сост. на 03.07.2016 г. // Рос. газета. – 2015. – № 49.

[2] По делу о проверке конституционности части первой статьи 320, части второй статьи 327 и статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Е.В. Алейниковой и общества с ограниченной ответственностью «Три К» и запросами Норильского городского суда Красноярского края и Центрального районного суда города Читы: постановление Конституционного суда РФ от 21.04.2010 № 10-П // Рос. газета. – 2010. – № 5182 (103).

[3] Пацация М. Ш. О полной и неполной апелляции в арбитражном процессе // Законодательство и экономика. — 2005. — № 12, С. 50

[4] Гамидова Э.Г. Рассмотрение административных дел в порядке апелляции по кодексу административного судопроизводства Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2016. №4 (46)

[5] Масаладжиу Р.М. Апелляционное производство по административным делам: новые подходы и старые проблемы // Законы России: опыт, анализ, практика. – № 5. – 2016.

Производство по административным делам в суде апелляционной инстанции

Комментарий к ст. 295 КАС РФ

1. За последние годы в судах общей юрисдикции производство по проверке судебных актов, не вступивших в законную силу, претерпело существенные изменения как по уголовным, так и по гражданским делам.

Именно с учетом произошедших изменений, апробированных в судебной практике, в частности по гражданским делам, в КАС предусмотрено, что в судах общей юрисдикции проверка не вступивших в законную силу судебных актов по административным делам осуществляется в единой форме производства в суде апелляционной инстанции независимо от того, суд какого уровня выступал по административному делу в качестве суда первой инстанции (гл. 34 КАС).

Читайте так же:  Срок давности возврата кредита

С одной стороны, возможность обжалования не вступившего в законную силу судебного акта, принятого судом при рассмотрении и разрешении административного дела по существу, является одной из гарантий права на судебную защиту и доступности его реализации. С другой стороны, производство в суде апелляционной инстанции по административным делам является обычной (ординарной) процедурой проверки законности и обоснованности судебных актов судов первой инстанции, прохождение которой обязательно для реализации в дальнейшем права на обжалование судебных актов, вступивших в законную силу.

Стадию апелляционного производства по административным делам в соответствии с КАС в силу закрепления в законе специфики процессуальных сроков, субъектного состава, процессуальных действий, совершаемых судами первой и апелляционной инстанций, можно разделить на два этапа:

1) подача заинтересованными лицами апелляционных (частной) жалобы, представления (ст. ст. 295, 297 — 299 КАС) и разрешение вопроса об оставлении жалобы, представления без движения (ст. 300 КАС), о возвращении жалобы, представления (ст. 301 КАС) либо о принятии жалобы, представления для совершения действий, предусмотренных ст. 302 КАС. На данном этапе проверяется только наличие у лица права на апелляционное обжалование, соответствие апелляционных (частной) жалобы, представления предъявляемым требованиям к форме, содержанию и перечню прилагаемых к ним документов, а также рассматриваются по существу ходатайства заявителей относительно восстановления пропущенного процессуального срока на апелляционное обжалование и предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера или освобождения от ее уплаты.

Все перечисленные действия, фактически связанные с возбуждением апелляционного производства по административному делу, осуществляются судом первой инстанции, постановившим обжалуемый судебный акт;

2) рассмотрение административного дела по апелляционным (частной) жалобе, представлению судом апелляционной инстанции (ст. ст. 306 — 307 КАС). Только на этом этапе по существу разрешается вопрос относительно законности и обоснованности судебных актов, постановленных по административному делу, не вступивших в законную силу.

Соответственно действия, совершаемые на данном этапе, осуществляются по административному делу непосредственно судом апелляционной инстанции.

2. В ч. 1 комментируемой статьи содержится указание на объект обжалования в апелляционном порядке по административным делам.

Объектом обжалования в апелляционном порядке являются не вступившие в законную силу решения судов первой инстанции.

При этом необходимо отметить, что не вступившие в законную силу решения судов первой инстанции могут быть объектом апелляционного обжалования в любой их части. Например, заявителем может быть обжаловано решение суда только в мотивировочной части, если изложенные в ней выводы нарушают его права, свободы и законные интересы, в частности в дальнейшем могут иметь преюдициальное значение при рассмотрении и разрешении иных дел (независимо от вида судопроизводства, в котором они будут рассматриваться).

Кроме того, судебные акты по административным делам могут быть обжалованы в апелляционном порядке только в части разрешения вопроса о распределении между сторонами административного спора судебных расходов (ст. 111 КАС) или лишь в части возмещения расходов по оплате услуг представителя (ст. 112 КАС).

В том случае, когда судом первой инстанции на основании ст. 183 КАС по административному делу принято дополнительное решение, то самостоятельными объектами апелляционного обжалования будут являться и основное решение, которое принято по окончании судебного разбирательства (ст. 174 КАС), и дополнительное решение, принятое судом после окончания судебного разбирательства (ч. 3 ст. 183 КАС).

Во всяком случае если апелляционные жалоба, представление поданы на ту или иную часть решения суда либо основное или дополнительное решение, то обжалуемое решение не вступает в законную силу в целом, поскольку в силу ч. 1 ст. 308 КАС суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

3. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрен круг субъектов, имеющих право на апелляционное обжалование решения суда первой инстанции, не вступившего в законную силу.

Так, в качестве таковых могут выступать:

1) лица, участвующие в деле, перечень которых содержится в ст. 37 КАС.

При этом апелляционная жалоба может быть подана как самим лицом, участвующим в деле, так и его надлежаще уполномоченным представителем либо законным представителем (ст. 54 КАС). Полномочия представителя на подачу апелляционной жалобы должны быть оформлены в соответствии со ст. ст. 56 и 57 КАС.

В отношении представителя лица, участвующего в деле, следует иметь в виду, что, с одной стороны, в отличие от уголовного судопроизводства представитель в административном судопроизводстве не имеет самостоятельного права на обжалование судебных актов отдельно от права лица, участвующего в деле, являющегося доверителем. В то же время с учетом обязательного участия лиц, участвующих в деле, в административном деле через представителя, предусмотренного ч. 5 ст. 45 КАС, и специфики правил гл. 5 КАС по ряду административных дел представитель лица, участвующего в деле, выступает вместо указанного лица.

Следовательно, по всем административным делам, в которых принимал участие представитель лица, участвующего в деле, копии решения суда надлежит направлять не только непосредственно лицу, участвующему в деле, но и его представителю, что нашло отражение в ч. 1 ст. 182 КАС (в отличие от ст. 214 ГПК).

В соответствии со ст. ст. 4, 37, 40 и 45 КАС правом апелляционного обжалования судебных актов суда первой инстанции обладают также лица, которые в предусмотренных законом случаях обращаются в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц.

Кроме того, к лицам, имеющим право на апелляционное обжалование, относятся правопреемники лиц, участвующих в деле (ст. 44 КАС).

При этом правопреемники лиц, участвующих в деле, обладают правом апелляционного обжалования независимо от того, вступили ли они в процесс при рассмотрении административного дела в суде первой инстанции.

Соответственно, если процессуальное правопреемство произошло после окончания судебного разбирательства по административному делу, но до вступления в законную силу решения суда, правопреемник может первоначально обратиться к суду с ходатайством о замене им стороны в порядке, предусмотренном ст. 44 КАС, а затем подать апелляционную жалобу. Однако правопреемник стороны административного спора не может быть лишен права обратиться с апелляционной жалобой, минуя этап замены стороны в соответствии со ст. 44 КАС.

Читайте так же:  Уголовная и административная ответственность юридических лиц

Такой подход уместен и в большей степени отвечает принципу осуществления административного судопроизводства в разумные сроки (п. 4 ст. 6 и ст. 10 КАС);

2) лица, не привлеченные к участию в деле, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебными актами.

Право на апелляционное обжалование таких лиц соотносится с безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, если судом принято решение о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле (см., например, п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС).

Для разрешения вопроса о праве указанных лиц на подачу апелляционной жалобы необходимо установить следующее: а) эти лица обладают административной процессуальной правоспособностью, административной процессуальной дееспособностью и административной процессуальной правосубъектностью, несмотря на то что не привлекались к участию в административном деле (ст. 5 КАС); б) из содержания апелляционной жалобы и документов, прилагаемых к апелляционной жалобе, без сомнения явствует нарушение обжалуемым решением суда прав, свобод и законных интересов таких лиц, т.е. они лишаются прав, ограничиваются в правах, наделяются правами и (или) на них возлагаются обязанности; в) защита указанных нарушенных прав, свобод и интересов подведомственна судам общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства (ст. ст. 1 и 17 КАС). При этом не имеет значения, указаны ли такие лица в мотивировочной и (или) резолютивной частях судебного акта.

В противном случае должно наступить последствие, указанное в п. 1 ч. 1 ст. 301 КАС, — возвращение апелляционных жалобы, представления, однако у такого лица остается право на подачу самостоятельного административного искового заявления, так как принятые судебные акты в отношении его прав и обязанностей не будут обладать для него свойством преюдициальности (см. ч. 2 ст. 64 КАС);

3) прокурор, участвующий в деле.

Прежде всего следует учитывать специфику участия прокурора в административном судопроизводстве, в силу которой прокурор по административному делу может участвовать не только в защиту прав других лиц, что предусмотрено ст. 39 КАС (когда административным истцом, согласно ч. 2 ст. 38 КАС, является лицо, в чьих интересах прокурором предъявлено административное исковое заявление), но и в качестве непосредственно административного истца, что отдельно закреплено в ч. 2 ст. 38 КАС.

При этом следует учитывать, что по смыслу ст. 39 КАС прокурор является лицом, участвующим в деле, независимо от того, в какой из форм он принимал участие в административном деле (в частности, им ли предъявлялось административное исковое заявление в защиту прав других лиц, или прокурор вступил в административное дело, начатое по административному исковому заявлению другого лица), а также независимо от того, принимал ли прокурор реальное (непосредственное) участие в административном деле.

Кроме того, необходимо учитывать, что апелляционное представление может быть принесено должностными лицами прокуратуры также в том случае, если прокурор не был привлечен судом первой инстанции к участию в деле, в котором его участие является обязательным в силу федерального закона (ч. 7 ст. 39 КАС).

Следует иметь в виду, что апелляционное представление может быть принесено прокурором в интересах лиц, не привлеченных к участию в деле, если судебными актами разрешен вопрос об их правах или обязанностях. Необходимость принесения апелляционного представления в защиту прав, свобод и законных интересов указанных лиц должна быть мотивирована прокурором применительно к требованиям ч. 1 ст. 39 КАС.

Таким образом, прокурор полномочен на принесение апелляционного представления в следующих случаях:

— в соответствии с ч. 2 ст. 38 КАС административное исковое заявление возбуждено по административному исковому заявлению, предъявленному прокурором, обратившимся в суд для реализации возложенных на него контрольных или иных публичных функций;

— в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 39 КАС административное дело возбуждено по административному исковому заявлению, предъявленному прокурором в интересах другого лица, независимо от того, извещался ли он судом первой инстанции о судебном заседании и присутствовал ли он непосредственно в судебном заседании;

— в соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС административное дело могло быть возбуждено по административному исковому заявлению, предъявленному прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов лиц, не привлеченных к участию в деле;

— в соответствии с ч. 7 ст. 39 КАС прокурор был привлечен судом первой инстанции к участию в административном деле в целях дачи заключения независимо от того, извещался ли он судом первой инстанции о судебном заседании и присутствовал ли он непосредственно в судебном заседании;

— в соответствии с ч. 7 ст. 39 КАС прокурор подлежал привлечению судом первой инстанции к участию в административном деле в целях дачи заключения, несмотря на то что судом первой инстанции он не был привлечен к участию в деле.

4. Как и ГПК, КАС не предоставляет лицам, участвующим в деле, право на присоединение к апелляционной жалобе, поданной иным лицом, участвующим в деле.

Соответственно, если с решением суда первой инстанции не согласны несколько лиц, участвующих в деле, возможно два варианта реализации ими права на апелляционное обжалование:

— подача единой апелляционной жалобы несколькими лицами, если их доводы относительно незаконности и (или) необоснованности решения суда совпадают, которая подписывается каждым заявителем (например, подача жалобы административными соистцами или подача жалобы стороной и заинтересованным лицом, участвующим в деле и поддерживающим ее доводы);

Видео (кликните для воспроизведения).

— подача самостоятельных апелляционных жалоб каждым из лиц, участвующих в деле, независимо от совпадения их доводов относительно незаконности и (или) необоснованности решения суда, в том числе если один из них подал жалобу раньше другого.

Источники

Апелляционное производство по административным делам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here