Административный штраф за неявку в налоговый орган

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Административный штраф за неявку в налоговый орган". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Ответственность за непредставление (несдачу) налоговой декларации и другой отчетности

Статья 119 Налогового кодекса РФ — Непредставление налоговой декларации
(расчета финансового результата инвестиционного товарищества)

(по состоянию на 01 марта 2018 года)

Непредставление установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета

влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок
влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Статья 119 1 . Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)

Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Статья 119 2 . Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения

Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере сорока тысяч рублей.

Те же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере восьмидесяти тысяч рублей.

Что делать если вызвали на допрос, а отвечать не хочется?

При получении повестки с вызовом на допрос, можно отправить в ИФНС письмо следующего содержания:

«Ответственность свидетеля за неявку свидетеля на допрос установлена ст. 128 НК РФ, где указанно следующее: неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей.

Вы не сообщили мне, о каком налоговом правонарушении идет речь, не указали номер и дату документа, в котором установлен факт правонарушения. По этой причине у вас нет права меня оштрафовать за неявку на допрос».

Вариант 2

Явится в инспекцию на допрос и отказаться от дачи показаний с перспективой наложения штрафа в размере 3000 руб. От этого действия мало толку. За неявку штраф меньше (1000 руб.), и оправдаться можно: болел, командировка и т.д.

Вариант 3

Явиться на допрос, но на те вопросы, на которые нет хорошего ответа, отвечать уклончиво: не помню, давно было, не знаю, не в моей компетенции.

Явка есть, отказа от дачи показаний нет, но и самих показаний тоже нет. Но для этого нужны крепкие нервы, трезвая голова и адвокат на соседнем стуле.

Минфин считает, что неявка по вызову налоговой инспекции, в том числе на комиссии, грозит штрафом

В целях пополнения бюджета налоговики организуют всевозможные комиссии, на которые приглашают налогоплательщиков для дачи пояснений о своей деятельности. Вызов на такие комиссии часто осуществляется под угрозой административного наказания. Насколько правомерны требования инспекторов, организация попыталась выяснить у главного финансового ведомства. (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 01.09.10 № 03-02-08/48).

ПРАВА И ПОСЛЕДСТВИЯ
Вопрос налогоплательщика касался правового статуса созданного при налоговой инспекции Координационного центра по контролю за мигрирующими организациями и организациями, имеющими признаки фирм-«однодневок» (далее — Координационный центр). Интересовала его и правомерность принудительного вызова на заседание центра. Однако Минфин России фактически уклонился от ответа. Разберемся в ситуации самостоятельно.

Координационный центр не может существовать
Есть несколько документов, регламентирующих деятельность налоговых органов. Прежде всего это положения Налогового кодекса (ст. 30 НК РФ). Территориальные органы осуществляют деятельность в соответствии с Положением об инспекции ФНС России*. Структуру территориальной инспекции утверждает ее руководитель (п. 9.3, 9.4 Положения об инспекции ФНС России). Получается, что теоретически Координационный центр может быть предусмотрен в структуре конкретной инспекции.

* Положение об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня (утв. приказом Минфина России от 09.08.05 № 101н).

Вместе с тем Налоговый кодекс и Положение об инспекции ФНС России не предусматривают создание структурных подразделений в качестве экспертных органов. Отсутствует статус Координационного центра как экспертного органа и в других законодательных актах**. Поэтому можно утверждать, что такой Координационный центр не является экспертным органом.

** В частности, в федеральных законах от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», от 31.05.01 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 73-ФЗ).

Более того, при проведении судебной экспертизы эксперт должен быть независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела (ст. 7 Закона № 73-ФЗ). Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

Правовой статус Координационного центра, созданного при налоговой инспекции как ее структурное подразделение, изначально исключает его независимость. В связи с чем он по определению не может быть квалифицирован в качестве экспертного органа в силу своей «структурной» заинтересованности в исходе дела.

Представляется, что сведения, собранные таким Координационным центром, могут быть использованы инспекцией исключительно для планирования или подготовки мероприятий налогового контроля (камеральных или выездных налоговых проверок). Между тем никакой доказательной силы данные этого центра иметь не могут. Ведь информация или документы, собранные подобным способом, не предусмотрены в качестве доказательств ни Налоговым (ст. 100, 101), ни Арбитражным процессуальным (ст. 64, 65, 67, 68), ни Гражданским процессуальным кодексами. Кроме того, доказательства, полученные налоговыми органами вне рамок налоговых проверок, не могут считаться таковыми при доказывании налоговых правонарушений***.

Читайте так же:  Постановление пленума срок давности

*** Такой вывод сделан в определении ВАС РФ от 21.11.07 № 15627/07 и во многих других судебных решениях

Таким образом, деятельность Координационного центра по сбору и предоставлению информации внутри структуры налогового органа для целей планирования мероприятий налогового контроля сама по себе не может повлечь для компании неблагоприятных последствий. Факты налоговых правонарушений, служащие основанием для доначисления налогов, пеней и применения штрафных санкций, должны быть выявлены и зафиксированы налоговиками исключительно по тем правилам, которые установлены налоговым законодательством, и подкреплены предусмотренными законом доказательствами (ст. 88, 89, 100, 101 НК РФ).

ПРАВИЛА ВЫЗОВА
Налоговые органы вправе вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов либо в связи с проверкой, а также в иных ситуациях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Другие случаи вызова для дачи пояснений являются незаконными, и, следовательно, организация вправе не выполнять такое требование (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ). При этом за неисполнение законного требования должностные лица налогоплательщика могут быть привлечены к административной ответственности (п. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

Именно на эти нормы ссылается Минфин России, когда подтверждает право налогового органа на принудительный вызов компании. Главное условие — уведомление о вызове должно быть направлено самой инспекцией, а не Координационным центром. Иначе привлечь к административной ответственности по статье 19.4 КоАП РФ налогоплательщика будет трудно. Еще один важный момент — уведомление о вызове для дачи пояснений должно быть составлено по специальной форме, утвержденной приказом ФНС России от 31.05.07 № ММ-3-06/338.

При решении вопроса о законности вызова налогоплательщика для дачи пояснений относительно уплаты налогов и в других предусмотренных законом случаях существенное значение имеет и то, для кого он представляет пояснения. Часто на так называемых зарплатных, убыточных и прочих комиссиях помимо сотрудников налоговых органов присутствуют лица, не имеющие отношения к инспекции (представители администрации района, города и др.).

Присутствие на таких комиссиях (заседаниях) лиц, не являющихся сотрудниками налоговых органов, вступает в противоречие со статьей 102 НК РФ, которая гарантирует налогоплательщику соблюдение налоговой тайны. Законность проведения таких комиссий (заседаний) и возможность привлечения налогоплательщика к ответственности за неявку на такое мероприятие представляются сомнительными.

Статья напечатана в журнале «Документы и комментарии» №20, октябрь 2010 г.

За неявку в налоговый орган после письменного уведомления предусмотрена административная ответственность

Налоговым кодексом Российской Федерации закреплено право налогового органа вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Полученное налогоплательщиком уведомление о вызове, составленное по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/[email protected], содержит законное требование налогового органа.

Вместе с тем, согласно ст.1 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», налоговые органы относятся к органам, осуществляющим государственный надзор.

Неповиновение законному требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей (ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Следовательно, неявка в налоговый орган налогоплательщика, вызванного на основании письменного уведомления, составленного по установленной форме, влечет применение административного наказания.

Оцените работу своей налоговой инспекции — «Анкетирование».

Лишить спокойствия и сна. Вызов в налоговую

Поток вопросов из налоговой к бизнесу нескончаем и непреодолим. Требования, запросы, уведомления и прочие тревожные сигналы прилетают из налоговой постоянно. Но по ряду причин налоговый орган хочет видеть бизнесмена лично. Чтобы заслушать, пожурить коллегиально или допросить как свидетеля.

Цифровизация налогового контроля, обработка гигантских объемов деклараций, связей и зависимостей влечет массу вопросов для анализа по несоответствиям, расхождениям и разрывам.

Контрольно-профилактические методы налоговой , связанные с вызовом в инспекцию, означают, что ваша компания — в фокусе налогового органа. В разработке.

Грамотные правила реагирования на процессуальные действия налоговой помогут вам правильно настроиться и вовремя принять меры, необходимые для безопасности вашего бизнеса.

Свидетель в налоговом и уголовном деле. В чем разница?

Применение термина «допрос» в НК, на мой взгляд, не совсем правомерно и вносит путаницу в отношения налогоплательщиков и налоговых органов.

За дачу ложных показаний при допросе свидетеля сотрудником полиции при расследовании уголовного дела свидетель привлекается к уголовной ответственности, он также может быть подвергнут принудительному приводу для дачи показаний. Свидетель по уголовному делу имеет право отказаться от дачи показаний без присутствия адвоката, а может вообще отказаться от дачи показаний на основании ст. 51 Конституции и не будет за это оштрафован.

На налоговый допрос нельзя доставить принудительно, а ответственность за отказ от дачи показаний и за дачу ложных показаний ограничена наложением штрафа в 3000 руб.

Не всякие свидетельские показания физических лиц в налоговом процессе будут приняты судом в качестве доказательства, поскольку достоверность свидетельских показаний, полученных в рамках ст. 90 НК, не обеспечивается угрозой какой-либо серьезной ответственности.

Вызов на комиссию любого вида – это еще не проверка

В самой комиссии ничего страшного нет. Надо трезво понимать, что это еще один метод воздействия на вас, способ «добровольного принуждения» доплатить налоги.

Вызов на комиссию не всегда ведет к проверке, хотя угрозы и запугивания — это основные тренды поведения ревизоров в разговоре с бизнесом.

Отказ от дачи показаний на допросе в ИФНС

Однако налоговые органы считают иначе.

Читайте так же:  Пеня неисполнение решения суда

Позиция ФНС

Заключается в том, что свидетель, отказываясь от дачи показаний, злоупотребляет правом, предусмотренным Конституцией. Он должен отвечать на вопросы, относящиеся к деятельности организации, в которой работает. Расширительное толкование ст. 51 является ошибочным, противоречит нормам действующего законодательства, принципам гражданского долга, ответственности перед обществом, гражданином которого являешься.

В то же время директор или главный бухгалтер допрашиваются в качестве должностных лиц и должны дать показания о деятельности компании, а не в отношении себя лично.

Свидетель вправе воспользоваться указанной нормой только при ответах на вопросы, прямо затрагивающие его права и интересы как физического лица. На этом основании налоговые органы налагают на свидетеля штраф в размере 3000 в соответствии с п. 2 ст. 128 НК.

Позиция налогоплательщиков

Налогоплательщики, оспаривающие такое решение в суде, приводят свои аргументы. Если свидетель – руководитель или бухгалтер предприятия, то он считает, что вызван в налоговый орган в качестве свидетеля для дачи показаний по делу о налоговом правонарушении, производство по которому производится в отношении его самого.

Значит полученные показания могут быть использованы против него, а, следовательно, в силу п. 1 ст. 51 Конституции исключается применение ответственности по ст. 128 НК.

Суд

Суды различных регионов РФ и в разные годы принимают решения как в пользу ФНС, так и в пользу налогоплательщика. В последнее время общая тенденция ужесточения администрирования бизнеса коснулась и этой темы: суды все чаще отказывают свидетелям «молчунам» в иске.

Вызов для дачи пояснений

Могут вызвать любого налогоплательщика. Форма вызова: письменное уведомление.

Можно послать другого человека – бухгалтера, юриста, налогового консультанта, оформив простую доверенность от директора.

За неявку директору грозит предупреждение или административный штраф в размере от 2000 до 4000 руб. ( ст.19.4 КоАП).

Если человек пришел в ИФНС, но отказался давать показания, то оштрафовать его за это налоговики не смогут.

Вызов для дачи показаний не стоит недооценивать. На практике суды признают допустимыми доказательствами результаты пояснений наряду с результатами допросов.

Совет: на уведомление о вызове для дачи показаний советую направить осведомленного и осторожного человека по доверенности. Главного бухгалтера, юриста или налогового консультанта. Чтобы разузнать, что интересует налоговиков о вашей компании, провести «разведку боем».

«Горячий» хит

Налоговики под сомнительными предлогами отказывались принимать налоговые декларации компаний, которые казались им подозрительными. Например, директор «номинал» или массовый. Или компания имеет признаки однодневки. Или отчетность сдается с нулевыми показателями. Настаивали на вызове директора в инспекцию, чтобы убедиться, что он настоящий.

Примечание: данные действия вызвали недоумение и возмущение в бизнес сообществе, и налоговая служба была вынуждена отозвать свое ранее изданное письмо, предписывающее тормозить сдачу отчетности по причине подозрения компании в нарушениях.

Если у налоговой возникнут подозрения в совершении правонарушения вашей компанией или вашими контрагентами, директора вызовут на допрос в качестве свидетеля.

Официальный сайт

Кто не может быть допрошен

  • лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
  • лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Такие основания приведены в Конституции РФ (ст. 51, часть 1) и в законодательных актах: ГК (ст.69, п.4), УПК (ст. 56), КоАП (ст. 25.6): никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом. К близким родственникам относятся:

  • супруг;
  • супруга;
  • родители;
  • дети;
  • усыновители и усыновленные;
  • родные братья и родные сестры;
  • дедушка, бабушка, внуки.

Допрос или пояснение?

Налоговый орган вправе (подпункт 4 п. 1 ст., 31 НК) вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов и сборов. Вызов делается в виде письменного уведомления и может быть связан с налоговой проверкой или проведением анализа исполнения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах. Налоговики называют такой анализ «предпроверкой».

Любой человек, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля может быть вызван в качестве свидетеля для дачи показаний (п.5 ст. 90 НК).

Это два различных процессуальных действия, несколько отличающиеся по правовым последствиям для вызванного налогоплательщика. Общие черты и отличия сведены в таблицу.

Процессуальное действие

Вызов для пояснений Кого можно вызвать Кто может вызвать

Уполномоченное должностное лицо налогового органа вне связи с проверкой.

Уполномоченное должностное лицо налогового органа, но только в рамках налоговой проверки, даже если она приостановлена. Не могут допрашивать сотрудники полиции, не участвующие в налоговой проверке Можно ли послать бухгалтера или юриста по доверенности Можно ли прийти с юристом или адвокатом?

НК не содержит запрета. Право получения юридической помощи гарантировано ст. 48 Конституции РФ.

НК не содержит запрета. На практике налоговики часто пытаются отказать в участии представителя, но это не законно. Что будет, если не прийти?

Предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц — от 2000 до 4000 руб. (ст. 19.4 КоАП).

Налоговый орган не может подвергнуть свидетеля к принудительному приводу для дачи показаний, а ответственность за неявку ограничена штрафом в 1000 руб. (ст. 128 НК) Что будет, если прийти, но отказаться от дачи показаний

Штраф законом не предусмотрен. Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 (п. 2.3)

В соответствии с ст. 128 НК за неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно за дачу заведомо ложных показаний на виновное лицо налагается штраф в размере 3000 рублей. О правомерности отказа см. текст ниже. Оформление протокола

Обязательно, с уведомлением об ответственности за дачу ложных показаний и праве не свидетельствовать против себя и своих близких.
Видео (кликните для воспроизведения).

Зачастую на допрос вызывают рядовых сотрудников, в надежде получить от них информацию о правонарушениях или о налоговых схемах, рассчитывая на их незаинтересованность и слабое понимание технологии бизнеса. Например, работники склада могут дать показания о том, откуда и как поступает товар на склад и тем самым раскрыть схему уклонения от уплаты налогов.

Читайте так же:  Мероприятия по несанкционированным свалкам

Вызов на допрос в качестве свидетеля

Вызов на допрос может означать, что над компанией сгущаются тучи: налоговая проводит предпроверочный анализ. На допрос могут вызвать как должностное лицо, так и любого сотрудника компании, и даже уволившегося. И вообще, любого гражданина, который владеет информацией и может дать показания о совершении налогового правонарушения.

Директору важно правильно подготовиться к допросу, доказать, что он не «номинал», и грамотно ответить вопросы, касающиеся деятельности компании.

На допрос вызывают повесткой. Вызовы по телефону можно игнорировать, так как отсутствует официальное подтверждение того, что вы были уведомлены.

Результат допроса оформляется протоколом. С предварительным уведомлением об ответственности за дачу ложных показаний и праве не свидетельствовать против себя и своих близких.

После проведения допроса инспектор обязан вручить свидетелю копию протокола.

Послать вместо себя на допрос другого человека нельзя. Можно пойти на допрос с любым сотрудником, например юристом, главным бухгалтером. Или с адвокатом. На сопровождающего нужно оформить простую доверенность. Участие адвоката не может заменить ваше личное присутствие, но его помощь может оказаться бесценной.

Присутствие адвоката будет эффективным, если он не только следит за процедурными вопросами, но и в курсе дел компании, интересующих налоговиков.

За неявку без уважительных причин грозит штраф 1 000 руб. А за отказ от дачи свидетельских показаний либо за дачу заведомо ложных показаний — 3 000 руб.

Можно предположить, что проще заплатить штраф, чем пойти на допрос и сообщить лишнее. Это ошибочное суждение.

Во — первых, неявка на допрос может послужить при камеральной проверке «формальным» основанием отказа в возврате или зачете налога.

Во-вторых, налоговая может сделать вывод, что вам есть что скрывать и углубиться в процесс изучения вашей деятельности.

В-третьих, неявка на допрос признается косвенным доказательством налогового нарушения. И судами тоже. Они относятся критически к показаниям должностного лица, проигнорировавшего вызов на допрос в налоговую.

В-четвертых, если вы свидетель действительно важный, то на допрос могут прийти и по месту жительства, и даже с представителем полиции.

Как вести себя при вызове в инспекцию

Не стоит недооценивать вызовы в налоговую. Это сигнал, что вы у ревизоров в разработке. Пойдете — будете знать больше.

Лучше идти с бухгалтером, юристом и налоговым консультантом. Понять, что от вас хотят, что накопали налоговики. Оценить масштаб бедствия.

Общий настрой должен быть холодным и расчетливым:

  1. Не поддавайтесь на провокации и психологическое давление. Налоговики часто с ходу начинают запугивать и вести себя так, что вы совершенно точно виноваты, а доказать это — лишь вопрос времени. Не реагируйте на эти выпады.
  2. Отвечайте только по существу. Только на поставленный вопрос, Как можно короче.
  3. На вопросы о деталях вашей коммерческой деятельности, вроде «как вы заключили договор» или «как нашли этого поставщика», всегда можно ответить, что для более детального ответа необходимо вспомнить и поднять документы.
  4. Если интересы компании в налоговой инспекции будет представлять опытный и толковый эксперт в области налогообложения и налогового права – это большая удача!

Комментарий к статье 119 Налогового кодекса РФ

Статья 119 НК РФ устанавливает ответственность за нарушение сроков представления налоговой декларации. При этом ответственность за направление декларации неустановленной (устаревшей, утратившей силу) формы названной нормой не предусмотрена.

Следовательно, привлечение налогоплательщика к ответственности за представление налоговой декларации неустановленной (устаревшей, утратившей силу) формы неправомерно.

За непредставление (несвоевременное представление) налогового расчета ответственность, предусмотренная статьей 119 НК РФ, не применяется. Ответственность за несвоевременное представление указанного расчета установлена пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

Физические лица, получившие доход, должны сдать до 30 апреля следующего года налоговую декларацию (3-НДФЛ), т.е. «сдать» сами себя.

Организации, в зависимости от выбранной системы налогообложения, сдают декарации в разные сроки. Информацию о сроках отчетности можно узнать в налоговом календаре для бухгалтера.

Налоговую декларацию можно предоставить в налоговую инспекцию:

по электронным каналам связи (если это прямо предусмотрено нормативными актами).

Статья 119 НК РФ не предусматривает ответственности за нарушение установленного способа представления налоговой декларации. Как разъяснено в письме Управления МНС России по г. Москве от 12.10.2004 N 11-15/65542, порядок представления налоговой декларации по почте, установленный статьей 80 НК РФ, считается нарушенным, если отсутствует опись вложения, и это может повлечь за собой наступление налоговой ответственности по статье 119 НК РФ.

Датой представления налоговой декларации, отправленной по почте, является дата, указанная в штампе «Почта России». При этом дата, указанная на календарном штемпеле оператора почтовой связи, подтверждает только дату приема декларации с описью вложения от налогоплательщика и в целях применения статьи 80 НК РФ не признается датой представления налоговой декларации.

Декларация, поданная не в полном объеме, не содержит все сведения, необходимые для осуществления налогового контроля над налогоплательщиком, не позволяет проверить правильность исчисления и уплаты налога. Следовательно, такой документ не отвечает установленным пунктом 1 статьи 80 НК РФ требованиям к такому документу, как декларация, и не может считаться представленным в пределах установленного срока. Этот вывод подтверждает и судебная практика (см. например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.02.2006 N А19-22309/05-5-Ф02-321/06-С1).

С изменением статьи 119 Налогового кодекса РФ появилась неясность в определении размера штрафа, когда налог уплачен в установленный срок, но налоговая декларация не предоставлена, либо несвоевременно подана нулевая декларация:

из буквального толкования статьи 119 следует, что штраф за несвоевременное представление декларации должен составлять 0 рублей так как неуплаченная сумма (т.е. налоговая база для уплаты штрафа) равна 0 рублей;

1 000 рублей, т.к. такой минимальный штраф установлен указанной нормой.

Письмом Минфина от 21.10.10 № 03-02-07/1479 разъяснено, что представление налогоплательщиком налоговой декларации после 2 сентября 2010 года с нарушением срока влечет взыскание штрафа, установленного статьей 119 НК РФ Минимальный штраф подлежит взысканию в соответствии со статьей 119 Кодекса за указанное налоговое правонарушение также и в случае, когда сумма налога, указанная в налоговой декларации, представленной в налоговый орган с нарушением срока, уплачена налогоплательщиком своевременно и полностью.

Читайте так же:  Кас жалоба на действия пристава

Ничего другого от Минфина ожидать не приходится, ведь не надо забывать, что основная функция этого государственного органа – наполнение государственного бюджета. Поэтому предлагаю дождаться судебной практики на этот счет.

С 1 января 2014 года из пункта 1 исключено указание на субъекта правонарушения — налогоплательщика. Таким образом, с 1 января 2014 года по ст. 119 НК РФ могут быть оштрафованы, например, налоговые агенты по НДС.

Кроме того, с 1 января 2014 года оштрафовать по ст. 119 НК РФ можно и лиц, не являющихся плательщиками НДС, в случае выставления счетов-фактур с выделенной суммой налога. До этой даты вопрос о привлечении их к ответственности также являлся спорным. Причем Президиум ВАС РФ принял сторону организаций и предпринимателей. Он указал, что неплательщики НДС не могут быть привлечены к ответственности за непредставление деклараций по данному налогу (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 4544/07).

Разъяснения Минфина по применению статьи 119 НК

Письмом Минфина России от 07.10.2011 № 03-02-08/108 разъяснены вопросы ответственности за непредставление налоговой декларации в установленный срок.

Налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган в установленный законом срок налоговую декларацию, в том числе и при отсутствии налога к уплате (информационное письмо Президиума ВАС России от 17.03.03 № 71).

За невыполнение данного требования предусмотрена налоговая ответственность (ст. 119 НК РФ), минимальный штраф составляет 1000 руб.

Разъяснения ФНС РФ по применению статьи 119 НК
Письмо
от 18 декабря 2012 г. № АС-4-2/21574

Федеральная налоговая служба в связи с поступающими запросами территориальных налоговых органов по вопросу разъяснения порядка привлечения к ответственности организаций, которые не предоставляют бухгалтерскую и налоговую отчетность, сообщает следующее.

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет в соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 Налогового кодекса, влечет в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый не представленный документ.

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет в соответствии со статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 15.6 КоАП РФ, влечет согласно статьи 15.6 КоАП РФ наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.

При этом следует учитывать положение пункта 2 статьи 108 Налогового кодекса, из которого следует, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.06.2011 по делу N А27-13715/2010 (Определением ВАС РФ от 16.01.2012 N ВАС-11154/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до подведомственных налоговых органов.

Статья написана и размещена в 2010 году. Дополнена — 04.10.2014, 14.11.2014, 02.03.2018

Администрация Партизанского городского округа

Вызов на комиссию по легализации налоговой базы

Предупредительный сигнал

Если по результатам аналитического отбора вы попали в список кандидатов для приглашения на комиссию, не позднее, чем за месяц до ее проведения налоговая вам направит информационное письмо, в котором будут перечислены подозрения в отношении вашей компании.

Цель этого письма — побудить вас добровольно уточнить декларацию и доплатить налоги. С учетом оценки своих рисков по информации, имеющейся у налоговиков о вашей деятельности.

В ответ на письмо вы вправе представить внятные пояснения, привести аргументы и разъяснить обстоятельства, опровергающие подозрительность налоговиков. На реагирование дается 10 дней.

Уведомление о вызове на комиссию

Если этот срок истек, а налоги вы добровольно не доплатили и пояснений никаких не представили, то будьте любезны! — вас будут заслушивать коллегиально. На комиссии. Налоговая направит вам уведомление с указанием даты, времени и места заседания комиссии по легализации налоговой базы.

Совет: если вам есть что пояснить, дополнить или прокомментировать по вопросам, изложенным в информационном письме, советую это сделать. Возможно, налоговую эти пояснения устроят и уведомление о вызове на комиссию вам направлять не будут.

Вызовы на комиссию по телефону можно игнорировать, так как отсутствует официальное подтверждение того, что вы были уведомлены.

Кого хотят видеть

На комиссию может пойти руководитель компании или его представитель по доверенности. Как правило, к представителям комиссия относится с подозрением и недоверием, подозревая директора в номинальности. Все просто – директора проще напугать, и, угрожая выездной проверкой, вынудить компанию доплатить налоги или повысить зарплату сотрудникам.

Если на комиссию вы пришли, но отказались отвечать, оштрафовать вас не вправе.

За уклонение или за неявку без уважительной причины штраф от 2000 до 4000 руб.

Комиссию лучше не игнорировать. Уклоняться – бессмысленно. Не давайте сотрудникам налоговой инспекции повод усомниться в честности и прозрачности своего бизнеса.

Читайте так же:  Получение разрешения на ношение травматического оружия

Могут возникнуть подозрения, что компания скрывается, и тогда налоговики могут запустить весь маховик налогового контроля — проверку адреса вашей регистрации, проверку расчетных счетов и контрагентов, вызовы на опросы сотрудников, руководителей и учредителей, привлечение для розыска правоохранительные органы, назначение камеральной или выездной налоговых проверок.

Совет. Если прийти на комиссию в назначенный день не получается по какой-то причине (например, командировка директора или болезнь главбуха), стоит заранее уведомить об этом налоговую через личный кабинет, по ТКС или принести письмо о неявке на комиссию с указанием причины. Заседание, скорее всего, перенесут на другую дату и повторно направят вам уведомление и дате, времени и месте.

Результат заседания

По итогам заседания комиссии составляется протокол, который фиксирует рекомендации и срок устранения нарушений.

Инспекции на местах применяют различные «гибриды» комиссии по легализации налоговой базы, по направленности – комиссия по разрывам НДС, комиссия по убыткам, отраслевые и другие целевые комиссии.

Вызов на рабочие группы

Одно только название звучит угрожающе — «Рабочая группа по рассмотрению деятельности налогоплательщиков – участников схем сомнительных операций, установленных с использованием «АСК НДС-2».

Налоговый кодекс не предусматривает заседаний подобных рабочих групп. Это еще один способ давления на бизнес – что-то выяснить под угрозой включения в план выездных проверок.

Идти или нет на заседания таких рабочих групп – дело добровольное. Если не пойдете — никаких санкций не последует, пойдете- будете больше знать. Грамотно и взвешенно оцените свои риски.

Совет: Направьте по доверенности толкового представителя, чтобы разузнать, сколько и чего имеет налоговая на вас. Отвечать следует только по теме уведомления, никаких документов не представлять. Если вопросы покажутся неудобными по любой причине, можно на них не отвечать. И даже прервать в любой момент эту беседу. Сослаться на запланированную встречу, извиниться, вежливо попрощаться и спокойно уйти.

Вы здесь

Административная ответственность налогоплательщиков за неявку в налоговый орган

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) к обязанностям налогоплательщиков (плательщиков сборов), отнесены, в том числе, выполнение законных требований налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также обязанность не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Вызов для дачи пояснений налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов, адресованный гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляется по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей (часть 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ)).

Указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган.

Составом административного правонарушения по данной норме является неповиновение законному распоряжению или требованию должностным лицам государственных органов. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ, в случае неповиновения законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), являются, граждане и должностные лица организаций, которым был адресован вызов для дачи пояснений.

Если вызов для дачи пояснений был направлен по адресу места нахождения филиала или представительства юридического лица, руководитель которого осуществляет функции законного представителя организации, ответственным должностным лицом, в отношении которого рассматривается вопрос о привлечении к ответственности по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ, является соответствующий законный представитель организации.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного данной статьей, заключается в неповиновении законному распоряжению или требованию должностного лица госоргана, при этом неповиновение может выражаться как в форме действия, так и в форме бездействия.

Межрайонная ИФНС России №8 по Приморскому краю

Что налоговики начали устраивать с допросами: как себя защитить, если не хочется отвечать на вопросы

Недавно мы написали о поразительной истории: налоговая оштрафовала акционера компании, который не посчитал нужным отвечать на один из вопросов. На «Клерке», естественно, поднялась волна возмущения. Поэтому мы попросили адвоката рассказать все, что важно знать бухгалтерам, директорам и владельцам бизнеса про налоговые допросы.

Вместо заключения

Вызовы в инспекцию лучше не игнорировать. Если вы попали в список подозреваемых – от вас вряд ли отстанут- будут продолжать вызывать и разыскивать. На ваше «крутить вола» будут выкручивать вам нервы.

Крайне неосмотрительно оставлять без внимания подозрения и действия налоговой в отношении вашей компании.

Весь процесс взаимодействия с ревизорами должен находиться под вашим контролем.

Видео (кликните для воспроизведения).

Независимый налоговый консультант-практик. Советник налоговой службы Российской Федерации 3 ранга. Уже много лет я помогаю российским бизнесменам осмысленно и осознанно решать налоговые проблемы, преодолевать страхи и ограничения, вызванные общением с налоговыми органами. Охлаждать пыл и останавливать от опасных налоговых кульбитов. Уверенно, спокойно и с достоинством вести свой бизнес в непростых, а порой и опасных, российских условиях.

Источники

Административный штраф за неявку в налоговый орган
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here