Административный штраф ростехнадзора

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Административный штраф ростехнадзора". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Административный штраф ростехнадзора

Поверхностная консультация может изначально дискредитировать юриста.

Тщательное выяснение и вдумчивая правовая оценка фактических обстоятельств спорной ситуации — необходимые условия для достижения успеха в суде и установления прочных доверительных отношений при оказании юридической помощи.

Штраф Ростехнадзора уменьшен ниже низшего предела

Ростехнадзором проведена плановая выездная проверка компании на предмет соблюдения обязательных требований в области промышленной безопасности.

В ходе контрольных мероприятий проверяющими Ростехнадзора выявлено, что при эксплуатации опасного производственного объекта компанией не соблюдаются требования промышленной безопасности, в частности:

  • лицом, ответственным за осуществление производственного контроля, соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте назначен главный инженер, не имеющий высшего технического образования, соответствующего профилю производственного объекта;
  • компанией не переоформлена лицензия на предмет включения в нее работ, связанных с эксплуатацией оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
  • специалист компании, ответственный за обеспечение безопасности при эксплуатации систем газораспределения и газопотребления, не аттестован по вопросам промышленной безопасности на объектах газораспределения и газопотребления (сроки действия предыдущей аттестации окончились);
  • локальным нормативным актом общества на директора организации не возложена ответственность за осуществление производственного контроля;
  • перед допуском к самостоятельной работе оператора котельной не проведена проверка знаний производственных инструкций и(или) инструкций для конкретной профессии.

Региональным управлением Ростехнадзора вынесено постановление, которым компания признана виновной в совершении правонарушения, установленного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 р.

Судом при рассмотрении спора также установлено, что при осуществлении деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта компанией вышеперечисленные требования не соблюдались.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Положения ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ носят бланкетный характер, вследствие чего, привлечение к ответственности за такое правонарушение возможно лишь при условии нарушения конкретных требований промышленной безопасности, регламентированных в соответствующих нормативных актах.

Отношения, связанные с обеспечением безопасной эксплуатации опасных производственных объектов на территории России, регулируются Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». К категории опасных производственных объектов относятся, среди прочих, объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе, воспламеняющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества, вещества, представляющие опасность для окружающей среды; используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.

Уменьшение штрафа ниже низшего предела

Размер штрафа должен соотноситься с характером и степенью общественной опасности правонарушения и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.

В Постановлении Конституционного Суда от 25.02.2014 № 4-П указано, что впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер штрафа может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией с учетом последствий совершенного правонарушения, степени вины компании, ее имущественного и финансового положения.

В рассматриваемом административном споре минимальный штраф в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ равен 200 000 р.; в санкции указанной нормы не предусмотрена возможность применения альтернативного наказания (административного предупреждения).

Судом установлено, что согласно отчету о финансовых результатах компания получила убыток. Отрицательный финансовый результат в виде убытка отражен в бухгалтерской отчетности, компания имеет задолженность по обязательным платежам.

По мнению суда при данном финансовом положении взыскание наложенного штрафа в размере 200 000 р. безусловно повлечет неблагоприятные последствия в осуществляемой хозяйственной деятельности компании. Приведенные обстоятельства в совокупности имеют существенное значение для индивидуализации административной ответственности.

В связи с отсутствием доказательств повторности совершения однородного правонарушения, суд снизил размер штрафа ниже низшего предела, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, а именно с 200 000 до 100 000 р.

* Информация о спорной ситуации приведена из картотеки судебных решений (arbitr.ru)

Получить дополнительную информацию и разъяснения по вопросу оспаривания необоснованного решения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) можно по указанному на сайте телефону и в разделе «Юридическая консультация по спору с Ростехнадзором».

Административный штраф ростехнадзора

ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ
Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО

Размер штрафа
на граждан*

– от 2 000 до 3 000 рублей;
на должностных лиц – от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификация на срок от 6 месяцев
до 1 года;
на юридических лиц – от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Примеры нарушений

Отсутствует (требует переработки) Положения
о порядке технического расследования причин инцидентов.

Отсутствует (требует переработки) План мероприятий по локализации и ликвидации аварий на ОПО.

В Сведениях, характеризующих ОПО, отсутствует полный перечень технических устройств, фактически применяемых на объекте.

Отсутствуют заключения экспертизы промышленной безопасности для технических устройств, зданий
и сооружений на ОПО.

На ОПО применяется оборудование в неисправном состоянии (когда неисправность может привести
к неправильной работе оборудования).

Не переоформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности в связи с изменением наименования лицензируемого вида деятельности и/или в связи
с изменением наименования выполняемых работ (оказываемых услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности и т.д.

Читайте так же:  Нарушение тишины в квартире закон

ч. 2 ст. 9.1 КоАП РФ
Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на ОПО .

Размер штрафа
на граждан*

– от 4 000 до 5 000 рублей;
на должностных лиц – от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 1,5 лет;
на юридических лиц – от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Примеры нарушений

Лицензия предприятия на осуществление деятельности по эксплуатации ОПО не предусматривает виды работ по хранению воспламеняющихся, окисляющихся, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды.

На предприятии отсутствует книга учета выдачи и возврата взрывчатых материалов.

Комиссией по проверке правильности учета, хранения и наличия взрывчатых материалов на складах не проводятся соответствующие ежемесячные проверки.

Ограда территории склада взрывчатых материалов не соответствует требованиям правил безопасности и имеет высоту менее 2 метров.

В зданиях складов возле стеллажей и штабелей отсутствуют таблички с указанием взрывчатых веществ, их количества, номера партии, даты изготовления и гарантийного срока хранения и т.д.

ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ
Грубое ** нарушение требований промышленной безопасности или грубое ** нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности
в области промышленной безопасности ОПО .

Размер штрафа
на должностных лиц

– от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет;
на юридических лиц – от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Примеры нарушений

Отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности.

На ОПО применяется оборудование в неисправном состоянии, когда неисправность может привести
к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей (например, не работают контрольно-измерительные приборы, ограничители, высокий износ элементов механизмов и проч.).

К работе допускается персонал, не прошедший инструктаж (обучение) и аттестацию
по промышленной безопасности.

На ОПО эксплуатируется оборудование, не введенное в эксплуатацию в установленном порядке.

Башенные краны применяются на строительной площадке в охранной зоне воздушной линии электропередачи ЛЭП 110кВ без согласования
с владельцем линии.

Башенные краны эксплуатируются с отступлениями от требований проекта производства работ кранами и т.д.

ч. 4 ст. 9.1 КоАП РФ
Дача заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности (если это действие
не содержит уголовно наказуемого деяния) .

Размер штрафа
на должностных лиц

– от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 6 месяцев
до 2 лет;
на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей

ст. 9.19 КоАП РФ

Эксплуатация опасного объекта, за исключением ввода в эксплуатацию, при отсутствии договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта
за причинение вреда в результате аварии
на опасном объекте .

Размер штрафа
на должностных лиц

– от 15 000 до 20 000 рублей;
на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей

Примеры нарушений

Эксплуатация опасных объектов*** без договора (полиса) обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Эксплуатация опасных объектов с договором (полисом) обязательного страхования, срок действия которого истек.
Эксплуатация опасных объектов с договором (полисом) обязательного страхования, оформленным с нарушением требований к такому страхованию (например, указана неверная страховая сумма или страховой тариф).

***

К опасным объектам относятся ОПО, ГТС, АЗС, лифты, подъемные платформы для инвалидов, эскалаторы вне метрополитенов, пассажирские конвейеры .

ст. 9.17 КоАП РФ

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган, осуществляющий государственный контроль (надзор)… сведений (информации), представление которых предусмотрено законом…, либо представление таких сведений (информации)
в неполном объеме или в искаженном виде .

Размер штрафа
— предупреждение (обычно для субъектов малого бизнеса при первом нарушении);
на граждан

– от 100 до 300 рублей;
на должностных лиц – от 300 до 500 рублей;
на юридических лиц – от 3 000 до 5 000 рублей.

Примеры нарушений

Непредставление (чаще наказывают по ч. 1 ст. 9.1) или несвоевременное представление сведений
об организации производственного контроля
за соблюдением требований промышленной безопасности, которые подаются до 1 апреля соответствующего календарного года (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ).

Непредставление или несвоевременное представление информации об инцидентах, произошедших на ОПО (согласно п. 35
Раздела 2 Приказа Ростехнадзора от 19 августа 2011 года № 480 отчет об инцидентах представляется
в территориальные органы Ростехнадзора не реже
1 раза в квартал). .

ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ

Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности.

Размер штрафа
на должностных лиц

– от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года
до 3 лет;
на юридических лиц – от 400 000 до 700 000 рублей.

Примеры нарушений

Невыполнение в установленный срок одного и более пунктов предписания Ростехнадзора об устранении выявленных в ходе плановой или внеплановой проверки нарушений обязательных требований.

Важно: лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

*

> К гражданам относится линейный персонал, работающий на ОПО.

Статья 9.1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 171-ФЗ в статью 9.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

Статья 9.1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 9.1 КоАП РФ

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 г. N 4-П положения части 1 статьи 9.1 настоящего Кодекса, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания

Читайте так же:  Какой срок погашения административного наказания установлен коап

1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до полутора лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ статья 9.1 настоящего Кодекса дополнена частью 4, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

4. Дача заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

Видео (кликните для воспроизведения).

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до двух лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

1. Под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

2. Для целей настоящей статьи под должностными лицами в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации. В случае, когда полномочия единоличного исполнительного органа организации осуществляет юридическое лицо (управляющая организация), под должностным лицом понимается лицо, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности. В случае отсутствия такого лица в управляющей организации под должностным лицом понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации.

3. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ примечания к статье 9.1 настоящего Кодекса дополнены пунктом 4, вступающим в силу с 1 января 2014 г.

4. Эксперты в области промышленной безопасности, совершившие при проведении экспертизы промышленной безопасности административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, несут административную ответственность как должностные лица.

Ростехнадзор разъясняет: Оплата административных штрафов Ростехнадзора

В каких случаях предоставляется отсрочка и рассрочка платежа по административному наказанию?

Ответ: В соответствии со статьёй 31.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, отсрочка и рассрочка платежа по административному наказанию осуществляется:

  1. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.
  2. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

Добрый день! После проверки предприятия, получила штраф как должностное лицо, 20 000 руб. Могу ли я в течение 60 дней оплачивать его частями или должна внести всю сумму сразу? Спасибо.

Ответ: Согласно статьи 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии обстоятельств, в следствии которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

Частичная оплата административного штрафа не предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации.

Информация Ростехнадзора от 05.09.2018:

Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) информирует, что административный штраф в соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности.

Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность оплаты административного штрафа иным лицом.

В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации порядок уплаты неналоговых платежей (арендная плата, штраф, прочие платежи) в бюджет иным лицом за лицо, в обязанность которого входит уплата данных платежей, не установлен. Администратор доходов бюджета не вправе принимать к учету платежные документы от иных лиц и должен осуществить возврат данного платежа, как излишне (ошибочно) уплаченного в бюджет, плательщику в порядке, установленном приказом Минфина России от 18 декабря 2013 года № 125н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».

Читайте так же:  Решение суда мелкое хулиганство

Таким образом, денежные средства, поступившие от третьих лиц в счет оплаты административных штрафов, Волжско-Окским управлением Ростехнадзора будут приняты к учету как ошибочно перечисленные и подлежащие возврату на основании заявления плательщика.

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)

Штрафы за отсутствие полиса на страхование ОПО автоматизируют

Штраф за отсутствие полиса на страхование ОПО:

На должностных лиц — от 15 000 до 20 000 рублей.

На юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей.

Оформите страховой полис на ОПО за 3 рабочих дня !

Ростехнадзор подготовил поправки, которые дают службе право автоматически штрафовать владельцев опасных производственных объектов (ОПО) за отсутствие обязательной страховки. До сих пор единственным госорганом, который имел право штрафовать во внесудебном порядке, была ГИБДД. В случае одобрения поправок штрафы размером до 500 тыс. руб. могут быть взысканы примерно с 300 тыс. ОПО. Представители промышленников считают, что такое ужесточение при завышенных тарифах на страхование существенно увеличит издержки бизнеса.

Ростехнадзор представил для общественного обсуждения подготовленные им поправки к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) и закону об обязательном страховании ответственности владельцев ОПО. Как следует из текста законопроекта, ведомство сможет автоматически, без присутствия владельца ОПО, налагать штрафы за отсутствие у него этой обязательной страховки. Как сказано в пояснительной записке к проекту, подобный внесудебный механизм наложения штрафов применяется сейчас лишь при контроле за соблюдением правил дорожного движения.

По данным Ростехнадзора, сейчас около 40% поднадзорных ему ОПО остаются незастрахованными (всего в РФ действует примерно 750 тыс. ОПО). После принятия поправок их ждут автоматические штрафы по КоАП в размере от 15 тыс. до 20 тыс. руб. на должностных лиц и от 300 тыс. до 500 тыс. руб. на юрлиц.

Поясним, что данные о застрахованных Ростехнадзор получает от Национального союза страховщиков ответственности (НССО) – сведения о договоре страхования передаются службе в течение суток после его заключения. По словам начальника правового управления Ростехнадзора Юрия Минченко, сведения страховщиков используются при подготовке к проведению проверок. «Но численность инспекторского состава ведомства ограниченна. В существующем нормативном поле крайне затруднительно понудить владельцев ОПО соблюдать требования закона о страховании», – признают в службе.

На сегодняшний день ОПО разделены на четыре класса опасности, и постоянные проверки проводятся только в отношении объектов I-III кл. Плановые проверки организаций, эксплуатирующих производственные объекты IV класса опасности, не проводятся. «В этой связи ведомство фактически лишается возможности выявлять такое простое правонарушение, как отсутствие страховых полисов», – говорит он. Из-за этого за 2014 год было наложено только 276 подобных штрафов на 27 млн руб. (взыскано – 8 млн руб.).

Как поясняет глава отдела организации технической экспертизы и расследования аварий НССО Александр Колесников, к объектам IV класса опасности относятся нефтяные скважины, краны, эскалаторы метрополитена, газовые сети, небольшие нефтепроводы. На март 2015 года таких объектов в стране – около 70 тыс. По данным начальника отдела компенсационных выплат НССО Кристины Палаймы, на объектах IV класса опасности происходит почти треть всех событий на ОПО, и доля страховых выплат по ним превышает 40% в общем объеме (средняя выплата составляет 544 тыс. руб.).

Таким образом, из-за отсутствия контроля за одним IV классом опасности ОПО автоматические штрафы с подачи Ростехнадзора могут быть введены для всех промышленников. Для предотвращения случаев ошибочного наложения штрафов, например при сбоях в каналах связи между НССО и Ростехнадзором, предусмотрено, что постановление о нарушении выносится по истечении 15 дней после получения от страховщиков информации, говорит Юрий Минченко. Штрафы Ростехнадзора можно будет обжаловать в суде.

Промышленников новации не радуют. «Эта инициатива излишняя, – говорит глава подкомитета по обязательным видам страхования РСПП Андрей Денисов. – При завышенных тарифах на страхование ОПО обкладывать еще и штрафами некорректно». По его словам, бизнес уже несколько лет ждет от регулятора страховщиков пересчета тарифов по ОСОПО, но вместо этого получает усиление санкций.

Глава 9. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (ст.ст. 9.1 — 9.24)

Глава 9. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике

ГАРАНТ:

О некоторых вопросах применения главы 9 настоящего Кодекса см. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2011 г. N 11

>
Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной.
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Штрафы ростехнадзора

Под проверки Ростехнадзора могут попасть совершенно разные предприятия — от магазина до нефтедобывающей вышки. Соответственно и критерии проверки различаются в зависимости от вида деятельности.

Кого проверяет Ростехнадзор

Список проверяемых Ростехнадзором предпринимателей огромен, содержится он в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Например, вам придется столкнуться с проверками, если вы:

  • Используете или разрабатываете недра Земли.
  • Применяете атомную энергию.
  • Пользуетесь не бытовыми электрическими (или тепловыми) установками, оборудованием, работающим под высоким давлением.
  • Используете гидротехнические сооружения.
  • Взаимодействуете со взрывчатыми промышленными материалами, токсичными, окисляющими веществами.

Эксплуатируете стационарные грузоподъемные механизмы.

Штрафы ростехнадзора

Статья 9.1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов

Читайте так же:  Предупреждение административный штраф административный арест являются

Что проверяет Ростехнадзор

Проверка документов. Договора, разрешения, лицензии, все что даже отдаленно связано с эксплуатацией особо опасных объектов. Существует более десяти регламентов, отражающих весь порядок проверки Ростехнадзора.

Приблизительный список интересующих Ростехнадзор документов выглядит так:

  1. Учредительные документы или свидетельство о регистрации ИП;
  2. Документы, подтверждающие присутствие опасного производственного объекта, его регистрацию в государственном реестре, разрешение на ввод его в эксплуатацию и лицензия на его использование;
  3. Сертификаты на применяемое оборудование, приборы;
  4. Документы, относящиеся к промышленной безопасности (в их числе издания федеральных законов);
  5. Журналы учета аварий, инструктажа по технике безопасности, выдачи пропусков и прочие;
  6. Заключения экспертов промышленной безопасности;
  7. Данные о сотрудниках, задействованных на опасном производственном объекте, подтверждение их профессиональной и медицинской пригодности;
  8. Договоры страхования риска ответственности;
  9. Нормативные документы о правилах работ на опасном объекте;
  10. Графики диагностики оборудования, капитального ремонта и другие;
  11. Выданные ранее предписания Ростехнадзора, подтверждения их исполнения;
  12. Договоры с аварийно-спасательными службами, либо со специально обученным персоналом.

В каких случаях приходит проверка Ростехнадзора

Ростехнадзор организует проверку если:

  • Вы сами делаете официальное заявление о своем намерении приступить к работе, связанной с промышленной безопасностью, или о завершении капитального строительства.
  • Вам выдали разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения год назад.
  • Поступила информация о наличии в вашей деятельности опасных производственных объектов, либо если на них произошло ЧП.
  • Были получены жалобы о нарушении промышленной безопасности на предприятии.
  • Вы получаете разрешение на применение на опасном производстве некоторых технических устройств или на использование химических и взрывоопасных устройств и метариалов.
  • Вы обслуживаете объекты опасного производства.

Ростехнадзор штрафует за непредставление отчета о производственном контроле

Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности…» организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года представлять в территориальные органы Ростехнадзора Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промбезопасности на предприятии за истекший год. Так называемый отчет о производственном контроле (ПК) должны подавать владельцы всех ОПО I, II, III и IV классов опасности.

Требования к форме представления Сведений о ПК и рекомендуемый образец отчета даны в приказе ФСЭТАН от 23 января 2014 г. № 25. Также справочные материалы по заполнению сведений, образец отчета в печатном формате (таблица MS Excel) и в формате электронного XML-документа можно скачать на официальных сайтах управлений Ростехнадзора.

За непредставление или несвоевременное представление отчета о производственном контроле до 1 апреля владельцы ОПО привлекаются к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа на юридическое лицо в размере от 200 000 до 300 000 рублей, на должностное лицо – от 20 000 до 30 000 рублей.

За непредставление сведений об организации и осуществлении производственного контроля повторно с учетом выявленных несоответствий организации привлекаются к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ, которая предполагает штраф на юридическое лицо в размере от 3000 до 5000 рублей, на должностное лицо – от 300 до 500 рублей.

И Ростехнадзор активно штрафует нарушителей. По информации ФСЭТАН, порядка 35% эксплуатирующих ОПО организаций на всей территории России не сдали в срок отчет о производственном контроле.

Так, еще в мае 2015 года Нижне-Волжское управление Ростехнадзора опубликовало информационное сообщение о применении санкций к подконтрольным предприятиям за непредставление отчетов по производственному контролю (http://nvol.gosnadzor.ru/news/65/360/). Ведомство привело статистику по каждому региону, в котором находятся поднадзорные ему организации (подробности можно узнать на сайте РТН).

В итоге, из 4314 зарегистрированных на территории действия Нижне-Волжского управления Ростехнадзора организаций, эксплуатирующих ОПО, 1778 предприятий не сдали Отчет о ПК. При этом в 689 компаний направлены уведомления о дате, времени и месте составления в отношении них протоколов об административном правонарушении по ч.1 ст.9.1 и ст.19.7 КоАП РФ.

В Астраханской области Составлен 21 протокол об административных правонарушениях, из которых:

  • 2 протокола в отношении двух юридических лиц по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, каждая из организаций оштрафована на 200 000 рублей;
  • 3 протокола в отношении юридических лиц по ст.19.7 КоАП РФ, материалы дела направлены в судебные органы для вынесения решений;
  • 5 протоколов в отношении должностных лиц, допустивших непредставление сведений по производственному контролю – каждое должностное лицо оштрафовано на 20 000 рублей.

В Саратовской области составлено 17 протоколов об административных правонарушениях по ч.1 ст.9.1 и ст.19.7 КоАП РФ.

Аналогичное информационное сообщение опубликовано в июне 2015 на сайте Печорского управления ФСЭТАН (http://pech.gosnadzor.ru/news/65/217/). Ведомство привело перечень из 5-ти организаций, должностные лица (ответственные за производственный контроль) которых привлечены к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ в виде штрафа на сумму 20 000 рублей.

Волжско-Окское управление Ростехнадзора в июне 2015 сообщило о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении 90 поднадзорных организаций, эксплуатирующих ОПО и не сдавших в срок до 1 апреля сведения об организации производственного контроля (http://volok.gosnadzor.ru/news/65/332/). Ведомство планирует оштрафовать по ст.19.7 КоАП РФ 68 юридических лиц и 22 должностных лица.

Дальневосточное управление Ростехнадзора в июле 2015 г. опубликовало перечень из 26-ти организаций, которые не предоставили (несвоевременно предоставили) сведения об организации производственного контроля на ОПО за 2014 год (http://dvost.gosnadzor.ru/news/65/241/). Ведомство указывает, что в эти организации направлены уведомления о составлении протоколов об административных правонарушениях, а также возбуждено 18 административных дел по ст. 19.7 и ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ. В отношении 12 компаний судебные органы уже вынесли административные наказания.

Другие территориальные органы ФСЭТАН пока не опубликовали подробной статистки по применению штрафных санкций к владельцам ОПО, не сдавшим отчет о ПК. Однако практически все управления Ростехнадзора в информационных сообщениях указывают непредставление (несвоевременное представление) отчета как одно из основных нарушений и повод для наложения штрафных санкций.

Кроме того, практика работы с действующими клиентами – владельцами ОПО – показывает, что многие из них уже получили так называемые «письма счастья» со штрафами. В них, как правило, содержится уведомление о дате, времени и месте составления протоколов об административном правонарушении по ч.1 ст.9.1 (накладывается минимальный штраф на должностное и юридическое лицо общей суммой 220 000 рублей) и ст.19.7 КоАП РФ.

Читайте так же:  Сроки давности на доходы

Специалисты Ростехнадзора и экспертные организации рекомендуют заранее озадачиться формированием Отчета о производственном контроле за 2015 год. Подготовка сведений о ПК для представления в управления ФСЭТАН – трудоемкий и затратный по времени процесс. Для составления документа нужно собрать информацию по оборудованию, применяемому на ОПО; сотрудникам, работающим на ОПО; рассмотреть такие нормативно-технические акты, как: ПМЛАС, Положение о производственном контроле, сведения о проводимых экспертизах промышленной безопасности и т.д.

Срок подготовки Отчета о производственном контроле может растянуться на несколько месяцев. Как нередко бывает: какие-то документы могут отсутствовать (или истек срок их действия), сотрудники могут быть не обучены, экспертизы – не проведены. Тем самым возникает риск наложения штрафных санкций со стороны Ростехнадзора. А 220 000 рублей – сумма явно нелишняя для любого предприятия.

Административная ответственность, если на ОПО работает необученный персонал

На любом опасном производственном объекте допускать к работе можно только персонал, удовлетворяющий соответствующим квалификационным требованиям и не имеющий медицинских противопоказаний к указанной работе, а также прошедший подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности (статья 9 ФЗ-116).

В зависимости от типа ОПО могут потребоваться различные виды обучения (подготовки и переподготовки) сотрудников. Наиболее частые направления — это:

  1. «Промышленная безопасность»
  2. «Пожарно- технический минимум»
  3. «Охрана труда» («Обучение по работе с инструментами»)
  4. «Обучение на группу по электробезопасности»
  5. «Допуск к самостоятельным работам по обслуживанию и ремонту газового оборудования опасных производственных объектов систем газопотребления с правом и выполнению газоопасных работ»
  6. «Допуск к самостоятельным работам по обслуживанию оборудования работающего под давлением»
  7. Рабочие профессии («Обучение на стропальщика», «Обучение на слесаря по контрольно- измерительным приборам и автоматике безопасности КИПиА с правом выполнения газоопасных работ»)

Рассмотрим вопрос, а какова административная ответственность и штрафы, если не проводить обучение, аттестацию сотрудников по этим направлениям.

№ п/п Направление обучения Нормативный документ Административная ответственность, штрафы
1. «Промышленная безопасность»

Часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ

Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО влечет наложение административного штрафа

  • на граждан в размере от 2 000 руб. до 3 000 руб.;
  • на должностных лиц от 20 000 руб. до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;
  • на юридических лиц от 200 000 руб. до 300 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. «Пожарно-технический минимум»

Части 1 и 6 статьи 20.4 КоАП РФ.

Нарушение требований пожарной безопасности влечет:

  • предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 руб. до 3000 рублей
  • для должностных лиц от 6 000 до 15 000 руб.;
  • на юридических лиц — от 150 000 до 200 000 руб.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара, причинения вреда имуществу и здоровью и уничтожение влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 4000 до 5000 рублей
  • на должностных лиц — от 40000 до 50000 рублей;
  • на юридических лиц — от 350000 до 400000 рублей
3. «Охрана труда»
«Обучение по работе с инструментами»

Часть 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, влечет наложение штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 15 000 руб. до 25 000 руб.;
  • на юридических лиц — от 110 000 руб. до 130 000 руб.

Статья 143 УК РФ

Видео (кликните для воспроизведения).

Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (Уголовная ответственность за несчастные случаи на производстве, если своими распоряжениями, действиями или бездействием не выполнили свои должностные обязанности по охране труда или не приняли должных мер для предотвращения несчастного случая)

4. «Обучение на группу по электробезопасности»

Статья 9.11. КоАП.

Нарушение правил эксплуатации электроустановок влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей
  • на должностных лиц — от 2000 до 4000 руб.
  • на юридических лиц — от 20000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Должностными лицами, которые обязаны организовать своевременное обучение и обеспечить надлежащий допуск к работе электротехнического и электротехнологического персонала являются руководитель компании и ответственный за электрохозяйство (п.1.2.9 ПТЭЭП). Ответственность также могут нести иные лица, допустившие нарушения в работе электроустановок.

5. «Допуск к самостоятельным работам по обслуживанию и ремонту газового оборудования опасных производственных объектов систем газопотребления с правом и выполнению газоопасных работ»

Смотри в этой таблице

пункт 1 – за нарушение требований промышленной безопасности

6. «Допуск к самостоятельным работам по обслуживанию оборудования работающего под давлением»

Смотри в этой таблице

пункт 1 – за нарушение требований промышленной безопасности

7. Рабочие профессии
«Обучение на стропальщика»,
«Обучение на слесаря по контрольно- измерительным приборам и автоматике безопасности КИПиА с правом выполнения газоопасных работ»

Смотри в этой таблице

пункт 1 – за нарушение требований промышленной безопасности

и пункт 3 за нарушение требований охраны труда

Наш учебный центр оказывает образовательные услуги по всем перечисленным направлениям. Подробнее смотрите График обучения в учебном центре «Техкранэнерго» .

Руководитель направления по Нижегородской области, Республике Татарстан
Шатило Валерий Викторович
Телефон: +7 (910) 181-9760
E-mail:

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Источники

Административный штраф ростехнадзора
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here